Перспективный ударный самолет Scorpion готовится к испытаниям

В развитии и способах применения боевой авиации в последние годы наблюдаются несколько основных тенденций. Воздушные бои между истребителями стали довольно редкими и основной задачей самолетов стало нанесение ударов по наземным объектам противника. Одновременно с этим стоимость новых самолетов постоянно растет. Цена самых современных истребителей-бомбардировщиков достигает такого уровня, который может сократить число желающих приобрести их.




Видя эти проблемы и желая выйти на рынок боевой авиации, компании Textron и AirLand Enterprises начали совместный проект по созданию относительно дешевого ударного самолета с достаточно высокими характеристиками. В начале 2012 года две компании организовали совместное предприятие под названием Textron AirLand, задачей которого являлась разработка и строительство новых самолетов. Перспективный проект получил название Scorpion («Скорпион»). Облик ударного самолета был определен следующим образом. Предполагалось создать легкий недорогой самолет, способный наносить удары по наземным целям, в том числе с использованием управляемого вооружения. При этом одной из главных целей проекта была экономичность готового самолета. Техническим заданием требовалась минимизация стоимости летного часа. Этот параметр не должен превышать 3-4 тыс. американских долларов. Для сравнения, летный час современных истребителей-бомбардировщиков американского производства F-16 обходится эксплуатанту более чем в 20 тысяч долларов.

Основным способом сокращения расходов на разработку и строительство перспективного ударного самолета стало широкое использование технических решений и технологий, полученных и освоенных в ходе предыдущих проектов. В состав конгломерата Textron входит большое число компаний, ряд которых занимается разработкой и строительством авиационной техники: Cessna Aircraft, Bell Helicopter и другие. Таким образом, к проекту Scorpion были привлечены специалисты с опытом в области авиастроения. Основным «источником» заимствований технического и технологического характера стали реактивные бизнес-самолеты марки Cessna. Подобный подход к конструированию самолета позволил как уменьшить расходы, так и ускорить процесс создания проекта. Как стало известно в середине сентября, на одном из заводов Textron уже заканчивается строительство первого прототипа перспективного самолета.



На фотографиях строительства самолета и опубликованных рекламных изображениях видно, что в проекте «Скорпион» не применялись какие-либо новые и смелые идеи, касающиеся компоновки и аэродинамики. Самолет построен по схеме «высокоплан» с крылом небольшой стреловидности размахом 14,4 метра, оснащенным развитой механизацией. В носовой части фюзеляжа имеется двухместная кабина, закрытая одним фонарем. Некоторый интерес представляет расположение силовой установки и воздухозаборников. Два турбовентиляторных двигателя Honeywell TF731 с тягой около 3600 кгс каждый расположены в хвостовой части, по бокам от фюзеляжа с характерными обводами. На частях фюзеляжа, в которых смонтированы двигатели, крепится горизонтальное и вертикальное оперение.

В конструкции самолета Scorpion широко используются композиционные материалы. Из них выполнено большое количество деталей фюзеляжа и часть крыла. Для несения полезной нагрузки общим весом 1400 кг самолет имеет внутренний грузоотсек и несколько узлов внешней подвески, расположенных под крылом. Как утверждают авторы проекта, самолет сможет нести неуправляемое и управляемое оружие различных типов. Точная номенклатура доступных для использования моделей ракет и бомб пока не называлась. Возможно, она будет определяться в соответствии с требованиями заказчика.

Радиоэлектронное оборудование самолета Scorpion, по некоторым данным, будет соответствовать ряду требований, предъявляемым к современным самолетам. При этом, несмотря на использование современных многофункциональных дисплеев, систем навигации и т.п., архитектура БРЭО и используемые виды аппаратуры определены с учетом необходимости упрощения и удешевления. В частности, новый ударный самолет не оснащается электродистанционной системой управления, считающейся стандартом для современной боевой авиации. Вместо нее будет использоваться система тросов и тяг.

Ранее сообщалось, что максимальный взлетный вес перспективного ударного самолета не будет превышать 10 тонн, а пустая масса будет примерно вдвое меньше. При помощи двух двигателей Scorpion сможет разгоняться до скорости около 830 километров в час. Ввиду специфики работы современных ударных самолетов «Скорпиону» не нужна большая скорость полета. Кроме того, при операциях по непосредственной поддержке войск, при которых требуется постоянно находиться над полем боя, находить цели и уничтожать их, самолету Scorpion придется летать со скоростью, значительно уступающей максимальной. Необходимо отметить, именно требование о возможности «висения» над полем боя сказалось на аэродинамическом облике самолета, в частности на использовании крыла с малой стреловидностью. При необходимости самолет сможет подниматься на высоту свыше 13,5 тыс. метров и летать на дальность до 4500 километров.




В настоящее время подходят к концу работы по строительству первого прототипа самолета Scorpion. В течение ближайшего времени начнутся наземные испытания и уже к концу текущего года первый самолет должен подняться в воздух. Совместное предприятие Textron AirLand пока не называло стоимость готовой машины. Тем не менее, по заверениям представителей фирмы-разработчика, серийный самолет Scorpion будет в несколько раз дешевле других современных ударных самолетов. При этом, однако, не указывается, с какими именно самолетами сравнивалась новая разработка. Также утверждается, что стоимость летного часа перспективной ударной машины будет находиться в пределах 3 тыс. долларов.

Предполагается, что Scorpion станет «самым доступным тактическим самолетом в мире». В качестве потенциальных покупателей этого самолета рассматриваются страны третьего мира, нуждающиеся в современной авиационной технике, но при этом не имеющие возможности покупать истребители-бомбардировщики или штурмовики ведущих мировых производителей. В компании Textron AirLand надеются, что в этих странах «Скорпион» сможет прийти на смену устаревшей технике российского или американского производства.

Перспективы самолета Textron AirLand Scorpion пока не в полной мере ясны. Тем не менее, заявления о низкой стоимости самого самолета и его эксплуатации позволяют предполагать, что проект привлечет большое внимание стран третьего мира. Что касается объемов контрактов, то они будут зависеть в первую очередь от стоимости перспективных ударных самолетов, а этот параметр пока не оглашался.



По материалам сайтов:
http://flightglobal.com/
http://militaryparitet.com/
http://airforcemag.com/
http://aviationweek.com/


Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти