О противолодочных кораблях истинных и "мнимых". О выполнении ракетных стрельб отличным кораблём и кораблём-работягой.

О противолодочных кораблях истинных и "мнимых"

К этому вопросу можно относиться по разному, но мы с вами коснёмся критерия стоимость-эффективность и преемственности корабельной организации от проекта к проекту. Начать лучше всего со второго. Когда самое верхнее командование не только ВМФ СССР но и Министерства Обороны осознало серьёзность ракетной подводной угрозы от верврагов, тогда почти все надводные корабли разом стали “противолодочными”. Но назвать артиллерийско-торпедный корабль противолодочным одно, а спроектировать и построить корабль под конкретную задачу борьбы с подводными лодками – другое, и воспитать экипажи в противолодочном духе – третье.

О противолодочных кораблях истинных и "мнимых". О выполнении ракетных стрельб отличным кораблём и кораблём-работягой.
Пр. 122бис. Водоизмещение: стандартное - 307 т, полное - 325 т



Исторически, по опыту прошедшей войны, всё лучшее от малых и больших охотников за подводными лодками вобрал в себя проект 122, но и задачи сторожевого корабля довлели над ним. В полной мере достоинства этого проекта оценили и морские части погранвойск. Заметим, что он вёл свою родословную от катеров (катерники всегда отличались лихостью и кавалерийским наскоком, что ни в коем случае не умаляет заслуг героев – катерников Великой Отечественной Войны), это существенно для дальнейших рассуждений.

О противолодочных кораблях истинных и "мнимых". О выполнении ракетных стрельб отличным кораблём и кораблём-работягой.
Малый противолодочный корабль пр. 204. Водоизмещение: стандартное – 440 т, полное – 555 т


В чистом виде противолодочным был спроектирован МПК пр. 204, а экипажи на головные корабли проекта набирали с МПК пр. 122, вместе со сложившимися традициями и отношением к службе. Самосознание первых экипажей кораблей новых проектов отставало от возможностей и мощи материальной части и опять переползало в “мелкотравчатые” катерные традиции – а без боевых действий они не устойчивы. Суть их сводилась к тому, что упрёмся – разберёмся. Но прогресс не стоял на месте, появились МПК третьего поколения пр.1124.

О противолодочных кораблях истинных и "мнимых". О выполнении ракетных стрельб отличным кораблём и кораблём-работягой.
Водоизмещение: стандартное 786 т, полное 938 т


И опять первые экипажи формировались из экипажей предыдущего проекта, МПК пр. 204. Это совершенно правильно, но вместе с личным составом на новый проект продолжали переползать традиции организации службы ещё с катеров (это своеобразный вид культуры, как у малочисленных народов и народностей, не имеющих письменности, передаваемый изустно и на личном примере, только в меньшем масштабе). Кстати, если кто не знает, корабль от катера отличается тем, что на корабле невозможно выполнить команду: “Оттолкнуть нос (или корму)”. Масса корпуса такова, что мускульных усилий личного состава уже не достаточно. Это тот случай, когда, независимо от экипажа, количество переходит в качество. В общем, с этой стороны развития кораблей ПЛО развитие организации службы в сторону совершенствования шло по возрастающей и встречало некоторое непонимание участников процесса.

О противолодочных кораблях истинных и "мнимых". О выполнении ракетных стрельб отличным кораблём и кораблём-работягой.
Сторожевой корабль пр. 50. Водоизмещение: стандартное - 1068 т, полное - 1200 т


Зайдём с другой стороны. Экипажи сторожевых кораблей пр. 50 (которые называли карманными крейсерами за паросиловую ГЭУ и 100 мм артиллерию главного калибра) комплектовались из экипажей эскадренных миноносцев, а там всегда пыжились на крейсерскую организацию. При начале строительства истинно противолодочных кораблей проекта 159, экипажи для них комплектовались со сторожевых кораблей проекта 50.

О противолодочных кораблях истинных и "мнимых". О выполнении ракетных стрельб отличным кораблём и кораблём-работягой.
Сторожевой корабль пр. 159. Водоизмещение: стандартное - 938 т, полное - 1077 т


А традиции продолжали просачиваться, но в этом варианте по нисходящей. У них были другие трудности – привести “глобальность” организации в соответствие с уменьшившимся тоннажём. Итог был впечатляющим: если рядом на одном и том же причале встречались уже почти одинаковые противолодочные корабли СКР пр.159 (159А) и МПК пр. 1124 (корабли почти одного тоннажа и с почти одинаковой численности экипажей, только с разными противолодочными возможностями), то и отношение экипажей СКРов к экипажам МПК было снисходительно-покровительственным. Хотя объективно один МПК пр. 1124, по поисковой производительности, стоил бригады СКРов пр. 159 (159А).

Теперь о стоимости – эффективности. Были и другие прекрасные противолодочные корабли. Например: БПК пр.61 и пр. 1135 (1135А), которые впоследствии, скромно перевели в сторожевые корабли второго ранга.

О противолодочных кораблях истинных и "мнимых". О выполнении ракетных стрельб отличным кораблём и кораблём-работягой.
БПК/СКР пр. 61. Водоизмещение: стандартное - 3400 т, полное - 4300 т


Но проект 61 отличался от проекта 159 (159А) только большим водоизмещением, численностью экипажа, прожорливостью газотурбинных двигателей и дороговизной содержания. Вооружение и гидроакустика были почти одинаковыми, численность экипажа почти вдвое больше, ранг второй. Особая гордость – архитектура и газотурбинная силовая установка, он действительно красив – “Поющий фрегат”. Но одними мелодиями бороться с подводными лодками невозможно.

А вот 1135М, кроме подкильной ГАС уже имел буксируемую гидроакустическую станцию (БГАС) “Вега” МГ-325, которая сочетала в себе достоинства подкильной и опускаемой ГАС, потому что антенна БГАС могла буксироваться на заданной глубине (в пределах ТТД). Правда, командиры кораблей очень не любили использовать БГАС из-за опасности потери буксируемой антенны.

О противолодочных кораблях истинных и "мнимых". О выполнении ракетных стрельб отличным кораблём и кораблём-работягой.
БПК/СКР пр. 1135. Водоизмещение: стандартное - 2835 т, полное - 3190 т


Так вот, не случайно их переклассифицировали в сторожевые. Им практически не давали заниматься противолодочной подготовкой, а держали в базах из-за дороговизны эксплуатации. На топливе, которое один корабль с двумя газотурбинными силовыми установками расходовал за суточный выход в море, КПУГ в составе трёх кораблей пр. 1124 мог вести поиск ПЛ трое суток!

В общем, везде и всюду отношение штабов к противолодочным кораблям шло не от их тактико-технических данных и реального вклада в боевые возможности разнородных противолодочных сил флота, а от водоизмещения.

Известен случай, когда летом 1977 года отряд из трёх кораблей: КРУ пр. 68У2 “Адмирал Сенявин”, МПК-36 и МПК-143 (последним командовал я, а в сущности это два моих корабля) в течение трёх суток носился на скорости 24 узла по северной части Японского моря, обозначая отряд кораблей верпротивника, для обеспечения боевой подготовки своих ПЛ. И было немного обидно, после окончания совместного плавания, получить от крейсера наши координаты и курс для следования в базу. На “старшем брате” видимо не знали, что навигационные системы и приборы у нас с ними одни и те же, мореходность не ограничена, а опыта повседневного плавания, пожалуй, побольше. А так как я на этом чуде управления и связи не только служил, но и был прикомандирован к штурманской боевой части, то знал истинные возможности его навигационной аппаратуры, это было обидно вдвойне. У МПК только автономность и водоизмещение меньше, и вообще всего неделю назад мы в этом же районе вели трёхдневный контрольный поиск ИПЛ для подготовки района к учениям, в которых сами же и приняли участие. Успешно вернулись в базу без помощи “старшего брата”.


О выполнении ракетных стрельб отличным кораблём и кораблём-работягой

Первый экипаж для корабля пр.1124 на Камчатке был скомплектован и отправлен за новостроящимся кораблём в июле 1977 года, когда в составе Флотилии уже было два корабля этого проекта, передислоцированных из Владивостока. Командованием Камчатской военной флотилии было сразу принято решение делать его отличным кораблём. Специально для гарантированного вывода кораблей в отличные на КВФ была разработана методика конкретизации задач матросу, старшине, отделению, команде, офицеру, боевой части или службе. В этой методике задача вывода корабля в отличные решалась обратным ходом (по аналогии с решением обратным ходом некоторых астрономических задач). То есть, согласно методике оценок ГШ ВМФ, для того чтобы корабль стал отличным надо, чтобы отличными были 50% боевых частей, остальные не меньше чем хорошими. В отличной боевой части тоже не все команды должны быть отличными, а где-то так процентов 60, остальные хорошими. В отличной команде тоже не все отделения должны быть отличными, а чуть больше половины. И, наконец, в отличном отделении не все матросы должны быть отличниками БП и ПП, а чуть больше половины. А ещё специфика флотской организации такова, что в отделении могло быть от двух матросов, команды тоже могли быть не полного состава. Конечно, ни в каком виде не должно было быть отрицательных оценок. Сам матрос тоже не на 100% отличник, а по некоторым основным показателям, из них политподготовка конечно на первом месте. С целью облегчения задачи для вывода в отличные выбирались не самые большие и трудоёмкие боевые части. Таким образом, если правильно оценить способности подчинённых и оформить поставленные задачи в виде соцобязательств, то с высокой степенью вероятности, по прошествии полугодия боевой подготовки, можно претендовать на звание отличного (матроса, отделения, команды, боевой части и, наконец, корабля). Плюс заинтересованность старшего штаба и, с некоторыми натяжками, корабль становится отличным.

Сам корабль прибыл к постоянному месту базирования летом 1978 года, и с ним до конца года была проделана вышеописанная процедура. Сразу после прибытия корабля Камчатской комплектации, во всём, в отношении к двум предшествующим кораблям и к МПК-145 со стороны командования, начала сквозить полная предвзятость. В снабжении, в укомплектовании личным составом, в условиях боевой подготовки, в несении боевых дежурств в праздничные дни. К примеру, если обычный корабль (не отличник) по каким-либо причинам не уложился бы в 45 минут при съёмке с якоря и швартовных по тревоге, начальство скажет, что уже давно сомневалось в его боеготовности. А с отличником такого просто быть не должно, особенно в праздники, вот и нечего создавать предпосылок к этому, постановкой отличного корабля в боевое дежурство на период этих самых праздников.

Ввиду сложности создания мишенной обстановки для зенитных ракетных стрельб планировщики боевой подготовки старались совмещать стрельбы двух и более кораблей. Так и произошло с ракетно-артиллерйскими стрельбами МПК-143 и МПК-145. Стрельбы спланировали на один день, казалось бы, созданы совершенно равные условия для стрельбы, вплоть до погодных. Ан нет. 143 получил для стрельбы две ракеты, у которых заканчивался гарантированный срок хранения, а 145 получил ракеты из неприкосновенного запаса (НЗ). Как это документально оформляли на базе ракетного оружия, и кто отдавал приказания на эту замену пусть останется на их совести. Гарантийную бригаду от завода изготовителя ЗРК “Оса-М” можно было бы распределить на стреляющие корабли равномерно, но бригада целиком была отправлена на 145. Последовательность выполнения стрельб в обычных условиях определяет тактический номер корабля или первая буква названия корабля по алфавиту, если нет, каких либо “других” соображений. Право первого залпа было предоставлено 145 (видимо были “другие” соображения). Кроме всего прочего на его борту были специалисты двух штабов - бригады и дивизиона, руководителем стрельбы был назначен начальник штаба бригады. На 143 сверх штатного экипажа был только один человек – руководитель стрельбы, командир бригады капитан 2 ранга Головко Л.И. До времени своей стрельбы мы находились на участке закрытия района ракетных стрельб и параллельно вели окончательную подготовку к ракетной стрельбе.

За время “Ч –2” (т.е. за два часа до стрельбы) командир БЧ-2 старший лейтенант Беляков Сергей Николаевич обнаружил неисправность в системе наведения по горизонтали станции визирования ракеты (СВР). Командир бригады воспринял доклад о неисправности почти радостно, со словами: “Я это предчувствовал!” Но радость его была преждевременной, я не собирался отказываться от выполнения ракетной стрельбы. Дело в том, что при выполнении ракетных стрельб обязательно учитывался прогноз пролёта разведывательных спутников вероятного противника и стрельбы производились либо до восхождения спутника, либо после его захождения, а прогноз прохождений РИСЗ давался только на трое суток. Жаль, я в то время не знал, что с 1978 по 1985 год ЦРУ получило всё, что мы так тщательно оберегали при выполнении ракетных стрельб, от одного из своих агентов в одном из наших НИИ. И если не выполнить стрельбу в запланированное время, то неизвестно когда это станет возможным в дальнейшем. А там погода, неисправности, отсутствие обеспечения и т. д. Довольно быстро была обнаружена причина, вызвавшая неисправность: это был таходатчик обратной связи в системе горизонтального наведения станции визирования ракет (ГН СВР). Точно такой же был быстро найден в бортовом ЗИПе. Вопрос был лишь в том, что для перестановки шестерёнки с неисправного датчика на исправный требовалось выполнить ювелирную работу - просверлить в оси исправного датчика (диаметр которой всего 4 мм) отверстие, больший диаметр которого составлял 1.5 мм, с конусностью под фиксирующую шпильку в условиях качки и дефицита инструментов (впоследствии отсутствие отверстий в осях аналогичных приборов было подано как замечание по комплектации ЗИП). Командир бригады без удовольствия принял управление кораблём, по моей просьбе выбрал курс с минимальной бортовой качкой, и отпустил меня с мостика делать это самое отверстие в оси таходатчика. Он и предполагать не мог, что за двадцать минут шестерёнка будет переставлена по полной электромеханической классике и отверстие в оси будет не только требуемого диаметра, но и заданной конусности. Установка исправного элемента и согласование следящей системы заняли ещё минут двадцать. Командир БЧ-2 доложил о готовности к стрельбе. Пока мы устраняли неисправность, МПК-145 выполнил ракетную стрельбу, поразил мишень первой ракетой на максимальной дальности, чем вызвал и нашу радость за боевого товарища.

Сама по себе организация именно этих зенитно-ракетных стрельб была довольно сложной. Достаточно упомянуть о том, что два самолёта ТУ-16 должны были создать помеховую обстановку с помощью пассивных диполей из алюминиевой фольги и, сквозь это облако, производят атаку два самолёта-штурмовика, имитируя налёт СВН вероятного противника. ТУ-16 повторяли постановку помех, носитель ракеты-мишени сквозь облака помех пускал по нам ракету. Про спутники радиотехнической разведки я уже говорил.

И вот, наконец, корабль в точке выполнения ракетной стрельбы, долгожданное обнаружение воздушной цели-мишени на фоне помех, выдача и приём ЦУ. А дальше песня ракетной стрельбы: “Ракетный, Пеленг…, Дистанция…- принять целеуказание”. “Целеуказание принято: Пеленг…, Дистанция…, Наблюдаю, Сопровождаю. Цель в зоне, Протяжка, Пуск первая, Сход, Нет захвата (ракета-то с законченным сроком хранения), Пуск вторая, Сход, Захват, Падение первой, Широкий луч, Средний луч, Узкий луч, Встреча второй, Цель поражена второй ракетой, ЗАК “Добро”. Веду огонь артиллерией”. Вой (4000 выстрелов в минуту!) АК-630 и залпы (60 выстрелов в минуту) ЗИФ-72 подтверждают, что артиллерия работает по крупным осколкам мишени, уничтоженной ЗРК.

Но всё это я рассказал как прелюдию предстоящего разбора РС. Корабли возвратились с моря, разбор был назначен через два часа, после швартовки второго корабля к причалу, в штабе бригады. Как заведено, первыми докладывали штурмана – у них всё отлично, стрельбы двух кораблей обеспечены необходимой точностью счисления и безопасностью кораблевождения. Вторыми докладывали артиллеристы-ракетчики о кораблях в порядке выполнения стрельб. На МПК-145 всё отлично, оценка “отлично”! А вот МПК-143 еле-еле, устраняя неисправности, с большим трудом, да и то только второй ракетой на минимально допустимой дистанции выполнил стрельбу (т.е. почти промахнулся), оценка “удовлетворительно”. Это как раз тот случай, когда в попытке угодить начальству теряется объективность разбора стрельбы. Но нашёлся действительно грамотный и объективный специалист – флагманский артиллерист-ракетчик флотилии, капитан первого ранга. Который объяснил всем остальным (в том числе и Командующему флотилии, присутствовавшему на разборе), что в соответствии с правилами оценки ракетно-артиллерийских стрельб, огневой показатель одинаково высок как для максимальных, так и для минимальных дальностей стрельбы (и тот и другой случай – использование оружия в предельных условиях). Мало того, огневой показатель ещё и повышается за способность устранения неисправностей личным составом при нахождении в море (без посторонней помощи), возникающих в ходе подготовки и выполнении стрельб, а какой ракетой уничтожена цель не важно – их для того и стреляют по две. Напротив, на МПК-145 стрельбу фактически выполнил персонал гарантийной группы от завода-изготовителя ЗРК. И попросил учесть его замечания при вынесении окончательной оценки. Учли: МПК-145 “отлично”, МПК-143 “хорошо”. Ну, как говориться, спасибо за “объективность”.
Автор: Капитан 1-го ранга в отставке Солдатенков А.Е.
Первоисточник: http://www.47br-ovra.com/news/kreiserskie-shtuchki-avtor-kapitan-1-ranga-v-otstavke-soldatenkov-ae


Статьи из этой серии:

Обнаружение иностранных ПЛ силами охраны водного района

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 17
  1. В камышах 30 сентября 2013 09:41
    Только "Полтийник" был, ну совсем не противолодочником. Так для компании. Даже у "Дрозда" (пр. 204) были РБУ-6000, а полсотый с главным калибром 100мм, против лодки, ну простите, Чапай с шашкой. А статье плюс, достойная работа
    В камышах
    1. старик54 30 сентября 2013 19:35
      Цитата: В камышах
      Только "Полтийник" был, ну совсем не противолодочником.

      ну дак как же! А что, позвольте полюбопытствовать, у него РБУ совсем не было, и бомбосбрасывателей на корме??
      Противолодочное вооружение сторожевого корабля проекта 50 типа «Горностай»
      1 x 24 МБУ-200
      4 x БМБ-2
      глубинные бомбы РБМ / БПС
      2 бомбосбрасывателя МБУ-200 / РБУ-2000

      Или это не про него? lol
      1. В камышах 1 октября 2013 05:16
        И даже РБУ-2600 если не ошибаюсь на баке ставили. Разве,что с таким оборудованием у нас работали исключительно с резинками (дизельными ПЛ)
        В камышах
    2. starshina78 2 октября 2013 20:40
      Однажды в ремонте стояли рядом с пр.204 . Корабль красивый во истину ! А с носа так вообще !
  2. chunga-changa 30 сентября 2013 10:02
    Отличные статьи у Вас, интересно читаются.
    1. Арберес 30 сентября 2013 10:47
      Цитата: chunga-changa
      Отличные статьи у Вас, интересно читаются.

      Полностью с Вами согласен, уважаемый chunga-changa hi
      Единственное, что меня озадачило это...
      Но нашёлся действительно грамотный и объективный специалист – флагманский артиллерист-ракетчик флотилии, капитан первого ранга. Который объяснил всем остальным (в том числе и Командующему флотилии, присутствовавшему на разборе), что в соответствии с правилами оценки ракетно-артиллерийских стрельб, огневой показатель одинаково высок как для максимальных, так и для минимальных дальностей стрельбы (и тот и другой случай – использование оружия в предельных условиях).
      Получается, что Командующий не ухом, не рылом в ракетных стрельбах???
      Побольше бы нашему ФЛОТУ таких капитанов первого ранга!!!
  3. corn 30 сентября 2013 11:10
    Статья не о кораблях, а о взаимоотношениях в армейской среде, о двойных стандартах, которые приводят к несправедливым продвижениям по службе и, как следствие, к падению боеготовности в мирное время и неоправданным потерям в военное.
  4. МЧПВ 30 сентября 2013 14:58
    Правда, командиры кораблей очень не любили использовать БГАС из-за опасности потери буксируемой антенны.

    Так по моему на Камчатке и потерял СКР эту злощастную БГАС и потом насколько помню был негласный запрет на ее использование(это сейчас можно ракетоносители терять безнаказанно со спутниками на борту, а тогда даже за это драли- мама не горюй),а это все же подводные уши и глаза корабля и безопасности страны.На 1124 "Шелонь" тоже не опускали за мой срок службы,даже несмотря на то, что использовать ее можно было только на стопе.
    1. Мак 30 сентября 2013 17:03
      а мы тягали такую на Ленинграде и ничего, не потеряли ни разу
      1. sub307 30 сентября 2013 19:40
        А мы по Ленинграду "работали" в 1980-81г.г. на ПЛ Б-307 641Б пр. Атаковали тогда неудачно, поэтому к-р 151-й бр.ПЛПЛ контр-адм. Царёв рвался в рубку к акустикам с целью набития лица или отрывания ушей причастным к промаху акустикам(неправильно пеленг дали что-ли). От набития и отрывания акустики были спасены замполитом и СПК повисшим у комбрига гирями на руках. Эта милая сценка из жизни центрального поста запечатлелась в памяти навечно. Почти....
  5. стайер 30 сентября 2013 16:39
    Цитата: МЧПВ
    На 1124 "Шелонь" тоже не опускали за мой срок службы,даже несмотря на то, что использовать ее можно было только на стопе.

    В 114 БК ОВР на Камчатке Шелонь работала по полной. Опускали каждый выход в море. Правда 143 и 145 к тому времени уже достаточно уставшими были. 176 и 178 работали, потом Иркутский комсомолец один за всех пыхтел. С дежурства в дежурство. Так что зря вы так...

    Думаю это нормально использовать не слишком дорогой корабль, но с большими поисковыми возможностями ГАС и передавать ЦУ другим кораблям с соответствующим вооружением. Например тому же 1135 с его ракето-торпедами. Обидно? Да, но выполнение задач на первом месте.

    Автору. Александр Евгеньевич, здоровья Вам и долгих лет. Всегда приятно читать ваши статьи. Спасибо.
    1. МЧПВ 30 сентября 2013 18:41
      Я имел ввиду свой корабль hi
  6. стайер 30 сентября 2013 19:48
    Считаю, что проект 1124 (1124М) создан как носитель ГАС Шелонь и все. Остальные системы служат лишь для обеспечения и минимальной защиты этого носителя. И так как эти корабли работают (эффективно)в паре с более крупными кораблями (носителями вооружения), то можно было ещё сильнее удешевить весь проект. Убрать РБУ (1124М как раз с одной установкой), торпедники нафиг, 76мм пушку долой. Это позволило бы убрать к примеру один двигатель. Общий вес и размеры снизились бы. В итоге получили бы Малый противолодочный катер(?). Длиной метров 40-45, водоизмещением 450-500т, Оса на баке, мухобойка на юте, 1 рбу на шкафуте, минное вооружение по желанию (возможностям). Поисковые возможности те же, скорость возможно даже выше. Цена такого катера была бы минимум в два раза ниже. Поправьте меня...
    1. негоро 30 сентября 2013 21:58
      Это всё реализовано в пр.11451 и пр.12412.Был ещё очень интересный МПК на подводных крыльях пр.1141,полным ходом за 50 узлов,но почему-то в серию не пошёл. Для ОВРа малые корабли незаменимы,при относительно малой автономности,они обладают достаточно насыщены оружием и по сравнению с тем же СКРом в разы дешевле.Да и строить их быстрее и дешевле,а значит промышленность быстрее может насытить потребности Флота.
      негоро
  7. мотострелок 30 сентября 2013 19:58
    Капраз! Ну это поэзия в прозе! Всегда с удовольствием читаю и восхищаюсь стилем!
  8. В камышах 1 октября 2013 05:42
    Цитата: sub307
    А мы по Ленинграду "работали" в 1980-81г.г. на ПЛ Б-307 641Б пр. Атаковали тогда неудачно, поэтому к-р 151-й бр.ПЛПЛ контр-адм. Царёв рвался в рубку к акустикам с целью набития лица или отрывания ушей причастным к промаху акустикам(неправильно пеленг дали что-ли). От набития и отрывания акустики были спасены замполитом и СПК повисшим у комбрига гирями на руках. Эта милая сценка из жизни центрального поста запечатлелась в памяти навечно. Почти....

    Меня всегда напрягало, как вы под водой знаете где и когда всплывать,со стороны ветра, после стрельб. На СФ это критично
    В камышах
  9. Alex2830 1 октября 2013 08:10
    Цитата: мотострелок
    Капраз! Ну это поэзия в прозе! Всегда с удовольствием читаю и восхищаюсь стилем!

    Капразу передам лично ))
    Alex2830
  10. В камышах 1 октября 2013 08:27
    Цитата: негоро
    Это всё реализовано в пр.11451 и пр.12412.Был ещё очень интересный МПК на подводных крыльях пр.1141,полным ходом за 50 узлов,но почему-то в серию не пошёл. Для ОВРа малые корабли незаменимы,при относительно малой автономности,они обладают достаточно насыщены оружием и по сравнению с тем же СКРом в разы дешевле.Да и строить их быстрее и дешевле,а значит промышленность быстрее может насытить потребности Флота.

    Проходил переподгатовку в Карантинной бухте, в Севастополе на РК на подводных крыльях. Говорят, если он в силу не футбольных правил теряет крыло-очень ныряет глубоко
    В камышах
  11. Каплей 1 октября 2013 08:38
    Прекрасная статья, читать ее всем интересно и специалистам, отдавшим много лет службе на флоте. Хотелось бы попросить капраз, если конечно может, написать для читателей очерк о взаимодействии кораблей этого класса с корабельной авиацией. Мы ее сейчас развиваем и читатели, наверно, уже знакомились,как она работала в больших широтах с ТАКР "Петр Великий". Создана эффективная система управления ЛА корабельного базирования с кораблями и десантом.
  12. Alex2830 1 октября 2013 08:53
    Цитата: Каплей
    Прекрасная статья, читать ее всем интересно и специалистам, отдавшим много лет службе на флоте. Хотелось бы попросить капраз, если конечно может, написать для читателей очерк о взаимодействии кораблей этого класса с корабельной авиацией. Мы ее сейчас развиваем и читатели, наверно, уже знакомились,как она работала в больших широтах с ТАКР "Петр Великий". Создана эффективная система управления ЛА корабельного базирования с кораблями и десантом.

    Отправил автору Вашу просьбу))
    Alex2830
  13. КАРБОН 2 октября 2013 01:31
    Если не затруднит, очень хотелось бы знать мнение специалиста-практика. Может ли новый корвет пр. 20380 закрыть нишу, которую занимали МПК 1124 и сторожевые корабли 2 ранга пр 1135. За статьи большое спасибо.
    КАРБОН
  14. coserg 2012 19 декабря 2013 17:06
    Спасибо,всегда приятно прочесть повествование специалиста,который знает службу изнутри.Такие проблемы были у всех,наверное и сейчас не исключение.И хотя я служил на СФ срочником,у рядовых и старшин "спецкоры" были везде, так что информация поступала стабильно без перебоев.
    coserg 2012

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня