Military Review

"Swallow" nicknamed "Phoenix"

9
At the end of last year, the Serbian Air Force began to receive new aircraft - for the first time in the twenty years that have passed since the SFRYU. And, curiously, domestic-made aircraft.


Of course, it would be naive to hope that this would turn out to be an ultramodern fighter: although aviation there was industry in Yugoslavia, with deep roots and marked by the development of good aircraft, but its highest achievement was the development of light jet attack aircraft. But that was a long time ago, since then, Yugoslavia has disappeared, and the aviation industry, like other military industries, has suffered not only from economic turmoil, but also from NATO bombing. And yet, new aircraft with the optimistic name “Lasta” - “Swallow” went into the series.

Utva Aircraft Industry has existed since 1937 and is engaged in the development and production of light aircraft, its plant is located in Pancevo. Continuing the line of piston combat training aircraft, at the beginning of the 1980-s, the successful Utva 75 training aircraft was replaced by the development of the new UTS 95 training center. The machine also had to be a piston, but with improved aerodynamics, avionics and the ability to use outboard weapons. The main external difference was a different placement of pilots - in tandem, and not side by side, as on the “Utva 75”, which was generally designed more like a tourist plane. From the "Utva 95" pilots had to change to the cockpit of the jet Soko G-4 Super Galeb, and from there to the MiG-21 or MiG-29.

“95 Ustva 1 Lasta” first flew into the air in 1985, in the 1986, the second prototype appeared, “2 Lasta”. It had significant differences from the first - the fuselage was shorter by half a meter, but the wingspan was as much larger, and the horizontal plumage increased. A Feranti ISIS-282D sight appeared in the cockpit - the same as on Super Galeby.
According to the results of testing the first prototypes, a series of ten pre-production planes was modeled on the model “Lasta 2”.

Since it happened back in the time of Yugoslavia, it was decided to distribute the production between the plant in Pancevo and the company Soko in Mostar. In Bosnia, wings were to be manufactured, and then delivered to Serbia, where the fuselages were made and the final assembly took place. But things went yourselves know how, and instead of cooperation, war began. Before she managed to collect six pre-series "Swallows", but their fate was sad: five aircraft were destroyed by NATO bombs in 1999, the sixth also came under attack, they did not restore the damaged car to a flying state and sent it to an aviation museum at Belgrade airport behalf of Nikola Tesla.

It would seem that this was the end of both “Swallows” and “Utva”, however, the plant did not suffer much, it was restored, and in the 2003 year it was even possible to assemble two “Utvs 75” from the remaining parts. At the same time, at Utva, they began to think about resuming the production of Flipper, but in an updated form, especially since after the bombings and changes in the Serbian leadership, international sanctions were lifted, and the country was able to produce military equipment using foreign units and components.



At first they tried to build something out of reserve for the "two", but then they decided that the car needed more significant processing. The Serbs chose the American 295-strong Lycoming AEIO 540-L 1B5.D with the three-bladed propeller Hofman HO-V-123-KV / 200 AH as the power plant. The glider was noticeably refined - new materials were used, the length became somewhat larger than that of the “two”, and the wingspan increased by almost a meter. Shorter chassis were installed, which reduced the weight of the aircraft. It became even easier after replacing the electrical system and batteries, so that in the end it was possible to save as much as 200 kilograms. And this is in spite of the fact that equipment is installed on board that provides flights in adverse weather conditions and at night, landing in category II both on concrete and on grass, ejection seats, and weapons. The Swallow has a Feranti ISIS-282D sight and two suspension units under the wings on which containers with machine guns (ammunition up to 500 cartridges per barrel), 57-mm unguided rockets (seven pieces per block) or one hundred kilogram bombs can be hung. "Swallow", thus, turned out with very predatory claws and beak.

"Swallow" nicknamed "Phoenix"


The public, the new aircraft, not named “Lasta 3”, but “Lasta 95”, was shown in 2007 year. The project was strongly supported by the Americans, who most recently bombed Serbia. We must pay tribute to the Yankees: after the carrot they after a while offered gingerbread to the Serbs. Gingerbread was an order from Iraq on 20 (plus an option on 16) aircraft, received in 2007 year; at the same time, Iraqis (more precisely, the Americans behind them) ordered a large batch of rifle weapons, only 350 million dollars, so that the carrot was very sweet - especially when you consider that the Serbian military did not have the money to ensure the fine-tuning of the aircraft and the deployment of mass production. But the Serbian Ministry of Defense did not fail to anoint American gingerbread with domestic jam, stating the desire to buy more 15 airplanes, and the Swallow turned from a semi-theoretical development into a fat bird in the hand, and the plant turned into a quite promising enterprise.
True, there were doubts that a country whose military-industrial complex is going through hard times, even after receiving money, will be able to provide assembly and technical support for the aircraft at the proper level, especially since the plant in Pancevo was practically in a state of bankruptcy. However, both the equipment and the 330 people of the staff appeared, and the work began to boil.



The first flight of the updated aircraft took place at the beginning of 2009 of the year, and deliveries of the Lasta 95Н series machines to Iraq began in the summer of 2010. In February, 2012, the Iraqis received the last, twentieth car, while the option was not being implemented, but the production of the Swallows for the Serbian Air Force began to gain momentum. The first was commissioned last fall, so far three pieces have been delivered. New aircraft, which differ from Iraqi equipment (for example, Garmin G500 avionics), arrive at the 252 training squadron at the Batainitz base, where they continue to be used during the Utva 72 SFRY.

Will there be new orders for Last?

Competition in the external market is great, and such gifts as the Iraqi order are most likely not foreseen. But a small number of aircraft could probably be sold to neighbors in the former Yugoslavia, something somewhere in Africa and poor Arab countries (Swallows were interested in Algeria and Libya, they have prospects in Uganda and Angola) or elsewhere third world where there is no money for Pilatus or Super Tucano- to Myanmar there or even Afghanistan. After all, the cost of the car is only about 300000 euros, the cost of the flight hour is 300 euros.

But potential customers will probably be more interested in the new aircraft created by the Utva on the basis of the Flipper, and with export intentions. "Swallow", as already mentioned, can be used as a light attack aircraft, but still it is not enough for this speed and carrying capacity. And then the Algerian military seemed to have submitted the idea of ​​equipping the aircraft with a turboprop engine and reinforced armament, turning it into an “anti-terrorist” —this is “anti-partisan” —with the possibility of using it as a training one.
The designers of “Utva” did not protest and in April of this year they presented the world with “Swallow” with a turbine, which began to be called more militantly: “Kobac”, that is, a falcon, small falcon.



In appearance, this is a typical "anti-guerrilla" aircraft, in which the already classic solutions like fuel tanks at the wingtips have been applied. Improved sighting equipment mounted in a small container under the fuselage, under the wing, a total of four suspension units, designed for 100 kg (internal) and 250 kg (external) loads in the form of bombs, rocket containers and machine guns.

Some experts have expressed doubts that the "Cobatz" can become a normal combat aircraft. The main problem is the weakness of the structure: what was acceptable for the Swallows with an engine of three hundred forces and a maximum speed of 350 km / h is not enough for a car with a turbine (probably Honeywell) twice as large. Of course, the “Kobats” wing is reinforced, however, the declared maximum horizontal speed (500 km / h) is obtained only by 50 km / h less than the maximum for the structure. But, on the other hand, the work goes according to the wishes of the customers, and as they continue, they agree with such restrictions.

True, “Kobats” has a long time to bring - the first flight has been assigned so far to the beginning of 2013 of the year. But the creation of “Lasta 95” reminds of the legend of Phoenix: the plant and the aircraft were revived almost from the ashes, which is good news. So, in the year of its centenary, the Air Forces of Serbia come in, if not the most powerful in their stories, but still replenished by good domestic production aircraft. For a small country there is reason to be proud!
Originator:
http://aviaglobus.ru/2012/08/02/3006/
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. GUSAR
    GUSAR 25 September 2013 08: 39 New
    +5
    If it were not for the war and not the whole mess that happened in Yugoslavia, we would have seen even more interesting weapons that Yugoslavia was well known for, the Yugoslavs even planned to produce their own 4th generation fighter, but did not have time. In general, one of the reasons why NATO decided to kill Yugoslavia was because Yugoslavia was the leading exporter of inexpensive and very high-quality weapons and equipment for the countries of the 3rd world, and who needs such a competitor ?!
  2. smiths xnumx
    smiths xnumx 25 September 2013 10: 00 New
    +8
    To begin with, Yugoslavia had a fairly developed aviation industry even before World War II, so under the German license at the state aircraft manufacturing plants in Kraljevo, Dornier Do 17K medium bombers were made. Until April 1941, when the German invasion of Yugoslavia began, they managed to fully assemble only 30 Do 17 K. At the Rogozarski factory, under the English license, 100 Hurricane fighters were built, of which 40 were assembled. Ikarus IK-2, Ikarus IK-3 fighters, light reconnaissance aircraft and auxiliary aircraft were developed and launched in a series. At the same time, the IK-3 fighter was equipped with a licensed Hispano-Suiza-Avia HS 12Ycrs engine, which had a power of 890 hp, reached a speed of 526 km / h, was armed with a 20 mm gun and two 7.92 mm machine guns.
    IK-2 Air Force of Yugoslavia

    IK-3 Air Force of Yugoslavia

    After the war, the first Yugoslav fighter was the S-49, the basis of which was the Soviet Yak-9 fighter. The new aircraft received a government order for 45 aircraft, which were commissioned before 1951 and entered service with the 204th and 117th IAPs in Zemun. Both units replaced several airfields until in 1957 the fighters were withdrawn from service.

    After the breakdown of Soviet-Yugoslav relations in 1948, the US Saber, Thundertat, Thunderbolt fighter and the British Mosquito light bombers began to enter the arsenal of Yugoslav aviation.
    1. smiths xnumx
      smiths xnumx 25 September 2013 10: 20 New
      +7
      In 1957, the Yugoslav Air Force was given the task of creating a new jet aircraft, which was created in 1961 and received the name "Galeb" (Seagull) with the English turbojet engine Viper II Mk.22-6 (thrust 1134kg).
      G-2A Air Force of Yugoslavia

      In 1968, a J-1 hawk attack aircraft was created at its base, with a more powerful Viper 531 engine with a thrust of 1361 kgf, armed with 3 12,7 mm machine guns and a combat load of 800-1250 kg at 8 suspension units and a scout RJ-1.
      J-1 Yugoslav Air Force

      Aircraft entered service with the Yugoslav Air Force and exported. Zambia became the first importer, first acquiring 6 Galebov G-2A, and then 6 Hawks - four J-1E and two RJ-1E. Libya signed a rather large contract, ordering 70 Galeb G-2AEs and receiving the last of them in 1983.
      1. smiths xnumx
        smiths xnumx 25 September 2013 10: 39 New
        +5
        In the late 1960s, the governments of Yugoslavia and Romania began to explore the possibility of jointly creating a multi-purpose subsonic fighter. This option made it possible to share the costs that alone each of the small countries could not afford. In 1972, designers from the Yugoslav Technical Institute of the Air Force and the Romanian National Institute of Science and Technology completed work on a joint project and in May 1972 the first prototype of the aircraft took off. In 1981-1982, the aircraft, designated J-22 "Orao" (Eagle) began to enter the Air Force. The J-22 had a speed of 1020 km / h and was armed with a pair of 23-mm GSh-23L guns with 200 shells per barrel and carried 2800 kg of combat load at 5 nodes of the suspension, including 2 air-to-ground missiles AGM-65 "Maverick" or the Yugoslav X-66 "Thunder". "Orao" was actively used in
        all armed conflicts in the territory of the former Yugoslavia. Moreover, during the conflict in Kosovo, Lt. Col. Belly Juric on the "Orao" committed the so-called fire ram. According to some Russian and Ukrainian researchers (Ilya Goryachev and Mikhail Zhirokhov), the Orao was hit by NATO fighters, after which Dyurich made an air ramming of one of the enemy’s aircraft. According to other sources, Dzhurić’s plane, according to eyewitnesses, was shot down from the ground by fire during a strike at the Kosovo Liberation Army camp on Mount Chichavitsa, and the pilot sent a burning car to a cluster of militants.
        http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%EF%EE%F2%E5%F0%FC_%E0%E2%E8%E0%

        F6%E8%E8_%F1%F2%EE%F0%EE%ED_%E2_%F5%EE%E4%E5_%E2%EE%E9%ED%FB_%CD%C0%D2%CE_%EF%F0

        %EE%F2%E8%E2_%DE%E3%EE%F1%EB%E0%E2%E8%E8_%281999%29

        J-22 Air Force of Yugoslavia

        J-22 Air Force of Serbia and Montenegro
        1. smiths xnumx
          smiths xnumx 25 September 2013 10: 46 New
          +7
          In 1978, the new G-4 Super Galeb began to be created to replace the outdated Galeb 2 and Hawk. It was a very modern multi-purpose aircraft, capable of competing with the latest Western cars of the same class - the English Hawk and the German-French Alpha Jet. The plane went into production in 1982. The Yugoslav Air Force made a large order for SOCO for these aircraft, but the collapse of the country led to the cessation of aircraft production. In total, 1989 aircraft were built before 132, of which 6 were sold to Burma. The Super Galeb was equipped with the British DMB (Rolls-Royce) Viper Mk.623-46 turbojet engine, developed a speed of about 900 km / h, was armed with a 1 23 mm GSh-23L double-barreled gun with 200 rounds and carried a payload of 1280 kg 4 knots of suspension. At the same time, the plane turned out to be very tenacious. So during the war in Croatia, "Super Galeb" was hit in the rear by a missile system MANPADS "Strela". However, the plane was kept in the air, and the pilot was able to land him at the airfield. Later, the car was restored in the field, and its tail is now in the museum.
          G-4 Air Force of Yugoslavia

          The last breakthrough Yugoslav aircraft could be Novi Avion (the new aircraft), which was on a par with the latest Western and Soviet projects, but the collapse of the country did not allow this development to come true. The aircraft was created in conjunction with the specialists of the French company Dassault and was very similar to Rafal. In total, it was planned to purchase 150 aircraft, but 1991 came and Yugoslavia collapsed ...
          1. mirag2
            mirag2 25 September 2013 14: 54 New
            +3
            A very interesting addition, in no way inferior to the main material!
  3. Dmitry 2246
    Dmitry 2246 25 September 2013 10: 20 New
    +1
    I applaud Serbian engineering and willpower. The plane is small but its own.
  4. Gorinich
    Gorinich 25 September 2013 10: 35 New
    +4
    The Serbs were well taught that it is better to have your own good aviation and army ....
  5. dzvero
    dzvero 25 September 2013 12: 08 New
    +4
    According to the parameters, an analogue of the Yak-52B is obtained.
    The other day there was an article about Scorpio. It turns out that in the world there is a niche for light piston attack aircraft. And since the production of such machines is also available to small companies, I hope that we will see really interesting samples.
  6. Geisenberg
    Geisenberg 25 September 2013 12: 15 New
    0
    That was the country, and there is no country. And some wise men throw gingerbread cookies for them for 350 million dollars, probably thirty on the nose ...
    1. mirag2
      mirag2 25 September 2013 14: 58 New
      0
      Yes, I wonder what they cost these 350 million. If we were eaten for an Afghan helicopter contract (either 17 million, or 170 million, I don’t remember), they almost ate with the goon.
  7. slacker
    slacker 25 September 2013 12: 52 New
    +2
    It’s known what happens to those who don’t feed their army
  8. cobalt
    cobalt 25 September 2013 19: 50 New
    +2
    I found a video about Yugoslav aircraft. Of their entire set, I always liked the J-22 Orao most, a good light attack aircraft for my time.

«Ласточка» по прозвищу «Феникс»

В конце прошлого года ВВС Сербии начали получать новые самолеты – впервые за двадцать лет, прошедших со времени СФРЮ.И, что любопытно, самолеты отечественного производства.

Конечно, наивно было бы надеяться, что это окажется сверхсовременный истребитель: хотя авиационная промышленность в Югославии имелась, причем с глубокими корнями и отмеченная разработкой неплохих самолетов, но ее наивысшим достижением была разработка легких реактивных штурмовиков. Но то было давно, с тех пор и Югославия исчезла, а авиационная промышленность, как и прочие военные производства, пострадала не только от экономических пертурбаций, но и от НАТО-вских бомбежек. И все же в серию пошли новые самолеты с оптимистическим именем «Ласта» – «Ласточка».

Компания Utva Aircraft Industry существует с 1937 года и занимается разработкой и производством легких самолетов, ее завод расположен в Панчево. Продолжая линию поршневых учебно-боевых самолетов, в начале 1980-х на смену достаточно удачному учебно-тренировочному самолету «Утва 75» там началась разработка нового УТС «Утва 95». Машина также должна была быть поршневой, но с улучшенной аэродинамикой, авионикой и возможностью использования подвесного вооружения. Главным внешним отличием стало иное размещение пилотов – тандемом, а не бок о бок, как на «Утва 75», который вообще проектировался скорее как туристический самолет. С «Утвы 95» пилоты должны были пересаживаться в кабины реактивных Soko G-4 Super Galeb, а оттуда на Миг-21 или МиГ-29.


«Утва 95 Ласта 1» впервые поднялась в воздух еще в 1985 году, в 1986 году появился второй прототип, «Ласта 2». Он имел существенные отличия от первого – фюзеляж был короче на полметра, зато размах крыла на столько же больше, увеличилось и горизонтальное оперение. В кабине появился прицел Feranti ISIS-282D – такой же, как и на «Супер Галебах».
По результатам испытаний первых прототипов была заказана серия из десяти предсерийных самолетов по образцу «Ласта 2».

Поскольку дело происходило еще во времена Югославии, производство решили распределить между заводом в Панчево и предприятием компании Soko в Мостаре. В Боснии должны были изготавливаться крылья, после чего доставляться в Сербию, где делали фюзеляжи и происходила окончательная сборка. Но дела пошли сами знаете как, и вместо сотрудничества началась война. До нее успели собрать шесть предсерийных «Ласточек», но их судьба оказалась печальной: пять самолетов были уничтожены в 1999 году НАТО-вскими бомбами, шестой тоже попал под удар, поврежденную машину не стали восстанавливать до летного состояния и отдали в авиационный музей в белградском аэропорту имени Николы Теслы.

Казалось бы, это был конец и «Ласточки», и «Утвы», однако завод пострадал не слишком сильно, был восстановлен, и из оставшихся деталей удалось в 2003 году даже собрать две «Утвы 75». Одновременно на «Утве» стали подумывать о возобновлении производства «Ласты», но в обновленном виде, тем более что после бомбежек и перемен в руководстве Сербии международные санкции были сняты, и страна получила возможность производить технику военного назначения с использованием иностранных агрегатов и комплектующих.

«Ласточка» по прозвищу «Феникс»


Сначала попытались соорудить нечто из задела по «двойкам», но потом решили, что машина нуждается в более значительной переработке. В качестве силовой установки сербы выбрали американский 295-сильный Lycoming AEIO 540-L 1B5.D с трехлопастным пропеллером Hofman HO-V-123-KV/200 AH. Планер был заметно доработан – применены новые материалы,длина стала несколько больше, чем у «двойки», а размах крыла увеличился почти на метр. Были установлены более короткие шасси, что позволило уменьшить массу самолета. Он стал еще легче после замены электросистемы и аккумуляторов, так что в итоге удалось сэкономить целых 200 килограмм. И это несмотря на то, что на борту установлено оборудование, обеспечивающее полеты в сложных метеоусловиях и ночью, посадку по II категории как на бетонку, так и на траву, катапультные кресла, а также вооружение. На «Ласточке» наличествует прицел Feranti ISIS-282D и два узла подвески под крыльями, на которые можно повесить контейнеры с пулеметами (боезапас до 500 патронов на ствол), блоки 57-мм неуправляемых ракет (по семь штук в блоке) или стокилограммовые бомбы. «Ласточка», таким образом, получилась с весьма хищными коготками и клювиком.

«Ласточка» по прозвищу «Феникс»


Публике новый самолет, названный не «Ласта 3», а «Ласта 95», был показан в 2007 году. Серьезную поддержку проекту оказали американцы, которые совсем недавно бомбили Сербию. Надо отдать янки должное: после кнута они через некоторое время предложили сербам пряник. Пряником оказался заказ из Ирака на 20 (плюс опцион на 16) самолетов, поступивший в 2007 году; одновременно иракцы (точнее, стоящие за ними американцы) заказали и крупную партию стрелкового оружия, всего на 350 миллионов долларов, так что пряник оказался весьма сладким – особенно если учесть, что сербские военные не имели денег на то, чтобы обеспечить доводку самолета и развертывание серийного производства. Но Министерство обороны Сербии не преминуло помазать американский пряник отечественным вареньем, заявив о желании купить еще 15 самолетов, и «Ласточка» из полутеоретической разработки превратилась в жирную «синицу в руке», а завод – во вполне перспективное предприятие.
Правда, были сомнения, что страна, чей военно-промышленный комплекс переживает не лучшие времена, даже получив деньги, сумеет обеспечить сборку и техническую поддержку самолетов на должном уровне, тем более что завод в Панчево находился практически в состоянии банкротства. Однако появилось и оборудование, и 330 человек персонала, и работа закипела.

«Ласточка» по прозвищу «Феникс»


Первый полет обновленного самолета состоялся в начале 2009 года, а поставки серийных машин «Ласта 95Н» в Ирак начались летом 2010 года. В феврале 2012 года иракцы получили последнюю, двадцатую машину, о реализации опциона пока речи не шло, а вот производство «Ласточек» для ВВС Сербии начало набирать обороты. Первая была сдана осенью прошлого года, к настоящему времени поставлено три штуки. Новые самолеты, отличающиеся от иракских оборудованием (например, авионикой Garmin G500), поступают в 252 тренировочную эскадрилью на базе Батайница, где продолжают эксплуатироваться собранные еще во времена СФРЮ «Утва 72».

Будут ли на «Ласту» новые заказы?

Конкуренция на внешнем рынке велика, и таких подарков, как иракский заказ, скорее всего не предвидится. Но небольшое количество самолетов, вероятно, можно будет продать соседям по бывшей Югославии, что-то куда-нибудь в Африку и небогатые арабские страны («Ласточками» интересовались в Алжире и Ливии, есть у них перспективы в Уганде и Анголе) или еще куда в третий мир, где нет денег на Pilatus или Super Tucano- в Мьянму там или даже Афганистан. Ведь стоимость машины всего около 300000 евро, стоимость летного часа – 300 евро.

Но потенциальных заказчиков, вероятно, больше заинтересует новый самолет, создаваемый «Утвой» на базе «Ласты», причем именно с экспортными намерениями. «Ласточка», как уже было сказано, может использоваться как легкий штурмовик, но все же ей сильно не хватает для этого скорости и грузоподьемности. И тогда вроде бы алжирские военные подали идею оснастить самолет турбовинтовым двигателем и усиленным вооружением, превратив его в «антитеррористический» – он же «противопартизанский» – с возможностью использовать его и как учебный.
Конструкторы «Утвы» протестовать не стали и в апреле этого года представили миру «Ласточку» с турбиной, которая стала называться более воинственно: «Кобац», то есть кобчик, мелкий сокол.

«Ласточка» по прозвищу «Феникс»


По виду это типичный «противопартизанский» самолет, в котором применены ставшие уже классическими решения вроде топливных баков на законцовках крыльев. Усовершенствовано прицельное оборудование, смонтированное в небольшом контейнере под фюзеляжем, под крылом в общей сложности четыре узла подвески, рассчитанные на 100 кг (внутренние) и на 250 кг (наружные) нагрузки в форме бомб, ракетных контейнеров и пулеметов.

Некоторые эксперты высказывают сомнения в том, что «Кобац» сможет стать нормальным боевым самолетом. Главной проблемой называется слабость конструкции: то, что было приемлемо для «Ласточки» с движком в триста сил и максимальной скоростью в 350 км/ч, недостаточно для машины с турбиной (вероятно, Honeywell) мощностью раза в два больше. Конечно, крыло «Кобаца» усилено, однако заявленная максимальная скорость по горизонтали (500 км/ч) у него получается всего на 50 км/ч меньше, чем предельная для конструкции. Но, с другой стороны, работы-то идут по пожеланию заказчиков, и раз продолжаются, они согласны с такими ограничениями.

Правда, «Кобаца» предстоит еще долго доводить – первый полет назначен пока на начало 2013 года. Но уже создание «Ласта 95» напоминает легенду о Фениксе: завод и самолет возродились почти из пепла, что не может не радовать. Так что в год своего столетнего юбилея ВВС Сербии вступают пусть не самыми мощными в своей истории, но все же пополняемыми неплохими самолетами отечественного производства. Для маленькой страны есть повод для гордости!
Первоисточник: http://aviaglobus.ru/2012/08/02/3006/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. GUSAR 25 сентября 2013 08:39
    Если бы не война и не весь тот бардак который случился в Югославии, мы бы увидели еще больше интересных образцов оружия, которыми Югославия была хорошо известна, югославы планировали даже собственный истребитель 4-го поколения производить, но не успели. И вообще одна из причин по которой НАТО решило прикончить Югославию - то, что именно Югославия была ведущим экспортером недорогого и весьма качественного оружия и техники для стран 3-его мира, а кому такой конкурент нужен?!
  2. кузнецов 1977 25 сентября 2013 10:00
    Начнем с того, что Югославия обладала довольно развитой авиационной промышленностью еще до Втрой Мировой войны, так по немецкой лицензии на государственных авиастроительных заводах в Кралево изготавливались средние бомбардировщики Дорнье Do 17 К. До апреля 1941 года, когда началось немецкое вторжение в Югославию, успели полностью собрать только 30 Do 17 К. На заводе Rogozarski по английской лицензии строилось 100 истребителей Hurricane, из которых было собрано 40. Были разработаны и запущены в серию истребители Ikarus IK-2, Ikarus IK-3, легкие разведчики и вспомогательные самолеты. При этом истребитель IK-3 был оснащен лицензионным двигателем Hispano-Suiza-Avia H.S. 12Ycrs, имевшим мощность 890 л.с, развивал скорость 526 км/ч, был вооружен 20-мм пушкой и двумя 7.92-мм пулемета.
    IK-2 ВВС Югославии

    IK-3 ВВС Югославии

    После окончания войны первым истребителем югославской постройки стал S-49, основой которого стал советский истребитель Як-9. На новый самолет поступил правительственный заказ на 45 самолетов, которые были сданы до 1951 года и поступили на вооружение 204-го и 117-го ИАП в Земуне. Оба подразделения сменили несколько аэродромов, пока в 1957 истребители не были сняты с вооружения.

    После разрыва советско-югославских отношений в 1948 году на вооружение югославской авиации стали поступать американские истребители "Сейбр", "Тандержет", "Тандерболт" и английские легкие бомбардировщики "Москито".
    кузнецов 1977
    1. кузнецов 1977 25 сентября 2013 10:20
      В 1957 году Югославские ВВС выдали задание на создание нового реактивного самолета, который был создан в 1961 году и получил название "Галеб" (Чайка) с английским ТРД "Вайпер II" Мк.22-6 (тяга 1134кгс).
      G-2A ВВС Югославии

      В 1968 году на его базе были созданы в штурмовик J-1 "Ястреб", с более мощным двигателем "Вайпер 531" тягой 1361 кгс, вооруженный 3 12,7-мм пулеметами и боевой нагрузкой 800-1250 кг на 8 узлах подвески и разведчик RJ-1.
      J-1 Югославских ВВС

      Самолеты поступали на вооружение югославских ВВС и поставлялись на экспорт. Первым импортером стала Замбия, приобретя поначалу 6 "Галебов" G-2A, а затем 6 "Ястребов" - четыре J-1E и два RJ-1E. Довольно крупный контракт подписала Ливия, заказав 70 "Галеб" G-2AE и получив последний из них в 1983-м.
      кузнецов 1977
      1. кузнецов 1977 25 сентября 2013 10:39
        В конце 1960-х правительства Югославии и Румынии начали изучать возможность совместного создания многоцелевого дозвукового истребителя. Такой вариант позволял разделить расходы, которые в одиночку каждой из небольших стран были не под силу. В 1972 году конструкторы из югославского Технического института ВВС и румынского Национального института науки и техники закончили работу над совместным проектом и в мае 1972 года первый прототип самолета поднялся в воздух. В 1981-1982 годах самолет, получивший обозначение J-22 "Orao" (Орел) стал поступать на вооружение ВВС. J-22 развивал скорость 1020 км/ч и был вооружен парой 23-мм пушек ГШ-23Л с 200 снарядами на каждый ствол и нес 2800 кг боевой нагрузки на 5 узлах подвески, в т. ч. 2 УР воздух-земля AGM-65 "Мейверик" или югославских Х-66 "Гром". "Орао" активно применялся во
        всех вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии. Причем,во время конфликта в Косово подполковник Живота Джурич на "Орао" совершил т.н. огненный таран. По данным некоторых российских и украинских исследователей (Ильи Горячева и Михаила Жирохова), «Орао» был подбит истребителями НАТО, после чего Дьюрич совершил воздушный таран одного из самолётов противника. По другими данным самолёт Джурича по свидетельствам очевидцев был сбит огнём с земли во время нанесения удара по лагерю Армии освобождения Косово на горе Чичавица, и пилот направил горящую машину на скопление боевиков.
        http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%EF%EE%F2%E5%F0%FC_%E0%E2%E8%E0%

        F6%E8%E8_%F1%F2%EE%F0%EE%ED_%E2_%F5%EE%E4%E5_%E2%EE%E9%ED%FB_%CD%C0%D2%CE_%EF%F0

        %EE%F2%E8%E2_%DE%E3%EE%F1%EB%E0%E2%E8%E8_%281999%29

        J-22 ВВС Югославии

        J-22 ВВС Сербии и Черногории
        кузнецов 1977
        1. кузнецов 1977 25 сентября 2013 10:46
          В 1978 году начал создаваться новый самолет G-4 Super Galeb, для замены устаревших "Галеб 2" и "Ястреб". Это был вполне современный многоцелевой самолёт, способный составить конкуренцию новейшим западным машинам такого же класса - английскому "Хоуку" и немецко-французскому "Альфа Джет". Самолет пошел в серию в 1982 году. ВВС Югославии сделали фирме SOCO крупный заказ на эти машины, однако распад страны привел к прекращению производства самолетов. Всего до 1989 года было построенно 132 самолета, из которых 6 продано Бирме. "Супер Галеб" был оснащен английским ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper Mk.623-46, развивал скорость около 900 км/ч, был вооружен 1 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23Л с 200 патронами и нес боевую нагрузка 1280 кг на 4 узлах подвески. При этом самолет получился весьма живучим. Так в ходе войны в Хорватии "Супер Галеб" был поражен в хвостовую часть ракетой ПЗРК "Стрела". Тем не менее, самолет держался в воздухе, и пилот смог посадить его на аэродром. Позже машину восстановили в полевых условиях, а её хвостовая часть сейчас находится в музее.
          G-4 ВВС Югославии

          Последним прорывным югославским самолетом мог стать "Нови Авион" (новый самолет)который был на одном уровне с последними западными и советскими проектами, однако распад страны не позволил воплотиться этой разработки в жизнь. Самолет создавался совместно со специалистами французской компании "Дассо" и был крайне похож на "Рафаль" Всего планировалось закупить 150 самолетов, но наступил 1991 год и Югославия распалась...
          кузнецов 1977
          1. mirag2 25 сентября 2013 14:54
            Очень интересное дополнение,ничем не уступающее основному материалу!
  3. Дмитрий 2246 25 сентября 2013 10:20
    Аплодирую инженерной мысли сербов и силе воли. Самолёт маленький но свой.
  4. Gorinich 25 сентября 2013 10:35
    Сербов хорошо научили, что лучше иметь свою хорошую авиацию и армию....
  5. dzvero 25 сентября 2013 12:08
    По параметрам получается аналог Як-52Б.
    На днях здесь была статья про Скорпиона. Выходит, что в мире есть ниша для легких поршневых штурмовиков. А так как производство подобных машин доступно и маленьким компаниям, то надеюсь что увидим действительно интересных образцов.
  6. Geisenberg 25 сентября 2013 12:15
    Вот так была страна и нет страны. А какие то умники им подкидывают пряники на 350 миллионов долларов, по тридцатке на нос наверно ...
    1. mirag2 25 сентября 2013 14:58
      Да,интересно,чего им стоили эти 350млн.Если нас за афганский вертолетный контракт(то ли 17млн,то ли 170млн-не помню) чуть с го-ном не съели.Вертели-крутили,и так и сяк.Помните?
  7. бездельник 25 сентября 2013 12:52
    Известно, что бывает с теми кто не кормит свою армию
    бездельник
  8. кобальт 25 сентября 2013 19:50
    Вот нашел видео про югославский самолеты. Из всего их набора мне всегда всех больше нравился J-22 Орао, неплохой легкий штурмовик для своего времени.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня