«Ласточка» по прозвищу «Феникс»

9
В конце прошлого года ВВС Сербии начали получать новые самолеты – впервые за двадцать лет, прошедших со времени СФРЮ.И, что любопытно, самолеты отечественного производства.

Конечно, наивно было бы надеяться, что это окажется сверхсовременный истребитель: хотя авиационная промышленность в Югославии имелась, причем с глубокими корнями и отмеченная разработкой неплохих самолетов, но ее наивысшим достижением была разработка легких реактивных штурмовиков. Но то было давно, с тех пор и Югославия исчезла, а авиационная промышленность, как и прочие военные производства, пострадала не только от экономических пертурбаций, но и от НАТО-вских бомбежек. И все же в серию пошли новые самолеты с оптимистическим именем «Ласта» – «Ласточка».

Компания Utva Aircraft Industry существует с 1937 года и занимается разработкой и производством легких самолетов, ее завод расположен в Панчево. Продолжая линию поршневых учебно-боевых самолетов, в начале 1980-х на смену достаточно удачному учебно-тренировочному самолету «Утва 75» там началась разработка нового УТС «Утва 95». Машина также должна была быть поршневой, но с улучшенной аэродинамикой, авионикой и возможностью использования подвесного вооружения. Главным внешним отличием стало иное размещение пилотов – тандемом, а не бок о бок, как на «Утва 75», который вообще проектировался скорее как туристический самолет. С «Утвы 95» пилоты должны были пересаживаться в кабины реактивных Soko G-4 Super Galeb, а оттуда на Миг-21 или МиГ-29.

«Утва 95 Ласта 1» впервые поднялась в воздух еще в 1985 году, в 1986 году появился второй прототип, «Ласта 2». Он имел существенные отличия от первого – фюзеляж был короче на полметра, зато размах крыла на столько же больше, увеличилось и горизонтальное оперение. В кабине появился прицел Feranti ISIS-282D – такой же, как и на «Супер Галебах».
По результатам испытаний первых прототипов была заказана серия из десяти предсерийных самолетов по образцу «Ласта 2».

Поскольку дело происходило еще во времена Югославии, производство решили распределить между заводом в Панчево и предприятием компании Soko в Мостаре. В Боснии должны были изготавливаться крылья, после чего доставляться в Сербию, где делали фюзеляжи и происходила окончательная сборка. Но дела пошли сами знаете как, и вместо сотрудничества началась война. До нее успели собрать шесть предсерийных «Ласточек», но их судьба оказалась печальной: пять самолетов были уничтожены в 1999 году НАТО-вскими бомбами, шестой тоже попал под удар, поврежденную машину не стали восстанавливать до летного состояния и отдали в авиационный музей в белградском аэропорту имени Николы Теслы.

Казалось бы, это был конец и «Ласточки», и «Утвы», однако завод пострадал не слишком сильно, был восстановлен, и из оставшихся деталей удалось в 2003 году даже собрать две «Утвы 75». Одновременно на «Утве» стали подумывать о возобновлении производства «Ласты», но в обновленном виде, тем более что после бомбежек и перемен в руководстве Сербии международные санкции были сняты, и страна получила возможность производить технику военного назначения с использованием иностранных агрегатов и комплектующих.



Сначала попытались соорудить нечто из задела по «двойкам», но потом решили, что машина нуждается в более значительной переработке. В качестве силовой установки сербы выбрали американский 295-сильный Lycoming AEIO 540-L 1B5.D с трехлопастным пропеллером Hofman HO-V-123-KV/200 AH. Планер был заметно доработан – применены новые материалы,длина стала несколько больше, чем у «двойки», а размах крыла увеличился почти на метр. Были установлены более короткие шасси, что позволило уменьшить массу самолета. Он стал еще легче после замены электросистемы и аккумуляторов, так что в итоге удалось сэкономить целых 200 килограмм. И это несмотря на то, что на борту установлено оборудование, обеспечивающее полеты в сложных метеоусловиях и ночью, посадку по II категории как на бетонку, так и на траву, катапультные кресла, а также вооружение. На «Ласточке» наличествует прицел Feranti ISIS-282D и два узла подвески под крыльями, на которые можно повесить контейнеры с пулеметами (боезапас до 500 патронов на ствол), блоки 57-мм неуправляемых ракет (по семь штук в блоке) или стокилограммовые бомбы. «Ласточка», таким образом, получилась с весьма хищными коготками и клювиком.

«Ласточка» по прозвищу «Феникс»


Публике новый самолет, названный не «Ласта 3», а «Ласта 95», был показан в 2007 году. Серьезную поддержку проекту оказали американцы, которые совсем недавно бомбили Сербию. Надо отдать янки должное: после кнута они через некоторое время предложили сербам пряник. Пряником оказался заказ из Ирака на 20 (плюс опцион на 16) самолетов, поступивший в 2007 году; одновременно иракцы (точнее, стоящие за ними американцы) заказали и крупную партию стрелкового оружия, всего на 350 миллионов долларов, так что пряник оказался весьма сладким – особенно если учесть, что сербские военные не имели денег на то, чтобы обеспечить доводку самолета и развертывание серийного производства. Но Министерство обороны Сербии не преминуло помазать американский пряник отечественным вареньем, заявив о желании купить еще 15 самолетов, и «Ласточка» из полутеоретической разработки превратилась в жирную «синицу в руке», а завод – во вполне перспективное предприятие.
Правда, были сомнения, что страна, чей военно-промышленный комплекс переживает не лучшие времена, даже получив деньги, сумеет обеспечить сборку и техническую поддержку самолетов на должном уровне, тем более что завод в Панчево находился практически в состоянии банкротства. Однако появилось и оборудование, и 330 человек персонала, и работа закипела.



Первый полет обновленного самолета состоялся в начале 2009 года, а поставки серийных машин «Ласта 95Н» в Ирак начались летом 2010 года. В феврале 2012 года иракцы получили последнюю, двадцатую машину, о реализации опциона пока речи не шло, а вот производство «Ласточек» для ВВС Сербии начало набирать обороты. Первая была сдана осенью прошлого года, к настоящему времени поставлено три штуки. Новые самолеты, отличающиеся от иракских оборудованием (например, авионикой Garmin G500), поступают в 252 тренировочную эскадрилью на базе Батайница, где продолжают эксплуатироваться собранные еще во времена СФРЮ «Утва 72».

Будут ли на «Ласту» новые заказы?

Конкуренция на внешнем рынке велика, и таких подарков, как иракский заказ, скорее всего не предвидится. Но небольшое количество самолетов, вероятно, можно будет продать соседям по бывшей Югославии, что-то куда-нибудь в Африку и небогатые арабские страны («Ласточками» интересовались в Алжире и Ливии, есть у них перспективы в Уганде и Анголе) или еще куда в третий мир, где нет денег на Pilatus или Super Tucano- в Мьянму там или даже Афганистан. Ведь стоимость машины всего около 300000 евро, стоимость летного часа – 300 евро.

Но потенциальных заказчиков, вероятно, больше заинтересует новый самолет, создаваемый «Утвой» на базе «Ласты», причем именно с экспортными намерениями. «Ласточка», как уже было сказано, может использоваться как легкий штурмовик, но все же ей сильно не хватает для этого скорости и грузоподьемности. И тогда вроде бы алжирские военные подали идею оснастить самолет турбовинтовым двигателем и усиленным вооружением, превратив его в «антитеррористический» – он же «противопартизанский» – с возможностью использовать его и как учебный.
Конструкторы «Утвы» протестовать не стали и в апреле этого года представили миру «Ласточку» с турбиной, которая стала называться более воинственно: «Кобац», то есть кобчик, мелкий сокол.



По виду это типичный «противопартизанский» самолет, в котором применены ставшие уже классическими решения вроде топливных баков на законцовках крыльев. Усовершенствовано прицельное оборудование, смонтированное в небольшом контейнере под фюзеляжем, под крылом в общей сложности четыре узла подвески, рассчитанные на 100 кг (внутренние) и на 250 кг (наружные) нагрузки в форме бомб, ракетных контейнеров и пулеметов.

Некоторые эксперты высказывают сомнения в том, что «Кобац» сможет стать нормальным боевым самолетом. Главной проблемой называется слабость конструкции: то, что было приемлемо для «Ласточки» с движком в триста сил и максимальной скоростью в 350 км/ч, недостаточно для машины с турбиной (вероятно, Honeywell) мощностью раза в два больше. Конечно, крыло «Кобаца» усилено, однако заявленная максимальная скорость по горизонтали (500 км/ч) у него получается всего на 50 км/ч меньше, чем предельная для конструкции. Но, с другой стороны, работы-то идут по пожеланию заказчиков, и раз продолжаются, они согласны с такими ограничениями.

Правда, «Кобаца» предстоит еще долго доводить – первый полет назначен пока на начало 2013 года. Но уже создание «Ласта 95» напоминает легенду о Фениксе: завод и самолет возродились почти из пепла, что не может не радовать. Так что в год своего столетнего юбилея ВВС Сербии вступают пусть не самыми мощными в своей истории, но все же пополняемыми неплохими самолетами отечественного производства. Для маленькой страны есть повод для гордости!
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 сентября 2013 08:39
    Если бы не война и не весь тот бардак который случился в Югославии, мы бы увидели еще больше интересных образцов оружия, которыми Югославия была хорошо известна, югославы планировали даже собственный истребитель 4-го поколения производить, но не успели. И вообще одна из причин по которой НАТО решило прикончить Югославию - то, что именно Югославия была ведущим экспортером недорогого и весьма качественного оружия и техники для стран 3-его мира, а кому такой конкурент нужен?!
  2. кузнецов 1977
    +8
    25 сентября 2013 10:00
    Начнем с того, что Югославия обладала довольно развитой авиационной промышленностью еще до Втрой Мировой войны, так по немецкой лицензии на государственных авиастроительных заводах в Кралево изготавливались средние бомбардировщики Дорнье Do 17 К. До апреля 1941 года, когда началось немецкое вторжение в Югославию, успели полностью собрать только 30 Do 17 К. На заводе Rogozarski по английской лицензии строилось 100 истребителей Hurricane, из которых было собрано 40. Были разработаны и запущены в серию истребители Ikarus IK-2, Ikarus IK-3, легкие разведчики и вспомогательные самолеты. При этом истребитель IK-3 был оснащен лицензионным двигателем Hispano-Suiza-Avia H.S. 12Ycrs, имевшим мощность 890 л.с, развивал скорость 526 км/ч, был вооружен 20-мм пушкой и двумя 7.92-мм пулемета.
    IK-2 ВВС Югославии

    IK-3 ВВС Югославии

    После окончания войны первым истребителем югославской постройки стал S-49, основой которого стал советский истребитель Як-9. На новый самолет поступил правительственный заказ на 45 самолетов, которые были сданы до 1951 года и поступили на вооружение 204-го и 117-го ИАП в Земуне. Оба подразделения сменили несколько аэродромов, пока в 1957 истребители не были сняты с вооружения.

    После разрыва советско-югославских отношений в 1948 году на вооружение югославской авиации стали поступать американские истребители "Сейбр", "Тандержет", "Тандерболт" и английские легкие бомбардировщики "Москито".
    1. кузнецов 1977
      +7
      25 сентября 2013 10:20
      В 1957 году Югославские ВВС выдали задание на создание нового реактивного самолета, который был создан в 1961 году и получил название "Галеб" (Чайка) с английским ТРД "Вайпер II" Мк.22-6 (тяга 1134кгс).
      G-2A ВВС Югославии

      В 1968 году на его базе были созданы в штурмовик J-1 "Ястреб", с более мощным двигателем "Вайпер 531" тягой 1361 кгс, вооруженный 3 12,7-мм пулеметами и боевой нагрузкой 800-1250 кг на 8 узлах подвески и разведчик RJ-1.
      J-1 Югославских ВВС

      Самолеты поступали на вооружение югославских ВВС и поставлялись на экспорт. Первым импортером стала Замбия, приобретя поначалу 6 "Галебов" G-2A, а затем 6 "Ястребов" - четыре J-1E и два RJ-1E. Довольно крупный контракт подписала Ливия, заказав 70 "Галеб" G-2AE и получив последний из них в 1983-м.
      1. кузнецов 1977
        +5
        25 сентября 2013 10:39
        В конце 1960-х правительства Югославии и Румынии начали изучать возможность совместного создания многоцелевого дозвукового истребителя. Такой вариант позволял разделить расходы, которые в одиночку каждой из небольших стран были не под силу. В 1972 году конструкторы из югославского Технического института ВВС и румынского Национального института науки и техники закончили работу над совместным проектом и в мае 1972 года первый прототип самолета поднялся в воздух. В 1981-1982 годах самолет, получивший обозначение J-22 "Orao" (Орел) стал поступать на вооружение ВВС. J-22 развивал скорость 1020 км/ч и был вооружен парой 23-мм пушек ГШ-23Л с 200 снарядами на каждый ствол и нес 2800 кг боевой нагрузки на 5 узлах подвески, в т. ч. 2 УР воздух-земля AGM-65 "Мейверик" или югославских Х-66 "Гром". "Орао" активно применялся во
        всех вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии. Причем,во время конфликта в Косово подполковник Живота Джурич на "Орао" совершил т.н. огненный таран. По данным некоторых российских и украинских исследователей (Ильи Горячева и Михаила Жирохова), «Орао» был подбит истребителями НАТО, после чего Дьюрич совершил воздушный таран одного из самолётов противника. По другими данным самолёт Джурича по свидетельствам очевидцев был сбит огнём с земли во время нанесения удара по лагерю Армии освобождения Косово на горе Чичавица, и пилот направил горящую машину на скопление боевиков.
        http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%EF%EE%F2%E5%F0%FC_%E0%E2%E8%E0%

        F6%E8%E8_%F1%F2%EE%F0%EE%ED_%E2_%F5%EE%E4%E5_%E2%EE%E9%ED%FB_%CD%C0%D2%CE_%EF%F0

        %EE%F2%E8%E2_%DE%E3%EE%F1%EB%E0%E2%E8%E8_%281999%29

        J-22 ВВС Югославии

        J-22 ВВС Сербии и Черногории
        1. кузнецов 1977
          +7
          25 сентября 2013 10:46
          В 1978 году начал создаваться новый самолет G-4 Super Galeb, для замены устаревших "Галеб 2" и "Ястреб". Это был вполне современный многоцелевой самолёт, способный составить конкуренцию новейшим западным машинам такого же класса - английскому "Хоуку" и немецко-французскому "Альфа Джет". Самолет пошел в серию в 1982 году. ВВС Югославии сделали фирме SOCO крупный заказ на эти машины, однако распад страны привел к прекращению производства самолетов. Всего до 1989 года было построенно 132 самолета, из которых 6 продано Бирме. "Супер Галеб" был оснащен английским ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper Mk.623-46, развивал скорость около 900 км/ч, был вооружен 1 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23Л с 200 патронами и нес боевую нагрузка 1280 кг на 4 узлах подвески. При этом самолет получился весьма живучим. Так в ходе войны в Хорватии "Супер Галеб" был поражен в хвостовую часть ракетой ПЗРК "Стрела". Тем не менее, самолет держался в воздухе, и пилот смог посадить его на аэродром. Позже машину восстановили в полевых условиях, а её хвостовая часть сейчас находится в музее.
          G-4 ВВС Югославии

          Последним прорывным югославским самолетом мог стать "Нови Авион" (новый самолет)который был на одном уровне с последними западными и советскими проектами, однако распад страны не позволил воплотиться этой разработки в жизнь. Самолет создавался совместно со специалистами французской компании "Дассо" и был крайне похож на "Рафаль" Всего планировалось закупить 150 самолетов, но наступил 1991 год и Югославия распалась...
          1. +3
            25 сентября 2013 14:54
            Очень интересное дополнение,ничем не уступающее основному материалу!
  3. +1
    25 сентября 2013 10:20
    Аплодирую инженерной мысли сербов и силе воли. Самолёт маленький но свой.
  4. +4
    25 сентября 2013 10:35
    Сербов хорошо научили, что лучше иметь свою хорошую авиацию и армию....
  5. +4
    25 сентября 2013 12:08
    По параметрам получается аналог Як-52Б.
    На днях здесь была статья про Скорпиона. Выходит, что в мире есть ниша для легких поршневых штурмовиков. А так как производство подобных машин доступно и маленьким компаниям, то надеюсь что увидим действительно интересных образцов.
  6. 0
    25 сентября 2013 12:15
    Вот так была страна и нет страны. А какие то умники им подкидывают пряники на 350 миллионов долларов, по тридцатке на нос наверно ...
    1. 0
      25 сентября 2013 14:58
      Да,интересно,чего им стоили эти 350млн.Если нас за афганский вертолетный контракт(то ли 17млн,то ли 170млн-не помню) чуть с го-ном не съели.Вертели-крутили,и так и сяк.Помните?
  7. бездельник
    +2
    25 сентября 2013 12:52
    Известно, что бывает с теми кто не кормит свою армию
  8. +2
    25 сентября 2013 19:50
    Вот нашел видео про югославский самолеты. Из всего их набора мне всегда всех больше нравился J-22 Орао, неплохой легкий штурмовик для своего времени.