44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    26 сентября 2013 07:32
    Это шедевр автомобильной промышленности,простота и надёжность!
    В конце 80-х сам видел на складах газогенераторные ЗиСы с запасом дров в кузове-разжигай,заводи и поехал
    ЗИС-41 — газогенераторная модификация упрощенной конструкции
    А были ещё такие ЗиС-41 САУ с 57-мм пушкой ЗИС-2,но на базе карбюраторного ЗиС-5
    1. +1
      26 сентября 2013 07:46
      еще видеоматериалы по теме

    2. Ведмедь
      +1
      26 сентября 2013 12:35
      Цитата: Денис
      А были ещё такие ЗиС-41 САУ с 57-мм пушкой ЗИС-2,но на базе карбюраторного ЗиС-5


      Вообще-то это ЗИС 22М
      1. 0
        26 сентября 2013 15:10
        Цитата: Ведмедь
        Вообще-то это ЗИС 22М
        Не спорю,хотя с цифровыми индексами ещё та путаница.Я имел ввиду что не газогенераторпый
    3. +5
      26 сентября 2013 20:55
      Я не видел , а катался пацаном на подобных машинах . Наш сосед по подъезду работал в ( как тогда говорили )в гараже при заводе , и на обед он приезжал и катал нас пацанов . Приезжал он и на ЗИС - 5 и на УралЗИС с газогенератором , но ездил он на бензине . Почему я знаю , что это был газогенератор ? Да , потому - что тогда ( в начале шестидесятых ) все пацаны грезили космосом , морем и шоферской романтикой ( две мечты осуществились : служил на море , работа связана с автотранспортом ( работал механиком по выпуску , начальником колонны , начальником транспортного предприятия, сам накатал не одну сотню тысяч верст по дорогам России ) . Кто связан с транспортом , и работает давно , то наверняка заметил , что у старых машин , в отличие от современных , был свой шарм , свои свои запах и звучание . Кто ездил на Газ полстараз или на ЗиЛе стопятидесятом , помнят запах дерматина , звук . Их нельзя перепутать ни с чем . А уж проМАЗ - 200 , и говорить - то нечего ! Это машину можно было узнать по звуку , даже не видя ее . Она еще за поворотом , а уже знаешь , что едет двухсотый . Современные машины красивые , комфортабельные , удобные , но они не становятся своими . Помню свою первую машину - Газ - полстараз - это самая любимая ! Простая , надежная , проходимая , убить невозможно , если только постараться ! Не то , что современные .
      1. RJN
        +1
        29 сентября 2013 19:06
        Как это да. В современных нет души.
      2. 0
        20 апреля 2018 23:25
        маз 200 это зверь как зубр на капоте предупреждал что двигатель не возможно остановить особенно когда автомобиль стоял под наклоном из картера засасывало масло и заглушить его было не возможно
  2. +2
    26 сентября 2013 09:02
    Ж.Д. модификация ЗИС-5.
    Да и немцы использовали трофей, не брезговали.
  3. +1
    26 сентября 2013 09:19
    Да,в в 50 годах, ЗИС-5 втречался довольно часто. И даже уже в 80 году, в одной организации города Хмельницкого,эксплуатировался ЗИС-5.Простая,надежная машина,как все советское.
    1. Ведмедь
      0
      26 сентября 2013 12:38
      Цитата: bistrov.
      Да,в в 50 годах, ЗИС-5 втречался довольно часто. И даже уже в 80 году, в одной организации города Хмельницкого,эксплуатировался ЗИС-5.Простая,надежная машина,как все советское.


      У деда в подчинении из шести колонн 2 колонны по 250 ЗИС-5. Списали эти машины в середине 60-х...
      Если что - Глобенский район Полтавской области...
  4. TIT
    +1
    26 сентября 2013 09:31
    вроде в хронике встречались зис-5 "катюша ",
    1. +4
      26 сентября 2013 09:54
      Цитата: TIT
      зис-5 "катюша ",
      ЗиС ли это?
      Сомнения берут,кабина и крылья не похожи.На них кабина и крылья были сделаны методом простой гибки из обычного листового проката,а здесь штампованые
      До появления стандартного варианта «катюши» на «Студебекере» некоторое количество реактивных установок «БМ-13» было смонтировано именно на ленд-лизовских «Шевроле» серии «G7100». Действующая армия, 1943 год.
      Уж очень похоже
      1. Nu daaaa...
        +1
        26 сентября 2013 10:06
        Советская промышленность в июле 1941 - декабре 1944 изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». Первые машины изготовлялись на базе отечественных шасси (всего около 600 штук — почти все, за исключением единиц, были уничтожены в боях), после начала «ленд-лизовских» поставок основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик фирмы «Студебеккер» (Studebaker US6) — около 20 тыс.
      2. TIT
        +1
        26 сентября 2013 10:24
        Цитата: Денис
        Уж очень похоже

        да тут согласен ( набрал в гугле прилепил первое похожее ,не в сматриваясь в подробности ). но может есть фото зис5 "катюш" именно военных лет?
        1. Комментарий был удален.
    2. кузнецов 1977
      +4
      26 сентября 2013 14:10
      Уважаемый Андрей, это не шасси ЗиС-5, а шасси американского грузовика «Шевроле» фирмы Дженерал моторс.
      "Катюшу" первоначально ставили на трёхосный вариант ЗиС-5– под обозначением ЗиС-6. Автомобиль представлял собой грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Длина его при 4980-миллиметровой колёсной базе составляла 6600 миллиметров, а ширина равнялась 2235 мм. На автомобиле был установлен тот же рядный шестицилиндровый с карбюраторный двигатель водяным охлаждением, что устанавливался и на ЗиС-5. ЗИС-6 собирали до октября 1941-го, и всего с конвейера их сошло чуть больше 20 тысяч.

      А единственный вариант Катюши на шасси ЗиС-5 стоит в нашем Нижегородском кремле и является объектом насмешек всех кто хоть что-то понимает в теме...
      1. TIT
        0
        26 сентября 2013 14:47
        Цитата: кузнецов 1977
        на шасси ЗиС-5 стоит в нашем Нижегородском кремле

        экземпляров много, но все музейные или памятники , а фото военных лет всё таки нет request
        1. кузнецов 1977
          0
          26 сентября 2013 16:45
          Уважаемый Андрей фотографий нет, потому, что не ставили "Катюшу" на шасси ЗиС-5. В 1940-м появилась пусковая установка М-13-16, которую попытались установить на ЗиС-5. Однако шасси стандартного двухосного грузовика оказалось перетяжелённым и не выдерживало интенсивной стрельбы. Кроме того, совершенно неудовлетворительной была проходимость на грунте. Поэтому-то, первые пять опытных установок БМ-13-16 и были изготовлены на шасси ЗиС-6. На 21 июня 1941 года в Красной Армии имелись 10 экспериментальных установок БМ-13-16.Все эти кузова демонтировались, а на их месте устанавливались направляющие для реактивных снарядов До ноября 1941 года удалось изготовить 600 таких установок. Из-за приближения немцев к Москве Завод имени Сталина пришлось эвакуировать в Ульяновск. Поэтому производство ЗиС-6 с 15 октября 1941 года было прекращено. В Ульяновске производство ЗиС-6 не возобновлялось. «Катюши» стали монтировать на трактора, артиллерийские тягачи и даже на танки Т-60. Однако по маневренным возможностям такие установки на шли ни в какой сравнение с установками на базе ЗиС-6. Лишь с появлением установки БМ-13Н на шасси Студебекера US-6 проблема подвижность «катюш» была решена.
          http://www.opoccuu.com/avto-katusha.htm

          Вот еще один довольно интересный экземпляр "Катюши"

          Установка БМ-13-16 на шасси гусеничного тягача СТЗ-5.Опытные образцы пусковых установок для снарядов М-13 на шасси СТЗ-5 прошли полигонные испытания в октябре 1941 года и были приняты на вооружение. Их серийное производство было начато на заводе им. Коминтерна в Воронеже. Однако 7 июля 1942 года немцы захватили правобережную часть Воронежа, и сборка установок прекратилась.
          1. TIT
            0
            26 сентября 2013 17:39
            Цитата: кузнецов 1977
            что не ставили "Катюшу" на шасси ЗиС-5

            понял ,спасибо за лекбез
          2. 0
            29 сентября 2013 20:55
            Цитата: кузнецов 1977
            Завод имени Сталина пришлось эвакуировать в Ульяновск. Поэтому производство ЗиС-6 с 15 октября 1941 года было прекращено. В Ульяновске производство ЗиС-6 не возобновлялось. «Катюши» стали монтировать на трактора, артиллерийские тягачи и даже на танки Т-60.


            ЗИС был эвакуирован в октябре 1941г. на Волгу в Ульяновск и на Урал, в Миасс, где и наладили производство узлов и агрегатов ЗиС-5.
            УльЗИС (позже УАЗ) осуществлял сборку грузовиков из имевшегося задела деталей. В 1942 г. завод из Ульяновска и др.городов вернулся в Москву, с июня 1942 г. возобновил выпуск грузовиков.
            Часть оборудования УльЗиСа поступила в Миасс, где образовали Уральский филиал ЗИСа, выпускавший, как и Москва, ЗИС-5В, с середины 1944г.
            1. Комментарий был удален.
        2. 0
          27 сентября 2013 07:36
          Цитата: TIT
          экземпляров много
          Что то не то
          Решётка радиатора не ЗиСовская и раскраска дюже гламурная
          1. TIT
            0
            27 сентября 2013 08:03
            Цитата: Денис
            Решётка радиатора не ЗиСовская и раскраска дюже гламурная


            после военные самоделки , памятник стоит на дороге у города Лебедин
      2. tank 34
        0
        26 сентября 2013 17:39
        полностью согласен, так как динамическая нагрузка при залпе могла просто развалить машину. Да и вес установки не позволял монтировать БМ-13 на шасси ЗИС 5. Подобное насмешише стоит на Сапун горе в Севастополе. Что касается ЗИС-50 мой папа на целене был свидетелем того, как водители данных Зисов втягивали водителей Студебекеров в гонку по шоссе. Последних зачастую приводили на хвосте, а водителей Студебекеров чуть не доводили до инфаркта из-за выплавления вкладышей на двигателях Студеров. В целом он очень хвалил этот автомобиль на надежность, простоту и не прихотливость.
        1. 0
          26 сентября 2013 20:27
          Вы говорите неправду!Студебекер по ТТX был на голову выше чем ЗИС!После войны был скопирован в ЗИС 151!Который был намного XУЖЕ,чем довоенный Студер!
          1. 0
            28 сентября 2013 09:23
            Цитата: вадим dok
            Вы говорите неправду!
            А при чём тут ТТХ?
            Дело в коробке с какой скоростью она вращает колёса.Сколько груза при этом потянет уже другой вопрос
          2. RJN
            0
            29 сентября 2013 19:17
            Не стоит горячиться, заметьте, что речь идет о ЗИС-50, и о таких их фортелях со Студебекарами я тоже встречал. А ЗИС-151 не копия Студера, но, так сказать, "по мотивам".
  5. +1
    26 сентября 2013 09:40
    то что нужно для войны ничего лишнего
  6. TIT
    +2
    26 сентября 2013 10:42
    кстати то же интересно

    на базе ЗиС-5 был построен и электромобиль: назывался он ЛЭТ, мог покрыть на одной зарядке аккумуляторов около 60 км (весили они почти 1, 5 тонны), машина брала груз весом 1, 8 тонны (как вы можете заметить, характеристики этого электромобиля очень неплохие, даже и на сегодняшний день). Электромобиль был всего один, его сделали на ЗиСе в 1935 году и… перевозили на нем мусор.
  7. msv
    +2
    26 сентября 2013 11:22
    ЗИС6 не полно приводный автомобиль. Передние колеса не ведущие.Вообще в статье не сказано, что вначале войны над ЗИС-5 основательно поработали для упрощения производства, что называется отсекали лишнее. В основном изменение технологии сборки было направлено на уменьшение металлоемкости и упрощение изготовления деталей. Так появилась деревянная кабина, прямые подкрылки. С машины убрали передние тормоза,гидроуслитель тормоза. На машинах, выпускавшихся на урале даже фару ставили одну(на фото есть). Тем самым дабились упрощения ремонта в полевых условиях и увеличения числа выпускаемых автомобилей. А автотранспорт армии ох как был нужен.
    1. TIT
      0
      26 сентября 2013 11:42
      Цитата: msv
      Вообще в статье не сказано, что вначале войны над ЗИС-5 основательно поработали для упрощения производства, что называется отсекали лишнее. В основном изменение технологии сборки было направлено на уменьшение металлоемкости и упрощение изготовления деталей. Так появилась деревянная кабина, прямые подкрылки. С машины убрали передние тормоза,гидроуслитель тормоза. На машинах, выпускавшихся на урале даже фару ставили одну(на фото есть). Тем самым дабились упрощения ремонта в полевых условиях и увеличения числа выпускаемых автомобилей. А автотранспорт армии ох как был нужен.




      смотреть. видео к статье
  8. +1
    26 сентября 2013 11:30
    Лет пять назад, был на одной автобазе по делам. Там директор восстанавливал полуторку, правда уже послевоенного года выпуска. Разрешил, кружок сделать на ней. Вот впечатления были... smile
  9. +7
    26 сентября 2013 15:57
    Помню газогенераторный ЗИС-5 (начало 50х). Трудяга машина +++
  10. +1
    26 сентября 2013 16:02
    легендарный автомобиль-трудяга
  11. Avenger711
    +1
    26 сентября 2013 16:07
    Классный снимок на фоне Бренденбургских ворот.
    1. TIT
      0
      26 сентября 2013 16:20
      Цитата: Avenger711
      Классный снимок на фоне Бренденбургских ворот.


      я извеняюсь , а который из них lol
      1. Avenger711
        +1
        26 сентября 2013 18:58
        С машиной крупным планом. Выглядит, правда, как-то фотожабово.
        1. TIT
          +1
          26 сентября 2013 19:12
          то же в качестве лекбеза
          http://www.museum.ru/1812/Memorial/arka/index.html
  12. Sarmat1972
    0
    26 сентября 2013 16:20
    Отец рассказывал про газогенераторные ЗИСы: заводились на бензине. потом переключались на дым. Сзади кабины стояла печка с дровами и щепой. Газогенераторные машины в основном поставлялись в тыл, т.к. они были послабее на тягу, а на фронт шли лучшие модификации. батя сам был мальчишкой, но эти газогенераторные ЗИСы застал уже работая после службы в армии!!! в 60 г.г.
  13. 0
    26 сентября 2013 18:54
    Дед Войну отрулил за баранкой такого точно аппарата!
    Я просто не могу представить как он на нем ездил!
    Сейчас от машине мне нужно:
    АБС,ESP, TC. Up/Down Control и т.д.
    А он мог на такой вот аппарат сесть и поехать на нем. я даже наверное не сразу найдусь как передачи переключить на нем и буду 6-ю передачу искать :)
    1. 0
      26 сентября 2013 22:40
      Этот аппарат и есть МАШИНА. Просто МАШИНА.
      А современные - это игрушки для детишек общества потребления, хотя и удобные, а некоторые даже и красивые.
    2. 0
      27 сентября 2013 11:34
      Интересно а за что минус то? )))
      За то что про фронтовика деда написал? :)
  14. Комментарий был удален.
  15. Комментарий был удален.
  16. Комментарий был удален.
  17. Резун
    +1
    26 сентября 2013 20:46
    "На дороге жизни" А.Розенбаум.
    "...чтож ты,полуторка?..."

  18. TIT
    +1
    26 сентября 2013 22:27
    К 1 но­яб­ря 1941 го­да за­во­да­ми им. Ко­мин­тер­на, «Ком­прес­сор» и «Крас­ная Пре­сня» бы­ло из­го­тов­ле­но 456 пус­ко­вых ус­та­но­вок БМ-13 на шас­си ЗиС-6 и 15 пус­ко­вых ус­та­но­вок для ре­ак­тив­ных сна­ря­дов М-13 на шас­си ав­то­мо­би­ля ЗиС-5. По­пыт­ка мон­та­жа пус­ко­вых ус­та­но­вок для М-13 на шас­си ав­то­мо­би­ля ЗиС-5 ока­за­лась не­удач­ной, и про­из­вод­ст­во их бы­ло пре­кра­ще­но.

    Изобрели знаменитые гвардейские минометы БМ-13 не в Ленинграде. Но местные рабочие очень быстро освоили их выпуск.
    - Производство «Катюш» поставили на конвейер уже в начале 42-го года, - рассказывает сотрудник музейной экспозиции акционерного общества «Климов» Лариса Янушанец. - В строжайшей секретности здесь делали снаряды, подъемные и управляющие механизмы и устанавливали все это на грузовые машины.
    Но неожиданно возникла проблема - очень скоро закончились автомашины ЗИС-6 (трехосные, повышенной грузоподъемности). Тогда местные инженеры приняли оригинальное решение: использовать обычные грузовики ЗИС-5 («двухоски»), находившиеся в частях фронта в достаточном количестве.
    - Получались уникальные, немного «истощенные», а потому воистину блокадные «Катюши», - вспоминают ветераны. - Такие машины на протяжении всей войны не выпускались нигде, кроме Ленинграда. Но немцев били по полной программе.


    только текст
  19. 0
    26 сентября 2013 22:49
    Хотелось бы порулить такую машину. Просто дотронуться до легенды. Иногда бываю в Москве. Есть там где нибудь музей, где бы можно было проехать хотя бы километров 10 на ЗиСе - 5?. Может музей военной техники в Архангельском? В июне сего года проезжал около, но не заглянул. Время - ... торопит. Посоветуйте, пожалуйста.
  20. +1
    26 сентября 2013 23:35
    Следует отметить грамотную работу конструкторов,хорошо представлявших ,в каких условиях будут эксплуатироваться эти машины.Повышенная ремонтопригодность с применением простого инструмента и в наши дни не стала бы лишней,а в 30-40 годы и подавно была востребована.Что касается силового агрегата,то известно ,что низкооборотные двигатели большого объема имеют повышенный ресурс ,а также увеличенную тяговооруженность на низких оборотах,особенно с нижнеклапанным ГРМ(т.н. тракторный эффект).Достаточно увеличить клиренс-что и было сделано-вот вам и своего рода внедорожник.(производители современных внедорожников почему-то начисто про это забыли)
    Существует,правда ,еще одна причина применения конструктивных особенностей в таком сочетании.В стране не было хорошего бензина и октановое число 66 было,видимо, несбыточной мечтой советских нефтехимиков.Такой бензин появился,когда выяснилось,что поставленные по ленд-лизу американские грузовики не работают на на советском бензине ,потому их производители поделились технологией повышения октанового числа с помощью присадки ТЭС(тетраэтилсвинец),ныне запрещенной к применению по причине токсичности.
  21. +1
    27 сентября 2013 03:13
    Смогли же приспособить зарубежный грузовик для своих нужд и наших "направлений". Слава СОВЕТСКИМ конструкторам!
  22. +1
    27 сентября 2013 12:59
    В начале 60 годов прошлого столетия, Министерство образования СССР издало указ о введении в средних школах производственного обучения. Мужскую часть моего класса стали обучать шоферской профессии и первые навыки обращения с "баранкой" я получил на школьном грузовике, который и был самым настоящим фронтовым ЗИС-5. Этот грузовик прощал нам всё, т.к. тяговитости был необычайной. А т.к. КПП была полностью несинхронизированной, то двойной выжим мы были вынуждены освоить капитально, что в дальнейшем пригодилось для езды на наших, автопромовских, уже легковых автомобилях, даже оснащённых КПП с синхронизаторами.
    1. RJN
      0
      29 сентября 2013 19:24
      Двойной выжим и перегазовка помогают сохранить ресурс синхронизаторов,просто сейчас мало кто из нынешних водителей сумеет это сделать.
  23. RJN
    +1
    29 сентября 2013 19:29
    В Киеве, на площадке музея Великой Отечественной войны, есть некая порнография на тему "Катюши" на шасси ЗИС-6: во-первых - угловатые крылья, которых на ЗИС-6 никогда не было, а во-вторых - задние мосты не червячные ГП, а конические от ЗИС-151. Может я излишне придирчив, всё-таки люди старались.
  24. 0
    2 мая 2014 16:40
    Побольше бы фотографий военных лет. А статья очень хорошая.
  25. 0
    2 мая 2014 16:40
    Побольше бы фотографий военных лет. А статья очень хорошая.