Впервые весь электронный комплекс гражданского аэропорта создали по технологиям воздушно-космической обороны

29
Впервые весь электронный комплекс гражданского аэропорта создали по технологиям воздушно-космической обороны

Впервые при техническом перевооружении аэропорта были использованы конструкторские наработки и технологии, применявшиеся ранее при создании боевых систем Воздушно-космической обороны и ПВО.

В эксплуатацию введен новый командно-диспетчерский пункт, оснащенный самым современным комплексом средств автоматизации управления воздушным движением "Синтез-А2". Первым адресом его внедрения стал аэропорт Адлера. Сюда также поставлено современное отечественное оборудование наблюдения, навигации, связи и организации воздушного движения. Головным разработчиком систем аэронавигации стал концерн ПВО "Алмаз-Антей".

Автоматизированная система "Синтез-А2" предназначена для обеспечения эффективного, безопасного и качественного обслуживания воздушных судов. С ее помощью осуществляется управление воздушным движением на принципиально новом уровне. Появилась возможность снизить влияние человеческого фактора. Безопасность полетов повышена за счет того, что вся обработка информации идет в автоматическом режиме. Электроника сама осуществляет привязку полетных планов к информации о текущем положении воздушных судов в зоне слежения аэропорта. Система сама прогнозирует развитие воздушной обстановки и предупреждает диспетчеров о потенциально опасных ситуациях заблаговременно. Она способна сопровождать до 1000 воздушных судов в зоне управления.

Учитывая планы полетов и данные о фактической ситуации, система в автоматическом режиме перебирает все комбинации возможных пересечений самолетов. Заблаговременно получая всю необходимую информацию, диспетчер может оптимизировать движение самолетов, не прибегая к избыточному маневрированию, которое ведет к удлинению маршрута и дополнительному расходу топлива.

В свою очередь, это позволит значительно повысить пропускную способность и увеличит количество взлетов и посадок до 24 взлетно-посадочных операций в час.

Безопасное воздушное движение будет обеспечивать и самое современное аэронавигационное оборудование, разработанное предприятиями российской промышленности. Установлены новейшие радиолокационные комплексы, радиомаячные системы посадки, системы ближней навигации, приемо-передающие радиоцентры УКВ и КВ радиосвязи, комплекс средств автоматизации наблюдения, включая систему многопозиционного наблюдения.

Кроме этого, в Черноморский центр организации воздушного движения было поставлено и смонтировано другое современное отечественное оборудование. В частности, аэродромный радиолокационный комплекс "Лира-А10" со встроенным моноимпульсным вторичным радиолокатором "Аврора", радиолокаторы обзора летного поля "Атлантика" и многопозиционная система наблюдения "ЭРА" с комплексом средств автоматизации наблюдения и контроля аэродромного движения "Вега".

Впервые на юге России появилась возможность принимать крупные воздушные суда типа "Боинг-777".

На сегодняшний день международный аэропорт в Адлере по оснащению радиотехническим оборудованием и средствами УВД стал самым современным в России. В дальнейшем изпользованные здесь технологии станут применяться при реконструкции других аэропортов страны.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    23 сентября 2013 11:08
    Головным разработчиком систем аэронавигации стал концерн ПВО "Алмаз-Антей".

    ...
    Кроме этого, в Черноморский центр организации воздушного движения было поставлено и смонтировано другое современное отечественное оборудование.

    Они там по привычке пару ЗРК не встроили?
    1. +6
      23 сентября 2013 11:23
      Но думаю что система предполагает такой вариант. laughing
      Скорей всего есть возможность интегрирования с ПВО страны?
      1. +1
        23 сентября 2013 11:35
        Скорей всего есть возможность интегрирования с ПВО страны?

        100% Причем всего парой переключателей и одной кнопкой. soldier
        1. +4
          23 сентября 2013 11:59
          Цитата: Wedmak
          Скорей всего есть возможность интегрирования с ПВО страны?

          100% Причем всего парой переключателей и одной кнопкой. soldier


          Причем кнопка находится в центре управления ПВО laughing
    2. +5
      23 сентября 2013 11:58
      Цитата: Wedmak
      Головным разработчиком систем аэронавигации стал концерн ПВО "Алмаз-Антей".

      Они там по привычке пару ЗРК не встроили?


      Подозреваю, что там по привычке встроили полный комплекс оборудования для радиоразведки, причем на оабсолюно законных основаниях. Молодцы ребята. И ведь никому ничего не скажешь - официальный гражданский аэропорт.

      laughing
      1. ПВОшник
        +2
        23 сентября 2013 12:14
        Цитата: Geisenberg


        Подозреваю, что там по привычке встроили полный комплекс оборудования для радиоразведки, причем на оабсолюно законных основаниях. Молодцы ребята. И ведь никому ничего не скажешь - официальный гражданский аэропорт.

        laughing

        Для радиоразведки используются совсем другие антенны, и их просто так не спрячешь, разве что под радиопрозрачными колпаками.
        1. +1
          23 сентября 2013 15:48
          Цитата: ПВОшник
          Для радиоразведки используются совсем другие антенны, и их просто так не спрячешь, разве что под радиопрозрачными колпаками.


          Да я просто предположил. Чтоб какие то выводы делать надо бы фото увидеть. А так, судя по участию в процессе главного концерна ПВО можно предположить, что там вся локационная оснастка от с-300 или более позднего. Частоты видимо к гражданским стандартам привели и убрали, а скорее отключили подавление помех. Ведь в с-300, насколько я понимаю, уже есть все для того чтоб следить за воздушным пространством, нехватает только приводов для обеспечения посадки и чего то там еще. Я не очень знаком с этой техниекой, так поверхностно ... ну и чисто аэродромное хозяйство типа освещения и световой сигнализации. Но согласитесь идея красивая взять военный комплекс и адаптировать к гражданским нуждам.

          как то так
          1. +1
            23 сентября 2013 16:09
            Но согласитесь идея красивая взять военный комплекс и адаптировать к гражданским нуждам.

            Вроде как во времена СССР был подвижный комплекс аэродромного контроля и обслуживания. Могли развернуть на любой местности с ровной площадкой. И получался почти нормальный аэропорт.
            Могли бы сейчас наладить их выпуск сейчас, когда малая авиация на крыло встает.
        2. +2
          23 сентября 2013 17:45
          Цитата: ПВОшник
          разве что под радиопрозрачными колпаками.


          Не знаю как сейчас, раньше на побережье было не мало таких колпаков
    3. +1
      23 сентября 2013 16:42
      Цитата: Wedmak
      Они там по привычке пару ЗРК не встроили?

      Ну это если только на всякий случай... wink
  2. ПВОшник
    +1
    23 сентября 2013 11:09
    Все технические параметры хорошие, смущает одно, 24 взлета - посадки в час, как то маловато. Или в Адлере одна ВПП?
    1. +2
      23 сентября 2013 13:08
      Две, похоже.
    2. 0
      23 сентября 2013 13:10
      Во блин картинка не вставилась. Карты гугл две показывают.
  3. +2
    23 сентября 2013 11:12
    Молодцы ! Это хорошая новость Своя отечественная система! Помню Адлер..эх были времена!
    1. +2
      23 сентября 2013 11:28
      цитата-В эксплуатацию введен новый командно-диспетчерский пункт, оснащенный самым современным комплексом средств автоматизации управления воздушным движением "Синтез-А2".

      1. +2
        23 сентября 2013 23:24
        Не только во Владивостоке но и в Хабаровске,Москве (Внуково), Питере в Пулково(должна быть но точно не уверен) Занимается разработкой подобных средств
        Открытое акционерное общество
        «Ордена Трудового Красного Знамени
        Всероссийский научно-исследовательский
        институт радиоаппаратуры» (ОАО «ВНИИРА»)Санкт-петербург
        Сейчас входит в концерн ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
        КСА УВД «Синтез-А2» собирает, обрабатывает радиолокационную, метеорологическую информацию и информацию о планах полетов, выдает диспетчерам на отображение результаты обработки в виде формуляров и списков.
        Уровень автоматизации, функциональные задачи и человеко-машинный интерфейс КСА УВД «Синтез-А2» позволяют осуществлять управление воздушным движением на принципиально новом уровне, давая возможность снизить влияние человеческого фактора и повысить безопасность полетов за счет автоматизации обработки информации, автоматической привязки полетных планов к информации о текущем положении ВС, прогнозирования развития воздушной обстановки и предупреждения диспетчеров о потенциально конфликтных (опасных) ситуаций заблаговременно.

        Алексей Иванов, заместитель генерального директора ОАО «ВНИИРА»
        нА ФОТО КАРТИНКА С МОНИТОРА ДИСПЕТЧЕРА СИНТЕЗ А2
  4. +2
    23 сентября 2013 11:20
    По моему очень не плохая новость. Может не первый случай, но наконец то настоящая конверсия. А не кастрюли со сковородками. Военная техника на уровне отлично, гражданская тоже должна быть на уровне.
  5. +2
    23 сентября 2013 11:29
    Цитата: Wedmak
    Головным разработчиком систем аэронавигации стал концерн ПВО "Алмаз-Антей".

    Они там по привычке пару ЗРК не встроили?

    А что, вполне нормальный ход. В преддверии Олимпиады поставить по парочке "Тунгусок" с "Панцирями", ну и "Бук" посадить до комплекта ! Не будет ни мух ни комаров !
    1. +1
      23 сентября 2013 11:39
      А где то проходила информация, что олимпиаду будут охранять боевые корабли ЧФ. Хотя не совсем понимаю как и почему корабли?
    2. +1
      23 сентября 2013 11:54
      В субботу 6 новеньких "Панцирей" передали МО, которые и планируют на время олимпиады отправить в Сочи.
  6. sven27
    +1
    23 сентября 2013 11:55
    Ура! Самое главное ОТЕЧЕСТВЕННОЕ оборудование!
  7. +1
    23 сентября 2013 12:02
    Не только лучшим в России, но и одним из самых современных в Мире!!!
    Пусть послужит на благо Родины... для развития региона и туризма в России.
  8. +1
    23 сентября 2013 12:08
    Отлично придумано. Такой маленький шажок к системе ПРО над всей страной, по крайней мере над населённой частью.
  9. Rosomaha67
    +1
    23 сентября 2013 12:13
    Цитата: Wedmak
    Головным разработчиком систем аэронавигации стал концерн ПВО "Алмаз-Антей".

    ...
    Кроме этого, в Черноморский центр организации воздушного движения было поставлено и смонтировано другое современное отечественное оборудование.

    Они там по привычке пару ЗРК не встроили?


    ......а что, не помешало бы мало ли какие "воздушные террористы" могут пожаловать........... laughing
  10. +1
    23 сентября 2013 12:27
    И главный вопрос, что этот пилотный проект установлен именно в Адлер, туда, где чаще всего бывает ВВП.
  11. +2
    23 сентября 2013 12:42
    Отличная новость wink
    Но терзают сомнения, одно неловкое движения и пара ЗУР будет помогать в приземлении, принудительном приземлении bully
  12. Капитан Кук
    +6
    23 сентября 2013 12:42
    Какая-то заказная статья. Я много лет проработал авиадиспетчером в Адлере, теперь работаю в Пулково уже 4 года. Ничего нового там не появилось. "Синтез" в Сочи был и раньше, а "Синтез-А2" в Пулково стоит уже много лет, - ничего выдающегося, к сожалению... Все эти возможности, которые там расписаны, реализованы очень коряво, и по сути, не работают, комплекс Лира поставили в Пулково год назад, вот этот год и ушел на его доводку, видит воздушные цели очень посредственно, а цели, не оборудованные радиолокационным ответчиком (не думаю, что супостаты, соберущиеся напасть на Россию, включат РЛО и будут лететь стройными рядами..) видит через раз, или не видит вовсе. Думаю, просто, очередной распил денег. Что самое печальное, в разных центрах управления воздушным движением стоят разные, от разных производителей автоматизированные системы, которые между собой не сопряжены НИКАК. Все согласование делается по старинке - голосом.
    Часто звоню своим коллегам в Сочи, интересуюсь, мнения таковы - шума и трескотни много, реальных результатов крайне мало, как обычно, - недоделки, полумеры, что-то работает, что-то нет. Задача, конечно, в Олимпиаду будет выполнена без потерь, но осадок остается. Сейчас в Черноморском центре стажируются гастарбайтеры - не те, что вы подумали, а варяги-диспетчеры из Москвы и Петербурга, которые привыкли работать в режиме высоких нагрузок.
    это позволит значительно повысить пропускную способность и увеличит количество взлетов и посадок до 24 взлетно-посадочных операций в час

    Не смешите этой цифрой. Для воздушного движения, которое будет в Олимпиаду это крайне мало.
    Впервые на юге России появилась возможность принимать крупные воздушные суда типа "Боинг-777".

    А как оборудование может повлиять на тип воздушного судна, заходящего на посадку? Как В-777 раньше летали в Сочи на экономические форумы???
    Автор не отработал заплаченных ему денег.
    1. ПВОшник
      +3
      23 сентября 2013 13:55
      [quote=Капитан Кук]это позволит значительно повысить пропускную способность и увеличит количество взлетов и посадок до 24 взлетно-посадочных операций в час[/quote]
      Не смешите этой цифрой. Для воздушного движения, которое будет в Олимпиаду это крайне мало.
      [quote]Впервые на юге России появилась возможность принимать крупные воздушные суда типа "Боинг-777".[/quote]
      А как оборудование может повлиять на тип воздушного судна, заходящего на посадку? Как В-777 раньше летали в Сочи на экономические форумы???
      Автор не отработал заплаченных ему денег.[/quote]
      Вот я и засомневался про взлеты - посадки, 12 взлетов,12 посадок в час на 2 ВПП?
  13. Капитан Кук
    +1
    23 сентября 2013 15:28
    В советские годы на допотопной АСУВД "Старт" в Сочи работали и с большими нагрузками, не было ни современных компьютерных технологий, ни всех этих новомодных штучек... Были другие люди и другая школа.
    Две пересекающиеся ВПП, это конечно, изначально проблемная вещь, да еще и аэродром горный, половины воздушного пространства для маневрирования на высотах до трех с половиной километров нет. Взлет и посадка производятся на встречных курсах, это все сложно. Но 24 в час, это реально мало.
  14. +1
    23 сентября 2013 16:16
    Просветите кто собственник аэропорта Адлер?
  15. Капитан Кук
    +1
    23 сентября 2013 16:32
    Дерипаска - "Базовый элемент" хозяин аэропорта. Геленджик, Анапа и Краснодар его же. "Аэропорты Юга" это называется. http://www.airports-yug.ru/
    Аэродром, по закону, принадлежит государству, как и инфраструктура управления воздушным движением.
  16. +1
    23 сентября 2013 16:38
    Цитата: Капитан Кук
    Дерипаска - "Базовый элемент

    Тогда почему же за мой счёт не поживится
  17. Капитан Кук
    +1
    23 сентября 2013 17:08
    Цитата: nazgul-ishe

    Тогда почему же за мой счёт не поживится

    А кто поживился? Если Дерипаска, то ему от этой модернизации не капнуло. Да и все это хозяйство у него, вероятно, скоро отберут за неэффективное управление. Авиакомпания "Авиалинии Кубани" в Краснодаре сгинула, Скайэкспресс, который тоже был его, тоже долго не протянул... Видимо, авиационная деятельность это не его...
  18. Капитан Кук
    0
    23 сентября 2013 17:23
    На фото не аэропорт Сочи. Полосы 25L там нет. Это Вышка Шереметьево на снимке.
  19. pahom54
    +1
    23 сентября 2013 18:11
    Давно пора использовать наработки ВПК в народном хозяйстве. Все-таки наша промышленность и хозяйство со времен СССР были настроены на оборонный лад, многие наработки были слишком уж долгое время засекречены. Ну 5-7 лет это составляет секрет, а затем все это теряет актуальность, а наши "оголтелые" друзья-оппоненты разрабатывают что-то новое другое, зачастую не уступающее нашим наработкам.
    Ну а насчет разных Дерипасок и авиакомпаний скажу одно: и авиакомпании, и РЖД (железные дороги) должны быть государственными, или - аэропорт с оснащением - государственный, а частные авиакомпании арендуют их услуги. Это повысит и безопасность полетов, и внедрит новую как аэродромную технику, так и современные навигационные системы обслуживания полетов.