Броня "Чёрной пантеры"
В России был создан, построен, испытан, доведён после испытаний и снова испытан, ставший знаменитым, но покрытый завесой тайны «объект 195», Но, благодаря воле некоторых военачальников, до принятия на вооружение этого супертанка дело не дошло, во всяком случае в России. Почему «во всяком случае»? Да просто может случиться так, что здравомыслящие военачальники какой-нибудь другой страны запросят такие машины для вооружения своей армии, как это было недавно с БМПТ — в России отказались принимать на вооружение, а Казахстан закупил себе партию «Терминаторов», и не только их.
С начала 2000 г. новые типы танков появились ещё в трёх странах, ранее никогда не котировавшихся в списках передовых танкостроителей. Свой первенец в семействе основных танков появился в Турции — это ОТ Aitay, натурный образец которого был продемонстрирован на прошедшей в 2011 г. в Стамбуле выставке вооружений IDEF-2011. Но говорить об этом танке пока рано, хотя это событие можно считать важным с точки зрения появления в мировом списке ещё одной танкопроизводящей страны.
В Стране восходящего солнца — Японии был создан и принят на вооружение основной танк Туре 10. В ближайшее время этими машинами заменят японский танковый парк, состоящий из ОТ Туре 90.
Кто смог удивить международное сообщество создателей основных танков, так это Южная Корея. В этой стране был создан, испытан и принят на вооружение ОТ, получивший обозначение К2 Black Panther («Чёрная пантера»). Корейские конструкторы смогли реализовать в этой машине все самые современные достижения, обеспечивающие ей своеобразное мировое лидерство по использованию новейших технологий.
Так, например, сообщалось, что система управления огнём (СУО) ОТ К2 «Чёрная пантера» способна автоматически обнаруживать, производить опознавание, сопровождать и обстреливать цели без участия оператора. Гидропневматическая подвеска танка обеспечивает танку не только переменный клиренс, выравнивание бокового крена или изменение угла продольной оси машины, но и, благодаря наличию новой системы ISU, обеспечивается автоматическое индивидуальное управление узлами подвески каждого опорного катка, что позволяет устранять вибрацию при движении по пересечённой местности или по, так называемой, «гребёнке». Естественно, как это стало уже модным в танкостроении, конструкторы оснастили «Чёрную пантеру» всеми современными электронными системами, такими как GPS навигатор, системами передачи данных и опознавания «свой — чужой», бортовой информационной управляющей системой (БИУС), системами активной и пассивной защиты, РЛС и многими другими ноу-хау. Сегодня мы расскажем читателям об «особенностях современного южнокорейского танкостроения» — о новом основном танке К2 Black Panther.
РАЗРАБОТКА
Разработка нового южно корейского танка началась в 1995 г. Теме ОКР было присвоено наименование ХК2 Black Panther. Разработку новой боевой машины вели южнокорейское Агентство по Оборонным Разработкам (Agency for Defense Development — ADD) и компания Rotem (подразделение компании Hyundai Motors, хорошо известной в России и в мире своими автомобилями Solaris, Sonata и Santa Fe). По заявлениям разработчиков в проекте использовались только собственные южнокорейские конструкторские решения и разработки, что позволило не покупать лицензии зарубежных производителей. Разработка, постройка опытных образцов, испытания и доводка нового танка обошлась корейскому бюджету в 230 миллионов долларов США и осуществлялась в течение 11 лет, с 1995 по 2006 г., считающийся годом начала серийного производства.
Целью разработки новой машины ставилось создание танка, способного противостоять современным основным танкам, состоящим на вооружении Северной Кореи и Китая, с обеспечением значительного их превосходства по своим характеристикам в ближайшей перспективе. Организационно К2 Black Panther в южнокорейской армии должны заменить устаревшие средние танки М48А5К Patton, производства США, и дополнить имеющиеся на вооружении Южной Кореи основные танки К1, собственной разработки. Полномасштабное массовое производство ОТ К2 Black Panther планировалось начать в 2011 г., но, по всей вероятности, данное событие произойдёт несколько позже.
Некоторые источники уже поспешили объявить «Чёрную пантеру», занесённую якобы в Книгу рекордов Гиннесса, как самый дорогой танк в мире, стоимостью более 8,5 млн. USD за единицу. Тем не менее если вспомнить контракт на поставку Германией в Грецию танков Leopard 2А6 Hell (Hellenic), представляющую собой греческую версию немецкого ОТ Leopard 2А6, то, в соответствии с ним, налогоплательщики Эллады заплатили по 10 млн евро за машину. Может быть тут кроется разгадка причин экономического краха Греции?
В условиях ОКР на разработку нового танка закладывались такие требования, как достижение превосходства над основными танками, состоящими на вооружении армий Северной Кореи и Китая, а этоТ-55 и Т-62 советского производства и Туре-96 и Туре-99 китайского. Ещё одним важным требованием ставилось создание нового танка с использованием только отечественных технологий. Такой подход позволит в перспективе не только сохранять национальную безопасность на должном уровне, но также и выходить на международный рынок вооружений без опасения получения проблем с иностранными государствами, связанные с вопросами лицензирования. В связи с этим ADD вела разработку новой машины параллельно с разработкой самых современных собственных технологий.
В процессе создания «Чёрной пантеры» прорабатывались два основных проекта: один предусматривал установку обитаемой двухместной башни, а второй — установку необитаемой башни. Последний вариант был отклонён. Кроме того, конструкторы планировали установить в качестве основного вооружения танка ОТ К2 экспериментальную 140-мм гладкоствольную пушку, разработанную немецкой компанией Rheinmetall, но от этого тоже пришлось отказаться. Одной из причин стало требование максимального использования только собственных технологий, а другой — отказ немецкой компании от дальнейшей разработки этой пушки. Как посчитали оружейники компании, современной гладкоствольной 120-мм пушки с длиной ствола в 55 калибров будет более чем достаточно, чтобы обеспечить решение всех задач по борьбе с бронированными целями в обозримом будущем. За основу пушки для ОТ К2 бралась немецкая 120-мм пушка Rheinmetall L55, у которой была впоследствии несколько изменена конфигурация с целью использования более мощных боеприпасов. Разработкой и производством пушки 120 / L55 для ОТ «Чёрная пантера» занимается компания World Industries Асе, а боеприпасы к ней разработала и производит компания Poongsan.
Первый южнокорейский основной танк К2 Black Panther увидел свет в марте 2007 г. С конвейера сошла первая из трёх машин, запущенных в производство на заводе Hyundai Corp. в городе Чангвон. Некоторые представители южнокорейских СМИ, допущенные на завод в честь этого события, потом поспешили ошибочно (а может и со злым умыслом) «раструбить», что на танке К2 установлена пушка типа CN120/L52, такая же, как и на французском основном танке Leclerc. Впрочем, наши российские СМИ делают подобные ошибки гораздо чаще.
В настоящее время танковый парк Республики Корея составляет около 2300 машин, многие из которых планируется заменить основными танками К2 «Чёрная пантера» и К1А1. В некоторых источниках сообщалось, что южнокорейским правительством планировалось заказать, по крайней мере, 397 единиц «Чёрных пантер» после развёртывания их полномасштабного массового производство в 2011 г. Однако в марте 2011 г., Управление закупок министерства обороны Южной Кореи (DAPA) объявило, что массовое производство танков К2 «Чёрная пантера», ожидаемое в 2012 г., произойдёт не ранее чем в 2013 г. из-за технических неполадок, которые были выявлены в двигателе и трансмиссии машины.
В январе 2012 г. газета The Korea Times сообщила, что серийное производство основных танков К2 Black Panther откладывается и не начнётся даже и в 2014 г. Это уже третья отсрочка начала производства южнокорейского танка нового поколения с момента разработки. В этот раз перенос начала серийного производства связан с решением провести в начале 2014 года, дополнительные испытания нового танка.
Причина всё та же — проблемы с двигателем. Он до сих пор не устраивает южнокорейских военных по надёжности и имеет небольшой межремонтный ресурс.
При этом никакой речи не идёт о закупке иностранной техники или агрегатов. Все проблемы будут решаться только собственными силами и на основе собственных технологий. Достойный пример для подражания!
В перспективе, с началом серийного производства, помимо поставок основных танков К2 в армию Республики Корея, они также будут предлагаться на экспорт. Турция уже успешно провела переговоры по вопросам импорта или лицензионного производства некоторых систем, узлов и агрегатов южнокорейского танка. В июле 2008 г., южнокорейская компания Rotem и турецкая Otokar подписали контракт на сумму $ 540 млн о технологической и конструкторской помощи, а также передачи некоторых технологий производства основного танка К2 Турции. Эти технологии использовались при создании нового турецкого основного танка, получившего наименование МТР Altay. Опытный натурный образец этого танка был продемонстрирован на проходившей в Турции в 2011 г. выставке IDEF. Несмотря на использование в новой турецкой машине многих подсистем, узлов и агрегатов с ОТ К2 Black Panther, таких как броневая защита, основное оружие и другие, танки имеют разные характеристики и отличаются внешне.
КОМПОНОВКА МАШИНЫ
Основной танк К2 Black Panther имеет классическую компоновку с отделением управления в носовой части машины, боевым отделением в центре и моторно-трансмиссионным отделением в кормовой части. Экипаж танка состоит из трёх человек и включает в себя командира танка, наводчика и механика-водителя. Отделение управления расположено в лобовой части корпуса слева по ходу танка. В верхней лобовой детали корпуса, имеющего большой угол наклона к нормали, оборудован люк механика-водителя, закрывающийся сдвижной крышкой, в которую вмонтированы призменные приборы наблюдения.
Боевое отделение размещено по центру корпуса машины в двухместной вращающейся башне. Слева по ходу машины размещается рабочее место наводчика, справа — командира танка. У каждого из них в крыше башни оборудован персональный люк, закрывающийся бронированной крышкой. При открывании крышка откидывается назад по ходу танка, и стопориться в почти вертикальном положении,
В кормовой части танка расположено моторно-трансмиссионное отделение, где размещены силовая установка, и системы, её обслуживающие.
ПОДВИЖНОСТЬ
Несмотря на свою значительную массу — 55 т, ОТ К2 может двигаться с максимальной скоростью по шоссе до 70 км/ч, а по бездорожью — со скоростью до 52 км/ч. Машина способна разогнаться от 0 до 32 км/ч всего за 7 с.
Высокую подвижность машине обеспечивает мощная силовая установка с автоматической трансмиссией и современная конструкция ходовой части с уникальной индивидуальной полуактивной гидропневматической подвеской ISU (ln-arm Suspension Unit) и автоматической системой натяжения гусеничных лент. Каждый опорный каток такой подвески оборудован индивидуальной системой управления, что позволяет танку «присесть», «пригнуться», «прилечь», наклониться в любую сторону и т.д, Такие «гимнастические упражнения» обеспечивают возможность танку при необходимости снизить силуэт или, наоборот, при максимальном «росте» повысить проходимость машины. Опускание передней или кормовой части позволяют увеличить максимальные углы склонения или возвышения пушки. В целом гидропневмоподвеска ОТ К2 обеспечивает изменение клиренса машины в пределах от 150 до 550 мм.
Само устройство подвески танка, а также наличие на беговых дорожках траков специальных резиновых подушек (как на Т-80) значительно снижает вибрации при движении по пересечённой местности или по дорогам с твёрдым покрытием.
В качестве силового агрегата в танке «Чёрная пантера» используется 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель разработки и производства компании Doosan Infracore, развивающий мощность 1500 лошадиных сил (1100 кВт) и обеспечивающий удельную мощность 27,3 л.с/т. В качестве прототипа для создания корейского дизеля был взят немецкий двигатель MTU-890. Он же временно использовался на начальном периоде испытаний первых опытных образцов ОТ ХК2, пока ещё не был готов корейский мотор. Дизельный двигатель, соединённый с полностью автоматической трансмиссией разработки и производства корейской компании S & Т Dynamics, образует силовую установку PowerPack. Автоматическая коробка передач имеет 5 передач вперёд и 3 передачи заднего хода. Как уже отмечалось выше, технические неполадки в работе силовой установки, обнаруженные в ходе испытаний ОТ Black Panther, не позволили приступить к широкомасштабному серийному производству танка ни в 2011 г., ни в 2012 г.
Благодаря относительно компактной конструкции силовой установки PowerPack, конструкторы смогли оснастить новый танк К2 вспомогательным газотурбинным силовым агрегатом (ВСА) Samsung Techwin, установленным в оставшемся пространстве моторно-трансмиссионного отделения. Мощность двигателя ВСА составляет 100 л.с. (75 кВт). Он обеспечивает питанием все бортовые системы при выключенном основном двигателе танка, позволяет экономить топливо и сводит к минимуму тепловую и акустическую сигнатуры танка.
В плане преодоления препятствий ОТ К2 Black Panther способен подняться на 60-процентный склон или преодолеть вертикальную стенку высотой 1,3 м. После определённой подготовки машина способна переправляться по дну через водные преграды глубиной до 4,1 м. Одним из основных элементов оборудования для подводного вождения танка является труба-лаз, устанавливаемая на люк командира танка. Она же служит командиру машины в качестве боевой рубки при движении через водные преграды. Установка комплекта оборудования занимает по времени около 30 мин. Как отмечается в рекламных материалах компании-производителя, при движении под водой башня танка остаётся герметичной, но шасси танка может принять до 440 л воды. Как подчёркивают конструкторы, это даже необходимо для того, чтобы снизить запас плавучести, создаваемый водоиз-мещающим объёмом машины, и сохранить достаточное сцепление траков с грунтом.
После преодоления водной преграды и демонтажа оборудования для подводного вождения, танк может сразу же вступить в бой.

ОГНЕВАЯ МОЩЬ
Комплекс вооружения ОТ К2 Black Panther включает в себя основное, вспомогательное и дополнительное оружие, боекомплект, систему автоматического заряжания, систему управления огнём (СУО), электрический двухплоскостной стабилизатор вооружения.
В качестве основного оружия на ОТ К2 используется 120-мм гладкоствольная пушка с длиной ствола 55 калибров и автоматическим заряжанием. Она разрабатывалась корейской компанией ADD на основе полученной по лицензии немецкой пушки компании Rheinmetall. Производится пушка в Корее компанией World Industries Асе Corporation.
Вспомогательным оружием танка являются 7,62-мм спаренный пулемёт и 12,7-мм крупнокалиберный зенитный пулемёт Кб (корейская копия американского Browning М2НВ). Оба эти пулемёта имеют очень значительный боекомплект: 12000 и 3200 патронов соответственно. Нигде в описаниях нет информации о том, имеет ли зенитный пулемёт дистанционное управление. Судя по фотографиям танка, имеющимся в распоряжении автора, стрельба из зенитного пулемёта ведётся командиром танка вручную с открытием крышки люка.
Боекомплект к пушке составляет 40 выстрелов. 16 из них размещаются в механизированной укладке автомата заряжания, ещё 24 выстрела — в специальных укладках в корпусе машины.
По сообщениям разработчиков, автомат заряжания обеспечивает темп стрельбы 15 выстрелов в минуту, или один выстрел в четыре секунды, независимо от угла возвышения пушки. Как сообщалось в некоторых источниках, конструкция автомата заряжания ОТ К2 Black Panther в какой-то мере была позаимствована у автомата заряжания основного танка Leclerc. Однако, несмотря на схожесть конструкций этих двух автоматов заряжания, детали и узлы этих автоматизированных систем не являются взаимозаменяемыми.
После израсходования 16 выстрелов, размещённых в автомате заряжания, его надо пополнять вручную из укладок, расположенных в корпусе машины или из подвезённого боекомплекта.
Для стрельбы из танковой пушки ОТ К2 могут использоваться стандартные 120-мм танковые выстрелы стран НАТО. Однако в Южной Корее специально для пушки этого танка были разработаны новые боеприпасы, в том числе выстрелы с бронебойным подкалиберным, кумулятивным и управляемым снарядами.
По заявлениям разработчиков, новый бронебойный подкалиберный снаряд APFSDS с отделяемым поддоном и с сердечником из сплава на основе вольфрама обеспечивает значительно большую бронепробиваемость, чем нынешнее поколение бронебойных подкалиберных снарядов с вольфрамовыми сердечниками. Это происходит за счёт применения новой технологии термической обработки вольфрамового сплава и так называемого «процесса самозатачивания». Другими словами, при пробитии броневой преграды, сердечник из вольфрамового сплава этого снаряда не деформируется и разрушается, а по мере проникновения вглубь преграды затачивается, уменьшаясь в диаметре, сохраняя при этом огромное удельное давление.
Для борьбы с небронированными или легкобронированными целями, экипаж ОТ К2 может использовать выстрел с многоцелевым снарядом кумулятивного действия (HEAT), подобный американскому выстрелу М830А1 МР-Т. Как отмечается некоторыми зарубежными экспертами, такой снаряд эффективен при борьбе с живой силой противника, с небронированной и легкобронированной техникой, а также с низколетящими или зависшими вертолётами. Как показала практика, на самом деле, подобные многоцелевые снаряды с кумулятивной боевой частью по своей эффективности в борьбе с вышеперечисленными целями значительно уступают снарядам осколочно-фугасного действия.
Специально для танка К2 Black Panther корейскими инженерами был разработан выстрел KSTAM со снарядом с самоприцеливающимся боевым элементом. KSTAM — Korean Smart Top-Attack Munition (корейский «умный» боеприпас, воздействующий в верхнюю полусферу) с дальностью стрельбы от 2 до 8 км. Это самоприцеливающийся снаряд, выстреливаемый через ствол танковой пушки по навесной траектории в сторону, где предположительно могут быть бронеобъекты противника. Полёт снаряда по траектории осуществляется по инерции, поскольку он не имеет собственного двигателя. Траектория полёта корректируется раскрывающимся после выстрела четырёх-лопастным стабилизатором. В определённой или наивысшей точке траектории снаряд выпускает парашют и начинает поиск цели посредством имеющихся РЛС миллиметрового диапазона и датчиков обнаружения ИК и радиоизлучения. При обнаружении цели (а она может быть как неподвижной, так и движущейся) производится подрыв боевой части, которая формирует ударное ядро, поражающее цель в наименее защищенную верхнюю полусферу, т.е. по типу отечественных самоприцеливающихся элементов РСЗО «Смерч», только значительно меньшей мощности.
Корейский выстрел KSTAM обеспечивает экипажу реализацию принципа «выстрелил — забыл». Некоторые источники отмечают, что предусмотрен также канал управления, обеспечивающий при необходимости возможность корректировать траекторию полёта снаряда наводчиком-оператором.
Основное преимущество выстрела KSTAM перед другими комплексами управляемого вооружения танков — это возможность поражения целей противника с закрытых огневых позиций, что до какого-то момента обеспечивает скрытность танка от противника.
Основной танк К2 Black Panther оснащён современной системой управления огнём (СУО), имеющей в своём составе, наряду со ставшими уже традиционными тепловизорами, лазерным дальномером и различными датчиками условий стрельбы, РЛС миллиметрового диапазона. Антенны этой РЛС расположены на скулах лобовой части башни. Станция способна обнаруживать подлетающие к танку снаряды, низколетящие летательные аппараты с автоматическим наведением на них пушки, а также осуществлять автоматическое сопровождение наземных целей.
Комплекс средств наблюдения и разведки целей СУО танка К2 способен обнаруживать и осуществлять «захват» цели на расстоянии до 9,8 км. При сопровождении цели бортовой компьютер на основе информации датчиков условий стрельбы и лазерного дальномера производит баллистические вычисления с учётом необходимых поправок, что обеспечивает высокую точность стрельбы с места и на ходу. СУО корейского нового танка работает совместно с современным двухплоскостным стабилизатором вооружения и системой задержки спуска. Последняя обеспечивает высокую точность стрельбы с ходу на пересечённой местности. Эта система учитывает колебания ствола пушки, происходящие во время движения, которые дают временное несоответствие между расчётным углом бросания и осью канала ствола. При таком несоответствии система не даёт сигнал на производство выстрела до тех пор, пока ось канала ствола не совпадёт с расчётным углом бросания (в нашей стране подобная система появилась впервые в 1976 г. на танках Т-64Б и называлась блок разрешения выстрела— БРВ). Помимо этого, в СУО корейского танка используется и система учёта кривизны ствола, представляющая собой лазерный излучатель, зеркало в верхней части на дульном срезе ствола и датчик на башне над амбразурой пушки. В зависимости от изгиба ствола, отражённый зеркальцем надульном срезе пушки лазерный луч будет попадать на различные участки датчика, что будет учитываться бортовым компьютером при вычислении суммарной поправки для стрельбы.
В качестве прицельных комплексов наводчика и командира в настоящее время на ОТ К2 используются те же самые комплексы, что и на корейском танке К1А1 — это основной прицел наводчика KGPS (Korean Gunner's Primary Sight) и командирский панаромический прицел KCPS (Korean Commander's Panoramic Sight). Оба прицела комбинированные, имеют встроенные оптический, те-пловизионный и лазерный дальномерный каналы. Поле зрения обоих прицелов имеет независимую стабилизацию в двух плоскостях. Однако, как заявляют разработчики танка, в перспективе прицельные комплексы танка Black Panther будут существенно усовершенствованы, чтобы обеспечить все преимущества новейших датчиков и комплекса вооружения, используемых на новой машине.
СУО ОТ Black Panther обеспечивает дублированное управление огнём, в любой момент командир танка может взять управление комплексом вооружения на себя. Кроме того, по некоторым неподтверждённым сведениям, на новом корейском танке в случае возникновения чрезвычайной ситуации СУО может автоматически обнаруживать и сопровождать цели с использованием данных связи, установленной с другими машинами своего подразделения, идентифицировать их принадлежность, а также определить необходимость стрельбы по ним для предотвращения избыточности огня по одной и той же цели и вести огонь по целям противника без участия членов экипажа.
В перспективе возможен возврат к идее установки на танк К2 Black Panther 140-мм гладкоствольной танковой пушки. При этом, как заявляют разработчики, переделки некоторых систем комплекса вооружения, включая автомат заряжания, будут минимальными.

ЗАЩИЩЁННОСТЬ
Вкачестве пассивной защиты на ОТ К2 используется модульная комбинированная броня, информация о которой засекречена. Сообщается лишь то, что лобовая броня выдержала попадание 120-мм бронебойного подкалиберного снаряда APFSDS, выпущенного из такой же пушки, какая установлена на К2. Правда, не приводятся сведения, с какой дальности производилась стрельба.
В отличие от большинства машин западного производства, на корейском новом танке имеется и динамическая защита (ДЗ), более того, элементы ДЗ имеются также и на крыше башни, что значительно повышает стойкость машины в случае применения по ней боеприпасов, формирующих ударное ядро.
Установленная на танке К2 Black Panther РЛС миллиметрового диапазона может работать как составная часть системы постановки помех MAWS (Missile Approach Warning System), аналог одной из подсистем отечественной системы «Штора». РЛС танка обнаруживает летящие в сторону машины управляемые ракеты противника, автоматически подаёт сигнал экипажу и команду на отстрел дымовых гранат VIRSS (Visual and Infrared Screening Smoke) в нужном направлении. Создаваемое этими гранатами аэрозольное облако эффективно блокирует каналы управления ракетами в видимом оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах.
Кроме того, команда на отстрел дымовых гранат может пройти и в случае обнаружения специальными датчиками лазерного облучения танка (при работе лазерного дальномера или лазерного целеуказателя). На танке К2 установлено 4 таких датчика LWR (Laser warning receivers), которые, помимо обнаружения лазерного облучения, также определяют и направление,откуда направлено это облучение.
Также на новом корейском основном танке имеется и система противодействия РЛС, в которую входят датчик радиолокационного облучения RWR (Radar Warning Receiver) и генератор радиолокационных помех.
Автоматическая система пожаротушения запрограммирована на обнаружение и тушение любого внутреннего возгорания.
Система коллективной защиты, судя по имеющейся информации, представлена специальными атмосферными датчиками, которые оповещают экипаж в случает, если танк окажется в опасной (заражённой) зоне.
КОМАНДНАЯ УПРАВЛЯЕМОСТЬ
При создании корейскими конструкторами танка К2 Black Panther такому боевому свойству, как командная управляемость, было уделено большое внимание.
С целью улучшения ситуационной осведомлённости в соответствии с современными западными стандартами на машине установлен автоматизированный комплекс средств управления, связи и разведки C4I (Command, Control, Communications, Computers and Intelligence).
Для точного определения местоположения машины имеется канал получения данных спутниковой навигационной системы GPS.
Корейский танк К2 Black Panther является одной из немногих современных бронированных машин, оборудованных системой опознавания «свой-чужой» IFF/SIF {Identification Friend or Foe/Selective Identification Feature), соответствующей стандарту НАТО. Расположенный на маске пушки излучатель по команде наводчика посылает в направлении обнаруженной цели, в сторону которой наведена пушка, луч с частотой 38 ГГц. Если в ответ приходит правильный сигнал, система управления огнём автоматически идентифицирует цель как «свой» объект и блокирует цепи стрельбы. Если цель не отвечает на идентификационный сигнал, то тогда она идентифицируется как «чужой» объект, СУО «даёт» разрешение на открытие огня.
На новом корейском танке установлена боевая система управления (Battle Management System), подобная той, что используется в Вооружённых силах США. Она сопряжена с комплексом средств управления, связи и разведки C4I. Система позволяет обмениваться тактической информацией с соседними, приданными и поддерживающими подразделениями, в том числе с отдельными бронированными машинами и вертолётами. Информация отображается на ЖК-дисплеях, установленных у каждого члена экипажа танка. Эти же дисплеи служат для отображения информации бортовой информационно-управляющей системы (БИУС), которая также установлена в танке «Чёрная пантера». БИУС не только обеспечивает диагностику и контроль работы всех систем танка, но также может использоваться для обучения членов экипажа, т.е. может работать в режиме тренажёра.
В настоящее время ведётся работа по интеграции в боевую систему управления нового корейского танка безэкипажных колёсных разведывательных машин XAV. Это позволит экипажу «Чёрной пантеры» вести разведку за пределами прямой видимости и получать разведывательную информацию о противнике, не выдавая своего положения.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Корейские конструкторы не стоят на месте, а постоянно работают, как говорится, «над образом». В ближайшие годы они обещают представить усовершенствованный образец танка Black Panther — К2 PIP.
Основным усовершенствованиям на новой модификации танка подвергнутся подвеска, защита и, возможно, основное оружие.
Для ОТ К2 PIP разрабатывается активная гидропневматическая подвеска. Главной её особенностью является то, что при движении машины специальные датчики сканируют поверхность земли на расстоянии до 50 м перед танком и в стороны бортов. Эти сигналы обрабатываются специальным компьютером, который передаёт управляющие сигналы на подвеску, которая будет подстраиваться под рельеф. Благодаря этому, резко снижаются вибрации при движении по пересечённой местности, повышаются средние скорости движения и точность стрельбы с ходу, снижается утомляемость экипажа.
В отношении повышения защищённости танка, корейские инженеры планируют установить на «Чёрную пантеру» ДЗ нового поколения с невзрывными элементами. Кроме того, он будет оснащён системой активной защиты (САЗ), в которой будет использоваться уже имеющаяся на танке РЛС миллиметрового диапазона. Информация о том, что на танках К2 PIP будут устанавливать российскую САЗ «Арена-Э», скорее всего, не соответствует действительности. Во-первых: нет смысла устанавливать ещё одну РЛС, во-вторых: вряд ли станут корейцы закупать российскую САЗ при внедрении жёсткой идеологии «использовать только свои наработки».
В плане повышения огневой мощи танка, планируется установка на него новой пушки. Пока точно неясно, что это будет за система. По некоторым данным возможно возвращение к идее установки 140-мм гладкоствольной пушки. По другим — это установка 120-мм электрохимической или другой пушки. Что будет поставлено реально — покажет время.
В любом случае, корейские инженеры воочию показали миру, что экономическое «южнокорейское чудо», которое мир увидел в начале 90-х гг. прошлого века, это было только начало. Компания Hyundai научилась производить автомобили высокого качества, и в этом убедился уже весь мир, похоже скоро она покажет всем, что научилась делать высококачественные танки.
Основные технические характеристики основного танка К2 Black Panther | |
Боевая масса, т | 55 |
Размеры, м; | |
- длина с пушкой вперёд | 10,8 |
- длина по корпусу | 7,5 |
- ширина | 3,6 |
- высота по крыше башни (при клиренсе 0,45 м) | 2,4 |
- клиренс | Переменный 0,15-0,55 |
Экипаж, чел. | 3 |
Броневая защита | Комбинированная с накладными модулями и ДЗ |
Вооружение: | |
- основное оружие | 120-мм ГП L55 |
- вспомогательное оружие | 1 х 7,62 мм; 1 х 127 мм пулемёты |
-дополнительное оружие | 2 х 6 ПУ дымовых гранат |
Боекомплект, выстрелов: | |
- к 120-мм пушке | 40 (из них 16 в A3) |
- к 7,62-мм пулемёту | 12000 |
- к 12,7-мм пулемёту | 3200 |
Двигатель: | |
-тип | 4-тактный, 12-цилиндровый дизельный с жидкостным охлаждением |
-мощность, л.с. (кВт) | 1500 (1100) |
- удельная мощность, л.с/т | 27,2 |
Трансмиссия: | |
-тип | Автоматическая |
- копичество передач | 5 вперёд, 3 задне! о хода |
Подвеска | Гидропневматическая полуактивная с индивидуальным управлением |
Запас хода, км | 450 |
Максимальная скорость, км/ч | |
- по шоссе | 70 |
- по пересечённой местности | 50 |
- разгон от 0 до 32 км/ч, с | 7 |
Преодолеваемые препятствия: | |
- максимальный угол подъёма, % | 60 |
- вертикальная стенка, м | 1,3 |
- ширина преодолеваемого рва, м | 2,8 |
- глубина преодолеваемого брода без подготовки, м | 1,2 |
- гпубина преодолеваемого брода с подготовкой, м | 4,2 |
Страна-разработчик и производитель | Республика Корея |
Компания-производитель | Hyundai Rotem |
Приблизительная стоимость серийной машины, млн USD | 8,5 |
Информация