Медведев предлагает затянуть пояса на 5%?

В начале недели премьер правительства Дмитрий Медведев решил провести встречу с представителями Верхней палаты Парламента России на тему вёрстки федерального бюджета, который обещает уйти в сторону урезания социальных расходов. Сенаторы выходили из своих отпусков, пересматривая на айфонах фотографии отдыха на далёких берегах экзотических стран, доедая тирамису, любуясь результатами масштабного ремонта в здании Совета Федерации, удобно устраиваясь в новых креслах, и в их планы явно не входило обсуждение чего-то острого и негативного. Конечно, когда кожаные кресла, тирамису, евроремонт и воспоминания о «всё включено», то тут как-то совсем не до расстраивающих нервы и желудок разговоров о бюджете. Но разговор всё-таки состоялся.

Дмитрий Медведев объявил узкому кругу сенаторов, что правительство уже одобрило главный финансовый документ страны, рассчитанный на 2014-2016 годы, и сообщил, что Парламент тоже должен шагнуть в ногу с кабинетом министров, высказав документу одобрение. Уже до начала октября бюджетный проект будет направлен в Нижнюю палату, и если там получит одобрение (в чём уже не приходится сомневаться – прим. автора), то попадёт в Совет Федерации, где сенаторы тоже должны поставить документу свои «лайки».


Так что же за документ призывает «лайкать» Дмитрий Медведев? Попытаемся разобраться, исходя из слов самого председателя правительства, а также из нынешней экономической ситуации в России.

Сам премьер, давая характеристику бюджетному проекту, называет его «самым сложным за последние годы». В чём сложность? Оказывается, в новом проекте государственного бюджета заложена необходимость сокращения расходов примерно на 5%. При этом объявляется, что при ухудшении состояния российской экономики сокращение может превысить указанное значение.



Дмитрий Медведев:

Бюджет очень сложный, самый сложный за последние годы, как и обстановка, которая сложилась в экономике. Сейчас у нас нет кризиса, но и нет развития, и мы находимся в довольно сложной точке, когда восстановительный рост закончился, прежних доходов мы не имеем, внешние рынки закрыты в значительной степени, а бюджету необходимо исполнять огромные социальные обязательства, которые мы взяли на себя в последние годы.


Премьер напомнил, что при формировании бюджета его расходы практически по всем статьям сокращали на 5 процентов, но исходя из его же цитаты, получается, что урезание ожидает именно ту часть бюджетных расходов, которая касается выполнения социальных обязательств.

Надеюсь, что после того как мы проведем реорганизацию наших Вооруженных сил, мы сможем несколько реконфигурировать расходы бюджета, и тогда начнется более быстрый рост расходов на образование, здравоохранение и науку, - заявил глава правительства.

Попытаемся перевести абстрактные проценты в конкретные рубли и сделаем на этом основании вывод о том, сколько же именно финансовых средств не хватает российскому правительству, чтобы выполнять социальные обязательства.

На 2013 года расходная часть государственного бюджета определена на уровне 13,38 триллионов рублей. В 2014 году расходы запланированы на уровне 14,2 триллионов рублей. Получается, что правительство предлагает урезать госбюджет в его расходной части на сумму 670-710 млрд. рублей (за год). Суммы на первый взгляд действительно выглядят впечатляющими, и кажется, что в закромах нашей Родины сложно найти такие средства, чтобы и финансирование перевооружения армии по плану вести, и работу бюджетных организаций на должном уровне поддерживать и пенсии с пособиями выплачивать в полном объёме, и тарифам не давать в заоблачные дали устремляться.

Но это только на первый взгляд. Если внимательно посмотреть на формирование российской казны сегодня, то просматривается более чем 50%-ное её формирование на основе нефтегазовых доходов. То есть более половины доходов – от продажи газа и нефти.

При этом бюджеты прошлых лет верстались, привязываясь к текущим ценам на баррель нефти (сегодня к усреднённой цене за последнее время). На данный момент в качестве такой базовой цены определяется цена барреля нефти на уровне $90-91 за баррель. Однако в последний раз цена в 90 и менее долларов за баррель на мировом рынке фиксировалась более 2,5 лет назад. В течение нескольких месяцев цена «чёрного золота» находилась в коридоре от 105 до 112 долларов за «бочку». Получается, что только за последние 2-2,5 года российская казна от продажи нефти получила на 16-24% доходов больше, чем предполагалось во время принятия бюджета. По прогнозам на 2013 года Россия должна была реализовать за рубеж сырой нефти на уровне 145-150 миллиардов долларов. Такой уровень достигнут уже сейчас (на сентябрь 2013). Рост доходов за счёт высоких цен на нефть по итогам года составит, как минимум, 800-900 миллиардов рублей.

Вспоминаем, что нашему правительству для реализации социальных обязательств не хватает 670-710 миллиардов рублей ежегодно (на ближайшие три года). Казалось бы, нехитрыми математическими вычислениями можно выйти на то, что с помощью сверхдоходов от экспорта одной лишь сырой нефти можно не просто покрыть весь этот «дефицит», но даже и подумать о реализации других проектов, ведь остаётся еще 100-200 «лишних» миллиардов.

Но разве могут нехитрые математические вычисления угнаться за «тройными неопределёнными интегралами» экономистов нашего кабинета министров. Если Дмитрий Медведев сказал, что «прежних доходов мы не имеем», значит, депутаты должны поверить председателю правительства и поучаствовать в секвестировании бюджета на радость экономистам кудринского толка. А для этих экономистов есть только один вариант использования поступающих в казну сверхдоходов: складывать деньги в евродолларовую кубышку, из которой брать деньги «до кризиса - ни-ни…»

Кстати, о кубышке (Резервном фонде). Не так давно президент Путин предложил распечатать этот фонд и пустить определённую часть его средств на развитие инфраструктурных проектов (строительство дорог, мостов, морских портов и т.д.). Казалось бы, решение более чем здравое. Но и здесь есть один немаловажный нюанс, мимо которого нельзя пройти. Финансовые средства Резервного фонда размещаются в иностранной валюте под мизерные 0,7% годовых. При этом российские власти заявляют о желании привлечь к развитию российской инфраструктуры иностранных инвесторов, которые могут получить налоговые и прочие преференции на уровне до 8,5% в год. Получается, что мы даём деньги «американскому дяде» в долг под смехотворные 0,7% и сами же призываем этого «дядю» вложиться в наши же проекты с одной только входной экономией в 8,5% годовых… Разумеется, от такой странной манипуляции Россия потеряет свои же миллиарды долларов, не сделав и первого шага к началу реализации инфраструктурных проектов. Хотя свои ли эти миллиарды, если хранятся они у того самого «заокеанского дяди»?.. Очередной «тройной интеграл», который даже видным математикам будет «взять» не под силу. Поэтому не будем удивляться, если горячее желание поучаствовать в «инвестировании» в строительство российских морских портов изъявят американские или европейские компании или банки.

Мы тут говорим о сверхдоходах в российскую казну от экспорта нефти, которые могли бы покрыть упомянутую Медведевым 5%-ную недостачу, но при этом несколько забываем, что Россия – это уникальное государство, в котором непосредственно в бюджет поступают лишь 30% доходов от прямой продажи нефти (в нефтедобывающей Норвегии, к примеру, такой показатель близок к 80%). И эти 30%, как уже было отмечено, наполняют бюджет более чем наполовину. Куда идут 70%? - да всё в те же фонды и прочие «заведения», возвращаются нефтяным гигантам для «развития». Уже одно это сразу же отсекает возможность подготовить «плотную заплатку» для будущего бюджета. Так, может быть, правительству и депутатам лучше подумать не о сокращении финансирования социальных программ, а о пересмотре использования нефтегазовых доходов в сторону эффективности? Странно было бы предполагать, что такая мысль в головы правительственных экономистов не приходила. Получается, что приходила, но её решили заменить мыслью о сокращении социальных расходов. Это реализовать куда удобнее и быстрее – чик – и готово! Нажали кнопки – и вперёд – к рассказам о том, что казне не хватает средств.

P.S. Пока правительство призывает принимать «сложный» бюджетный проект, отток капитала из России за минувший год составил $70 млрд. (по оценкам Владимира Федоткина, представляющего комитет ГД по бюджету и налогам), $65 млрд. (по оценкам министра финансов Антона Силуанова). Более 8 миллиардов рублей украдены под крылом структуры «Оборонсервис», 39 миллиардов руб. исчезли со счетов «Росагролизинга», а ещё есть «Олимпстрой», «Курорты Северного Кавказа» и т.д и т.п.

Ну и «по мелочи» - ремонт зала заседаний в здании Совфеда обошёлся государственной казне в 150 миллионов рублей…
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

213 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти