Military Review

Battle of Wartenburg

3
21 September (3 October) 1813, on the banks of the Elbe near the Saxon town of Wartenburg, a battle took place between the Prussian army under the command of Lieutenant-General I. York and French troops under the command of General A. G. Bertrand. Prussian troops defeated the French, which allowed the troops of Marshal Blucher to force the Elbe. Johann York won the title of Count of Wartenburg for winning this battle.


prehistory

In September 1813, the strategic environment changed in favor of the Allied powers. A fresh Russian Polish (reserve) army arrived at Saxony under the command of Bennigsen. Napoleon's troops suffered a series of defeats — the battles of Kulm and Dennwitz. The second campaign of the French troops to Berlin failed. Napoleon’s army was upset by the war in several directions and went on the defensive; French troops were exhausted by continuous, fruitless marches for them, poor supply. According to the German historian F. Mehring, in August – September 1813, Napoleon’s army lost 180 to thousands of people, mainly from disease and desertion. The situation was aggravated by the lack of reserves and the poor quality of the arriving reinforcements. France was exhausted by the succession of wars and the losses in the people suffered by the French army were no longer fully compensated. Realizing that the affairs of France are bad, Bavaria, Napoleon's vassal and the largest state of the Rhine Union, began separate negotiations with the Austrians.

At the end of September 1813, the sovereigns of the Allied powers - Russia, Prussia and Austria, gathered in Teplice and taking into account the fact that Napoleon continues to hold positions with Dresden, they worked out a new plan of offensive actions. It was decided to go on a general offensive, pushing out the enemy was supposed to be a wide roundabout maneuver on both sides at once. The Silesian army under the command of General Gebraht Blücher, located in the vicinity of Bautzen, received the task of moving right through Elsterwerd and Herzberg to Elster, force the river there. Elbe and to interact with the Northern army under the leadership of the Swedish crown prince Jean Bernadot (the Northern army was supposed to cross at Aken and Roslau) against the left wing of the French army.

At the same time, Field Marshal Karl Schwarzenberg with the main forces of the Allied forces, moved through Sebastiansberg and Chemnitz to the right wing and to the rear of the enemy. Napoleon Bonaparte reacted to the movement of the enemy forces by sending the 4 Corps under the command of General Henri Bertrand (14 −15 thousand people with 24 guns) to Wartenburg to prevent the crossing of the Blucher troops, and the forces of Marshal I. Murat (50 thousand). soldier) - in Freiberg to observe the army of Schwarzenberg. Napoleon with the main forces remained in the Dresden area, awaiting further events.

Battle of Wartenburg

The place of the Battle of Wartenburg.

Battle

General Henri Gacien Bertrand set up the division of General S. Moran in Wartenburg and its surroundings. Weak Württemberg Division Lieutenant General F. Frankemona sent to Bleddyn (in its composition was only 1,5-2 thousand soldiers -. 4 battalion) and Italian Infantry Division Major-General A. Fontanelli and Westphalian-Württemberg cavalry brigade left in reserve at Godiga. General Bertrand, who was one of the best engineers of the French empire, having deployed his troops at Wartenburg and Bleddin, wrote to Napoleon that "he hopes to discourage the enemy from hunting for the crossing at this point."

Indeed, the terrain of Wartenburg greatly contributed to the defending side. The Elbe River in this place formed a deeply entering arc, the chord of which was a dam. Behind the dam was the French corps. In front of the left wing stretched the deep arm of the Elbe; in front of the center was a swamp; only the right wing was less protected. The movement of the troops and their deployment into battle formation was hampered by many lowlands filled with water in the spring and autumn period, the space between the river and Wartenburg was low, filled with bays, ditches and embankments, covered with swampy groves and meadows. In the places most accessible to the movement, the French made abutments, and the settlement of Wartenburg was prepared for defense.

On October 2, the Prussian corps of General York, who was the vanguard of the Silesian Army, arrived at the village of Elster. Russian pontooners (3 pontoon companies) began building two bridges. The corps of York included: the brigades of Prince Karl of Mecklenburg, Steinmitz, Gorn and Günerbein and the Yurgas Cavalry (25 total thousand soldiers with 32 guns).

September 21 (October 3), at 7 o'clock in the morning, part of the Karl of Mecklenburg brigade - 3 battalion, forcing the Elbe, moved to Wartenburg. The commander-in-chief of the Prussian corps, Blücher, arrived at the troops and said: “Come on, my children! Hold tight! We need to take Wartenburg by storm! I ordered to burn the bridges! True, the old soldiers grunted, they did not like the speech of the commander. “In vain he doubts us,” they said. "We do not care if there are bridges behind us, or they will burn them." Blucher immediately recovered: ““ I did not think at all; we know each other well. ” Prussian warriors answered him with a loud cry.

The soldier Charles met a chain of enemy shooters, who began to withdraw to the Wartenburg. Finding out that the French were in a position of considerable strength, they threw 6 battalions of the brigade of Colonel Steinmitz into battle, with a foot battery, and then another 5 battalions. The 7 and 8 brigades, two Mecklenburg hussars and the Life Hussars also crossed to the left side of the Elbe.

After examining the disposition, General York ordered the Steinmitz 1 Brigade to hold positions at Wartenburg, and the Karl Mecklenburg brigade to attack the village of Bleddin, force out the enemy from there and try to bypass Vartenburg from the right flank. Gorn's brigade was located behind the forces of Prince Charles, the Günerbane brigade remained in reserve, covering the way to the bridges. After the capture of Bleddin and coverage of the flank by the opponents of Karl's brigade, it was supposed to begin the assault of Wartenburg by the forces of the Steinmitz and Horn brigades. Total offensive took part thousand soldiers (15 battalions, 16 squadrons and 27 batteries).

Bleddin defended the Württemberg division of Lieutenant General F. Frankemon. The division suffered heavy losses in the battle of Denniewice and had only the 4 battalion and 6 guns. Frankemon pointed to the insufficiency of his forces for the defense of Bleddin, the most extensive and convenient for the offensive positions of the enemy. Besides the swamps, not only prevented the allies from moving towards Wartenburg, but also created obstacles for the maneuver of French reinforcements. But Bertrand reassured him, saying that he would not allow the significant forces of the enemy to pass at Wartenburg to the Baldin. Frankemon's division was located in two lines: two battalions with 4 guns stood in a vast clearing, in front of the village; the remaining two battalions with 2 guns were located behind the village.

Prince of Mecklenburg for a long time could not fulfill the order to attack the enemy, the complexity of the terrain hampered the movement of troops. Finally, with the help of guides from local residents, he led the troops to the Baldin. The prince built troops, advanced artillery, immediately attacked the village. For the enemy, the appearance of Prussian artillery was a surprise, it was considered impossible to smuggle guns through the swamps. Advanced battalions Frankemon moved to the village. Wuerttemberg stubbornly defended, but suffering losses from Prussian artillery fire, and being attacked by superior forces of the enemy, retreated to Globig (Godigu). Their departure covered the Westphalian-Wurttemberg cavalry of Beaumont. In the 2 hour, Karl, occupying Bleddin, threw two hussar regiments at the enemy. The hussars overturned the Westphalian-Württemberg brigade, capturing prisoners around 200 people. Then the Prussian Hussars fought off the retreating infantry of Frankemon 5 guns.

Simultaneously with the attack of the brigade of Karl of Mecklenburg on the right flank, there was a battle in the center at Zouanger and on the left flank at Wartenburg. The two battalions of the Horn Brigade moved towards Zawanger. Here, under the protection of two embankments, the enemy battalions defended the 5 defenses. Gorn's infantry was subjected to a rifle-gun fire, and then it was counterattacked by the enemy. York, trying to support the attack, ordered the two landwehr battalions to attack Wartenburg and threw the 5 battalions that remained with him to General Gorn, beating the enemy. The Günerbane Brigade was supposed to support the attack.

At this time, the Russian case of Langeron crossed the Elbe. Blucher, in case of failure of the York corps, went to the Russians and, turning to General Kern, asked him to convey to the Russian soldiers his words: “You are the old Muscovites who have never turned the rear to the enemy; I myself will go with you; we need to hit the bayonet on the French; I am sure you will not step back. Come on! ”This speech was greeted by the thundering“ Hurray ”and moved to the aid of comrades. But at that time came the news of the success of the Prussian troops. The case of Langeron was stopped.

The horn, turning the brigade into dense columns and forbidding firing - “A scoundrel, who will shoot! The bayonets! ”- forced the swamp and hit the embankment. The Prussians, enthusiastic by example of a commander walking in the head of a column, crossed the ditch and climbed the first embankment. The enemy, surprised by the appearance of the Prussians, retreated beyond the second embankment, and then further. At the same time, Landwehr captured Wartenburg. The Steinmitz brigade was somewhat delayed, overcoming the swamps and abutments. But she, overcoming obstacles, began to pursue the enemy.

Prince Charles's brigade, after occupying Bleddin, marched to Wartenburg and on the way met the remnants of the defeated Italian division of Fontanelli. If the prince had cavalry, the Italian division could be completely destroyed. But the hussars pursued the enemy in the direction of Globig. Managed to capture 5 guns. Combined, the teams of Horn and Karl of Mecklenburg attacked Moran’s division and forced her to retreat down the Elbe.

The Prussians of York settled down for the night at Wartenburg; Langeron's corps, along with a part of the Prussian corps, who had not had time to take part in the battle, stood at the bridge. The corps of General Saken arrived at night and was located on the right bank of Elster. For the pursuit of the enemy sent: Austrian cavalry brigade of Colonel Katsler to Wittenburg; Major General G.A. Emmanuel (1 and 3 of the Ukrainian regiments, two Don Cossack regiments and 6-gun mounted battery) to Kemberg; Major General Yuzefovich's detachment (Kiev and Kharkov dragoon and Kalmyk regiments, 2 guns of Don artillery) up the Elbe to Precha and Shmideberg.


The scheme of the battle of Wartenburg.

Results

The French lost in this battle 1,5 thousand people killed, wounded and captured. 11 guns were captured. Prussian troops lost up to 2 thousand people. High losses were caused by the fact that the French held defenses in convenient terrain, behind embankments, ditches, abutments, marshes.

The Silesian army of Blucher successfully crossed the Elbe. The northern army of Bernadot, influenced by the success of its neighbors, also crossed the river. The Crown Prince moved his headquarters to Dessau. Ney's troops, under the influence of the setbacks, completely lost heart. Flying cavalry detachments sent to the pursuit of enemy forces, daily brought several hundred prisoners. The allied armies, which had together with 140 thousands of bayonets and sabers, against 30 thousands of people from Ney, could go on a decisive offensive, finally defeating the enemy or inflicting a new defeat on him. Napoleon could bring no more 100 thousand soldiers to Her help. The forces of both armies of the Allied armies were sufficient to confront the enemy, even in the worst scenario.

But Bernadot, although he moved the army through the Elbe, was in no hurry to pursue the enemy. Blucher, wanting to captivate the Northern Army with his example, moved on the enemy. Ney, having destroyed the bridges on the Mulde, moved to Eileburg, where he united with Marmon, the cavalry of Lotur-Mobur, Arrigi and the Polish division of Dombrowski. His strength grew to 50 thousand people.
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. chehywed
    chehywed 30 September 2013 16: 46 New
    +3
    It is a pity that people are so little interested in this topic today. Whether it is corruption and "vsepros ... early polymers"! Thank you Sasha, don't quit what you started.
  2. Su-9
    Su-9 30 September 2013 19: 13 New
    +3
    Yes true. An interesting article. I remember when I was small, I never understood why the Germans had a heavy cruiser in WWII in honor of the red commander of the hero of the civil war. laughing
  3. Andrey Yuryevich
    Andrey Yuryevich 1 October 2013 06: 55 New
    +2
    Ah, memories ... I rode in those places a lot ...

Сражение при Вартенбурге

21 сентября (3 октября) 1813 г. на берегу Эльбы у саксонского местечка Вартенбург произошло сражение между прусской армией под командованием генерал-лейтенанта И. Йорка и французскими войсками под началом генерала А. Г. Бертрана. Прусские войска разбили французов, что позволило войскам маршала Блюхера форсировать Эльбу. Иоганн Йорк за победу в этом сражении получил титул графа Вартенбургского.

Предыстория

В сентябре 1813 года стратегическая обстановка изменилась в пользу союзных держав. В Саксонию прибыла свежая русская Польская (резервная) армия под началом Беннигсена. Войска Наполеона потерпели ряд поражений - сражения при Кульме и Деннивице. Потерпел неудачу второй поход французских войск на Берлин. Армия Наполеона была расстроена войной на нескольких направлениях и перешла к обороне, французские войска были измотаны непрерывными, бесплодными для них маршами, плохим снабжением. По данным немецкого историка Ф. Меринга за август-сентябрь 1813 года армия Наполеона потеряла 180 тыс. человек, причем главным образом от болезней и дезертирства. Положение усугублялось нехваткой резервов и плохим качеством прибывающих подкреплений. Франция была истощена чередой войн и понесенные французской армией потери в людях уже не восполнялись в полной мере. Понимая, что дела Франции плохи, Бавария, вассал Наполеона и крупнейшее государство Рейнского союза, начало сепаратные переговоры с австрийцами.


В конце сентября 1813 года государи союзных держав – России, Пруссии и Австрии, собрались в Теплице и с учётом того, что Наполеон продолжает удерживать позиции у Дрездена, выработали новый план наступательных действий. Было решено перейти в общее наступление, вытеснить противника предполагалось широким обходным манёвром сразу с двух сторон. Силезская армия под началом генерала Гебрахта Блюхера, располагавшаяся в окрестностях Бауцена, получила задачу двинуться вправо через Эльстерверду и Херцберг к Эльстеру, форсировать там р. Эльбу и действовать во взаимодействии с Северной армией под началом шведского наследного принца Жана Бернадота (Северная армия должна была переправиться в Акене и Рослау) против левого крыла французской армии.

В это же время фельдмаршал Карл Шварценберг с основными силами союзных войск, двинулся через Себастиансберг и Хемниц на правое крыло и в тыл противнику. Наполеон Бонапарт отреагировал на движение сил противника тем, что направил 4-й корпус под началом генерала Анри Бертрана (14 −15 тыс. человек при 24 орудиях) к Вартенбургу, чтобы воспрепятствовать переправе войск Блюхера, а силы маршала И. Мюрата (50 тыс. солдат) — во Фрейберг для наблюдения за армией Шварценберга. Наполеон с основными силами остался в районе Дрездена, ожидая дальнейших событий.

Сражение при Вартенбурге

Место сражения при Вартенбурге.

Сражение

Генерал Анри Гасьен Бертран расположил дивизию генерала Ш. Морана в Вартенбурге и его окрестностях. Слабую Вюртембергскую дивизию генерал-лейтенанта Ф. Франкемона направил к Бледдину (в её составе было всего 1,5-2 тыс. солдат – 4 батальона), а итальянскую пехотную дивизию дивизионного генерала А. Фонтанелли и вестфальско-вюртембергскую кавалерийскую бригаду оставил в резерв у Годига. Генерал Бертран, являвшийся одним из лучших инженеров Французской империи, расположив свои войска у Вартенбурга и Бледдина, написал Наполеону, что «он надеется отбить у неприятеля охоту к переправе в этом пункте».

Действительно, местность у Вартенбурга весьма способствовала обороняющейся стороне. Река Эльба в этом месте образовала глубоко входящую дугу, хордой которой была плотина. За плотиной и располагался французский корпус. Впереди левого крыла тянулся глубокий рукав Эльбы; впереди центра располагалось болото; только правое крыло было менее защищено. Движению войск и их развертыванию в боевой порядок препятствовали множество низин, наполненных водой в весенне-осенний период, пространство между рекой и Вартенбургом было низменно, наполнено заливами, канавами и насыпями, покрыто болотистыми рощами и лугами. В наиболее доступных для движения местах французы устроили засеки, а селение Вартенбург было подготовлено к обороне.

2 октября прусский корпус генерала Йорка, который составлял авангард Силезской армии, прибыл к селению Эльстеру. Русские понтонеры (3 понтонные роты) начали строительство двух мостов. Корпус Йорка включал в себя: бригады принца Карла Мекленбургского, Штейнмица, Горна и Гюнербейна и кавалерию Юргаса (всего 25 тыс. солдат при 32 орудиях).

21 сентября (3 октября), в 7 часов утра, части бригады Карла Мекленбургского – 3 батальона, форсировав Эльбу, двинулась к Вартенбургу. Сам главнокомандующий прусскими корпусами Блюхер прибыл к войскам и сказал: «Вперед мои дети! Держитесь крепко! Нам нужно взять Вартенбург штурмом! Я приказал сжечь мосты! Правда, старые солдаты заворчали, им речь полководца не понравилась. «Напрасно он сомневается в нас», - говорили они. «Нам все равно, будут ли за нами мосты, либо сожгут их». Блюхер тут же поправился: « «Я совсем этого не думал; мы знаем хорошо друг друга». Прусские воины ответили ему дружным кличем.

Солдат Карла встретила цепь неприятельских стрелков, которые с боем стали отходить к Вартенбургу. Выяснив, что французы занимают позицию значительными силами, в бой бросили 6 батальонов бригады полковника Штейнмица, с пешей батареей, а затем ещё 5 батальонов. 7-я и 8-я бригады, два Мекленбургских гусарских полка и Лейб-гусарский полк также переправились на левую сторону Эльбы.

Генерал Йорк, осмотрев диспозицию, приказал 1-й бригаде Штейнмица удерживать позиции у Вартенбурга, а бригаде Карла Мекленбургского атаковать селение Бледдин, вытеснить оттуда противника и постараться обойти Вартенбург с правого фланга. Бригада Горна располагалась за силами принца Карла, бригада Гюнербейна оставалась в резерве, прикрывая путь к мостам. После захвата Бледдина и охвата фланга противниками бригадой Карла, предполагалось начать штурм Вартенбурга силами бригад Штейнмица и Горна. Всего в наступление принимало участие 15-16 тыс. солдат (27 батальонов, 7 эскадронов и 3 батареи).

Бледдин обороняла Вюртембергская дивизия генерал-лейтенанта Ф. Франкемона. Дивизия понесла большие потери в сражении при Денневице и имела всего 4 батальона и 6 орудий. Франкемон указывал на недостаточность его сил для обороны Бледдина, наиболее обширной и удобной для наступления сил противника позиции. К тому же болота, не только мешали союзникам двигаться к Вартенбургу, но и создавали препятствия для маневра французских подкреплений. Но Бертран его успокоил, заявив, что не позволит пройти значительным силам врага у Вартенбурга к Бледдину. Дивизия Франкемона была расположена в две линии: два батальона с 4 орудиями стояли на обширной поляне, впереди селения; остальные два батальона с 2 орудиями располагались позади селения.

Принц Мекленбургский довольно долго не мог исполнить приказ атаковать врага, сложность местности затрудняла передвижение войск. Наконец, с помощью проводников из местных жителей, он провел войска к Бледдину. Принц построил войска, выдвинул вперед артиллерию, немедленно атаковал селение. Для противника появление прусской артиллерии стало неожиданностью, считалось невозможным провезти орудия через болота. Передовые батальоны Франкемона отошли к селению. Вюртембергцы упорно защищались, но неся потери от огня прусской артиллерии, и будучи атакованы превосходящими силами противника, отошли к Глобигу (Годигу). Их отход прикрывала вестфальско-вюртембергская кавалерия Бомона. В 2 часа, Карл, заняв Бледдин, бросил на врага два гусарских полка. Гусары опрокинули вестфальско-вюртембергскую бригаду, захватив около 200 человек пленными. Затем прусские гусары отбили у отступающей пехоты Франкемона 5 орудий.

Одновременно с атакой бригады Карла Мекленбургского на правом фланге, шёл бой и в центре у Зауангера и на левом фланге у Вартенбурга. Два батальона бригады Горна двинулись к Зауангеру. Здесь под защитой двух насыпей держали оборону 5 вражеских батальонов. Пехота Горна подверглась ружейно-картечному огню, а затем была контратакована противником. Йорк, пытаясь поддержать атаку, приказал двум батальонам ландвера атаковать Вартенбург, а генералу Горну бросить в бой оставшиеся у него 5 батальонов, обойдя противника. Бригада Гюнербейна должна была поддержать атаку.

В это время через Эльбу переправился русский корпус Ланжерона. Блюхер, на случай неудачи корпуса Йорка, выехал к русским и, обратившись к генералу Керну, попросил передать русским солдатам его слова: «Вы старые московцы никогда не обращавшие тыла неприятелю; я сам пойду с вами; нам нужно ударить в штыки на французов; я уверен, что вы не подадитесь ни шагу назад. Вперед!» Эту речь встретили громовым «Ура» и двинулись на помощь боевым товарищам. Но в это время пришло известие об успехе прусских войск. Корпус Ланжерона был остановлен.

Горн, свернув бригаду в плотные колонны и запретив пальбу – «Подлец, кто будет стрелять! В штыки!» – форсировал болото и ударил по насыпи. Пруссаки, восторженные примером командира, шедшего в голове колонны, перешли ров и взобрались на первую насыпь. Противник, удивленный появлением пруссаков, отступил за вторую насыпь, а за тем и дальше. Одновременно ландвер захватил Вартенбург. Бригада Штейнмица несколько задержалась, преодолевая топи и засеки. Но и она, преодолев препятствия, приступила к преследованию противника.

Бригада принца Карла, после занятия Бледдина, двинулся к Вартенбургу и по пути встретил остатки разбитой итальянской дивизии Фонтанелли. Если бы у принца была кавалерия, итальянскую дивизию можно было полностью уничтожить. Но гусары преследовали врага в направлении Глобига. Удалось захватить 5 орудий. Соединившись, бригады Горна и Карла Мекленбургского атаковали дивизию Морана и заставили отступить её вниз по Эльбе.

Пруссаки Йорка расположились на ночь у Вартенбурга; корпус Ланжерона, вместе с частью прусского корпуса, не успевшего принять участия в битве, встал у моста. Корпус генерала Сакена прибыл ночью и расположился на правом берегу у Эльстера. Для преследования противника направили: австрийскую кавалерийскую бригаду полковника Кацлера к Виттенбургу; отряд генерал-майора Г.А. Эммануэля (1-й и 3-й Украинские полки, два донских казачьих полка и 6-орудийная конная батарея) к Кембергу; отряд генерал-майора Юзефовича (Киевский и Харьковский драгунские и калмыцкие полки, 2 орудия донской артиллерии) вверх по Эльбе к Пречу и Шмидебергу.

Сражение при Вартенбурге

Схема сражения при Вартенбурге.

Итоги

Французы потеряли в этом сражении 1,5 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными. Было захвачено 11 орудий. Прусские войска потеряли до 2 тыс. человек. Высокие потери были вызваны тем, что французы держали оборону в удобной местности, за насыпями, рвами, засеками, болотами.

Силезская армия Блюхера успешно переправилась через Эльбу. Северная армия Бернадота, под влиянием успеха соседей, также форсировала реку. Наследный принц перенес свою штаб-квартиру в Дессау. Войска Нея, под влиянием перенесенных неудач, совершенно упали духом. Летучие кавалерийские отряды, направленные в погоню за силами врага, ежедневно приводили по нескольку сотен пленных. Союзные армии, имевшие вмести до 140 тыс. штыков и сабель, против 30 тыс. человек у Нея, могли перейти в решительное наступление, окончательно разгромив врага или нанести ему новое поражение. Наполеон мог привести на помощь Нею не большее 100 тыс. солдат. Силы обоих армий союзных армий были достаточны для противостояния врага, даже при худшем сценарии.

Но Бернадот, хоть и перевел армию через Эльбу, не спешил преследовать врага. Блюхер, желая увлечь своим примером Северную армию, двинулся на противника. Ней, уничтожив мосты на Мульде, двинулся к Эйленбургу, где соединился с Мармоном, кавалерий Лотур-Мобура, Арриги и польской дивизией Домбровского. Его силы выросли до 50 тыс. человек.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. chehywed 30 сентября 2013 16:46
    Жаль,что эта тема сегодня так мало интересует людей. То ли дело коррупция и "всепрос...ранныеполимеры"! Спасибо Саша,не бросай начатое.
  2. Su-9 30 сентября 2013 19:13
    Да, правда. Интереснейшая статья.Помню когда малым был, никогда не понимал почему у немцев тяжёлый крейсер во ВМВ в честь красного командира героя гражданской войны был назван. laughing
    Su-9
  3. андрей юрьевич 1 октября 2013 06:55
    эх воспоминания...покатался я по тем местам немало...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня