Современные легкие танки – есть ли они?

Легкий танк – это одна из возможных классификаций танков, которая практически сошла на нет с появлением основных боевых танков (то же самое произошло со средними и тяжелыми танками). Функциональные задачи легких танков переняли другие бронированные машины – БМП, БТР, различная легкобронированная разведывательная техника и т.д. При этом даже в XXI веке подобные машины продолжают проектироваться. Если отбросить ряд условностей, то к легким танкам вполне можно отнести российскую противотанковую самоходку «Спрут-СД», которая разрабатывалась специально для воздушно-десантных войск.

В общем случае понятие легкого танка включало в себя все танки меньшей массы, чем средние, но большей чем танкетки. При этом в различные периоды времени их масса изменялась в достаточно широких пределах от 4 до 15-18 тонн для танков Второй мировой войны и до 23 тонн для послевоенного танка M41. Самым первым легким танком являлся знаменитый французский Renault FT-17, который появился на завершающем этапе Первой мировой войны. В дальнейшем легкие танки получили достаточно активное развитие и достигли своего расцвета в 1930-е годы. Данные машины пользовались заслуженной популярностью во многих странах мира из-за своей невысокой стоимости как в производстве, так и в эксплуатации. В СССР квинтэссенцией легких танков можно назвать семейство танков БТ, которые обладали выдающейся для своего времени скоростью, высокой подвижностью, неплохим вооружением и слабым бронированием.


До начала Второй мировой войны именно легкие танки составляли основу или главную часть танковых войск многих стран, но в ходе войны и уже после нее, по ряду объективных причин, легкие танки растратили свое прежнее значение, став достаточно узкоспециализированной военной техникой. К концу XX века эти машины практически полностью исчезли из армий развитых государств, применяясь в основном лишь теми странами, которые не могут себе позволить наличие более мощной боевой техники.

Современные легкие танки – есть ли они?

Но полностью проститься с легкими танками военные не готовы, в последние несколько лет наоборот отмечается рост популярности подобных машин. Легкие танки разрабатываются в Польше, Швеции, Китае. Такие машины незаменимы в горной местности, в болотах, где не может пройти тяжелая техника. Такие танки очень мобильны, их легко можно перебрасывать с места на место по воздуху. Таким образом, у пехоты появляется боевая машина, обладающая серьезной огневой мощью.

Современные легкие танки

«Спрут-СД» 2С25 (Россия)

Самоходная артиллерийская установка 2С25 «Спрут-СД» (СД расшифровывается, как самоходная десантируемая) была создана еще в начале 1990-х годов. «Спрут-СД» предназначен для борьбы с техникой противника, в том числе бронированной, а также его живой силой при действии в составе подразделений ВДВ, морской пехоты и сухопутных войск. Внешне машина сильно напоминает обыкновенный танк, объединяя в себе возможности основного боевого танка и десантируемой плавающей БМД. «Спрут» может транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации, десантными кораблями. Машина может быть сброшена с самолета с экипажем внутри парашютным способом, а также без подготовки преодолевать любые водные преграды при волнении до 3 баллов. «Спрут» в состоянии самостоятельно загружаться в десантные корабли с воды при решении различных боевых задач и вести огонь на плаву.

«Спрут-СД» – это подвижная бронированная гусеничная машина, обладающая мощным артиллерийско-ракетным комплексом вооружения. Данный легкий танк в состоянии без дозаправки преодолевать до 500 км. Машина обладает очень высокой удельной мощностью и способна успешно вести боевые действия в условиях жаркого тропического климата, условиях высокогорья. По своей огневой мощи машина не уступает ОБТ Т-72 и Т-80, а по подвижности и маневренности находится на уровне с БМД-3. Все эти качества в совокупности с круговым вращением башни и стабилизацией орудия в 2-х плоскостях позволяют применять «Спрут-СД» в роли легкого плавающего танка, который не имеет аналогов в мире.


В передней части корпуса «Спрута» находится отделение управления, боевое отделение с башней расположилось в средней части машины, а в корме размещается моторно-трансмиссионное отделение (МТО). В походном положении командир танка сидит с правой стороны от механика-водителя, а наводчик – с левой. Каждый из членов экипажа обладает встроенными в крышу наблюдательными приборами, которые имеют дневной и ночной каналы. При этом комбинированный прицел командира стабилизирован в 2-х плоскостях. В качестве вспомогательного вооружения на легком танке используется 7,62-мм пулемет ПКТ. Так как «Спрут-СД» создавался на базе БМД-3, то в его конструкции применено значительное количество агрегатов и узлов базовой машины.

В настоящее время прорабатывается вопрос модернизации противотанковой установки «Спрут-СД». Новый вариант будет построен на базе боевой машины десанта БМД-4М. Установленное на этом танке 125-мм орудие 2А46М-5 (ставится на Т-90) сможет вести огонь как современными бронебойными боеприпасами, включая «Свинец», так и противотанковыми ракетами. Система наведения будет включать в свой состав автомат сопровождения целей и тепловизор. Автомат сопровождения сможет самостоятельно рассчитывать траекторию и определять дальность до цели. Помимо этого новая машина получит современную цифровую СУО, новейшую электронику и программно-технический комплекс, позволяющий встроить боевую машину в систему управления тактического звена.

Разработкой и выпуском данной боевой машины занимался Волгоградский тракторный завод. Поэтому все работы по модернизации и унификации 2С25 «Спрут-СД» с БМД-4М будут проходить в Волгограде. Предполагается, что модернизированная версия по своей огневой мощи сравняется с основным боевым танком российской армии Т-90.


Тактико-технические характеристики «Спрут-СД»:
Размеры: длина – 9,771 м (с пушкой вперед), ширина – 3,152 м, высота – 2,72 м;
Масса – 18 тонн;

Мощность двигателя – 510 л.с.;
Максимальная скорость по шоссе – 70 км/ч;
Максимальная скорость на плаву – 10 км/ч;
Запас хода по шоссе – 500 км;
Калибр основного орудия – 125 мм;
Боекомплект – 40 снарядов в АЗ – 22;
Экипаж – 3 чел.

CV90120-T (Швеция)

Данный легкий танк разрабатывался на базе модифицированного шасси гусеничной БМП CV90, как частная инициатива. Впервые BAE Systems Hagglunds продемонстрировала свой новый легкий танк CV90120-T на международной выставке Eurosatory в Париж в 1998 году. В том же году были закончены испытания первого опытного образца танка.

Легкий танк CV90120-T обладает не самой обычной для современных танков компоновкой с передним расположением МТО. Такое решение обусловлено тем, что танк создан на базе шасси, являющегося вариантом шасси БМП CV9040. Данное шасси подверглось ряду изменений, для того чтобы разместить в корме машины 3-местную башню, помимо этого, в передней части у него было увеличено бронирование.
Броня легкого танка CV90120-T по фронтальной дуге башни и корпуса в состоянии справиться с 30-мм бронебойными снарядами, круговая броня танка обеспечивает ему защиту от современных 12,7-мм боеприпасов. Помимо основной брони, а также системы постановки аэрозольной завесы, на танке может быть установлена система активной защиты (AAC – active armour concept), которая была создана немецкой компанией IBD Diesenroth Engineering в сотрудничестве со шведской фирмой Akers Krutbruk.


Основным вооружением танка является 120 мм пушка CTG120/L50 (Compact Tank Gun — компактная танковая пушка), обладающая длинной ствола 50 калибров. Данное орудие было спроектировано в Швейцарии компанией RUAG. Пушка специально проектировалась для установки на всевозможную легкую бронетехнику. Для уменьшения отдачи пушка снабжена дульным тормозом, также на ней имеется эжектор. Ствол 120-мм пушки обладает специальным термоизоляционным кожухом, для повышения точности ведения огня. Пушка стабилизирована в 2-х плоскостях. Основным доводом за установку мощного 120-мм орудия было желание объединить огневую мощь современного танка с подвижностью более легких боевых машин. Полный вес CV90120-T может доходить до 28 тонн, в то время как современные ОБТ западных стран весят практически в 2 раза больше.

В кормовой части башни танка установлен полуавтомат заряжания на 12 выстрелов, при его применении скорострельность может составить 12-14 выстр/мин. Остальной боекомплект орудия – еще 33 снаряда – находится в корме корпуса в стеллажах, его достаточно быстро можно загрузить в башню через кормовую дверцу. Обладая 120-мм орудием, легкий танк CV90120-T по своей огневой мощи не уступает ОБТ Leopard 2, обладая при этом существенно меньшей массой, что положительно сказывается на тактической и стратегической подвижности танка.

Экипаж шведского легкого танка CV90120-T включает в себя 4-х человек — командира, заражающего (дублер командира), наводчика и механика-водителя. Рабочее место механика-водителя находится в передней части корпуса танка с левого борта. Рабочие места других членов экипажа танка находятся в боевом отделении. Заряжающий располагается слева от пушки, а командир и наводчик справа от нее (впереди сидит наводчик, за ним и выше – командир).


Ходовая часть шведского танка состоит из 7 сдвоенных опорных катков на каждый борт, ведущего колеса (спереди) и направляющего колеса (в корме). Подвеска всех катков индивидуальная торсионная. На узлах подвески 1-го, 2-го и 7-го катков установлены гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. МТО находится в передней части корпуса с правого борта, в нем находится дизельный двигатель V-8 Scania DI16 жидкостного охлаждения мощностью в 670 л.с, который работает в паре с автоматической трансмиссией.

Тактико-технические характеристики CV90120-T:
Размеры: длина – 8,9 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,8 м;
Масса – 28 тонн;
Мощность двигателя – 615 л.с.;
Максимальная скорость по шоссе – 70 км/ч;
Запас хода по шоссе – 600 км;
Калибр основного орудия – 120 мм;
Боекомплект – 45 снарядов, в АЗ – 12;
Экипаж – 4 чел.

LC-08 Anders (Польша)

Еще одним производителем легких танков на сегодняшний день является Польша, которая занялась разработкой собственной унифицированной гусеничной платформы. Первой машиной новой платформы стал легкий танк LC-08 Anders, который должен стать основным звеном в системе техники прямой поддержки мотострелковых и танковых подразделений на поле боя. При этом танк легко можно будет перевести в разряд средних, изменяя состав и толщину его брони.


Особенностью польского легкого танка является его «заточенность» под использование в миротворческих операциях, в том числе в условиях городской среды. В случае необходимости танк может оснащаться комплексом активной защиты. На представленных в 2010 году прототипах использовалась украинская система «Заслон», но на серийные легкие танки могут быть установлены и другие системы, к примеру, израильская Trophy. Областью использования машины определены городские районы, местность, подвергшаяся воздействию ОМП, а также все существующие климатические зоны (с прицелом на экспорт). При этом танк выделяют такие характеристики как аэромобильность (возможность транспортировки современной транспортной авиацией), небольшой вес и размеры, высокая подвижность.

Основным вооружением танка может выступать 120-мм пушка RUAG CTG швейцарского производства, такая же, как на шведском легком танке CV90120-T. Данная пушка обладает 12 снарядами, находящимися в АЗ, еще 20 снарядов находятся за автоматом заряжания. Башня прототипа танка LC-08 Anders была спроектирована в Польше. Все операции по заряжанию орудия и извлечению стреляных гильз выполняются автоматически, без участия экипажа. Экипаж танка включает в себя 3-х человек: механика-водителя, командира и оператора вооружения. Механик-водитель размещается перед башней с левой стороны от двигателя, как на БМП российского производства, остальные – во внутренней части башни. В кормовой части легкого танка LC-08 Anders, как и на израильском ОБТ «Меркава», имеется небольшой отсек, в котором можно перевозить до 4-х солдат. Однако при перевозке десанта придется отказаться от 20 снарядов, которые можно поместить в этот отсек.

33-тонный легкий танк приводится в движение с помощью дизельного двигателя немецкого производства 8V199 TE20 (фирмы MTU) мощностью 720 л.с. Использование такого двигателя позволяет танку разгоняться по шоссе до скорости в 72 км/ч. Трансмиссия и двигатель расположены в передней части танка, что позволило конструкторам освободить корму машины под размещение здесь отсека для десанта или боекомплекта.


Помимо версии со 120-мм орудием польские инженеры представили танк с башней CT-CV бельгийского производства, в которой установлено 105-мм орудие. За счет другой компоновки боевого отделения и пушки меньшего калибра, танк с башней CT-CV обладает большим боекомплектом, чем у варианта с польской башней. При этом башня бельгийского производства занимает меньше места и в самом танке, что позволяет увеличить десантное отделение на 1-2 посадочных места, а также увеличить перевозимый боекомплект.

Тактико-технические характеристики LC-08 Anders:
Размеры: длина – 6,9 м, 8,8 м (с пушкой вперед);
Масса – 33 тонны;
Мощность двигателя – до 720 л.с.;
Максимальная скорость по шоссе – 72 км/ч;
Калибр основного орудия – 120 мм или 105 мм;
Боекомплект – 32 снаряда для версии со 120-мм орудием, в АЗ – 12.
Экипаж – 3 чел.

Источники информации:
-http://pro-tank.ru/blog/1119-new-sau-will-replace-anti-tank-gun-sprut
-http://vpk.name/news/91062_sprutsd_moderniziruyut_i_unificiruyut_s_bmd4m.html
-http://vpk.name/news/59904_broneplatforma_iz_vostochnoi_evropyi.html
-http://www.military-informant.com/index.php/army/551-lc-08-anders.html
-http://www.army-guide.com/rus/product262.html
Автор:
Сергей Юферев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти