Military Review

The failure of the operation "Long Jump"

7
On the 70 anniversary of the Tehran Conference of the Allied Powers 1943 of the Year


The end of 1943 was nearing the middle of World War II. The main aggressor, Nazi Germany, the Soviet Armed Forces struck one after another two deadly blows - near Stalingrad and Kursk - and set it before a catastrophe. The allies of the USSR in the anti-Hitler coalition — the United States and Great Britain — carried out a number of successful operations in North Africa (the German corps of Rommel near El Alamein was defeated in Egypt, occupied Morocco and Algeria, conducted the Sicilian landing operation and landed in the south of the Apennine Peninsula).

For the allies of the USSR, it was time for active negotiations on the opening of the Second Front and the post-war structure of the world, and for Germany - the adoption of urgent measures to save the situation. Hitler, as always prone to adventures, chose the organization of a terrorist act against the leaders of the three powers as one of the methods, in case they gather for a joint meeting (conference).

After quite lengthy negotiations, which lasted from August to early November 1943 of the year (time sufficient for information leakage), the allies came to the conclusion that Tehran could be the most suitable meeting place. However, they were guided by several considerations to ensure the safety of its implementation. First of all, Tehran and northern Iran, according to the Soviet-Iranian 1921 Treaty, were controlled from the end of 1941 by the Soviet troops (45 and 46 Army, 182-Rifle Division of 62 was directly deployed in Tehran army), which ensured the safety of delivery of military goods in the USSR by Lend-Lease.

Secondly, Tehran was relatively close to Britain and the Soviet Union. Third, the real positions of the German intelligence services in Tehran were limited to intelligence and additional efforts were required to carry out the attacks, while the capabilities of Soviet intelligence, counterintelligence and military forces corresponded to the operational situation prevailing at that time in Tehran and the country as a whole. Finally, the weather conditions in Tehran at the end of November were favorable.

The German intelligence services — the imperial security service and the Abwehr — made great efforts to clarify the meeting place of the Allied powers and disrupt its work. Only by the beginning of November 1943, they were able to establish that Tehran was chosen to be the meeting place of Stalin, Roosevelt and Churchill. The feverish work on its breakdown began.

Hitler entrusted this complicated matter to Abwehr’s head Canaris and the foreign intelligence chief of the imperial security service, Schellenberg, who began by training several special terrorist groups to send them to Tehran. To this end, a special school was established in Copenhagen. The terrorist operation began to bear the name "Long Jump".

The Soviet side foresaw such actions by the German special services, it managed to obtain a series of data from foreign residencies. And above all, from the intelligence officer of the operational group "Winners" Nikolai Kuznetsov. In the middle of November 1943, he was told in confidence by SS officer Ulrich von Ortel that he would soon be sent with a “special assignment” to Iran.

Without counting on the complete accuracy of this information, the Soviet leadership nevertheless undertook a number of operational countermeasures. First of all, it stepped up the activity of the Soviet residency in Tehran. From August 1941 until the end of 1946, she was led by Colonel Agayants Ivan Ivanovich, a talented Soviet intelligence officer who gave over to the foreign intelligence service more than 30 years of his life. Agayants, in addition to the existing peripheral residencies and intelligence officers, managed to attract the Amira youth group during the preparation of the Tehran conference, which was led by a young but capable intelligence officer - 17-year-old youth Gevork Vartanian, the future Hero of the Soviet Union.

To coordinate the activities of Soviet counterintelligence at the suggestion of the head of the Smersh, USSR Commissar of Defense, General V.S. Abakumov urgently sent a military counterintelligence lieutenant colonel Nikolai Grigorievich Kravchenko to Tehran, who in a short time managed to organize the security of the conference of the three powers by the forces of the Smersh units of the Red Army units deployed in Iran. He promptly agreed on the necessary issues with the military command and ensured the safety of the heads of state along the route from the airfield and at the places of stay.

The 131 motorized rifle regiment of the NKVD of the USSR, which arrived in Tehran in late October of the 1943 of the year and replaced the 182 th mountain rifle regiment of the 62 th rifle division of the 45 army, played a significant role in ensuring the security of the meeting of the three heads of states. The regiment numbered about 1.200 people, had the most modern at the time weapons and vehicles. The commander of the regiment was Hero of the Soviet Union, Colonel N.F. The Caymans, his deputies were: in the political part — Hero of the Soviet Union, Lieutenant Colonel N.М. Rudenko, according to the drill - Hero of the Soviet Union, captain I.D. Chernopyatko.

These were experienced officers who received baptism of fire even while defending the state border. For example, Captain Chernopyatko distinguished himself while repelling the attacks of the Japanese in the area of ​​Lake Hassan to the height of Zaozerye in 1938, when he, along with his comrades I.G. Batarshin, V.M. Vinevitin, P.F. Tereshkin managed to maintain an important height for several days. Despite their injuries, they emerged victorious from the battlefield.

The regimental commander Nikita Fadeyevich Caymanov and his deputy for political affairs, Lieutenant Colonel Rudenko, accomplished their combat exploits in the first days of the Great Patriotic War. So, Senior Lieutenant Cayman, leading the combined squad of several border outposts of the 1941 th border detachment of the Karelo-Finnish frontier district (80 fighters) at the end of June of the 146, (19 days), fought in full surroundings and managed not only to keep the occupied boundary, but also repel Finnish troops before 60, causing them great damage. With minimal casualties (18 killed), he broke out of the encirclement and, after making an almost 120-kilometer march through the marshland, joined up with the Red Army units.

Upon arrival in Tehran, the regimental commander was acquainted with the operational and political situation in Tehran by our resident colonel I.I. Agayants and received from him the necessary instructions.

The next day, Colonel Cayman held a reconnaissance of Tehran and its environs, as a result of which he clarified the objects of protection, the necessary forces and means for this. Determined the order of protection of the airfield, the route of the heads of state, the order of strengthening the protection of the USSR Embassy in Tehran, the palace of the Shah of Iran and the composition of the reserve. A month before the conference, his subordinates had the opportunity to master their facilities and comprehensively prepare for ensuring the safety of their work.

SOVIET agents, located in the city of Qom (70 km south of Tehran), reported that 14 November 1943, a few kilometers from the city, paraded an advanced group of 6 saboteurs who were moving in the direction of Tehran. Soviet resident Agayants immediately informed about this lieutenant colonel Kravchenko and the commander of the 131 motorized rifle regiment colonel Kaymanov. At the same time, he clarified the tasks of his agency in Tehran, as well as the group “Amir”.

It was precisely on this group of “light cavalry,” as it was called in the Tehran residency, that Agayants had particular hopes. The young scouts, having organized several search groups, for days, as Gevorg Vartanian’s future wife Gohar recalled later, went around the city and managed to track down the terrorists in a conspiratorial villa on the outskirts of the city prepared for them by German agents.

Then the link Agayants - Caymans worked, German saboteurs were arrested. One of them showed that the terrorist act was planned on November 30, the birthday of English Prime Minister Winston Churchill.

But the Soviet side did not yet have complete confidence that the attempt to make the attempt was over. Therefore, it was decided to strengthen the intelligence, counterintelligence and physical protection of the “Big Three”. Colonel Agayants set new tasks for his agents around the airport, on the route and around the embassies of the conference participants, and Lieutenant-Colonel Kravchenko, after weighing all the pros and cons, suggested placing the American delegation in a securely guarded Soviet embassy in order to avoid unnecessary risk. The fact is that the US Embassy was one and a half kilometers from the Soviet, and the British - literally next to the Soviet.

The Soviet leadership approved this proposal, and it was handed over to the Americans. They agreed. At the same time, it was decided to imitate President Roosevelt’s presence in the American embassy for the entire duration of the conference (external security was reinforced, additional patrols were allocated, and false departures were planned).

By the morning of November 27, all the preparatory measures to ensure the security of the leaders of the three powers were completed, as reported to Stalin.

At this time, Hitler, having received a message about the failure of an advanced group of saboteurs, thrown into the area of ​​Qom, decided not to risk the main group, which Otto Skorzeny was to lead, and refused to further carry out Operation Big Jump.

But the task of the German agent in Tehran remained the same - to use all the possibilities to capture or liquidate the heads of the three powers. And punctual Germans tried to use these opportunities to the maximum (they increased the intelligence of the embassies, tried to equip snipers' positions in convenient places, took control of bridges and intersections of roads and streets along the route of the Allied delegations from the airport to the city).

The Soviet side, in turn, did everything possible to prevent and neutralize the terrorist intentions of the German agents. Three days before the arrival of the heads of government, the security of the capital’s airport was tightened (the landing sites of the aircraft, the terminal building, and the entrances to it). Additional posts were set up along the whole route of the tuples. The latter included motor vehicles and escort motorcycles, as well as police special vehicles. Special measures were taken at the corners of the road and intersections, where special posts from the units of the 131-th motorized rifle regiment of the NKVD were set up.

All heads of state - Stalin, Roosevelt, Churchill - 27 November 1943 flew safely to Tehran, reached their residences without incident (Roosevelt, as it was due, arrived at the Soviet embassy) and began their work at 16 hours of November 28.

True, the beginning of the conference was not without incident. In the middle of November 28, when two cars left the American embassy, ​​allegedly heading for a meeting (it was a false exit), they were fired from machine guns from the nearest building. No one was hurt. The terrorists were eliminated.

For the residency of Colonel Agayants, the commander of the regiment Kaymanov and security coordinator for delegations Lieutenant-Colonel Kravchenko, all six days of the “Big Three” in Tehran, from November 27 to December 2 1943, were a period of intense round-the-clock work, full of hazards and various kinds of incidents. Several dozen suspicious persons were arrested and several armed provocations were stopped.

DECEMBER 1, on the final day of the conference meeting, Roosevelt and Churchill asked Stalin to show them a man who so clearly and flawlessly ensured the safety of the conference. Stalin immediately introduced them to a tall one, with a slight smile and a clever, penetrating gaze of Lieutenant Colonel Nikolai Kravchenko. Roosevelt, without concealing his admiration for the Russian hero, noted that before them was a real general. Stalin, in confirmation of this appreciation in a calm voice, said that before them was really not a lieutenant colonel, but Major General Nikolai Grigorievich Kravchenko.

All senior officials of the Soviet state security agencies responsible for ensuring the security of the conference were awarded orders. 36 soldiers and officers of the 131 th motorized rifle regiment of the NKVD troops also received high awards: 1 man - the Order of Lenin, 12 - the Order of the Red Banner, 9 - the Order of the Red Star, 7 - the medal "For Courage" and 7 - the Medal "For Bravery", and XNUMX - the medal "For Courage" and XNUMX - the Medal "For Bravery", XNUMX - the Order of the Red Star, XNUMX - the medal "For Courage" and XNUMX - the Medal "For Bravery", and XNUMX - the medal "For Courage" and XNUMX - the Medal "For Bravery", XNUMX - the Order of the Red Star, XNUMX - the medal "For Bravery" and XNUMX - for the Medal "For Bravery", and XNUMX - for the Red Star, the Medal "For Bravery" and XNUMX - for the Medal "For Bravery", for the Red Star, for the Courage and XNUMX - for the Medal "For Brave" ".

All the leaders of the Allied states returned safely to their countries, and the 131 Motorized Rifle Regiment continued to maintain its combat watch in Tehran until September 1945, and then was withdrawn to the territory of the Soviet Union.

Thus, Soviet intelligence and counterintelligence were able to replay Hitler's special services. They disrupted their Long Jump operation and ensured the security of the three Allied leaders, Stalin, Roosevelt and Churchill, who were holding the conference in Tehran.

True, some researchers have doubts about the reality of Hitler’s and his special services’s operation “Big Leap” (V. Chernyavsky, Y. Mader, S. Chuev), but this does not detract from the effectiveness of the work of Soviet intelligence and counterintelligence officers and does not diminish values ​​of security measures during the Tehran conference.

The experience of ensuring the security of the event at the highest level (as it is customary to say today at the summit) made it possible to successfully accomplish this task at subsequent conferences of the Allied powers (Yalta - February 1945 of the year and Potsdam - July 1945 of the year). This experience is also instructive for modern conditions, when the activities of extremist organizations that rely on terrorism have become a real threat during various international forums.
Author:
Originator:
http://redstar.ru/
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Danko
    Danko 28 September 2013 10: 21
    +5
    Once upon a time I read about this case, in the books of Sudoplatov and others. In the 2nd photo I recognize Agayants, on the 3rd I’m G. Vartanyan (they drove bicycles there), on the 4th I get Kravchenko N. But on the 1st photo I don’t recognize. People had amazing, heroic fates ...
  2. The comment was deleted.
  3. omsbon
    omsbon 28 September 2013 11: 33
    +4
    SMERSH - he is SMERSH in Tehran! There is nothing to add!
  4. pinecone
    pinecone 28 September 2013 11: 55
    +3
    The USA and Great Britain carried out a number of successful operations in North Africa (they defeated the German Rommel corps near El Alamein in Egypt, occupied Morocco and Algeria, conducted the Sicilian landing operation and landed in the south of the Apennine Peninsula).

    At El Alamein, the Panzer Army "Africa", under the command of Field Marshal Rommel, fought against the allies, which, in addition to the German Afrika Korps, included three Italian corps: two infantry (10th and 21st) and one motorized (20th), as well as the 133rd Italian Armored Division Littorio.
    As for Morocco and Algeria, it was simply physically impossible to "occupy" the territory of such huge countries, and there was no need for that. The deployment of garrisons in seaports and the change of part of the leadership of the French colonial administration "on the ground" was sufficient.
  5. Igarr
    Igarr 28 September 2013 12: 15
    +2
    Good stuff.
    Calm, quite informative.
    Without anyone there .... spy secrets.
    But it's still worth watching the movie "Tehran-43".
    As they say - "stole, drank, to jail. Romance."
    Romance.....
    And the thing is ... competently arrange posts. Yes.
  6. Ulysses
    Ulysses 28 September 2013 13: 19
    +4
    Intelligence and counterintelligence in those years worked very professionally.
    And "Tehran 43" can be seen now only on "Zvezda" or "fifth".
  7. Brave
    Brave 28 September 2013 15: 35
    +3
    Quote: Ulysses
    And "Tehran 43" can be seen now only on "Zvezda" or "fifth".

    it is what it is...
    I hope that now we have the same professionals hi
  8. knn54
    knn54 28 September 2013 17: 16
    +4
    I repeat, but Skorzenni is just an amateur.
    - Danko: But in the 1-photo I don’t recognize.
    Commander of the regiment Nikita Fadeevich Kaimanov. After the conference, the regiment remained in Iran, providing security for Soviet facilities and strategic highways along which Lend-Lease cargo was delivered to the USSR from ports in the Persian Gulf. In addition, there was an active struggle with numerous German reconnaissance and sabotage agents. Since October 1943, Colonel Kaimanov at the same time served as chief of the garrison of Soviet troops in Tehran.
    In 1931, he commanded a squad in a maneuver group that destroyed a large armed gang that infiltrated Azerbaijan from Iranian territory. For this battle he was awarded his first order - the Order of the Red Banner of Labor of the Azerbaijan SSR. He served as military adviser to the chief of the Border Troops of the Czechoslovak Socialist Republic.
    - having completed an almost 120-kilometer march through marshy terrain, he joined the units of the Red Army.
    160 kilometers, carrying ALL the wounded on itself. Kaymanov’s detachment broke through the encirclement, and in the direction of Finland, where the enemy did not expect an attack. For courage and heroism shown at the front of the struggle against Nazi invaders, by Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of August 26, 1941, Senior Lieutenant Kaimanov Nikita Faddeevich was awarded the title Hero of the Soviet Union with the award of the Order of Lenin and the Gold Star medal (No. 686).

Провал операции «Длинный прыжок»

Провал операции «Длинный прыжок»К 70-летию Тегеранской конференции союзных держав 1943 года

Близился конец 1943 года, середина Второй мировой войны. Главному агрессору, нацистской Германии, советские Вооружённые Силы нанесли один за другим два смертельных удара - под Сталинградом и Курском - и поставили её перед катастрофой. Союзники СССР по антигитлеровской коалиции - США и Великобритания - провели ряд удачных операций в Северной Африке (разгромили в Египте немецкий корпус Роммеля под Эль-Аламейном, заняли Марокко и Алжир, провели Сицилийскую десантную операцию и высадились на юге Апеннинского полуострова).

Для союзников СССР наступила пора активных переговоров по открытию Второго фронта и послевоенному устройству мира, а для Германии - принятия неотложных мер по спасению положения. Гитлер, как всегда склонный к авантюрам, одним из методов избрал организацию террористического акта против руководителей трёх держав, в случае если они соберутся на совместное совещание (конференцию).


После довольно продолжительных согласований, которые длились с августа до начала ноября 1943 года (время, достаточное для утечки информации), союзники пришли к выводу, что наиболее подходящим местом проведения встречи может быть Тегеран. При этом они руководствовались несколькими соображениями по обеспечению безопасности её проведения. Прежде всего, Тегеран и северная часть Ирана согласно советско-иранскому договору 1921 года контролировались ещё с конца 1941 года советскими войсками (45-я и 46-я армии, в Тегеране непосредственно дислоцировался 182-й горнострелковый полк 62-й стрелковой дивизии 45-й армии), которые обеспечивали безопасность доставки военных грузов в СССР по ленд-лизу.

Провал операции «Длинный прыжок»Во-вторых, Тегеран был относительно близок к Великобритании и Советскому Союзу. В-третьих, реальные позиции немецких спецслужб в Тегеране ограничивались разведкой и для совершения терактов требовались дополнительные усилия, в то время как возможности советской разведки, контрразведки и войсковых сил соответствовали оперативной обстановке, сложившейся на то время в Тегеране и стране в целом. Наконец, погодные условия в Тегеране в конце ноября были благоприятными.

Спецслужбы Германии - имперская служба безопасности и абвер - приложили немало усилий для уточнения места встречи союзных держав и срыва её работы. Лишь к началу ноября 1943 года им удалось установить, что местом встречи Сталина, Рузвельта и Черчилля был избран Тегеран. Началась лихорадочная работа по её срыву.

Это сложное дело Гитлер поручил руководителю абвера Канарису и начальнику внешней разведки имперской службы безопасности Шелленбергу, которые начали с подготовки нескольких специальных террористических групп для заброски их в Тегеран. С этой целью в Копенгагене была создана специальная школа. Террористическая операция стала носить название «Длинный прыжок».

Советская сторона предвидела подобные действия немецких спецслужб, ей удалось получить ряд данных от зарубежных резидентур. И прежде всего от разведчика оперативной группы «Победители» Николая Кузнецова. Ему в середине ноября 1943 года поведал в доверительной форме офицер СС Ульрих фон Ортель, что в ближайшее время он направляется с «особым заданием» в Иран.

Не рассчитывая на полную достоверность этой информации, советское руководство всё же предприняло ряд оперативных контрмер. Прежде всего активизировало деятельность советской резидентуры в Тегеране. Её с августа 1941 года до конца 1946 года возглавлял полковник Агаянц Иван Иванович, талантливый советский разведчик, отдавший службе внешней разведке более 30 лет своей жизни. Агаянц, помимо существующих периферийных резидентур и разведчиков, сумел привлечь в период подготовки Тегеранской конференции молодёжную группу «Амира», которую возглавил молодой, но способный разведчик - 17-летний юноша Геворк Вартанян, будущий Герой Советского Союза.

Для координации деятельности советской контрразведки по предложению руководителя «Смерш» наркомата обороны СССР генерала В.С. Абакумова в Тегеран был срочно направлен военный контрразведчик подполковник Николай Григорьевич Кравченко, который в короткий срок сумел организовать обеспечение безопасности работы конференции трёх держав силами отделов «Смерш» войсковых соединений Красной Армии, дислоцированных в Иране. Он оперативно согласовал необходимые вопросы с военным командованием и обеспечил безопасность глав государств по пути их следования с аэродрома и в местах пребывания.

Существенную роль сыграл в обеспечении безопасности встречи глав трёх государств специально сформированный для таких целей 131-й мотострелковый полк НКВД СССР, который прибыл в Тегеран в конце октября 1943 года и заменил здесь 182-й горнострелковый полк 62-й стрелковой дивизии 45-й армии. Полк насчитывал около 1.200 человек, имел самые современные по тем временам вооружение и транспорт. Командовал полком Герой Советского Союза полковник Н.Ф. Кайманов, его заместителями были: по политической части - Герой Советского Союза подполковник Н.М. Руденко, по строевой - Герой Советского Союза капитан И.Д. Чернопятко.

Это были опытные офицеры, получившие боевое крещение ещё при обороне государственной границы. Например, капитан Чернопятко отличился ещё во время отражения атак японцев в районе озера Хасан на высоту «Заозерья» в 1938 году, когда ему вместе с его боевыми товарищами И.Г. Батаршиным, В.М. Виневитиным, П.Ф. Терешкиным удалось в течение нескольких суток удерживать важную высоту. Несмотря на полученные ранения, они вышли из боя победителями.

Командир полка Никита Фадеевич Кайманов и его заместитель по политической части подполковник Руденко совершили свои боевые подвиги в первые дни Великой Отечественной войны. Так, старший лейтенант Кайманов, возглавив в конце июня 1941-го сводный отряд из нескольких пограничных застав 80-го пограничного отряда Карело-Финского пограничного округа (146 бойцов), в течение 19 суток сражался в полном окружении и сумел не только удержать занимаемый рубеж, но и отбить до 60 атак финских войск, нанеся им большой урон. С минимальными потерями (18 убитых) он вырвался из окружения и, совершив почти 120-километровый марш по болотистой местности, соединился с частями Красной Армии.

По прибытии в Тегеран командир полка был ознакомлен с оперативной и политической обстановкой в Тегеране нашим резидентом полковником И.И. Агаянцем и получил от него необходимые указания.

На следующий день полковник Кайманов провёл рекогносцировку Тегерана и его окрестностей, в результате которой уточнил объекты охраны, необходимые для этого силы и средства. Определил порядок охраны аэродрома, маршрута следования глав государств, порядок усиления охраны посольства СССР в Тегеране, дворца шаха Ирана и состав резерва. Его подчинённые имели возможность за месяц до начала конференции освоить свои объекты и всесторонне подготовиться к обеспечению безопасности их работы.

Провал операции «Длинный прыжок»ОТ СОВЕТСКОЙ агентуры, расположенной в городе Кум (70 км южнее Тегерана), было получено сообщение, что 14 ноября 1943 года в нескольких километрах от города была выброшена на парашютах передовая группа из 6 диверсантов, которая двигалась в направлении Тегерана. Советский резидент Агаянц немедленно информировал об этом подполковника Кравченко и командира 131-го мотострелкового полка полковника Кайманова. Одновременно он уточнил задачи своей агентуре в Тегеране, а также группе «Амира».

Именно на эту группу «лёгкой кавалерии», как её называли в тегеранской резидентуре, у Агаянца были особые надежды. Молодые разведчики, организовав несколько поисковых групп, сутками, как вспоминала потом член этой группы будущая жена Геворка Вартаняна - Гоар, мотались по городу и сумели выследить террористов в конспиративной вилле на окраине города, подготовленной для них немецкой агентурой.

Далее сработало звено Агаянц - Кайманов, немецкие диверсанты были арестованы. Один из них показал, что террористический акт планировалось осуществить 30 ноября, в день рождения английского премьер-министра Уинстона Черчилля.

Но у советской стороны не было ещё полной уверенности, что с попыткой совершить покушение покончено. Поэтому было принято решение об усилении разведки, контрразведки и физической охраны «большой тройки». Полковник Агаянц поставил новые задачи своей агентуре в районе аэропорта, на пути следования и в районе расположения посольств участников конференции, а подполковник Кравченко, взвесив все за и против, предложил во избежание излишнего риска разместить американскую делегацию в здании надёжно охраняемого советского посольства. Дело в том, что посольство США находилось в полутора километрах от советского, а британское - буквально рядом с советским.

Советское руководство это предложение одобрило, и оно было передано американцам. Они согласились. Одновременно было решено на всё время работы конференции иммитировать нахождение президента Рузвельта в здании американского посольства (была усилена наружная охрана, выделены дополнительные патрули, планировались ложные выезды).

К утру 27 ноября все подготовительные мероприятия по обеспечению безопасности руководителей трёх держав были закончены, о чём было доложено Сталину.

В это время Гитлер, получив сообщение о провале передовой группы диверсантов, выброшенной в район Кума, решил не рисковать основной группой, которую должен был возглавить Отто Скорцени, и отказался от дальнейшего проведения операции «Большой прыжок».

Но находящейся в Тегеране немецкой агентуре задача оставалась прежней - использовать все возможности для захвата или ликвидации глав трёх держав. И эти возможности пунктуальные немцы стремились максимально использовать (усилили агентурное наблюдение за посольствами, пытались оборудовать в удобных местах позиции снайперов, взяли под контроль мосты и перекрёстки дорог и улиц по пути следования союзных делегаций из аэропорта в город).

Советская сторона в свою очередь делала всё возможное для предупреждения и нейтрализации террористических намерений немецкой агентуры. За три дня до прибытия глав правительств была усилена охрана столичного аэропорта (места приземления самолётов, здание аэровокзала, подъезды к нему). Были выставлены дополнительные посты на всём маршруте следования кортежей. Последние включали автомашины и мотоциклы сопровождения, а также полицейские спецмашины. Особые меры были предприняты на поворотах дороги и перекрёстках, где выставлялись специальные посты от подразделений 131-го мотострелкового полка НКВД.

Все главы государств - Сталин, Рузвельт, Черчилль - 27 ноября 1943 года благополучно прилетели в Тегеран, без приключений добрались до своих резиденций (Рузвельт, как было обусловлено, прибыл в советское посольство) и в 16 часов 28 ноября начали свою работу.

Правда, начало работы конференции не обошлось без происшествия. В середине дня 28 ноября, когда две автомашины покидали американское посольство, направляясь, якобы, на заседание (это был ложный выезд), они были обстреляны из автоматов из ближайшего здания. Никто при этом не пострадал. Террористы были ликвидированы.

Для резидентуры полковника Агаянца, командира полка Кайманова и координатора обеспечения безопасности делегаций подполковника Кравченко все шесть дней пребывания «большой тройки» в Тегеране, с 27 ноября по 2 декабря 1943 года, были периодом напряжённой круглосуточной работы, полным опасностей и различного рода происшествий. Было задержано несколько десятков подозрительных лиц и пресечено несколько вооружённых провокаций.

Провал операции «Длинный прыжок»1 ДЕКАБРЯ, в заключительный день заседания конференции, Рузвельт и Черчилль попросили Сталина показать им человека, который так чётко и безукоризненно обеспечил безопасность работы конференции. Сталин тут же представил им рослого, с лёгкой улыбкой и умным проницательным взглядом подполковника Николая Кравченко. Рузвельт, не скрывая своего восхищения русским богатырём, заметил, что перед ними настоящий генерал. Сталин в подтверждение этой высокой оценки спокойным голосом сказал, что перед ними действительно не подполковник, а генерал-майор Николай Григорьевич Кравченко.

Все руководящие сотрудники советских органов госбезопасности, отвечавшие за обеспечение безопасности конференции, были награждены орденами. 36 солдат и офицеров 131-го мотострелкового полка войск НКВД также были удостоены высоких наград: 1 человек - ордена Ленина, 12 - ордена Красного Знамени, 9 - ордена Красной Звезды, 7 - медали «За отвагу» и 7 - медали «За боевые заслуги».

Все руководители союзных государств благополучно вернулись в свои страны, а 131-й мотострелковый полк продолжал нести свою боевую вахту в Тегеране до сентября 1945 года, а затем был выведен на территорию Советского Союза.

Таким образом, советская разведка и контрразведка сумели переиграть гитлеровские спецслужбы. Они сорвали их операцию «Длинный прыжок» и обеспечили безопасность проведения конференции в Тегеране глав трёх союзных государств - Сталина, Рузвельта и Черчилля.

Правда, по поводу реальности намерения Гитлера и его спецслужб провести операцию «Большой прыжок» у некоторых исследователей существуют сомнения (В. Чернявский, Ю. Мадер, С. Чуев), но это ничуть не умаляет эффективности работы сотрудников советских разведки и контрразведки и не приуменьшает значения мер безопасности при проведении Тегеранской конференции.

Опыт по обеспечению безопасности мероприятия на высшем уровне (как сегодня принято говорить, саммита) позволил успешно решить подобную задачу на последующих конференциях союзных держав (Ялтинской - февраль 1945 года и Потсдамской - июль 1945 года). Этот опыт поучителен и для современных условий, когда деятельность экстремистских организаций, делающих ставку на терроризм, стала реальной угрозой при проведении различных международных форумов.
Автор: Анатолий Цветков
Первоисточник: http://redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Danko 28 сентября 2013 10:21
    Давным-давно читал про это дело, в книгах Судоплатова и других. На 2-фото узнаю Агаянца, на 3-ем -Г.Вартанян (они там на велосипедах гоняли), на 4-ом получается Кравченко Н. А вот на 1-фото так и не узнаю. Удивительные, героические судьбы были у людей...
    Danko
  2. Комментарий был удален.
  3. omsbon 28 сентября 2013 11:33
    СМЕРШ - он и в Тегеране СМЕРШ ! Тут добавить нечего!
  4. pinecone 28 сентября 2013 11:55
    США и Великобритания - провели ряд удачных операций в Северной Африке (разгромили в Египте немецкий корпус Роммеля под Эль-Аламейном, заняли Марокко и Алжир, провели Сицилийскую десантную операцию и высадились на юге Апеннинского полуострова).

    Под Эль-Аламейном против союзников сражалась находившаяся под командованием фельдмаршала Роммеля Танковая армия "Африка", в состав которой помимо немецкого Африканского корпуса входили три итальянских корпуса: два пехотных (10-й и 21-й) и один моторизованный (20-й), а также 133-я итальянская бронетанковая дивизия Литторио.
    Что касается Марокко и Алжира, то "занять" территорию таких огромных страны было просто физически невозможно, да в этом и не было необходимости. Размещения гарнизонов в морских портах и смены части руководящего состава французской колониальной администрации "на местах" оказалось достаточно.
    pinecone
  5. Игарр 28 сентября 2013 12:15
    Хороший материал.
    Спокойный, достаточно информативный.
    Без всяких там....шпиенских тайн.
    Но, вот посмотреть фильм "Тегеран-43" все-таки стоит.
    Как говорится - "украл, выпил, в тюрьму. Романтика."
    Романтика.....
    А все дело-то...грамотно расставить посты. Да.
  6. Улисс 28 сентября 2013 13:19
    Разведка и контразведка в те годы работали очень даже профессионально.
    А "Тегеран 43" нынче можно увидеть разве что на "Звезде" или "пятом".
  7. Смелый 28 сентября 2013 15:35
    Цитата: Улисс
    А "Тегеран 43" нынче можно увидеть разве что на "Звезде" или "пятом".

    что есть, то есть...
    надеюсь, сейчас у нас служат такие же профессионалы hi
  8. knn54 28 сентября 2013 17:16
    Повторюсь,но Скорценни просто дилетант.
    - Danko:А вот на 1-фото так и не узнаю.
    Командир полка Никита Фадеевич Кайманов.После конференции полк оставался в Иране, обеспечивая охрану советских объектов и стратегических автодорог, по которым из портов Персидского залива в СССР доставлялись грузы, поступавшие по «ленд-лизу». Кроме того, велась активная борьба с многочисленной германской разведывательно-диверсионной агентурой. С октября 1943 года полковник Кайманов одновременно исполнял обязанности начальника гарнизона советских войск в Тегеране.
    В 1931 году командовал отделением в маневренной группе, которая уничтожила крупную вооружённую банду, проникшую в Азербайджан с иранской территории. За этот бой награжден своим первым орденом – орденом Трудового Красного Знамени Азербайджанской ССР. Службу закончил на посту военного советника при начальнике Пограничных войск Чехословацкой Социалистической Республики.
    -совершив почти 120-километровый марш по болотистой местности, соединился с частями Красной Армии.
    160 километров, вынеся на себе ВСЕХ раненых.Отряд Кайманова прорвал кольцо окружения, причем в направлении территории Финляндии, где враг не ожидал атаки. За мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года старшему лейтенанту Кайманову Никите Фаддеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 686).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня