Як-130 всегда выйдет из штопора

Этот самолет признан международными экспертами лучшим образцом учебно-боевой техники.

По состоянию на сентябрь этого года 34 новых российских учебно-тренировочных самолета (УТС) Як-130 поступили в Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени В. П. Чкалова. Первый выпуск, подготовленный на этих УТС, состоялся в текущем году.

Курсанты подтвердили, что машина проста в управлении и эксплуатации и ее легко осваивать. «Специалисты постарались и сделали самолет «учебной партой» – пока курсант не выполнит последовательность всех действий, предписанных инструкцией или руководством по летной эксплуатации, к дальнейшему пилотированию самолет его не допускает и сам подсказывает действия, требуемые для выполнения всего пилотажа, – сообщил главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев на авиационно-космическом салоне «МАКС-2013» в подмосковном Жуковском. – В воздухе самолет очень легкий, прощает много ошибок. Это не то, что было раньше, когда мы были курсантами. Тогда, не дай бог, потерял скорость – сразу сорвался в штопор, из которого очень тяжело самолет вывести».


Совсем другая ситуация с Як-130. Машину, наоборот, очень тяжело ввести в штопор. Но даже если она по каким-то причинам в него попала, достаточно просто отпустить рули и новый УТС самостоятельно выходит из штопора и продолжает далее безопасное пилотирование. Это обстоятельство побудило руководство ВВС создать пилотажную группу на базе Як-130.

Пилотажный вариант

Главный конструктор Як-130, директор инженерного центра корпорации «Иркут» Константин Попович сообщил, что с руководством ВВС ведутся переговоры об использовании для этих целей машин, ранее построенных на нижегородском авиационном заводе (НАЗ) «Сокол». Он напомнил, что в числе эксплуатируемых в Борисоглебске УТС 11 выпущены НАЗ «Сокол», где первоначально планировался их серийный выпуск. Впоследствии производство переместилось на иркутский авиазавод. По контракту с Минобороны РФ корпорация «Иркут» должна построить 62 новых УТС для российских курсантов. В совокупности с нижегородскими машинами их в училище будет в общей сложности 72.

Як-130 всегда выйдет из штопора


В связи с планами ВВС об увеличенном наборе курсантов ведутся переговоры по дозакупке Як-130, поэтому вопрос с производством УТС в «Иркуте» решен до 2015 года. «Это же были самолеты, сделанные по предварительному заключению Минобороны, поэтому они имеют определенные особенности по программному обеспечению и по конструкции», – заметил Попович. Специалисты предлагают именно эти Як-130 использовать при определенной доработке для пилотажной группы.

Решение по пилотажной группе от ВВС планируется получить в 2014 году. Но не дожидаясь его, специалисты уже прорабатывают вопрос доработки самолетов. В частности, для пилотажной группы Як-130 будет оснащаться дымогенератором. Кроме этого к самолетам предъявляется «требование по перегону» и эксплуатации на международных линиях, поскольку ВВС планируют участие пилотажной группы на Як-130 и в международных авиасалонах. «Придется оснастить самолеты дополнительным оборудованием – радиостанцией, радиоответчиком, снять ненужное в пилотажном варианте оборудование с целью облегчить самолеты. Кроме того, есть что подтянуть с точки зрения пилотажных характеристик при помощи комплексной системы управления. Но это большой вопрос – не хочется разуницифицировать самолеты по программному обеспечению», – говорит главный конструктор.

Для увеличения радиуса перегона самолеты оснастят дополнительными топливными баками. «Сейчас у нас радиусы перегона 2100 километров, просили не меньше 2600, а желательно обеспечить 2800. Ну 2800 километров мы не потянем, а вот 2600 можно обеспечить», – отметил Константин Попович.

Легкий боевой

Еще одна возможность – создание на базе Як-130 легкого боевого самолета с установкой легкого бронирования и соответствующего оборудования.

«Рассматривается возможность установки системы оптико-локационной станции с опцией увеличения возможностей самолета по применению управляемого оружия. Система позволяет достаточно просто доработать самолет, – сообщил Попович. – Установка радиолокатора в носовую часть – это наиболее тяжелая и большая доработка, которая находится в стадии проработки. В случае принятия решения о доработке самолета в легкий боевой самолет эта идея будет реализована». По данным открытых источников, на Як-130 может быть установлена бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Барс-130». «Естественно, идут работы по наращиванию того вооружения, которое сейчас принимается в ВС РФ», – добавил он.

В легком боевом варианте Як-130, кроме того, будут установлены система радио-электронной борьбы (РЭБ) и прицельный комплекс. Также машину изменят с целью обеспечения легкого бронирования. В самолет может быть привнесена система дозаправки в воздухе.

Вопрос модернизации Як-130 в настоящее время обсуждается с ВВС, определяются требуемые технические характеристики и объем финансирования.

Контрактов хватает

Но не только российские ВВС осознали все достоинства нового УТС/УБС. «Со всех сторон идут запросы из-за рубежа, ведется интенсивная работа по удовлетворению этих запросов», – проинформировал Попович. Заинтересованность проявляют в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, а также страны СНГ. В частности, Алжир очень доволен приобретенными 16 машинами Як-130. Это государство стало первым зарубежным эксплуатантом нового российского УТС/УБС и высказывает заинтересованность в дополнительном их количестве. «Алжир, наверное, докупит определенное количество Як-130, потому что сейчас идет интенсивная эксплуатация наших самолетов в этой стране», – отметил представитель «Иркута».

Продолжаются переговоры с Бангладеш. Ожидалось даже подписание контракта с этой страной на МАКС-2013. «Все было уже близко к финальной стадии. Но в Бангладеш ситуация определяется экономическими и политическими соображениями. Если обстановка там будет стабильной, мы этот контракт получим», – говорит Попович. Между тем в марте во время проведения салона LIMA 2013 в Малайзии заместитель гендиректора компании «Рособоронэкспорт» Виктор Комардин сказал: «Бангладеш намерен приобрести 24 учебно-боевых самолета Як-130. Переговоры по этому пункту начнутся уже весной текущего года. Исполнителем контракта с Бангладеш по самолетам Як-130 будет корпорация «Иркут».

Кроме того, Россия заключила контракт с Сирией стоимостью 550 миллионов долларов на поставку 36 самолетов этого типа, но сделка в силу не вступила и машины туда не поставлялись.

К сожалению, многое определяет политическая ситуация в мире, наши традиционные рынки для российской продукции военного назначения несколько «схлопываются». Например, неудавшийся контракт с Сирией, где политические события остановили движение по контракту. До этого в Ливии такой же контракт был остановлен по тем же причинам.

Вместе с тем продолжается реализация контракта с Белоруссией. В связи с финансовыми ограничениями выполнение договора идет медленными темпами с поставкой для белорусских ВВС по три самолета ежегодно.

На авиасалоне «МАКС-2013» полет на Як-130 под руководством летчика-испытателя Романа Таскаева совершил заместитель главкома ВВС Украины. Сейчас с украинской стороной ведутся переговоры о возможных поставках, по результатам которых контракт может быть подписан в 2014–2015 годах.

Еще примерно десять стран Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки заинтересованы в приобретении Як-130.

Словом, у иркутского авиазавода полный порядок с загрузкой и под программу производства, и под перспективу поставок за рубеж.

Начинка суперсовременная

В этом году на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже российский Як-130 был признан международными экспертами лучшим образцом учебно-боевой техники. Для этого самолета предприятиями концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) разработаны, произведены и интегрированы в единый цифровой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) передовые системы навигационной, пилотажной и боевой авионики. Новейший интегрированный цифровой комплекс БРЭО позволяет Як-130 имитировать информационно-управляющее поле кабин, основные летные характеристики и применение боевых систем новейших истребителей четвертого и пятого поколений.

Комплекс БРЭО, созданный опытно-конструкторским бюро «Электроавтоматика», имеет открытую архитектуру, что облегчает его модификацию за счет установки нового оборудования и внедрения дополнительных программно-функциональных модулей. В отличие от учебно-боевых самолетов прежних поколений Як-130 не имеет в составе БРЭО электромеханических приборов. На нем реализована концепция так называемой стеклянной кабины, которая дает возможность моделировать информационно-управляющие поля кабин боевых самолетов различных типов. В составе этого комплекса – многофункциональные пульты, комплексные системы управления, интеллектуальные жидкокристаллические и коллиматорные индикаторы.

Полностью цифровая комплексная электродистанционная система управления, созданная Московским институтом электромеханики и автоматики, выполняет функции систем автоматического управления и обеспечения безопасности полета. Предусмотренный системой режим программирования дает возможность изменять пилотажные и динамические характеристики Як-130 для имитации летных характеристик практически любого современного боевого самолета. Бортовая система имитации режимов боевого применения, интегрированная с комплексом управления оружием СУО-130, разработанным курским предприятием КРЭТ «Авиаавтоматика», позволяет при обучении пилотов исключить необходимость использования реальных бомб и ракет, сохраняя при этом реалистичность отображения событий боевого задания.

В Курске произведена также аварийно-эксплуатационная система сбора и регистрации полетной информации. Установленная на борту Як-130 система управления общесамолетным оборудованием СУОСО-130, которую разработало и изготовило входящее в КРЭТ Ульяновское конструкторское бюро приборостроения, отвечает за сбор и отображение информации о состоянии всех систем БРЭО, датчиков и исполнительных устройств самолета.

Во время проведения салона «МАКС-2013» Як-130 с бортовым номером 02 явился публике в исторической красно-белой окраске, в которой были выполнены первые самолеты выдающегося конструктора Александра Сергеевича Яковлева.

Как отмечают эксперты, находящийся сегодня на вооружении ВВС России двухместный реактивный учебно-боевой самолет нового поколения Як-130 не только обеспечивает обучение и боевую подготовку летного состава, но и может применяться в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям. По своим летно-техническим и маневренным характеристикам этот самолет близок к показателям современных истребителей в дозвуковом диапазоне скоростей, что позволяет решать задачу обучения пилотов для самолетов поколений «4+» и пятого. Кроме того, Як-130 неприхотлив к условиям базирования и способен, в частности, садиться на неподготовленные площадки.
Автор: Николай Новичков, Любовь Милованова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. Nukem999 19 сентября 2013 08:47
    ..................
    Nukem999
    1. Apollon 19 сентября 2013 09:17
      Цитата: Nukem999
      Nukem999

      а где перевод?! на Русском языке много роликов но Вы почему то выбрали только на англосаксонском.


      цитата-Этот самолет признан международными экспертами лучшим образцом учебно-боевой техники.

      Еще бы,об этом даже речи не может быть good

      1. vaf 19 сентября 2013 13:48
        Цитата: Apollon
        а где перевод?! на Русском языке много роликов но Вы почему то выбрали только на англосаксонском.


        Уважаемый Аполлон, так это же "кореец" Т-50, поэтому и на "англицком" языке, wink +! drinks

        А я поставил "-" аффторам, не самолёту, а именно статье.
        Почему? Вот в кратце по цитатам:

        1. "Иммитировать....применение боевых систем новейших истребителей четвертого и пятого поколений." belay

        2.«Сейчас у нас радиусы перегона 2100 километров, просили не меньше 2600, а желательно обеспечить 2800. Ну 2800 километров мы не потянем, а вот 2600 можно обеспечить». belay

        3."но и может применяться в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям." belay

        И так далее и тому подобное! soldier

        Что тут скажешь..."авиаспешелы СМИ" fool
        vaf
        1. Apollon 19 сентября 2013 14:48
          Цитата: vaf
          Т-50, поэтому и на "англицком" языке,


          Специально виду не подал,немного владею английским,так заметил везде где только можно пихает на английском видеосюжеты,я так понимаю можно в исключительных случаях там где на Русском нет.
          Добрый день уважаемый Сергей hi drinks
          1. Старый очень 19 сентября 2013 21:02
            Apollon, а зря ВЫ мне "-" на Ваш ролик я ответил: Роберто Бартини.А-55.А57. Это было чудо
      2. Lone gunman 19 сентября 2013 18:20
        О да , он лучший в своём классе и ещё как потенциальный лёгкий штурмовик, кто не согласен , тому "глаз вон" )))...и статье за тему +...кореец тоже не плох, но нам надо учится "убивать" такие машины в качественном и экономическом плане...(реклама двигатель прогресса)...
        1. аксакал 19 сентября 2013 21:47
          Цитата: Lone gunman
          но нам надо учится "убивать" такие машины

          - я что-то не очень понял - конкуренцию кто-то отменил? Нет? В таком случае нужно не учиться "убивать", а нужно уже как сто лет это уметь! Причем сразу наповал.
          1. Lone gunman 19 сентября 2013 23:52
            Не что человеческое нам не чуждо))),европейцы тоже за все своё стоят-"Николай Азаровв: «У меня состоялась встреча с французским руководством и руководством авиационной компании Airbus, и они мне прямо сказали, что ваш самолёт (Ан-70) лучше нашего (А‑400М), но мы сделаем всё, чтобы ваш самолёт не нашёл рынка сбыта». Да здравствует свободная конкуренция!" -,а на счёт учится ,то это не когда не поздно, как то так...)))
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
  2. Golosey 19 сентября 2013 10:01
    Смотрел передачу Полигон про этот самолет
    Golosey
  3. Nukem999 19 сентября 2013 10:27
    Цитата: Nukem999
    Модификация A-50
    Размах крыла, м 9.11
    Длина самолета,м 13.13
    Высота самолета,м 4.90
    Площадь крыла,м2 26.60
    Масса, кг
    пустого самолета 6441
    нормальная взлетная 8890
    максимальная взлетная 111975
    Тип двигателя 1 ТРД General Electric F404-GE-402
    Тяга, кгс 1 х 78.7
    Максимальная скорость, км/ч 1650
    Крейсерская скорость, км/ч 986
    Практическая дальность, км 2400
    Боевой радиус действия, км 1000
    Максимальная скороподъемность, м/мин 10056
    Практический потолок, м 14630
    Макс. эксплуатационная перегрузка 8
    Экипаж, чел 2
    Вооружение: одна 20-мм пушка
    Боевая нагрузка - до 3000 кг на 7 узлах подвески
    На 2 узлах подвески на концах крыльев размещены 2 УР AIM-9L/M Sidewinder
    На 5 остальных размещаются различные
    УР класса воздух-воздух и воздух-земля , легкие управляемые и неуправляемые бомбы, контейнеры с
    пушечным вооружением.
    Nukem999
    1. Argon 19 сентября 2013 12:33
      Это аппарат совершенно другого класса,в последнее время окончательно сформировавшегося-сверхзвуковые УТС.И целесообразность наличия таких машин в той или иной стране(в ее ВВС)предмет отдельного разговора.Понятно,что такие машины не для курсантов летных училищ(стоимость летного часа будет подороже,чем у Яка) ,скорее это тренировочная машина для пилота с классом позволяющая более объемно отработать БП на пример.Хотелось бы ответить уважаемому USNik-те которые в училище не могут,низкая тяговооруженность(тяга двигателей)причем"кобру"в принципе не может,а от"растянутого колокола"ЭДСУ уводит(самолет сам начинает выравниваться при достижении определенного минимума скорости).Однако при оригинальном режиме ЭДСУ уверенно выполняет пилотаж с углами атаки до 20 градусов(при относительно небольшом кол-ве топлива на борту,разумеется).
  4. USNik 19 сентября 2013 10:33
    Интересно, может ли 130й сделать Колокол или кобру?
    USNik
    1. 0255 19 сентября 2013 16:19
      Какая кобра? это не Су-27 или созданный на его базе истребитель. Вроде бы как кроме "Су" никто кобру не делает, только МиГ-29 и Ф-22 могут выполнить маневры, близкие к кобре. Хотя может я и ошибаюсь.
    2. rubin6286 2 ноября 2013 22:50
      Нужно ли это ему? УТС прежде всего нужен для обучения.В летных училищах учат высшему и сложному пилотажу. Я от молодых летчиков слышал,что ЯК-130 действительно очень хорош для этого.
  5. lordhigh 19 сентября 2013 10:39
    Классный самолет!!! Похож на су-25, су-39
    lordhigh
  6. sergey158-29 19 сентября 2013 11:05
    Интересно будет посмотреть реализацию ЛЕГКОГО БОЕВОГО самолета на его базе hi
    1. rubin6286 2 ноября 2013 22:54
      ВВС пока отказываются от варианта легкого штурмовика на базе ЯК-130. Считается,что для этого у него недостаточна защита экипажа.Я, например,согласен.Есть СУ-25 и он больше подходит для штурмовки наземных целей.
  7. Прапор Афоня 19 сентября 2013 11:36
    Рад за Российские самолеты!
  8. Yankuz 19 сентября 2013 12:54
    Цитата: Nukem999
    ..................

    Это же корейский!
    Yankuz
  9. crambol 19 сентября 2013 17:10
    Машину очень тяжело ввести в штопор. Но даже если она по каким-то причинам в него попала, достаточно просто отпустить рули и новый УТС самостоятельно выходит из штопора.


    Копия По-2 ! Даёшь правую ногу, ручку вправо и вперёд - с трудом делает 2-3 оборота и сам вываливается из пике! Великолепно, такая же гениальная машина!
  10. старшой 19 сентября 2013 19:23
    То что он поступает это хорошо,но он поступает только в одну часть. А как же замена летного парка в других учебных частях (полках)? request
    старшой
    1. Apollon 19 сентября 2013 20:54
      красочная фотосессия ЯК-130




      1. 0255 20 сентября 2013 05:49
        радуют новые фото Як-130-го)))
  11. ev58 20 сентября 2013 10:19
    Очень приятный планер и нужный образец ЛА. Не менее приятно ощущать свой вклад в разработку БО этого самолёта, о котором есть много хороших отзывов.
    ev58
  12. старшой 20 сентября 2013 12:44
    Цитата: ev58
    Очень приятный планер и нужный образец ЛА. Не менее приятно ощущать свой вклад в разработку БО этого самолёта, о котором есть много хороших отзывов.


    Ну и есть отрицательные отзывы ,удалось пообщаться с техниками самолета,на то что они ответили - что очень капризный требует ангарного хранения а мы знаем за чистую на аэродромах дефицит ангаров ......часто выходит из строя электроника ..............так что и минусы в нем есть....
    старшой
  13. beifall 21 сентября 2013 06:53
    Неожиданно закончилось в Казахстане намечавшееся подписание протокола о поставке российских учебно-тренировочных самолетов Як-130 для нужд ВВС этой страны. Точнее, оно не чем не закончилось, так как просто не состоялось. Казахстанская сторона за час до назначенного мероприятия сообщила о своем отказе от планируемой сделки. Это было полнейшим сюрпризом для российской стороны.

    Был подготовлен не только формальный протокол о сотрудничестве и намерениях закупить УТБ. Были подготовлены все необходимые технические и юридические документы, включая конкретное коммерческое предложение. Однако они не понадобились.

    Представитель Министерства обороны Казахстана объяснил такое поведение тем, что предложение российской стороны, а затем оформление договорных документов были выполнены в достаточно короткий срок. Представители Казахстана просто не смогли досконально изучить и принять взвешенное решение.

    Во-вторых, Казахстан всего полтора года назад провел комплекс работ по глубокой модернизации всего имеющегося у ВВС парка УТС на базе L-39. Было бы нерационально теперь начать их вывод из эксплуатации, не дав полностью отработать ресурс. Да и пока нет опыта эксплуатации Як-130 в ВВС России. В любом случае, Казахстан не отрицает полностью возможности закупки Як-130, но пока подождет.

    Очень рад когда услышал эту новость!
    beifall

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня