Охлаждение отношений между Украиной и Россией: на очереди окончательный разрыв?

Охлаждение отношений между Украиной и Россией: на очереди окончательный разрыв?


Премьер-министр Украины Н.Азаров на днях сделал заявление о том, что Украина все больше отдаляется от России в плане двусторонних отношений. Причем, отметил председатель правительства, виновата в этом сама Россия. Газовый договор, крайне невыгодный для Украины, заставляет ее правительство искать новые партнерские отношения на стороне. И отношения эти не всегда бесперспективные.


«Каждый день действия этого неравноправного соглашения отдаляет одно государство от другого, все больше охлаждая между ними отношения.» сказал украинский премьер. Эти же слова своего шефа подтвердил и его пресс-секретарь В.Лукьяненко. Он отметил, что невыгодное соглашение заставляет украинское правительство не только искать новые альтернативы в поставках голубого топлива, но и ускоренными темпами наращивать объемы собственной добычи. По большому счету, можно говорить о том, что украинский премьер обвинил российское правительство в недальновидности, потому как получение односторонней выгоды на непродолжительное время не может служить гарантией долгосрочных двусторонних отношений. А газовое соглашение никоим образом не может служить укреплению отношений между двумя государствами.

Данное заявление было озвучено после визита Николая Азарова в Нидерланды, где состоялись переговоры между украинскими политиками и руководством Royal Dutch Shell. В рамках переговоров было подписано определенное соглашение, которое должно послужить стартом работ, направленных на разработку и добычу сланцевого газа в Юзовском месторождении. По словам украинского премьера, примерно в 2015 году компания уже может получить первые крупные объемы газа.

Напомним, в конце января текущего года представители украинского правительства и руководство компании Royal Dutch Shell подписали договор, согласно которому компания взяла на себя обязательства по инвестированию 410 миллионов долларов в рамках первого этапа работ. Данные инвестиции предполагается осваивать на протяжении 4-5 лет. Общий объем инвестиций может составить порядка 10 миллиардов долларов.

Если верить оценкам экспертов, объемы добычи сланцевого газа в Юзовском месторождении составляет порядка 20 миллиардов кубических метров ежегодно, что равно объему природного газа, который в настоящее время добывается на Украине. Общие объемы газа составляют примерно 4 триллиона тонн кубических метров газа. По словам Н.Азарова, работа предстоит очень сложная, однако данное соглашение в полной мере отвечает национальным интересам украинского государства. К тому же, в конечном итоге договор поможет решить проблемы, связанные с обеспечением страны собственным газом.

Кроме компании Royal Dutch Shell, заниматься разработками и добычей сланцевого газа на Украине может заниматься и еще одна серьезная энергетическая компания из Соединенных Штатов Америки – Chevron. Напомним, в мае 2012 года данная компания одержала победу в конкурсе по добыче на Олесской площади углеводородов. На рассмотрение украинского правительства представители компании предоставили проект соглашения о разделе продукции. Перед подписанием его должны одобрить Ивано-Франковский и Львовский областные советы, потому как на территориях именно этих областей находится данное месторождение.

В настоящее время никакого развития по данному проекту нет. Причина заключается в том, что в августе Ивано-Франковский облсовет отклонил проект, отправив его на доработку. На днях должно состояться очередное заседание облсовета, на котором планируется рассмотреть данный проект. Эдуард Ставицкий, украинский министр энергетики и угольной промышленности, заявил о том, что все замечания были внесены в соглашение, поэтому он выразил надежду на то, что местные власти все-таки одобрят документ.

Согласно оценкам экспертов, объемы минимальных инвестиций в проведение геологической разведки по данному проекту могут составить порядка 300 миллионов долларов, а объемы газа в месторождении равны примерно 3 триллионам кубических метров.

Необходимо отметить, что в отрасли добычи сланцевого газа украинское государство вполне может ориентироваться на соседнюю Польшу, которая первой в Европе заявила о том, что начала добычу данного вида топлива. Согласно заявлению заместителя министра экологии Польши Петра Возняка, сделанному в конце августа этого года, добыча сланцевого газа началась 21 июля, и с того времени ведется безостановочно. Более того, объемы добычи намного существеннее тех, которых удавалось достичь в странах Евросоюза. При этом Возняк отметил, что в настоящее время пока рано говорить о том, что страна намерена перейти на промышленную эксплуатацию. Отметим, компания Lane Energy Poland ежедневно добывает на тестовой скважине, которая находится на севере Польши, порядка 8 тысяч кубических метров газа.

Отметим также, что в Польше находятся крупнейшие на всей западноевропейской территории запасы сланцевого газа. Согласно данным, предоставленным Польским геологическим институтом, максимальные объемы сланцевого газа, который находится на польской территории, составляет примерно 2 триллиона кубических метров. Извлекаемые объемы запасов составляют примерно 345-770 миллиардов кубических метров. Этого количества вполне хватит для потребления на период от 35 до 65 лет. Вместе с тем, до недавнего времени все попытки наладить серьезную добычу газа были неудачными. Если Польше все-таки удастся наладить добычу сланца, то государство может в значительной степени снизить зависимость от российского голубого топлива.

Так, в Польше ежегодный объем потребления газа достигает 15 миллиардов кубических метров. Порядка 70 процентов этих объемов обеспечиваются именно за счет российских поставок.

Если говорить об Украине, то согласно последним данным, предоставленным Укртрансгазом, страна за последние полгода сократила поставки газа из России почти на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 15,3 миллиардов кубических метров.

По словам экспертов, в настоящее время пока существует небольшая вероятность того, что на Украине начнется активная серьезная разработка сланцевого газа, которая даст возможность отказаться от российского топлива. Причиной тому могут служить определенные проблемы, среди которых политические (разработка может стать предметом политической конкуренции), коммерческие (разрабатывать месторождения можно с выгодой), геологические (вполне возможно обнаружение значительных запасов сланца) и экологические (возможен риск загрязнения окружающей среды).


Впрочем, добыча сланцевого газа на украинских месторождениях – это далеко не единственная причина охлаждения отношений между двумя государствами. Об этом, в частности, заявил В.Янукович в своем ежегодном послании к украинскому парламенту. Нужно сказать, послание получилось весьма любопытным, поскольку именно отношения с Россией были обозначены им в качестве приоритета внешней политики государства.

Вместе с тем, глава государства заявил о том, что представителям двух стран не удалось добиться прогресса по многим принципиальным вопросам. Все, кто хоть немного интересуется «заклятой дружбой» между странами, знает, что помимо газовой проблемы существуют и другие. Так, не добившись снижения стоимости на российское топливо, Янукович заявил о необходимости реанимировать проект «Белый поток» в качестве альтернативного пути поставок азербайджанского топлива. Кроме того, в случае начала строительства Транскаспийского газопровода, существует возможность поставок газа из Казахстана и Туркменистана. Очевидно, что все эти заявления делаются в противовес «Южному потоку» россиян.

Существуют проблемы и в промышленном секторе. Так, в конце 2012 года российским Минпромторгом была предложена государственная поддержка для российских вагоностроителей. Это было сделано с одной целью – создать для «своих» защиту от украинских конкурентов – Крюковского вагоностроительного завода и Азовмаша. За год до этого росийские, белорусские и казахские заводы создали определенную организацию, которая, по сути, перекрыла украинский экспорт данной продукции в эти государства. А между тем, в прежние времена объемы украинского экспорта вагонов в Россию достигали 45-50 процентов. Кроме того, необходимо отметить, что российское правительство совсем недавно заявило о своем намерении строить вагоны в Латвии, а не на Украине.

Еще один аспект, который, по мнению ряда экспертов не способствует укреплению двусторонних отношений – это оружейный рынок.

Так, не очень давно украинское правительство сделало заявление о своем намерении потеснить российских конкурентов на Азиатско-Тихоокеанском оружейном рынке. В соответствии с украинскими планами, в ближайшую «пятилетку» «Укрспецэкспорт» намерен заняться экспортом вооружения и военной техники в Индию, Китай, Таиланд, Вьетнам и Индонезию на сумму, равную 5 миллиардам долларов. Эти страны, напомним, являются традиционными покупателями российских военных экспортеров.

Не стоит забывать и о многочисленных торговых войнах между странами. То россиянам не пришлись по вкусу украинские сыры, то молоко и мясо, то курятина. Кроме того, были и автомобильные войны, когда Россия ввела утилизационный сбор на импортные автомобили, а Украина в ответ на это ввела такой же сбор, только на автобусы и автомобили, поставляемые из России.

Существует еще множество примеров подобной «дружбы». И такие отношения вряд ли можно назвать радужными и безоблачными. Поэтому вполне очевидно, что слова главы украинского государства – это не более чем дань дипломатии, дежурные фразы, не более того.

Вместе с тем, по словам украинских политиков, в частности, депутата Верховной Рады Игоря Маркова, объявление России практически основным врагом Украины непременно станет причиной краха существующего ныне украинского политического режима. Да и сам В.Янукович ранее заявлял о безальтернативности отношений между Украиной и Россией в силу существенного товарооборота, энергетической зависимости, рынков сбыта продукции. И, несмотря на очередное охлаждение, двусторонние отношения все же развиваются. Об этом свидетельствуют совместные проекты в авиастроении (Ан-124, Ан-158, Ан-148, Ан-70), строительстве космической техники (проект ракетно-космической системы «Днепр»), модернизации украинской железной дороги, достройки энергоблоков Хмельницкой атомной станции.

Пожалуй, единственное, что мешает плодотворному двустороннему сотрудничеству, - это политические амбиции, которые нужно либо усмирять, либо расходиться окончательно…

Использованы материалы:
http://vz.ru/economy/2013/9/13/650195.html
http://www.regnum.ru/news/polit/1707163.html
Автор:
Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

225 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти