Властелины неба. МиГ-31БМ на аэродроме Канск (Дальний)



Как-то вечером, около месяца назад, сидел я, полистывал свежие фотографии на russianplanes.net и потихоньку завидовал, с какой видимой легкостью люди снимают на разного рода армейских аэродромах. И родилась мысль, что у нас то тоже есть на что посмотреть: в пригороде г. Канск, что в 250 км к востоку от Красноярска расположен аэродром ВВС, где базируются новенькие МиГ-31БМ.


Надо сказать, что я бываю в Канске по служебным нуждам несколько раз за год, аэродром там неплохо видно с дороги, он располагается как раз на въезде в город. Фактически, хвосты МиГов за обваловками, эллипсоиды радиовысотомеров и забор из колючки — это первое, что видят гости Канска.С этим срочно нужно было что-то делать, и я, памятуя, что к воякам просто так не пробиться, стал искать контакты пресс-службы Центрального военного округа.

Потом была короткая переписка, несколько телефонных звонков, официальный запрос заказным письмом, и....как-то позабыл я обо всем этом. Дни сменяли друг друга, ответа не следовало.

А тут в прошлый четверг поздно вечером (да что там, почти ночью) телефонный звонок: «Кирилл Владимирович, здравствуйте, Вас из Екатеринбурга беспокоят, Штаб Центрального военного округа. Есть возможность фотосъемки завтра днем на аэродроме Канск...»

В мозгу немедленно произошел взрыв, но поскольку отказываться было как минимум неразумно, я, разумеется, согласился. Тут же по тревоге были подняты Серега gisman и Леша alexei_astr, собран фоторюкзак, решены рабочие/семейные дела и предпринята попытка выспаться. Поспать толком правда так и не удалось, в сознании то и дело летали сверхзвуковые истребители, крутили мертвые петли с бочками, жгли атмосферу на форсаже и всячески мешали спокойному сну.

На следующий день мы выдвинулись в Канск. Съемки начинались в 16:00 и были согласованы до полуночи, таким образом у нас была замечательная возможность увидеть работу аэродрома не только днем, но и в темное время суток. И вот мы на месте, бастион Контрольно-пропускного пункта части хоть и не сразу, но пал, шлагбаум триумфально поднялся вверх, открывая нам загадочный мир военного аэродрома.

Полеты в этот день кстати проводились не абы для чего, а в рамках масштабных учений по взаимодействию военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Центрального военного округа. Подробнее в сюжете Вестей вот здесь, их съемочная группа работала вместе с нами.

Начиналась летная работа, добравшись до перрона (у военных слово «перрон» в обиходе вообще, кстати?), мы успели как раз к вылету первого борта







Старт происходит в режиме форсажа, о чем свидетельствует пламя, вырывающееся из сопел обоих двигателей.
При форсаже дополнительный керосин сжигается в форсажной камере, находящейся следом за турбиной, перед соплом. Тяга двигателя существенно увеличивается,как, впрочем, и расход топлива. Понятно, что такой режим используется кратковременно, для взлета, набора высоты, маневра в бою.





Самолет взлетает не то что с шумом или ревом - скорее с грохотом, от которого, кажется, переворачивается все внутри. Леха вот вспомнил, техник один сказал ему: "Рядом с полосой когда стоишь на взлете - сердце с печенью местами меняются" :)))) Вот примерно так оно и есть.

Серега не теряет самообладания при виде сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика и лупит серии шедевров :)



01-красный тем временем запустился



37-красный подключен к генератору и тоже ждет пуска. Двигатели запускаются по электростартерному принципу, при этом привычной для гражданской авиации вспомогательной силовой установки (ВСУ) здесь нет. Для запуска необходим электрогенератор.



Взлеты производятся с интервалом в несколько минут. Чуть меньше получаса - и стоянки опустеют.
Очень порадовало, что полеты, которые нам посчастливилось наблюдать здесь, на аэродроме, не являются "показательными", для Канска это обычные рабочие будни. Летают 4 дня в неделю, крайние вылеты уже в ночь. Летчики и штурманы оттачивают свое мастерство, патрулируют район, взаимодействуют с силами ПВО, выступают условными целями, отражают атаки условного противника, участвуют в масштабных учениях по взаимодействию между подразделениями и родами войск, вот как сегодня.











Погода не то чтобы совсем подкачала, но серое небо и противный мелкий осенний дождик вносили свои коррективы, прежде всего в параметры съемки





Пункт управления инженерно-авиационной службой, техниками, по-простому. Здесь же, насколько я могу предположить, ждет команды дежурные экипажи летчиков.



Уже немного контуженные споттеры в полях



Не застал сам момент, к сожалению, но здесь видно, как техник тянется к законцовке крыла.
Есть такая примета у техников, хлопать борт по законцовке перед вылетом, чтобы полет прошел штатно.
За каждой группой техников, кстати, закреплен свой борт, который они,конечно, знают как свои пять пальцев. Это очень правильно.



Ну все, пора в полет







Многие из самолетов - именные. Этот, например, носит имя летчика-истребителя, Героя Советского союза, Михаила Ивановича Семенцова













Совершенно серьезное пугало, коих в избытке вдоль ВПП. Обычное дело на аэродромах, и не только на военных.
Несмотря на разного рода поэтические сравнения, самолеты и птицы - далеко как не друзья



Вдалеке стоянка боевого дежурства. Пара истребителей заправлена и вооружена, самолеты готовы в любую минуту подняться в воздух по тревоге. Летчики, соответственно, заступают в дежурство ежесуточно.



На предварительном. Видна машина СКП - стартовый командный пункт







Розжиг форсажной камеры знаменуется языком пламени и характерным желто-бурым выхлопом





До полосы примерно 10-12 метров. Звуковое давление здесь - на грани болевого порога.
Я пробовал подойти ближе, но после первого же взлета оставил эту затею, ибо боль в ушах просто мешает нормальной съемке



По мере удаления самолет скрывается в плотном мареве от своих же движков









Вылеты завершились, в воздухе 5 самолетов выполняют свои учебные задачи.
Переместимся на стоянку, здесь кое-кто остался





18-красный. Он тоже полетит, но чуть позже. А пока его готовят к вылету.
Самое время нам познакомиться с этой прекрасной машиной поближе



Я человек технически неравнодушный, посему вот вам маааленький такой ликбез.

Итак, Миг-31БМ, приятно познакомиться.

Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия.
Радиус действия - до 3000 километров
Практический потолок - 20 километров 600 метров
Вооружение: пушка ГШ-6-23 (6 стволов, калибр 23мм), а также ракеты "воздух-воздух" на шести внешних пилонах. Самолет может вооружаться также противорадиолокационными, противокорабельными ракетами, корректируемыми авиабомбами.
Два двигателя Д-30Ф6 развивают суммарную тягу на форсаже чуть больше 30 тонн

БМ - крайняя модификация МиГ-31: здесь мы имеем совершенно новую радиолокационную систему, систему управления вооружением, прицельный комплекс. Существенно переработаны кабины пилота и штурмана: решена, в частности, проблема отсутствия визуального контакта между кабинами, то есть когда пилот не знает что делает штурман - установлены камеры и многофункциональные ЖК дисплеи.
Самолет может сопровождать до 24 воздушных целей одновременно.
Всего планируется модернизировать 60 единиц МиГ-31 до МиГ-31БМ.

Чего не измеришь в цифрах, так это красоту. А МиГ, действительно, очень красив!









Техники катят на тележке уложенный тормозной парашют. Позже мы увидим его в деле, и не один



Работа кипит. Сверху между килями виден открытый гак с уложенной капсулой парашюта





Тягач на базе КрАЗ-260
Масса заправленного самолета - около 40 тонн, просто так эту махину с места не сдвинуть.
Вдвойне удивительно, что примерно столько же, например, весит боинг 737, это учитывая его то размеры..почувствуйте разницу, что называется





Тягач подъехал неспроста, самолет покатят на заправку



Техники цепляют водило к передней стойке шасси. Технология буксировки самолетов мало чем отличается от гражданских бортов











Фонарь зачехляется, таков порядок



Упоры убраны, все готово к буксировке







Вид за бруствером. Быстрые самолеты много кушают, что поделаешь



Пока мы лазили по стоянке, над ВПП пронесся 19-красный, убрал шасси, дал по газам и ушел на круг. Экипаж, вероятно, отрабатывает заход на посадку











До посадок оставалось около получаса, посему мы прикинули примерное место касания бортов ВПП и по магистральной рулежке отправились на точку.
01-красный открывает серию.



Скорость бортов к четвертому развороту составляет 530-550 км/ч, на выравнии 300-330 км/ч, что, конечно, прилично выше любого из пассажирских самолетов.
Выравнивание, касание, раскрытие тормозных парашютов...две-три секунды - и МиГ уже далеко, катится к торцу.
Мы привыкли к относительно "неспешным" посадкам пассажирских самолетов, и поначалу такие скорости удивляют. Снимать нужно действительно шустро.









Виден момент вытягивания тормозных парашютов



Хлоп!



Развернутая станция РСП - радиолокационная система посадки.
Отсюда контролируется движение бортов в зоне аэродрома до 4 километров по высоте, если не ошибаюсь. С помощью этой же станции осуществляется контроль стартов, а также ведение самолетов до посадки.



АРП-11 (вроде 11, уверенности нет) - автоматический радиопеленгатор





Интервал между посадками от 1-5 минут, работа кипит



Ушел на второй



Момент начала работы парашютно-тормозной системы: контейнер тормозного парашюта открыт, пружиной вытолкнут вытяжной парашют



Парашюты вытянуты. Еще секунда и...



Хлоп! Набегающий поток наполнил купола, замедляя самолет. Несмотря на кажущуюся несоразмерность тяжелой машины и относительно небольших кусков материи, парашютно-тормозная система достаточно эффективна и позволяет сократить пробег на 30-40 процентов. Технически, возможна посадка и без выпуска парашютов, но отсюда повышенный износ тормозов, пневматиков, необходимость более строго отслеживать параметры посадки, увеличенный пробег.
Поэтому, летчики предпочитают не жалеть подборщиков и укладчиков, и парашюты выпускают.



В ангаре осуществляется прежде всего гарантийный ремонт самолетов. Как я говорил уже, МиГи прошли модернизацию до модификации БМ, и поступили на аэродром в декабре 2012 года.
Гарантийный срок эксплуатации - 5 лет.









Парашюты, как видно, изнашиваются. Поток горячего воздуха из сопел, огромные нагрузки на стропы, контакты с ВПП на выпуске - делают свое дело.
Ресурс парашюта - несколько десятков раскрытий.




Кстати, а что происходит с парашютами после того, как они сыграли свою роль на посадке? Так и волочатся за самолетом по бетону?
А не тут то было



В районе поворота на рулежку дежурит группа подборщиков из состава солдат-срочников.
Парашют отстегивается, как только самолет поравняется с местом их дислокации (ну чтобы ребятам по всей полосе то не бегать)




Борт заруливает на РД 2, бойцы подбирают систему, наскоро укладывают в специальные чехлы и грузят в прицеп ГАЗика









Шесть на стоянках, седьмой на рулении. Всего в этот день в воздух поднималось 7 бортов.



Несколько стоянок не оборудованы генераторами, поэтому здесь работают АПА (аэродромные пусковые агрегаты)









Очень интересная конструкция основных стоек шасси и тележек - один пневматик внутри, один снаружи.
На левом пневматике в районе оси прямоугольный девайс с шестью болтами - датчик юза. От него трубки идут к аппарату торможения. Ну что-то вроде ABS на автомобиле.




Красная табличка - памятка свидетельствует о том, что в кабине на органах управления и поручнях катапультирования установлены предохранители



Фюзеляж изобилует подписями-информаторами, что где находится, и чего делать не надо.



Штурману, либо пилоту-инструктору иногда нужно посмотреть, что происходит впереди. Из кабины то обзора вперед фактически нет. Тогда поднимается вот такой перископ.




Генератор подключен



Штанга дозаправки в воздухе



Ну и как же по такому случаю не подняться в кабину? Смотрим!
Из того, что сам знаю: на центральной панели слева традиционно в белой рамке - основные навигационно-пилотажные приборы. Правее - высотомер и часы. Большой черный блок сверху - ИЛС - индикатор на лобовом стекле, тот самый, так знакомый многим по авиасимулятором разного рода; под ним - блок световой сигнализации. Под правую руку - управление электроснабжением, питанием модулей, радиостанция, автопилот.



Властелины неба. МиГ-31БМ на аэродроме Канск (Дальний)


Компас "бычий глаз" - аттрибут приборной панели любого отечественного летательного аппарата, пожалуй






А это наш куратор, заместитель командира части по воспитательной работе, и просто замечательный человек - Валерий. Во многом именно благодаря ему у нас получился отличный съемочный день. Валерий отвечал на наши глупые порой вопросы и со снисхождением относился к безудержному желанию везде залезть.
Спасибо Вам!





Впереди еще два разлета.
Звучит команда на встречу экипажей, и стоянки вновь оживают



Предполетный брифинг завершен, карты в планшетах, задания получены, где-то далеко (хотя есть ли "далеко" для таких самолетов), с аэродрома Шагол стартуют самолеты "условного противника".
На вылет!















И снова быстрый разлет, полчаса - и стоянки опустели.
Техники ждут...



Закат



Условия для съемки ухудшались, смеркалось.
Было решено дождаться бортов с вылета, посмотреть посадки, хоть и снимать их по темноте было уже бессмысленно. Но очень уж не хотелось уезжать :)



Тем временем еще потемнело...




И еще потемнело




И вот уже и ночь



В темное время суток полосу на посадках подсвечивают четыре подвижных прожектора, установленных в ряд у торца







Леха вытанцовывает со штативом в свете фар рулящего МиГа %)



Ну и на последок. Кабина любого летательного аппарата очень красива в темное время суток, с подстветкой.
Всегда хотел увидеть своими глазами, как выглядит ночью кабина боевого самолета.
Вот, пожалуйста.
Кровавая, но удивительно уютная красная подсветка.







Когда мы собирались в обратную дорогу, самолеты снова запускались, готовился вылет.
И отъезжая уже от Канска, мы услышали где-то высоко грохот двух истребителей, один за другим.
Полетели!

Вот такой вот получился репортаж.
Что ж, с уверенностью могу сказать, что программа-минимум выполнена! Пора домой.
Очень хотелось бы больше рассказать о работе технического состава, жизни аэродрома, заглянуть в пункт управления, посидеть тихонько на предполетном брифинге..но в рамках одного дня это вряд ли осуществимо. Надеюсь в обозримом будущем нам удастся исправить это упущение и рассказать более полно о трудовых буднях аэродрома Канск, и, главное, о людях, благодаря которым он живет.

Выражаю большую признательность:
Пресс-службе центрального военного округа - за помощь в организации и проведении фотосъемки,
Заместителю командира части по воспитательной работе Валерию - за всестороннее содействие,
Споттерам Сергею gisman и Алексею alexei_astr - за отличную компанию.

Летчикам, штурманам и техническому составу аэродрома - за чистое небо!

Благодарю за внимание.
Автор:
kirill-kvs
Первоисточник:
http://kirill-kvs.livejournal.com/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

99 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти