Разведывательный БПЛА Boeing Insitu ScanEagle

2

В середине сентября Пентагон подписал новый контракт с компанией Boeing. В соответствии с этим документом авиастроительная фирма должна изготовить и поставить вооруженным силам США несколько десятков беспилотных летательных аппаратов ScanEagle. Кроме самих аппаратов компания «Боинг» должна передать заказчику необходимое сопутствующее оборудование. Общая стоимость всей продукции, заказанной американскими военными, равняется 300 миллионам долларов. Последние беспилотники и оборудование должны быть поставлены до осени 2016 года.

Нынешний контракт, подписанный Пентагоном и компанией Boeing и подразумевающий поставку БПЛА ScanEagle, не является первым подобным документом. В настоящее время завершается реализация аналогичного контракта, подписанного еще в 2009 году. То соглашение подразумевало поставку беспилотных летательных аппаратов общей стоимостью 250 миллионов долларов для нужд Командования сил специальных операций (USSOCOM). Таким образом, завершив выполнение одного заказа, рассчитанного на пять лет, компания Boeing продолжит строить беспилотники ScanEagle в рамках нового контракта.



По данным зарубежных средств массовой информации, целью нового контракта является замена БПЛА, отработавших свой ресурс, а также поставка необходимых запчастей и т.п. изделий. Таким образом, новые беспилотники будут не только дополнять, но и заменять уже имеющиеся в войсках. Второй целью контракта является создание новой системы, которая будет осуществлять поддержку эксплуатации своих аппаратов. Предполагается, что подразделения, использующие БПЛА ScanEagle, будут напрямую взаимодействовать со специалистами «Боинга», в том числе и на театрах военных действий.

Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов Boeing Insitu ScanEagle началась в 2005 году. Первыми пользователями стали военно-морские силы США. Опыт использования новых БПЛА показал их эффективность в деле поиска и обнаружения различных объектов. Сам факт подписания нового контракта говорит о том, что американские вооруженные силы полностью довольны имеющейся техникой и готовы продолжить ее эксплуатацию.

Разведывательный БПЛА Boeing Insitu ScanEagle


Подобные успехи БПЛА ScanEagle можно объяснить его «происхождением». Беспилотних военного назначения был создан на основе коммерческого проекта Insitu SeaScan, предназначенного для выполнения метеорологической разведки и прочих задач, связанных с работой торгового или рыболовного флота. В соответствии с договором между компаниями Insitu и Boeing аппарат SeaScan стал основой для нового военного БПЛА.

ScanEagle представляет собой летательный аппарат, выполненный по схеме «бесхвостка». БПЛА оснащен стреловидным крылом размахом 3,1 метра с отогнутыми вверх законцовками. Почти вся задняя кромка крыла оснащена механизацией. Сравнительно небольшой фюзеляж (длина около 1,4 метра) вмещает в себе поршневой двигатель мощностью 1,5 л.с., приводящий в движение толкающий воздушный винт. Взлетный вес БПЛА ScanEagle не превышает 20 кг.

При таких габаритах, массе и аэродинамике беспилотник ScanEagle имеет летные данные, оптимизированные для выполнения задач по длительному патрулированию заданных районов. Он способен летать со скоростью до 130 км/ч и подниматься на высоту до 4900 метров. Экономичный двигатель и сравнительно объемные топливные баки позволяют аппарату совершать полеты продолжительностью свыше 20 часов. На данный момент рекордом является полет 2006 года, продолжавшийся 22 часа 8 минут. Подобно ряду других современных БПЛА, Boeing Insitu ScanEagle не нуждается в крупных оборудованных площадках для взлета. Аппарат взлетает с пневматической катапульты и садится при помощи системы SkyHook. Последняя представляет собой раскладываемую стрелу с системой тросов. Беспилотник подлетает к ней, цепляется за трос и спускается на землю. Таким образом, для запуска и приема аппарата ScanEagle нужна только небольшая площадка, свободная от каких-либо сооружений.

В носовой части фюзеляжа БПЛА ScanEagle установлена гиростабилизированная платформа для оптико-электронных систем. Все модификации этого беспилотника оснащаются видеокамерой и тепловизором с системой передачи данных на пульт управления. В ходе создания новых модификаций аппарат получает более совершенные элементы оптико-электронного комплекса с улучшенными характеристиками.



По состоянию на середину прошлого десятилетия, когда БПЛА Boeing Insitu ScanEagle был принят на вооружение, один комплекс стоил около 3 млн. американских долларов. В состав одного комплекса входят четыре беспилотных летательных аппарата с установленными на них камерами и тепловизорами, единая станция управления, система работы с видеосигналом, пневматическая катапульта и технические средства системы SkyHook. Элементы комплекса могут устанавливаться и перевозиться на автомобилях, бронетехнике, кораблях или катерах. В зависимости от конкретной базовой техники некоторые средства комплекса БПЛА претерпевают небольшие изменения. К примеру, сухопутный вариант катапульты и системы SkyHook оснащается колесным шасси, а на катерах или кораблях все элементы комплекса устанавливаются стационарно.

Первый полет беспилотника ScanEagle состоялся в середине 2002 года. Через два года несколько комплексов были переданы в войска для испытаний в условиях реального вооруженного конфликта. Эксплуатация в Ираке позволила показать преимущества нового БПЛА, а также выявить имеющиеся недостатки. После некоторых доработок в 2005 году ScanEagle был принят на вооружение ВМС США. Вслед за военно-морскими силами эксплуатацию таких беспилотников начали Корпус морской пехоты и военно-воздушные силы. Кроме того, за следующие несколько лет БПЛА ScanEagle были приобретены несколькими зарубежными странами. В настоящее время они используются в армиях Австралии, Великобритании, Канады, Колумбии, Нидерландов и других стран.

В конце прошлого года иранские СМИ опубликовали новости, согласно которым ПВО Ирана уничтожила американский БПЛА ScanEagle, вторгшийся в воздушное пространство страны. Немного позже еще два таких аппарата были захвачены в качестве трофеев. Пентагон опроверг информацию о потере своих беспилотников, а спустя несколько месяцев после этого инцидента выяснилось, что Иран захватил аппараты канадских вооруженных сил. По некоторым данным, иранская оборонная промышленность скопировала американский БПЛА и наладила серийное производство собственной версии ScanEagle.




В июле этого года было объявлено, что БПЛА Boeing Insitu ScanEagle получил сертификат Федерального управления гражданской авиации США. Имея этот документ, беспилотник может использоваться в коммерческих целях. В течение ближайшего времени несколько комплексов ScanEagle будут доставлены на Аляску, где им предстоит заниматься ледовой разведкой, слежением за метеорологической обстановкой и т.п. Предполагается, что беспилотные летательные аппараты смогут взять на себя часть обязанностей пилотируемой авиации. Это позволит ощутимо сократить расходы на некоторые работы, сейчас выполняемые исключительно самолетами.

Эксплуатация БПЛА ScanEagle в войсках продолжается. За последние восемь лет ВМС, ВВС и КМП успели оценить пользу, приносимую этими аппаратами, и пока не собираются отказываться от них. Так, по состоянию на середину 2011 года все выпущенные ScanEagle совершили в общей сложности 56 тыс. полетов общей продолжительностью 500 тыс. часов. Ввиду выработки ресурса, поломок и т.п. особенностей эксплуатации Пентагон недавно заказал компании-производителю новые комплексы и запчасти. Это означает, что ScanEagle останется в строю, как минимум, до 2017-18 годов.

По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://itar-tass.com/
http://boeing.com/
http://insitu.com/
http://globalsecurity.org/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 сентября 2013 11:58
    То чего не хватает в Сирии... Гораздо веселее бы работа пошла.
    1. +2
      26 сентября 2013 16:17
      Цитата: KG_patriot_last
      То чего не хватает в Сирии... Гораздо веселее бы работа пошла.

      Это для которой из сторон?
  2. beifall
    0
    28 сентября 2013 06:53
    Янки - лидеры в беспилотной авиации, уже собаку съели и не одну!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»