На новые истребители у Беларуси денег нет

10
В 2014 году планируется возобновить работы по модернизации боевых самолетов МиГ-29 для Военно-воздушных сил Беларуси. Об этом на днях сообщил заместитель главного инженера 558-го авиаремонтного завода (Барановичи) Александр Воробей. Он подчеркнул, что у белорусских военных «нет возможности закупать новые истребители».

На новые истребители у Беларуси денег нет


По словам специалиста, ранее на предприятии уже были модернизированы четыре таких истребителя, которые стоят на вооружении ВВС страны. При этом Воробей отметил, что на заводе помимо белорусских модернизируются и истребители МиГ-29 ВВС иностранных государств. Модернизация МиГ-29 производится в процессе капремонта, когда самолет расстыковывается на агрегаты.

Напомню, что после своего образования в 1992 году ВВС Беларуси получили в наследство от распавшегося Советского Союза практически всю авиационную технику, базировавшуюся в этот момент на белорусской территории. В это число вошло и более 80 истребителей МиГ-29 версий 9-12 и 9-13.

Однако руководство страны сочло, что таких машин чересчур много, и было решено часть продать за границу. В 1996 году 18 истребителей МиГ-29 (включая две «спарки» МиГ-29УБ) было поставлено в Перу. Еще 31 такой самолет в течение 1999-2002 годов приобрел Алжир. Все они прошли предпродажную подготовку на 558-м авиаремонтном заводе.

Часть оставшихся в белорусских ВВС истребителей МиГ-29 было решено подвергнуть глубокой модернизации. Как заявили тогда агентству «Интерфакс» в информационном центре ВВС и войск ПВО Беларуси, «из-за финансовой невозможности приобретения и эксплуатации разных типов боевых самолетов белорусская авиация делает упор на создание авиационного парка многоцелевого характера».

С этой целью было решено воспользоваться опытом российского ОКБ «Русская авионика», полученным во второй половине 90-х годов при создании экспериментальных МиГ-29СМТ. И хотя ВВС России отказались от этого варианта модернизации МиГ-29, наработками ОКБ воспользовались белорусы.

Основные направления модернизации истребителя МиГ-29 до уровня МиГ-29БМ («белорусский модернизированный») связаны с доработкой существующего и установкой нового оборудования, значительным расширением номенклатуры вооружения и внедрением системы дозаправки топливом в полете.

В состав оружия класса «воздух — воздух» МиГ-29БМ вводятся ракеты средней дальности РВВ-АЕ, Р-27ЭР и Р-27ЭТ (до этого на МиГ-29 обеспечивалось применение только ракет средней дальности Р-27Р и Р-27Т, а также ракет ближнего боя Р-73 и Р-60М).

Помимо этого, в номенклатуру вооружения дополнительно включаются высокоточные средства поражения наземных (морских) целей. Среди них — ракеты Х-29Т (ТД), Х-29Л, Х-25МЛ, Х-31П и Х-31А, а также корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л. Всего на МиГ-29БМ может быть размещено две ракеты «воздух — поверхность» и две-четыре корректируемые бомбы.

До адаптации к самолету специального оптико-электронного прицельного контейнера применение с МиГ-29БМ управляемого оружия с лазерными полуактивными головками самонаведения (Х-29Л,Х-25МЛ, КАБ-500Л) возможно только при внешнем целеуказании.

Для применения новых видов бортового оружия в радиолокационном прицельном комплексе модернизированного истребителя МиГ-29БМ реализуется ряд новых режимов работы.

Так, модернизированный радиолокационный прицельно-навигационный комплекс РЛПК Н019П дополнительно обеспечивает обзор земной и водной поверхности с обнаружением одиночных и групповых, точечных и протяженных наземных и надводных радиоконтрастных целей, выдачу координат обнаруженных целей для формирования целеуказания и применение новых типов управляемого оружия. В их числе — ракеты «воздух — воздух» РВВ-АЕ и противокорабельные ракеты Х-31А.

Существенно расширяются и возможности навигационного комплекса истребителя. В состав нового навигационного комплекса N-911 входят навигационный вычислитель, приемник спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR, радиотехническая система ближней навигации (РСБН) А-323, аппаратура навигации и посадки VOR/ILS и DME.

Модернизации подвергается и информационно-управляющее поле кабины летчика. Устаревший монохромный телевизионный индикатор заменяется многофункциональным цветным жидкокристаллическим, на который в графической форме выводятся навигационная, обзорно-прицельная и параметрическая информация, а также изображение местности и целей, получаемое телевизионными головками самонаведения управляемых ракет Х-29Т (ТД) и корректируемых бомб КАБ-500Кр.

Наконец, еще одним существенным отличием модернизированного МиГ-29БМ от серийного МиГ-29 является внедрение системы дозаправки топливом в полете. В результате одной дозаправки в воздухе дальность полета возрастает на 80%, существенно увеличивается его продолжительность.

В целом в процессе переоборудования исходного МиГ-29 по программе МиГ-29БМ в состав бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) вводится 23% новых блоков, а еще 6% подвергается доработкам. По оценкам авторов программы модернизации, в результате усовершенствований комплекса оборудования и расширения номенклатуры вооружения боевой потенциал самолета МиГ-29БМ по сравнению с серийным МиГ-29 возрастает при решении задач класса «воздух — воздух» на 80%, класса «воздух — поверхность» — в 4 раза.

Испытания первого МиГ-29БМ были успешно завершены к июлю 2003 года. На воздушном параде в честь 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 2004 года было продемонстрировано уже звено из четырех МиГ-29БМ, которые Александр Лукашенко назвал «суперсовременными самолетами».

И в этих словах не было большого преувеличения: 4 и 10 марта 2005 года военные летчики Республики Беларусь установили на двух самолетах МиГ-29БМ целую серию мировых авиационных рекордов скорости и скороподъемности. Однако после всех этих успехов работы над модернизацией остальных белорусских МиГ-29 по неизвестным причинам были надолго приостановлены.

Однако это не значит, что работы по совершенствованию МиГ-29 остановлены вообще. Из высказываний Воробья можно сделать вывод, что модернизация истребителей МиГ-29 для ВВС иностранных государств продолжается.

Белорусским авиаторам остается надеяться, что возобновится и модернизация отечественных МиГ-29.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    23 сентября 2013 07:48
    Ответ в заголовке статьи.Нет денег и не очень то оно и нужно.Белорусь самостоятельно,без РФ вести войну не сможет.Значит самолеты нужны не особо.Думается,правильно поступает Лукашенко.Задача защитить страну средствами ПВО гораздо важнее.Модернизация же позволяет иметь современные машины.Пусть не лучшие в классе,но и не худшие...
    1. +2
      23 сентября 2013 09:02
      Цитата: domokl
      Ответ в заголовке статьи.Нет денег и не очень то оно и нужно.Белорусь самостоятельно,без РФ вести войну не сможет.Значит самолеты нужны не особо.Думается,правильно поступает Лукашенко.Задача защитить страну средствами ПВО гораздо важнее.Модернизация же позволяет иметь современные машины.Пусть не лучшие в классе,но и не худшие...

      Решается все очень просто-одна две базы ВВС России. Дешево и сердито...
      1. +1
        23 сентября 2013 09:23
        Опять желаете аэродромы поближе к границам стянуть? Было же уже в 41г.
        А белоруссов надо не самолётами, а новыми вертолётами вооружать. Там есть, где им прятаться.
        1. 0
          23 сентября 2013 10:49
          При современных средствах доставки и поражения "поближе" понятие относительное. Теперь безопасно где то в районе Енисея. Насчёт самолётов, Белоруссия не первая и не последняя с такой проблемой. Выход тоже известен, если уж так хочется иметь ВВС, покупка после капитального ремонта самолётов предыдущего поколения.
    2. Gari
      +1
      23 сентября 2013 10:02
      Цитата: domokl
      Думается,правильно поступает Лукашенко.Задача защитить страну средствами ПВО гораздо важнее.

      Командующим Единой региональной системой ПВО Белоруссии и России назначен командующий ВВС и ПВО Белоруссии генерал-майор Олег Двигалев

      3 февраля 2009 года на заседании Высшего госсовета Союзного государства было подписано
      соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны (ЕРС ПВО) Беларуси и России
  2. +6
    23 сентября 2013 07:48
    На новые самолёты денег нет и у стран побогаче Беларуси.Авиация- весьма недешёвое удовольствие.Модернизация -единственный вариант поддержать ВВС да должном уровне до лучших времён.
  3. Akim
    +3
    23 сентября 2013 07:52
    Как-будто у другой страны СНГ ( кроме России и Азербайджана) есть деньги на новые самолеты.
    1. +5
      23 сентября 2013 08:03
      Нефть и газ только в России и Азербайджане?
      В СНГ есть Казахстан. Туркмения конечно нейтральная страна, но на самолеты денег хватит.
      1. Akim
        +1
        23 сентября 2013 08:06
        Цитата: Lindon
        Нефть и газ только в России и Азербайджане?

        Конечно нет. Говорим о военном бюджете, а не о ВВП всей страны.
    2. +4
      23 сентября 2013 08:21
      Цитата: Akim
      Как-будто у другой страны СНГ ( кроме России и Азербайджана) есть деньги на новые самолеты.

      У Украины была самая мощная экономика среди стран бывшего СССР,как факт.Правили бы вами не бараны,то у Украины были бы деньги на новые самолеты и не только.Сейчас ,как вляпаетесь с ЕС,так и на ремонт старых денег не останется.
      1. Akim
        +5
        23 сентября 2013 08:27
        Цитата: Александр романов
        Сейчас ,как вляпаетесь с ЕС,так и на ремонт старых денег не останется.

        Вам не надоело истерить? Что есть, то есть. Ни я ни Вы не можем ничего изменить. Я говорю о реалиях, которые есть на сегодня, а Вы в политику пытаетесь влезть.
    3. +1
      23 сентября 2013 09:52
      Цитата: Akim
      кроме России и Азербайджана)

      У кого нет,нефти и газа-у тех стран СНГ,нет денег на современные вооружения.
    4. +1
      23 сентября 2013 20:43
      Цитата: Akim
      Как-будто у другой страны СНГ ( кроме России и Азербайджана) есть деньги на новые самолеты.


      деньги то есть,вот только Россия не хочет продавать.а жаль,эти деньги(реальные,а не кредиты) могли бы поступить в бюджет России.
      1. Akim
        +1
        23 сентября 2013 20:56
        Цитата: одинокий
        деньги то есть,вот только Россия не хочет продавать.

        Значит покупайте пакистанские. Эскадрилью купите, дальше Россия будет сама предлагать.
  4. Oskar
    +2
    23 сентября 2013 08:04
    Белоруссии, в случае масштабных военных действий против серьезного противника, без России - амба. Почему бы не создать на территории страны, скажем, совместную авиабазу оснащенную современными самолетами? Опыт скоординированных действий поднакопили бы.
    1. smersh70
      +3
      23 сентября 2013 09:43
      Цитата: Oskar
      Белоруссии, в случае масштабных военных действий против серьезного противника

      ..да кто на Беларуссию нападет....делать нечего соседним странам,как нападать на Минск....у нее другая угроза...--это намерение Европы и США свалить Лукашенко и оттяпать Минск от Москвы...вот и все...
      а на случай большой войны-в деревнях еще очень много партизан smile и огромные пространства леса!!!!!а если что я еще не умер!!!!!! drinks .
  5. +8
    23 сентября 2013 08:07
    Молодцы белорусы. Никаких воплей об исторических правах, глобальной ответственности, и о чем там еще, и вставания в разные позы. Спокойно игнорируют всех кто на них пальцем указывает и ярлыки пытается клеить, типа последнего тоталитарного режима в Европе. Просто тихо и эффективно делают то что считают нужным для себя. Снимаю шляпу. hi
  6. 0
    23 сентября 2013 09:59
    Не все страны могут позволить себе закупку новой авиационной техники. Тем более цена современных образцов постоянно растет. Белорусы нашли способ повышения боевых возможностей своей авиационной техники путем модернизации. Хороший выход из положения в условиях экономического кризиса. Модернизация проводится масштабная. Совершенствуются средства навигации (ближней и космической), расширяется спектр применяемого оружия. На некоторый период времени это решит проблему обновления авиапарка Белоруссии.
    1. chushoj
      0
      23 сентября 2013 14:12
      Когда нет цели, то лучше всего многоцелевой характер. Этот многоцелевой (размытый) характер рождает единую команду (как одно целое) в которой невозможно толком выяснить в течение месяца вопрос, пролетали мишки через границу, или не пролетали. Беларусь потратила 0,5 млнд$ на компьютерную систему продажи авиабилетов, где ни кто не знает, сколько стоит сегодня билет на тот же самый рейс. Беларусь купила боинги, вместо "сухого", и говорит что нет денег. На учениях было нам разрешено вкрывать длительную консервацию практически новой техники САМОВОЛЬНО!!!( вы представляете что ЭТО?) но все равно было стыдно, когда мы смотрели на подразделения россиян, именуемых "бригадами". Я сам скучаю по Монино, но при всем уважении к Вам, Беларусь сейчас (и уже 10 лет) пытается восстановить кадры летчиков и технарей, и не более того.
  7. 0
    23 сентября 2013 15:51
    Цитата: Наган Сегодня 08:07 _130923/пон
    Молодцы белорусы. Никаких воплей об исторических правах, глобальной ответственности, и о чем там еще, и вставания в разные позы. Спокойно игнорируют всех кто на них пальцем указывает и ярлыки пытается клеить, типа последнего тоталитарного режима в Европе. Просто тихо и эффективно делают то что считают нужным для себя. Снимаю шляпу. hi

    Добрый день уважаемый!
    Присоединяюсь к Вашему восхищением ДЕЛАМИ белорусов. good Слов у них мало, но работают и делают все, чтобы им белорусам хорошо жилось...
  8. скиф-абузяров в
    0
    2 июля 2014 22:52
    если кого-то интересует видео пусков ракет х-23, х-25 и х-29 загляните сюда http://www.youtube.com/watch?v=f-jnkHW8ngg
    так же там много пусков неуправляемых ракет, сброс бомб на цели и уничтожение цели прямым попаданием.
    сборка видео абсолютно новая, его вы ещё не видели.
    или зайдите сюда http://www.youtube.com/watch?v=NsyuWznVPxo
    скиф- абузяров владимир.