Из варяг в американцы. Зачем США взяли в лизинг шведскую субмарину?

Из варяг в американцы. Зачем США взяли в лизинг шведскую субмарину?


…Зона сплошного контроля АУГ представляет собой цилиндр радиусом 300 миль и высотой от морского дна до низких околоземных орбит. Ни один летательный аппарат, надводный боевой корабль или подводная лодка противника не имеют шансов пройти незамеченным внутрь охраняемого периметра – в случае реальных боевых действий, их присутствие будет раскрыто, а сами подозрительные объекты будут немедленно уничтожены огневыми средствами кораблей и палубной авиации.

Владыки морских просторов!


Но отчего же на лицах у янки не видно нахальных улыбок? Куда девалась вся спесь и ощущение собственного превосходства? Покрасневшими от напряжения глазами, моряки внимательно вглядываются в экраны сонаров. Там, под темной водой что-то есть…

Хьюстон, у нас проблема!

О том, что дело круто неладно, командование ВМС США догадалось сразу – в 2000 году, во время учений у побережья Гавайев, австралийская дизель-электрическая лодка типа «Коллинз» смогла прорвать охранение и беспрепятственно прошла внутрь авианосной группы ВМС США. Аналогичные результаты продемонстрировали учения в акватории Средиземного моря – израильские подлодки типа «Долфин» условно «потопили» половину Шестого флота.

Американцы оказались беспомощны перед новой угрозой.

Несмотря на свое презрительное прозвище, современные «дизелюхи» превратились в смертельно опасных противников. Их малые размеры и низкий уровень собственных шумов сделал лодки практически не обнаружимыми на фоне звуков моря.

В отличие от грохочущих атомоходов, ДЭПЛ лишены зудящих насосов, обеспечивающих круговорот теплоносителя в реакторе. У них нет турбозубчатых агрегатов и мощных холодильных машин – только бесшумные аккумуляторы и тихий электромотор. Опционально - воздухонезависимая установка, выполненная на водородных топливных элементах или по типу двигателя Стирлинга, также работающая без внутренних взрывов и сильных вибраций.

Малые размеры и мощности – все это уменьшает тепловой след и площадь смачиваемой поверхности лодки. Уменьшается шумность и повышается скрытность. Малая масса стальных элементов корпуса не вызывают аномалии в магнитном поле Земли, препятствуя обнаружению лодки магнитными детекторами.

По-настоящему скрытный, бесшумный киллер. Морская «черная дыра»!

Состав вооружения и комплекс средств обнаружения на борту ДЭПЛ ни в чем не уступает их старшим «коллегам» - атомоходам. Минно-торпедное оружие, крылатые ракеты подводного базирования, водолазное и специальное оборудование – «дизелюхи» способны «спустить три шкуры» с любого, кто рискнет сунуться в прибрежные воды их государства.

При этом они сравнительно дешевы (в среднем, в 4-5 раз дешевле атомохода), многочисленны и, как следствие, вездесущи. Согласно расчетам американского командования, в наши дни ДЭПЛ стоят на вооружении 39 стран мира. Более 300 дизель-электрических подлодок! – прибрежные воды Евразии буквально кишат этими «рыбешками», но американский флот оказался ни разу не готов к встрече с подобной угрозой.

Сами янки не строят ДЭПЛ по одной очевидной причине - любые конфликты всегда происходят в Старом Свете, и, чтобы повоевать, американцы вынуждены тащиться за тридевять земель и три океана. ВМС США имеют неограниченный бюджет и ярко выраженную наступательную направленность - разумеется, выбор был сделан в пользу лодок с ядерной силовой установкой. Свою последнюю неатомную лодку янки построили в 1959 году (экспериментальную субмарину типа SSK).

Встреча с новой угрозой заставила Пентагон задуматься над собственным поведением и срочно принять программу DESI (Diesel-Electric Submarine Initiative), направленную на выработку мер по борьбе с современными ДЭПЛ.
С середины 2000-х ВМС США стали активно приглашать на учения субмарины союзников – дизель-электрические лодки ВМС Бразилии, Чили, Колумбии, Перу…

Но одно дело - гоняться за последними модификациями «Тип 209» - ДЭПЛ третьего поколения немецкой постройки, что хороши во всех отношениях, кроме одного - каждые несколько дней они вынуждены подниматься на поверхность.
И совсем другое дело – встреча со сверхсовременной ДЭПЛ, оснащенной воздухонезависимой (анаэробной) двигательной установкой, радикально продлевающей время нахождения под водой. Такие субмарины выходят за рамки привычной классификации (ДЭПЛ) и классифицируются как неатомные лодки (НАПЛ).

Для отработки подобного сценария ВМС США решили обратиться за помощью к союзникам и в взять в лизинг шведскую дизель-электрическую субмарину HSwMS Gotland (Gtd) с двигателем Стирлинга.

Из варяг в американцы

«Готланд» прибыл в Сан-Диего на борту полупогруженной платформы MV Eide Transporter в июне 2005 года, экипаж из 30 шведских моряков был переброшен в Калифорнию самолетом. Пару недель потребовалось, чтобы акклиматизироваться и отрегулировать балансировку и системы субмарины, изначально рассчитанные на прохладные, почти пресные воды Балтики, под условия великого океана.

А потом началось…

Следующие полгода Третий американский флот напряженно учился искать шведскую лодку. Специалисты ВМС США скрупулезно изучали «Готланд» снаружи и изнутри, записывали его шумы и параметры тепловых и электромагнитных полей.

Из варяг в американцы. Зачем США взяли в лизинг шведскую субмарину?


Фантастический подводный корабль потряс воображение янки:
«Готланд» оказался предельно быстр, мощен и максимально скрытен. Шесть торпедных аппаратов, 18 торпед, возможность выставить до 48 мин.

Крошечный экипаж, высокая автоматизация и совершенные системы обнаружения.

Малая масса корпуса, маломагнитная сталь и 27 компенсирующих электромагнитов полностью исключали обнаружение лодки детекторами магнитных аномалий.

Шумовой фон лодки также превзошел все ожидания американцев – благодаря единому всережимному электродвигателю и виброизоляции всех механизмов, «Готланд» с трудом обнаруживался даже в непосредственной близости от американских кораблей, а специальное покрытие корпуса, вкупе с его малыми размерами, до предела затрудняло обнаружение «Готланда» активными гидролокаторами.
Лодка просто сливалась с естественным тепловым и шумовым фоном океана.

Из варяг в американцы. Зачем США взяли в лизинг шведскую субмарину?

Центральный пост (ЦП) подлодки "Готланд"

Но самое главное – шведский монстр мог непрерывно оставаться под водой в течение двух недель (а при экономичном режиме расхода окислителя – вплоть до 20 суток)!

Перед американцами был шедевр технического прогресса. Невидимый и непобедимый подводный корабль, способный пройти везде, где есть семь футов под килем, и выполнить любую поставленную задачу, как в прибрежной зоне, так и в открытом море.

В возможностях своего «противника» американцы не строили иллюзий - еще в 2003 году во время учений в Средиземном море, в дуэльной ситуации шведский «Готланд» выследил и условно «потопил» атомную французскую лодку и американскую ПЛА SSN-713 «Хьюстон». Чем произвел настоящий фурор.

В этот раз все произошло похожим образом - несмотря на все усилия американских противолодочных сил, шведская лодка упрямо проходила сквозь все кордоны и оказывалась там, где её быть не должно.
Апофеозом стал декабрь 2005 года - в ходе международных учений Joint Task Force Exercise 06-2, на которых Третий флот ВМС США готовился продемонстрировать все, чему он научился за прошедший год, произошла катастрофа: маленький варяг «перебил» всю седьмую авианосную ударную группу, во главе с авианосцем «Рональд Рейган».

Из варяг в американцы. Зачем США взяли в лизинг шведскую субмарину?


…Приглушенно пыхтели двигатели Стирлинга, подзаряжая аккумуляторные батареи; тихо гудел электромотор. Подводный корабль полз пятиузловым ходом на, сканируя толщу воды…
Первым делом «Готланд» выследил и условно «уничтожил» атомную подлодку - единственного, кто представлял реальную угрозу для шведов. Многоцелевая ПЛА должна была обеспечивать безопасность АУГ от нападений из-под воды и прикрывать «мертвые сектора» под днищами крейсеров и эсминцев. За что и погибла первой.

Оставшись без прикрытия собственной ПЛА, надводные боевые корабли стали «погибать» один за другим – «Готланд» прошел сквозь ордер, как лезвие клинка, попеременно сближаясь с американскими кораблями и делая их фотоснимки с различных ракурсов и расстояний. Янки узнавали о присутствии лодки, лишь увидев поблизости бурун от перископа – в реальных условиях, это означало бы пару выпущенных самонаводящихся торпед.
Установить с лодкой устойчивый контакт не удалось – единственным способом остаться в живых, было покинуть страшный квадрат, т.е. сорвать выполнение основной задачи. АУГ не смогла прорваться и нанести удар по выбранной цели.

Из варяг в американцы. Зачем США взяли в лизинг шведскую субмарину?


Шокирующие результаты учений повлекли за собой самые серьезные последствия – контракт со Швецией был продлен еще на один год. «Готланд» продолжил службу на Тихом океане, в качестве имитатора «вражеской» НАПЛ.

Результаты дальнейших маневров с участием «Готланда» скупо оцениваются, как «успешные»: американское командование благодарит всех участников учений, шведские моряки делятся своими восторженными впечатлениями от визитов в Диснейленд и на авианосные корабли ВМС США (что, впрочем – одно и то же).

Из варяг в американцы. Зачем США взяли в лизинг шведскую субмарину?

Обтекатель подкильного гидролокатора AN/SQS-53 крейсера типа "Тикондерога"


Очевидно, что за два года тесного общения с «Готландом», американские моряки узнали немало нового о конструкции, возможностях и тактике применения современных дизель-электрических субмарин, что называется из «первых рук». Сообщается, что янки не жалели собственных сил и ресурс иностранной подлодки - только за первый год «Готланд» провела в море 4000 часов, вместо положенных по регламенту 2000. Наверняка были сделаны определенные выводы и приняты меры по противодействию подводной угрозе.

Смогли ли янки найти эффективное решение проблемы? Вряд ли. Слишком велика скрытность у современных неатомных подлодок.

Лодки-невидимки

Единственное оправдание для американских моряков – подводные лодки, соответствующие по боевым возможностям «Готланду», имеются в составе далеко не каждых ВМС. Круг эксплуантов НАПЛ четвертого поколения ограничен в основном развитыми странами, большая часть которых являются членами блока НАТО:

- Швеция (три лодки типа «Готланд»);

- Германия, Италия, Португалия, Греция, Турция (флоты этих стран используют немецкие «Тип-212» или экспортный вариант «Тип 214». Очень сложные и дорогие субмарины с воздухонезависимой установкой на водородных элементах);

- Израиль (пять лодок типа «Долфин» немецкой постройки, созданы на базе «Тип 212»);

- Чили, Малайзия, Индия, Бразилия (франко-испанский проект «Скорпене»; Индия и Бразилия получат свои заказанные корабли в период 2014-2020 гг.);

- Испания (четыре строящиеся лодки типа S-80);

- Ю.Корея (эксплуатирует немецкие «Тип 214»);

- Япония (строящиеся по собственному проекту лодки «Сорю» с двигателем Стирлинга).

Из варяг в американцы. Зачем США взяли в лизинг шведскую субмарину?

"Нимиц" и южнокорейская лодка "Cан Вон" (тип 214), военно-морская база Пусан

Тем не менее, янки не дают покоя два десятка «Варшавянок» советской конструкции, расплодившихся по свету в количестве 20 с лишним штук. Боевые возможности «Варшавянок» весьма близки возможностям лодок четвертого поколения (а по ряду параметров – глубина погружения, боезапас, состав вооружения – значительно превосходят все зарубежные аналоги). Единственная слабость – ограниченный запас хода в подводном положении, уже на третьи-четвертые сутки «Варшавянкам» требуется всплытие на перископную глубину для подзарядки батарей.

Кроме того, в России ведутся собственные работы по созданию анаэробных двигательных установок для подводных лодок – изначально предполагалось оснастить таким двигателем подлодки проекта 677 («Лада»). Увы, головная лодка – Б-585 «Санкт-Петрбург», заложенная еще в далеком 1997 году, была достроена как «обычная» ДЭПЛ. Экспромт не пошел кораблю на пользу – Б-585 была принята в опытную эксплуатацию ВМФ, но стать боевой единицей флота не смогла (скорость подводного хода – 60% от расчетного значения).

Из варяг в американцы. Зачем США взяли в лизинг шведскую субмарину?

М-305 (проект 615), Одесса

На самом деле не все так грустно, как кажется – ведь в свое время СССР был одним из мировых лидеров в области создания воздухонезависимых энергетических установок для подводного флота. Достаточно вспомнить о проекте 615 – серии из 29 малых субмарин (классификация – «М», водоизмещение надводное/ подводное – 400/500 тонн) оснащенных оборудованием для работы дизеля в подводном положении (сжиженные кислород и поглотитель углекислого газа).

Или дизель-электрическую С-273, переоборудованную в 1980-х годах по проекту 613Э «Катран» - с установкой электрохимического генератора энергии для подводного хода.

Наконец, воздухонезависимые двигательные установки вскоре обещают появиться на перспективных российских лодках, чье строительство будет вестись по модернизированному проекту 677 «Лада». Строительство «обычных» ДЭПЛ больше вестись не будет, цитируя бывшего Главкома Владимира Высоцкого: «нам не нужны лодки на энергетике Второй мировой».

Все верно. России нужны неатомные субмарины с анаэробными двигательными установками, подобные шведскому «Готланду» – самое верное и эффективное вложение средств для скорейшего насыщения флота новыми боевыми единицами. Идеальное средство для борьбы с кораблями противника в прибрежной зоне и в открытых морских районах.


Видео – «Готланд» на службе ВМС США. Интервью командира лодки Фредерика Линдена для новостного канала NBC4.

Краткое содержание беседы:

Репортер: Она похожа на обычную субмарину, но эксперты называют её самой смертоносной лодкой в мире. Это реальная угроза и мы вынуждены были обратиться за помощью к Швеции.

Линден: В нашей работе опасно слишком шуметь.

(Р): Фредерик Линден и 29 его подчиненных прибыли на ВМБ Поинт Лома (Сан-Диего), чтобы помочь нам разобраться с субмаринами нового поколения. Обычные лодки не могут долго оставаться под водой, но «Готланд» оснащена высокотехнологичной воздухонезависимой системой.

(Л): С анаэробным двигателем (air-independent) я могу оставаться под водой неделями.

(Р): Лодка может оставаться почти месяц под водой, но при этом она невероятно скрытный корабль – все прошлое лето ВМС играли с «Готландом» в кошки-мышки. Лодка смогла условно потопить нашу атомную подводную лодку и крупнейший атомный авианосец «Рональд Рейган».

Норман Полмар, эксперт ВМС: Лодка «Готланд» беспрепятственно «нарезала круги» вокруг наших АУГ.

(Р): Страны подобные Северной Корее, Ирану и Китаю уже работают над созданием подобных лодок. Имея субмарины, подобные «Готланду», Иран может начисто перекрыть движение танкеров в Персидском заливе!

Полмар: Да, Иран - это настоящая угроза.

(Р): Коммэндэр Линден понимает, насколько уязвимыми станут Соединенные Штаты, если «Готланд» попадет в руки наших врагов. (обращаясь к Линдену) На побережье Северное Америки есть места, куда бы не смог проникнуть «Готланд»?

Коммэндэр Линден отрицательно качает головой.

Из варяг в американцы. Зачем США взяли в лизинг шведскую субмарину?


По материалам:
http://www.navy.mil/
http://army-news.ru/
http://www.militaryphotos.net/
http://www.kockums.se/
http://nation.time.com/
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 87
  1. Samy 19 сентября 2013 09:12
    Прямая угроза Северному Флоту....
    1. SWEET_SIXTEEN 19 сентября 2013 09:15
      Цитата: Samy
      Прямая угроза Северному Флоту....

      нет, Тихоокеанскому
      1. Vadivak 19 сентября 2013 10:57
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        израильские подлодки типа «Долфин» условно «потопили» половину Шестого флота


        А могут и не условно

        в разгар Шестидневной войны, израильские военные самолеты и корабли атаковали разведывательное судно США с 292 моряками на борту, убив при этом 34 и ранив 171 члена экипажа.
        8 июня во второй половине дня израильские истребители на бреющем полете без предупреждения обстреляли "Либерти" ракетами и из бортовых пушек. Эта атака продолжалась 20 минут. Ракеты пробили палубу судна, убили и ранили десятки моряков и подожгли корабль. Среди раненых оказался и капитан корабля Уильям Мак-Гонэгл (William McGonagle).

        Потом к нападению подключились торпедные катера. Все попытки подать израильтянам сигнал о прекращении атаки игнорировались. В ответ на эти сигналы израильские катера выпустили торпеды в направлении корабля "Либерти". Одна из них попала в корабль в том месте, где расположена аппаратура для сбора разведданных; при этом погибло 25 американских моряков. Потом израильские корабли приблизились к "Либерти" на расстояние, с которого уже никак нельзя было не заметить опознавательные знаки судна. Они стали кружить вокруг корабля, поливая его пулеметным огнем и обстреливая моряков, которые пытались тушить пожары.

        "Либерти" набирало воду и кренилось набок, поэтому был отдан приказ об эвакуации. Когда моряки выбросили за борт резиновые спасательные плоты, по ним был открыт пулеметный огонь, поэтому экипажу пришлось отказаться от попытки спасения и укрыться под палубой.Лишь через 16 часов до корабля, подвергшегося нападению, добрались два американских эсминца, которые эвакуировали его экипаж. Выжившим морякам немедленно запретили обсуждать это нападение с кем бы то ни было.

        годы, молчание было нарушено лейтенантом Джеймсом Еннесом (офицер с «Либерти»), были представлены убедительные доказательства хладнокровной атаки израильтянами американского корабля это его версия произошедшего.
        1. Kassandra 3 декабря 2013 14:52
          Убитых от артобстрела была всего половина от числа погибших - израильтян согнала огнем авиация когда их коммандос уже резали американцев на палубах.
          Kassandra
      2. Сахалинец 19 сентября 2013 15:28
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        нет, Тихоокеанскому


        Зря Вы так, тут нужно ставить вопрос об угрозе национальной безопасности в зоне ответственности Каспийской флотилии bully
        Это конечно шутка, но по факту шведская ДПЛ очень серьезный и опасный противник, да и вообще шведский флот в своих водах может выдать люлей любому противнику, особенно тому который не имеет возможности организовать безжизненную радиоактивную пустошь на территории скандинавского полуострова.
        1. Matio 19 сентября 2013 19:44
          надо задуматься и о Дунайской флотилии ..
          Matio
      3. Matio 19 сентября 2013 19:39
        НЕТ,черноморскому...
        Matio
      4. старик54 20 сентября 2013 02:45
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Цитата: Samy
        Прямая угроза Северному Флоту....

        нет, Тихоокеанскому

        good laughing
      5. Kassandra 3 декабря 2013 14:46
        там недалеко
        Kassandra
  2. makst83 19 сентября 2013 09:14
    Очень жалко и печально что АПЛ "Комсомолец" погиб! На глубине более 600-700 метров (это рабочая глубина, а максимальная до 1250 метров!) его бы НИКТО, НИКОГДА не обнаружил! Одна такая лодки и все, ппц АУГу! Так что не надо ля-ля : "Зона сплошного контроля АУГ представляет собой цилиндр радиусом 300 миль и высотой от морского дна до низких околоземных орбит. Ни один летательный аппарат, надводный боевой корабль или подводная лодка противника не имеют шансов пройти незамеченным внутрь охраняемого периметра", супер-пупер шведское чудо.... такое ощущение что "Дискавери" насмотрелись!
    1. ben gun 19 сентября 2013 09:41
      На глубине в километр его просто НЕЧЕМ достать было.
      1. yanus 19 сентября 2013 10:42
        Цитата: ben gun
        На глубине в километр его просто НЕЧЕМ достать было.

        А он с километра достать кого-нибудь мог свои оружием?
        На глубине в километр какой у него был радиус поиска надводных целей?
        1. vyatom 19 сентября 2013 11:30
          Цитата: yanus
          он с километра достать кого-нибудь мог свои оружием?
          На глубине в километр какой у него был радиус поиска надводных целей?

          На учениях под руководством командира Зеленского и командующего флотилией Чернова после погружения на 1020 м, с 800 метров был произведен пуск торпед, причем весьма удачно.
          vyatom
        2. makst83 19 сентября 2013 11:32
          Каждый торпедный аппарат имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.
          Вот на такой глубине ему ничего не мешало искать надводные и подводные цели. На ней был установлен ГАК(гадроакк. комплекс) СКАТ-КС, максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км.
          Таким образом "Комсомолец" мог полеживать на глубине 1 км, не боясь быть обнаруженным, и слушать море, в ожидании появления противника!))
        3. старик54 20 сентября 2013 02:50
          Цитата: yanus
          На глубине в километр какой у него был радиус поиска надводных целей?

          нормальный радиус, а вот он, на этой глубине, за насколькими тепловыми слоями скачка врядли был бы обнаружен, если бы сам не разгрохотался, как тсрый паровоз. hi
          Цитата: yanus
          А он с километра достать кого-нибудь мог свои оружием?

          ну, тут конечно проблема была, но вроде что-то думали на этот счёт. Уж если "Шквал" придумали, то глубководныю дальтнобойную толстую торпеду придумали бы!
      2. makst83 19 сентября 2013 11:16
        А торпедах со спецбоеприпасом что-нибудь слышали!? Например асашайские Мк48 мод4 или Мк48 мод5-АДКАП(у обеих торпед макс. глубина хода 914 метров). Первая принята на вооружение в 1981, вторая в 1988 годах.
        1. Old_Kapitan 19 сентября 2013 12:57
          А торпедах со спецбоеприпасом что-нибудь слышали!? Например асашайские Мк48 мод4 или Мк48 мод5-АДКАП(у обеих торпед макс. глубина хода 914 метров). Первая принята на вооружение в 1981, вторая в 1988 годах.

          Во первых, торпеда с СБП - это торпеда с ядерной боеголовкой и к глубине хода отношения не имеет. Во вторых, попасть в относительно небольшую АПЛ на километровой глубине несколько сложнее, чем в авианосец на поверхности. А в третьих, есть еще суровая арифметика войны, о которой я впервые прочитал у М.Л. Галлая в статье о воздушных таранах. Так вот, перефразируя его, размен АПЛ на авианосец, как ни крути, со всех сторон выгоде. Ну и в четвертых (там же) есть еще и психология. Немцы, зная о возможности тарана, при атаках нарушая строй разбегались и бомбили белый свет, как копеечку. Тоже немаловажно и на море - запугать противника и тем самым нарушить его планы.
          1. makst83 19 сентября 2013 15:00
            прочтите ветвь диалога!
          2. Misantrop 20 сентября 2013 09:31
            Цитата: Old_Kapitan
            Во первых, торпеда с СБП - это торпеда с ядерной боеголовкой и к глубине хода отношения не имеет. Во вторых, попасть в относительно небольшую АПЛ на километровой глубине несколько сложнее, чем в авианосец на поверхности. А в третьих, есть еще суровая арифметика войны
            Есть еще и в четвертых. Странно, что не упомянул. АПЛ с рабочей глубиной около километра на глубине около 300 м (где она также почти недоступна для наблюдения) имеет колоссальный запас по прочности в случае применения противником глубинных бомб и прочего оружия поражения "по площадям". Этакий аналог бронирования
            Misantrop
        2. Kassandra 3 декабря 2013 16:32
          реально первая тогда не работала на такой глубине
          Kassandra
    2. vyatom 19 сентября 2013 11:27
      Цитата: makst83
      чень жалко и печально что АПЛ "Комсомолец" погиб! На глубине более 600-700 метров (это рабочая глубина, а максимальная до 1250 метров!) его бы НИКТО, НИКОГДА не обнаружил! Одна такая лодки и все, ппц АУГу! Так что не надо ля-ля : "

      В свое время "Курск" в Средиземном море заставил поволноваться руководство 6-го флота, скрытно проведя учебные атаки на все АУГ, чем и заслужил страх и ненависть руководства ВМС США.
      vyatom
      1. вадим dok 19 сентября 2013 21:14
        Прошу ссылку!Пожалуйста!
    3. Matio 19 сентября 2013 19:49
      А почему не продолжили строит Комсомольцев,если он такой хороший бил?
      Matio
      1. Kassandra 3 декабря 2013 14:59
        потому что в жертву приносится лучшее.
        Kassandra
  3. Old_Kapitan 19 сентября 2013 09:27
    Встреча с новой угрозой заставила Пентагон задуматься над собственным поведением и срочно принять программу DESI (Diesel-Electric Submarine Initiative), направленную на выработку мер по борьбе с современными ДЭПЛ.

    Не над тем они задумались:
    Сами янки не строят ДЭПЛ по одной очевидной причине - любые конфликты всегда происходят в Старом Свете, и, чтобы повоевать, американцы вынуждены тащиться за тридевять земель и три океана.

    Не надо соваться со своим рылом в калачный ряд - и будет вам счастье!
  4. rolik 19 сентября 2013 09:29
    Некоторая инфа о Готланде.
    ПЛ типа Gotland первые в мире серийные ПЛ с комбинированной дизель-электрической и вспомогательный воздухонезависимой Стирлинг-генераторной ЭУ. Первоначальное водоизмещение ПЛ было увеличено на 200 т, а длина ПЛ - на 7,5 м, для размещения воздухонезависимой электроэнергетической установки. Предполагается, что 90% времени ПЛ будет двигаться при работе Стирлинг-генераторов и только 10% времени - под ДГ.От ранее созданных ДПЛ типа Vastergotland (проект/* 17), ПЛ типа Gotland, кроме комбинированной ЭУ, отличаются новым ГАК типа CSU-90-2, сниженными уровнями физических полей (акустического, магнитного и теплового), увеличенным сроком службы (30 лет), и КОН, а также большими объемами для размещения оборудования и запасов и меньшей зависимостью от береговых систем обеспечения.Установка вспомогательной воздухонезависимой энергоустановки увеличила время пребывания ПЛ в подводном положении в 7 раз (до 14 суток) по сравнению с обычными ДПЛ. Хотя максимальная выходная мощность каждого Стирлинг-генератора составляет 75 кВт, реальная рабочая мощность равна только 65 кВт. При расходе на жизнеобеспечение ПЛ - 75-85 кВт, на обеспечение движения остается не более 45-55 кВт. На ПЛ предусмотрены объемы для размещения третьего Стирлинг-генератора (не установлен из-за финансовых ограничений). Общий запас криогенного кислорода в двух цистернах составляет 24 т, масса одного Стирлинг-генератора -4т (производитель ф. "Kockums", фирмы-субподрядчики "Volvo" и FFV).
    Торпедные ПЛ типа Gotland- первые ПЛ, оснащенные АСБУ типа SESUB 940А (9 SCS МКЗ фирмы "Celsius Tech"). В состав АСБУ входят три многофункциональных пульта тип IID ф. "Terma" для командования, контроля, связи и управления оружием, обеспечивается слежение за 95 целями одновременно. АСБУ подключена к локальной сети "Ethernet" и использует программное обеспечение на языке "Ada".
    Общекорабельная система мониторинга (разработана ф. ABB) включает пульт управления маневрированием ПЛ (ф. "Van Rietschoten amp; Houwens", Нидерланды), аналогичный используемым на голландских ПЛ типа Walrus (контролируются курс, глубина погружения, водоизмещение ПЛ, частота вращенияГЭД); пульт глубины и безопасности (управление погружением, всплытием, ходом в режиме РДП; осуществляется контроль целостности корпуса и откачки трюмной воды); пульт управления движением (управление и мониторинг ГЭД, ДГУ, Стирлинг-генератора-ми и АБ). Первые два пульта расположены в ЦП, последний - в кормовом отсеке.Предполагается установка перископа типа СК038 с инфракрасной системой изображения ф. "Pilkington Optronic", работающей в диапазоне 8-12 мкм В более отдаленной перспективе предполагается установка непроникающих в ПК оптоэлектронных перископов.ТА ПЛ обеспечивают торпедную стрельбу самовыходом.
    rolik
    1. rolik 19 сентября 2013 09:32
      Все не влезло, далее.
      В 1998 г. проведены дополнительные работы стоимостью 335 млн. дол. по адаптации АСБУ для стрельбы новейшими тяжелыми универсальными торпедами типа 62 (Torpedo 2000) и легкими универсальными торпедами типа 45 (43X2). В дальнейшем ПЛ могут быть вооружены новыми легкими торпедами типа 46 и, возможно, крылатыми ракетами типа Rb-15 для стрельбы по береговым целям.ПЛ типа Gotland имеет однокорпусную конструкцию, Х-образное кормовое оперение и рубочные носовые горизонтальные рули, 7-ми лопастной гребной винт. Корпус изготовлен из стали ОХ-812 и облицован противогидролокационным покрытием. Для обеспечения требуемой скрытности ПЛ при движении под воздухонезависимой ЭУ предусмотрены устройства для предотвращения образования пузырькового и теплового следов. При работе Стирлинг-генераторов обнаружение ПЛ по затруднено благодаря "чистому" топливу и высокой степени сгорания его компонентов.На ПЛ установлена система автоматического контроля уровней магнитного поля и управления размагничивающим устройством. Размагничивание ПЛ производится с учетом реального (в данной точке) магнитного поля Земли. (На предыдущих ПЛ - на основе карт магнитного поля Земли). Датчик магнитного поля ф. "Polyamp" расположен в носовой части ограждения ПМУ.
      Очень интересная лодка в техническом плане, хоть я особо и не заострялся на дизелях.
      rolik
  5. shark 19 сентября 2013 10:02
    Начали за здравие,а закончили за упокой.Да,Иран это проблема)))))сцут амеры..чуют,что весь мир их ненавидит
    1. Matio 19 сентября 2013 19:59
      Весь мир-ето Россия,С.Корея,Сирия и Иран.А остальние-дураки.Хорошая компания!
      Matio
      1. Kassandra 3 декабря 2013 14:59
        вся Латинская Амерка еще. Почти вся Африка и Азия, Япония, половина Европы. Австралия и Канада терпят их сквозь зубы. Франция после WW2 за ковровые бомбежки подала на них в международный суд.
        Kassandra
  6. Samy 19 сентября 2013 10:07
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    Цитата: Samy
    Прямая угроза Северному Флоту....

    нет, Тихоокеанскому


    Это как ? Грозить Владивостоку будут из Стокгольма? Балтийскому еще может быть, но он не серьезен сейчас...
    1. SWEET_SIXTEEN 19 сентября 2013 10:25
      Цитата: Samy
      Это как ? Грозить Владивостоку будут из Стокгольма?

      И Мурманску, и Владивостоку, и даже Каспийской флотилии
      1. старик54 20 сентября 2013 02:56
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Цитата: Samy
        Это как ? Грозить Владивостоку будут из Стокгольма?

        И Мурманску, и Владивостоку, и даже Каспийской флотилии

        ну а что, Олег, грозить то можно, кулаком и из рубочного люка, хоть Аральскому морю, хоть "флоту" озера Байкал! wink laughing Что к человеку привязались то. crying
        1. Kassandra 3 декабря 2013 16:39
          при посекционной сборке таких лодок на Каспии - вполне. в Туркменистане и Азербайджане американские ВС дислоцированы уже более 10 лет. в том числе для того для чтобы прервать коммуникации с Ираном в случае чего.
          Kassandra
  7. ka5280 19 сентября 2013 10:25
    Ирану 3-4 такие лодки на Новый Год подарить, что бы следуюший год мир встретил без матрасленда =)
    ka5280
    1. SWEET_SIXTEEN 19 сентября 2013 10:29
      Ктож им подарит-то? У РФ таких разработок и в помине нет. А шведам и немцам это нафигиг не здалось
      1. ka5280 19 сентября 2013 10:37
        В России есть такие разработки. Есть и боее изашренные идеи. Вот только с финансированием не всегда хорошо. А так жива еше Российская наука!
        ka5280
        1. avt 19 сентября 2013 11:02
          Цитата: ka5280
          В России есть такие разработки. Есть и боее изашренные идеи.

          Да уж . Вот хоть одним глазком посмотреть что на ,,Сарове " делается ,но думается что только за попытку оба глаза выбьют . laughing
          avt
          1. rolik 19 сентября 2013 12:24
            Цитата: avt
            Да уж . Вот хоть одним глазком посмотреть что на ,,Сарове " делается ,

            laughing
            На Сарове ( изначально Сарган) было, выделяю это слово , до недавнего времени.
            Энергетическая установка «Кристалл-27», созданная ОАО СКБК на базе топливных элементов, которые позволяют продлить срок автономного подводного плавания лодки до 60-90 суток. Эта установка отличается криогенным и интерметаллидным хранением кислорода и водорода, а также низкотемпературным электрохимическим генератором со щелочным матричным электролитом.
            29 октября 2012 года Саров выходил в море на испытания экспериментального водородного двигателя. Подобные двигатели планируется устанавливать на дизельные подводные лодки проекта 677 Лада и ее экспортный вариант Амур-1650. Установку такого двигателя на Амуре,лично я считаю не нужной, пусть китайские братья сами изобретают свой движок. Принцип работы данных двигателей заключается в том, что электродвигатель лодки будет получать ток не от аккумуляторных батарей, а от топливных элементов, работающих на базе водорода.
            rolik
          2. Ток 72 20 сентября 2013 02:58
            Да ещё и задницу надерут,что бы не повадно было !
            Ток 72
  8. тлауикол 19 сентября 2013 10:32
    Вот такие маечки носят подводники "Валруса" с 99го года, когда им удалось дважды условно потопить атомный авианосец "Теодор Рузвельт"и уйти необнаруженными. А всего за время учений 9 !!! кораблей - считайте : 23 Feb - 2 Mar 1999: Walrus (2) participates, among other NATO navies and the Brazilian navy, in the exercise JTFEX / TMDI99.

    JTFEX / TMDI99 stands for Joint Task Force Exercise / Theatre Missile Defence Initiative 1999. The exercise is held in the Caribbean and on the US main land and has 27000 participants, of which 15000 naval participants. This exercise is the biggest gathering of forces since the Gulf-war, is held from 1 Feb to 4 Mar 1999. The T-shirt that was designed by the Walrus (2) crew to celebrate the 'sinking' of US aircraft carrier Theodore Roosevelt.


    During this exercise the Walrus (2) penetrates the US screen and 'sinks' many ships, including the US aircraft carrier Theodore Roosevelt CVN-71. The submarine launches two attacks and manages to sneak away. To celebrate the sinking the crew designed a special T-shirt. Other ships that are sunk by the Walrus (2) during this exercise are: USS Boise SSN-764, Ro?m DDG-70, R? DDG-61, Ville De Quebec FFH/FFG-332, Stephen W. Grooves FFG-29, Holstein F-216, Vella Gulf CG-55, Mount Whitney LCC-20.
    среди них : атомный авианосец,АПЛ, штабной корабль ( тот самый "Маунт Уитни" ),крейсер, два эсминца , три фрегата ( американский, канадский и немецкий ).Такой вот славный "Морж"!
    ссылочка на их сайт http://www.dutchsubmarines.com/boats/boat_walrus2.htm[center]
    1. SWEET_SIXTEEN 19 сентября 2013 10:36
      это Нидерланды
      1. тлауикол 19 сентября 2013 10:50
        Ну понятно что не зулусы.На не стирлингоой лодке такое вытворяли еще до шведов !
      2. тлауикол 19 сентября 2013 19:15
        Олег, исправьте : французский и американский атомоходы ( ну и испанскую ДЭПЛ впридачу ) "потопил" Халланд, тоже швед
    2. Misantrop 19 сентября 2013 19:35
      Цитата: тлауикол
      А всего за время учений 9 !!! кораблей
      Целых девять? Это круто, куда нашим до них...За свою первую автономку головной "Барс" 971 проекта привез всего-то 74 контакта. wink И ни разу сам не был обнаружен. Хотя его на рубеже ПЛО "Нордкап-Медвежий" поджидали ВСЕ силы ПЛО НАТО... request
      Misantrop
      1. вадим dok 19 сентября 2013 21:15
        Прошу ссылку!Пожалуйста!
        1. Misantrop 19 сентября 2013 23:30
          Цитата: вадим dok
          Прошу ссылку!
          Выписку из совсекретного вахтенного журнала корабля? belay Или из приказа командующего флотилией (тоже секретного) по результатам этого похода? Как Вы себе это представляете? winked
          Misantrop
      2. тлауикол 20 сентября 2013 04:36
        74 контакта ? и все только с боевыми кораблями ? и все с разными ? верю на слово, если других док-в нет.
  9. chunga-changa 19 сентября 2013 10:40
    У нас АУГ нету. Основными целями в нашем флоте являются ПЛАРБ. Районы их развёртывания для не атомных ПЛ или не доступны или находятся на большом удалении, подводная скорость не позволяет преследовать или сопровождать ПЛАРБ. Боятся не атомных ПЛ нам особо нечего. Иметь свои для противостояния АУГ, десантным группам, действий в прибрежных и средиземном морях необходимо и выгодно. Но следует помнить что в случае "большой" войны, для России всё будет решатся на суше.
    1. Misantrop 19 сентября 2013 19:39
      Цитата: chunga-changa
      следует помнить что в случае "большой" войны, для России всё будет решатся на суше.
      ВСЕ на суше для России будет решаться ТОЛЬКО в том случае, если до этого ВСЕ решится в районах боевого патрулирования ПЛАРБ. Причем, в их пользу, что сомнительно. Так что начало подводного "рубилова" в высоких широтах вполне можно считать началом 3-й мировой... request
      Misantrop
      1. chunga-changa 19 сентября 2013 21:35
        Тут другое имелось в виду. Обмен воздушными и ракетными ударами без наземной операции ситуация сама по себе патовая. Будущая война видится как ограниченное ядерное нападение на Россию с последующей наземной операцией. В обратном случае всё зависело бы от возможности нашего флота осуществить морской десант и снабжение на территорию США с последующей наземной операцией и оккупацией территории. В этом случае для нас всё решалось бы на море.
        1. Misantrop 19 сентября 2013 23:33
          Цитата: chunga-changa
          Будущая война видится как ограниченное ядерное нападение на Россию с последующей наземной операцией
          Не могу представить себе правителя России, который в ответ на подобное окажется НАСТОЛЬКО пацифистом, что не отдаст приказ об адекватном ответе агрессору request
          Misantrop
          1. chunga-changa 20 сентября 2013 00:45
            Современная доктрина ведения войны США предусматривает действия по отражению "адекватного ответа", специально для этого америка вышла из договора по ПРО. Если вы чего то не можете себе представить, или вам не приятно это делать, не означает что этого не представит или не сделает ваш противник.
            1. Удав КАА 20 сентября 2013 19:30
              Цитата: chunga-changa
              Если вы чего то не можете себе представить, или вам не приятно это делать, не означает что этого не представит или не сделает ваш противник.

              О как! А для чего, спрашивается, мы разворачиваем СПРН, А-135 совершенствуем, С-500 разрабатываем, ну и как положено рачительному хозяину, всякие подарки для ворога в ответно-встречном ударе готовим, типа Ярс, Тополь-М, Булава, Синева и тп.
              Видимо представляют в ГШ ВС РФ всю подлючую и коварную натуру наших оппонентов, вышедших из договора по ПРО в надежде получить непробиваемый щит-ПРО. А вот насчет отражения ракетно-космического (заметьте -- не воздушного!)нападения у них долго шли дебаты, но математики сказали: швах! рпкСН величина переменная, поэтому гарантировать перехват 80-90% МБР не можем! Времени реакции не хватает! Поэтому и полезли они в Океан со своими Иджисами и ПР БЛОК-2,3. Задача у них одна -- БРПЛ наших Бореев и оставшихся 667 бдрм-ов на разгонном участке траектории (РУТ).
    2. Kassandra 3 декабря 2013 16:45
      базы AIP-лодок НАТО вблизи так что опасаться у своего побережья есть чего. в отдаленных районах Океана их базы или плавбазы (АУГ) есть тоже и передавать туда пасомую ПЛАРБ они могут по цепочке, как это делают F18 при полетах Ту-95 "за уголок".
      Kassandra
  10. USNik 19 сентября 2013 11:22
    Ни один летательный аппарат, надводный боевой корабль или подводная лодка противника не имеют шансов пройти незамеченным внутрь охраняемого периметра – в случае реальных боевых действий, их присутствие будет раскрыто, а сами подозрительные объекты будут немедленно уничтожены
    Ню ню. Хотя Том Клэнси тот еще фантазёр, но и он в 1986 году уже что-то подозревал feel . Это я на счет его Красного Шторма, где Ту-22м Гранитами разнесли в хлам три АУГ soldier wink Так что и у нас есть чем ответить янкерсам, только немножко по другому.
    USNik
    1. руслан 19 сентября 2013 17:25
      не гранитами, а х-22
    2. Matio 19 сентября 2013 20:18
      Ну,АУГ доказал што ето настоящий Дисниленд.А почему Россия строит Викемардии,Кузя и подобние?
      Matio
      1. SWEET_SIXTEEN 19 сентября 2013 22:03
        Цитата: Matio
        А почему Россия строит Викемардии,Кузя и подобние?

        Кузнецов, как и все ТАВКРы - плод преклоненческих настроений перед Западом,по факту такой корабль был нафиг ненужен ни СССР ни РФ

        Индийская Викра - индусы захотели стать "великой морской державой" и потешить свое самолюбие (повторение бессмысленной Южноамериканской дредноутной гонки начала ХХ века)
        1. Kassandra 3 декабря 2013 15:24
          плод Russia/Soviet Union confinement policy, см. wiki for "China confinement policy", только проводимой не госдепом а "своими" правителями.
          точнее, плод того когда эта политика чуть прогнулась
          Тактической авиации дальше берега у русских быть не должно, как и заморских друзей, союзников, интересов, защиты соотечественников. Сидите на вечной мерзлоте и не звездите, пока к вам и туда не пришли..
          Надводный флот в случае чего утопят не дав выйти на рубеж пуска ПКР по АУГ, подводный отсечен гидрофонами, и лидарами со спутников. Дальность действия палубной противолодочной авиации 1700 миль. В случае чего засеют буями весь океан и все.
          Флот загнан под воду, теория плавучести ПЛ не учитывает изменение обьема прочного корпуса с глубиной, лодки тонут.
          Набросали вам по карманам вшей везде. В руки, и зашиворот.
          Индусам и Таиланду авианосцы почему то недорогие, а ПЛ у последнего даже в лизинге нет.
          Kassandra
    3. старик54 20 сентября 2013 03:04
      Цитата: USNik
      Это я на счет его Красного Шторма, где Ту-22м Гранитами разнесли в хлам три АУГ

      ПКР "Гранит" разрабатывался только под подводный старт. Вам ниже уже ответили (Х-22). hi
  11. Асан Ата 19 сентября 2013 11:41
    Неплохо было бы иметь на ПЛАРБах такие небольшие бесшумные подлодки, ну в чем то, типа больших торпедных аппаратов. Доставили к месту, а там - ассассин нападай.
    Асан Ата
  12. a52333 19 сентября 2013 12:06
    Спасибо автору за статью. Прям очень понравилась. Эти страхи амеров отражались еще в фильме убрать перископ лет 15 назад.
  13. rudolff 19 сентября 2013 12:18
    Наличие в составе российского флота НАПЛ не менее важно, чем АПЛ. Черное, Балтийское, Баренцово, Норвежское, Северное, Охотское, Японское, все эти моря без проблем могут контролироваться неатомными лодками. Если сохранится ПМТО в Тартусе, то и Средиземное. При наличие ПМТО в Венесуэле или на Кубе, Карибское, во Вьетнаме Южно-Китайское. К сожалению, все это не в ближайшей перспективе. Анаэробная установка не готова и срок ее сдачи ежегодно переносится. На втором и третьем корпусе проекта Лада в лучшем случае появятся новые батареи. Если индийцы в ближайшее время наконец сдвинут свой тендер 75i, пролетим мы там как фанера над Парижем, проиграв Скорпену второй раз подряд.
    1. Kassandra 3 декабря 2013 15:31
      Думаешь она неспесияльно не готова? Сложного там ничего нет. По технологиям и материалам - 17/18 век.
      Kassandra
  14. Кибальчиш 19 сентября 2013 13:03
    Недавно проскакивала инфа, во время учений немцы на своей 212А вхлам утопили всю АУГ, а американцы их даже не заметили.

    Аналогично во время учений на Тихом океане японская "Сорю" также уделала целое АУГ. Вот американцы и зачасались. Правда им повезло, что такое оружие есть только у их союзников... я как то предлагал выменять у Японии технологии проекта "Сорю" в обмен на Курильские острова.
    1. старик54 20 сентября 2013 03:07
      Цитата: Кибальчиш
      я как то предлагал выменять у Японии технологии проекта "Сорю" в обмен на Курильские острова.

      вам ооогромный минус от меня, жаль что только один можно!!! angry
      1. Kassandra 3 декабря 2013 15:32
        он плохиш
        просто назвался кибальчишом
        Kassandra
    2. Удав КАА 20 сентября 2013 19:52
      Цитата: Кибальчиш
      я как то предлагал выменять у Японии технологии проекта "Сорю" в обмен на Курильские острова.

      По теме "Кристалл" забрезжил свет в конце туннеля. Так что скоро будет и у нас своя, отличная от западных, анаэробная установка, но со связанным, а не криогенным кислородом. что на порядок безопаснее. А вам пора менять ник на "Мальчиш-плохиш".
      1. Kassandra 3 декабря 2013 16:05
        да действительно - чего бы не обменять Хоккайдо на его опу.
        такая установка на порядок сложнее.
        Kassandra
  15. михаил3 19 сентября 2013 14:03
    Покрытие лодки силиконовым пластиком с переменной плотностью (а это уже стало так просто, что в сети торгуют похожим покрытием для авто... не таким толстым, конечно smile ) вместо резины может очень существенно уменьшить шумность чего угодно. В соревновании "снаряда и брони" в данном случае с огромным отрывом лидирует снаряд.
  16. барбитурат 19 сентября 2013 15:00
    Отличная лодка Готланд, речи нет, НАПЛ вообще сейчас на подъеме благодаря анаэробным установкам. Вот только недостатки тоже видны, ведь тот же Готланд или другие современные НАПЛ практически подводные баржи с торпедами. Ходят со скоростью 3-5 узлов, т.е автономность по двигательной установке им нужна фактически для того, чтобы долго оставаться на одной позиции, недвижимость. Хотите описание побед Готланда? Цели двигались и активно искали ее, а она, тупо двигалась 5ти узловым ходом и реализовывала полученный за счет этого разрыв в шумности. Или двигалась на авианосный ордер с теми же 5ти узлами и прорывала его оборону. Отсюда вопрос уважаемому Олегу, как вы думаете, если бы апл скажем 3-го поколения, двигалась со скоростью 5 узлов, а скажем Вирджиния искала бы ее на 15 узлах, кто бы победил?
    Мне кажется, Готланд работал во всех смоделированных ситуациях по типу морской мины, горе тому кто напорется ибо она конечно обнаружит цель первой.Вот только американцы явно лукавят и не приводят данных, развертывалась ли так называемая СОПО в районе действий Готланда? Ведь для такой системы, что Готланд, что лодка 941 проекта одно и тоже) Ту же Вирджинию эта система брала с 35км на сопровождение.
    Вот например цитата:
    Группа из трех кораблей типа LCS, развернув систему ADS и имея на борту буксируемые излучатели для подсветки целей LFAS и противолодочные вертолеты, способна в течение длительного времени контролировать акваторию общей площадью более 30 000 квадратных миль (96 100 км2, что представляет собой квадрат со стороной 310 км).

    Ни одна сколько-нибудь крупная подводная цель в результате применения этой системы не способна остаться незамеченной.
    1. SWEET_SIXTEEN 19 сентября 2013 22:28
      Цитата: барбитурат
      ведь тот же Готланд или другие современные НАПЛ практически подводные баржи с торпедами

      фигассе
      Цитата: барбитурат
      Ходят со скоростью 3-5 узлов

      Вообщето максималка у неё 20+
      3-5 - экономическая скорость, режим подкрадывания
      Цитата: барбитурат
      Цели двигались и активно искали ее, а она, тупо двигалась 5ти узловым ходом и реализовывала полученный за счет этого разрыв в шумности

      Чем не устраивает такая тактика?
      Цитата: барбитурат
      как вы думаете, если бы апл скажем 3-го поколения, двигалась со скоростью 5 узлов, а скажем Вирджиния искала бы ее на 15 узлах, кто бы победил?

      ПЛА "Хьюстон" (лос-анджелес) в дуэльной ситуации продул; как и его француский коллега "Рюби"

      про Вирджинию не знаю, она все-таки старше Готланда лет на 10 минимум
      Цитата: барбитурат
      Мне кажется, Готланд работал во всех смоделированных ситуациях по типу морской мины, горе тому кто напорется ибо она конечно обнаружит цель первой

      Да, он не носился как угорелый по океану, а прикрывал вверенный ему квадрат
      Чем не тактика для защиты побережья или морских коммуникаций?
      Цитата: барбитурат
      СОПО в районе действий Готланда?

      Неужто SOSUS?))
      Цитата: барбитурат
      Группа из трех кораблей типа LCS, развернув систему ADS

      Ничего что LCS появились на 15 лет позже Готланда? wink
      К тому же, врядли надводный корабль полным в/и 2500 тонн сможет эффективно работать в открытых морских районах

      "группа из трех кораблей LCS" - это и есть все LCS ВМС США на 2013 год. Тогда как Готланд вступил в строй в 1996
      1. барбитурат 21 сентября 2013 05:17
        во многом я согласен с вами, просто тут тактика морской мины, дается квадрат и ты его прикрываешь.
        Системы СОПО развертываются не только на надводных, но и на подводных кораблях). Просто пока противник отсутствует у амеров, но они шустро учаться.
  17. Delta 19 сентября 2013 15:42
    "Апофеозом стал декабрь 2005 года - в ходе международных учений Joint Task Force Exercise 06-2, на которых Третий флот ВМС США готовился продемонстрировать все, чему он научился за прошедший год, произошла катастрофа: маленький варяг «перебил» всю седьмую авианосную ударную группу, во главе с авианосцем «Рональд Рейган»."

    Олег, твоя склонность к пафосу и громким высказываниям в данном случае тебя опять подводит. Ибо одно дело - УСЛОВНО атаковать т.е. фотографировать в перископ, идя пятиузловым ходом, возможно даже не открывая крышек ТА и совсем другое дело - атаковать реально. Этим я хочу сказать, что стрельба торпедами даже самой тихой подлодки, даже с применением метода самовыхода торпед (что, кстати, НЕ реализовано на НАПЛ) влечет за собой шум и обнаружение подлодки, а значит ее вероятнее всего уничтожат. Свое дело она может и успеет сделать, но, во-первых, ты почему-то не указал того, что против торпед, идущих на корабль есть средства противодействия, а самое главное - ты не указал того, что после залпа она должна будет перезаряжать аппараты и в цель пойдут 4-6 торпед из первого залпа (если сюда и 400-мм торпеды включат). Дадут ей время для перезарядки? ой, вряд ли. Таким образом, в лучшем случае, она успеет уничтожить 1-2 корабля из группы, но никак не всех безнаказанно перебьет. То же самое могут делать и наши АПЛ, что неоднократно подтверждали проникновением в ордер АУГ
    1. Vadivak 19 сентября 2013 19:19
      Цитата: Delta
      Олег, твоя склонность к пафосу и громким высказываниям в данном случае тебя опять подводит.


      Все так, но как излагает мммм
    2. SWEET_SIXTEEN 19 сентября 2013 21:28
      Цитата: Delta
      Ибо одно дело - УСЛОВНО атаковать т.е. фотографировать в перископ, идя пятиузловым ходом

      Лодка всего лишь продемонстрировала, что способна атаковать любой выбранный корабль соединения протиника
      Цитата: Delta
      влечет за собой шум и обнаружение подлодки, а значит ее вероятнее всего уничтожат.

      Это не значит, что смогут поддерживать с ней длительный контакт
      Цитата: Delta
      почему-то не указал того, что против торпед, идущих на корабль есть средства противодействия

      это тема для другой статьи
      Цитата: Delta
      Таким образом, в лучшем случае, она успеет уничтожить 1-2 корабля из группы, но никак не всех безнаказанно перебьет

      Понятно, что в реальности никто не станет истреблять все соединение кораблей одной-единственной НАПЛ

      Пусть даст один залп и потопит одого из Берков, через сутки др. "дизелюха" грохнет ПЛАРК "Огайо" - и все, стратегическая операция сорвана, без Томагавков делать нечего

      ..а оно еще мины ставить умеет, вот будет веселье!
      Цитата: Delta
      а значит ее вероятнее всего уничтожат.

      На войне как на войне. В конце концов, "размен" Берка на НАПЛ - более чем справедлив
      Цитата: Delta
      и в цель пойдут 4-6 торпед из первого залпа (если сюда и 400-мм торпеды включат)

      Это уже несущественные мелочи
      Например, немецкая Тип209 имеет 8 ТА калибра 533 мм

      Никто же не собирается копировать Готланд. Готланд - уже устаревшая конструкция (закладка - 1992 год, введена в строй в 1996). Главное - есть прецедент, от и этого надо отталкиваться

      Морда аргентинской подлодки "Сан Луис" (Тип209). Ага, сколько стволов!!
      1. Удав КАА 20 сентября 2013 20:22
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Это не значит, что смогут поддерживать с ней длительный контакт

        Олег, дежурные ТА стреляют в НМЦ без всякой подготовки, просто по подтвержденному контакту. Так что, шанссов мало, если сразу не поставить ГПД и не начать послезалповое маневрирование.
        Да, для АВУ 1-4 торпеды мало! повреждения получит, бесспорно, но не пойдет ко дну, если не СБП.
    3. Удав КАА 20 сентября 2013 20:09
      Цитата: Delta
      стрельба торпедами даже самой тихой подлодки, даже с применением метода самовыхода торпед (что, кстати, НЕ реализовано на НАПЛ) влечет за собой шум и обнаружение подлодки, а значит ее вероятнее всего уничтожат.

      Браво, Вячеслав! Вот что значит практический опыт подплава по сравнению с тереотеризированием даже очень умного, но "попловка"!
      В остальном согласен на все 100%.
  18. rudolff 19 сентября 2013 16:31
    Идеализировать НАПЛ конечно не стоит, но по всем основным параметрам скрытности фору атомоходам они дадут. Меньше шумят, меньше создаваемое электромагнитное поле, отсутствие радиактивного следа, меньше кильватерный и тепловой. Хотя что касается теплового следа применительно к лодкам с двигателями Стирлинга, вопрос несколько спорный. Избыток тепла надо куда-то отводить.
    По поводу примера успешного проникновения наших АПЛ в ордер АУГ, то у меня встречный вопрос, а как туда можно не проникнуть? Если действия лодки не носят провокационный или агрессивный характер, кто ей запретит хоть под самим авианосцем кашалота изображать? Не в зоне военного конфликта, разумеется. Ну могут немного гранаты побросать или имитаторы глубинных бомб, или ГАКом подолбить, а может и нет. Была лодка обнаружена или нет, американцы нам квитанций не вручали.
    1. SWEET_SIXTEEN 19 сентября 2013 22:14
      Цитата: rudolff
      Хотя что касается теплового следа применительно к лодкам с двигателями Стирлинга, вопрос несколько спорный

      ПЛА с реактором мощностью 190 МВт,отдает морской воде 45 млн.кал/с при скорости 5 узлов,это рассеиваемое тепло повышает температуру воды непосредственно за ПЛ менее чем на 0,2°С.Из-за перемешивания теплой струи с окружающей водой эта разница температур быстро уменьшается.На расстоянии 1км за ПЛ,движущейся с 5уз ск.,она уже составляет всего 0,01°С

      В случае с двигателм Стирлинга счет идет всего лишь на сотни киловатт - в 100 раз меньше, чем тепловая мощность реактора ПЛА
      Цитата: rudolff
      По поводу примера успешного проникновения наших АПЛ в ордер АУГ, то у меня встречный вопрос, а как туда можно не проникнуть?

      лодка проникла необнаруженной
      вот в чем фокус-чпокус
      Цитата: rudolff
      Была лодка обнаружена или нет, американцы нам квитанций не вручали.

      Как это не вручали?
      Они по результатам "успешных учений", контракт по лизингу шведской лодки продлили еще на год. Думаете спроста?

      In the month of October 2006, Kitty Hawk and her escort warships were undergoing exercises near Okinawa, and a Chinese Song class submarine shadowed the group then surfaced within 5 mi (8.0 km) of the group on 26 October 2006
      Еще один подобный случай. На этот раз в 5 милях от "Китти Хоука" всплыла китасйкая субмарина, до этого оставашаяся необнаруженной
      1. Misantrop 19 сентября 2013 23:48
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        ПЛА с реактором мощностью 190 МВт,отдает морской воде 45 млн.кал/с при скорости 5 узлов
        Это с какого перепугу? Разве что свихнувшийся перестраховщик оператор выкрутит мощность установки на максимум, сбрасывая излишки мощности через клапан травления. lol Корабельные атомные установки способны ОЧЕНЬ быстро менять мощность. Так что в реале, если не требуется быстрое скоростное маневрирование, оператор держит запас мощности где-то на пару процентов повыше, чем на данный момент требуется, а то и вовсе выводит зазор по мощности "в ноль". Не помню, сколько точно требуется мощности на одновальных, но на 667 БДР (БДРМ) для обеспечения такого хода выше головы хватало 20-25% от номинальной, причем - установки одного борта. А если идти под гребными электродвигателями, отключив главные турбины, то и 5% от номинальных 90 мВт хватило бы выше головы. Так, правда, никто не ходит, да и минимальная мощность по приказу ограничена 18%
        Misantrop
        1. rudolff 19 сентября 2013 23:58
          Пока Олегу ответ писал, Misantrop опередил. И добавить особо нечего. Лодка с тепловым двигателем Стирлинга возможно больший тепловой след оставляет, чем апл на малых ходах.
        2. SWEET_SIXTEEN 20 сентября 2013 01:03
          Цитата: Misantrop
          Так, правда, никто не ходит, да и минимальная мощность по приказу ограничена 18%

          Окей, 190 х 18% = 34 МВт

          Готланд, 2 стирлинга, макс. мощность 200 л.с. (0,15 МВт)

          И?
          1. Misantrop 20 сентября 2013 10:04
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Окей, 190 х 18% = 34 МВт

            Готланд, 2 стирлинга, макс. мощность 200 л.с. (0,15 МВт)

            И?

            И ... ничего. Львиная доля этой мощности срабатывается в турбинах, т.е. охладить требуется не перегретый пар с температурой 310 градусов, а фактически кипяток (на входе в главные конденсаторы температура около 100) до примерно 40-50 на всасе конденсатных насосов. В реале получается, что тепловая следность ПЛ больше определяется не нагревом, а перемешиванием водных слоев при проходе ПЛ. Несколько бОльшие размеры АПЛ вполне компенсируются ее формой корпуса, ориентированной именно на подводный ход (в отличие от ДПЛ, вынужденно имеющей более "надводные" очертания). Так что, фактически, тепловая следность практически одинакова и не велика (на этих ходах, естественно).

            И еще, те 18%, что я упоминал, появились в связи с техническим заданием на разработку СУЗ "Бриг-М" (система автоматического управления и защиты ЯР пр. 667). Т.е. стандартная СУЗ просто не могла гарантировать надежное автоматическое регулирование мощности ЯР на меньшей мощности, это считалось не нужным. Какие требования выдвигались к проектантам более новых установок, я не знаю. К тому же, на конкретно нашем РПК СН мы при приеме корабля настолько "дожали" завод в этом плане, что у нас СУЗ отлично держала мощность и на 2% от номинала, чем мы потом и пользовались. Честно говоря, для нас самих было шоком, когда выяснили, что в режиме вывода установки после возвращения в базу на обеспечение турбогенератора и ХМ в режиме РВО и сильно сниженных параметрах пара (так называемый "режим промывки парогенераторов влажным паром", когда зона кипения в них сильно смещается) вполне хватает ... тех самых 2% мощности реактора. Это при том, что АТГ был под нагрузкой порядка 1000А. Понятно, что в море мы ТАК не чудили... winked
            Misantrop
            1. SWEET_SIXTEEN 20 сентября 2013 15:02
              Спасибо, Ынтерсно

              Вывод сделал следующие: прямой связи между режимом работы РУ и мощностью на валах нет; все зависит от режима отбора мощности

              Но остался один воппос: если все так кошерно, зачем на ПЛА так расточительно и неэффективно ставят реакторы тепловой мощностью по 100 и 200 МВт? Чтобы в определенный момент снятиь бОльшую мощность? Но часто ли происходят такие случаи?
              Цитата: Misantrop
              Несколько бОльшие размеры АПЛ вполне компенсируются ее формой корпуса, ориентированной именно на подводный ход (в отличие от ДПЛ, вынужденно имеющей более "надводные" очертания).

              многострадальный Лось - самая скромная из серийных ПЛА - длина 110, ширина 10 метров)

              Немецкая Тип212 - длина 57 метров, ширина 7 метров
              и это ты называешь "несколько больше"?!



              Про обводы: чем отличается Тип212, например, от ПЛА Эстьют (кстати, нафига у Эстью такие обводы корпуса?)
              1. Misantrop 20 сентября 2013 22:33
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                зачем на ПЛА так расточительно и неэффективно ставят реакторы тепловой мощностью по 100 и 200 МВт? Чтобы в определенный момент снятиь бОльшую мощность?
                С увеличением скорости хода потребная мощность тоже возрастает ОЧЕНЬ существенно. Да и другие корабельные системы тоже обладают изрядным "аппетитом", особенно - на стратегах. Ну а перед тактическими АПЛ ставятся задачи поиска и погони за как подводным, так и надводным противником. А способен ли тихоход угнаться за соединением, прущим 30-узловым ходом? Тем более, что использовать "метод волчьей стаи" не получится, слишком дорогое удовольствие. Опять же, есть понятие "кампания реактора", т.е. количество энергии, которое он способен выдать до перезарядки активной зоны. Грубо говоря - год на максималке или 10 лет на 10%. Так что расточительности тут как бы и немного, автолюбитель тоже редко когда "тапком в пол" катается wink
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                многострадальный Лось - самая скромная из серийных ПЛА - длина 110, ширина 10 метров)

                Ну почему, 705 проект при той же ширине был всего-то 81,4 м длиной, обтекаемой каплевидной формы. И при мощности 152 мВт (а не 155, врет Вики wink ) выдавал 42 с лишним узла подводного хода. Кстати, ЯР в это время работал на 85% мощности. И они тоже были серийными.

                А обводы, так это ты силуэт подлодки с ВНЭУ привел. У нее основной режим движения - тоже подводный, в том числе - и под РДП в перископном положении. Естественно, она будет обликом АПЛ напоминать... А из-за ограничений по мощности установки конструктора вынуждены до предела уменьшать водоизмещение, оборудование, условия обитания и т.п.В курсе, что на абсолютном большинстве американских АПЛ в погоне за эффективностью большинство экипажа не имеет не только своих кают, но и своих коек? Спят посменно
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                нафига у Эстью такие обводы корпуса?
                Это так британские "кулибины" организовали управление носовыми рулями wassat Вообще, редкостно несуразный проект получился ИМХО
                Misantrop
                1. rudolff 21 сентября 2013 00:01
                  Возможно, такая плоско-опущенная геометрия носовой части корпуса англичанки предполагает увеличение гидродинамического давления на носовые рули глубины и их "заводнение" при движении надводным ходом.
                  1. Misantrop 21 сентября 2013 00:13
                    Цитата: rudolff
                    плоско-опущенная геометрия носовой части корпуса англичанки предполагает увеличение гидродинамического давления на носовые рули глубины и их "заводнение" при движении надводным ходом.
                    Вряд ли. Уж слишком они высоко расположены . Скорее всего, им просто не хотелось приводы рулей внутри прочного корпуса размещать. Да и сам внешний вид данного шедевра судостроения, похоже не предполагает движения надводным ходом. На это намекает и неубирающаяся конструкция рулей, и отсутствие остекления рубки. Только поднимающийся козырек. ИМХО там очень неуютно вахтенному офицеру будет в надводном положении
                    Misantrop
                    1. rudolff 21 сентября 2013 00:49
                      Свои традиции кораблестроения. У них вообще лодки с рубочным остекленением редко встречаются.
      2. rudolff 20 сентября 2013 00:01
        Олег, что касается обнаружения, я наши апл имел ввиду, выше прозвучало в качестве примера, не Готланд. Это отдельная тема.
        1. Kassandra 3 декабря 2013 15:47
          любая ПЛ идущая под водой гонит над собой поверхностную волну которая из космоса засекается легко.
          Kassandra
    2. Kassandra 3 декабря 2013 15:39
      есть реакторы с естественной циркуляцией которые шумят меньше. АПЛ значительно уступают им только на мелководье где забьется контур.
      НАПЛ прибрежные и с "Лирой" по максимальной скорости хода наверное всетаки тягаться не смогут.
      Kassandra
  19. Пеший 19 сентября 2013 16:48
    Как указано в статье первой целью стала АПЛ эскорта АУГ , да уже после этой атаки лодку обнаружат и утопят.
  20. repytw 19 сентября 2013 17:10
    Как я понял наша "Варшавянка", "Палтус" проигрывает шведам только по автономности (4 суток против 16), а по некоторым параметрам (вооружение, боезапас, глубина погружения) выигрывает. Надо Асаду в лизинг дать, по опыту Индии, 2-3 "Варшавянки" (у нас их 20) тогда точно американцы задумались бомбить Сирию, а сирийцы поплавав глядишь бы и выкупили или заказали.
    1. Matio 19 сентября 2013 20:30
      Так думали все доброжелатели,когда Кадафи угрожал потоплит весь флот США.И где он сейчас?
      Matio
  21. Лекс 19 сентября 2013 18:37
    Щведы НИКОГДА не были варягами, согласно фильма Михаила Задорнова "Рюрик.Потерянная быль".
    Уважайте свою историю, историю народа который намного старше и мудрее "цивилизованого" сброда.

    дальше заголовка читать и не стал. Автору глубокое неуважение.
    Лекс
    1. Дарахт 19 сентября 2013 19:56
      Материалы авторы, то немногое что мне нравиться читать вне худ. литературы. Некоторые материалы спорные, иногда поверхностные, за некоторые бы убил, но все обладают одним свойством - у человека есть своя точка зрения, он ее довольно любопытно преподносит и отстаивает.
      Теперь, что касается Задорнова. Немедленно выплюньте изо рта эту гадость! Просто немедленно! ссылаться на подобные поделки по меньшей мере глупо, тем самым выставляете себя не в лучшем виде. Мне тут один пытался привить любовь к "академику ТВ" Леонтьеву, ваш Задорнов из той же оперы. Ну и напоследок, как я понял - М.Задорнов великий историк, настоящий патриот, тогда не поленитесь поищите адрес его постоянного места жительства и выступления на ТВ по этому адресу, сразу перестане смеяться над его шутками и перестане его уважать, как русский человек. Вы ведь русский?
      Дарахт
    2. fon_Stierlitz 19 сентября 2013 20:15
      Историк из Задорнова такой же, как и филолог - потешный. Поэтому учить по его фильмам историю не советую
      fon_Stierlitz
      1. Kassandra 3 декабря 2013 15:50
        В данном случае он написал правду.
        Kassandra
    3. Удав КАА 20 сентября 2013 20:43
      Цитата: Лекс
      дальше заголовка читать и не стал. Автору глубокое неуважение.

      Уважаемый неофил! Не оскорбляйте, походя, достойнейшего и уважаемого форумчанами автора. А если в тему "втыкаться" не хочется, лучше погуляйте на соседнем сайте, где о х.ях и пряниках, а также геях и лесбиянках.
      Не вносите смуту, не мешайте общаться с умными людьми. ИМХО.
      1. Kassandra 3 декабря 2013 15:52
        Достойнешему и уважаемому нужно чтобы у ВМФ не было АУГ. Это похуже чем "о х.ях и пряниках".
        Разберитесь в себе, почему?
        Kassandra
    4. Kassandra 3 декабря 2013 15:47
      Смысл вашего коммента понятен. Спасибо.
      PS. У шведов варяги были тоже - варяг это всего лишь морской пират, ушкуйники были пираты речные
      Kassandra
  22. Комментарий был удален.
    1. SWEET_SIXTEEN 20 сентября 2013 01:19
      Цитата: Яков31
      Больше на ... похоже)))

      Вы пересмотрели ТВ, надо больше читать
      Цитата: Яков31
      Во вторую мировую даже с торговых судов обнаруживали ДЭПЛ

      Потери японского флота от американских субмарин - 5 МИЛЛИОНОВ ТОНН
      у немецких подводников этот показатель был в 3 раза выше - немцы потопили 2770 судов и 130 боевых кораблей основных классов, тоннажем 14,5 МИЛЛИОНОВ ТОНН


      Цитата: Яков31
      Куча кораблей и не радаров, не эхо локаторов, не гидро локаторов. Во

      Вам рассказать подробно, какие силы были брошены для нейтрализации Кригсмарине? Никакие радары не помогали, пока на каждый У-бот не было брошено десяток эсминцев, фрегатов и охотников


      Иначе бы Британия вообще сдохла от голода - потери за 1942 год превысили 6,2 миллиона тонн грузов
      Цитата: Яков31
      Одна ДЭПЛ весь надводный флот США сможет уничтожить

      Запостить список самых результативных асов-подводников и их достижения?
      1. Яков31 20 сентября 2013 01:28
        Времена изменились, и средства тоже. Без практики это все мысли вслух. В бою раскроются все карты hi
        Яков31
        1. SWEET_SIXTEEN 20 сентября 2013 01:44
          Цитата: Яков31
          Времена изменились, и средства тоже.

          Ну так и лодки Готланд мало чем похожи на ржавые немецкие У-боты
          Цитата: Яков31
          Без практики это все мысли вслух. В бою раскроются все карты

          Все это уже было десятки раз. Первая мировая. Вторая мировая. Холодная война. Фолклендская война. Современные операции.

          Подводники ни разу не подвели
          1. Kassandra 3 декабря 2013 16:23
            первая варшавянка это и есть убоот
            Kassandra
      2. Kassandra 3 декабря 2013 16:23
        тем не менее битву в Атлантике в 1943г они против радаров даже под РДП продули
        Kassandra
  23. Ток 72 20 сентября 2013 03:21
    Прочитал статью,прочитал все отклики.Очень и очень интересно !!! Спасибо !!! С уважением.Владимир.
    Ток 72
    1. Kassandra 3 декабря 2013 16:28
      еще прочитай, не пожалеешь
      Kassandra
  24. старик54 20 сентября 2013 03:27
    ОЛег, стаья хорошая, лично мне понравилось! good
    Ценю тебя за последовательность во взглядах и неприклонность в мнениях, мужчина! hi Планомерно продвигаешь в массы идею, что АВ это уже прошлое, а вот ПЛ ... Разделяю твою идею в общем, особенно на сегодняшний наш день! Печально только, что у нас такие ПЛ пока не вояют. Но, кто у власти, кто в Кремле сидит, чего уж там то??
    Я после твоей предыдущей статьи про шпионаж уже решил, что ты морскую тему предавать начал, в недоумении был, а тут раз - очень интересная и неординарная статья! На общем фоне уря-патриотических статей на ВО о политике и "даёшь ещё катеров и буксиров для нашего ВМФ" выглядит прямо как глоток свежего воздуха, спасибо! Приятно читать твою аналитику, пусть даже и спорную порой, НО ТВОЮ ЛИЧНУЮ!! good hi
    1. Kassandra 3 декабря 2013 15:57
      Ну и зачем он это продвигает? Без АВ прошлым станет Россия. Тем более что Северный океан уже не ледовитый.
      На что способна палубная авиация в серькзном противоборстве показала еще WW2 и Фолкленды.
      Kassandra
  25. Blinov_I 20 сентября 2013 04:09
    Немного отвлеченный вопрос. Насколько эффективны современные средства защиты надводных кораблей от торпед? Вроде бы почти все российские корабли вооружены реактивными бомбометами, которые предназначены и для уничтожения торпед.
    1. Удав КАА 20 сентября 2013 20:55
      Цитата: Blinov_I
      Вроде бы почти все российские корабли вооружены реактивными бомбометами, которые предназначены и для уничтожения торпед.

      В свое время довелось увидеть результат работы ПТЗ ("удав", кажется, был). Меня лично впечатлило, даже очень! А вот РБУ... день вчерашний.
  26. Комментарий был удален.
  27. Удав КАА 20 сентября 2013 21:12
    Но отчего же на лицах у янки не видно нахальных улыбок? Куда девалась вся спесь и ощущение собственного превосходства? Покрасневшими от напряжения глазами, моряки внимательно вглядываются в экраны сонаров. Там, под темной водой что-то есть…

    А озабоченность и озадаченность появились от того, что наши ДПЛ стали расползаться по миру (Варшавянки, Палтусы.), да и немцы помогают. Идти к берегам АТР нужно знать, что там можно встретить. Вот и провели натурный эксперимент. Результаты озадачили. Кстати, можно значительно повысить время пребывания под водой по запасам энергии, заменив на новые АБ (кажется трубчатые, серебрянно-никилевые). Но дорого!
    И еще. Олег, спасибо за аналитику -- пищу для мозгов "ленивых", которым лень или некогда лазить по ИНЕТУ и лопатить другие материалы в поисках таких интересных вещей. С уважением. КАА.
    1. sub307 20 сентября 2013 22:37
      Наши ДЭПЛ и раньше "успешно расползались" - 641И проект к примеру. Немецкие 209-е тоже.
  28. Kostichous 11 апреля 2014 15:33
    Всем доброго!
    Подскажите у кого какая кассовая программа установлена? Какие плюсы и минусы были выявлены за время использования?
    Kostichous

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня