Military Review

Pilot transport aircraft GDP Dornier Do.31

3
Dornier Do.31 is an experimental vertical-take-off jet landing aircraft. The machine was created in Germany by Dornier. The customer was the military department, which required a tactical transport aircraft.




In the 1960s, many countries focused on the development of vertical take-off and landing aircraft. For example, in the UK, Hawker P.1127 was developed. Thus, British designers demonstrated the possibility of creating a vertical take-off and landing fighter-bomber. Naturally, their success gave the opportunity to begin to consider this system for transport vehicles. One of these machines was developed in Germany.

In 1960, the company "Dornier" ("Dornier"), by order of the German Ministry of Defense in the strictest secrecy, began to develop a draft tactical military transport aircraft vertical takeoff landing Do.31. The new machine was supposed to have a combined power plant of lift-marching and lifting engines. The Dornier company carried out design work in conjunction with the Focke-Wulf, Weser and Hamburger Flygzeoigbau firms, which in 1963 merged into aviation WFV company. The Do.31 project is part of the FRG program for the development of vertical take-off and landing transport aircraft, in which tactical and technical requirements of NATO MBR-4 for the military transport aircraft GDP were redesigned and taken into account.

In 1963, with the support of the British Ministry of Defense and the Federal Republic of Germany, a two-year agreement was concluded on the participation of the British firm Hawker Siddley in the design of the aircraft. This choice was not accidental - the British company had already had a great experience in developing a vertical take-off and landing aircraft, the Harrier. But in the 1965 year, after the expiration of the contract, it was not resumed, since Hawker Siddley began developing its own projects. Therefore, Dornier decided to involve American companies in the design and construction of Do.31, and further agree with NASA on joint research.

To determine the optimal scheme of a vertically taking off transport plane, the Dornier conducted a comparison of various vertically taking off vehicles: a helicopter, an aircraft with turning screws and an aircraft with lifting and cruising turbofan engines. The initial task was to transport 3 tons of cargo over a distance of 500 km, returning to the base. As a result of the research, it was found out that a vertically taking off aircraft with lifting and cruising turbofan engines has a number of advantages over other types of vehicles. Dornier also presented calculations for choosing the most optimal power plant layout.

Before the design of the Do.31 aircraft, extensive testing of models was carried out in Germany - in Göttingen and Stuttgart, as well as in the United States - at NASA. The first models of nacelles with lifting turbofan engines did not have, since it was assumed that the power plant would consist of only two lift-marching turbofan engines in Bristol Siddley BS.100 (thrust each 16000 kgf) with afterburner in the fan circuit. In 1963 year at NASA in the Research Center. Langley tested aircraft models and individual structural elements in wind tunnels. Later tested the model in free flight.

Pilot transport aircraft GDP Dornier Do.31


According to the results of these studies have developed the final version of VT.VPP Do.31 with a combined power plant of lifting and lifting and cruising engines. To study the stability and controllability of the machine with a combined power plant in the mode of hovering, an experimental flying stand of a cruciform shape in the plan was created in Dornier. In the power plant of the stand, four Rolls-Royce RB.108 engines were used, mounted vertically on a transverse truss. The internal pair of engines was fixed (the thrust of each was 1000 kg). The outer pair was differentially deflected relative to the transverse axis by an angle of + 6 degrees, thus providing pathway control. The external engines generated over 730 kg, the remaining stock was used for transverse control of the stand. The longitudinal control was carried out using an inkjet system, and the transverse control - by a differential change in the thrust of external turbojet engines.

Stand dimensions were the same as those of the Do.31 aircraft, take-off weight was 2800 kg. The total thrust of the engines during the tests was 3000 kgf, providing the 1,07 thrust-to-weight ratio. At the stand, by the end of 1965, 247 flights were made. To study the stabilization and control system, another bench was used, mounted on a pivot bearing, which allowed for angular displacements with respect to three axes.

An experimental aircraft was developed to test the design, test systems, and test aircraft piloting techniques, which was designated Do.31E. The German Defense Ministry ordered three cars. Two aircraft were intended for flight, the third - for static tests.

The aircraft was made according to the monoplane scheme, had a combined powerplant consisting of lifting and cruising turbofan engines and lifting turbojet engines.

The fuselage is a metal-type semi-monocoque. The cross section is round, with a diameter of 3,2 meter. In the bow of the double cabin was located crew. Behind the cabin there was a cargo cabin of size 9200x2750x2200 mm and volume 50 м3. 36 paratroopers or 24 injured on stretchers could be placed in the cockpit on reclining seats. The tail section was equipped with a cargo hatch with a loading ramp.

The powerplant of the Do.31 aircraft combined is a lift main engine and a lift engine. It was originally planned to install two Bristol Pegasus turbofan engines in each of two internal nacelles and four Rolls-Royce RB162 lifting engines in a pair of external nacelles. However, in the future, the power plant was changed.



Two rolls-march turbojet Rolls-Royce (Bristol) Pegasus BS.53 with swiveling nozzles (thrust each 7000 kgf) are installed under the wing in the gondolas. Air intakes unregulated axial. Each engine has four rotary nozzles. Diameter 1220 mm, length 2510 mm, dry weight 1260 kg.

Eight lifting TRD Rolls-Royce RB. The 162-4 (thrust of each 2000 kgf) was installed at the ends of the wing in two gondolas, four each. The engines were equipped with nozzles with deflectors that deflect the gas flow 15 degrees backwards or forwards, and have common air intakes with flaps in the nacelles. Length 1315 mm, diameter 660 mm, weight 125 kg.

At the first experimental Do.31, only Pegasus engines were installed, all 10 engines were mounted only on a second machine.

Fuel was placed in the wing in five tanks with a capacity of 8000 liters. The fuel was supplied to the engines from the central tank, where it came from the rest of the tanks.

The wing is upright, continuous, straight, three-spar design. The root profile of the wing is NACA 64 (А412) - 412,5, at the end of the wing - NACA64 (А412) - 410. On each side of the wing between the nacelles of the turbofan engines and the turbofan engines there are two-part ailerons-flaps, deviating by + 25 degrees. Conventional flaps are located between the turbofan nacelles and the fuselage. Flaps and ailerons-flaps are hydraulically actuated, trimmers are missing.

The tail plumage is swept. The span of the stabilizer located on the keel is 8 m, the area is 16,4 m2, the sweep angle on the leading edge is 15 degrees. The keel sweep angle (area 15,4 m2) is 40 degrees 1 / 4 chords. The elevator is four-section, each section has a separate hydraulic drive. Each of the two rudder sections is also equipped with a separate hydraulic drive.

The retractable tricycle landing gear has dual wheels on each rack. The main supports are removed in the gondola lift-main engines back. Nose support - self-guided controlled, also retracts. The chassis uses oil-pneumatic shock absorbers. All supports have low pressure tires. Track - chassis 7,5 m, base - 8,6 m.



In horizontal flight, conventional aerodynamic rudders were used to control. In the hover mode, when flying at low speeds and transients, an inkjet control system was used. Longitudinal control is carried out using jet nozzles located in the rear fuselage. Compressed air was taken from the TRD: a pair of nozzles directed the air up, the other pair - down. For transverse control, the thrust of the lifting engines was differentially changed, the track - nozzle of the right and left turbofan engines deviated in the opposite direction. Vertical movements in the hover mode were achieved by varying the thrust of the turbofan. The given flight altitude was maintained using an auto-stabilizing system.

The hydraulic system consisted of two independent main systems and an emergency system. Working pressure - 210 kgf / cm2. The first main system provided the drive of the chassis, cargo ramp, flaps, gondola hatches with the TRD, cargo door hatch and part of the hydraulic control system cylinders. The second main system was provided only with a drive for hydraulic cylinders of the control system.

The electrical system includes a three-phase alternating current 4 generator (power of each 9 kW, 115 / 200 V, 400 Hz) mounted on each turbofan generator in two, and a 2 DC converter-rectifier (power 3 kW, 28 B, 50 A).

The cab was fitted with equipment standard for military transport aircraft with the automatically stabilizing system of the Bodenseeverke company.



As mentioned earlier, three instances of Do.31 were built. The first Do.31-1 10 February February 1967 of the year with the Pegasus engines took off. The second car took to the 14 July 1967 of the year, having already all the 10 engines. 16 December 1967 of the year on this plane made the first transition from vertical takeoff to horizontal flight, and the transition to vertical landing from horizontal flight was made five days later. In the 1969 year, the Do.31, during its flight to the Paris Air Show from Munich, set several new records for planes with vertical jet propulsion. In 1969-1970, a third copy of Do.31-3, designed for static tests, was evaluated in the United States. In the 1969 year, the Do.31 was first introduced at the Paris Air Show, making it the world's first vertical transport jet to take off and land.

Aircraft Do.31 was and remains the only ever built jet transport VTOL. The test program was terminated in April 1970. The reasons for the termination of the program were the relatively low speed, payload and range of the car in comparison with the transport aircraft of the traditional scheme.



So far, of the three Dornier Do.31 instances built, two have been preserved - E1 and E3. The first is located in the city of Friedrichshafen in the Dornier Museum, the second in the city of Schleissheim near Munich in the exposition of the Deutsches Museum.

Aircraft performance characteristics:
Length - 20,88 m;
Height - 8,53 m;
Wingspan - 18,06 m;
Wing area - 57,00 m2;
Empty weight - 22453 kg;
Normal take-off weight - 27442 kg;
Take-off engines - 8 turbojet Rolls-Royce RB 162-4D kg 1996 turbojet each;
Marching engines - Rolls-Royce (Bristol) Pegasus 2-5 turbojet 2 kgf each;
Cruising speed - 644 km / h;
Maximum speed - 730 km / h;
Practical ceiling - 10515 m;
Range - 1800 km;
Capacity: 24 wounded on stretchers or 36 soldiers, or 4990 kg of cargo;
Crew - 2 person.


























Based on materials:
http://www.airwar.ru
http://crimso.msk.ru
http://airspot.ru
http://lib.rus.ec
Author:
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Zerstorer
    Zerstorer 2 October 2013 11: 04 New
    0
    Thank you for the article. Relatively recently carried away by the topic of VTOL.
  2. Volodya Sibiryak
    Volodya Sibiryak 4 October 2013 15: 10 New
    0
    An interesting car, it’s a pity the topic of VTOL transport vehicles was not further developed.
  3. FunkschNNX
    FunkschNNX 26 February 2015 10: 14 New
    0
    Some seemed too cumbersome, slow and expensive, while others riveted the convertiplanes and fly despite all the shortcomings. Perhaps today the plane would have found its niche, and thanks to more advanced technologies, it could have improved its performance.

Экспериментальный транспортный самолет ВВП Dornier Do.31

Dornier Do.31 является экспериментальным реактивным транспортным самолетом вертикального взлета посадки. Машина была создана в ФРГ компанией Dornier. Заказчиком было военное ведомство, которому требовался тактический транспортный самолет.

Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31


В 1960-х годах во многих странах уделялось внимание разработке самолетов вертикального взлета и посадки. Например в Великобритании был разработан Hawker P.1127. Таким образом, британские конструкторы продемонстрировали возможность создания истребителя-бомбардировщика вертикального взлета и посадки. Естественно, их успех дал возможность начать рассматривать данную систему для транспортных машин. Одна из таких машин была разработана в ФРГ.


В 1960 году фирма «Dornier» («Дорнье») по заказу минобороны ФРГ в условиях строжайшей секретности приступила к разработке проекта тактического военно-транспортного самолета вертикального взлета посадки Do.31. Новая машина должна была иметь комбинированную силовую установку из подъемно-маршевых и подъемных двигателей. Фирма «Дорнье» осуществляла проектирование совместно с фирмами «Фокке-Вульф», «Везер» и «Гамбургер Флюгцойгбау», которые в 1963 году объединились в авиационную компанию WFV. Проект Do.31 – часть программы ФРГ по разработке транспортных самолетов вертикального взлета и посадки, в которой были переработаны и учтены тактико-технические требования NATO MBR-4 к военно-транспортному самолету ВВП.

В 1963 году при поддержке минобороны Великобритании и ФРГ был заключен двухлетний договор об участии английской фирмы «Хоукер Сиддли» в проектировании самолета. Данный выбор был неслучайным – английская компания к тому времени уже имела большой опыт разработки самолета вертикального взлета и посадки – «Харриер». Но в 1965 году, по истечении срока действия договора, его не возобновили, поскольку фирма «Хоукер Сиддли» приступила к разработке собственных проектов. Поэтому в «Дорнье» решили привлечь к проектированию и постройке Do.31 американские компании, а в дальнейшем договориться с NASA о совместных исследованиях.

Чтобы определить оптимальную схему вертикально взлетающего транспортного самолета, в «Дорнье» провели сравнение различных вертикально взлетающих аппаратов: вертолета, самолета с поворотными винтами и самолета с подъемно-маршевыми ТРДД. В качестве исходного задания приняли перевозку 3 тонны груза на расстояние 500 км с возвращением на базу. В результате исследований было выяснено, что вертикально взлетающий самолет с подъемно-маршевыми ТРДД имеет ряд преимуществ перед другими типами аппаратов. Фирм «Dornier» также представила расчеты по выбору наиболее оптимальной схемы силовой установки.

Перед проектированием самолета Do.31 были проведены обширные испытания моделей, проводившиеся в ФРГ – в Геттингене и Штуттгарте, а также в Соединенных Штатах – в NASA. Первые модели гондол с подъемными ТРД не имели, поскольку предполагалось, что силовая установка будет состоять только из двух подъемно-маршевых ТРДД Бристоль Сиддли BS.100 (тяга каждого 16000 кгс) с форсажем в контуре вентилятора. В 1963 году в NASA в научно-исследовательском центре им. Лэнгли были проведены испытания моделей самолета и отдельных элементов конструкции в аэродинамических трубах. Позже провели испытания модели в свободном полете.

Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31


По результатам данных исследований разработали окончательный вариант СВВП Do.31 с комбинированной силовой установкой из подъемных и подъемно-маршевых двигателей. Чтобы изучить устойчивость и управляемость машины с комбинированной силовой установкой в режиме висения, в «Дорнье» создали экспериментальный летающий стенд ферменной конструкции крестообразной формы в плане. В силовой установке стенда использовалось четыре турбореактивных двигателя Роллс-Ройс RB.108, смонтированных на поперечной ферме вертикально. Внутренняя пара двигателей была установлена неподвижно (тяга каждого составляла 1000 кг). Внешняя пара дифференциально отклонялась относительно поперечной оси на угол +6 градусов, обеспечивая, таким образом, путевое управление. Тяга внешних двигателей создавала по 730 кг, остающийся запас использовали для поперечного управления стендом. Продольное управление осуществлялось при помощи струйной системы, а поперечное – дифференциальным изменением тяги внешних турбореактивных двигателей.

Габариты стенда были такими же, как и у самолета Do.31,взлетная масса составляла 2800 кг. Суммарная тяга двигателей при испытаниях составляла 3000 кгс, обеспечивая тяговооруженность 1,07. На стенде к концу 1965 года совершили 247 полетов. Для исследования системы стабилизации и управления использовался другой стенд, установленный на шарнирной опоре, которая допускала угловые перемещения относительно трех осей.

Для испытаний конструкции, проверки систем и отработки техники пилотирования самолета разработали экспериментальный самолет, который получил обозначение Do.31E. Минобороны ФРГ заказано три машины. Два самолета предназначались для летных, третий - для статических испытаний.

Самолет выполнен по схеме моноплана, имел комбинированную силовую установку, состоящую из подъемно-маршевых ТРДД и подъемных ТРД.

Фюзеляж – цельнометаллический типа полумонокок. Поперечное сечение – круглое, диаметром 3,2 метра. В носовой части располагалась двухместная кабина экипажа. За кабиной имелась грузовая кабина размером 9200x2750x2200 мм и объемом 50 м3. В кабине на откидывающихся сиденьях могло размещаться 36 десантников или 24 раненых на носилках. Хвостовая часть оборудовалась грузовым люком с погрузочной рампой.

Силовая установка самолета Do.31 комбинированная - подъемно-маршевые и подъемные двигатели. Первоначально планировалось установить два турбовентиляторных двигателя Bristol Pegasus в каждой из двух внутренних мотогондол и четыре подъемных двигателя Rolls-Royce RB162 в паре внешних мотогондол. Однако в дальнейшем силовая установка была изменена.

Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31


Два подъемно-маршевых ТРДД Rolls-Royce (Bristol) Pegasus BS.53 с поворотными соплами (тяга каждого 7000 кгс) установлены под крылом в гондолах. Воздухозаборники нерегулируемые осевые. Каждый двигатель имеют четыре поворотных сопла. Диаметр 1220 мм, длина 2510 мм, масса сухого 1260 кг.

Восемь подъемных ТРД Rolls-Royce RB. 162-4 (тяга каждого 2000 кгс) устанавливались на концах крыла в двух гондолах по четыре в каждой. Двигатели снабжались соплами с дефлекторами, отклоняющими поток газов на 15 градусов назад или вперед, и имеют общие воздухозаборники со створками в гондолах. Длина 1315 мм, диаметр 660 мм, масса 125 кг.

На первом экспериментальном Do.31 устанавливались только двигатели Pegasus, все 10 двигателей смонтировали только на второй машине.

Топливо размещалось в крыле в пяти баках емкостью 8000 литров. Подача топлива в двигатели осуществлялась из центрального бака, куда оно поступало из остальных баков.

Крыло верхнерасположенное, неразрезное, прямое, трехлонжеронной конструкции. В корневой части профиль крыла NACA 64 (А412) - 412,5, на конце крыла - NACA64 (А412) - 410. С каждой стороны крыла между гондолами ТРД и ТРДД расположены двухсекционные элероны-закрылки, отклоняющиеся на +25 градусов. Обычные закрылки расположены между гондолами ТРДД и фюзеляжем. Закрылки и элероны-закрылки имеют гидропривод, триммеры отсутствуют.

Хвостовое оперение стреловидное. Размах расположенного на киле стабилизатора – 8 м, площадь – 16,4 м2, угол стреловидности по передней кромке – 15 градусов. Угол стреловидности киля (площадь 15,4 м2) составляет 40 градусов по 1/4 хорд. Руль высоты четырехсекционный, каждая секция имеет отдельный гидропривод. Каждая из двух секций руля направления также оснащается отдельным гидравлическим приводом.

Убирающееся трехопорное шасси имеет на каждой стойке сдвоенные колеса. Главные опоры убираются в гондолы подъемно-маршевых двигателей назад. Носовая опора - самоориентирующаяся управляемая, также убирается назад. В шасси используются масляно-пневматические амортизаторы. Все опоры имеют пневматики низкого давления. Колея - шасси 7,5 м, база – 8,6 м.

Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31


В горизонтальном полете для управления использовались обычные аэродинамические рули. В режиме висения, при полете на малых скоростях и на переходных режимах использовалась струйная система управления. Продольное управление осуществляется при помощи реактивных сопел, расположенных в хвостовой части фюзеляжа. Сжатый воздух отбирался от ТРДД: пара сопел направляли воздух вверх, другая пара – вниз. Для поперечного управления дифференциально изменялась тяга подъемных двигателей, путевого – сопла правого и левого ТРДД отклонялись в противоположном направлении. Вертикальные перемещения на режиме висения достигались изменением тяги ТРДД. Заданная высота полета выдерживалась при помощи автостабилизирующей системы.

В гидравлическую систему входили две независимых основных системы и аварийная система. Рабочее давление - 210 кгс/см2. Первой основной системой обеспечивались привод шасси, грузовой рампы, закрылков, люков гондол с ТРД, створок грузового люка и часть гидравлических цилиндров системы управления. Второй основной системой обеспечивался только привод гидроцилиндров системы управления.

Электрическая система включает 4 генератора трехфазного переменного тока (мощность каждого 9 кВт, 115/200 В, 400 Гц), смонтированных на каждом ТРДД по два, и 2 преобразователя-выпрямителя постоянного тока (мощность 3 кВт, 28 В, 50 А).

В кабине устанавливалось стандартное для военно-транспортных самолетов оборудование с автоматически стабилизирующей системой компании «Бодензееверке».

Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31


Как уже говорилось ранее, было построено три экземпляра Do.31. Первый Do.31Е-1 в воздух поднялся 10 февраля 1967 года только с двигателями Pegasus. Вторая машина поднялась в воздух 14 июля 1967 года, имея уже все 10 двигателей. 16 декабря 1967 года на этом самолете был осуществлен первый переход от вертикального взлета к горизонтальному полету, а переход в вертикальную посадку из горизонтального полета был выполнен пятью днями позднее. В 1969 году Do.31 во время перелета на Парижский авиасалон из Мюнхена установил несколько новых рекордов для самолетов с вертикальной тягой реактивной струи. В 1969-1970 годах третий экземпляр Do.31Е-3, предназначенный для статических испытаний, прошел оценочные испытания в Соединенных Штатах. В 1969 году Do.31 впервые представили на Парижском авиасалоне, таким образом, он стал первым в мире транспортным реактивным самолетом вертикального взлета и посадки.

Самолет Do.31 был и остается единственным когда-либо построенным реактивным транспортным СВВП. Программа испытаний была прекращена в апреле 1970 года. Причинами прекращения программы стали относительно невысокая скорость, грузоподъемность и дальность машины в сравнении с транспортными самолетами традиционной схемы.

Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31


До настоящего времени из трех построенных экземпляров Dornier Do.31 сохранилось два - E1 и E3. Первый находится в городе Фридрихсхафене в музее Dornier Museum, второй в г. Schleissheim около Мюнхена в экспозиции музея Deutsches Museum.

Летно-технические характеристики:
Длина – 20,88 м;
Высота – 8,53 м;
Размах крыла – 18,06 м;
Площадь крыла – 57,00 м2;
Масса пустого самолета – 22453 кг;
Нормальная взлетная масса – 27442 кг;
Взлетные двигатели – 8 турбореактивных Rolls-Royce RB 162-4D тягой 1996 кгс каждый;
Маршевые двигатели – 2 турбореактивных Rolls-Royce (Bristol) Pegasus 5-2 тягой 7031 кгс каждый;
Крейсерская скорость – 644 км/ч;
Максимальная скорость – 730 км/ч;
Практический потолок – 10515 м;
Дальность – 1800 км;
Вместимость: 24 раненых на носилках или 36 солдат, или 4990 кг груза;
Экипаж – 2 человека.

Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31
Экспериментальный транспортный самолет  ВВП Dornier Do.31


Подготовлено по материалам:
http://www.airwar.ru
http://crimso.msk.ru
http://airspot.ru
http://lib.rus.ec
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 3
  1. Zerstorer 2 октября 2013 11:04
    Спасибо за статью. Относительно недавно увлекся темой СВВП.
  2. Володя Сибиряк 4 октября 2013 15:10
    Интересная машина, жаль тема транспортных СВВП не получила дальнейшего развития.
    Володя Сибиряк
  3. Фкенщь13 26 февраля 2015 10:14
    Одним показалось слишком громоздко, медленно и дорого, а другие наклепали конвертопланов и летают не смотря на все недостатки. Возможно в наши дни самолет и нашел бы свою нишу, а благодаря более совершенным технологиям смог бы улучшить свои характеристики.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня