Применение военно-космических средств - требование современности

1
Применение военно-космических средств - требование современности

Сегодня трудно найти сферу человеческой деятельности, в которой не используются космические технологии. Но следует вспомнить, что среди факторов, которые в свое время стимулировали космическую деятельность человечества, одним из основных был вопрос обеспечения национальной безопасности.

Сегодня значение космической составляющей в интересах военного дела очевидна. Опыт недавних войн и вооруженных конфликтов показывает, что в современных условиях все больший вклад в подготовку и применение группировок войск (сил) делают военно-космические средства. В современных условиях также при нынешнем уровне развития военно-космических средств некоторые боевые возможности вооруженных сил за счет использования информационной и других космических компонент интегрально повышаются в 1,5 ... 2,0 раза.



Применение космических систем позволяет почти на треть увеличить эффективность использования уже существующего военного потенциала государства. Так, космические аппараты разведки обеспечивает повышение точности целеуказания на 30-50% и увеличение количества раскрытых системой разведки объектов противника на 20-30% и более, а космический аппарат оптико-электронной разведки за один виток вокруг Земли получает над территорией Украины такую же количество снимков, как и самолет-разведчик за полгода полетов над этой местностью.

По состоянию на конец прошлого года более чем 130 государств мира принимали участие в космической деятельности, из них около 40 работали над программами по использованию космических средств в системах оружия, а 17 стран были собственные космические программы. Следует отметить, что все большую активность в этой сфере проявляют страны так называемого третьего мира.

Не случайно боевые действия в Персидском заливе в 1991 году благодаря широкомасштабному применению военно-космических средств были классифицированы как "первая космическая война нашей эры". Космические средства обеспечивали войска антииракской коалиции своевременными и достоверными данными о группировке иракских войск, их перемещения, иные действия и т.п., а также сведениями о местности и погоде.

Сейчас США активно создают Национальную систему противоракетной обороны («National Missile Defense»), которая будет функционировать с помощью космических аппаратов. Уже в конце 2004 года командование ВВС США подготовило доктрину космической войны: "Air Force Doctrine Document 2-2.1: Counterspace Operations". В этом документе указано, как США должны будут защищать свои космические аппараты от противника и бороться с враждебными спутниками и космическими кораблями. Предполагается, что целями для применения сил и средств ВВС США могут стать даже космические аппараты, принадлежащие нейтральным странам или коммерческим структурам, в случае если их использование помогает противнику.

Анализ зарубежного опыта показывает, что сейчас активно осуществляется процесс перехода военно-космических средств на новый количественно-качественный уровень развития. Например, в США кроме полного обновления в течение ближайших 10 лет орбитальной группировки ведется совершенствование организационной структуры военно-космических сил, их форм и способов применения. Еще в начале нового тысячелетия было создано новое Объединенное стратегическое командование (далее - ОСК) со штабом на авиабазе Оффут (штат Небраска). Это было обусловлено необходимостью сосредоточения под единым руководством сил и средств, обеспечивающих оперативное реагирование на угрозы национальной безопасности США, совершенствование процессов управления этими силами и повышения эффективности выполнения задач глобального обеспечения действий своих вооруженных сил. В его оперативном подчинении находятся стратегические ракетные силы наземного базирования; стратегическая бомбардировочная авиация; стратегические ракетные силы морского базирования; силы и средства предупреждения о ракетно-ядерный удар; силы и средства противокосмической и противоракетной обороны. Можно констатировать, что в США впервые сосредоточены в одной структуре средства вооруженного противоборства, которые позволяют достигать стратегических целей в сфере национальной безопасности.

Не отстают от США и европейские страны, прежде всего по использованию космических средств для разведывательного обеспечения. Необходимость создания наднациональных объединенных органов и сил разведки Европейского союза была прописана в Маастрихтском договоре 1992 года. В 1999 году, на встрече в Кельне, лидеры стран ЕС договорились о создании автономных разведывательных ресурсов, необходимых для реагирования на международные кризисы. Среди них - Центр космической разведки («Satellite Center») в Торрехоне, который начал функционировать в 1997 году. В распоряжении центра нет собственных КА разведки, но вместо этого его задачей является координация информационных потоков, поступающих от национальных разведывательных КА, в том числе от системы оптикоэлектронной разведки "Гелиос" и, возможно, от немецкой космической системы радиолокационной разведки "Сар-Лупей" .

Не следует забывать о деятельности в сфере использования космоса в военных целях со стороны сопредельных государств. В частности, Польша осуществляет космическую деятельность в сфере национальной безопасности на основе разновекторной сотрудничества. Еще в 2004 году Польша получила разрешение правительства США на сооружение и эксплуатацию приемной станции, а также на обработку данных с космических аппаратов США, Канады и Индии. Также страна реализует политику интеграции в европейские космические структуры, в том числе и военного назначения. В случае получения Польшей права на прием данных от создаваемых Францией космических аппаратов двойного назначения «Pleiades» министерство обороны и соответствующие спецслужбы страны смогут регулярно получать необходимую информацию по всем стратегическим, военных и промышленных объектов на территории любой страны.

Деятельность нашего другого соседа - Румынии в космической отрасли в значительной степени стимулируется его стремлением к региональному лидерству. Ее активность по реализации собственных космических программ, в частности в оборонительных направлениях, постоянно растет. По полной реализации мероприятий раздела «Космос и безопасность» Второго национального плана по исследованиям и разработкам технологий на 2007-2013 ГОДЫ Румыния получит возможность обеспечивать космическую поддержку национальной безопасности. Расходы на реализацию этих мероприятий увеличено по сравнению с первой аэрокосмической программе Румынии 2001-2006 годов почти в пять раз - до 196,8 млн. долларов. В реализации приоритетных национальных программ активное участие принимают также частные компании, за счет которых эта сумма может значительно (до 30%) увеличиться.

В 2005 году правительство Турции Первую национальную космическую программу государства. Среди ее основных приоритетов определено создание космических систем в интересах национальной безопасности Общий объем финансирования - 200 млн. долларов. На реализацию проекта отведено шесть лет, и уже на 2011 год запланирован запуск первого национального спутника.

Похожая ситуация наблюдается в ВС Российской Федерации, где активно проводится интеграция сил и средств, выполняющих задачи вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве. В настоящее время в ВС РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 24 марта 2001 созданы Космические войска, основу которых составили бывшие Военно-космические силы и Войска ракетно-космической обороны. Сегодня Космические войска способны решать тактические и стратегические задачи. Вместе с космическими силами и средствами в составе Космических войск есть отдельное объединение ракетно-космической обороны. В ее составе развернуты система предупреждения о ракетном нападении, система противоракетной обороны, система контроля космического пространства.

Таким образом, появление космических средств вооружения, необходимость подготовки космического пространства как сферы военных действий, соответствующих объектов космической инфраструктуры, привели к выделению космоса в отдельную сферу деятельности военных.

Использованы материалы
pentagonus.ru/publ/sozdanie_edinoj_...uza/80-1-0-1279
www.ua-today.com/modules/myarticles...ryid_32981.html
rusk.ru/st.php?idar=7001
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 сентября 2012 21:28
    Если уже Польша и Румыния в космос лезут то Россия просто обязана увеличить свои усилия.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»