Поисковые работы останков советских солдат в районе Мясного Бора

64
На днях вместе с сотрудниками компании «Автодор» я отправился в небольшую поездку в Новгородскую землю посмотреть на то, как ведутся работы по разминированию местности, а также поиску и захоронению останков солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, но не преданных до сих пор земле.

Эти места связаны с одним из самых драматических моментов Великой Отечественной Войны — окружение 2-й ударной армии и попытка советских войск выйти из смертельного «мешка» с небольшой горловиной у Мясного Бора.

Трагические события начались 7 января 1942 года, когда Волховский фронт перешел в наступление на 150-километровой полосе. Перед советскими войсками стояла глобальная задача — снятие блокады Ленинграда, освобождение Новгорода и уничтожение всех немецких войск восточнее Ленинграда.

Благодаря поддержки авиации и артиллерии прорвать оборону немцев удалось только 2-й ударной армии в районе Мясного Бора на узкой полосе фронта. Прорыв — это узкий коридор, который к февралю 1942 года, ценой кровопролитных сражений, расширили до 12 километров. Армия углубилась на 40 километров вглубь захваченной территории, образовав «мешок». Дальше наступление остановилось и расширить его не удалось. Соединения армии перешли в оборону. Стала ощущаться нехватка продовольствия и боеприпасов...

В районе основных потерь 2-й ударной армии планируется строительство седьмого участка скоростной автострады Москва — Санкт-Петербург, и трасса пройдет прямо через эпицентр боевых действий. Для того, чтобы дорога не прошла по костям павших, с 1 мая 2013 года начались работы по тщательному поиску оставшихся в земле боеприпасов и останков военнослужащих с их последующим перезахоронением. Это несмотря на то, что поисковые экспедиции («Вахты Памяти») в этих краях идут уже с 1988 года.



1. Немецкие войска перешли в наступление 15 марта, и через два дня оборона советский войск была сломлена. Кольцо окружения сомкнулось. Но кровавые бои за коридор не прекращались — советские бойцы прорывали коридор шириной от 300 до 800 метров, но все попытки его удержать в итоге провалились. 31 мая 1942 года «мешок» был полностью закрыт заслоном глубиной в полтора километра. В котле оказались по разным оценкам от 40 до 157 тысяч человек. Недостаточное снабжение армии наземным путем полностью прекратилось, а из-за недостатка информации сбрасываемые с самолетов грузы с оружием и продовольствием частенько доставались немцам.

Из-за страшного голода солдаты съедали не только убитых коней, но и ремни с упряжек. На высоте человеческого роста со всех деревьев была съедена кора. Также фиксировались случаи каннибализма.

…весь коридор был завален трупами в несколько слоев. Советские танки шли прямо по ним и гусеницы вязли в сплошном месиве человеческих тел. Кровавые куски забивали траки, машины буксовали и танкисты прочищали гусеницы заранее заготовленными железными крючьями…

Уцелевшие бойцы из бесконечных тел погибших товарищей делали бруствера, чтобы хоть как-то укрыться на простреливаемой территории. Утром 25 июня 1942 года коридор был перекрыт окончательно. После этого у Мясного Бора не вышел из окружения ни один человек.



2. В начале 2013 года компания «Автодор», заказчик строительства новой дороги, провела открытый конкурс на право осуществлять поисковые работы на данном участке. Работы проводятся компанией «ИТЦ Специальных работ» совместно с новгородской поисковой экспедицией «Долина».

Самое долгое и сложное — прочесывание местности на поиски верховых солдат, братских могил и особенно санитарных захоронений. Верховые солдаты лежат неглубоко под землей, 10-15 см.



3. Санитарные захоронения делали обычно в воронках от снарядов. Туда стаскивали погибших и засыпали.



4.



5. За сезон 2013 года по территории будущей трассы найдено 1273 взрывоопасных предмета и поднято 254 солдата, в том числе один немец. Пока это участок длиной в 28 километров и 150 метров в ширину, где пройдет будущая трасса. В настоящее время идут работы по обследованию близлежащих территорий.



6.



7. После раскопок братского захоронения количество тел определяют по парам берцовых костей, так как они лучше всего сохраняются в земле.



8.



9. Место раскопок верхового солдата. Как позже выяснилось — офицера. На фотографии справа видна винтовка, куски бинокля, под ним фрагменты черепа, ниже сапоги в рюкзаке и шланг противогаза.



10. Звезда на фуражке.



11. Патроны разламываются пальцами.



12. Винтовка.



13. Часто можно найти сохранившиеся монеты. Это 5 копеек 1930 года и 20 копеек 38 года.



14. Гораздо реже попадаются медальоны бойцов. Особенно редки случаи, когда в медальонах сохраняется записка солдата, по которой можно установить личность. За 2013 год из 254 найденных тел установлены личности только 12 бойцов.



15. Еще несколько вещей из найденного поисковой экспедицией «Долина».



16. Инструменты медсестры.



17. Агитационные листовки немцев.



18.



19. В деревне Мясной Бор построены мемориал и часовня в память о погибших в войне советских солдатах.



20. С 1988 года на кладбище было захоронено более 31 200 солдат.



21.



22. А вот такой транспорт здесь используется весной, когда в лесу много воды.





Поисковые работы в Мясном Бору — это первый подобный масштабный проект, реализуемый при подготовке территорий, отведенных под строительство новых дорог.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    28 сентября 2013 09:11
    Игорь Растеряев.
    Георгиевская ленточка.


    .....
    Проезжаю я зловещие места
    Там, где человек – главное богатство недр
    Где ещё с войны
    Бойцы лежат по трое на один квадратный метр
    Там везде шаги, там голоса
    Чудные огонёчки по болотам
    Тени по ночам тебе поют
    Как будто просят и хотят чего то:

    «Откопай меня, браток, я Вершинин Саня
    Пятый миномётный полк, сам я из Рязани
    Много ты в кино видал о солдатах версий
    Щас послушаешь мою, эх, будет интересней»

    И начнут они вещать
    На языке стонов недомолвок
    Хочешь убежать, но впереди
    Они опять мелькают между ёлок

    «Откопай меня скорей, умоляю снова
    Я Моршанников Сергей, родом из-под Пскова
    Адресок мой передай в родную сторонку
    Восемнадцатый квадрат, чёрная воронка»

    А под утро всё взревёт, полетит куда то
    И попрёт на пулемёт в штыковую с матом
    И деревья все вверх дном: ввысь растут коренья
    В этом славном боевом месте преступления.
    ———————————————————-

    Расчудесный уголок, не леса, а сказка
    Наступил на бугорок, глядь, а это каска
    Чуть копнул – и вот тебе: котелок да ложка
    И над этим, надо всем – ягода морошка
    Над землёю месяц май молод и прекрасен
    Электричка подъезжает к станции «Апраксин»
    В небе караван гусей, скоро будет лето
    Девочка в своей косе поправляет ленту....
    1. +13
      28 сентября 2013 09:16
      Спасибо этим парням. А нашим предкам вечная память. И наши дети должны знать и помнить!
      1. gsg955
        +12
        28 сентября 2013 10:04
        Очень важная и достойная работа.Все солдаты должны быть
        похоронены.
        1. +7
          28 сентября 2013 14:30
          Цитата: gsg955
          Очень важная и достойная работа.Все солдаты должны бытьпохоронены.

          Эту работу должно финансировать и управлять МО через районные военкоматы.А то получается часто что это личная инициатива и захоронения не ведутся годами .Государство самоустранилось в свое время от захоронения своих павших солдат,хотя на это не имело права!
          Ведь это наша история,наша память и наша будущее если хотите.........как напутствовать молодежь если они видят что наши мертвые солдаты не захоронены до сих пор?!
          1. GSE-PILIGRIM
            0
            29 сентября 2013 14:30
            военкомат в субъекте рф один в районах отделы управлять да финансировать нет
            1. +2
              29 сентября 2013 18:29
              Военкомы будут государевы деньги на такую ерунду тратить?! Да ни в житсть! Они их благополучно "освоят" и не более того
  2. Jarik56
    +5
    28 сентября 2013 09:16
    Да, грустно, но у немцев с захоронением, да и с сохранением солдат получше было. Вечная память павшим защитникам Отечества!
    1. +8
      28 сентября 2013 13:50
      Jarik56
      По поводу сохранения солдат-в конце войны у них с этим было также, как у нас в начале. Кстати, читал мемуары эсэсовца, действовавшего там.Наши им тоже дали жару, даже там. По его словам к концу операции в его батальоне осталось около тридцати человек. Насохраняли. Как ни странно, мемуарист был очень высокого мнения о наших солдатах.
      Автору просьба, пожалуйста, ну не надо говорить о том. что неизвестно, сколько там было окружено. Зачем предположительную цифру увеличивать до 157 тысяч? Весь личный состав 2 Ударной Армии на начало операции составлял около 70 тысяч. И в окружение попало именно 40 тысяч. всё это давным давно установлено и известно всем, кто желает об этом узнать.
      1. +2
        28 сентября 2013 16:36
        Меня неприятно поразила в статье вот эта вставка
        …весь коридор был завален трупами в несколько слоев. Советские танки шли прямо по ним и гусеницы вязли в сплошном месиве человеческих тел. Кровавые куски забивали траки, машины буксовали и танкисты прочищали гусеницы заранее заготовленными железными крючьями…
        Из наших красноярских пацанов, готовящихся в военно-спортивных клубах к службе в ВС РФ, попали в финансируемые регионом проекты поисковиков - пяток за 20 лет.
        Разговаривая с руководителями поисковиков в Калининграде "по-случаю", не представляясь, убедился на одного идейного - двадцать "кладоискателей" плюс пяток "продвинутых", работающих за иногранты.
        Это всё потому, что эти ребята из военно-спортивных клубов, никому из властьимущих пока не нужны. Всем кажется, что это ненужная инициатива.
        1. +1
          28 сентября 2013 18:36
          CTEPX
          К сожалению, в Калининграде появляется уже третье поколение кладоискателей, это как зараза. Массовых неопознанных захоронений советских солдат у нас почти нет. Останков советских воинов брошенных где попало тоже нет. Зато есть кучи немцев, масса всяких ценностей, прикопанных немцами. Поэтому наши поисковики заражены кладоискательством. Конечно, государство должно их финансировать и организовывать.Но кого искать, немцев? Больше-то практически некого. А должно ли государство финансировать поиски немцев? Кстати-один немецкий жетон-пара тысяч евро, если в Германию продать...вот такая вот беда у нас...
          А по поводу молодежи-ну пытался мой товарищ, вступивший в КПРФ, от КПРФ заняться воспитанием детей. Мы все помогли, привлекли школы-и детей набрали, и помещение мы организовали бы и была договоренность о помощи со стороны училища в Борисово-коммунистам надо было лишь сказать ДА-куда там, занятые очень, молодёжная политика их не интересует-делабт какие-то мелочи для проформы-для отчета перед вышестоящими, и всё...пришлось отправить детей в "Юниор", созданный нехорошими властями и худо-бедно как-то справлявшийся., и оказывать помощь уже ему. Вот так. Нет, нам пофиг, лишь бы дети получили правильное воспитание, но меня начинает тошнить, когда слышу крики коммунистов о том, что власть детьми не занимается..а они сами-то? И это при том, что я всё равно считаю коммунистов единственной вменяемой оппозицией и возможной альтернативой Путину...если Зюгу убрать...
          1. +4
            28 сентября 2013 18:53
            Цитата: smile
            пытался мой товарищ, вступивший в КПРФ, от КПРФ заняться воспитанием детей.

            А детей нельзя от партии воспитывать)).
            В чём КОРЕННОЕ отличие Сталина от Гитлера?))
            У Гитлера был "гитлерюгенд" - военизированное формирование. У Сталина, и пионерия и комсомол, не заменяли ОСОАВИАХИМ)). Хотя, конечно. он не сумел его ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ. И это стоило нам в неизбежной войне... кое-чего.
            А другого пути для воинской (российской) империи, кроме как воспитывать своих детей в военно-патриотическом духе - НЕТ)).
            И бороться стоит за ПРАВО воспитывать детей Российской Империи в военно-патриотическом духе.
            Остальное, по сравнению с ЭТИМ - такая блажь)).
            1. +1
              28 сентября 2013 21:35
              CTEPX
              Ну естественно, нельзя. парень просто желал, чтобы коммунисты участвовали в воспитании подрастающего поколения именно в патриотическом духе, это называется молодёжная политика...:))) Оказалось, им не нужна молодёжная политика...:(((
              С остальным согласен полностью. Все бы так думали.... Иногда вношу свою скромную лепту.:)))
              1. dima_talib
                +6
                29 сентября 2013 01:16
                К сожалению,горькая но правда. Я сам член КПУ (Коммунистическая Партия Украины) Предлагал нечто подобное своим однопартийцам и руководству ...
                НИКОМУ это не надо. Флагами махать - это "могём". А так, карманная партия "Симоненина". Молодёжи в КПУ (в отличии от "Свободы") практически нету.
                Извините,что немного не в тему.
                Наболело...
                1. +1
                  29 сентября 2013 13:40
                  dima_talib
                  Так чтож извинятся-то-чай не чужие...всё в тему...жаль, что в такую грустную...
        2. 0
          28 сентября 2013 21:38
          CTEPX
          Блин, извиняюсь, я кажется вам минус тыркнул...я нечаянно и больше не буду...:)))
        3. +3
          29 сентября 2013 11:58
          [quote=CTEPX]Меня неприятно поразила в статье вот эта вставка
          …весь коридор был завален трупами в несколько слоев. Советские танки шли прямо по ним и гусеницы вязли в сплошном месиве человеческих тел. Кровавые куски забивали траки, машины буксовали и танкисты прочищали гусеницы заранее заготовленными железными крючьями…

          Так оно и было, увы. Когда в районе Мясного Бора начали работать первые энтузиасты, то обнаружили, что во многих местах, особенно в районе просеки "Эрика" трупы лежали в 6(!!!), а то и более слоев. Кстати, в статье там есть небольшая неточность.

          "7. После раскопок братского захоронения количество тел определяют по парам берцовых костей, так как они лучше всего сохраняются в земле."

          Определяют не по берцовым костям, а по бедренным. Они действительно сохраняются дольше, все-таки самая крупная кость в теле.
        4. -1
          29 сентября 2013 18:54
          Трупы в несколько рядов ,это полный бред.Там надо было положить весь Советский Союз и еще не хватило.Конечно это катастрофа,но по сравнению с Вязьмой ,Белостоком,Киевом это семечки,цинично конечно,но те люди выполнили свой долг и я перед ними преклоняюсь.
        5. -3
          30 сентября 2013 08:43
          Автор статьи - либероидный дятел. Прекрасная тема с "жидо-большевистским" белоленточно-либеральтным подтекстом. Лучше почитайте книги Алексея Ивакина "Десантура-1942" и "Блокада" там намного доступнее и достовернее написано без геббельсовкой бредятины о "кровавом сталинском режиме".
    2. rodevaan
      +1
      30 сентября 2013 08:29
      Цитата: Jarik56
      Да, грустно, но у немцев с захоронением, да и с сохранением солдат получше было. Вечная память павшим защитникам Отечества!


      - Все так, за исключением того, что я лично не знаю немецких ресурсов аналогичных нашим ОБД и подвигнарода.... Ну и плюс, что потери 45 года у них ВООБЩЕ не учитывались и о том сколько перемололи фрицев наши танки в 45-м можно говорить лишь с большой долей условности... Сколько там было вермахта, фольксштурма и прочих оборванцев, которых уже скопом гнали затыкать бесконечные дыры и прорывы Восточного фронта.
      1. +1
        30 сентября 2013 09:13
        Все так, за исключением того, что я лично не знаю немецких ресурсов аналогичных нашим ОБД и подвигнарода.... Н

        немецкий "подвиг народа" конечно круто, но по RK сайт есть, как и аналог ОБД-фольксбунд
        1. rodevaan
          0
          1 октября 2013 06:28
          Цитата: стас57
          Все так, за исключением того, что я лично не знаю немецких ресурсов аналогичных нашим ОБД и подвигнарода.... Н

          немецкий "подвиг народа" конечно круто, но по RK сайт есть, как и аналог ОБД-фольксбунд


          - А насколько там информативен ресурс? Что-то я туда не смог зайти...
          1. 0
            1 октября 2013 09:51
            - А насколько там информативен ресурс?

            не менее 60% потерь, точнее я не скажу, но факты отсутствия ФИО имеются, такова специфика фольксбунда.
  3. +7
    28 сентября 2013 09:25
    В 1996-1997 г. будучи курсантом принимал участие в разминировании и поисковых работах в тех местах. Там же работала "Долина" и школьники из Красноярска.
  4. +7
    28 сентября 2013 09:46
    У нас город небольшой, но тоже есть свой поисковый отряд. Кстати, сейчас они как раз на вахте в районе Мясного Бора.Боровичский поисковый отряд "Звезда"
    1. +1
      28 сентября 2013 16:46
      Зайдите на сайт отряда и убедитесь - он брошен. После Бабурина.
      И если можно - без праведного гнева)). Лучше помогите. Отряду.
  5. +19
    28 сентября 2013 09:51
    Героям Слава! Почему-то нет на этом сайте статей, до чего наши предки доводили своих врагов. Как немцы в Сталинградском котле жрали друг друга, а из замёрзших трупов складывали укрепления. Как пленные итальянцы делали пиццу из своих товарищей даже в лагерях НКВД, а бесчеловечные сталинские надзиратели мочили этих нелюдей на месте, как только заставали за каннибализмом. Историки рассказывают нам про ужасы войны с нашей стороны линии фронта, и молчат про ужасы войны на той стороне фронта. Как будто их не было. Картина получается неполной. Эти белые пятна пора устранять.
    1. -7
      28 сентября 2013 10:21
      Запугивают ужасами войны, чтобы смирно сидели и боялись, боялись... Типа "Вы, конечно, герои, но... надо сделать так, чтобы воевать вы никогда больше не могли из-за страха". Те кто там лежит, если были бы живыми, наверно, бы презрительно плевали в сторону таких писак
      1. +6
        28 сентября 2013 11:33
        Какой дивный бред, кто запугивает? Мой дед ? Моя мать, моя бабуля пережившая голод и ужасы оккупации , у которой на руках умерли трое младших сестер и братьев? Соженные деревни, убитые дети, кто запугивает, НЕуважаемый? Кто, блокадники? Белорусские селяне? Моряки тихоокеанцы, коих 20 тыщ лежит у нас у Кривцово?
      2. +4
        28 сентября 2013 11:35
        Цитата: LetterKsi
        Те кто там лежит, если были бы живыми, наверно, бы презрительно плевали в сторону таких писак

        Вот уж не думаю, что те, кто там лежит так уж жаждали воевать. Даже немцы. Хотеть воевать и быть готовым к защите своей Родины- это разные вещи.
      3. +1
        28 сентября 2013 16:45
        Запугивают ужасами войны, чтобы смирно сидели и боялись, боялись..
        Мне кажется, или Вас неправильно понимают? Выразитесь, пожалуйста, повнятнее.
        1. +3
          28 сентября 2013 18:27
          Да пожалуй неправильно понимают. Наверно не правильно выразился. Наш народ уже не представляет иные способы описания событий, кроме как про мясо на танковых гусеницах и канибализм. Такой "жанр" призван запугать нас и породить бессилие перед вражьим нашествием и подавить волю к сопротивлению. Чтобы каждый войну представлял через призму страха. Чтобы у человека не было желания навалять вражине по самое нихочу, а было желание сбежать и укрыться
  6. +5
    28 сентября 2013 10:00
    молодцы, парни! Занимаются благородным делом
  7. Рысь
    +7
    28 сентября 2013 10:13
    Кое-что читала об этой поисковой организации "Долина" - и что прокуратура ими заинтересовывалась, дело возбуждала, и что копали они совершенно не там, где положено, и к аккуратности работ были вопросы. Человек один знакомый был оттуда, в связи с чем и заинтересовалась. Мины и снаряды оставляли в лесу неразорвавшиеся.
    А так-то, конечно, это благое и благородное дело, но если в нем нет корыстного мотива. То ли написано о них было так, то ли еще что-то, но у меня зародилось сомнение..
    1. +2
      28 сентября 2013 14:29
      Дело в том, что к таким организациям часто примазываются всякого рода черные копатели
      1. +2
        28 сентября 2013 16:51
        Цитата: lewerlin53rus
        к таким организациям часто примазываются всякого рода черные копатели

        Чаще наоборот)). Все места заняты "чёрными копателями")).
      2. +2
        28 сентября 2013 17:27
        Черные копатели,это действительно чернота. Найдя "рыбное место" роют как бульдозеры, разбрасывая в стороны кости, некоторые документы, личные фото и письма, и даже медальоны, которые по их мнению ценности не представляют.Грабители мертвецов, мародеры, вот кто они.
  8. +5
    28 сентября 2013 10:50
    Какие вопросы могут быть к ребятамм? Им можно только спасибо сказать. Государство то от этой работы,фактически, устранилось... Видно наши государственные деятели запамятовали слова А.В Суворова:"Война не закончена пока не похоронен последний солдат"... А неразорвавшимися боеприпасами должны заниматься саперы, которых в помощь поисковикам могли бы выделить Минобороны или МЧС.
    1. +7
      28 сентября 2013 11:04
      К ребятам могут быть БОЛЬШУЩИЕ вопросы!Сам ездил(и езжу по-возможности)на коп.Чё к чему-сами поразмыслите.С нами всегда присутсвует ПРЕДСТАВИТЕЛЬ и х-нёй не занимаемся.Бывают чёрные копари-те вообще на голову неадекваты.Могуг какую-нить РГД-33 на месте стоянки(костревике)прикопать(сам с таким делом встречался).А память дедов нужно чтить!По ту и нашу сторону были прежде всего люди!У всех остались родственники
      1. +3
        28 сентября 2013 11:06
        Вот и не должно государство пускать это дело на самотек и ограничиваться дежурными речами с высоких трибун...
      2. +2
        28 сентября 2013 11:41
        У нас всегда присутствует полиционер, сотрудник ФСБ и машина МЧС,все ВОПы только под акт и тут же уничтожаются.
        Но...
        Появились неприятные моменты-фермеры идут в штыки,когда коп видят
        1. Рысь
          0
          28 сентября 2013 15:25
          Так Вы объясняйте, что бойцов поднимаете.. Или им и это не нравится?!
          1. +2
            29 сентября 2013 11:23
            Да кашляли фермеры на эти обьяснения.Главное,что бы поля ихние были ровные.Ведь не все за собой ямки ровняют.Ну и жадность.Типа,на моем поле нашли,да не поделились.Хотя видел и обратные истории.Но это больше антики касается.
          2. +1
            29 сентября 2013 12:42

            Рысь
            Так Вы объясняйте, что бойцов поднимаете.. Или им и это не нравится?!

            им , как верно замечено пофиг, точнее так-
            Их тоже можно понять- только посадил, тут идет толпа с 10 человек, роют шурфы, роют ямы, иногда подрывают на месте.
            Пока случаев откровенной войны еще не было, но думаю не за горами и стрельба.

            crazy_fencer
            Когда я последний раз бывал в тех местах (в смысле, Мясной Бор, Спасская Полисть), никакими фермерами там и не пахло. Правда, это было лет пять назад. Неужто появились?

            нет, это другой район- Курская дуга
        2. 0
          29 сентября 2013 12:07
          Когда я последний раз бывал в тех местах (в смысле, Мясной Бор, Спасская Полисть), никакими фермерами там и не пахло. Правда, это было лет пять назад. Неужто появились? Тогда-то там кроме придорожных алкашей, да "плечевых" редко кого можно было встретить.
  9. +2
    28 сентября 2013 11:24
    Да вечная память бойцам , а наша задача детям привить уважение и осознание подвига солдат ВОВ.
  10. +2
    28 сентября 2013 11:26
    Страшное место - Мясной Бор!
    Каждый год добавляются новые могилы. Спасибо поисковикам, они делают нужное и важное дело!
  11. +3
    28 сентября 2013 13:08
    Вечная память героям.
    Павшим и жевым.
    Всем, кто прошёл через этот ад.
  12. +1
    28 сентября 2013 13:47
    Щас на МДшках хоть"отсев" можно поставить...А те кто начинал вообще со щупами ходили, а когда первые "минники" появились-это вообще как песня было, хоть и брали они всё что угодно. Был разок в тех краях на вахте памяти...
  13. Рысь
    +3
    28 сентября 2013 15:31
    Просто невозможно понять и осознать того, сколько погибло в ВОВ людей...

    Ребята, а почему бойцов не поднимали в советское время? Почему им нужно было столько времени пролежать, чтобы их начали искать и перезахоранивать? И только и слышу о частных лицах и организациях, которые занимаются поиском.. Где государство?
    Государство, кстати, ужесточило закон о поиске...
    1. +2
      29 сентября 2013 12:51
      Цитата: Рысь
      Ребята, а почему бойцов не поднимали в советское время? Почему им нужно было столько времени пролежать, чтобы их начали искать и перезахоранивать? И только и слышу о частных лицах и организациях, которые занимаются поиском.. Где государство?
      Государство, кстати, ужесточило закон о поиске...

      а я тебе расскажу.
      В брежневские времена, по моему имхо, надо было не стеллы бетонные ставить, или штыки 50метровые, не озеровщину снимать, а рыть, рыть до посинения, пусть засекречено будет, но пусть все в могилках лежат, а не по полям, благо и государство могло и МО привлечь полезно, но кому это надо было, потыкали одинаковых "Алеш" по деревням по разнарядке, к очередному юбилею, а под ними никого. Были и такие случаи, и потом деревни плиты меняли, друг с другом.
      В итоге поднимают бойца в поле- тю, а он уже вроде как в деревне в "братской" должен лежать. И тоже не единичный случай, или поднимают, а он из соседней деревни(в 43 как освободили, короткая проверка и на пополнение) так его ни в ЦАМО нет, ни в Книге памяти, нигде, только котелок подписанный от человека остался.
      поэтому не люблю я все эти "символы нашей общей победы", все эти кино о нереальных событиях, мифы о войне, правда она так там по полям и лежит, и еще не одно поколение копать будет
      1. 0
        29 сентября 2013 21:46
        Да бросьте!
        Нормально копали в советское время.Вахты Памяти.Кто не знает,пусть помолчит.Просто масштабы немеряные!Помню,как нас кормили в колхозных столовых,как,обеспечивали транспортом.Нечего тут мурчать про Союз!Он свое дело делал!
        1. +1
          30 сентября 2013 09:31
          Да бросьте!
          Нормально копали в советское время.Вахты Памяти.Кто не знает,пусть помолчит.Просто масштабы немеряные!Помню,как нас кормили в колхозных столовых,как,обеспечивали транспортом.


          ололо.
          Если б нормально копали, сейчас бы нечего было копать.
          с 45 по 85годы 40!! лет, живы участники, свидетели, работает огромный механизм государства, за это время в нашем районе выкопано не более 50 человек, и то по большому счету случайно- то трактор зацепил, то траншею рыли.
          Все известные мне мэтры поискового движения начали на рубеже 80-90 с нуля, вообще до них никто и никогда этим, так серьезно, не занимался у нас по Курской Дуге.

          Нечего тут мурчать про Союз!Он свое дело делал!

          что он сделал? понатыкал бетонных памятников, с пустыми могилами и типа все хорошо ? То что союз мог сделать и что сделал- огромная разница.
          Поэтому как тогда, так и сейчас реально масштабным поиском занимаются скорее энтузиасты, чем государство.
  14. +5
    28 сентября 2013 16:38
    Цитата: Рысь
    Где государство?

    Что сейчас государство? Кучка людей озабоченных своим благосостоянием,им наплевать и на погибших и на живых, только такие люди, как из фильма, не продавшие совесть, энтузиасты, которые за свой счет(почти всегда) делают доброе дело,достойно захоранивая останки наших предков, погибших выполняя свой долг. Мясной Бор только один эпизод, а сколько еще полей и лесов засеяны костями солдат. Под Воронежем, считайте в центре страны, в лесах, не так уж и далеко от города находят поляны, где вперемешку лежат и наши и немцы. Об этом известно местечковым правителям, но я не слышал, что предпринимались какие то шаги исправить этот позор,другого слова не подберу, по отношению к памяти погибших.
  15. 0
    28 сентября 2013 17:40
    " Чиновники сраму не имут..." - Для "воспитания" чиновников их обязательно надо окунать в "жижу сегодняшних реалий".
  16. +1
    28 сентября 2013 17:48
    Господи! Какая была страшная война. Только наши отцы и деды могли, падая тысячами в свою землю, ломать хребет германскому зверю. Как мы мало уделяем им внимания. Наши поисковики-энтузиасты делают великое дело. Пора и нашему государству позаботится о памяти своих спасителей!
  17. serge-68-68
    +4
    28 сентября 2013 18:14
    Позавчера в Велиже закончили поднимать санитарку на весну 1942. 98 бойцов. 1 медальон. Захоронение в трех метрах от дороги, частично - под фундаментом, оставшимся от хаты. Сегодня захоронено 333 солдата.
    1. +1
      29 сентября 2013 11:31
      98 восемь бойцов,один медальон.Не дай бог,незаполненый.Так и в Крыму."Санитарка "на 236 человек.Точнее две,рядом.Несколько медальонов,медаль "За отвагу".По номеру пробили.Пять или шесть человек опознали.А медальон,заполненый,не факт.Подняли двух бойцов,с медальонами.Читаемые."Запорожская область..",а дальше названия поселков,районов,улиц,которые все переименованы.Покрутили карту области,отправили запрос в облвоенкомат.И все.
  18. +2
    28 сентября 2013 20:23
    Всех погибших поднять нельзя,кроме Мясного бора есть и другие аналогичные места,в районе тех же самых болот.Про 2 ударную армию могу сказать,что после того ,как она вошла в то болото и не могла пробиться к Ленинграду,она несколько месяцев находилась в окружении.Солдаты не имели ни пищи,ни боеприпасов.Поддержка с воздуха полностью отсутствовала,в то время как немецкие самолеты их непрерывно бомбили.После того ,как сменился командующий армией и был снова пробит коридор в районе Мясного Бора шириной около 4км ,2 ударную армию можно было спасти и вывести из окружения.Но вместо этого было приказано всеми силами ударить на Любань с последующим выходом в район Красного Бора и возможностью соединиться с войсками Тихвинского фронта.Пробить оборону врага не удалось,она была хорошо подготовлена .Немецкие части даже успели к тому времени построить узкоколейку,которая проходила параллельно основной железной дороге.Остатки голодных дистрофиков погибли,выполняя нелепый приказ и не имея никаких шансов на победу.После этого были еще неоднократные попытки пробится в райнах некоторых ж.д. станций ,не имевших успеха,а весной началось стихийное отступление оставшихся в живых солдат через коридор в болоте возле Мясного Бора шириной всего 200-300 метров ,который простреливался из пулеметов с двух сторон.Пройти,вернее проползти этот участок можно было только ночью,благо речку Полисть не надо было переплывать ,т.к.она была завалена трупами.
    Таким образом спаслись несколько тысяч человек.Приказ об отступлении от 25 июля 1942г видимо,все-таки появился,но о нем ,похоже,никто не знал.Все,кто мог двигаться,пытались самостоятельно выбраться из болота и выйти к железной дороги.На узкоколейке,построенной бойцами 2 УА в северо-западном направлении,были оставлены несколько вагонов в ранеными,т.к. никакой возможности им помочь,не было.Такова суровая правда войны.Вот цитата из военных документов:
    Июль 1942 г. /6, с. 305, 313/. В начале июля 1942 года в вышедших из окружения частях 2-й ударной армии в составе семи дивизий, шести бригад и одного батальона числилось всего 10 898 человек, т.е. две полнокровных дивизии.
    Слава павшим воинам! 2 Ударная Армия погибла не по их вине.

    На фото солдаты немецкой армии едут по своей военно-полевой узкоколейной железной дороге «Stern».
  19. 0
    28 сентября 2013 21:44
    Война не закончена, пока не похоронен последний павший на ней солдат !!!!Так что важное дело делают ребята. Побольше бы таких.
    1. 0
      11 октября 2013 12:22
      Цитата: I am
      Война не закончена, пока не похоронен последний павший на ней солдат !!!!Так что важное дело делают ребята. Побольше бы таких.

      Cовершенно с Вами согласен!
  20. 0
    29 сентября 2013 09:21
    Это вот где наша золотая молодежь, а не те, что в кабаках прожирают и пропивают родительские деньги.
    Спасибо вам за такую черновую но благодарную и нужную работу!
  21. 0
    29 сентября 2013 11:50
    Веяная память всем павшим !
  22. +5
    29 сентября 2013 13:10
    Сильна лишь та страна, которая помнит о своих павших солдатах.
  23. РОА
    -2
    29 сентября 2013 16:36
    Мда, наши военные всегда клали на жизни солдат, ибо бабы еще нарожают.
    1. +1
      29 сентября 2013 21:53
      Сам понял,что сказал?Или процитировал?
  24. свобода2013
    0
    29 сентября 2013 18:24
    До 2010 года под Новгородом (п.Новоселицы) стояла учебка ВВС и оказывала помощь поисковикам техникой (сплошь болота) и людьми. Сейчас их перевели в Ставрополь и кто будет далее помогать от МО неизвестно. А там копать и копать, сам на 2-х перезахоронениях присутствовал.
  25. rodevaan
    +1
    30 сентября 2013 09:30
    Цитата: Сергей Медведев
    Героям Слава! Почему-то нет на этом сайте статей, до чего наши предки доводили своих врагов. Как немцы в Сталинградском котле жрали друг друга, а из замёрзших трупов складывали укрепления. Как пленные итальянцы делали пиццу из своих товарищей даже в лагерях НКВД, а бесчеловечные сталинские надзиратели мочили этих нелюдей на месте, как только заставали за каннибализмом. Историки рассказывают нам про ужасы войны с нашей стороны линии фронта, и молчат про ужасы войны на той стороне фронта. Как будто их не было. Картина получается неполной. Эти белые пятна пора устранять.


    - Сергей, я с Вами полностью согласен! Но тема про то как били врагов нынче увы, - это табу. Ползать на карачках перед западоидами - вот что сейчас можно, а значит и идиотский треп про "трупами закидали" сейчас актуален. В начале 90-х когда нам с запада шел пропагандистский понос про то что типо русский советский солдат воевать не умел, а лишь заваливал трупами врагов, а немцев типо зима повыморозила, да ветер посдувал, и наше в это всем скопом верило в эту русофобскую пропагандистскую чушь, потому как было модно считать, что истинная правда конечно же на западе. Сейчас наблюдается то же самое. Я никак не могу понять, почему всегда смакуются во всей красе наши потери - "100500" миллионов положили во Ржеве, "200500" миллиардов под Москвой, возьми любой рассиянский фильмец современного производства - смотреть тошно, одно про одно как толпу наших солдат гонят на фашистские пулеметы-минометы. Только об этом и речь, только это и смакуется. Как будто специально долбят мозг, что именно так и воевали.
    Такое ощущение, что русский/советский солдат-победитель сознательно превращается нашими современными прозападоидными идеологами в некое подобие тупой, неуправляемой массы, которую гнали на убой. Вот что противно и вот что бесит.

    Если постоянно долбить по голове наглой ложью 100 раз, то на 101-й начнут считать, что это правда. Так оно и происходит. Причем занимаются этой откровенной гадостью как наши враги на западе (по понятным причинам), так и собственные сванидзо-резуновские тролли здесь, в России (по причине идиотизма и полного незнания вопроса наверное).

    Ладно западоиды, - там все понятно, поотшибал этим дикарям-нелюдям советский солдат рога, вот они и все строчат на нас свои гнусные пасквили. Но мне непонятно почему наше собственное отродье занимается тем же самым? Почему напрочь игнорируется то единственное обстоятельство, что советский народ победил общегейропстанского(!) врага не количеством, а более высоким боевым и моральным духом, современным оружием, не уступающим вражескому, своей смекалкой, энтузиазмом, патриотизмом, оперативным мышлением своих военачальников, новаторством и технической подготовской своих рабочих, конструкторов, изобретателей. Как не могут понять, что без этого всего багажа, который я перечислил и не перечислил - победа над хорошо технически оснащенным и таким же многочисленным врагом была бы немыслима! - Нет, же - миллиардами закидали и по трупам в Берлин вошли. И наши одноклеточные барраны со щенячьим восторгом и поросячьим визгом повторяют эту тупую, придуманную на западе русофобскую байку.
  26. rodevaan
    +4
    30 сентября 2013 09:30
    Потери. Наши потери в войне не смаковал (говорю с презрением) только ленивый. Уж как они "смакуются" в современной Россиянии - пожалуй даже на западе уже не смакуются... Взять Ржев, Москву, Ленинград, Сталинград, да любую крупную битву - везде одно и то же. Всё про нас - и всё в черном свете. Абсолютно всё. Да, война есть война, на войне было всякое. И то что атаковали в полный рост - тоже было, и что потери были большие - тоже было. Но можно ли было в той оперативной обстановке поступить иначе? И везде ли так воевали? Но об этом думать - естественно не надо! Современный рассиянин заточен под другое: все на западе говорят - мало миллиона, давайте три напишем! А чего их типо жалеть-то, "нецивилизованных совков". Вот такое наше нынешнее, навязанное с запада отношение к предкам, к дедам, отстоявшим нашу с вами свободу и страну.

    И при всем при этом - ни слова о том, что было у врага. И сколько положили фашистских гадов. Эта тема - как будто - строгое табу для современных демокра-историков. Ни слова. Нигде. Попробуйте найти хотя бы 1 отчет о том сколько фашистских недочеловеков посекли подо Ржевом? Хрена с 2 найдете, я пытался - но кроме крайне общих фраз, я ничего не нашел. Ржев, это действительно был краеугольный камень Восточного фронта, там были самые страшные бои во всей войне, огромное количество войск было задействовано, и фашисты забивали там бреши всем, чем только можно было забить. Но нигде про ржевские потери врага вы не найдете. Только Гроссман цедил сквозь зубы в своей книге про "огромные" и "ужасные", да чудом выживший, единственный из своей всей роты фриц, писал в мемуарах, что такого ада и месива нигде больше не видел, когда к началу дня приходила полная рота, а к концу от нее оставалось лишь несколько обезумевших фашистов. Что там творилось - на той, другой стороне, приходится лишь догадываться. И так везде.

    И наши дегроты почему-то не понимают, что война, - это не то что показывают в идиотской, напичканной западоидной антирусской пропагандой фильмах - это тяготы, через которые проходят все солдаты, всех армий. Фрицев так же не жалели ради оперативной обстановки, их так же слали на убой, на наши пулеметы и орудия в Севастополе, в Курске, в Сталинграде, их так же клали пачками и косили шрапнелью, - только это может рассказать не убогое кинцо для попкорновых негров, и не 30-летние одермокраченные псевдоисторики, а ветераны, и письма солдат с фронта. Вот где более-менее правдивая информация.

    Но сейчас до сих пор модно показывать откровенный понос про то как тупое стадо красноармейцев гонят безоружными на фашистские блиндажи. И ничто другое не интересует.

    Почему я это пишу? Потому что не хочу бессловесно воспринимать этот гнусный пропагандистский прозападоидный понос, которым поливают наших великих отцов и дедов. Потому что, противно, что так относимся к предкам. Что что из великого солдата-победителя, из великого и железного поколения НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ, которое раздавило весь этот обще-гейропстанский сброд бандитов и убийц, отстроившего и превратившего разоренную страну в великую и мировую Державу, пережившего полный срам и развал 90-х, - делают безликую и тупую серую массу каких-то дегротов-неумех, которые воевать не умели, а давили врагов бездумной массой.