Military Review

The case of "Furious Nikos." Former Secretary General of the Communist Party of Greece lived in the USSR with a passport in the name of Nikolai Nikolayev

10
The case of "Furious Nikos." Former Secretary General of the Communist Party of Greece lived in the USSR with a passport in the name of Nikolai NikolayevThis year marks the 40 years since the former secretary general of the Communist Party of Greece, Nikos Zachariadis, committed suicide in the distant Siberian city of Surgut.


As you know, at a conference in Yalta in 1945, Greece was given a place in the zone of influence of the West. Despite all the requests of the “fraternal” Communist Party of Greece, I. Stalin did not violate these agreements. As a result, during the civil war in the country, government forces, supported and armed by the British and Americans, defeated the partisans. The communist rebels had to flee to Albania, then they were secretly taken to the USSR by ships sent by Stalin. There, Greek political émigrés, as former communist partisans began to be called, were settled in Tashkent ...

In 1957, the leader of the Greek Communists, Zachariadis, was removed from his post and expelled from the CC of the KPD, and then sent as a director of a leskhoz to the Novgorod region, to Borovichi, in fact, to exile ...

In 1962, Zachariadis clearly understood that temporary “imprisonment” turned out to be permanent for him. In May, he voluntarily came to Moscow, came to the Greek embassy and demanded to issue him a visa. Visa home, where he was sentenced to death in absentia. He was reminded of the sentence. “I am ready to answer before the court,” said Zachariadis. However, he was not given a visa.

When the USSR collapsed and some secret documents became public, it turned out that this unexpected act of the ex-leader of the KKE became the subject of litigation at a meeting of the CPSU Central Committee. On it, Nikita Khrushchev suggested that Zachariadis be released on all four sides so as not to escalate the situation. However, Mikhail Suslov objected: "Well, yes, just let this go, he will arrange some kind of rebellion there, and then we shall clear up the mess." And Zachariadis was sent to far Surgut. But the case of his strange death is still stored somewhere in the Lubyanka under the heading "Top Secret." What secrets are left in the Zachariadis case?

In greek stories the last century was not more popular than the head of the Communist Party of the country Nikos Zachariadis. “Furious Nikos,” as he was called, was a true idol of hundreds of thousands of Greeks. They idolized him, they composed songs about him. And the enemies hated him. He was one of those who raised the Greeks to war with the Italian fascists when Mussolini attacked Greece. Zachariadis was then in prison, and from there he turned to the people with a fiery call to fight back the fascists. All newspapers printed his message, they passed it from hand to hand.

And when he returned to 29 on May 1945, from the Dachau concentration camp, about 200 thousand people came to listen to the speech of “frantic Nikos” - as many as Greece in scale of Greece, as if a million came to Russia!

Zachariadis himself was a loyal Stalinist. He even called his two sons in the communist style: Joseph in honor of Stalin, and Kiro in honor of Kirov. He sincerely believed in communist ideas, believed that he was fighting to make all people happy. However, he himself became a victim of the communist chimera ... When, after the end of the civil war, the Greek communist partisans found themselves in the USSR and the headquarters of the KPG were in Bucharest, then in Greece itself no one needed them. Greek shipowners in London secretly offered the USSR a deal: they promised to build 200 ships so that Zachariadis would be “removed” from the leadership of the Communist Party. And in fact, he was removed: they were removed from the post of the Secretary General for “mistakes”.

Because of this, unrest broke out in Tashkent among Greek political émigrés. As a result, as already mentioned, Zakhariadis found himself first in Borovichi as a director of a forestry enterprise, and then in Surgut, where he was heavily guarded, depriving him of any contact with the outside world. He rushed home to Greece, but he was not released.

Once, back in Borovichi, Zachariadis learned. After all, he lived on the Soviet passport, as Nikolai Nikolayevich Nikolaev, and none of the locals knew that he was a Greek, and even the former General Secretary of the KPD. But someone saw his portrait in the encyclopedia. As a result, the local secretary of the city committee wrote to the Central Committee: “They report to me from the leshoz that the director general of the CPG, Zachariadis, was identified by the director there. What to do?". “Hush things up!” Was the answer from the Central Committee.

“Zachariadis was one of the few foreign communists that Stalin himself was considered to be with,” the famous Greek writer and historian Alexis Parnis told me in Athens, who wrote a book about the life of the general secretary and his friendship with him. - For example, such a case is known. After the defeat of the partisan armies of the communists in the civil war in Greece in the USSR, on the lake Riza, a secret meeting of Stalin and Zachariadis took place.

- What are the reasons for the defeat, Comrade Zachariadis? - Stalin asked him sternly.

“There are three reasons,” the Greek answered clearly, and, drawing the note to Stalin, listed them. In his opinion, they were: the betrayal of Tito, who closed the border with Greece, insufficient assistance from the USSR and the "mistakes of the Greeks themselves."

- That's right, Comrade Zachariadis! - unexpectedly agreed to Stalin.

- And if so, sign my paper! - decisively asked the Secretary General.

“That,” recalls Parnis, “was unheard of courage.” Ask the dictator to sign a paper, which said, in particular, about his, Stalin, insufficient help to the Greek communists! But Stalin signed it!

“In general,” the writer believes, “the Greek communists could well have won.” The entire population of the north of the country was with us, and even half of the government army in the south would also come over to our side if an opportunity presented itself. Moreover, even then the north of Greece was actually part of the Soviet empire. When the partisan headquarters was constantly a group of Soviet radio operators, which maintained direct communication with Moscow. I saw them myself! In those years, I worked as a front-line correspondent with the partisans, got into a car in Thessaloniki and drove straight through Belgrade to Budapest, and then to Moscow. I did not need any visas, I was driving completely free. And back came the trucks with shells and guns. However, when Stalin quarreled with Tito, this path was immediately closed. In short, if not for the betrayal of Tito and the lack of weaponsIn Greece, it could well be a situation, as with North and South Korea or two Vietnamese.

“By the way, Stalin didn’t leave the thought of revenge back,” Parnis continued. - So, the whole partisan army was taken out to the USSR. She was taken from Albania in secret, on Soviet cargo ships. The ships were huge. In the holds they built multi-tiered bunks, and people lived there. When the ships passed through the Turkish Bosphorus, they all hid in the holds. The Greeks who arrived in the USSR were settled in Tashkent. However, Stalin immediately sent two thousand people to study, and of these around 500 - to military schools and academies. By the way, the future new General Secretary of the KPD, Charilaos Florakis, also studied at the Frunze Military Academy. Imagine: five hundred officers and political workers alone!

... And what could it mean? Where were so many Greek officers needed? Not for service in the Soviet army, where foreigners were not taken.

This could mean only one thing: Stalin secretly prepared the army for the invasion of Greece. Perhaps this is the very secret that is still hidden in the archives in the top secret Zachariadis case?

“From the Russian archives, where documents related to the fate of my father are stored,” Joseph Zachariadis’s son later told me, “they don’t give me anything and don’t show anything.” Everything is strictly classified again.

“What does it mean again?” And before?

- In 1991, something could still be obtained. Then something returned. But now - no! I know that the archive of the FSB stores, for example, a letter that my father wrote to me personally before his death.

- Do not even give this letter?

- Yes, even him! I wrote to the FSB - no result! Wall - do not break through! From the Russian embassy in Athens, I received the last answer from Moscow: “There are no unclassified documents in the Zachariadis case”. They don’t give anything even from the former KGB archive in Surgut. Everything is there too - “Top Secret”. Do you know what kind of “secret” materials are stored there? For example, memoranda "tramplers", guarding the house of my father. The house was illuminated at night by a searchlight, and a guard was built nearby, where two policemen were constantly on duty, who then reported from the “station N 1”: “The object went to the 12.05 to take out the trash can”. Such are the "state secrets"!

“Before 15, I didn’t know who my father really was,” said Joseph Zachariadis. - And when I found out, it was a shock for me.

Joseph himself graduated from the Suvorov School. With living parents, he actually became an orphan. His mother - also a well-known KKE leader - Rula Kukula was in a Greek prison, while his father was in exile in Siberia. After graduating from college, Joseph entered the philological department of the university in Voronezh, and was not allowed to study in Moscow. Then three years he worked as a teacher in the local school. Only much later managed to get to Moscow. And he could only return the real name of his father in 1979 year.

“So who killed your father?”

- Of course, the Communist Party! - without thinking, answered Joseph Zachariadis. - At one time, an interview with the former “curator” of the Greek Communist Party in the CPSU Central Committee Karl Afanasyevich Shemenkov was published in the Greek newspaper “Vima”. I must say that this retired tsekovets all lies! He, for example, assures that the refusal of his wife Rula Kukula to come to Surgut was the “last straw” that pushed Zachariadis to suicide. But this is not true! Her father himself was against her arrival, because he could not forgive her for her "political treachery."

It is also not true that, in the Central Committee, the father was offered to leave Surgut, but he de "he did not want to." No, they did not let him go to Greece, but offered to choose “any other place in the USSR”, except ... Moscow, Leningrad, Kiev and other major cities. Of course, the father refused this mocking offer! This is the CPSU, such figures as Suslov, like Shemenkov himself drove his father to suicide!

It is no coincidence that in the last letter he “bequeathed his skeleton” to Brezhnev and other “party comrades”!

- Even after me, then as a child, they constantly followed me, ruthlessly “shmonali”, when I went to him in Surgut. By the way, my father never used me for secret gears. He did it only once, so deftly that when I was searched at Vnukovo airport - they were stripped naked, all the children's toys were broken - they didn't find anything. They came up and said: “You look like a wanted criminal, let's go!” But his father, who was sitting in Dachau, knew how to deceive the sleuths. He deftly sewed up the paper in the panties! Deceived them!

- By the way, about the secrets of the Zahariadis case. They say that we can talk about the Greek "gold party" - the treasures that the partisans buried somewhere in the mountains of northern Greece. After all, they are diligently looking for him there until now ...

“Yes, they are looking,” Joseph smiled in response, “they even asked me to get modern mine detectors in Russia to find this gold. However, I think all this is nonsense. There was no gold, and no. When the father committed suicide, then his X-Numx rubles appeared on his passbook. What is the "gold of the party"!

“Maybe your father was killed anyway?”

“No,” Joseph shook his head. - After three hunger strikes and three failed shoots, he was preparing suicide. After all, he wrote about it in a letter, and even appointed the date himself. My mother and I were immediately informed by the Central Committee of the true cause of his death. I then gave the word to keep the secret, and kept it. By the way, I regret now ... Director of the archive at Ilyinka, where the documents of the former Central Committee of the CPSU are stored, N. Tomilina in an interview in response to a question why the Zachariadis case is still not declassified, said: there will be serious complications in relations between Russia and Greece! ”What are the complications? What is this about? This is unknown to me ...

- Do you not think today, when so many years have passed, that your father fought for a false idea? This is especially clear now after the collapse of the USSR and the disappearance of the CPSU.

- How to say ... - Joseph Zachariadis thought, - Indeed, in the USSR there has never been real socialism. If I knew my father, I firmly believe that if he were the prime minister of Greece, then everything would be different. Everything is not the same as in other socialist countries.

Back in 1947, he wrote to Stalin that “when we win,” then in Greece there will be a government of national unity, independent of both the Kremlin and London.

Write to Stalin is in those years ... However, maybe I'm just naive. After all, there is nothing dirtier in the world than politics; my father himself told me this.
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/
10 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. xetai9977
    xetai9977 30 September 2013 09: 05 New
    +3
    Tito allowed the government army through the territory of Yugoslavia to strike at the rear of the communist units. Without this, the civil war would have continued for a long time.
  2. biglow
    biglow 30 September 2013 09: 07 New
    +2
    Another secret story. This Greek just did not understand that the time of revolutions in Europe had passed. And the Soviet Union, bleeding the Great Patriotic War, did not need a new confrontation with the West. And the Greeks themselves were not capable of much. And as it now turns out, even they cannot manage their economies ...
    1. biglow
      biglow 30 September 2013 09: 52 New
      0
      what's not to like, where are the arguments?
    2. Sunjar
      Sunjar 30 September 2013 10: 55 New
      +3
      Keep the plus. In fact, it turned out. Moreover, Stalin could not say a word for everyone. And he snatched so much for his state.
  3. smersh70
    smersh70 30 September 2013 10: 16 New
    +3
    He was a courageous man !!!!! but he didn’t know that under the agreement between Churchill and Stalin, and it was in the note that Churchill had handed to Stalin about 70-30 was written about Greece .... that is, it fell under the West .. ... and the place of those really partisan .. you can fight for years .. traveled many times to these places ..... though there are few tall trees ... basically all the tall bushes ......
  4. Sunjar
    Sunjar 30 September 2013 10: 52 New
    +2
    Man ... But he didn’t shoot himself under Stalin. The son of Zakhariadis correctly said that there was no real socialism in the USSR. I will supplement my point of view that after the death of Stalin in the USSR there was no socialism. Returning to the hero's article: it is a pity that he did not endure all his trials to the end, and in vain remained in Surgut. So he could write without a pale memoir what he thinks and about. Apparently the person is not from hypocrites and cowards. From the point of view of historical usefulness, this move would be important.
  5. vahatak
    vahatak 30 September 2013 12: 36 New
    0
    "If it were not for Tito's betrayal and the lack of weapons, the situation in Greece could well have developed, as with North and South Korea or two Vietnam"

    this is soooo. found something to dream about.
  6. pinecone
    pinecone 30 September 2013 13: 00 New
    +2
    Quote: smersh70
    He was a courageous man !!!!! but he didn’t know that according to the agreement between Churchill and Stalin, 70-30 were written about Greece in the note that Churchill had handed to Stalin ... that is, it fell under the West ... ..



    On this issue, an agreement as such between Churchill and Stalin was not concluded. In a note mentioned in Churchill's memoirs on the division of spheres of influence in Eastern Europe, he said. such numbers were indicated:

    Romania: Russia - 90%; others - 10%.

    Greece: Great Britain (with the consent of the USA) - 90%; Russia - 10%.

    Yugoslavia - 50-50%.

    Hungary - 50-50%.

    Bulgaria: Russia - 75%; others - 25%.
    1. smersh70
      smersh70 30 September 2013 13: 23 New
      +2
      Quote: pinecone
      On this issue, an agreement as such between Churchill and Stalin was not concluded


      Friend! Who comes to Moscow without money (Mkrtchyan, Mimino) laughing as clear as God's day !!!! such things are not concluded in contracts)))))) it is clear that an oral contract, well, or an agreement .... how it suits you ....
  7. pinecone
    pinecone 30 September 2013 15: 26 New
    +1
    Here is how the author sets out the episode with a note:

    “I handed this sheet to Stalin, who by this time had already listened to the translation. There was a short pause. Then he took a blue pencil and, placing a large bird on the sheet, returned it to me. It took no more time to resolve this issue than was necessary for to write it.
    Of course, we had a long and thorough discussion of our question and, in addition, concerned only the immediate measures of wartime. Both sides put off ever-larger issues until the peace conference, which, as we had hoped, would take place after the war was won.
    Then came a long silence. A piece of paper scribbled in pencil lay in the center of the table. Finally, I said: “Would it not seem somewhat cynical that we have resolved these issues, which are of vital importance to millions of people, as if impromptu? Let's burn this piece of paper. " “No, keep it to yourself,” said Stalin.
  8. nikcris
    nikcris 30 September 2013 17: 13 New
    0
    These Trotsky-Uborevichi-Malevichs would be good for a museum exposition - THERE ARE PRIMATES !!!
    Freaks, more harmful, never when in Russia. Neither in politics, nor in the army, nor in art.
    Talking about art from Malevich - can I go off to puke?
    Anticipating - squares of different colors were up to a fig.
  9. nikcris
    nikcris 30 September 2013 20: 20 New
    0
    And Nikos was cool, apparently,
    Yuvak, if he and Stalin and the scumbag Khrushchev feared. There, you see, Trotsky was resting. With him, in Greece, olives would freeze or dry on a fix.

Дело «Неистового Никоса». Бывший генсек Компартии Греции жил в СССР с паспортом на имя Николая Николаева

Дело «Неистового Никоса». Бывший генсек Компартии Греции жил в СССР с паспортом на имя Николая НиколаеваВ нынешнем году исполняется 40 лет с тех пор, как в далеком сибирском городе Сургут покончил с собой бывший генеральный секретарь Коммунистической партии Греции Никос Захариадис.

Как известно, на конференции в Ялте в 1945 году Греции было отведено место в зоне влияния Запада. Нарушать эти договоренности, несмотря на все просьбы «братской» Компартии Греции, И. Сталин не стал. В результате в ходе гражданской войны в стране правительственные войска, поддерживаемые и вооруженные англичанами и американцами, разгромили партизан. Повстанцам-коммунистам пришлось спасаться в Албании, затем на присланных Сталиным кораблях их тайно вывезли в СССР. Там греческих политэмигрантов, как стали называть бывших партизан-коммунистов, поселили в Ташкенте...

В 1957 году лидера греческих коммунистов Захариадиса сняли с поста и исключили из ЦК КПГ, а потом отправили директором лесхоза в Новгородскую область, в Боровичи, фактически – в ссылку...


В 1962 году Захариадис отчетливо понял, что временное «заточение» обернулось для него бессрочным. В мае он самовольно приехал в Москву, пришел в греческое посольство и потребовал выдать ему визу. Визу на родину, где он был заочно приговорен к смертной казни. Ему напомнили о приговоре. «Я готов отвечать перед судом», - ответил Захариадис. Однако визу ему не дали.

Когда рухнул СССР и некоторые секретные документы стали достоянием гласности, выяснилось, что этот неожиданный поступок экс-лидера КПГ стал предметом разбирательства на совещании ЦК КПСС. На нем Никита Хрущев предложил отпустить Захариадиса на все четыре стороны, чтобы не нагнетал обстановку. Однако Михаил Суслов возразил: «Ну да, такого только отпусти, он там какое-нибудь восстание устроит, а нам потом расхлебывай». И Захариадиса отправили в далекий Сургут. Но дело о его странной смерти до сих пор хранится где-то на Лубянке под грифом «Совершенно секретно». Какие же секреты остались в деле Захариадиса?

В греческой истории прошлого века не было популярнее человека, чем глава компартии страны Никос Захариадис. «Неистовый Никос», как его называли, был настоящим кумиром сотен тысяч греков. Его боготворили, о нем слагали песни. А враги его ненавидели. Он был одним из тех, кто поднял греков на войну с итальянскими фашистами, когда Муссолини напал на Грецию. Захариадис сидел тогда в тюрьме, и обратился оттуда к народу с пламенным призывом дать фашистам отпор. Его послание напечатали все газеты, его передавали из рук в руки.

А когда 29 мая 1945 года он вернулся из концлагеря Дахау, то слушать речь «неистового Никоса» пришли около 200 тысяч человек – по масштабам Греции столько же, как если бы в России пришел миллион!

Сам Захариадис был верным сталинистом. Даже своих двух сыновей он назвал на коммунистический манер: Иосифом – в честь Сталина, и Киро – в честь Кирова. Он искренне верил в коммунистические идеи, верил, что борется за то, чтобы сделать всех людей счастливыми. Однако сам же и стал жертвой коммунистической химеры... Когда после окончания гражданской войны греческие партизаны-коммунисты оказались в СССР, а штаб-квартира КПГ – в Бухаресте, то в самой Греции они уже были никому не нужны. Греческие судовладельцы в Лондоне тайно предложили СССР сделку: обещали построить 200 судов, чтобы Захариадиса «убрали» от руководства компартии. И его в самом деле убрали: на пленуме сняли с поста генсека «за ошибки».

Из-за этого в Ташкенте вспыхнули беспорядки среди греческих политэмигрантов. В итоге, как уже говорилось, Захариадис оказался сначала в Боровичах на должности директора лесхоза, а потом в Сургуте, где его усиленно охраняли, лишая всяких контактов с внешним миром. Он рвался домой, в Грецию, но его не отпускали.

Однажды, еще в Боровичах, Захариадиса узнали. Ведь он жил по советскому паспорту, как Николай Николаевич Николаев, и никто из местных не знал, что он – грек, да еще бывший генсек КПГ. Но кто-то увидел его портрет в энциклопедии. В результате местный секретарь горкома написал в ЦК: «Из лесхоза мне докладывают, что там в директоре опознали бывшего генсека КПГ Захариадиса. Что делать?». «Замять дело!», - последовал ответ из ЦК.

- Захариадис был одним из немногих иностранных коммунистов, с которым считался сам Сталин, - рассказывал мне в Афинах известный греческий писатель и историк Алексис Парнис, написавший книгу о жизни генсека и своей дружбе с ним. – Известен, например, такой случай. После поражения партизанских армий коммунистов в гражданской войне в Греции в СССР, на озере Рица, состоялась секретная встреча Сталина и Захариадиса.

- Каковы причины поражения, товарищ Захариадис? – строго спросил его Сталин.

- Есть три причины, - четко ответил грек и, протягивая Сталину записку, перечислил их. По его мнению, ими были: предательство Тито, закрывшего границу с Грецией, недостаточная помощь со стороны СССР и «ошибки самих греков».

- Правильно, товарищ Захариадис! – неожиданно согласился Сталин.

- А раз так, то подпишите мою бумагу! – решительно попросил генсек.

- Это, - вспоминает Парнис, - была неслыханная смелость. Попросить диктатора подписать бумагу, где говорилось, в частности, и о его, Сталина, недостаточной помощи греческим коммунистам! Но Сталин ее подписал!

- А вообще, - считает писатель, - греческие коммунисты вполне могли победить. Все население севера страны было с нами, да и половина правительственной армии на юге тоже перешла бы на нашу сторону, если бы представился удобный случай. Мало того, уже тогда север Греции фактически являлся частью советской империи. При партизанском штабе постоянно находилась группа советских радистов, которая поддерживала прямую связь с Москвой. Я сам их видел! Я в те годы работал фронтовым корреспондентом у партизан, садился в машину в Салониках и ехал прямо через Белград в Будапешт, а потом – в Москву. Не надо было никаких виз, ехал совершенно свободно. А обратно шли грузовики со снарядами и пушками. Однако когда Сталин поссорился с Тито, то этот путь был сразу закрыт. Словом, если бы не предательство Тито и нехватка оружия, в Греции вполне могла бы сложиться ситуация, как с Северной и Южной Кореей или двумя Вьетнамами.

- Кстати, Сталин и потом не оставлял мысли о реванше, - продолжал Парнис. – Так, в СССР была вывезена целая партизанская армия. Ее везли из Албании тайно, на советских грузовых кораблях. Корабли были громадные. В трюмах построили многоярусные нары, там люди и жили. Когда корабли проходили через турецкий Босфор, то все прятались в трюмах. Приехавших в СССР греков поселили в Ташкенте. Однако две тысячи человек Сталин сразу отправил на учебу, а из них около 500 - в военные училища и академии. Кстати, в военной академии имени Фрунзе учился и будущий новый генсек КПГ Харилаос Флоракис. Вы представляете себе: пятьсот одних только офицеров и политработников!

…А что это могло значить? Куда были нужны столько офицеров-греков? Не для службы же в советской армии, куда иностранцев не брали.

Это могло значить только одно: Сталин тайно готовил армию для вторжения в Грецию. Может быть, это и есть та самая тайна, которую до сих пор прячут в архивах в совершенно секретном деле Захариадиса?

- Из российских архивов, где хранятся документы, связанные с судьбой моего отца, - сообщил мне позднее сын Захариадиса Иосиф, - мне ничего не отдают и ничего не показывают. Все снова строго засекречено.

- Что значит «снова»? А раньше?

- В 1991 году что-то можно еще было получить. Тогда кое-что вернули. Но теперь – нет! Я знаю, что в архиве ФСБ хранится, например, письмо, которое отец написал лично мне перед смертью.

- Даже это письмо не отдают?

- Да, даже его! Я писал в ФСБ – никакого результата! Стена – не пробьешь! Из российского посольства в Афинах мне передали последний ответ из Москвы: «В деле Захариадиса несекретных документов нет». Ничего не отдают даже из бывшего архива КГБ в Сургуте. Там тоже все – «Совершенно секретно». А знаете, какие там хранятся «секретные» материалы? Например, докладные записки «топтунов», карауливших дом моего отца. Дом по ночам освещался прожектором, а рядом построили сторожку, где постоянно дежурили два милиционера, которые потом докладывали с «поста N 1»: «В 12.05 объект пошел выносить мусорное ведро». Такие вот «государственные секреты»!

- Я до 15 лет не знал, кем на самом деле был мой отец, - признался Иосиф Захариадис. – А когда узнал, то это было для меня шоком.

Сам Иосиф окончил суворовское училище. При живых родителях он фактически оказался сиротой. Мать его – тоже известный деятель КПГ - Рула Кукула сидела в греческой тюрьме, а отец находился в ссылке в Сибири. После окончания училища Иосиф поступил на филологический факультет университета в Воронеже, в Москве учиться не разрешили. Потом три года работал учителем в тамошней школе. Только много позднее удалось попасть в Москву. А вернуть настоящую фамилию отца он смог лишь в 1979 году.

- Так кто же погубил вашего отца?

- Конечно, КПСС! – не задумываясь, ответил Иосиф Захариадис. – В свое время в греческой газете «Вима» напечатали интервью бывшего «куратора» греческой компартии в ЦК КПСС Карла Афанасьевича Шеменкова. Должен сказать, что этот отставной цэковец все лжет! Он, например, уверяет, будто «последней каплей», толкнувшей Захариадиса на самоубийство, явился отказ его жены Рулы Кукулы приехать к нему в Сургут. Но это же неправда! Отец сам был против ее приезда, потому что не мог простить ей ее «политического предательства».

Неправда и то, будто в ЦК отцу предлагали покинуть Сургут, а он-де «сам этого не хотел». Нет, в Грецию его не выпускали, а предложили выбрать «любое другое место в СССР», кроме... Москвы, Ленинграда, Киева и других крупных городов. Конечно, отец от этого издевательского предложения отказался! Это КПСС, такие деятели как Суслов, как сам Шеменков довели отца до самоубийства!

Неслучайно в последнем письме он «завещал свой скелет» Брежневу и другим «партийным товарищам»!

- Даже за мной, тогда ребенком, постоянно следили, безжалостно «шмонали», когда я ездил к нему в Сургут. Кстати, отец никогда меня не использовал для тайных передач. Он сделал это только однажды, да так ловко, что когда меня обыскивали в аэропорту Внуково – раздели догола, все детские игрушки переломали - то ничего не нашли. Подошли и сказали: «Вы похожи на преступника, находящегося в розыске, пройдемте!» Но отец, сидевший в Дахау, знал, как обмануть ищеек. Он ловко зашил бумаги в трусы! Обманул их!

- Кстати, о тайнах дела Захариадиса. Говорят, что речь может идти о греческом «золоте партии» - сокровищах, которое партизаны закопали где-то в горах Северной Греции. Его ведь усердно ищут там до сих пор...

- Да, ищут, - улыбнулся в ответ Иосиф, - у меня даже просили достать в России современные миноискатели, чтобы найти это золото. Однако я думаю, что все это – чепуха. Никакого золота не было, и нет. Когда отец покончил с собой, то на его сберкнижке оказалось всего 600 рублей. Какое там «золото партии»!

- А может быть, ваш отец все-таки был убит?

- Нет, - покачал головой Иосиф. – После трех голодовок и трех неудачных побегов он готовил самоубийство. Ведь он же написал об этом в письме, и даже дату сам назначил. Нам с матерью сразу сообщили из ЦК подлинную причину его смерти. Я тогда дал слово хранить тайну, и его сдержал. О чем, кстати сказать, сейчас жалею… Директор архива на Ильинке, где хранятся документы бывшего ЦК КПСС, Н. Томилина в одном из интервью в ответ на вопрос, почему дело Захариадиса до сих пор не рассекречено, сказала: «Если его рассекретить, то возникнут серьезные осложнения в отношениях между Россией и Грецией!» Какие осложнения? О чем идет речь? Это мне неизвестно…

- А не кажется ли вам сегодня, когда уже прошло столько лет, что ваш отец боролся за ложную идею? Это особенно ясно теперь после развала СССР и исчезновения КПСС.

- Как сказать... – Иосиф Захариадис задумался, - Ведь в СССР никогда не было настоящего социализма. Зная отца, свято верю, что если бы он оказался премьер-министром Греции, то все было бы иначе. Все не так, как в других соцстранах.

Еще в 1947 году он писал Сталину, что «когда мы победим», то в Греции будет правительство национального единства, независимое и от Кремля, и от Лондона.

Написать Сталину такое в те годы... Впрочем, может, я просто наивен. Ведь в мире нет ничего грязнее политики, это мне отец сам говорил.
Автор: Владимир Малышев
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. xetai9977 30 сентября 2013 09:05
    Тито разрешил правительственной армии через территорию Югославии ударить по коммунистическим отрядам в тыл.Без этого гражданская война длилась бы ещё долго.
  2. biglow 30 сентября 2013 09:07
    Еще одна тайная история.Этот грек просто так и не понял что время революций в европе прошло.А Советскому Союзу обескровленному Великой Отечественной войной новая конфронтация с западом не нужна.А самостоятельно греки на многое не способны. И как сейчас выясняется даже своей экономикой управлять не могут ...
    biglow
    1. biglow 30 сентября 2013 09:52
      что не нравится , где аргументы ?
      biglow
    2. Sunjar 30 сентября 2013 10:55
      Держи "плюс". По факту так и оказалось. К тому же за всех Сталин не мог слово сказать. И так много для своего государства урвал.
  3. smersh70 30 сентября 2013 10:16
    Мужественный человек был!!!!!но он не знал что по договору между Черчилем и Сталиным,и менно в той записке,которую протянул Черчиль Сталину,насчет Греции было написано 70-30....то есть она подпадала под Запад.....а месте теи впрямь партизанские..можно воевать годами..проезжал много раз по этим местам.....правда высоких деревьев мало...в основном все высокие кусты......
    smersh70
  4. Sunjar 30 сентября 2013 10:52
    Человечище... А застрелился-то он не при Сталине. Сын Захариадиса правильно сказал, что настоящего социализма в СССР не было. Дополню своей точкой зрения, что после смерти Сталина в СССР социализма не было. Возвращаясь к герою статью: жаль, что он не выдержал до конца все свои испытания, зря остался в Сургуте. Так мог бы без палева мемуары написать, что и о ком думает. По всей видимости человек не из лицемеров и трусов. С точки зрения исторической полезности сей ход был бы важным.
  5. vahatak 30 сентября 2013 12:36
    "если бы не предательство Тито и нехватка оружия, в Греции вполне могла бы сложиться ситуация, как с Северной и Южной Кореей или двумя Вьетнамами"

    вот это дааааааа. нашел о чем мечтать.
    vahatak
  6. pinecone 30 сентября 2013 13:00
    Цитата: smersh70
    Мужественный человек был!!!!!но он не знал что по договору между Черчилем и Сталиным,именно в той записке,которую протянул Черчиль Сталину,насчет Греции было написано 70-30....то есть она подпадала под Запад.....



    По этому вопросу договора как такового между Черчиллем и Сталиным не заключалось. В упомянутой в мемуарах Черчилля записке о разделе сфер влияний в Восточной Европе, по его словам. указывались такие цифры:

    Румыния: Россия – 90%; другие – 10%.

    Греция: Великобритания (с согласия США) – 90%; Россия – 10%.

    Югославия – 50—50%.

    Венгрия – 50—50%.

    Болгария: Россия – 75%; другие – 25%.
    pinecone
    1. smersh70 30 сентября 2013 13:23
      Цитата: pinecone
      По этому вопросу договора как такового между Черчиллем и Сталиным не заключалось


      Друг!кто же в Москву без денег приезжает(Мкртчян,Мимино) laughing так ясно,как божий день!!!!такие веши в договорах не заключают))))))понятно,что устный договор,ну или же соглашение....как Вас устроит....
      smersh70
  7. pinecone 30 сентября 2013 15:26
    Вот как излагает эпизод с запиской сам автор:

    "Я передал этот листок Сталину, который к этому времени уже выслушал перевод. Наступила небольшая пауза. Затем он взял синий карандаш и, поставив на листке большую птичку, вернул его мне. Для урегулирования всего этого вопроса потребовалось не больше времени, чем нужно было для того, чтобы это написать.
    Конечно, мы долго и тщательно обсуждали наш вопрос и, кроме того, касались лишь непосредственных мероприятий военного времени. Обе стороны откладывали все более крупные вопросы до мирной конференции, которая, как мы тогда надеялись, состоится после того, как будет выиграна война.
    Затем наступило длительное молчание. Исписанный карандашом листок бумаги лежал в центре стола. Наконец, я сказал: «Не покажется ли несколько циничным, что мы решили эти вопросы, имеющие жизненно важное значение для миллионов людей, как бы экспромтом? Давайте сожжем эту бумажку». «Нет, оставьте ее себе», — сказал Сталин.
    pinecone
  8. nikcris 30 сентября 2013 17:13
    Этих троцких-уборевичей-малевичей хорошо бы в музейную экспозицию - ВОТ ПРИМАТЫ!!!
    Уродов, более вредных, ни когда в России не было. Ни в политике, ни в армии, ни в искусстве.
    Говорить про искусство от Малевича - можно я схожу поблюю?
    Предвосхищая - квадратов разного цвета было до фига.
  9. nikcris 30 сентября 2013 20:20
    А Никос прикольный был, видимо, ч
    Ювак, если его и Сталин и отморозок Хрущев опасались. Там, видать, и Троцкий отдыхал. С ним в Греции оливки вымерзли или засохли бы на фик.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня