В России ведется разработка пассажирских экранопланов

90
Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях (СПК) им. Р. Е. Алексеева, расположенное в Нижнем Новгороде, занимается разработкой двух проектов современных больших пассажирских экранопланов. Стоит отметить, что ЦКБ им. Алексеева является на сегодняшний день ведущим российским предприятием в области проектирования экранопланов, судов на воздушной подушке (СВП), судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной каверне (СВК) и катеров. Данное конструкторское бюро было основано еще в 1951 году. С тех пор специалистами данного предприятия было спроектировано множество моделей профильной техники, производимых серийно.

Практически всем россиянам знакомы такие названия, как «Ракета» или «Метеор». Практически каждый хотя бы раз в жизни катался на этих речных судах на подводных крыльях. Оба этих проекта, как и многие другие, как раз и были реализованы силами нижегородского ЦКБ по СПК им. Алексеева. Известно данное конструкторское бюро и своими экранопланами, к примеру, морским экранопланом-ракетоносцем «Лунь» – прямым потомком и родственником знаменитого «Каспийского монстра»

В настоящее время на предприятии полным ходом ведется работа над созданием двух вариантов крупных экранопланов, которые создаются в рамках государственной программы «Развитие гражданской морской техники». Об этом журналистам рассказал главный конструктор нижегородского предприятия Сергей Платонов. По его словам, по первому пассажирскому экраноплану А-050 уже закончено эскизное проектирование, в настоящее время ведется разработка технического проекта. По данному экраноплану уже были проведены все расчеты и экспериментальные работы, полностью просчитаны экономические показатели изделия. Помимо этого ведется работа по созданию эскизного проекта экраноплана А-080, а также испытания его моделей в бассейне.

В России ведется разработка пассажирских экранопланов

Экраноплан А-050 предприятие уже через 3 года готово передать всем потенциальным заказчикам, а А-080 – через 3,5 года. У обоих типов разрабатываемых пассажирских экранопланов будет по 2 стартовых и 2 маршевых двигателя. В настоящее время и для А-050, и для А-080 существует достаточный выбор двигателей силовой установки как российского, так и иностранного производства.

По официальной советской классификации экранопланами назывались суда на динамической воздушной подушке. Это были высокоскоростные транспортные средства, которые летели в пределах действия аэродинамического экрана. То есть на сравнительно малой высоте (до нескольких метров) от поверхности земли, воды, снега или льда. При равной скорости и массе, площадь крыла экранопланов существенно меньше, чем у самолетов. Согласно международной классификации данный гибрид самолета и корабля относят к морским судам. Экранопланы сегодня рассматриваются не как самолеты, которые могут плавать, а как суда, которые способны летать.

Согласно международному определению, экраноплан – это многорежимное судно, которое в своем основном режиме летит с применением «экранного эффекта» над водной или любой другой поверхностью, без постоянного контакта с ней. При этом в воздухе судно поддерживается при помощи аэродинамической подъемной силы, которая генерируется на воздушном крыле или крыльях, корпусе экраноплана или на частях крыла, которые предназначены для применения «экранного эффекта».


Преимуществом данного вида транспортных средств является тот факт, что они могут свободно эксплуатироваться на самых разных маршрутах, в том числе и тех, которые просто недоступны для всех других судов. Наряду с болей высокой мореходностью и гидроаэродинамическими характеристиками, чем у других типов скоростных судов, экранопланы почти всегда обладают еще и амфибийными качествами. Кроме водной поверхности они способны передвигаться и над твердыми объектами (земля, лед, снег), а также базироваться на суше. Таким образом, экраноплан смог объединить в себе лучшие качества самолета и корабля.

Если же говорить об экранном эффекте, то, по сути, это та же самая воздушная подушка, но только получаемая путем нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. Говоря иначе, «крыло» экранопланов создает подъемную силу не только с помощью разреженного давления над верхней плоскостью (как у обыкновенных самолетов), а еще и дополнительно за счет увеличенного давления под нижней плоскостью. Создать такое давление возможно только при использовании аппарата на очень малых высотах (буквально от нескольких сантиметров до нескольких метров). Данная высота бывает соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ) крыла экраноплана. По этой причине крылья у таких аппаратов обычно стараются выполнить с довольно небольшим удлинением.

Новым экранопланам ЦКБ Алексеева присущи все основные качества данных устройств, а именно: высокая топливная эффективность, высокая скорость передвижения, высокая безопасность, амфибийность, высокая мореходность, хорошие летные характеристики, всепогодность использования. Помимо этого в ЦКБ по СПК им. Алексеева заявляют о высокой комфортности своих новых разработок.


Уже сейчас на сайте предприятия содержится информация о технических характеристиках морского пассажирского экраноплана А-050. Экраноплан А-050 будет обладать взлетной массой в 54 тонны, его грузоподъемность составит 9 тонн (до 100 пассажиров). Крейсерская скорость – 350-400 км/ч. Мореходность (высота волн) при взлете/посадке – 1,5 метра. Предполагается, что данный экраноплан получит 2 варианта силовой установки: первый ТРДД Д-436ТПх7500 кгс, второй – маршевые ТВД ТВ7-117СМх2500 л. с и стартовые ТРД Р-195х4500 кгс. В зависимости от используемой силовой установки дальность полета составит 3 и 5 тысяч километров соответственно. Длина экраноплана составит 34,8 метра, ширина 25,3 метра, осадка – 1,3 метра. Старшая модель А-080 будет отличаться большими габаритами. Взлетный вес данного экраноплана достигнет 100 тонн, крейсерская скорость 410-450 км/ч, дальность полета останется прежней, мореходность улучшится до 2-х метров.

Источники информации:
-http://vpk.name/news/96905_passazhirskii_ekranoplan__k_2017_godu.html
-http://www.interfax.ru/news.asp?id=327839
-http://www.ckbspk.ru/?p=1211525479
-http://ru.wikipedia.org
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    20 сентября 2013 08:41
    Дело стоящие,заодно и опыт приобретается.Он и для боевых лишним не будет
    1. hiocraib
      -19
      20 сентября 2013 19:00
      дело стоящее - распилами, и больше ничем.
      время уже доказало бессмысленность этого проекта. многие в мире игрались с данной темой, и НИКТО не довёл её до комерческого применения.
      1. +4
        20 сентября 2013 19:58
        Я как инженер-механик вижу перспективность этого направления, и понимаю, почему не развивают. При достаточно массовом производстве-это будет дешевый и быстрый тип Транспорта....
        Поэтому и убивают и тормозят.....
        Вспомним автожиры, дешевый аналог вертолета(дешевле некуда))) он был доведен до коммерческого использования в 30-х годах прошлого века....
        Но убили проект, по всей планете(из-за дешевизны и супербезопасности)))
        Причем вертолеты массово появились спустя два десятилетия.....
        1. hiocraib
          0
          20 сентября 2013 20:15
          Цитата: Асгард
          убили проект, по всей планете(из-за дешевизны и супербезопасности)))

          расскажи, какая "дешевизна", сколько автожир стоит?

          и про "безопасность" расскажи, скажем для деревеньки в 5 000 душ ;)
  2. +6
    20 сентября 2013 08:44
    Про экранопланы читал в 1990 году в журнале"Техника молодёжи". Очень перспективное направление была подорвана катастрофой "каспийского монстра" (так назвали аппарат американцы,обнаружив его по снимкам из космоса) из-за грубой ошибки пилота. Экипаж был набран из военных лётчиков. А у них была проффесиональная привычка в случае ЧП набирать высоту, но здесь полагалось ровно наоборот. В результате аппарат перевернулся в воздухе, погибли люди. Алексеев не выдержал закрытия проекта и умер от инфаркта. Так во всяком случае писали в журнале.
    1. +4
      20 сентября 2013 08:51
      цитата-Известно данное конструкторское бюро и своими экранопланами, к примеру, морским экранопланом-ракетоносцем «Лунь» –знаменитым «Каспийским монстром».
      1. +2
        20 сентября 2013 09:38
        + Лунь и Каспийский монстр - это разные экранопланы.
    2. +6
      20 сентября 2013 09:14
      Цитата: Dazdranagon
      У америкосов в свое время коленки дрожали от "Луни"...

      В НАТО боевой экраноплан «Лунь» тут же получил прозвище «Истребитель авианосцев». И не зря. Экраноплан нес на своем горбу 6 управляемых ракет «Москит» и без особого труда мог потопить огромный авианосец. При этом обнаружить «Лунь» с помощью существовавших на тот момент радиолокационных средств было невозможно. Машина двигалась с огромной скоростью буквально над поверхностью воды. Так что не только радары начинали «дымиться», против боевых экранопланов были бессильны и торпеды и минные поля.
      1. почтальон
        -4
        20 сентября 2013 20:40
        Цитата: Bort Radist
        При этом обнаружить «Лунь» с помощью существовавших на тот момент радиолокационных средств было невозможно.

        Ну это ересь
        Надводный корабль могли обнаружить ,а ЭП -нет?
        ЭМ волна(луч радара) в атмосфере со скоростью чуть менее 300 000 км /с
        ей(ЭМ волне) по "барабану": 30миль/час или 500 миль/час

        сканирование по азимуту: антенна вращается вокруг вертикальной оси со скоростью 4,8; 11,5; 15; 30 об/мин. Частота 15 об/мин является основной, 11,5 об/мин используется в режиме селекции движущихся целей, 4,8 об/мин — для получения видеосигнала высокой точности, 30 об/мин — в режиме тестирования антенны. В ручном режиме скорость и положение антенны задаётся оператором.
        15 об /мин= 1 об за 4СЕКУНДЫ ей(антене) по "барабану": 30миль/час или 500 миль/час
        ===========
        В ЧЁМ СЛОЖНОСТИ ТО?????
        САМОЛЕТЫ (имеющие большую скорость) пеленговали с 1941г... а тут такой лапоть как экраноплан?
        1. +1
          21 сентября 2013 00:09
          Цитата: почтальон
          В ЧЁМ СЛОЖНОСТИ ТО?????

          Радиогоризонт. Обнаружить то экраноплан нетрудно, но толку от этого немного, разве что оператор радара успеет сказать длинную матерную фразу, а не одно слово. Проблему радиогоризонта и сейчас только самолёт ДРЛО способен надёжно решить.
          1. почтальон
            0
            21 сентября 2013 01:19
            Цитата: ботан.su
            Радиогоризонт.

            ДРЛО, а так же думаю спутник (типа нашего океанской разведки)-с удовольствием его обнаружит, про оптической вообще умолчу(с пассажирских саодётов видно,при ясном небе)
            ТУТ ТАКАЯ НЕУВЯЗОЧКА : самоу ЭП нужно целеуказание,очень

            Цитата: ботан.su
            , но толку от этого немного, разве что оператор радара успеет сказать длинную матерную фразу, а не одно слово.

            Нет ДРЛО,нет спутника, но и у ЭП нет внешнего ЦУ, на абордаж он пошёл(или полетел)

            20-25 метров типичная высота расположения рлс корабля
            даже считать не буду( 40 метров на вышке 40В6МД и радиогоризонт в "чистом поле" на 75 км.
            пусть будет 30 км
            30км(30 000м)/ 500км/час(139 м/с)=215 сек=ПОЧТи 4 минуты \при сноровке можно кофе успеть сварить




            Цитата: ботан.su
            Проблему радиогоризонта и сейчас только самолёт ДРЛО

            уверяю вас её(проблему) прекрасно решает СЕЙЧАС:
            -аэростат
            -БПЛА
            -радар Ф-35
            -новая система ЦУ от Локхид Мартин(на пассином отражении всех источников РИ)
            -будет решать :умная обшивка ВСЕХ самолётов
            -haarp
            1. +2
              21 сентября 2013 17:06
              Цитата: почтальон
              ТУТ ТАКАЯ НЕУВЯЗОЧКА : самоу ЭП нужно целеуказание,очень

              Так какая неувязочка. Была такая система морской космической разведки и целеуказания "Легенда". Вот она бы и давала целеуказание, Лунь выпускал бы ракеты со 100 км со скоростью более 2 махов, а сам бы разворачивался и уходил так и не замеченный. На корабле противника ракеты обнаружили бы на радаре на расстоянии 30 км, а через 30 секунд ракеты уже поражают цель.

              Цитата: почтальон
              Нет ДРЛО,нет спутника, но и у ЭП нет внешнего ЦУ, на абордаж он пошёл(или полетел)

              Предположим, что нет ДРЛО и нет внешнего целеуказания. Зачем абордаж? Экраноплан, по уму не один, а 3-4, в свободной охоте, мирно дремлют в ПУ 8 сверхзвуковых ПКР Москит. Чтобы иметь примерно равный радиогоризонт летит так же на высоте 20-25 м. В идеале один из экранопланов летит на высоте до 100 метров выполняя функции разведчика, остальные в стороне на экране или функции разведчика выполняет самолёт. Но пока наш экраноплан летит на высоте 25 м. На расстоянии 30-50 км происходит взаимное обнаружение. Минута-полторы на идентификацию целей, маневр, если он нужен и пуск ракет. Ещё полминуты и на вражеских кораблях начинается интенсивная борьба за живучесть. Или команда быстро покидает тонущий корабль. Конечно вражеское ПВО тоже успевает идентифицировать и отстреляться, но... Никто не говорил, что будет легко. Тем более ЭП быстро движущаяся низколетящая цель, имеющая свою небольшую зенитную артиллерию, кстати, а у вражеской ПВО кроме экраноплана 8 приближающихся сверхзвуковых целей, да ещё и ложные не исключены. В общем не до кофе.



              Цитата: почтальон
              уверяю вас её(проблему) прекрасно решает СЕЙЧАС:
              -аэростат
              -БПЛА
              -радар Ф-35
              -новая система ЦУ от Локхид Мартин(на пассином отражении всех источников РИ)
              -будет решать :умная обшивка ВСЕХ самолётов
              -haarp

              Так это же бесконечное соревнование меча и щита. Проблемы экранопланов по целеуказанию и защите от противника решат:
              -БПЛА
              -Радар ЭП
              -система ЦУ (на пассивном отражении всех источников РИ) на основе разработок НПП Спец-Радио, например
              -умная обшивка всех экранопланов
              -технологии стелс
              -усовершенствованное оборонительное вооружение(ракетно-артиллерийские системы, установки создания помех, системы РЭБ)
              - и т.д.
              В активе экраноплана всегда будут оставаться низкая высота и высокая скорость полета на экране, возможность кратковременно двигаться на высоте до 150 м, возможность двигаться по воде в глиссирующем и водоизмещающем режиме.
              1. 0
                21 сентября 2013 22:02
                Ну, на 100 метров экраноплан не может подниматься - ему же воздушный экран нужен.
                А чтоб лететь как самолет крылья слишком короткие.
                1. +1
                  21 сентября 2013 22:20
                  Может. Концепция спасательного экраноплана, который хотели сделать из второго заложенного Луня, предусматривала движение на экране до места катастрофы, подъём до ста метров и поиск, приводнение и спасательные работы. Другое дело, что это неэкономичный для экраноплана режим. Ну так и злоупотреблять не надо. Кроме того, сейчас с задачей разведки прекрасно справиться беспилотник.
                  1. 0
                    22 сентября 2013 00:27
                    Можно, наверное , изменяемую геометрию крыла применить - при необходимости, выдвигать дополнительные крылья и лететь в самолетном режиме.
                    А что , будет просто тяжелый самолет с возможностью летать в экранном режиме - для экономии топлива.
                    Заодно это будет решение проблемы взлета - у экранопланов это узкое место, чтоб перейти в экранный полет надо разогнаться, а для этого им не хватает подъёмной силы - с раздвижными крыльями это будет легче.
                    1. 0
                      22 сентября 2013 02:39
                      Цитата: Андрей_К
                      Можно, наверное , изменяемую геометрию крыла применить - при необходимости, выдвигать дополнительные крылья и лететь в самолетном режиме.

                      Может быть. Хотя, если нужен самолёт, летающий иногда в экранном режиме, то надежнее сразу сделать нормальное по длине самолётное крыло, только значительно шире.
                      Так то десантный экраноплан Орлёнок, единственный серийный ЭП - три штуки построено и эксплуатировалось, являлся по сути экранолётом. Мог отрываться от экрана и летать на высоте до 6000 м, если не ошибаюсь.

                      Цитата: Андрей_К
                      Заодно это будет решение проблемы взлета - у экранопланов это узкое место,

                      Если строить всё таки экраноплан, то нужно другое решение. Например использование для разгона подводных крыльев и винтов, как один из вариантов. Лучшее решение - новый мощный и достаточно экономичный двигатель. Если он ещё и не будет нуждаться в атмосферном кислороде, то в очень далёкой перспективе экраноплан освоит и подводную среду и космос... Летающая тарелка ничего не напоминает? smile Погуглите ЭКИП. Если осуществить этот проект, то до летающей тарелки полшага останется.
                      1. 0
                        22 сентября 2013 15:15
                        Подводная среда ему все же не нужна.
                        Там совсем другие требования к прочности корпуса и герметичности.
                        Задача экраноплана - быстро перевозить огромные тяжести на большие расстояния.
                        А прятаться под водой - это уже другая задача.

                        И подводные крылья нужны по любому ...
                        И почему кораблям на подводных крыльях не приделывают небольших крыльев, для дополнительной подъёмной силы?
                        Эти два устройства должны очень удачно совмещаться - услиливать полезные свойства друг друга.
              2. почтальон
                -1
                25 сентября 2013 05:11
                Цитата: ботан.su
                Так какая неувязочка. Была такая система морской космической разведки и целеуказания "Легенда"

                1. НА НЕЁ БЫЛ ASAT, да это и не главное
                2. GRAB с 1960, POPPY с 1962,далее «CORONA» (серия КН)/ 10 см- разрешающая способность,KH-11 уже с электронной системой передачи данных и главное зеркало диаметром 2 м эти спутники давали разрешение ~15 см,«Лакросс» с РЛС с синтезируемой апертурой(разрешение 0,9 м)
                http://www.proatom.ru/img10/mant_r3.jpg
                3.Если бы ЭП вышел на морские просторы из КАСМПИЙСКОГО ОЗЕРА( чего он никогда не делал), он был бы заметен еще в момент старта
                4.Пуск ПКР- это вообще нечто,наверное с пассажирского самолёта на другой стороне атлантики было бы видно
                5.Если он "летит " на высоте 100м- ПЕРЕСЧИТАЙТЕ РАДИОГОРИЗОНТ
                Вывод: н Легенду есть своя более совершенная легенда
                Цитата: ботан.su
                В общем не до кофе.

                До кофе, до кофе. А пока он(ЭП ) делает боевой разворот,можно поджарить бекон и позавтракать
                Цитата: ботан.su
                В идеале один из экранопланов летит на высоте до 100 метров выполняя функции разведчика,

                ЭП, сразу
                Цитата: ботан.su
                На расстоянии 30-50 км происходит взаимное обнаружение.

                Вы разумеете о чем пишете? Сравните РЛС ЭП и корабля
                Цитата: ботан.su
                имеющая свою небольшую зенитную артиллерию

                мертвый груз
                Цитата: ботан.su
                -БПЛА

                ЭП матка БПЛА?
                Цитата: ботан.su
                -Радар ЭП

                Включил ,осталось жить ровно на подлетное время

                Цитата: ботан.su
                -система ЦУ (на пассивном отражении всех источников РИ) на основе разработок НПП Спец-Радио, например

                Ку?
                Цитата: ботан.su
                -умная обшивка всех экранопланов
                -технологии стелс

                1.После стрельбы из пушки на А-10 по регламенту чистят лопатки ТРД,после пуска ПКР, даже не знаю чего происходит.
                Какая обшивка в среде в которой летит ЭП? Напомнить ,что ЭП сделан ПО КОРАБЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
                2.Стелс ЭП? Вы издеваетесь? Стелс с нашими махонькими ПКР?, Фото посмотрите еще раз его(ЭП)
                Цитата: ботан.su
                -усовершенствованное оборонительное вооружение(ракетно-артиллерийские системы, установки создания помех, системы РЭБ)

                какое и на кой ляд оно нужно? Что сбивать то?
                какой РЭБ?
                Цитата: ботан.su
                возможность двигаться по воде в глиссирующем и водоизмещающем режиме.

                Это да.КАТЕР РАКЕТНЫЙ?
                А зачем огород городить7
        2. +2
          21 сентября 2013 08:57
          Цитата: почтальон
          Ну это ересь

          Из воспоминаний экипажей: Современные радары может быть.Но,В 80-х годах,мы работали по этой теме,пробовали.В Махачкале на вершине горы Тарки-Тау,дислоцировался спец.ракетный дивизион по низколетящим целям.МЫ Тесно и долго работали вместе.Пролетали по разному,В зоне работы радиуса радара.Бывало ,что они визуально,и через оптич.ср-ва , видят нас,а на радаре нет. Добавьте современные покрытия, получится очень неплохо.
          И ещё из воспоминаний практиков раходы,минимальные,не требуется постройка дорогостоящих ВПП и все связанное с этим.Предпосадочная подготовка к посадке и сама посадка,с 1-5 метровой высоты полета на воду,занимает,считаные минуты.На воде,в режиме глиссирования,можно подойти спокойно к любому объекту,приблизившись,практический,вплотную.И тут же,рядом,взлеть,не теряя не сек.времени.Время взлета с воды,занимает, 65-75 сек., V отрыва с воды=225-230 и ты уже летишь.
          1. почтальон
            0
            25 сентября 2013 05:23
            Цитата: Bort Radist
            Пролетали по разному

            Это вы про ЭП или про ЛА?
            Я не понял! Прим: ЗРК С-200,С-300 моя ВУС
            Цитата: Bort Radist
            Добавьте современные покрытия, получится очень неплохо.

            Вы посмотрите на ЭП с ПКР, и забудьте про современные покрытия, его даже маскировочная сеть не спасет
            Цитата: Bort Radist
            ,не требуется постройка дорогостоящих ВПП и все связанное с

            1. поинтересуйтесь по каким технологиям он (ЭЭП) построен( де-факто это летающий корабль
            2.как собираетесь обслуживать? плановое,пополнение,капитальное,заправка, боекомплект,ПКР грузить наконец...
            ВСЕ НА ПЛАВУ? ну ,ну
            Цитата: Bort Radist
            с 1-5 метровой высоты полета на воду,занимает,считанные минуты

            Не пишите ерунду, все не так просто и пилотирование,и глиссирование и посадка
            Про аварии почитайте и как пилотировали .почитайте
        3. +1
          23 сентября 2013 20:36
          Возможно были серьезные проблемки. Задача обнаружить малоподвижный корабль и скоростную цель на повехности воды диаметрально противоположны и требую разных настроек системы СДЦ. Но даже ни это главная проблема.
          Ведь торпеды и мины экраноплану не помеха, береговая артилеррия запариться, нужна зенитная, да и не всякая противокарабельная ракета сможет такую шуструю цель поразить, здесь больше подходят ракеты карабельной ПВО. Но их применение по надводным и наземным целям так-же требует особого режима работы, в котором ракета перед целью делает горку (это необходимо для радиовзрывателя), а вот шустрая цель может в это время выйти из зоны поражения.
          Таким образом, годились ракеты только с тепловым наведением,а для этих ракет существуют тепловые ловушеки.
          Так что была причина у американцев для дрожания коленок.
          1. почтальон
            -1
            25 сентября 2013 05:17
            Цитата: ученый
            Задача обнаружить малоподвижный корабль и скоростную цель на повехности воды

            Обнаруживают низколетящие ЕЩЕ БОЛЕЕ СКОРОСТНЫЕ И ЕЩЕ МЕНЬШИЕ(на порядки) ПКР:захват,сопровождение,уничтожение
            Цитата: ученый
            а и не всякая противокарабельная ракета сможет такую шуструю цель поразить

            чем она шустрая? попробуйте на ЭП по азимуту повернуть.
            Его обнаружит и уничтожит любой палубник пушечным вооружением, до выхода в точку пуска
            Цитата: ученый
            Таким образом, годились ракеты только с тепловым наведением

            Для такой тушки,неповоротливой, за которой такой шлейф- достаточно оптико электронных систем,да и вручную то же
    3. +15
      20 сентября 2013 09:28
      Цитата: xetai9977
      Алексеев не выдержал закрытия проекта и умер от инфаркта.

      Его сломили травля и интриги. Не допускали на испытания собственных машин, выгоняли из цехов. В своё время экраноплана был представлен Хрущёву тот сказал - Бред!. Алексеев ответил - Учите законы физики. Рисовал эскиз и говорил - надо делать так! "Вообще Алексеев обладал какой-то удивительной конструкторской интуицией. Например, когда за рубежом опубликовали схемы его судов на подводных крыльях, один немецкий профессор-гидроаэродинамик, изучив их, категорически заявил: "Эти аппараты не могут двигаться так быстро - крылья разрушатся от кавитации". Узнав же, что русские от опытных образцов уже переходят к серийному выпуску, уязвленный ученый не удержался и приехал к Алексееву. Зарубежного гостя прокатили на "Ракете", причем часть плавания он провел довольно оригинально. По его просьбе открыли нижний люк, профессор свесился вниз головой поближе к воде (двое из команды держали его за ноги) и наблюдал водные потоки, омывающие крыло. Через некоторое время профессор принял нормальное положение и, пожав Алексееву руку, сказал: "Удивительно, гениально!""
    4. +2
      20 сентября 2013 13:50
      Цитата: xetai9977
      Алексеев не выдержал закрытия проекта и умер от инфаркта. Так во всяком случае писали в журнале
      Посмотрите http://statehistory.ru/140/Morskoy-drakon--Ekranoplany-Alekseeva-/
      и был ещё фильм <<Предать конструктора>>
  3. +1
    20 сентября 2013 08:47
    Отличный вид техники! smile
    У америкосов в свое время коленки дрожали от "Луни"...
  4. +1
    20 сентября 2013 08:57
    надеюсь через лет пять будем летать на черное море на током с севера)
  5. +1
    20 сентября 2013 09:03
    "На КРЫЛО!НА КРЫЛО!На КРЫЛО!!!!!"
  6. 0
    20 сентября 2013 09:22
    Аппарат для гражданского применения прогрессивный, пошёл бы в эксплуатацию в районах Крайнего Севера, по рекам, вдоль побережья.
    А какова экономическая его эффективность ? Горючее сейчас дорожает как на дрожжах.
    1. +3
      20 сентября 2013 09:57
      А какова экономическая его эффективность ? Горючее сейчас дорожает как на дрожжах.

      Расход меньше, чем у самолета, при большем весе полезной нагрузки.
  7. +1
    20 сентября 2013 09:46
    Ну, дай Бог, дай Бог!
    Глядишь, лет через пять Олег Капцов поменяет свои взгляды на экранопланы.
    ...
    Сразу заинтересовали такие вопросы:
    - кто заказчик и сколько планируется машин?
    - какие маршруты?
    - где и кем будет готовиться техперсонал по эксплуатации?
    ...
    Неужто Рогозин все-таки выполняет свои обещания по экранопланам?
    Тогда - очень хорошо.
  8. +2
    20 сентября 2013 10:47
    ЛТХ:
    Модификация Лунь
    Размах крыла, м 44.00
    Длина, м 73.80
    Высота, м 19.20
    Площадь крыла,м2 550.00
    Масса, кг
    пустого самолета 243000
    максимальная взлетная 380000
    Тип двигателя 8 ТРД НК-87
    Тяга, кгс 8 х 13000
    Максимальная скорость, км/ч 500
    Практическая дальность, км 2000
    Высота полета на экране, м 1-5
    Мореходность, баллов 5-6
    Экипаж, чел 10
    Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит
  9. +4
    20 сентября 2013 10:55
    Очень важно в экраноплане уделить большое внимание вопросу безопасности.

    Судно, движущееся с большой скоростью на небольшой высоте, представляет опасность. Особенно это относится к эксплуатации на реках, с их изгибами, наличием многочисленных препятствий, будь то: рыбаки, судна с их высокими антеннами, мосты. Экранопланы вынуждены будут летать на высоте выше 3-х метров и иметь на борту мощную систему автоматизации, чтобы максимально исключить влияние человеческого фактора.
    1. 0
      20 сентября 2013 11:11
      Задался вопросом. Где суда на подводных крыльях? И наткнулся на статью
      http://topwar.ru/30635-novye-razrabotki-ckb-po-sudam-na-podvodnyh-krylyah-im-re-
      alekseeva.html
      smile
    2. +2
      20 сентября 2013 11:16
      Суда на подводных крыльях тоже опасны из-за их скорости. Тем не менее, по Неве летают, аж пыль стоит. Главное правила их пролета разработать. Для удаленных районов, где нельзя построить ВВП,но и для вертолета далековато, экраноплан просто идеален.
      1. 0
        20 сентября 2013 11:36
        У Кометы максимальная скорость до 111 км/час, эксплуатируется на скорости 65 км/час, а у А-050 максимальная до 450 км/час. Разница есть, понятно, что А-050, не будет эксплуатироваться на реках на такой скорости. Ведь А-050 это морской экраноплан.
        1. +1
          20 сентября 2013 11:54
          а у А-050 максимальная до 450 км/час.

          Ну понятно, что никто в городскую черту или село не пустит аппарат с крейсерской в 450 км/ч. Проложат маршруты, поставят знаки. А уж если какой-то полезет на лодке или вплавь под экраноплан... ну.. кирпичей он соберет на небольшой приусадебный домик.
          1. +2
            20 сентября 2013 14:51
            Цитата: Wedmak
            Ну понятно, что никто в городскую черту или село не пустит аппарат

            а для этих населённых пунктов есть,акваглайдер,иволга-2 вместимостью до 11чел или грузоподъёмностью до 1т.
    3. 0
      20 сентября 2013 12:24
      Весь вопрос в том насколько эта скорость высока, уверен речные экранопланы будут законодательно ограничены по размерам и скорости, иначе безопасность резко снизится. Т.ч будущее за морскими и океанскими проектами.
      1. 0
        20 сентября 2013 12:37
        Дык, мелкие экранопланы уже летают у нас. Не знаю правда, как они оформляются законодательно и по каким правилам передвигаются, но летают. А их уже по-моему десяток моделей.
        1. +2
          20 сентября 2013 14:05
          Цитата: Wedmak
          Не знаю правда, как они оформляются законодательно и по каким правилам передвигаются, но летают.

          Для речных экранопланов в нашей стране действуют "ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И
          ПОСТРОЙКИ ЭКРАНОПЛАНОВ" http://www.opengost.ru/iso/47_gosty_iso/47020_gost_iso/4702001_gost_iso/12312-do

          polnenie-1.-vremennye-pravila-klassifikacii-i-postroyki-ekranoplanov.html Движутся они, соответственно, по "Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации".
          Для морских экранопланов внесены изменения в МППСС-72 и разработано "Временное руководство по безопасности экранопланов".
          Экранолёты в самолётном режиме подчиняются требованиями ИКАО(международной организации гражданской авиации), с учетом особенностей экранопланов.
          1. 0
            20 сентября 2013 14:30
            Спасибо большое. Итак, правила, хоть и временные есть. Осталось их подправить с учетом эксплуатации реальных больших экранопланов и в путь.
            1. +2
              20 сентября 2013 14:58
              Пожалуйста. У нас в России, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное smile Так что уже хорошо, что хоть временные есть. Большие экранопланы обязательно сделают. Забвение их ждёт только если антигравитацию раньше оседлают.
              А небольшой эраноплан я бы купил, но беда в том, что стоит, зараза, порядка 5 миллионов. Зато скорость и права только на управление маломерными судами, благо где то пылятся в документах.
          2. 0
            20 сентября 2013 14:55
            Цитата: ботан.su
            Не знаю правда, как они оформляются законодательно и по каким правилам передвигаются, но летают.

            право управления дает курс обучения на право управления вмс т.е.обычная моторная лодка или катер.
            1. 0
              20 сентября 2013 15:01
              Цитата: гурт
              право управления дает курс обучения на право управления вмс т.е.обычная моторная лодка или катер.

              Вы не мою цитату привели. У меня, кстати, есть такие права. Денег на экраноплан нету только laughing , как я выше написал...
  10. bars280
    0
    20 сентября 2013 10:55
    Извините за вопрос. Я в этом деле профан. А экранопланы можно применять в океанах или в открытых морях???? Допустим где ни будь в средиземном море????
    1. +2
      20 сентября 2013 11:19
      А экранопланы можно применять в океанах или в открытых морях???? Допустим где ни будь в средиземном море????

      Да. КМ взлетал при волнении в 4 балла.
      А так как у экраноплана есть три типа: собственно экранный до 3 м над поверхностью, с возможностью подскока до 50-100 метров и совсем уж гибрид, с возможностью стабильного полета до 3-4 км над землей, проблем и в океане не возникнет.
      1. avt
        +3
        20 сентября 2013 18:22
        Цитата: Wedmak
        А так как у экраноплана есть три типа: собственно экранный до 3 м над поверхностью, с возможностью подскока до 50-100 метров и совсем уж гибрид, с возможностью стабильного полета до 3-4 км над землей, проблем и в океане не возникнет.

        Байка такая была ,когда Алексеев показал аппарат комиссии и рассказал что и как ,кто то из генералов сказал -,,вот пусть все что выше столба летать будет - экранолет ,остальные - экраноплан "
  11. +6
    20 сентября 2013 11:13
    Грузоподъемность А-050 - 9 тонн, не пассажиров же в самом деле возить, а для грузов мало, для доставки грузов на Север надо больше, интересен был бы проект для доставки грузов по Севморпути, ледокольная проводка не требуется, получается дешевле, ну и скорость
  12. +1
    20 сентября 2013 11:58
    Экранопланы это то где мы действительно можем совершить прорыв
    1. +1
      20 сентября 2013 13:53
      Цитата: ivshubarin
      Экранопланы это то где мы действительно можем совершить прорыв

      Прорыв давно сделан, дело за "малым", удержать!
      1. 0
        20 сентября 2013 14:10
        Уже не удержали, экранопланы везде строят. Правда маленькие. А вот по поводу грузовых и коммерческих пассажирских - это будет действительно прорыв.
  13. 0
    20 сентября 2013 12:18
    Интересно насколько реальна "высокая мореходность" экранопланов, какой шторм выдерживают, и из кого будут готовить экипаж, из лётчиков или из моряков.
    1. 0
      20 сентября 2013 12:40
      Интересно насколько реальна "высокая мореходность" экранопланов, какой шторм выдерживают,

      Смотря по конструкции. Хотя вряд ли сейчас стоит ждать огромных океанских монстров.
      и из кого будут готовить экипаж, из лётчиков или из моряков.

      Скорее не ИЗ летчиков, а НА летчиков. Пилот экраноплана. Все же он летит, хоть и низко. И скорость вполне авиационная.
    2. amp
      amp
      0
      20 сентября 2013 13:21
      до 4 баллов.
      Но ведь они очень скоростные и в случае чего на базу убраться всегда успеют.
      1. Algor73
        0
        20 сентября 2013 16:11
        Сомнительная эффективность экранопланов в гражданской сфере. Где, кроме Каспия, ну может, еще Азовского моря, их использовать? На реках? С такой-то скоростью? На Севере или Востоке, где зачастую волнистость ниже как 4 балла редкость? Да и на Каспии погода может измениться в считаные минуты, что тогда? Это же не самолет, что тучу облетит. да и над снегами-льдами летать не всегда безопасно. Это же будь-какой предмет выше 1,5 метра и все, приехали (или прилетели). Только в военной сфере, типа "Каспийского монстра", который и штормов не боится в связи с своими габаритами.
        1. 0
          23 сентября 2013 15:41
          Совсем не факт что экран 1.5м чем больше и шире аппарат тем выше экран у него при полёте над тундрой или льдами или равниной чаще всего 4м метров будет достаточно, да и в конце концов не 70е можно если так уж хочется навороты поставить (аналог радара для поиска внезапно выскакивающих из под земли столбов, для этого кучу всякого по-создавали). Для экранопланов подходит любая относительно ровная поверхность, а равнин, степей, тундры, льдов, болот и воды уж где-где, а в России хватает, кстати если поверхность постоянно меняется (с равнины на болота, а потом на реку), то это даже в плюс, так как маршрут можно сделать любым, и при этом транспорт менять не надо.
          На Украине тоже большая часть территории это степь, но у нас плотность населения другая, да и инфраструктура получше, так что людей у нас только по Днепру или в соседние морские державы возить.
  14. +4
    20 сентября 2013 12:25
    Для Калининградской области было бы прекрасное транспортное средство, главное стоимость билетов просчитать, чтобы было дешевле самолёта.
    1. +2
      20 сентября 2013 12:44
      Цитата: Анатоль Клим
      чтобы было дешевле самолёта.

      - стоимость аэродрома, и благодаря этому можно действительно снизить цену. Ах как бы хотелось
  15. amp
    amp
    +3
    20 сентября 2013 13:18
    Экраноплан - это советские изобретение, которое в РФ незаслуженно игнорировали. Да и в СССР по достоинству не оценили.
    У экраноплана есть огромный потенцел как в военной, так и в гражданской сферах.

    Скорость у него огромная, высота полёта почти никакая, то есть радаром его засечь почти невозможно. Вооружить экранолан ракетами москит и получится отличный ударный комплекс. Десяток таких машин запросто могут атаковать АУГ.

    Десантные экранопланы - тоже отличная штука. Такие сейчас на каспийской флотилии, хотя надо бы их держать на Дальнем Востоке. Какой от них толк на Каспии? В советское время их там для испытаний и обучения лс разместили, а в дальнейшем видимо предполагалось строительство для других флотов.
    1. 0
      20 сентября 2013 13:39
      Такие сейчас на каспийской флотилии

      Нет их в каспийской флотилии... вы с СВП перепутали. Да и те старенькие Скаты. Пару лет назад видел Джейран, но что с ним сейчас не знаю.
    2. 0
      20 сентября 2013 14:21
      Цитата: amp
      Экраноплан - это советские изобретение, которое в РФ незаслуженно игнорировали. Да и в СССР по достоинству не оценили
      Только и вероятный теперь друг не дремлет,попадалась давняя инфа:
      "Сикорский модели S-57-убирающиеся ротора конвертоплан дизайн был разработан в течение ... 1951, 1952, и 1953 годах. Несколько конфигураций были изучены во время того периода, но окончательный проект был по существу реактивный самолет с одним лезвием, уравновешенный, с поддувом ротор, который может быть остановлена ​​и запущена в полете, таким образом обеспечивая как вертолет и характеристики полета самолета в же самолете

      http://www.sikorskyarchives.com/S-57%20CONVERTIPLANE.php
      А если завтра война?
    3. почтальон
      0
      21 сентября 2013 02:31
      Цитата: amp
      Экраноплан - это советские изобретение,

      Напомню, патент на экраноплан (WIG) и первая демо модель принадлежит:
      T.Kaario в 1935

  16. 0
    20 сентября 2013 13:27
    Цитата: amp
    Такие сейчас на каспийской флотилии, хотя надо бы их держать на Дальнем Востоке. Какой от них толк на Каспии?

    Пардон, а какие десантооперации возможны на ДВ?
    1. amp
      amp
      +1
      20 сентября 2013 13:42
      В ходе возвожной войны за Курилы.
      Кроме того, там и без десантопераций для них работа есть. От экраноплана ни одна браконьерская шхуна не уйдет. Сам от вооружен крупноколиберным пулемётом и может перевозить до 2 взводов десанта в полной экипировке. То есть браконьеров можно брать на абордаж.
    2. 0
      20 сентября 2013 13:44
      Браконьеров японских шугать. laughing
    3. +1
      20 сентября 2013 14:25
      Цитата: saag
      Пардон, а какие десантооперации возможны на ДВ?
      Так там теперь все друзья?
    4. 0
      21 сентября 2013 17:23
      Цитата: saag
      Пардон, а какие десантооперации возможны на ДВ?

      В идеале - высадка десанта на Аляску.
  17. +1
    20 сентября 2013 13:47
    единственное на что он может быть годен это грузоперевозки, и если возродят 500-тонник это еще как то возможно и то я думаю у военных
    1. opl34
      +1
      20 сентября 2013 16:47
      Всесезонность-один из больших плюсов
  18. 0
    20 сентября 2013 14:04
    Стоимость билета будет равна цене полета на самолете. Или сначала выпустят для vip персон а потом может быть когда гром грянет заменят старые корабли.
    1. amp
      amp
      0
      20 сентября 2013 14:20
      Насколько я знаю они до 4 баллов. Небольшой шторм и всё, пропали билеты. Не знаю, как с этой проблемой бороться. Билеты конечно можно страховать, но это цену повысит....не очень надёжная штука для рейсовоых пассажирских перевозок.
      Другое дело для МЧС например. Или для частных кампаний, которые где - нибудь на севере работают. На те же офшорные платформы добираться. Дешевле чем вертушкой.
  19. bars280
    0
    20 сентября 2013 14:06
    А как они будут брать на абордаж, это вобще возможно. Ведь им надо полностью остановиться что бы высадить группу. Мне кажется для такого дело они не подойдут. Если ошибаюсь поправьте.
    1. amp
      amp
      0
      20 сентября 2013 14:10
      На лодках как вариант. Ну шхуна конечно должна быть остановлена заранее.
    2. +1
      20 сентября 2013 14:35
      Ну почему не пойдут? Катеру тоже надо остановится. Но дело в том, что браконьерские лодки, нередко оснащаются многосильными моторами и легко уходят от преследования. А вот тут... попробуй уйди... потопит нафиг и не заметит. И скажет, ничего не видел, никого там не было.
    3. +1
      20 сентября 2013 17:15
      Цитата: bars280
      Если ошибаюсь поправьте.

      На воде с крыла был плавный сход в воду. Лунь на воде "проседал" метров на 9. Подкарауливать могли легко к любому объекту. Стартовые двигатели помогали выйти из воды, при необходимости могли заменить маршевые. Кроме экранопланов существуют экранолёты.
  20. +3
    20 сентября 2013 14:13
    Из воспоминаний ветеранов "Об этом знают буквально несколько человек,но в году,примерно 1983-85 г.г.,мы,,,в режиме тайны и секретности,, на свой страх и риск,без какого-либо согласования, и разрешения,несколько раз, ,,втихаря,,,поднимали ,,ОРЛЕНОК,,С-21, чисто визуально и ориентировочно, примерно на высоту 300-500 метров,(но,
    перед каждым таким вылетом К.К., Ю.Г.,отдельно и персонально,один на один,всегда спрашивал согласие каждого члена экипажа на такой опасный полет,каждый имел право отказатся,от такого полета,но никто не отказывался),погода и видимость была прекрасная, летали так по 20-30 минут.По словам ,КК,он же ком.в/ч(Ю.Г.-очень грамотного и опытного летчика),экраноплан,на такой высоте,плохо слушаются рулей,особенно элерон-закрылков и совершенно неустойчив в ГП,его постоянно куда-то тянет,есть постоянная угроза свливания на бок или в штопор.Т.Е. баранку надо держать крепко , постоянно ,,боротся,, и парировать рулями эти отклонения и возмущения.
    Но зато,он был устойчив и красив при полете вблизи экрана.

    Проект ,,ЛУНЬ,,тем более не мог поднятся на такую высоту.
    Ну...об этом знают чуть больше, чем "буквально несколько человек"))))))
    Об этих "экспериментах" и мне рассказывали, но цифра была чуть меньше - 100 метров.....
    Но, не в цифрах дело, высотомера там действительно нет, а над морем поди на глаз определи - 100 это метров или 300))))"
    Кому интерсно смотреть здесь http://www.borshec.ru/news-view-237.html
  21. ШтырлиТЦ
    0
    20 сентября 2013 14:29
    Помнится,ранее на сайте местные специалисты-я и вы- дали негативную оценку экраноплану с точки зрения эконии,а как следствие из этого и целесообразности использования.
    1. +3
      20 сентября 2013 15:34
      Экономическую эффективность экранопланов стоит рассматривать в разрезе того с чем мы его сравниваем и где хотим эту эффективность увидеть.
      Обычно на экраноплан довольно популистски вешают ярлык на соотношение скорость/цена "скорость как у самолёта, а стоимость как у корабля". Это в принципе некорректное определение, так как экраноплан, как вид транспорта так же далёк от самолётов как и от кораблей. По сути наиболее близок он к кораблям на воздушной подушке (по принципу движения) и сравнивать экраноплан наиболее целесообразно именно с ними. При таком раскладе экраноплан более чем на порядок превосходит корабли на воздушной подушке. Кстати это говорится и в исследовательских работах относительно экранопланов.
      Кроме того специалисты ещё кое-что часто не уточняют, то что не было создано ни одного более - менее крупного экраноплана оптимальной, для него аэродинамической схемы, то есть широкое "летающее крыло" большой ширины и малого(относительно) удлинения, без стреловидности, края которого загнуты вниз(извините как правильно сформулировать не знаю), за двигатели вообще молчу. Вот такой себе длинный, узкий чемодан.
  22. +4
    20 сентября 2013 15:13
    В 2009 году в День города в сквере на пересечении улицы Коминтерна и бульвара Юбилейного был торжественно открыт памятник Ростиславу Евгеньевичу Алексееву - всемирно известному конструктору судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов. Его портрет помещен даже в галерее выдающихся личностей XX века в Вашингтоне (США).

    Неслучайно памятник Р.Е.Алексееву установлен именно в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Ведь именно на заводе «Красное Сормово» прошло его становление как выдающегося конструктора, как творческой и незаурядной личности.

    На завод Алексеев был направлен по окончании кораблестроительного факультета (ныне факультет Морской и авиационной техники) Горьковского индустриального института им. Жданова (сейчас это Нижегородский технический университет, носящий его имя).

    С 1941 по 1943 годы он работал в должности контрольного мастера выпуска танков. Была война, лозунг был один: «Все для фронта, все для победы!». Как вспоминает сам Р.Алексеев, «время было тяжелое, нередки были налеты на Горький фашистских бомбовозов. В один из таких дней главный конструктор завода В.В.Крылов предложил мне создать боевой катер на подводных крыльях. В словах главного конструктора была в тот час великая уверенность в победе, он видел перспективу, он как бы от имени всего коллектива заявил мне: мы доверяем тебе, работай для будущего, а мы возьмем твою сегодняшнюю ношу на свои плечи! Нужно ли было говорить о том, как я был окрылен этим доверием!»

    И хотя катера Р.Алексеева не успели принять участие в боевых действиях, но они положили начало скоростному судостроению в России. «Ракета» была первенцем в серии космических названий судов. В то время он говорил: «Наш девиз - от космических названий до космических скоростей».

    Ростиславу Алексееву многое удалось совершить впервые благодаря его практическому уму и смелой конструкторской мысли. Он впервые использовал динамическую воздушную подушку. Впервые выполнил полет крупнотоннажных летательных аппаратов на сверхмалых высотах с самолетными скоростями. Впервые использовал авиационные газотурбинные двигатели. Впервые установил на летательный аппарат лыжно-амортизирующее устройство.

    Ссылка на сайт:http://www.gttp.ru/MP/mp_61.htm
    hi
  23. i_vam_ne_hvoratj
    +1
    20 сентября 2013 15:57
    Уважаемые коллеги по сайту, тема интереснейшая. Стараюсь, по мере возможности, следить за конструкторской мыслью в этой области. Первые вменяемые публикации о неводоизмещающих или частично водоизмещающих судах появились в 80-х годах прошлого века в журналах «Катера и яхты». Для ее развития в интересах страны (мы говорим о цивильной составляющей проекта) в то время в то время было все. Теперь, если позволите, о реалиях. Не хочу выглядеть могильщиком идеи, этаким котом в ящике с песком. Плюсы очень серьезные: скорость, соотношение цена-качество и безопасность мореплавания (Для того, чтобы затормозить любое из этих судов, достаточно было сделать то, чтобы перевести его в водоизмещающее состояние. Тогда гидродинамика делала свое дело.) Мы не обращаем внимания на отморозков за штурвалом. В отношении их есть старые пословицы (или поговорки): «Надолго ли дураку стеклянный буй» или «Сдуру можно и буй сломать.». Давайте о реалиях. Начнем с инфраструктуры. Назовите хоть один пассажирский терминал, способный принимать такие красавцы (Никакой иронии – действительно впечатляют.) Но таких терминалов в зоне должно быть, как минимум, два. Второе. Как минимум, должен быть оператор. Назовите мне хоть одного оператора прибрежных сообщений, способного финансировать этот проект. И третье. Должен быть регион, заинтересованный в перевозках этим видом транспорта с учетом фактической гидрометеорологической обстановки. Эти реалии, будем честны сами с собой, станут реальными (Приношу извинения за тафтологию.), когда ими озадачится государство. А в отношении конструкторской мысли – молодцы (На уровень выше наших заклятых друзей.).
    1. 0
      20 сентября 2013 16:37
      Есть даже теория, что в СССР тему экранопланов остановили из-за того, что при уже сложившихся ведомствах(грубо говоря заведующие авиапарком и флотом) экранопланы предполагали значительное расширение инфраструктуры, не важно к какому ведомству их отнесли бы, вот и оказалось, что не кому проблем с новым видом транспорта не надо.
      1. avt
        0
        20 сентября 2013 22:27
        Цитата: Kadavercianin
        Есть даже теория, что в СССР тему экранопланов остановили из-за того, что при уже сложившихся ведомствах(грубо говоря заведующие авиапарком и флотом) экранопланы предполагали значительное расширение инфраструктуры,

        Это не теория ,действительно Алексеев работал можно сказать на стыке двух министерств - Судостроения и Авиастроения ,но приписан был к судостроителям ,отсюда и трудности со снабжением авиационными материалами ,ну и отношения с министром ,Бутома вроде тогда был ,не сложились - Алексеев через его голову на Хрущева выходил . Ну и Брежнев не очень его жаловал ,уж не знаю за что .
    2. +1
      20 сентября 2013 17:16
      Цитата: i_vam_ne_hvoratj
      Давайте о реалиях. Начнем с инфраструктуры. Назовите хоть один пассажирский терминал, способный принимать такие красавцы

      Любой порт, принимающий пассажирские суда. Достаточно применить длинный трап. А если предусмотреть возможность высадки через крыло, тогда просто любой причал, к которому могут метеоры, например, подходить.

      Цитата: i_vam_ne_hvoratj
      Второе. Как минимум, должен быть оператор. Назовите мне хоть одного оператора прибрежных сообщений, способного финансировать этот проект.

      Любой оператор, использующий скоростные пассажирские суда. Например группа компаний "Амурское пароходство".

      Цитата: i_vam_ne_hvoratj
      И третье. Должен быть регион, заинтересованный в перевозках этим видом транспорта с учетом фактической гидрометеорологической обстановки.

      Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Суда на подводных крыльях там до сих пор широко используются и экранопланы, доведенные до ума, пойдут на ура.

      Цитата: i_vam_ne_hvoratj
      Эти реалии, будем честны сами с собой, станут реальными (Приношу извинения за тафтологию.), когда ими озадачится государство

      Тут полностью согласен. Но оно ими скоро озадачиться. Ибо такие транспортные средства будут пользоваться спросом в мире. Посмотрите список стран, куда наши СПК поставлялись. Даже США не брезговали. При всём равнодушии наших властей к промышленности, те производства, которые имеют хорошие экспортные перспективы(да ещё и двойное назначение), будут жить хорошо. Надо только, чтобы Китай начал эксплуатацию и эспорт своих экранопланов, а то нет пророков в своём отечестве.
  24. No_more
    0
    20 сентября 2013 17:14
    Если междугороднее сообщение наладить, то как с каскадами плотин на реках быть? Вот что интересно. Неуж то планируется их перелетать?
    1. 0
      20 сентября 2013 17:23
      Это если сможет достаточно устойчиво лететь на высоте метров 500-1000 то вполне, почему бы и нет? Ну мне так кажется.
      1. 0
        20 сентября 2013 17:48
        Плотины и уж тем более ГЭС относятся к стратегически важным объектам. Никто не разрешит вот так просто несколько раз в день прыгать через них.
      2. hiocraib
        0
        20 сентября 2013 20:59
        Цитата: Kadavercianin
        если сможет достаточно устойчиво лететь на высоте метров 500-1000

        не может.
        1. 0
          23 сентября 2013 15:48
          А почему нет? Или просто "нет". Многое будет зависеть от используемых двигателей и аэродинамики, тут уже от схемы реализации максимальная высота зависеть будет.
    2. 0
      20 сентября 2013 17:45
      то как с каскадами плотин на реках быть? Вот что интересно. Неуж то планируется их перелетать?

      Прорубить просеку метров 100 шириной в обход плотины. Заодно пассажиры оценят пролетающие мимо сосны и ели. smile
  25. amp
    amp
    +1
    20 сентября 2013 18:53
    Всё таки я думаю, что основное применение для экранопланов будет на флоте.
    6 москитов, скорость 500 км\ч, практическая дальность 2000 км.

    И самое главное, что его трудно засечь радаром. Если применить технологии стелс, то вообще невидимым будет. Это настоящий убийца авианосцев! И главное, насколько дешевле чем авианосец крупный корабль. На Севере и Дальнем Востоке пара десятков таких штук полностью изменит баланс сил у наших берегов (и не только у берегов).

    Вот он лунь.
    1. 0
      20 сентября 2013 19:35
      В тундре и арктике экранопланы тоже будут очень уместны.
  26. 0
    20 сентября 2013 19:47
    Цитата: Kadavercianin
    В тундре и арктике экранопланы тоже будут очень уместны

    Да, именно там, сейчас начинается оживление в Арктике, так что там могут и пригодится
  27. +1
    20 сентября 2013 20:36
    Незаслуженно были забыты экранопланы в нашей стране. Ведь американцы до сих пор не могут создать что-то подобное. Возвращение к строительству новых экранопланов хороший знак. Эти корабли обладают уникальными возможностями по скорости, грузоподъемности, маневренности. Нужно вспомнить и поклониться выдающемуся конструктору Ростисла́ву Евге́ньевичу Алексе́еву кораблестроителю, создателю судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Он лауреат Ленинской (1962) и Сталинской премии второй степени (1951). Дважды совершил революцию в мировом судо- и авиастроении.
    1. hiocraib
      -1
      20 сентября 2013 20:55
      Цитата: иваныч47
      Ведь американцы до сих пор не могут создать что-то подобное.

      не неМОГУТ, а неХОТЯТ.

      полная бесперспективность и бесполезность экранопланов - это из той же "не имеющий мировых аналогов", как и танковый балет, штабная форма для полканов и американские звёзды на российских солдатах.
  28. 0
    20 сентября 2013 20:44
    Сомневаюсь в практичности, как уже сказано выше: по рекам ГЭС и шлюзы, на море - многое от погоды зависит, а на земле провести маршрут над более-менее ровным участком, да еще при этом никому не мешать - тоже вряд ли. Действительно, может на севере пригодится или на озерах крупных
  29. 0
    20 сентября 2013 21:15
    Экраноплан - при нынешнем развитии техники\технологии, экономической модели России - чистая утопия.
    Скажите на каких океанах\морях\реках\озерах его можно будет эксплуатировать?
    Он просто экономически не выгоден.
    На озерах - есть не большие катера, ОМ-ы, трамвайчики, самоходные баржи (дешевле, надежнее, дольше, и машины с коровой перевезешь)
    На реках - при большой судоходности и мелости, изгиба рукавов рек - сей агрегат летящий с v=450 км\ч легко будет терять "экран", и в этом терять свое превосходство перед обычными легкомоторными самолетами. При советском союзе - стоили Ракеты\Метеоры - вот за них действительно Алексееву "большой поклон".
    Океаны? - не смешите мои тапочки
    Внутренние моря? - есть паромы. К тому же

    И на Севере он бесполезен. Те кто живет на Севере - знают об этом.!!! Уж лучше обычный У-2.

    У кого есть деньги - тот может попробывать экзотику, полетать... а так бесполезен он.

    Не смотря на разработки для военных - ни один из них не был доведен до серийного образца.
    1. 0
      21 сентября 2013 17:48
      Цитата: Takashi
      И на Севере он бесполезен. Те кто живет на Севере - знают об этом.!!! Уж лучше обычный У-2.

      Почему он бесполезен на Севере? А на Дальнем Востоке, в Сибири?

      У-2? Вы из временной дыры с нами общаетесь? Это ж история...
      1. hiocraib
        0
        21 сентября 2013 19:18
        Цитата: ботан.su
        Почему он бесполезен на Севере?

        климат, не?
        1. 0
          21 сентября 2013 21:11
          Цитата: hiocraib
          климат, не?

          Не... Чай не бананами заправляется, климат не помеха. laughing
    2. 0
      23 сентября 2013 15:09
      Цитата: Takashi
      У кого есть деньги - тот может попробывать экзотику, полетать... а так бесполезен он.


      Экраноплан экзотика на столько же, на сколько и катера на воздушной подушке. Если и они экзотика, то пожалуйста обоснуйте. Экранопланы как раз нишу этих катеров и занимают, кроме того ещё и расширяют, восновном за счёт большей чем оные катера эффективности (по соотношению затрат топлива к перевозимому грузу на порядок, ссылку не помню, поищите исследовательские работы и литературу по экранопланам, она свободно в нете лежит).
      Экранопланы в качестве десантных судов вообще сказка. Просто высадка с их помошь происходит, по сравнению с традиционными методами (десантные катера или десантный корабль вплотную к берегу) производится гораздо быстрее (ну не вылазят катера, кроме на воздушной подушке и совсем малых, на берег). Если кто в курсе как производится высадка и сколько времени это занимает, тот поймёт, особенно если кроме людей ещё и технику высадить надо, причём не самую лёгкую.
    3. 0
      5 мая 2014 12:15
      Цитата: Takashi
      Не смотря на разработки для военных - ни один из них не был доведен до серийного образца.
      Ну батенька насчет "серийного образца" вы "загнули" Ладно будем считать что "Лунь" был не серийным ,ну "Орленок" то для военных это что не серия. И сейчас люди делают и продают http://www.trekivolga.ru/products.htm tongue laughing good
  30. 0
    22 сентября 2013 01:46
    побыстрее бы....!!! уж сколько времени все разрабатывают - а на практике все никак не срастется
  31. 0
    23 сентября 2013 01:45
    Как показывает практика: что в России, что в СССР, любая новаторская разработка в авиации имеет успех только при наличии у разработчика "административного ресурса"! stop

    Как говорится: "хороший человек" - это не профессия. wassat
  32. 0
    23 сентября 2013 03:41
    Каждая разработка перспективна, при условии, что разработчик не ищет "коротких денег"!
  33. 0
    23 сентября 2013 21:08
    Интересно, а рассматривалась возможности применения экранопланов в арктических льдах? Ведь это же какая уникальная может быть замена ледоколам и северным караванам.
  34. vimati
    0
    6 октября 2013 20:09
    Эту тему развивают более 80 лет! Результат нулевой. Встречный порыв ветра, подхват и...катастрофа!!! 80 лет лбом в стенку!!! Мне этого не понять. Ума не хватает!!!
  35. 0
    5 мая 2014 12:07
    Цитата: hiocraib
    дело стоящее - распилами, и больше ничем.
    время уже доказало бессмысленность этого проекта. многие в мире игрались с данной темой, и НИКТО не довёл её до комерческого применения.

    Алексеев - талантливый ученый. "Фуфлом" такой человек не занимался. Прожил бы подольше сейчас бы и вопроса не стояло об эффективности и тому подобном по экранопланам. А вообще их делают и продают. А раз есть спрос то все будет http://www.trekivolga.ru/products.htm

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»