Military Review

American space plane X-24, the program "START"

4
In 1960 years, the theme of spaceplanes was very popular. In various countries, these programs have evolved in many ways. One of them was the American program START - Spacecraft Technology and Advanced Re-entry Tests (Spacecraft Technologies and Advanced Repeat Tests). START was launched in August 1964 by the initiative of the US Air Force and incorporated the results of the X-15 and X-20 rocket-planes programs. In addition, work was done on studies of the entrance into the dense layers of the atmosphere of the head parts of ballistic missiles. The US military set a global goal - to combine previous developments and develop a space plane that can deliver a payload to Earth's orbit. Since the customers were naturally the military, the “payload” implied nuclear weapon.


By the year 1966 was ready to draft the experimental spaceplane SV-5D. The development of this unit was engaged in the Martin company Baltimore. The design of the case was quite original. Three vertical stabilizers were equipped with rudders. The spaceplane was a double cone with a flat bottom surface and a pair of short stabilizer wings, which are installed at a large angle. The third stabilizer was mounted at a right angle in the rear fuselage. The pitch was controlled by elevons, which were differentially related to control roll maneuvers. The design in the front of the fuselage is almost spherical. The weight of the models was 399-408 kg. Dimensions were also small: wingspan - 1,22 mm, length - 4,22 m.

American space plane X-24, the program "START"
Model SV = 5D "Prime"


It was assumed that the SV-5D space planes would be launched by the carrier into orbit and, after the implementation of the flight task, would be self-descended with a “aircraft” landing. Having experience of flying on the modes of entry into the atmosphere, when the ablative protection is partially destroyed, and the control of the aerodynamic control surfaces loses its effectiveness, it was proposed to use jet nozzles.

At the first stage of testing, the SV-5D should have included only unmanned launches with a load of 0,5-0,9 tons. Simultaneously with the hypersonic tests, it was decided to conduct flight tests of the large manned SV-5D for controllability and stability on subsonic flight modes and for testing landing.



The first SV-5D prototype (also known as “Prime”) on the 21 December 1966 of the year was tested in an unmanned version. In fact, the car was a model for aerodynamic tests weighing 405 kg. The first start of the device ended in an accident. The spaceplane launched with the help of the Atlas launch vehicle SLV-3 along a suborbital ballistic trajectory collapsed into the ocean after entering the atmosphere. The device could not be saved. The cause of the disaster was not disclosed. The launch of the second unit, which took place on March 5, 1967, also ended in failure. Only the third unmanned model launched on April 19, previously strongly burned, landed in the estimated location. Despite this, the results were quite encouraging. The spaceplane, after separation from the carrier, reached the speed of 28157 km / h without any serious consequences. During the descent, at a height of 45000 feet, the speed decreased to M = 2, and the braking parachute opened. The SV-5D splashed down and was picked up by a C-130 transport plane.

While tests were conducted, the company Martin, on its own initiative, developed two more variants of the spaceplane - the SV-5J, equipped with an air-jet engine and the SV-5P - manned, designed for orbital flight. But, at the end of 1967, the START program has changed a lot, which was the reason for the change of symbols. As a result, SV-5D received the designation X-23, and the modified SV-5P was assigned the index X-24. An attempt was made to link the further development of the program with the design of the orbital station Manned Orbiting Laboratory (MOL), which was planned to be put into orbit in 1969 year.

The X-24 has undergone a number of improvements. Global changes were not worn. They were mainly associated with the improvement of equipment and aerodynamic qualities. The updated project was given the designation X-24A. Overall dimensions were: length - 7,5 meters, diameter - 4,2 meters. The flight mass was equal to 5192 kg of which the fuel accounted for 2480 kg. The fuel consisted of liquid oxygen and alcohol. The maximum thrust of the XLR-11 rocket engine mounted on the X-24 was 3845 kg. Continuous operation time - 225 seconds.

The Martin X-24A


The X-24A spaceplane was a prototype ship - the Americans were not going to launch it into space. The aircraft was designed to study the possibilities of landing at high speeds from high altitudes and to study the characteristics of supersonic flights in the upper atmosphere. 17 April 1969, the first flight of the prototype rocket plane was made. The first flight with the inclusion of the engine carried 19 March 1970 g.

Like other winged vehicles equipped with rocket engines, the X-24A could not make an independent take-off. In this regard, the spaceplane was delivered to a predetermined height under the wing of a B-52 bomber. After dropping from the carrier, the pilot switched on the rocket engine and made an independent landing on the airfield. Despite its minimal number of protruding parts and the futuristic design of the X-24, only M = 1,6 could reach speed and reach the 21,8 km ceiling. These characteristics even for the prototype are quite modest.

Piloting the X-24A involved only three pilots: Jerold Gentry, John Menki and Cecil Powell. The spacecraft X-24A carried out 28 flights at AFFTC (US Air Force Flight Research Center) at aviation base Edwards, California. 18 flights were carried out with the start of the engine. The last flight was carried out on June 4, 1971. Further work on the SV-5 and its modernization was curtailed in favor of a more promising project.

Technical characteristics of X-24A:
Wingspan - 4,16 m;
Length - 7,47 m;
Height - 3,15 m;
Aircraft weight - 2964 kg;
Maximum take-off weight - 4833 kg;
Engine Type - Thiokol XLR11-RM-13;
Thrust - 3620 kgf;
Maximum speed - 1670 km / h;
Practical ceiling - 21764 m;
Crew - 1 man.




The spacecraft X-24B was significantly different from the prototypes SV-5, X-24 and X-24A. Appearance differed more "sharp" forms. The aerodynamic concept has been modified by the efforts of the Air Force Flight Dynamics Laboratory. The result was a kind of "flying iron" having in the middle part of the fuselage a "bubble" of the cockpit canopy. The length of the device was 11,4 meters, diameter - 5,8 meters. Flight weight increased to 6258 kg (mass of fuel 2480 kg). Engine running time has not changed, but thrust has increased to 4444 kg. In addition to the main engine, two special LLRV special landing rocket engines were installed (thrust 181 kgf).

1 August 1973 Mr. Bill Dana made the first planning flight on the X-24. Previously, he participated in the tests of the X-15A rocket plane. In addition to him, the test program involved: John Manki (16 departures), MacLe Love (12 departures), William Dana, Einar Enevoldson, Thomas McMurty, Francis Scobie (on 2 departure).

X-24B


A total of X-24B made 36 flights of which 12 are planning. The last flight took place on November 26 1975 of the year. Unfortunately, the results obtained during the tests did not meet expectations. The maximum speed did not exceed 1873 km / h, the ceiling - 22590 m. X-24В, like its predecessors, was raised to a height with the help of the B-52 bomber.



Technical characteristics of X-24B:
Wingspan - 5,80 m;
Length - 11,43 m;
Height - 3,20 m;
Empty weight - 4090 kg;
Maximum take-off weight - 5900 kg;
Engine Type - Thiokol XLR11;
Thrust - 3630 kgf;
Maximum speed - 1872 km / h;
Practical ceiling - 22600 m;
Crew - 1 man.

The testing program was not fully completed, since at that time the Space Shuttle space shuttle program was initiated, as well as the X-24 plus Titan III two-stage aerospace system of vertical launch.

Also stopped the program of development of an improved model X-24. Its development was conducted in 1972 - 1978. One of the X-24C models was planned to be equipped with a pair of direct-flow jet engines, the other with a liquid-propellant XLR-99 rocket engine, previously used for the X-15 rocket-based aircraft. Designers of the company "Martin" planned to conduct tests with 200 flights. It was assumed that X-24C will reach the speed of M = 8, but the 200 requested for research has not been allocated millions of dollars.

So far, only one program of the program has been preserved - the prototype X-24В, exhibited at the National Museum of the Air Force of the United States at the Wright-Patterson air base.

Based on materials:
http://astrotek.ru
http://www.xliby.ru
http://www.airwar.ru
http://www.popmech.ru
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. edge
    edge 3 October 2013 08: 43 New
    +2
    In the 1960s, the topic of space planes was very popular. In various countries, these programs have evolved in many ways.
    As soon as the topic "spiral" appeared in the USSR, all the rest rushed after ......... after the collapse, they gathered information and personnel, now pretty ahead
    1. Apollo
      Apollo 3 October 2013 09: 31 New
      +2
      quote-Cosmoplan X-24A was a mock-up ship - the Americans were not going to launch it into space. The aircraft was intended to study the possibilities of landing at high speeds from high altitudes and to study the characteristics of supersonic flights in the upper atmosphere.


  2. rotor
    rotor 3 October 2013 14: 35 New
    0
    Now the Americans have a new project.

    XS-1 - the future hypersonic aircraft, capable of delivering cargo to near-Earth orbit.

    Under the program, the agency plans to develop an unmanned spacecraft that develops a speed that is 10 times greater than the speed of sound. As conceived by DARPA, the XS-1 will be able to fly at least 10 flights with a payload in the range of 1400 - 2300 kg for 10 days. Moreover, the cost of one flight will be less than $ 5 million.

  3. kaktus
    kaktus 5 October 2013 09: 13 New
    0
    October 4, 1957 - launch of the first Soviet artificial Earth satellite, do not forget OUR history

Американский космоплан Х-24, программа «START»

В 1960 годы тема космопланов была весьма популярной. В различных странах данные программы развивались по многим путям. Одним из них стала американская программа START – Spacecraft Technology and Advanced Re-entry Tests (Технологии космических аппаратов и расширенные повторные тесты). START была начата в августе 1964 года по инициативе военно-воздушных сил США и вобрала в себя результаты программам ракетопланов «Х-15» и «Х-20». Кроме этого использовались работы по исследованиям входа в плотные слои атмосферы головных частей баллистических ракет. Американские военные поставили глобальную цель – объединить предыдущие разработки и разработать космический самолет, который сможет доставлять на орбиту Земли полезную нагрузку. Поскольку заказчиками были военные естественно в качестве «полезной нагрузки» подразумевалось ядерное оружие.

К 1966 году был готов проект экспериментального космоплана SV-5D. Разработкой данного аппарата занималось балтиморское отделение компании Martin. Конструкция корпуса была достаточно оригинальной. Три вертикальных стабилизатора оснащались рулями направления. Космоплан представлял собой двойной конус с плоской нижней поверхностью и парой коротких крыльев-стабилизаторов, которые установлены под большим углом. Третий стабилизатор монтировался под прямым углом в хвостовой части фюзеляжа. Управление тангажем осуществлялось элевонами, которые были дифференциально связаны для управления маневром с креном. Конструкция в передней части фюзеляжа почти сферического сечения. Вес моделей составлял 399-408 кг. Размеры также были небольшими: размах крыла – 1,22 мм, длина – 4,22 м.

Американский космоплан Х-24, программа «START»
Модель SV=5D "Prime"



Предполагалось, что космоплан SV-5D на орбиту будет выводиться носителем и после осуществления полетного задания самостоятельной спускаться с посадкой «по-самолетному». Имея опыт полетов на режимах входа в атмосферу, когда частично разрушается абляционная защита, а управление аэродинамическими рулями теряет свою эффективность, предлагалось применять реактивные сопла.

На первом этапе испытаний SV-5D должны были включать лишь беспилотные запуски с нагрузкой 0,5-0,9 тонн. Одновременно с гиперзвуковыми испытаниями было принято решение проводить летные испытания большого пилотируемого SV-5D на управляемость и устойчивость на дозвуковых режимах полета и на отработку посадки.

Американский космоплан Х-24, программа «START»


Первый опытный образец SV-5D (известный также как «Prime») 21 декабря 1966 года был испытан в беспилотном варианте. По сути машина являлась моделью для аэродинамических тестов весом 405 кг. Первый старт аппарата завершился аварией. Космоплан, запущенный при помощи ракеты-носителя «Atlas» SLV-3 по суборбитальной баллистической траектории, после входа в атмосферу рухнул в океан. Аппарат спасти не удалось. Причину катастрофы не разглашали. Старт второго аппарата состоявшийся 5 марта 1967 года так же завершился неудачей. Только третья беспилотная модель запущенная 19 апреля, предварительно сильно обгорев, приземлилась в расчетном месте. Несмотря на это, полученные результаты были вполне обнадеживающими. Космоплан, после отделения от носителя, достиг скорости 28157 км/ч без каких либо серьезных последствий. Во время снижения, на высоте 45000 футов скорость уменьшилась до М=2, раскрылся тормозной парашют. SV-5D приводнился и был подобран транспортным самолетом С-130.

Пока проводились испытания компания Martin, в инициативном порядке, разработала еще два варианта космоплана – SV-5J, учебный оснащенный воздушно-реактивным двигателем и SV-5P – пилотируемый, предназначенный для орбитального полета. Но, в конце 1967 г. программа START сильно изменилась, что стало причиной смены обозначений. В результате SV-5D получил обозначение Х-23, а модифицированному SV-5P присвоили индекс Х-24. Была предпринята попытка связать дальнейшее развитие программы с проектированием орбитальной станции Manned Orbiting Laboratory (MOL), которую планировали вывести на орбиту в 1969 году.

Аппарат Х-24 претерпел ряд доработок. Изменения глобального характера не носили. В основном они были связаны с улучшением оборудования и аэродинамических качеств. Обновленному проекту присвоили обозначение Х-24А. Габаритные размеры составляли: длина – 7,5 метра, диаметр – 4,2 метра. Полетная масса равнялась 5192 кг из которых на топливо приходилось 2480 кг. Топливо состояло из жидкого кислорода и спирта. Максимальная тяга ракетного двигателя XLR-11, установленного на Х-24А, равнялась 3845 кг. Время беспрерывной работы – 225 секунд.

Американский космоплан Х-24, программа «START»
The Martin X-24A


Космоплан Х-24А являлся кораблем-макетом – американцы не собирались запускать его в космос. Самолет предназначался для изучения возможностей приземления при высоких скоростях с больших высот и исследования характеристик сверхзвуковых полетов в верхних слоях атмосферы. 17 апреля 1969 года был осуществлен первый полет прототипа ракетоплана. Первый полет с включением двигателя осуществили 19 марта 1970 г.

Как и другие крылатые аппараты, оснащенные ракетными двигателями, Х-24А не мог совершить самостоятельный взлет. В связи с этим космоплан доставлялся на заданную высоту под крылом бомбардировщика В-52. После сброса с носителя пилот осуществлял включение ракетного двигателя и производил самостоятельную посадку на аэродром. Несмотря на свой минимальное количество выступающих частей и футуристический дизайн Х-24А смог развить скорость лишь М=1,6 и достичь потолка 21,8 км. Данные характеристики даже для прототипа являются довольно скромными.

Пилотированием Х-24А занималось всего три пилота: Джерольд Гентри, Джон Менки и Сесил Пауэлл. Космоплан Х-24А осуществил 28 полетов в AFFTC (Центр Исследования полетов ВВС США) на авиационной базе Эдвардс, Калифорния. 18 полетов было осуществлено с запуском двигателя. Последний полет осуществили 4 июня 1971 г. Дальнейшие работы по SV-5 и его модернизациям свернули в пользу более перспективного проекта.

Технические характеристики X-24A:
Размах крыла – 4,16 м;
Длина – 7,47 м;
Высота – 3,15 м;
Масса самолета – 2964 кг;
Максимальная взлетная масса – 4833 кг;
Тип двигателя – Thiokol XLR11-RM-13;
Тяга – 3620 кгс;
Максимальная скорость – 1670 км/ч;
Практический потолок – 21764 м;
Экипаж – 1 человек.

Американский космоплан Х-24, программа «START»

Американский космоплан Х-24, программа «START»


Воздушно-космический аппарат Х-24В значительно отличался от прототипов SV-5, X-24 и X-24A. Внешний вид отличался более «острыми» формами. Аэродинамическая концепция была изменена благодаря усилиям Летно-Динамической Лаборатории военно-воздушных сил США (Air Force Flight Dynamics Laboratory). В результате получился некий «летающий утюг» имеющий в средней части фюзеляжа «пузырь» фонаря кабины пилота. Длина аппарата составляла 11,4 метров, диаметр – 5,8 метра. Полетный вес увеличился до 6258 кг (масса топлива 2480 кг). Время работы двигателя не изменилось, но тяга возросла до 4444 кг. Кроме основного двигателя устанавливалось два специальных посадочных ракетных двигателя LLRV (тяга 181 кгс).

1 августа 1973 г. Билл Дана совершил первый планирующий полет на Х-24В. Ранее он принимал участие в испытаниях ракетоплана Х-15А. кроме него в программе испытаний принимали участие: Джон Мэнки (16 вылетов), Макл Лав (12 вылетов), Уильям Дана, Эйнар Эневольдсон, Томас МакМерти, Френсис Скоби (по 2 вылета).

Американский космоплан Х-24, программа «START»
X-24B


В общей сложности Х-24В совершил 36 полетов из которых 12 планирующих. Последний полет состоялся 26 ноября 1975 года. К сожалению полученные в ходе испытаний результаты не оправдали ожиданий. Максимальная скорость не превышала 1873 км/ч, потолок – 22590 м. Х-24В, как и предшественники, поднимался на высоту при помощи бомбардировщика В-52.

Американский космоплан Х-24, программа «START»


Технические характеристики X-24B:
Размах крыла – 5,80 м;
Длина – 11,43 м;
Высота – 3,20 м;
Масса пустого – 4090 кг;
Максимальная взлетная масса – 5900 кг;
Тип двигателя – Thiokol XLR11;
Тяга – 3630 кгс;
Максимальная скорость – 1872 км/ч;
Практический потолок – 22600 м;
Экипаж – 1 человек.

Программа испытаний до конца не была доведена, так как в это время инициировали программу космического корабля многоразового использования «Спейс Шаттл», а также проект двухступенчатой аэрокосмической системы вертикального старта «Х-24 плюс Титан III».

Также прекратили программу развития усовершенствованной модели Х-24С. Его разработка велась в 1972 – 1978 годах. Одну из моделей Х-24С планировали снабдить парой прямоточных воздушно-реактивных двигателей, другую — жидкостным ракетным двигателем XLR-99, ранее использовавшегося для ракетоплана «Х-15». Конструкторы компании «Мартин» планировали провести испытания с 200 полетами. Предполагалось, что Х-24С достигнет скорости М=8, однако затребованные на исследования 200 миллионов долларов выделены не были.

До настоящего времени сохранился всего один аппарат программы – опытный образец Х-24В, выставленый в Национальном музее военно-воздушных сил США на авиационной базе Райт-Паттерсон.

Подготовлено по материалам:
http://astrotek.ru
http://www.xliby.ru
http://www.airwar.ru
http://www.popmech.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. гурт 3 октября 2013 08:43
    В 1960 годы тема космопланов была весьма популярной. В различных странах данные программы развивались по многим путям.
    Как только в СССР появилась тема "спираль",все остальные ломанулись следом.........после развала нахапали информации и кадры,сейчас изрядно впереди
    1. Apollon 3 октября 2013 09:31
      цитата-Космоплан Х-24А являлся кораблем-макетом – американцы не собирались запускать его в космос. Самолет предназначался для изучения возможностей приземления при высоких скоростях с больших высот и исследования характеристик сверхзвуковых полетов в верхних слоях атмосферы.


  2. rotor 3 октября 2013 14:35
    Теперь у американцев новый проект.

    XS-1 - будущий гиперзвуковой самолет, способный доставлять грузы на околоземную орбиту.

    В рамках программы агентство планирует разработать беспилотный космический корабль, развивающий скорость, которая в 10 раз больше, чем скорость звука. По задумке DARPA, XS-1 сможет совершать не менее 10 полетов с полезной нагрузкой в пределах 1400 – 2300 кг в течение 10 дней. При этом стоимость одного полета составит менее $5 миллионов.

  3. kaktus 5 октября 2013 09:13
    4 октября 1957 г. - запуск первого советского искусственного спутника Земли, не надо забывать НАШУ историю
    kaktus

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня