Децентрализация гособоронзаказа тянет страну назад

11
Государству требуется как воздух централизованная, комплексная, функциональная архитектура системы управления

За последние 20 лет Россия практически полностью утеряла культуру централизованного стратегического управления и планирования, а также эффективные модели создания единой системы государственного управления оборонным заказом. Так, 29 июля на совещании по развитию Военно-морского флота страны президент РФ Владимир Путин отметил неэффективность взаимодействия между государственным заказчиком и организациями ОПК, сбои в поставках комплектующих предприятиями-смежниками, отсутствие должной кооперации между производственными и проектными организациями, низкое качество поставляемой техники.

Для достижения эффективности управления и прозрачности необходимо учитывать реалии глобализации, запуск механизмов трансформации на сближение, интеграцию, трансграничность и унификацию.

На сегодня все попытки создания системы управления с использованием средств автоматизации заканчиваются раздробленностью, отсутствием ответственности, прозрачности и неуправляемостью. Одна из основных причин заключается в том, что полностью нет предварительного моделирования и проектирования централизованного ядра функциональной, а в дальнейшем информационной и технической архитектур, моделей, процессов, взаимосвязей, в том числе трансграничных и производственных. Приглашаемые консультанты (ограниченный круг) стараются не отходить от набора прототипов и готовых шаблонов, закладывая управляемые риски, обеспечивающие разрывы и в дальнейшем. Сразу закладывается модель привлечения консультантов на десятки лет вперед – консультантская долгоиграющая игла (сопровождение), которая обеспечивает обогащение многочисленного ряда лиц, а государство терпит убытки. Страна при этом обречена на отсутствие комплексной системы вообще и дальнейшее ее несоздание, всевозможные отсрочки, кусочное латание дыр и подсистем, не дающих эффективного инструмента управления. Сейчас такой подход наблюдается повсеместно, что приводит к возрастанию стоимости системы в разы, идет кратное увеличение по численности дорогостоящего консультантского корпуса и технического инфраструктурного обеспечения.

Децентрализация гособоронзаказа тянет страну назадСтратегические цели создаваемых подсистем по функциональным направлениям никак не увязаны под реализацию генеральных целей, поставленных президентом Российской Федерации. Функции главного заказчика и функционального архитектора системы управления, который должен быть генератором, идеологом и держателем архитектуры централизованной комплексной системы, фактически существуют на бумаге, но квалифицированно и ответственно не реализуются. Функциональный заказчик максимально размыт, не согласованы и разорваны позиции различных органов власти, курирующих свои куски. Отсутствует эффективная централизованная система межведомственного документооборота, ориентированная на процессно-проектное управление. Не сформирована культура предварительного описания, нет декомпозиции сквозных безразрывных процессов и функций, не определены также держатель процессов, понятный арбитр и аудитор в части оценки эффективности, прозрачности и жизнеспособности процессов, в том числе охватывающих основное производство, НИОКР, гарантийное техническое обслуживание и ремонт.

Система процессно-проектного управления должна учитывать все фазы создания готового продукта – от нулевого (идея заказа), предпроектного этапа проектирования до запуска в производство. Данный процесс должен быть сквозным, безразрывным и прозрачным, в том числе дающим возможность оценки экономической эффективности, сбора и анализа затрат на всех этапах процесса, оценки себестоимости готового продукта, плана запуска в промышленное производство партий изделий для общегражданских целей (для отработки с массовым потребителем), устранения ошибок, дефектов, дополнения новых опций. Существующие стандарты, ГОСТы и методологии необходимо переработать с целью создания целостной, безразрывной целевой архитектуры управления с последующим переводом на процессно-проектное управление. Очевидно, что вновь создаваемые объединения и консорциумы также обречены на провал либо результат будет очень коротким. А нужен прорыв во времени, результат должен стать постоянным, стратегически долгим и планируемым.

Государство сейчас пытается принять меры по уменьшению рисков. Одним из примеров является заключение долгосрочных контрактов с производственными площадками, но это все единичные случаи, не носящие стратегически комплексного характера. Кто-то просчитывал предварительно данную модель, в том числе по рискам и их хеджированию, чтобы сократить потери государства? Когда выяснится, что данное решение просто не изменит ситуацию, а только оттянется во времени (что еще хуже), кто будет за все отвечать, опять налогоплательщики?

Децентрализация в области государственного оборонного заказа приводит к неэффективному расходованию средств и человеческих ресурсов, тянет страну назад, ограничивает возможные направления развития и диверсификации. Этим пользуются наши конкуренты как в экономической сфере, так и в военно-политической. Управляемые риски и изменения вкладываются по средствам «вдавливания», предложения своих систем управления – через своих агентов.

За счет этих агентов страна ушла в создание вспомогательных систем управления, но в стороне не остались и стратегически важные системы – нормативно-справочные, каталоги, а также методологии, регламенты. Насаждаются стандартные западные порядки управления, содержащие, кроме всего прочего, правила игры западных архитекторов и технологов и заложенные риски утечки информации, нанося удар по обороноспособности и безопасности страны.

Итак, государству требуется как воздух централизованная, комплексная, функциональная архитектура системы управления как в ВПК, так и в органах государственного управления, жестко связанная в том числе на уровне стандартов, методологий, процессов и единой нормативно-справочной информации.

Очевидно, что для создания современных вооружений и высоких технологий двойного назначения нужна централизованная, комплексная, вертикально интегрированная система управления с динамической возможностью перехода от одной модели к другой, в которой будут учтены все моменты жизненных циклов и особенностей при заказе, производстве и целевом использовании денежных средств налогоплательщиков в военно-промышленном комплексе страны.

В рамках проектирования системы необходимо следующее:

  • ввести комплексную, централизованную, функциональную архитектуру с описанными моделью и понятными регламентами управления изменениями, с картой рисков, учитывающей возможность страхования их; функциональная архитектура должна предусматривать возможность стратегического, тактического планирования и перепланирования с допустимостью ежесуточного перераспределения заказов и производственных мощностей, с их ежедневным закрытием, сбором данных на всех уровнях и формированием управленческой и статистической отчетности, оперативного закрытия всех балансов; главное – данные должны вводиться в систему единообразно и один раз;
  • в связке с функциональной архитектурой должны появиться информационная и технологическая архитектуры, где все участники и пользователи обеспечиваются доступной передовой и защищенной инфраструктурой; комплексная модернизация производственных и логистических автоматизированных систем управления (с современными датчиками) и их «бесшовная» привязка к целостной комплексной централизованной системе управления; централизованный сбор, аналитика и эффективная балансировка полученных норм расхода, списанных в производство, что позволит в дальнейшем анализировать и сравнивать производителей по стоимости и качеству продукции;
  • ввести транзакционную часть системы управления на всех уровнях и этапах производственной кооперации (прозрачную для государства);
  • построить единую государственную систему нормативно-справочной информации (двойного назначения, в том числе на уровне Таможенного союза) с созданием словарей технического русского языка, что в дальнейшем позволит органам управления (включая спецслужбы) оперативно анализировать информацию по номенклатурным позициям и при необходимости блокировать те или иные позиции для перемещения; предприятия и организация (бизнес) получат возможность пользоваться едиными выверенными справочниками, классификаторами, что полностью искоренит разночтения, резко снизив издержки, исключив из обращения «грязные» данные из отличающихся справочников;
  • создать эталонные унифицированные вспомогательные системы управления, требования к ним и унифицированный портфель управленческой отчетности для всех уровней, получаемой из единого подтвержденного и выверенного источника на ежесуточной основе в установленных форматах, что приведет к нормальному электронному документообороту, исключит бумажные носители в каталогах, обеспечит постоянный быстрый контроль и аудит процессов и отчетности;
  • ввести единую систему процессно-проектного управления.

    Набор стандартных эталонных процессов, таких как финансы, логистика, бухгалтерия, отчетность, закупки, поставки, склады, кадры, обучение, должен быть разработан для оптимизации всех вспомогательных процессов.

    В формирование архитектур необходимо вовлечь все производственные площадки, заказчика и потребителей, чтобы выстраиваемая система управления являлась общим инструментом создания новой высокотехнологичной продукции. На базе ОДКБ надо обеспечить трансграничный характер внутренних и внешних процессов данной системы, а также принятие общих правил «игры» и стандартов с последующей трансформацией разработанных архитектур и моделей.

    При Совете безопасности России целесообразно сформировать службу функциональных и технических архитекторов в области создания передовых систем управления, обеспечивающих целостную картину – от стратегии до выпуска и контроля качества готовой продукции, а также дальнейшего ее обслуживания и утилизации. Эта служба должна быть единым держателем централизованной функциональной архитектуры, ее управления и изменения; в проектировании архитектуры обязаны участвовать носители знаний и опыта всех старших поколений для сохранения уникального проектного наследия и уменьшения рисков будущих поколений. Архитекторы всех органов власти должны работать и обеспечивать целостность данного ядра.

    Это позволит отслеживать и в дальнейшем эффективно балансировать логистику и стоимость продукции и услуг по сопровождению и обеспечит доступность к информации о складских запасах в режиме 7/24 (в случае ЧС).

    Разработка и поддержание изменений указанных архитектур и моделей являются необходимым условием продвижения стандартов, технологий, справочников на международной арене.

    Главное место в системе управления должно занимать кадровое обеспечение с учетом необходимой ротации на уровне понятных регламентов и стандартов, с максимальной автоматизацией процесса выявления и ведения специалиста от школьной скамьи до его последующих рабочих мест, с материальной и нематериальной мотивацией, в том числе развитием.

    Необходимо срочно начинать подготовку недостающих кадров: растить своих функциональных и технических архитекторов, конструкторов, логистов, производственников, технарей, рисковиков, безопасников и много-много других необходимых специалистов. При направлении их на учебу в высшие учебные заведения, на переподготовку, на конференции обязать передавать другим (создавать систему управления знаниями и обучения) полученные за счет заказчика опыт и знания, а не делать себя незаменимым специалистом.

    Реализация централизованной, функциональной архитектуры в короткий срок (два-три года) позволит преодолеть существующие разрывы и обеспечить скачок страны во времени.
  • 11 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +5
      3 октября 2013 08:48
      Необходимо срочно начинать подготовку недостающих кадров: растить своих функциональных и технических архитекторов, конструкторов, логистов, производственников, технарей, рисковиков, безопасников и много-много других необходимых специалистов.

      Вот и аукнились нам менеджеры производства,юристы и прочие белые ручки.
      1. 0
        3 октября 2013 10:39
        Дело не только в перепроизводстве юристов, экономистов и прочих менеджеров, вся беда в отсутствии государственного управления в государствообразующих отраслях экономики, без которых не может существовать независимое суверенное государство - прежде всего оборонные и связанные с ними по производственной технологической цепи, а также энергетические, атомные, авиационно-космические, сырьевые, железных дорог и прочие важные отрасли.
        Нет государственного управления и планирования стратегически важных отраслей, соответственно нет заказа на соответствующие специальности, не ставятся задачи ученым.
        Необходимо "не изобретать велосипед", а вернуться к хорошему опыту прошлого, воссоздать Совет Министров РФ, ГосПлан РФ, вернуть пока еще быть возможно опытные профессиональные кадры и начать элементарно РАБОТАТЬ. А не айфонами играться.
        1. злойхомяк
          +1
          3 октября 2013 11:29
          Госплан в условиях рыночной экономики, и частной собственности множества производств - выродится в очередную прослойку из чиновников не более того. Что же касается ГОЗ то тут нужна нормальная служба заказчика(ряд институтов при правительстве), которые будут думать что, как, где и когда заказывать и писать долгосрочные программы развития. И главное, чтобы правительство следовало рекомендациям и было последовательно в этом. А то у нас как новый начальник, так сразу новый вектор развития(несомненно гениальный и жизненно необходимый, а вот предыдущий ошибочный и неэффективный и так по кругу) .
    2. -1
      3 октября 2013 08:49
      В целом согдасен с авторами.Но есть все таки ложка дёгтя.
      Централизация дает экономические преимущества,дает возможность контроля за всем процессом,но ,в то же время выводит за рамки работ в оборонке множество талантливых конструкторов,которые не вошли в эту систему.
      На данный момент,более эффективными показали себя как раз мелкие ,не зашоренные государственными требованиями предприятия.Не далее как вчера видел БПЛА (электролет)созданный студентами.БПЛА рекордсмен.При предлагаемой системене видать этой разработке перспектив.
      1. +3
        3 октября 2013 08:59
        На данный момент,более эффективными показали себя как раз мелкие ,не зашоренные государственными требованиями предприятия.
        Спорно. Весьма спорно.Осталось только ответственность этих мелких привести к нормальному состоянию. А то ведь при отсутствии оной финансовое обеспечение ГОЗ мелким конторкам приведёт только к бестолковой трате средств. А вот то, что у нас таланты не востребованы производством и наукой - это верно и это вина системы. Взять на работу свата, кума, зятя, брата - значительно выгоднее и спокойней, чем норовистого спеца, умеющего и работать, и отстаивать свою точку зрения
        1. +2
          3 октября 2013 09:41
          полностью согласен.Система нужна, но не с привлечением кумов, сватов а молодых талантов, умеющих работать головой и руками.
    3. +5
      3 октября 2013 09:19
      Без внимания, интереса, конкретного участия в работе оборонки высшего руководства, главнокомандующего, любая система будет буксовать. Сталин лично занимался важными проектами, знал всех управленцев. А В. Путин заявил что государство не может быть эффективным. То есть дал сигнал чиновникам - не надо напрягаться, с вас никто не спросит, если ракеты не полетят.
    4. +1
      3 октября 2013 09:24
      Реализация централизованной, функциональной архитектуры в короткий срок (два-три года) позволит преодолеть существующие разрывы и обеспечить скачок страны во времени.

      Введение мер 1940 - 1943 гг в ВПК за 2-3 года решит все проблемы (и брак, и воровство, и нарушение сроков)...
    5. 0
      3 октября 2013 09:49
      А системы и не будет... свою школу специалистов с модернизацией образования аля'америкосия просто профукали и угробили.Ну и с головкой страны у нас полная ва-ва... что еще ждать... тока хуже... зима скоро ... маразм крепчает.
      1. pahom54
        0
        3 октября 2013 10:48
        Да не совсем профукали... Судя по отзывам даже на этом сайте, среди нас - 40-60 летних еще остались специалисты советской закалки и с советским образованием, с достаточным опытом работы как на производстве, так и в НИИ. Не надо смотреть пренебрежительно на наше поколение, вот в данный момент мы бы могли быть и востребованы, однако...
        Просто нужно, чтобы слова руководителей страны о будущем благополучии страны совпадали с желаниями как их, так и народа. Нужна цель, нужна уверенность и жесткая воля в ее достижении - и все (или практически многие) вопросы можно решить. Вопрос о способах решения остается открытым...
    6. 0
      3 октября 2013 10:26
      Главное место в системе управления должно занимать кадровое обеспечение с учетом необходимой ротации на уровне понятных регламентов и стандартов, с максимальной автоматизацией процесса выявления и ведения специалиста от школьной скамьи до его последующих рабочих мест, с материальной и нематериальной мотивацией, в том числе развитием.


      Скока вумных словов, вопрос в следующем: на какие шиши? вернее даже не так, как поступить с иди-кой школьной реформой, после проведения которой, выпускаются школяры способные только считать и писать с ошибками. Вы господа, реформаторы развалили всю систему среднего и высшего технического образования, каким образом хотите свои реформистские идеи продвигать? одним словом, статье (-) не о чем?
    7. +7
      3 октября 2013 10:33
      Разрушенную за 20 лет оборонку тяжело будет восстановить. Многие предприятия остались в других республиках, а свои под руководством западных эффективных менеджеров или развалились, или перепрофилировались (не все конечно, но примеров много). Конечно старые связи остались и действуют, но уже совсем на других условиях. Молодое поколение видит себя преуспевающими менеджерами, юристами, но никак не инженерами и рабочими. Нужна система, которая позволит молодым ученым, инженерам зарабатывать деньги здесь у нас, а не смотреть на запад. При наличии светлых умов (их у нас много) и желании власти исправить эту ситуацию вполне возможно. ИМХО. soldier
    8. pahom54
      +1
      3 октября 2013 10:41
      Цитата: ..."...Необходимо срочно начинать подготовку недостающих кадров: растить своих функциональных и технических архитекторов, конструкторов, логистов, производственников, технарей, рисковиков, безопасников и много-много других необходимых специалистов. При направлении их на учебу в высшие учебные заведения, на переподготовку, на конференции обязать передавать другим (создавать систему управления знаниями и обучения) полученные за счет заказчика опыт и знания, а не делать себя незаменимым специалистом...."...
      Еще Платон в своей работе о государстве писал о необходимости отбора молодых людей и подготовки из них будущих государственных мужей. И его идея применима и сейчас: наподобие спортивных школ олимпийского резерва развить сеть школ-интернатов со всесторонней подготовкой молодых людей (детей, скажем), на полном государственном обеспечении, из нищих семей(не плюйте в меня, в том то и суть - нищих у нас полно, и они не в состоянии дать своим детям ПЛАТНОЕ образование). Воспитывать и обучать их, как я уже сказал, многогранно, и особенный упор делать на патриотическое воспитание, растить их патриотами своей родины, своей Отчизны, как бы ее ни ругали отдельные люди. Путем различного тестирования определять направления, по которым молодой человек сможет лучше всего себя проявить - гуманитарием или технарем, и далее обучать его в ведущих ВУЗах страны на БЕСПЛАТНЫХ отделениях (факультетах), с постояныым надзором за этими молодыми людьми со стороны государства. Иначе говоря, нужна целая государственная программа для подготовки этих НУЖНЫХ нашей стране людей.
      Да, она займет много времени и финансовых средств, но овчинка стоит выделки: ЛУЧШЕ ДОЛГО, ЧЕМ НИКАК.
      Однако проблема в том, что заниматься этой программой должны также люди - ПАТРИОТЫ СВОЕЙ РОДИНЫ, а не различные распильщики государственных средств и временщики, вот в этом, по моему, наибольшая проблема.
      Не подумайте, что мои предложения - это утопия. В свое время внук одной моей знакомой в пятилетнем возрасте подрабатывал себе на мороженое, перемножая-деля-складывая-вычитая молниеносно умопомрачительные цифры. Я посоветовал бабке и родителям обратиться к Лужкову, всеми ругаемому (хотя живем мы в маленьком провинциальном городке, в котором разрушена вся экономика дотла). И что-же? Приехали №дяди", поговорили с родителями, с пацаном, и забрали его в какой-то закрытый пансионат. Результат: через 4 года парня не узнать, шпарит на двух языках (ну, шпарит - это для нас, незнающих), знает, как одеться, как вести себя за столом, и многое другое... Проблема для родителей - внук и сын практически отошел от них, приезжает на 2-3 дня пару раз в году и все. Однако, повторюсь, семья совсем нищая, и если бы его не забрали в пансионат, чем бы и кем бы он стал - неизвестно. Я думаю, что попал он примерно в то заведение, о котором говорю я, только не знаю, какому Богу его приучают служить...
      В общем, смысл моих размышлений таков: а России еще не до конца утрачен инженерно-конструкторский костяк, и ПОКА ЕЩЕ есть люди, могущие передавать свои знания. А искать учеников для них нужно в провинции, не совсем испорченной современной дерьмократии, в бедных семьях, отбирать СПОСОБНЫХ И ЖЕЛАЮЩИХ УЧИТЬСЯ детей и молодых людей. Еще раз провторюсь: это все воздастся сторицей для России.
    9. +3
      3 октября 2013 12:42
      "необходимо учитывать реалии глобализации";
      "Система процессно-проектного управления должна учитывать все фазы создания готового продукта"
      "нужен прорыв во времени, результат должен стать постоянным, стратегически долгим и планируемым"
      "нужна централизованная, комплексная, вертикально интегрированная система управления"
      "необходимо вовлечь все производственные площадки"
      "Необходимо срочно начинать подготовку недостающих кадров!...

      Надоели статьи с набором лозунгов для первомайских демонстраций. Полезнее было бы познакомить заинтересованных в скорейшем возрождении могущества России с анализом причин и следствий успехов и неудач, с указанием фамилий (где возможно).
    10. Мирный военный
      +2
      3 октября 2013 13:42
      Что надо делать известно по примеру Сталинской индустриализации, прорывным программам аля Л.П. Берия и по Советскому ВПК аля Д.Ф. Устинов.
      Вопрос в другом. КТО ЭТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
      1. +2
        3 октября 2013 22:19
        wassat видимо Рогозин))
        1. Мирный военный
          0
          3 октября 2013 22:52
          wassat видимо Рогозин))

          Ой ли...
          Я ничего не имею против Д. Рогозина, но масштаб личности, на мой взгляд, поменьше даже масштаба личности его отца и уж тем более меньше масштаба личностей перечисленных мной.smile