Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84

7
В семидесятых годах Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) приобрела у Советского Союза лицензию на производство основных танков Т-72. Видя темпы развития современной бронетехники, югославские военные в конце того же десятилетия инициировали начало работ по созданию новой модификации танка. В силу некоторых причин политического и юридического характера Югославия имела право самостоятельно проводить модернизацию строящейся по лицензии техники советской разработки. Другим странам Восточной Европы для этого приходилось обращаться к СССР.

M-84

В 1982 году завершились основные работы по созданию проекта, и югославская оборонная промышленность совместными усилиями построила прототип танка, получившего название M-84. В создании проекта модернизации советского Т-72 участвовали несколько предприятий, а головным разработчиком был белградский Военно-технический институт. Главной целью проекта M-84 было значительное повышение характеристик боевой машины путем обновления отдельных систем и агрегатов. В связи с этим конструкция танка Т-72, взятого за основу, претерпела минимальные изменения, но значительно изменилось внутреннее оснащение.



Как и советский Т-72, M-84 имел сварной корпус, состоявший из листов и штампованных деталей. По имеющимся данным, толщина бронелистов и конструкция комбинированных преград не менялась. Лобовая проекция бронекорпуса и башни прикрывалась блоками системы динамической защиты «Контакт». В некоторых источниках упоминается, что югославская промышленность была вынуждена использовать броневую сталь сортов, освоенных ею в производстве. Однако в целом конструкция бронированного корпуса и башни танка M-84 аналогична конструкции агрегатов базового танка Т-72. Все отличия были минимальными и обуславливались необходимостью установки нового оборудования и т.п.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть танка M-84 ничем не отличались от использовавшихся на советском танке. Из-за этого ходовые и экономические характеристики боевой машины югославской разработки остались на старом уровне. Точно так же без каких-либо изменений у танка Т-72 было заимствовано все оружие: 125-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А46, пулеметы ПКТ и НСВ.

Основной целью проекта модернизации было повышение боевых возможностей бронемашины. Специально для танка M-84 югославские специалисты разработали систему управления огнем (СУО) SUV M-84. С ней были сопряжены электронно-оптические наблюдательные приборы DNKS-2 и PPV-2, а также прицел с лазерным дальномером. Вся электронная аппаратура была создана Югославией на основе советских разработок и собственного опыта. Кроме того, танк M-84 получил новую радиостанцию и систему противоатомной защиты DRHT.

Серийное производство основного танка M-84, являющегося незначительной модернизацией советского Т-72, началось в 1983 году. Как и в случае со строительством бронетехники по лицензии, в производстве танков M-84 были задействованы несколько предприятий, разбросанных по всей территории Югославии. Окончательная сборка осуществлялась на заводе им. Джуро Джаковича в городе Славонски-Брод. В дальнейшем подобное распределение работ по предприятиям пагубно сказалось на возможностях оборонной промышленности.



M-84A

Вскоре после начала серийного производства танка M-84 югославские специалисты принялись за его совершенствование. В ходе модернизации под названием M-84A планировалось обновить не только радиоэлектронное оборудование, но и ряд других систем. Новая модификация должна была превзойти Т-72 по большинству характеристик.

В незначительно доработанный бронированный корпус танка M-84 установили обновленный дизельный двигатель. Советский двигатель В-46 получил два турбокомпрессора, благодаря которым его мощность увеличилась до 1000 л.с. В ходе модернизации силовой установки и корпуса боевая масса танка возросла до 44 тонн. Несмотря на это, удельная мощность бронемашины M-84A оказалась немного выше, чем у оригинального M-84 или советского Т-72. Максимальная скорость танка после модернизации выросла до 68-70 км/ч.

Вооружение танка M-84A, как и в случае с M-84, было полностью заимствовано с Т-72. Для увеличения боевых характеристик модернизированный M-84A получил систему управления огнем FCS-H4 (FCS Omega-84) с прицелом наводчика SCS-84. В составе новой СУО имелись баллистический вычислитель и система обнаружения лазерного облучения. Все новое электронное оборудование было разработано югославскими предприятиями и представляло собой дальнейшее развитие аппаратуры, примененной на танке M-84.

По имеющимся данным, в конце восьмидесятых годов несколько югославских танков M-84 и M-84A были доставлены в Советский Союз, где их изучили и проверили. Советские танкостроители признали хорошие результаты работы югославских специалистов. Кроме того, отмечалось, что ряд примененных систем не уступает или даже превосходит аппаратуру, использовавшуюся на советских танках Т-72 того времени.

Серийное производство танков M-84 и M-84A продолжалось до начала девяностых годов. За это время было построено не менее 700 машин обеих модификаций. В конце восьмидесятых появилась первая экспортная версия югославского танка. Специально для поставок Кувейту была создана модификация танка под названием M-84AB, отличавшаяся от M-84A рядом компонентов прицельного комплекса. До начала войны с Ираком Кувейт успел получить лишь четыре танка. Уже во время боевых действий Югославия через Саудовскую Аравию смогла переправить заказчику еще около 80 боевых машин. Согласно некоторым источникам, в ходе боев кувейтские военные не потеряли ни одного танка: только две машины получили повреждения, но были восстановлены и возвращены в строй. Контракт с Кувейтом первоначально подразумевал поставку 170 бронемашин в варианте M-84AB и 15 командирских танков M-84ABK.

После распада СФРЮ

В 1991 году свою независимость от Югославии провозгласила Хорватия. В независимом государстве осталось головное предприятие СФРЮ по производству танков – завод им. Джуро Джаковича. Это привело к резкому падению темпов производства югославской бронетехники. Кроме того, начавшаяся война поставила крест на большинстве планов. Тем не менее, и в таких условиях предприятия небольших балканских государств смогли провести несколько модернизаций танка M-84 и создать новые его модификации.

БРЭМ M-84ABI на базе танка M-84


В середине девяностых годов Кувейт выразил желание получить бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе M-84AB. По причине потери производственных мощностей Югославия попыталась создать БРЭМ M-84AI совместно с польскими коллегами, однако, насколько известно, проект остановился на стадии испытаний прототипа. Единственная построенная машина не была передана Кувейту. Несколько лет они использовалась вооруженными силами Югославии, а затем Сербии.

В 2004 году сербская оборонная промышленность представила последний на данный момент свой проект модернизации танка M-84. Новый танк M-84AS (он же M-84B1 или M-2001) получил дизельный двигатель мощностью 1200 л.с. и ряд новых электронных приборов. Утверждалось, что новые прицельные приспособления, обновленная СУО и ряд других систем значительно увеличивают боевые возможности бронемашины. К сожалению сербских танкостроителей, за время, прошедшее с первой демонстрации танка M-84AS, никто не подписал контракт на его поставку. Предполагалось, что некоторое количество таких машин сможет купить Кувейт, но военные этой страны не проявили никакого интереса к новой сербской разработке.

M-84AS


Крупнейший танкостроительный завод бывшей СФРЮ после распада страны остался в независимой Хорватии. Именно эта страна развернула наиболее активные работы по созданию новых боевых машин на базе танка M-84. Первым вариантом модернизации был танк M-84A4 Sniper, появившийся в середине девяностых годов. Этот танк представлял собой дальнейшее развитие M-84A с новыми прицелами и баллистическим вычислителем. Фактически M-84A4 представлял собой M-84A с электронным оборудованием M-84AB. Согласно некоторым данным, часть танков «Снайпер» получила двигатели мощностью 1100 л.с. немецкого производства. С 1996 по 2003 годы хорватская промышленность построила 40 танков модели M-84A4.

M-90 Vihor


Еще в восьмидесятых годах завод им. Джуро Джаковича начал разработку нового проекта M-91 Vihor. Планировалось, используя имеющиеся наработки, создать основной танк с характеристиками на уровне современных зарубежных образцов. Проект M-91 дошел до стадии испытаний прототипа, однако начавшаяся война помешала завершить доводку и начать строительство серийных машин. В дальнейшем хорватские специалисты привлекли к проекту израильскую компанию Elbit. В результате такого международного сотрудничества проект M-91 был преобразован в M-95 Degman. Эта боевая машина частично унифицирована с имеющимися на вооружении танками M-84 всех моделей, но при этом оснащается новым электронным оборудованием. Танк M-95 получил 1200-сильный дизельный двигатель и дополнительные модули бронирования, значительно повышающие уровень защиты. Комплекс средств связи и управления огнем создавался израильскими специалистами. По имеющимся данным, все используемые элементы оборудования полностью соответствуют стандартам НАТО, что, как ожидалось, могло дать танку большие экспортные перспективы. Вооружение танка M-95 соответствует предыдущим машинам линейки M-84, однако вместо зенитного пулемета НСВ был установлен дистанционно управляемый боевой модуль Samson. Кроме того, утверждалось, что по желанию заказчика 125-мм орудие 2А46 может быть заменено на пушку калибра 120 мм, соответствующую стандартам НАТО. До настоящего времени было построено лишь два прототипа танка M-95. По некоторым данным, оба прототипа M-95 являются доработанными опытными образцами танка M-91. Хорватские вооруженные силы намерены приобрести не менее 30 таких танков. Третьи страны пока не проявляли интерес к M-95 Degman.

M-95


Одновременно с проектом M-95 хорватские танкостроители работали над танком M-84D. Предполагалось, что обе боевые машины будут максимально унифицированы. При этом M-84D является прямым развитием старых проектов семейства M-84. Танк M-84D предполагается оснащать большим количеством модулей системы динамической защиты, двигателем мощностью до 1200 л.с., новым прицельным оборудованием и СУО. Главной целью проекта M-84D было не просто создание танка с характеристиками, превышающими возможности существующих машин, но разработка комплекса средств, позволяющего быстро и дешево обновить парк имеющейся техники. Благодаря этому в настоящее время выполняется контракт на обновление 70 с лишним танков M-84 всех модификаций. К 2015 году в танковых войсках Хорватии должны остаться лишь машины модели M-84D. Вероятно, они будут служить вместе с заказанными M-95. Несколько лет назад Хорватия вела переговоры с Кувейтом. Предполагалось, что все оставшиеся в кувейтских вооруженных силах M-84AB будут обновлены до самой новой версии. Стороны не смогли договориться, из-за чего в 2007 году все консультации по поводу возможного контракта прекратились.

Боевое применение

Несмотря на сравнительно небольшое количество, танки семейства M-84 успели принять участие в нескольких вооруженных конфликтах. Первыми в бой вступили кувейтские M-84AB. Произошло это во время войны в Персидском заливе. Примечательно, что из-за внешнего сходства с иракскими Т-72 танки M-84AB использовались ограниченно и сражались только с бронемашинами советского производства предыдущих моделей (Т-55 и Т-62). В ходе боев два кувейтских танка получили серьезные повреждения, но были восстановлены и вернулись в строй.

M-84AB армии Кувейта


В июне 1991 года началась Десятидневная война. Югославские войска попытались восстановить контроль над пытавшейся отделиться Словенией. Поскольку Территориальная оборона Словении не располагала тяжелой бронетехникой, югославские танки M-84 использовались для сопровождения колонн и разрушения баррикад. В ходе боев словенские вооруженные формирования смогли уничтожить около двух десятков югославских танков.

Летом и осенью того же года югославские танковые войска вновь понесли большие потери. Во время битвы за Вуковар пехота не смогла оказать полноценную поддержку танкам, из-за чего хорватским военным удалось уничтожить и повредить большое количество вражеской бронетехники. Всего в ходе хорватско-югославских столкновений военные Хорватии смогли захватить и восстановить около полусотни танков M-84.

Некоторое количество танков M-84 нескольких модификаций участвовало в войне в Боснии. Точные данные о числе воевавших, поврежденных, потерянных и захваченных танков отсутствуют.

Итоги

За несколько десятилетий оборонная промышленность Социалистической Федеративной Республики Югославии смогла создать ряд модификаций советского танка Т-72. В течение почти десяти лет, до распада страны, шло активное строительство танков, после чего темпы производства значительно упали и не могут восстановиться до сих пор. В общей сложности было произведено не более тысячи танков всех моделей семейства M-84, часть которых использовалась в нескольких вооруженных конфликтах.

Характерной чертой всей бронетехники семейства, созданной в Югославии, Хорватии и Сербии, является способ обновления машин. В подавляющем большинстве случаев балканские специалисты разрабатывали новые электронные приборы, обновляли силовую установку, но при этом не вносили серьезные коррективы в конструкцию корпуса и башни. Это демонстрирует сравнительно небольшие возможности югославской, а теперь хорватской и сербской промышленности. Кроме того, такую особенность танков M-84 можно считать доказательством большого модернизационного потенциала советского танка Т-72.

В настоящее время в войсках Кувейта и стран, ранее входивших в состав СФРЮ, остается несколько сотен танков семейства M-84. О перспективах этой техники говорить трудно. По мере устаревания она, вероятно, будет вновь проходить модернизацию или же заменяться новой. При этом необходимо помнить, что наиболее новые и совершенные машины семейства (M-84D в хорватских войсках) представляют собой M-84 и M-84A, прошедшие ремонт и модернизацию. Таким образом, в течение ближайших лет у танков семейства M-84 станет заканчиваться ресурс, в том числе и продленный. В таком случае понадобится искать замену. Возможно, ею станет новая модель, представляющая собой очередную балканскую модернизацию Т-72.


По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://globalsecurity.org/
http://odbrana.mod.gov.rs/
http://ddsv.hr/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    2 октября 2013 08:45
    цитата-В 1982 году завершились основные работы по созданию проекта, и югославская оборонная промышленность совместными усилиями построила прототип танка, получившего название M-84.


    танк M-84AS


    танк М-95
  2. кузнецов 1977
    +2
    2 октября 2013 09:28
    К моменту развала Югославии Югославская народная армия (ЮНА) к 1991 году успела получить около 500 М-84. Тем не менее основной машиной ЮНА оставался советский Т-55, хотя и устаревший, но, все же, пригодный для современной войны, к тому же имевший возможность к модернизации. Общее число таких танков в ЮНА составляло более 750 машин. Также на вооружении находились около сотни танков Т-72 и такое же количество танков ПТ-76. В резерве было множество устаревших танков: М4 "Шерман", Т-34, Т-34-85 (около 300 танков), и М-47 "Паттон" (около 300 танков).
    В ходе боев словенские вооруженные формирования используя югославские РПГ М-80 "Стрелец", М79 "Оса" и немецкие РПГ "Армбруст" смогли уничтожить около двух десятков югославских танков.
    Уничтоженный М-84 в Словении

    В ходе войны в Хорватии, потери ЮНА были гораздо больше. Так, в период с 14 по 19 сентября 1991 на Трпиньской цесте на участке длиной в 370 метров хорватами были подбиты 1 танк Т-55, 3 БМП M-80, 4 танка M-84 и эвакуационный танк. Хорватские солдаты отсекали югославскую пехоту от техники стрельбой из снайперских винтовок и минометов, после чего расстреливали танки из гранатометов.
    Подбитая техника ЮНА



    Танк для эвакуации был подбит, когда толкал перед собой БМП, а один M-84 подорвался на противотанковой мине. Остальная техника была расстреляна из гранатометов.
    1. кузнецов 1977
      0
      2 октября 2013 10:26
      Единственный крупный танковый бой в ходе войны в Хорватии состоялся 13 октября 1991 года, когда хорваты попытались вернуть утраченные позиции впервые применив захваченные у ЮНА танки. В результате быстро организованной операции рота хорватских Т-55 "в лоб" атаковала закопанные в землю югославские M-84. 2 Т-55 были уничтожены, 3 - повреждены.
      Хорватский танк Т-55 в Вуковаре

      В ходе войны в Боснии и Герцеговины танки, в т.ч. и М-84 использовались в качестве бронированных подвижных огневых точек. Крупных танковых боев отмечено не было.
      Брошенный боснийский танк Т-55 около Сараево

      В ходе войны в Косово в 1999 году танки ЮНА также использовались в качестве подвижных огневых точек и для сопровождения колонн. Несколько из них было уничтожено авиацией НАТО. Непосредственно после завершения боевых действий командующий 3-й Армией генерал Павкович суммировал материальные потери своих войск: 13 танков (в том числе 7 от действий авиации), 6 бронетранспортеров, 8 артиллерийских орудий, 19 зенитных орудий и один радар. По другим данным – информации Приштинского корпуса из состава корпуса уничтожено 13 танков (7 из них ударами с воздуха), 4 БМП, 2 бронемашины БОВ, 3 самоходки, 6 гаубиц, 10 зенитных орудий. В декабре 1999 года заместитель начальника Генерального Штаба генерал Пантелич заявил: «наши общие потери 18 танков, 10 бронетранспортеров, 13 артиллерийских орудий…»
      1. кузнецов 1977
        +1
        2 октября 2013 10:43
        Основной парк бронетранспортеров и боевых машин пехоты ЮНА составляли М60, в количестве около 790 машин и БМП М-80 - более 500 машин. Гусеничный бронетранспортер М60, выпускался в период времени с 1962 по 1979 год, на его базе был создан противотанковый вариант M-60PB, оснащённый спаренными 82-мм безоткатными орудиями югославского производства.Компоновка этого БТР во многом напоминает знаменитый американский M-113. Место водителя находится в левой передней части бронетранспортера. Чуть позади располагается место командира, с которого он может воспользоваться вооружением: первоначально устанавливался пулемет M-53 калибра 7.92мм (югославская копия знаменитого немецкого MG-42), затем его заменили моделью калибра 12,7-мм американским Браунинг М-2НВ, выпускавшимся в Югославии по лицензии. Сразу же за местом командира располагалось десантное отделение, рассчитанное на десять человек. Десантирование проходило через двери в корме корпуса, каждая из которых оснащена смотровым окошком. Также по три амбразуры находилось по бортам.
        БТР М-60Р

        противотанковый вариант M-60PB

        Впоследствии они стали заменяться на БМП М-80, созданную в СФРЮ под влиянием французской AMX-10. А в самом конце 80-х годов была запущена в производство М-80А1 с усиленным бронированием и вооружением, которая превосходила советскую БМП-2, но все же немного не дотягивала до уровня западных БМП. Новая боевая машина пехоты была запущена в производство незадолго до распада Югославии.
        БМП М-80А

        В качестве разведывательных машин использовалась БРДМ-2, в количестве около 50 единиц.
        Югославские БРДМ-2 и ПТ-76 в Словении в 1991 году
        1. кузнецов 1977
          0
          2 октября 2013 11:11
          Советских БТР, БТР-152 (40 поставлено из СССР в 1962 году), БТР-50ПК/ПУ (120 БТР-50 были поставлены в 1965 году), использовавшихся в качестве штабных машин, а также 80 колесных БТР-60(точнее их румынская версия ТАВ-71) и гусеничные бронированные тягачи МТ-ЛБ, которые могли использоваться и использовались в качестве бронетранспортеров (примерно 200 тягачей).
          ТАВ-71 ЮНА

          Наряду с вышеперечисленными машинами, ЮНА получала еще и легкие двуосные бронеавтомобили серии BOV (Borbeno Oklopno Vozilo) производимых на заводе TAM в городе Мариборе (Словения). Все варианты бронеавтомобиля имеют одинаковую компоновку: в передней части располагается отделение управления, затем боевое отделение, а за ним — моторно-трансмиссиооное. Впереди находятся места водителя и командира. Над их сиденьями в крыше корпуса имеются люки. Бронеавтомобили оснащались шестицилиндровыми дизельныи двигателями с воздушным охдаждением F 6L 413F мощностью 148 л. с., позволяющими развивать скорость до 95 км/ч. Двигатели производились по лицензии из ФРГ. Коробка передач ручная, пять скоростей для движения вперед и одна — назад. Броневая защита состояла из стальных пластин толщиной 8 мм.
          Машины этой серии выпускались в нескольких вариантах:
          - в разведывательном полицейском варианте, вооруженном пулеметом (BOV-VP), с возможностью размещения внутри броневика восьми бойцов, не считая экипажа из двух человек,

          - в зенитных вариантах с тремя 20-ти мм (BOV-3) или двумя 30-ти мм пушками (BOV-30), которые на практике использовались для борьбы с вражеской пехотой и легкобронированной техникой. У первого варианта были несколько недостатков, среди которых небольшая вместимость дисковых магазинов к орудиям и их открытая установка сверху пушек, что вынуждало заряжающего для замены магазинов высовываться из башни. BOV-3 вооружены пушкой M-55 A4B1, которая является лицензионным вариантом пушки Испано-Сюиза HS804. На вооружении находились более 100 этих ЗСУ,

          - в варианте самоходного противотанкового ракетного комплекса, вооруженного четырьмя установками противотанковых управляемых ракет 3М14 "Малютка" (BOV-1). Перезарядка ПУ изнутри корпуса машины невозможна. Эти машины вполне соответствовали современному уровню.
  3. +2
    2 октября 2013 13:39
    Т-72 - отличный танк. Долгих ему лет службы, как бы он ни назывался.
    1. 0
      2 октября 2013 20:10
      Цитата: Сторож
      Т-72 - отличный танк. Долгих ему лет службы, как бы он ни назывался.


      Не тем людям на шару достался завод, а без того молодцы коечно ...
  4. +4
    2 октября 2013 15:11
    Спасибо, Кирилл, за инфу по Югославским моделям Т-72.
    Было интересно почитать про боевое использование в Кувейте.
    Кое что узнал впервые.
    hi

    НАША сборка, конечно - предпочтительней.
    wink
    1. +1
      2 октября 2013 15:26
      Цитата: Aleks тв
      Было интересно почитать про боевое использование в Кувейте.

      да почти никак.долго были служи что кувейтские Т-72 которые не успели доставит до окупации и некоторые якобы сбежавшие через границу были в первых рядах наступления антииракской коолиции с экипажами из наемников чехословаков.но я так и не нашол достоверного подтверждения.
      1. почтальон
        +2
        2 октября 2013 16:25
        Цитата: Kars
        долго были служи что кувейтские Т-72 которые не успели доставит до окупации

        Кувейт заказал 170х M-84ABs, 15х M-84ABI и 15х М-84ABK.
        4 были доставлены и захвачены Ираком.
        ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ПОСТАВИЛИ 70 единиц 70 х М-84 в 35-ю бронетанковую бригада "Фатах",которая... не принимала непосредственное участие в боях с иракскими танками.

        1991 война На борту танка надпись: "Армия Кувейта/Да здравствует Кувейт/Свободный и гордый".


        1991 война
        выдвинутый метеодатчик (в передней части башни, на фоне ЗПУ), наиболее заметную внешнюю отличительную черту М-84 от Т-72


        2007


        http://www.duro-dakovic.com/info_rs/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D
        0%BC%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0
        %B0_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2.aspx
      2. почтальон
        +1
        2 октября 2013 16:37
        но согласись М-95 выглядит зачетно,целостно я бы сказал.
        не скажешь,что на него чего то довешивали,навешивали,впечатление,что таким и производят





        Ближе к этому(чем к нашим):



  5. +2
    2 октября 2013 16:28
    А танк-то мой ровесник (мне 43)! Это в 1940 модернизировать нечего было. Про М60А уже и не слышно (хотя может только у нас). Но всё-равно, молодцы тагильчане!
  6. 0
    2 октября 2013 16:38
    жаль что сербы не освоили производство систем ПВО (((
  7. bublic82009
    +1
    2 октября 2013 22:01
    а еще говорят что Т-72 плохой танк.
    1. Genady1976
      0
      2 октября 2013 23:45
      брешут гады wink
  8. 0
    4 октября 2013 17:12
    Удивляет то, как прилегает ДЗ на наших танках, особенно на башнях (шели между элементами) и югославских (плотный монтаж). С чем это связано? Неужели в щель снаряд не проскочит?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»