Властелины неба. МиГ-31БМ на аэродроме Канск (Дальний)

99


Как-то вечером, около месяца назад, сидел я, полистывал свежие фотографии на russianplanes.net и потихоньку завидовал, с какой видимой легкостью люди снимают на разного рода армейских аэродромах. И родилась мысль, что у нас то тоже есть на что посмотреть: в пригороде г. Канск, что в 250 км к востоку от Красноярска расположен аэродром ВВС, где базируются новенькие МиГ-31БМ.

Надо сказать, что я бываю в Канске по служебным нуждам несколько раз за год, аэродром там неплохо видно с дороги, он располагается как раз на въезде в город. Фактически, хвосты МиГов за обваловками, эллипсоиды радиовысотомеров и забор из колючки — это первое, что видят гости Канска.С этим срочно нужно было что-то делать, и я, памятуя, что к воякам просто так не пробиться, стал искать контакты пресс-службы Центрального военного округа.

Потом была короткая переписка, несколько телефонных звонков, официальный запрос заказным письмом, и....как-то позабыл я обо всем этом. Дни сменяли друг друга, ответа не следовало.

А тут в прошлый четверг поздно вечером (да что там, почти ночью) телефонный звонок: «Кирилл Владимирович, здравствуйте, Вас из Екатеринбурга беспокоят, Штаб Центрального военного округа. Есть возможность фотосъемки завтра днем на аэродроме Канск...»

В мозгу немедленно произошел взрыв, но поскольку отказываться было как минимум неразумно, я, разумеется, согласился. Тут же по тревоге были подняты Серега gisman и Леша alexei_astr, собран фоторюкзак, решены рабочие/семейные дела и предпринята попытка выспаться. Поспать толком правда так и не удалось, в сознании то и дело летали сверхзвуковые истребители, крутили мертвые петли с бочками, жгли атмосферу на форсаже и всячески мешали спокойному сну.

На следующий день мы выдвинулись в Канск. Съемки начинались в 16:00 и были согласованы до полуночи, таким образом у нас была замечательная возможность увидеть работу аэродрома не только днем, но и в темное время суток. И вот мы на месте, бастион Контрольно-пропускного пункта части хоть и не сразу, но пал, шлагбаум триумфально поднялся вверх, открывая нам загадочный мир военного аэродрома.

Полеты в этот день кстати проводились не абы для чего, а в рамках масштабных учений по взаимодействию военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Центрального военного округа. Подробнее в сюжете Вестей вот здесь, их съемочная группа работала вместе с нами.

Начиналась летная работа, добравшись до перрона (у военных слово «перрон» в обиходе вообще, кстати?), мы успели как раз к вылету первого борта







Старт происходит в режиме форсажа, о чем свидетельствует пламя, вырывающееся из сопел обоих двигателей.
При форсаже дополнительный керосин сжигается в форсажной камере, находящейся следом за турбиной, перед соплом. Тяга двигателя существенно увеличивается,как, впрочем, и расход топлива. Понятно, что такой режим используется кратковременно, для взлета, набора высоты, маневра в бою.





Самолет взлетает не то что с шумом или ревом - скорее с грохотом, от которого, кажется, переворачивается все внутри. Леха вот вспомнил, техник один сказал ему: "Рядом с полосой когда стоишь на взлете - сердце с печенью местами меняются" :)))) Вот примерно так оно и есть.

Серега не теряет самообладания при виде сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика и лупит серии шедевров :)



01-красный тем временем запустился



37-красный подключен к генератору и тоже ждет пуска. Двигатели запускаются по электростартерному принципу, при этом привычной для гражданской авиации вспомогательной силовой установки (ВСУ) здесь нет. Для запуска необходим электрогенератор.



Взлеты производятся с интервалом в несколько минут. Чуть меньше получаса - и стоянки опустеют.
Очень порадовало, что полеты, которые нам посчастливилось наблюдать здесь, на аэродроме, не являются "показательными", для Канска это обычные рабочие будни. Летают 4 дня в неделю, крайние вылеты уже в ночь. Летчики и штурманы оттачивают свое мастерство, патрулируют район, взаимодействуют с силами ПВО, выступают условными целями, отражают атаки условного противника, участвуют в масштабных учениях по взаимодействию между подразделениями и родами войск, вот как сегодня.











Погода не то чтобы совсем подкачала, но серое небо и противный мелкий осенний дождик вносили свои коррективы, прежде всего в параметры съемки





Пункт управления инженерно-авиационной службой, техниками, по-простому. Здесь же, насколько я могу предположить, ждет команды дежурные экипажи летчиков.



Уже немного контуженные споттеры в полях



Не застал сам момент, к сожалению, но здесь видно, как техник тянется к законцовке крыла.
Есть такая примета у техников, хлопать борт по законцовке перед вылетом, чтобы полет прошел штатно.
За каждой группой техников, кстати, закреплен свой борт, который они,конечно, знают как свои пять пальцев. Это очень правильно.



Ну все, пора в полет







Многие из самолетов - именные. Этот, например, носит имя летчика-истребителя, Героя Советского союза, Михаила Ивановича Семенцова













Совершенно серьезное пугало, коих в избытке вдоль ВПП. Обычное дело на аэродромах, и не только на военных.
Несмотря на разного рода поэтические сравнения, самолеты и птицы - далеко как не друзья



Вдалеке стоянка боевого дежурства. Пара истребителей заправлена и вооружена, самолеты готовы в любую минуту подняться в воздух по тревоге. Летчики, соответственно, заступают в дежурство ежесуточно.



На предварительном. Видна машина СКП - стартовый командный пункт







Розжиг форсажной камеры знаменуется языком пламени и характерным желто-бурым выхлопом





До полосы примерно 10-12 метров. Звуковое давление здесь - на грани болевого порога.
Я пробовал подойти ближе, но после первого же взлета оставил эту затею, ибо боль в ушах просто мешает нормальной съемке



По мере удаления самолет скрывается в плотном мареве от своих же движков









Вылеты завершились, в воздухе 5 самолетов выполняют свои учебные задачи.
Переместимся на стоянку, здесь кое-кто остался





18-красный. Он тоже полетит, но чуть позже. А пока его готовят к вылету.
Самое время нам познакомиться с этой прекрасной машиной поближе



Я человек технически неравнодушный, посему вот вам маааленький такой ликбез.

Итак, Миг-31БМ, приятно познакомиться.

Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия.
Радиус действия - до 3000 километров
Практический потолок - 20 километров 600 метров
Вооружение: пушка ГШ-6-23 (6 стволов, калибр 23мм), а также ракеты "воздух-воздух" на шести внешних пилонах. Самолет может вооружаться также противорадиолокационными, противокорабельными ракетами, корректируемыми авиабомбами.
Два двигателя Д-30Ф6 развивают суммарную тягу на форсаже чуть больше 30 тонн

БМ - крайняя модификация МиГ-31: здесь мы имеем совершенно новую радиолокационную систему, систему управления вооружением, прицельный комплекс. Существенно переработаны кабины пилота и штурмана: решена, в частности, проблема отсутствия визуального контакта между кабинами, то есть когда пилот не знает что делает штурман - установлены камеры и многофункциональные ЖК дисплеи.
Самолет может сопровождать до 24 воздушных целей одновременно.
Всего планируется модернизировать 60 единиц МиГ-31 до МиГ-31БМ.

Чего не измеришь в цифрах, так это красоту. А МиГ, действительно, очень красив!









Техники катят на тележке уложенный тормозной парашют. Позже мы увидим его в деле, и не один



Работа кипит. Сверху между килями виден открытый гак с уложенной капсулой парашюта





Тягач на базе КрАЗ-260
Масса заправленного самолета - около 40 тонн, просто так эту махину с места не сдвинуть.
Вдвойне удивительно, что примерно столько же, например, весит боинг 737, это учитывая его то размеры..почувствуйте разницу, что называется





Тягач подъехал неспроста, самолет покатят на заправку



Техники цепляют водило к передней стойке шасси. Технология буксировки самолетов мало чем отличается от гражданских бортов











Фонарь зачехляется, таков порядок



Упоры убраны, все готово к буксировке







Вид за бруствером. Быстрые самолеты много кушают, что поделаешь



Пока мы лазили по стоянке, над ВПП пронесся 19-красный, убрал шасси, дал по газам и ушел на круг. Экипаж, вероятно, отрабатывает заход на посадку











До посадок оставалось около получаса, посему мы прикинули примерное место касания бортов ВПП и по магистральной рулежке отправились на точку.
01-красный открывает серию.



Скорость бортов к четвертому развороту составляет 530-550 км/ч, на выравнии 300-330 км/ч, что, конечно, прилично выше любого из пассажирских самолетов.
Выравнивание, касание, раскрытие тормозных парашютов...две-три секунды - и МиГ уже далеко, катится к торцу.
Мы привыкли к относительно "неспешным" посадкам пассажирских самолетов, и поначалу такие скорости удивляют. Снимать нужно действительно шустро.









Виден момент вытягивания тормозных парашютов



Хлоп!



Развернутая станция РСП - радиолокационная система посадки.
Отсюда контролируется движение бортов в зоне аэродрома до 4 километров по высоте, если не ошибаюсь. С помощью этой же станции осуществляется контроль стартов, а также ведение самолетов до посадки.



АРП-11 (вроде 11, уверенности нет) - автоматический радиопеленгатор





Интервал между посадками от 1-5 минут, работа кипит



Ушел на второй



Момент начала работы парашютно-тормозной системы: контейнер тормозного парашюта открыт, пружиной вытолкнут вытяжной парашют



Парашюты вытянуты. Еще секунда и...



Хлоп! Набегающий поток наполнил купола, замедляя самолет. Несмотря на кажущуюся несоразмерность тяжелой машины и относительно небольших кусков материи, парашютно-тормозная система достаточно эффективна и позволяет сократить пробег на 30-40 процентов. Технически, возможна посадка и без выпуска парашютов, но отсюда повышенный износ тормозов, пневматиков, необходимость более строго отслеживать параметры посадки, увеличенный пробег.
Поэтому, летчики предпочитают не жалеть подборщиков и укладчиков, и парашюты выпускают.



В ангаре осуществляется прежде всего гарантийный ремонт самолетов. Как я говорил уже, МиГи прошли модернизацию до модификации БМ, и поступили на аэродром в декабре 2012 года.
Гарантийный срок эксплуатации - 5 лет.









Парашюты, как видно, изнашиваются. Поток горячего воздуха из сопел, огромные нагрузки на стропы, контакты с ВПП на выпуске - делают свое дело.
Ресурс парашюта - несколько десятков раскрытий.




Кстати, а что происходит с парашютами после того, как они сыграли свою роль на посадке? Так и волочатся за самолетом по бетону?
А не тут то было



В районе поворота на рулежку дежурит группа подборщиков из состава солдат-срочников.
Парашют отстегивается, как только самолет поравняется с местом их дислокации (ну чтобы ребятам по всей полосе то не бегать)




Борт заруливает на РД 2, бойцы подбирают систему, наскоро укладывают в специальные чехлы и грузят в прицеп ГАЗика









Шесть на стоянках, седьмой на рулении. Всего в этот день в воздух поднималось 7 бортов.



Несколько стоянок не оборудованы генераторами, поэтому здесь работают АПА (аэродромные пусковые агрегаты)









Очень интересная конструкция основных стоек шасси и тележек - один пневматик внутри, один снаружи.
На левом пневматике в районе оси прямоугольный девайс с шестью болтами - датчик юза. От него трубки идут к аппарату торможения. Ну что-то вроде ABS на автомобиле.




Красная табличка - памятка свидетельствует о том, что в кабине на органах управления и поручнях катапультирования установлены предохранители



Фюзеляж изобилует подписями-информаторами, что где находится, и чего делать не надо.



Штурману, либо пилоту-инструктору иногда нужно посмотреть, что происходит впереди. Из кабины то обзора вперед фактически нет. Тогда поднимается вот такой перископ.




Генератор подключен



Штанга дозаправки в воздухе



Ну и как же по такому случаю не подняться в кабину? Смотрим!
Из того, что сам знаю: на центральной панели слева традиционно в белой рамке - основные навигационно-пилотажные приборы. Правее - высотомер и часы. Большой черный блок сверху - ИЛС - индикатор на лобовом стекле, тот самый, так знакомый многим по авиасимулятором разного рода; под ним - блок световой сигнализации. Под правую руку - управление электроснабжением, питанием модулей, радиостанция, автопилот.



Властелины неба. МиГ-31БМ на аэродроме Канск (Дальний)


Компас "бычий глаз" - аттрибут приборной панели любого отечественного летательного аппарата, пожалуй






А это наш куратор, заместитель командира части по воспитательной работе, и просто замечательный человек - Валерий. Во многом именно благодаря ему у нас получился отличный съемочный день. Валерий отвечал на наши глупые порой вопросы и со снисхождением относился к безудержному желанию везде залезть.
Спасибо Вам!





Впереди еще два разлета.
Звучит команда на встречу экипажей, и стоянки вновь оживают



Предполетный брифинг завершен, карты в планшетах, задания получены, где-то далеко (хотя есть ли "далеко" для таких самолетов), с аэродрома Шагол стартуют самолеты "условного противника".
На вылет!















И снова быстрый разлет, полчаса - и стоянки опустели.
Техники ждут...



Закат



Условия для съемки ухудшались, смеркалось.
Было решено дождаться бортов с вылета, посмотреть посадки, хоть и снимать их по темноте было уже бессмысленно. Но очень уж не хотелось уезжать :)



Тем временем еще потемнело...




И еще потемнело




И вот уже и ночь



В темное время суток полосу на посадках подсвечивают четыре подвижных прожектора, установленных в ряд у торца







Леха вытанцовывает со штативом в свете фар рулящего МиГа %)



Ну и на последок. Кабина любого летательного аппарата очень красива в темное время суток, с подстветкой.
Всегда хотел увидеть своими глазами, как выглядит ночью кабина боевого самолета.
Вот, пожалуйста.
Кровавая, но удивительно уютная красная подсветка.







Когда мы собирались в обратную дорогу, самолеты снова запускались, готовился вылет.
И отъезжая уже от Канска, мы услышали где-то высоко грохот двух истребителей, один за другим.
Полетели!

Вот такой вот получился репортаж.
Что ж, с уверенностью могу сказать, что программа-минимум выполнена! Пора домой.
Очень хотелось бы больше рассказать о работе технического состава, жизни аэродрома, заглянуть в пункт управления, посидеть тихонько на предполетном брифинге..но в рамках одного дня это вряд ли осуществимо. Надеюсь в обозримом будущем нам удастся исправить это упущение и рассказать более полно о трудовых буднях аэродрома Канск, и, главное, о людях, благодаря которым он живет.

Выражаю большую признательность:
Пресс-службе центрального военного округа - за помощь в организации и проведении фотосъемки,
Заместителю командира части по воспитательной работе Валерию - за всестороннее содействие,
Споттерам Сергею gisman и Алексею alexei_astr - за отличную компанию.

Летчикам, штурманам и техническому составу аэродрома - за чистое небо!

Благодарю за внимание.
99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    3 октября 2013 08:29
    СПАСИБО! красиво даже очень!МОЛОДЦЫ!
  2. +27
    3 октября 2013 08:29
    Всем должностным лицам и автору большая благодарность за фотосессию. good
    1. +5
      3 октября 2013 10:34
      Авторам спасибо и вам за видео спасибо, но меня два момента "озадачили".
      1. я как то считал что на МиГ-31БМ уже ЖК дисплеи стоят
      2. на взлётной полосе стоят чучела (это не плохо) но надеюсь что имеются и ультразвуковые расшугиватели пернатых.
      1. +3
        3 октября 2013 11:16
        Фото классные, порадовал веселый камуфляж пункта управления, чувствуется опытная рука срочника. smile
      2. vaf
        vaf
        +9
        3 октября 2013 14:54
        Цитата: Scoun
        но меня два момента "озадачили".
        1. я как то считал что на МиГ-31БМ уже ЖК дисплеи стоят


        Они и стоят wink

        1. У лётчика справа от ИЛС'а:



        2. У штурмана "цельных два" wink



        На птичек на аэродроме ничего не влияет..ни чучела.ни сирены.ни ракетницы.ни "ультра-звуковые свистульки"...НИЧЕГО.

        Единственное, что на моей памяти помогало,это ручные соколы-сапсаны....вот эти да..разгоняли напрочь. но на полчаса не более, к сожалению! wink
        1. +1
          3 октября 2013 15:11
          Серега приветствую! Давно не видел. Тоже вопрос, по поводу кокпита, нет технической возможности полностью "стеклянный" сделать или как всегда в чем-то сэкономили?
          1. vaf
            vaf
            +3
            3 октября 2013 16:21
            Цитата: SrgSoap
            как всегда в чем-то сэкономили?


            Так будет вернее wink , я там внизу "немного" коснулся этой темы "хотелок".
            И плюс "заметил" вроде бы как "учения", а вот ни на одном нет подвесок..никаких belay даже имитаторов нет request

            В моё время такого не было и в помине!



            Да и ещё....нет в военной авиации "перона" есть "широкая" или "групповая", ну и прожектора не ставятся в торец, а два до торца (освещая точку выравнивания и сам торец) а два от торца на удалении 50 и 150 метров, что бы покрыть расстояние 50-550 метро (расчёт на оценку -отлично).
            ну и ещё много у ребят "ляпсусов" но это не критично, ведь "ведущим" у них был... lol "цельный зам.по воспитательной работе..." laughing в простонародье.."запмолит" wassat где же ему.."бедненькому" знать про самолёты..его главная задача это..."распределение" благ и премий, ну и остальные.."блага" wassat
            1. алекс 241
              +4
              3 октября 2013 17:30
              Привет Сереж,про перрон и гарантийный ремонт в ТЭЧ улыбнуло laughing
        2. +4
          3 октября 2013 16:12
          Цитата: vaf
          Единственное, что на моей памяти помогало,это ручные соколы-сапсаны....вот эти да..разгоняли напрочь. но на полчаса не более, к сожалению!


          Красава.
          добрый день Сергей hi
          1. vaf
            vaf
            +2
            3 октября 2013 16:25
            Цитата: Apollon
            Красава.


            Привет,уважаемый Аполлон fellow
            Ну точно..вот такие были. Ребята пару привозили, так они ТУЧИ воронья разгоняли на раз!
            Но те стервы хитрые..сразу на тополя вокруг складов и там тихорятся, пока соколы не улетят.
          2. алекс 241
            +3
            3 октября 2013 18:20
            laughing .......................................
        3. +2
          3 октября 2013 19:30
          Цитата: vaf
          Они и стоят


          Доброго Вечера Сергей! спасибо большое! )) уф прям отпустило )))
          ну а птички.. коль чучела помогают хоть как то то уже хорошо )))
      3. AVV
        +1
        3 октября 2013 22:50
        Отличная подборка снимков,и сами аппараты бесподобны!!!
  3. +3
    3 октября 2013 08:32
    Это просто превосходно, настолько подробная и просто классная съемка!) На сколько же все таки красивые, боевые самолеты! Завораживает...
    Жалко СУшек не было, просто они мне красивее кажутся smile
    1. +9
      3 октября 2013 09:20
      Цитата: Romn

      Жалко СУшек не было, просто они мне красивее кажутся smile


      СУшки, слов нет, машины хорошие, да кабы только Погосян МИГ не задавил своей конкуренцией. Нам и СУшки, и МИГи равно дороги. Это легенды и гордость наших ВВС. Наше прошлое, настоящее и будущее.

      Доктор, дайте мне таблеток от жадности! И побольше, побольше... fellow
      1. Gari
        +13
        3 октября 2013 10:28
        Цитата: Stiletto
        Нам и СУшки, и МИГи равно дороги. Э

        В 1987 году на севере страны были проведены уникальные учения. В разведывательно-ударную группировку входили А-50, самолет-танкер и два опытных Су-27 и МиГ-31, оснащенных системой дозаправки в воздухе. Они выполняли барражирование в Баренцевом море вплоть до Северного полюса и перехваты самолетов вероятного противника.

        А-50 обнаруживал далеко идущие цели, передавал указание по радиолинии на МиГ-31, который выполнял сверхзвуковой бросок и сверхзвуковой перехват идущих на дальних рубежах целей.
        После этого он уходил на дозаправку, а прорвавшегося противника добивал Су-27.

        Учения показали: эти два самолета прекрасно дополняют друг друга и говорить о том, что какой-то из них может выполнить функции другого, нельзя. Эти две тематики обязаны существовать совместно

        Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/15752
  4. +4
    3 октября 2013 08:34
    да снимки красивые! только перед взлетом самолеты не снимают.
  5. largus886
    +5
    3 октября 2013 08:35
    Классный фоторепортаж ! Спасибо.
    1. Gari
      +2
      3 октября 2013 10:17
      Цитата: largus886
      Классный фоторепортаж ! Спасибо.

      Превосходно !
      Красивые я бы даже сказал элегантные самолеты!
      Спасибо за превосходный репортаж.
  6. +3
    3 октября 2013 08:35
    Отличный фоторепортаж! Спасибо! Странно что кабина МИГ-31БМ после модернизации практически не изменилась
  7. +6
    3 октября 2013 08:38
    с Дона.
    В 70-е проходил срочку в ВВС!У нас стояли МИГ-25.Мощь!!!А ночные-вообще сказка!Память на всю жизнь!А жизнь продолжается!Чистого неба,нормальных взлётов и посадок!
  8. +1
    3 октября 2013 08:39
    2 командование ВВС и ПВО (Новосибирск,Екатеринбург)
  9. +9
    3 октября 2013 08:58
    Красивые и грозные самолеты (фото отличные)! Для нашей огромной страны побольше бы таких перехватчиков в небе! Чистого неба вам летчики!
  10. +6
    3 октября 2013 09:27
    Действительно уникальные машины. Надеюсь после модернизации они еще долго будут в строю.
    1. Gari
      +7
      3 октября 2013 10:23
      Цитата: ученый
      Действительно уникальные машины. Надеюсь после модернизации они еще долго будут в строю.

      "Всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31 при грамотно проведенной модернизации по своим тактико-техническим параметрам еще минимум 10-15 лет будет превосходить современные отечественные и зарубежные аналоги", - сказал Комоедов председатель комитета Государственной Думы по обороне.
      Он отметил, что у данного типа самолетов будет отсутствовать конкуренция в таких направлениях боевого применения, как перехват и уничтожение воздушных наземных и надводных носителей крылатых ракет; обнаружение низколетящих (беспилотных летательных аппаратов) крылатых ракет; оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях.
      Кроме того, данная модернизация позволит контролировать воздушное пространство по широкому фронту небольшим количеством самолетов. По его словам, на данный момент МиГ-31 является единственным боевым самолетом, способным обеспечить прикрытие воздушного пространства РФ в арктической зоне, в том числе объектов нефте- и газодобывающей промышленности.


      РИА Новости http://ria.ru/arms/20130411/932075686.html#ixzz2gdaK5fRo
      1. 0
        6 октября 2013 14:33
        Я этих красавцев почти 10 лет наводил на РДЗ в Семипалатинске. К нам прилетали и Су-27 и МиГ-29. Было с чем сравнивать. Но МиГ-31 по срвнению с ним все равно, что Волга по сравнению с Жигули - красивее, быстрее, мощнее.
        Сейчас меняется концепция ПВО, создаются ВКО и думаю МиГ-31Д как нельзя лучше подходит для задач ВКО, надеюсь авиационная промышленность будет дальше развивать эти уникальные технологии.
  11. +8
    3 октября 2013 09:41
    Ой спасибо! Порадовали! Отличные фото и хороший рассказ!
  12. +7
    3 октября 2013 09:57
    Хорший репортаж, в советское время за такое растреляли как шпиона! Ну как специалист скажу, я не вижу следов модернизации от приставки БМ, оборудование 70-80 годов, все аналоговое, подобным пользовался на Ка-27ПЛ. Когда будет реальная модернизация? Новая авионика, покрытие стелс, вооружение, новые экономичные двигатели? Кто нибудь будет этим заниматься? Где наши деньги потраченные на модернизацию? Это наши деньги, мы платим налоги и все такое, нашу нефть и газ толкают, а мы пролетаем. Поздравляю вас всех с пролетариями))) Мы все пролетарии!
    1. +10
      3 октября 2013 11:25
      ЖК дисплей появился, смотрите внимательно. Радар и электронный мозг в кабине не видно. Авиагоризонт непременно должен отображаться на ЖК-дисплее? Нужны цифровые тумблеры? Кабину штурмана не показали, а самое интересное, касаемо модернизации, как раз там. hi


      Пы.Сы. Самолет классный, у меня глядя на него рождается ассоциативное название - "вспарыватель пространства" wassat Удачи всем служивым!
      1. +3
        3 октября 2013 12:12
        Вот вот. Все же главное электроника и ПО, а всякие сенсоры, жк это бантики. Мне кажется что мощные тумблера и кнопыши красивее смотрятся. Мощь и надежность чувствуется.
      2. vaf
        vaf
        +3
        3 октября 2013 15:35
        Цитата: Firstvanguard
        Кабину штурмана не показали, а самое интересное, касаемо модернизации, как раз там.


        Да и не особенно "интересно" bully вот у вас на фото, ну и я .."покрупнее"...гораздо интереснее, но..это как всегда у нас.."хотелки"....опять.."сэкономили&quo
        t; wassat



        Это кстати и по ИЛС'у....посмотрите на фото, что там стоит, понятно,то автор не в курсе wink
        1. алекс 241
          +4
          3 октября 2013 17:40
          ....................................................
          1. алекс 241
            +3
            3 октября 2013 17:48
            Эволюция кабины МиГ-31
        2. +1
          3 октября 2013 22:49
          Серега добрый вечер! Спасибо за ответ, в общем-то я получается угадал, поэкономить решили..... но все-равно 31-й один из самых красивых наших самолетов. А про все остальное грустно как всегда. А так еще раз спасибо drinks
  13. +3
    3 октября 2013 10:09
    Радует, что летают не единичные самолеты, а целый полк. Так бы во всей авиации...
    1. vaf
      vaf
      +3
      3 октября 2013 15:55
      Цитата: русс69
      Радует, что летают не единичные самолеты, а целый полк.


      И где,это Вы полк увидели wink уважаемый recourse 7 самолётов на стоянке, 2 в ДЗ...несколько в ТЭЧ'и...где полк то???

      А ДЗ..на открытой стоянке...вообще печаль...а зима,дождь и т.д. recourse
      Хотя у нас..на территории бывшего Союза практически везде так в ДЗ, за исключением гнескольких мест на ДВ,да в бывшей 23 ВАcrying

  14. +4
    3 октября 2013 10:11
    МиГ-31 уже "дедушка", но ещё в одном строю с "молодыми" стоит, значит неплохая машинка. Один его только футуристический вид чего стоит. Этакий такой летающий танк!
  15. takojnikuzheest
    +2
    3 октября 2013 10:42
    Огромное спасибо авторам за данный фоторепортаж!
    Хотелось бы узнать, не планируете ли вы выложить архив исходного фотоматериала из данной статьи, в свободный доступ?
  16. ikar2006
    +1
    3 октября 2013 11:43
    Спасибо, автору за фото правда ничего знакомого не обнаружил, но ностальгия выбила скупую мужскую слезу. Начинал свою службу в г.Канск, в/ч 30185 учебка, готовила механиков вертолетного вооружения. Пару раз стоял на этом аэродроме в карауле. ПЕрвы1 был 19 августа 1986 г. (запомнил потому что у меня в этот был день рождения). Ночью во время полетов нифига не было слышно, а если еще ночью не было ничего видно, то какой из нас караул был laughing
  17. +2
    3 октября 2013 11:53
    Я точно также, приходил смотреть полеты Су-24МР. Можно было запросто проехать в военный городок на велосипеде, и смотреть за полетами практически в любой точке взлетки. Сейчас военный гарнизон закрыли, аэродром разобрали, уцелели только ангары. Аэродром Буялык под Одессой.
    1. +7
      3 октября 2013 16:33
      Цитата: stpv1
      проехать в военный городок на велосипеде

      История эта случилась с неким капитаном Б., в бытность мою службы офицером-двухгодичником в ВВС СА.
      Специфика нашей службы вынуждала нас периодически менять, сдавать, получать личное табельное оружие на оружейных складах, находящихся в дальнем конце огромного военного аэродрома. Вот, значит, как-то раз этот капитан Б.отправляется на склады. Поскольку пешком пилить было далековато, он выпрашивает у какого-то дежурного прапорщика велосипед. Путь пролегает через взлетно-посадочную полосу, а нужно заметить, что базировавшиеся на этом аэродроме истребители-бомбардировщики СУ-21 обладали забавным свойством практически бесшумной посадки. И вот, пересекая на велосипеде взлетно-посадочную полосу, наш капитан совершенно случайно замечает в 100 метрах от себя заходящий на посадку самолет. Нужно также отметить, что истребители-бомбардировщики, в отличии от автомобиля не снабжены сигналом, и летчик уже давно, используя выразительные средства могучего русского языка, ведет диалог с командным пунктом. Капитан изо всех сил жмет на педали, штанина попадает в велосипедную цепь, и он падает.
      На карачках, волоча за собой велосипед, он пытается добраться до края взлетно-посадочной полосы, это ему почти удается, и в этот момент непонятно каким образом вывалившийся из кобуры пистолет цепляется курком за какой-то крючок велосипеда и выстреливает. Пуля попадает в колесо самолета. СУ-21, коснувшись полосы, начинает "козлить". Молодой неопытный пилот в панике решает катапультироваться, нажимает на кнопку, но катапульта не срабатывает. Самолет сносит с полосы на газон, но какими-то невероятными усилиями летчику удается справиться с управлением. Он выскакивает из остановившегося самолета и собирается подбежать к притаившемуся на краю взлетно-посадочной полосы капитану и задушить его. В этот момент срабатывает заевшая катапульта. Сидение пилота отлетает на полкилометра, попадает во двор частного дома и убивает корову. Благодаря тому, что в наших доблестных вооруженных силах не очень любят афишировать подобные истории, наш герой отделался всего лишь фонарем под глазом, десятью сутками ареста, денежным начетом за корову и мокрыми штанами. laughing
  18. Alex-z84
    +3
    3 октября 2013 12:07
    Хороший репортаж, однако растроило: дряхлые аэродромные сооружения и оборудование, а также кабина ''модарнизированого'' МИГ-31БМ следов модарнизации там не видно, типичная кабина 80х годов:(
  19. +2
    3 октября 2013 12:31
    Красивые снимки красивого самолёта. Молодцы, ребята!
  20. Григорич 1962
    +1
    3 октября 2013 13:16
    Есть у нас еще порох...в пороховницах
    1. bask
      +6
      3 октября 2013 13:41
      Красивые самолёты,отличные снимки.
      Оставлять МИГ-31,в ВВС,менять только авионику и двигателя.
      МиГ-31-33 – лучший в своем классе.
      Кликабельно.

      1. +3
        3 октября 2013 16:05
        и дорогущщий зараза...
        Автору- огромное уважение. И побольше таких материалов в массы давать, вместо сериальчиков. Глядишь назло трудностям и зажгутся новые звезды в небе нашей страны. И у кого-то будет мечта о небе.
      2. vaf
        vaf
        +4
        3 октября 2013 16:51
        Цитата: bask
        Красивые самолёты,отличные снимки.


        Приветствую и полностью согласен!+! drinks
        Но авторам можно было бы и "кусочек" истории о том, как Миг-31'е "попали в Канск и главное..от куда.wink ...очень познавательно и интересно.

        Зная откуда можно было сразу предположить, что когда пошла "байда" с возвращением в Рогачёво именно Канских.то.....очень многие "заготовили" рапорта на пенсион.....в отличии от Верхних...лётный народ лва раза на грабли ...не наступает. soldier
        Поэтому вроде бы как "остановились" на Мончегорских..буду вахтами в Рогачёво летать. а Канские останутся на..местах fellow

        57'й ГИАП...авиабаза Алыкель crying



        1. bask
          +3
          3 октября 2013 18:03
          Вечер добрый VAF.
          Еднёр батон,такие самолеты и бех ангара по самые*****в снегу.
          А как же цифровая электроника,после таких заморозок ,при -50,ещё потом и работает?
          ДААААА великие конструктора в СССР были!!!!!
          А как у буржуев.
          1. алекс 241
            +6
            3 октября 2013 18:12
            Привет Андрюх все работает,правда что бы только откопать,это уже трудовой подвиг
            1. алекс 241
              +1
              3 октября 2013 18:49
              Спасали вот эти машины,ротор,и в простонародии Дунька,ну и конечно же лопата.
              1. bask
                +2
                3 октября 2013 19:14
                Цитата: алекс 241
                Спасали вот эти машины,ротор,и в простонародии Дунька,ну и конечно же лопата.

                Знаю эту шайтан машину.
                Но она чистит только взлётку.
                1. алекс 241
                  +4
                  3 октября 2013 19:25
                  Не только взлетку,стоянки ,рулежки,припомнилось еще в 90году были сильные снежные заносы,техника не справлялась,за 2 тонны соляры наняли трактора с соседнего колхоза,как говорится народ и армия едины.Ну и технари наши по чарочке спирта им приподнесли,за единение laughing Трактористы остались очень довольны,сказали вызывайте в любое время.
                  1. +3
                    3 октября 2013 22:05
                    Цитата: алекс 241
                    за 2 тонны соляры наняли трактора с соседнего колхоза,как говорится народ и армия едины.Ну и технари наши по чарочке спирта им приподнесли,за единение laughing Трактористы остались очень довольны,сказали вызывайте в любое время.


                    И самое главное дело делалось, все были удовлетворены жизнью и умели радоваться тому что имели. И не было такой как сегодня злости на окружающий мир.
            2. алекс 241
              +2
              3 октября 2013 19:02
              МиГ-31 на ледовом аэродроме острова Грем-Бэлл архипелага Земля Франца-Иосифа, март 1987г.
              Фотография со стенда в музее Войск ПВО страны, посёлок Заря.
            3. bask
              +1
              3 октября 2013 19:04
              Цитата: алекс 241
              все работает,правда что бы только откопать,это уже трудовой подв

              Привет Саш.
              Ответь,все равно не пойму,как цифровая электроника после таких заморозок работает?
              И почему не строят ангары под каждый самолет.
              Ведь при такой экстрим..эксплуатации ресурс самолета резко снижается.Или я не прав.
              Быстровозводимые из металлоконструкций и профелля стоят дешево.( у меня у братана ,цеха так построены )
              1. алекс 241
                +2
                3 октября 2013 19:14
                Андрюх низкотемпературный режим уже предусмотрен самой конструкцией самолета,на высоте сам знаешь какая температура.Что касается мест стоянок самолетов .В СССР традиционно самолеты располагались либо в земляных обвалованиях-капонирах,либо в арочных укрытиях.
                1. bask
                  +1
                  3 октября 2013 19:56
                  Цитата: алекс 241
                  изкотемпературный режим уже предусмотрен самой конструкцией самолета,на высоте сам знаешь какая температура.

                  Это понятно, когда самолёт в действующем состоянии в полете.
                  Поправь если не так,но там работает система отопления,двигатели.Корпуса при ,сверхзвуке нагреваются.
                  Цитата: алекс 241
                  земляных обвалованиях-капонирах,либо в арочных укрытиях.

                  Но это было 21 год назад.Сейчас появились новые технологии в строительстве.
                  И обслуживать самолет в ангаре гораздо удобней чем при -50 +45 в тени.
                  В ангаре у F-15 двигло меняют.
                  1. алекс 241
                    +2
                    3 октября 2013 20:16
                    Система охлаждения производится очень популярной в народе жидкостью,за что самолет получил прозвище:летающий гастроном.А расстыковка и выкатка двигателя происходит в ангаре ТЭЧ.Что касается СЖО экипажа(система жизнеобеспечения)то самолет оборудован системой наддува и вентиляции герметической кабины, обеспечивающей поддержание необходимых условий для жизнедеятельности экипажа.
                    1. bask
                      +1
                      3 октября 2013 20:31
                      Цитата: алекс 241
                      дения производится очень популярной в народе жидкостью,з

                      Пил эту стиртягу нечего,зааабирает. good
                      Но предполетная подготовка самолётов ,механиками ,всё равно ведется.
                      И комфортней,качественней это сделать в теплом или прохладном ангаре,чем на морозе или жаре.
                      Когда у меня в гараже -20,мне уже в лом что то в своей машине ремонтировать.Включаю отопление.
                      При царе в России: на снимке аэроплан ,,Ньюпор-IV,, у ангаров 1-ой авиационной роты на Корпусном аэродроме.
                      А как такое фото,в начале 20-го века!!!
                      1. алекс 241
                        +2
                        3 октября 2013 20:43
                        Цитата: bask
                        в теплом или прохладном ангаре,чем на морозе или жаре.
                        Низкий поклон техникам и спецам.В любую погоду готовили самолеты.
                      2. bask
                        +3
                        3 октября 2013 21:44
                        Цитата: алекс 241
                        Низкий поклон техникам и спецам.В любую погоду готовили самолеты.

                        Люди у нас Саш,всегда золото,да ещё с золотыми руками и мозгами.
                        Помочь им чутьчуть,дать работать в нормальных условиях.
                        Новую технику,инструменты и будут летать самолеты ,без всяких аварий и катастроф.
                        Должны быть человеческое отношение к солдату ,офицеру.
                      3. алекс 241
                        +2
                        3 октября 2013 21:46
                        Андрюш,я в крайнем посте ссылку выложил.Почитай.Я прочел,теперь сижу морщу череп.
                      4. bask
                        +1
                        3 октября 2013 21:48
                        Цитата: алекс 241
                        ылку выложил.Почитай.Я прочел,теперь сижу морщу череп.

                        ОК.Сань,сейчас прочту.
      3. +2
        3 октября 2013 23:08
        Цитата: bask
        Оставлять МИГ-31,в ВВС,менять только авионику и двигателя.

        Согласен,вот только где же мы ресурс для них возьмем ? Самолеты-то 80-х-начала 90-х годов.
        Идеально было бы дотянуть их до 2025 года.
  21. shitovmg
    +3
    3 октября 2013 15:01
    Спасибо! Замечательный репортаж. Нравится мне этот самолёт! В Перми работал, посмотрел на взлёты и посадки. Кстати там же видел "Русских витязей", когда они в первый раз на Нижнетагильскую выставку прилетали, базировались в Перми, в Большом Савино. Ромбом над городом прошли-пилотов в кабине было видно. И когда улетали ещё два круга над городом на такой же высоте!
  22. +4
    3 октября 2013 15:38
    Фотки красивые спасибо!!Только вот 60 самолетов как то маловато,учитывая происходящие в мире события...
  23. +5
    3 октября 2013 16:48
    Не властелины, стражи.

    Помню, как мы поднимались. 4 с копейками утра, машины выезжают в ротные колонны. Пехота сметает палатки, пацаны тащат ещё горячую печку... Четыре колонны, командиры выбегают к связному БТРу получить предпоездные звездюлины. Поют птички, пахнет свежей травой, мы, получившие предпоездные звездюлины бежим на машины. Влезаем на броню и смотрим на Царя и Бога. Он вроде как нехотя вращает рукой, его жест, стоя на броне повторяем мы... Усиленный мотострелковый батальон заводится.. Запах дизельного топлива, который я до сих пор люблю, рёв двигателей... Командир заползает на свою машину и махает вперёд... И мы едем. Похрен, что будет дальше, чувствуем абсолютную силу и абсолютную уверенность...

    Мне интересно, у летунов также? Когда, к примеру, полк поднимается...Есть ощущение, что ты- владыка мира?
    1. vaf
      vaf
      +3
      3 октября 2013 17:38
      Цитата: Лопатов
      у летунов также? Когда, к примеру, полк поднимается...Есть ощущение, что ты- владыка мира?


      Такое было только при Великом и Могучем Союзе!+! soldier

      А начиная с Горбатого, не говоря уже о "временах ЕБН'а" crying , ну а про нынешних Тандемовских...вообще молчу,т.к. сплошной ФАРС и одна...печаль request

      1. алекс 241
        +2
        3 октября 2013 17:52
        Сереж выкладывал уже.
        1. 0
          3 октября 2013 18:09
          Вы не поняли, извините.
      2. +1
        3 октября 2013 18:07
        Жаль.. Ничего круче в жизни не бывает по ощущениям, чес слово. Даже если это просто учения.
  24. +2
    3 октября 2013 17:21
    Интересно, ограничение по скорости на большой высоте 1500 км/ч снято?
  25. +2
    3 октября 2013 17:46
    712 гвардейский Черновицкий ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк (в/ч 35568).
    27 июня 1938 года полк сформировался на базе 117 авиационной эскадрильи и полученного пополнения из школ ВВС. Уже через год лётчики полка принимали участие в боях на реке Халхин-Гол в Монгольской Народной Республике, а с июля 1941 года в Великой Отечественной войне.
    Всего за годы войны летчиками полка в воздушных боях сбито 299 самолетов противника, подбито 91, уничтожено на земле 35 самолетов. Кроме того, уничтожено 100 орудий с расчётами, около 150 танков, более 10000 солдат и офицеров гитлеровских войск, 3210 бронемашин, бронетранспортеров и автомашин с пехотой, 232 зенитных орудий и зенитных пулеметных точек.
    В 1947 году полк перебазирован из Венгрии в Азербайджанскую ССР и с 1950 года после переучивания стал выполнять первые полеты на новом реактивном самолете МиГ-15, с 1952 года на более современном самолете МиГ-17.
    В июле 1959 года полк перебазируется на территорию Сибири (аэр. Канск), где начинает эксплуатировать истребители Су-15ТМ, а с 1993 года - МиГ-31Б, МиГ-31БС, МиГ-31, МиГ-31ДЗ.
  26. +1
    3 октября 2013 17:56
    Отличный фоторепортаж, молодцы ребята! Сам частенько бываю проездом в Канске, но с дороги видны только РЛС и хвостовое оперение самолетов.
  27. kaktus
    +1
    3 октября 2013 17:58
    [quote=bask]Красивые самолёты,отличные снимки.
    Оставлять МИГ-31,в ВВС,менять только авионику и двигателя.
    МиГ-31-33 – лучший в своем классе.
    Кликабельно.

    промышленность восстанавливать необходимо!!!
    1. алекс 241
      +2
      3 октября 2013 18:01
      МиГ-31БМ из г.Канска на авиабазе "Сокол". Большое Савино. Пермь
      1. алекс 241
        0
        3 октября 2013 18:02
        Пилоты авиагруппы «Канск» получили «именные» МиГ-31
        1. +3
          3 октября 2013 18:39
          Цитата: алекс 241
          Пилоты

          Приветствую всех летунов. Смотрю у вас тут "просто праздник души"... Ну, что ж С ПРАЗДНИКОМ РЕБЯТА. Вам есть, что вспомнить, и что рассказать
          1. алекс 241
            +2
            3 октября 2013 18:42
            Привет Сереж,как говорил Кузьмич:Взяли на профессиональном laughing
  28. Pavell
    +2
    3 октября 2013 18:09
    МиГ-31БС и МиГ-31Б постепенно проходит модернизацию становясь МиГ-31БМ
    Внешне практически не изменились. Внутренне разница в наличии мониторов.
    В фоторепортаже снят простой МиГ-31 не БМ.
    Репортаж классный ребятам спасибо, сделали с любовью.
    Ограничения по скорости скоро снимут, после замены фонарей.
    1. vaf
      vaf
      0
      4 октября 2013 12:29
      Цитата: Pavell
      МиГ-31БС и МиГ-31Б постепенно проходит модернизацию становясь МиГ-31БМ


      Неверно Б в БМ, а БС в БСМ wink

      Цитата: Pavell
      Внешне практически не изменились


      То же не верно: а перископ обзора "хвоста" у пилота? wink а держатели и переходники на плоскостях? wink

      А внутри..много нового и в КНС и ПрНК и в АПД bully

      Цитата: Pavell
      В фоторепортаже снят простой МиГ-31 не БМ


      Простых Миг-31А уже нет в "действующих" НИГДЕ soldier В фоторепортаже именно БМ good

      Цитата: Pavell
      Репортаж классный ребятам спасибо, сделали с любовью.


      Только +! drinks

      Цитата: Pavell
      Ограничения по скорости скоро снимут, после замены фонарей.


      Опять "хотелки" и "желалки" recourse Новые фонари даже ещё не начинали запускать в производство crying
  29. Комментарий был удален.
    1. алекс 241
      +2
      3 октября 2013 18:27
      .....................................................................
  30. Pavell
    +1
    3 октября 2013 18:27
    МиГ-31БС и МиГ-31Б постепенно проходит модернизацию становясь МиГ-31БМ
    Внешне практически не изменились. Внутренне разница в наличии мониторов.
    В фоторепортаже снят простой МиГ-31 не БМ.
    Репортаж классный ребятам спасибо, сделали с любовью.
    Ограничения по скорости скоро снимут, после замены фонарей.
  31. +1
    3 октября 2013 18:36
    Ему ещё рано на пенсию.
  32. 0
    3 октября 2013 19:07
    Хотелось бы надеяться что страна восстановит свой военно-воздушный потенциал. и не просто поступлением универсальной техники типа ПАК ФА, а действительно сбалансированной по качественному признаку узконаправленной специализации. противник должен пугаться от неожиданности и неизвестности дальнейшего развития событий в бою. как то-за ночь мы меняем ландшафты, и противник теряется на незнакомой местности, и приходит в полную не боеготовность. А вот что касается МИГа, то самолет действительно дедушка. и по применяемым материалам, и оборудованию, и силовой установки. ну раз нет средств и сил на создание нового, ... как говорится-с .... хоть шерсти клок. Не помню где, но помниться читал - этот титан способен вывести спутник на низкую орбиту.
  33. +1
    3 октября 2013 20:18
    Чучела вдоль ВПП применялись и 40 лет назад,только в другой одежке,забавно,что и до сих пор сохранились.Пользы от них не очень много,покореженая обшивка после встречи с птицей была обычным явлением.Где-то появлялось сообщение,что в районе летного поля поднимался небольшой воздушный шар,на котором был нарисован глаз,и птицы вроде как должны его бояться-но дальнейших сведений о применении этого средства нет.
  34. +2
    3 октября 2013 21:10
    Со слезами на глазах смотрел фото. Авиация - моя любовь ещё со школы.
    Огромное спасибо автору!
  35. 0
    3 октября 2013 21:23
    Интересно, а почему у такой тяжелой и мощной машины всего 6 точек подвески?
    1. алекс 241
      +3
      3 октября 2013 21:33
      [/center]24b770c72be6099da60&mode=view[/img][/center]
      Ну во-первых 8 точек подвески,во вторых предусмотрена подвеска переходных балок.
      1. алекс 241
        +1
        3 октября 2013 21:41
        ............................................
        1. алекс 241
          +1
          3 октября 2013 21:42
          .............................................................
          1. алекс 241
            +2
            3 октября 2013 21:44
            Кому интересно материалы по угону МиГ-25 http://scilib.narod.ru/Avia/Podmoloda/NoReturn.htm
            1. Комментарий был удален.
  36. stranik72
    +1
    3 октября 2013 22:14
    По старости лет, наверное память стало отшибать, в середине 70-х, гнали вертушки из Улан-Удэ, садились в Канске, по-моему в то время на аэродроме ещё базировалась учебка, по подготовке воздушных стрелков, и там были Л-29 и Ил-14, с кабинами для этих самых стрелков, как в старых фильмах про войну. Что-то я там Су-15ТМ, не видел, вот МиГ-17 вроде были, хотя Л-29 и Илы запомнил точно, тем более немного пообщались с местными "истребителями" с Элок, город показался в основном деревянным, правда видели его только при заходе и взлёте, не очень уютным, тем более было это в самом начале весны. Но всё равно, даже не верится, что это было со мной. Романтика.
  37. 0
    3 октября 2013 22:27
    у меня сложилось впечетление , что миг-31 Выгдядит как подросток-переросток. крылья маленькие недоразвитые , воздухозаборники гепертрофированые эдакий крепыш-качек. такому на пути лучще не становится сразу же линять а то скрыться не получится.
  38. +3
    3 октября 2013 23:05
    Саша,привет!Тут в мировом эфире стали появляться предложения сдать Арктику под всеобщее мироуправление,хорошо,что машины ыесть,сказать ярортное НЕТ.БЛЛИН,С 20:00 всё читаю,но сказать не могу,как в РЭП облаке купаюсь,модем-м-м.Но,всё равно,я из экипажа не удаляюсь
    1. алекс 241
      +2
      3 октября 2013 23:09
      привет Леш,знаем мы это мировое правление,и чьи уши торчат!Дырку им от бублика,как говорил Глеб Егорыч!
      1. +2
        3 октября 2013 23:41
        Цитата: алекс 241
        Глеб Егорыч!
        Глеб Егорыч помыслить не мог,шо так всё обенётся,ОДНАКО,коварные американцы с тех самых пор и стали запасаться памперсными прокладками,это их не спасёт,но защита по первым ощущениям архинадёжная wassat
  39. Vlad_Mir
    0
    4 октября 2013 00:25
    Отличный материал!
  40. +1
    4 октября 2013 00:38
    Эх... Какой самолет...
    Интересно а МиГ-31Б Казахстанских ВВС будут модернизироваться? Очень бы хотелось, ведь самолет - шедевр авиастроения. Таких больше не будет
  41. 0
    4 октября 2013 09:21
    Наша авиация -- лучшая в мире! "Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде..." так далее!
  42. go
    0
    4 октября 2013 12:26
    Хороший подробный репортаж, думаю уже переведён на китайский. Миг 31 они по моему ещё не скопировали. Если с Китаем будут проблемы, то разногласия с НАТО покажутся пустяком.
  43. Shatea
    0
    29 марта 2014 19:37
    Как отлично!
  44. Комментарий был удален.
  45. SayanBys
    0
    31 октября 2014 08:21
    Бывал я в этой части. Отличные ребята, хорошие лётчики, великолепные машины. Мы сняли фильм о 712 ИАПе. "Небесная стража"

    http://www.youtube.com/watch?v=aeApwG2HbH4&index=7&list=PLA2864FC5EBD32153