«Ласточка» по прозвищу «Феникс»

В конце прошлого года ВВС Сербии начали получать новые самолеты – впервые за двадцать лет, прошедших со времени СФРЮ.И, что любопытно, самолеты отечественного производства.

Конечно, наивно было бы надеяться, что это окажется сверхсовременный истребитель: хотя авиационная промышленность в Югославии имелась, причем с глубокими корнями и отмеченная разработкой неплохих самолетов, но ее наивысшим достижением была разработка легких реактивных штурмовиков. Но то было давно, с тех пор и Югославия исчезла, а авиационная промышленность, как и прочие военные производства, пострадала не только от экономических пертурбаций, но и от НАТО-вских бомбежек. И все же в серию пошли новые самолеты с оптимистическим именем «Ласта» – «Ласточка».


Компания Utva Aircraft Industry существует с 1937 года и занимается разработкой и производством легких самолетов, ее завод расположен в Панчево. Продолжая линию поршневых учебно-боевых самолетов, в начале 1980-х на смену достаточно удачному учебно-тренировочному самолету «Утва 75» там началась разработка нового УТС «Утва 95». Машина также должна была быть поршневой, но с улучшенной аэродинамикой, авионикой и возможностью использования подвесного вооружения. Главным внешним отличием стало иное размещение пилотов – тандемом, а не бок о бок, как на «Утва 75», который вообще проектировался скорее как туристический самолет. С «Утвы 95» пилоты должны были пересаживаться в кабины реактивных Soko G-4 Super Galeb, а оттуда на Миг-21 или МиГ-29.

«Утва 95 Ласта 1» впервые поднялась в воздух еще в 1985 году, в 1986 году появился второй прототип, «Ласта 2». Он имел существенные отличия от первого – фюзеляж был короче на полметра, зато размах крыла на столько же больше, увеличилось и горизонтальное оперение. В кабине появился прицел Feranti ISIS-282D – такой же, как и на «Супер Галебах».
По результатам испытаний первых прототипов была заказана серия из десяти предсерийных самолетов по образцу «Ласта 2».

Поскольку дело происходило еще во времена Югославии, производство решили распределить между заводом в Панчево и предприятием компании Soko в Мостаре. В Боснии должны были изготавливаться крылья, после чего доставляться в Сербию, где делали фюзеляжи и происходила окончательная сборка. Но дела пошли сами знаете как, и вместо сотрудничества началась война. До нее успели собрать шесть предсерийных «Ласточек», но их судьба оказалась печальной: пять самолетов были уничтожены в 1999 году НАТО-вскими бомбами, шестой тоже попал под удар, поврежденную машину не стали восстанавливать до летного состояния и отдали в авиационный музей в белградском аэропорту имени Николы Теслы.

Казалось бы, это был конец и «Ласточки», и «Утвы», однако завод пострадал не слишком сильно, был восстановлен, и из оставшихся деталей удалось в 2003 году даже собрать две «Утвы 75». Одновременно на «Утве» стали подумывать о возобновлении производства «Ласты», но в обновленном виде, тем более что после бомбежек и перемен в руководстве Сербии международные санкции были сняты, и страна получила возможность производить технику военного назначения с использованием иностранных агрегатов и комплектующих.



Сначала попытались соорудить нечто из задела по «двойкам», но потом решили, что машина нуждается в более значительной переработке. В качестве силовой установки сербы выбрали американский 295-сильный Lycoming AEIO 540-L 1B5.D с трехлопастным пропеллером Hofman HO-V-123-KV/200 AH. Планер был заметно доработан – применены новые материалы,длина стала несколько больше, чем у «двойки», а размах крыла увеличился почти на метр. Были установлены более короткие шасси, что позволило уменьшить массу самолета. Он стал еще легче после замены электросистемы и аккумуляторов, так что в итоге удалось сэкономить целых 200 килограмм. И это несмотря на то, что на борту установлено оборудование, обеспечивающее полеты в сложных метеоусловиях и ночью, посадку по II категории как на бетонку, так и на траву, катапультные кресла, а также вооружение. На «Ласточке» наличествует прицел Feranti ISIS-282D и два узла подвески под крыльями, на которые можно повесить контейнеры с пулеметами (боезапас до 500 патронов на ствол), блоки 57-мм неуправляемых ракет (по семь штук в блоке) или стокилограммовые бомбы. «Ласточка», таким образом, получилась с весьма хищными коготками и клювиком.

«Ласточка» по прозвищу «Феникс»


Публике новый самолет, названный не «Ласта 3», а «Ласта 95», был показан в 2007 году. Серьезную поддержку проекту оказали американцы, которые совсем недавно бомбили Сербию. Надо отдать янки должное: после кнута они через некоторое время предложили сербам пряник. Пряником оказался заказ из Ирака на 20 (плюс опцион на 16) самолетов, поступивший в 2007 году; одновременно иракцы (точнее, стоящие за ними американцы) заказали и крупную партию стрелкового оружия, всего на 350 миллионов долларов, так что пряник оказался весьма сладким – особенно если учесть, что сербские военные не имели денег на то, чтобы обеспечить доводку самолета и развертывание серийного производства. Но Министерство обороны Сербии не преминуло помазать американский пряник отечественным вареньем, заявив о желании купить еще 15 самолетов, и «Ласточка» из полутеоретической разработки превратилась в жирную «синицу в руке», а завод – во вполне перспективное предприятие.
Правда, были сомнения, что страна, чей военно-промышленный комплекс переживает не лучшие времена, даже получив деньги, сумеет обеспечить сборку и техническую поддержку самолетов на должном уровне, тем более что завод в Панчево находился практически в состоянии банкротства. Однако появилось и оборудование, и 330 человек персонала, и работа закипела.



Первый полет обновленного самолета состоялся в начале 2009 года, а поставки серийных машин «Ласта 95Н» в Ирак начались летом 2010 года. В феврале 2012 года иракцы получили последнюю, двадцатую машину, о реализации опциона пока речи не шло, а вот производство «Ласточек» для ВВС Сербии начало набирать обороты. Первая была сдана осенью прошлого года, к настоящему времени поставлено три штуки. Новые самолеты, отличающиеся от иракских оборудованием (например, авионикой Garmin G500), поступают в 252 тренировочную эскадрилью на базе Батайница, где продолжают эксплуатироваться собранные еще во времена СФРЮ «Утва 72».

Будут ли на «Ласту» новые заказы?


Конкуренция на внешнем рынке велика, и таких подарков, как иракский заказ, скорее всего не предвидится. Но небольшое количество самолетов, вероятно, можно будет продать соседям по бывшей Югославии, что-то куда-нибудь в Африку и небогатые арабские страны («Ласточками» интересовались в Алжире и Ливии, есть у них перспективы в Уганде и Анголе) или еще куда в третий мир, где нет денег на Pilatus или Super Tucano- в Мьянму там или даже Афганистан. Ведь стоимость машины всего около 300000 евро, стоимость летного часа – 300 евро.

Но потенциальных заказчиков, вероятно, больше заинтересует новый самолет, создаваемый «Утвой» на базе «Ласты», причем именно с экспортными намерениями. «Ласточка», как уже было сказано, может использоваться как легкий штурмовик, но все же ей сильно не хватает для этого скорости и грузоподьемности. И тогда вроде бы алжирские военные подали идею оснастить самолет турбовинтовым двигателем и усиленным вооружением, превратив его в «антитеррористический» – он же «противопартизанский» – с возможностью использовать его и как учебный.
Конструкторы «Утвы» протестовать не стали и в апреле этого года представили миру «Ласточку» с турбиной, которая стала называться более воинственно: «Кобац», то есть кобчик, мелкий сокол.



По виду это типичный «противопартизанский» самолет, в котором применены ставшие уже классическими решения вроде топливных баков на законцовках крыльев. Усовершенствовано прицельное оборудование, смонтированное в небольшом контейнере под фюзеляжем, под крылом в общей сложности четыре узла подвески, рассчитанные на 100 кг (внутренние) и на 250 кг (наружные) нагрузки в форме бомб, ракетных контейнеров и пулеметов.

Некоторые эксперты высказывают сомнения в том, что «Кобац» сможет стать нормальным боевым самолетом. Главной проблемой называется слабость конструкции: то, что было приемлемо для «Ласточки» с движком в триста сил и максимальной скоростью в 350 км/ч, недостаточно для машины с турбиной (вероятно, Honeywell) мощностью раза в два больше. Конечно, крыло «Кобаца» усилено, однако заявленная максимальная скорость по горизонтали (500 км/ч) у него получается всего на 50 км/ч меньше, чем предельная для конструкции. Но, с другой стороны, работы-то идут по пожеланию заказчиков, и раз продолжаются, они согласны с такими ограничениями.

Правда, «Кобаца» предстоит еще долго доводить – первый полет назначен пока на начало 2013 года. Но уже создание «Ласта 95» напоминает легенду о Фениксе: завод и самолет возродились почти из пепла, что не может не радовать. Так что в год своего столетнего юбилея ВВС Сербии вступают пусть не самыми мощными в своей истории, но все же пополняемыми неплохими самолетами отечественного производства. Для маленькой страны есть повод для гордости!
Первоисточник:
http://aviaglobus.ru/2012/08/02/3006/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти