Предтеча нового поколения советских танков: Т-44

0
Предтеча  нового поколения советских танков: Т-44


Т-44 не был выпущен в больших количествах, как БТ, или Т-34, не прошел всю войну. Не стал основным танком для армии. Но все равно является достойным представителем советского танкостроения.



К его созданию приступили в конце 1943 года, в Конструкторском бюро Уральского танкового завода, под руководством А. А. Морозова.

В создании Т-44 были широко использованы наработки трёх танков, знаменитого Т-34, Т-34М и Т-43.

Т-34М

Т-34М начали разрабатывать в 1940 году, параллельно с Т-34. Ему планировали установить более мощную 60 мм лобовую броню, 600-сильный двигатель, 8-ми скоростную коробку передач. Ходовую часть с 6-ю опорными 3-мя поддерживающими катками. Двигатель хотели разместить поперёк корпуса, развернув его на 90 градусов, смогли бы уменьшить длину машины и увеличить боекомплект 76 мм пушки до 100 снарядов (у Т-34 - 77). Этот танк обещал превзойти Т-34 по всем статьям (бронирование, огневая мощь, подвижность). Но в итоге, военное командование, не поддержало инноваций конструкторов, видимо не хотели распылять силы, сосредоточившись на Т-34, и проект свернули. Конструкторам поручили другое задание – проектирование Т-43.

Заодно было прервано создание танков массой 30, 40, 50 тонн, с лобовой бронёй 75, 90, 120 мм, пушками калибра 57, 76 и 107 мм. А ведь встреча немцев летом 1941 года с Т-34 и КВ стала, по их же воспоминаниям весьма неприятным «сюрпризом». Думается встреча с Т-34М, их бы тоже не обрадовала.



Т-43

Танк Т-34 был несколько раз модернизирован, в ходе войны и дошел до своего потолка. РККА требовалась новая машина класса средний танк. Проектирование Т-34 было завершено к июню 1943 года. Главное требование к нему было – максимум защиты, при минимуме увеличения массы танка.

Корпус имел круговое 75 мм бронирование, лобовая часть башни – 90 мм (для сравнения, у Т-34 - 45 мм). Но длину моторно-трансмиссионного отделения уменьшить не удалось, поэтому боевое отделение получилось меньше. Чтобы обеспечить экипажу больше места, конструкторы впервые на среднем танке поставили торсионную подвеску, более миниатюрную, чем свечная, с вертикальными пружинами, как на Т-34.

Т-43 превзошел по бронезащите Т-34, приблизился по огневой мощи к КВ, но сильно увеличил удельное давление на грунт, что плохо сказывалось на подвижности и запасе хода. Да и его конструкция вышла предельной. Исключая возможности большой модернизации. Поэтому, когда Т-34 оснастили 85 мм пушкой, надобность в Т-43 отпала.

Но опыт его создания не пропал, например: его испытательный пробег в 3 тыс. км, наглядно показал правильность установки торсионной подвески. Стало ясно, что нужна принципиально новая машина – ее назвали Т-44.



Т-44

На нём также применили поперечное расположение двигателя, но и ряд новых технических новинок, в итоге конструкция Т-44 на несколько десятилетий определила развитие танков, в СССР.

Высота МТО была уменьшена, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного двигателя к борту. Дизельный мотор В-44 оснастили улучшенной топливной аппаратурой, что позволило поднять мощность с 500 до 520 л. с., при том же объёме цилиндров, что и на В-34. На месте вентилятора, который выступал за габариты картера, поставили компактный маховик. Это позволило установить дизель на низкой, жесткой и легкой мотораме. Таким образом, высоту корпуса уменьшили до 300 мм. Вентилятор сместили в к кормовому листу, это улучшило охлаждение агрегатов трансмиссии.

Водяной и масленый радиаторы поставили горизонтально (на Т-34 стояли вертикально), под крышкой трансмиссионного отдела, в однородном воздушном потоке, поэтому система охлаждения стала эффективней.

Двигатель был соединен с новой 5-ти ступенчатой коробкой передач, повышающим редуктором с передаточным числом 0,7. Бортовые фрикционы и передачи взяли с Т-34.

Новая схема МТО позволила сместить башню с пушкой 85-мм (как и на модернизированном Т-34) в центр корпуса, где экипаж меньше подвергался угловым колебаниям, а пушка не подвергалась риску воткнуться в землю. При передвижении по пересечённой местности увеличилась и точность стрельбы.

Лобовую броню корпуса довели до 120 мм, люк механика-водителя перенесли на крышу корпуса, убрали шаровую установку курсового пулемета. А на освободившемся месте установили топливный бак.

Т-44 успешно прошел все испытания и был принят на вооружение Красной Армии.

В конце 40-х годов была разработана новая башня с 100 мм пушкой Д-10Т, или ЛБ-1 («Лаврентий Берия», т. к. он был заместителем председателя ГКО и ведал вооружениями). На крыше люка заряжающего установили турель с зенитным пулеметом ДШК, борта и ходовая часть были прикрыты 6 мм кумулятивными экранами. Эта модернизация получила название Т-44-100.


С появлением Т-54, Т-44 не был снят с вооружения, в 1961 году агрегаты двигателя, силовой передачи, ходовой части были унифицированы с теми, что были установлены на Т-54. Были установлены приборы ночного видения. В 1966 году установили стабилизатор вооружения в двух плоскостях. Он оставался на вооружении Советской армии до конца 70-х годов.

В боевых действиях не участвовали, кроме участи в операции по подавлению мятежа в Венгрии в 1956 году. Участвовал в съемках эпопеи Озерова «Освобождение» - в роли немецких «Тигров»

На основе Т-44 выпускали артиллерийские, танковые тягачи, инженерные машины. Всего было создано 1823 танка этого типа, танк выпускали до 1947 года.


ТТХ среднего танка Т-44

Масса, т – 31,5
Вооружение – 85 мм пушка ЗИС-С-53, 2-ва пулемета ДТМ
Бронирование, мм, корпус – 120-45, башня 90-75
Двигатель – дизель В-44 мощность 520 л. с.
Макс. Скорость по шоссе, км в час – 55
Запас хода, км – 235
Длина с пушкой, мм – 7650
Длина корпуса, мм – 5850
Ширина, мм – 3100
Ширина корпуса, мм – 2000
Высота, мм – 2400
Клиренс, мм – 430
Экипаж – 4

Масса модернизированного Т-44М достигла 32 т, максимальное бронирование 120 мм, скорость - 57 км в час.

Масса Т-44-100 достигла 34 т, скорость 55 км в час. Вооружение 100-мм пушка ЛБ-1, или Д-10Т, зенитный пулемет ДШК, два пулемета ДТМ, или ГВГ.