Мировой Кризис Образования: Необходимость Возвращения К Истокам

16
Казалось бы, современное общество предоставляет значительные когнитивные перспективы. Однако обратимся к тому, что пишут и говорят о состоянии системы образования в разных странах мира, и диагноз везде один – кризис. Он имеет два основных преломления.

Первое проявление кризиса состоит в невозможности усвоения учащимися обилия предоставляемой информации. Знания становятся эклектичными и фрагментарными. Увлечение подготовкой в формате тестирования еще более усугубляет кризисное состояние. Выход здесь, казалось бы, мог состоять в систематизации знаний. Такая модель реализовывалась, в частности, в СССР. Но такая систематизация сопряжена с необходимостью идеологии, а это в современной образовательной системе не допускается.

Второе преломление кризиса заключается в выхолащивании воспитательной компоненты. Система отношений учитель – ученик все очевиднее заменяется клиентными отношениями в рамках образовательной услуги. Воспитание невозможно без определения целевого образа воспитуемого. А это, в свою очередь, предполагает выдвижение пакета национально значимых ценностей. Но задача систематизации ценностей опять-таки выводит на вопрос об идеологии.

В чем же состоит причина кризиса? Выскажу предположение, что дело заключается в образовавшемся и все более усиливающемся разрыве образовательных систем и их цивилизационно-ценностного фундамента.

«Мы, — объяснял провал рецептуры реформ 1990-х гг. в России один из главных проектеров политики «шоковой терапии» Джеффри Сакс, — положили больного на операционный стол, вскрыли ему грудную клетку, но у него оказалась другая анатомия». Признавалась, таким образом, принципиальная ошибка изначального диагноза. У России оказалась «другая анатомия»… Собственная анатомия существует не только у России, но и у любой цивилизации. А в ядре цивилизационных систем лежит ничто иное, как образование.

Признавая это, возникает вопрос о правильности избранной стратегии реформирования образования. Эта стратегия, определяемая понятием «Болонский процесс», как известно, исходит из установки универсализации образования. Возникает вопрос о правильности этого ориентира.

Образование напрямую связано с моделью цивилизации. Через образование, по сути дела, воспроизводится соответствующий цивилизационноидентичный антропологический тип. Поэтому и модель образования, и его целевые установки принципиально различны. Образование выступает как своеобразный микрокосмос по отношению к цивилизации. Если цивилизационная система разрушена, но сохранилась цивилизационноидентичная модель образования, цивилизация может быть воссоздана. Если возможность транслировать социальный опыт отсутствует, цивилизация при прочем общем благополучии в итоге погибнет. Современное состояние российского образования должно быть поэтому оцениваемо не с точки зрения критериев западной цивилизационной парадигмы, а собственного исторического опыта.
Образование всегда выстраивается на определенном ценностном фундаменте. Попытки замены фундамента ни к чему другому как к обрушению здания привести не могут
Обратимся к российскому историческому опыту.

Школа в России формировалась как преимущественно воспитательное учреждение. Принципиальное значение для ее формирования в таком виде сыграли церковно-приходские школы. Благодаря им утверждалась христианская ценностная парадигма начального образования. Школьный учитель выступал, прежде всего, как воспитатель. На Западе тоже существовали религиозные школы. Но они представляли лишь один из сегментов западного образования.

Высшее образование в России репродуцировало тип европейского христианского классического университета. Первоначально Университеты в Российской империи создавались как некие западнические анклавы. В знаменитом Царскосельском лицее вплоть до 1820 г. преподавание велось на французском языке. Народное православие оказывалось в оппозиции западническому секулярному образованию. И не случайно, что знаменитая уваровская триада — православие, самодержавие, народность была выдвинута первоначально по отношению к образовательной сфере, и только затем перенесена в целом на государство. Не случайно также, что деятельность многих видных представителей идеологии российского консерватизма связывалась с управлением системой образования – М.Л. Магницкого, Д.П.Рунича, С.С. Уварова, П.А. Ширинского-Шихматова, Д.А. Толстого, К.П. Победоносцева.

Образовательная система Российской империи имела сословный характер. Это соотносилось с идеологией дворянского государства. Но, вместе с тем, перед страной артикулировались модернизационные задачи, предполагавшие образовательную всеобщность. Разрешение этого противоречия определяло формирование советского типа образования.
Всеобщность образования в СССР соотносилась с идеологическим принципом эгалитарности (равенство). Образовательная система США была, напротив, ориентирована на элитаризм. В американских элитарных школах предоставлялось качественно иное образование, чем в массовой школе.

Другая черта советской образовательной системы – ее политехнический характер. Выдвижение этого принципа было связано с идеей общественной пользы. Советская школа должна была ориентировать учащегося не на индивидуальную успешность, на что ориентирует западная система образования, а на принесение пользы всему обществу. Отсюда ставка на общественный труд, а не на конкурентную борьбу индивидуумов.

И третья компонента, которая характеризовала советскую систему образования, определялась установкой не просто формированием гармонически развитой личности, а нового человека. Воспитательные функции возлагались в значительной мере на коммунистические детские и молодежные общественные организации, охватывающие все возрастные ступени (октябрятские, пионерские, комсомольские).
Избранный в качестве целевой установки российских реформ ориентир в виде образования американского типа вызывает сегодня серьезные сомнения. Образовательная система США весьма далека от идеала. Спорно даже само ее позиционирование в качестве лучшей из мировых образовательных систем. Минимум дважды в течение двадцатого столетия западная общественность признавала отсутствие у США первенства в качестве образования.

Первым катализатором такого рода образовательной саморефлексии послужил запуск в 1957 г. в СССР искусственного спутника Земли. Предпринятый в США экспертный анализ американского отставания в освоении космоса, привел к заключению, что причиной тому являются качественные преимущества советской школы.

Следующей демонстрацией несовершенств его образовательной системы явились технологические успехи Японии. «Причиной переоценки системы школьного образования, — писал о причинах реформирования образовательной системы в США американский педагог У. Файнберг, — послужило усиление экономической конкуренции со стороны Японии. В последние десятилетия ХХ в. влияние Японии на систему образования в США было во многом аналогичным воздействию на нее Советского Союза в середине столетия. Именно Япония стала нелицеприятным стимулом для переориентации системы образования и упорядочения учебных планов с упором на традиционные академические предметы».

Широкий резонанс вызвал составленный в 1983 г. Национальный комиссией США по проблемам качества образования доклад с эпатирующим западную общественность наименованием «Нация в опасности». «Мы, — говорилось в обнародованном документе, — заявляем американскому народу, что долгое время можно было законно гордиться тем вкладом наших школ и колледжей в развитие США и благоденствие людей. Однако в настоящее время качество образования серьезно снизилось, что несет угрозу будущему государства и народа… Мы совершили акт безумного образовательного разоружения… Мы растим поколение американцев, неграмотных в области науки и техники».

Не в принципиально лучшей ситуации находилась и Западная Европа. «Многие полагают, — заявлял в 1965 г. французский премьер-министр Ж. Помпиду, — что наша система образования является лучшей в мире… В действительности же она – и особенно система среднего образования – обнаружила неспособность к эволюции и базируется в значительной мере на основах, заложенных иезуитами в XVII веке и лишь несколько измененных в конце прошлого столетия». По прошествии двух десятилетий оценка, сформированная президентом Франции Ж. д’Эстеном не претерпела изменений: «Я думаю, что главная неудача Пятой республики состоит в том, что она оказалась неспособной удовлетворительно разрешить проблему образования и воспитания молодежи».

Начавшиеся с середины 1980-х гг. реформы ситуацию не исправили. Судя по материалам социологических опросов, подавляющее большинство американцев сегодня крайне низко оценивают результаты предпринятых преобразований. «Движение за реформу образования в 80-х и 90-х гг. – констатируют американские университетские профессора Д.Л. Кларк и Т.А. Эстното, — принесло разочаровывающие результаты».

Производственные технологии гораздо легче подвержены интернационализации, нежели определяемые социокультурными традициями, а в конечном итоге, ментальными факторами, системы образования. Принципиальные отличия образовательных моделей, обнаруживают, несмотря на европейский интеграционный процесс, ведущие его субъекты – Германия, Франция, Великобритания. «Игнорирование национального своеобразия, — предупреждает исследователь в сфере сравнительного образования Б.Л. Вульфсон, — может привести к созданию искусственных «универсальных» конструкций, в угоду которым подбирается материал и отсекается все то, что противоречит априорно созданной схеме». Речь, естественно, не идет о «педагогической автаркии». Должен быть достигнут некий оптимум сочетания национальных образовательных традиций и инноваций.

Ценностный фундамент, связанный чаще всего с глубинной религиозной традицией, можно обнаружить в образовательных системах большинства стран мира. А генезис системы, как известно из теории системного анализа, определяет в значительной мере ее функционирование. Европейское образование не может быть адекватно понято без представления о системе организации средневекового теологического обучения. Китайская образовательная система восходит конфуцианской традиции учительства, японская – к синтоистской. Мусульманская по сей день выстраивается на исламской платформе.

Разрыв с ценностно-цивилизационным фундаментом является, таким образом, общей проблемой для образования в XXI веке. Необходимо оглянуться назад. Преодоления кризиса видится в возвращении к истокам национальных образовательных систем.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AVV
    +1
    3 октября 2013 13:19
    Без фундаментальных знаний, процветание экономики не возможно !А значит и государства!!!
  2. Arabist
    +3
    3 октября 2013 15:28
    Без образования любая страна обречена.
  3. +15
    3 октября 2013 15:42
    цитата-Всеобщность образования в СССР соотносилась с идеологическим принципом эгалитарности (равенство).

    Вопрос что же тут плохого.Вот я например сейчас в Азербайджане никогда и ни при каких условиях не получил бы не просто высшего образования а даже красного диплома.

    цитата-Другая черта советской образовательной системы – ее политехнический характер. Выдвижение этого принципа было связано с идеей общественной пользы. Советская школа должна была ориентировать учащегося не на индивидуальную успешность, на что ориентирует западная система образования, а на принесение пользы всему обществу.

    Неточность в оценке и индивидуальность присутствовала и деятельность на пользу всего общества.Помогая обществу,общество помогает тебе.


    И третья компонента, которая характеризовала советскую систему образования, определялась установкой не просто формированием гармонически развитой личности, а нового человека. Воспитательные функции возлагались в значительной мере на коммунистические детские и молодежные общественные организации, охватывающие все возрастные ступени (октябрятские, пионерские, комсомольские).

    фактор идеологии присутствовал ну и что принципы прежде всего опирались на общечеловеческие ценности где кстати присутствовали ценности православной и исламской морали.

    Вывод Советская система образования была наиболее продвинутой во всем мире,не зря молодежь со всего мира приезжала учиться в СССР.Особенно хотелось бы отметить Советскую педагогику,одна из лучших в мире,нигде так не ценилась такие понятия как братство,дружба,помощь ближнему и сострадание.А что сейчас,за небольшим исключением, потерянное поколение. am
    1. +4
      3 октября 2013 16:09
      Цитата: Apollon
      Вывод Советская система образования была наиболее продвинутой во всем мире,не зря молодежь со всего мира приезжала учиться в СССР.

      Наглядный сравнительный анализ уровня образования в СССР и России по данным UNESCO: (кликабельно)
      1. +1
        3 октября 2013 19:29
        все что знаю,знаю из за того что учился во время ссср.до сих пор помогает.хотя уже прошло 23 года.
  4. +7
    3 октября 2013 16:50
    Стенания по поводу возврата к прежней советской системе образования - бесполезны. Бесполезны потому, что в нашей стране ни один чиновник высокого ранга не ответил за промахи (или преступления)в своей работе. Главное - это преданно глядеть в глаза своему руководителю и ни в чём ему не перечить. И до тех пор, пока неотвратимость наказания за провал работы не станет нормой жизни государственного служащего,- глупо надеяться на движение вперёд. Посмотрите на премьера. Не смешон ли он? Особенно со своим вечным чтением планшетника и провозглашением всем известных истин. А тем временем первый зам Госрегистрации, кадастра и картографии с формой допуска № 1 свалил из страны из-за проверки его деятельности. И что? Кто ответил? А ведь этот господин знает неимоверно много!!! Так что надежда, как известно, умирает последней
    1. 0
      4 октября 2013 10:32
      А Вы уверены, что это промахи?. Я так думаю, что что оные высокие чиновники вполне успешно выполняли и выполняют, поставленные перед ними задачи. Какие задачи ставятся, такие и выполняют. Подтверждение тому, их последующая судьба после отставки. Ведь какую задачу ставит действующая власть в вопросах воспитания, хозяйчик. Не хозяин, а именно хозяйчик, ставящий во главу угла свою лавку и свое личное благополучие, ради которого можно и бабушку зарезать, чтобы на ее содержание не тратиться. Полуграмотные лавочники, вот мечта любого правителя, думающего только о удержании своей собственной личной власти. Ими управлять легче, они будут кричать "Хайль" по поводу любого решения власти, полагая его венцом неземной мудрости. Стоит только этой власти напомнить, чем закончилось воспитание поколения полуграмотных лавочников в стране, давшей миру Бетховена и Ремарка.
  5. +3
    3 октября 2013 16:57
    Первым катализатором такого рода образовательной саморефлексии послужил запуск в 1957 г. в СССР искусственного спутника Земли. Предпринятый в США экспертный анализ американского отставания в освоении космоса, привел к заключению, что причиной тому являются качественные преимущества советской школы.
    Жаль это Путин не читал когда Ливанову снимал выговор, хотя скорее всего дело не в профессиональных качествах Ливанова, а в личных отношениях с Путиным, ворон - ворону глаз не выклюет. Ну и судя по всему раз нашему правительству не нужны шибко образованные граждане, то и не будет таких задач какие в свое время решали в СССР.
  6. +1
    3 октября 2013 17:12
    Воспитание невозможно без определения целевого образа воспитуемого. А это, в свою очередь, предполагает выдвижение пакета национально значимых ценностей. Но задача систематизации ценностей опять-таки выводит на вопрос об идеологии.

    Автор не предложил никакой идеологии, только поставил вопрос. Хотя для России ответ очевиден - православие. И советская образовательная система воспитывала нас на христианских заповедях. Только назвали по-другому - "моральный кодекс строителя коммунизма".
    1. +1
      3 октября 2013 23:50
      Цитата: Сергей Медведев
      Хотя для России ответ очевиден - православие.

      Т. е. граждан России - мусульман, буддистов, католиков, протестантов, шаманистов (народы Сибири и севера), в школу не пускать?
  7. 0
    3 октября 2013 17:24
    Второе преломление кризиса заключается в выхолащивании воспитательной компоненты.

    Вот это особенно не понятно. Дети, по определению, ещё лишены или нетвёрды в установках для общежития в социуме или его целях. И социум, также по определению, должен быть заинтересован в создании этих установок в соответствии со своими традициями.
    Цитата: НЕМО
    Наглядный сравнительный анализ уровня образования в СССР и России по данным UNESCO

    Для этого мне не нужен анализ UNESCO, до сих пор приходилось решать контрольные для заочников. На фоне платности резко снизились требования по материалу, уровень сложности не сравнишь тогда и сегодня( можно решить не открывая учебник по методичке). Потом раньше человек проходил подробную консультацию, приходилось контрольную защищать. Сейчас видимо лиж-бы что-то здать.
  8. +4
    3 октября 2013 17:52
    Советская система образования выявляла талантливых к знаниям, нынешняя слособных заплатить за диплом.
  9. ВЕЛИКАЯ РОССИЯ
    +1
    3 октября 2013 18:33
    У СССР было много великих программ и систем развития экономики и государства.Это и программа образования,вооружения армии,плановая экономика и др.А что сейчас?Золотую медаль можно только купить.В высшие ВУЗы поступают только те кто имеет связи.Все воруют.
  10. +1
    3 октября 2013 19:41
    Читал статью ,так смысл ради чего не понял
  11. 0
    3 октября 2013 20:07
    В американских элитарных школах предоставлялось качественно иное образование, чем в массовой школе.
    Отнюдь. Уровень знаний не сильно отличается, если отличается вообще. А год учебы в таких стоит больше чем годовая зарплата выпускника в первые пару-тройку лет. Главное для чего студенты рвутся в элитарные школы, особенно в Ivy League, а родители соответственно ужимаются во всем и выкладывают денежки на учебу, это возможность завести правильные знакомства. Где-то половина, а то и больше, студентов в таких университетах - дети прошлых выпускников, которые сегодня рулят американской (и не только) экономикой, а через нее и политикой. И эти дети тоже в свое время будут рулить. И возможность позвонить такому, начать разговор с "Помнишь как в тот день в общаге бухали?", а закончить "Тут одному хорошему человеку нужна работа по ... специальности. Не в курсе куда бы ему обратиться?" стоит всех денег потраченных на учебы в таких заведениях. Как здесь говорят, "неважно что ты знаешь, важно кого ты знаешь".
  12. Jogan-64
    +3
    3 октября 2013 20:47
    Печально... what Сначала развалили образование, а теперь хотим нанотехнологии, инновации, индустриальный рывок и т.д. fool А с кем?
    1. 0
      3 октября 2013 22:14
      Я когда говорю , что есть инновационный проект в котором предлагается бинарную структуру построения кодов заменить на девятичисельную и в добавок говорю о транзисторе с системой поляризации во всех осях и соответствии с числами , то так наз эксперты даже боятся слышать о таком уровне разработках. Либо устройствах в которых пределы разрушения при вращении ,не то, что сдвинуты , а находятся всегда в сбалансированном состоянии поляризации. Иными словами об антицентробежном эффекте даже слышать не хотят.
  13. +2
    3 октября 2013 20:54
    Победы советской науки и техники в космосе, ракетостроении, авиации, подтверждали высочайший уровень среднего и высшего образования в СССР. Американцы, после поражения в космической гонке (полет Ю.А.Гагарина в 1961 г.), затратили огромные средства, что бы реформировать среднюю и высшую школу, приблизив ее к советской. В нынешних руководителей российского образования вселился бес реформирования российской школы по подобию западной. Несмотря на протесты ученых и общественных деятелей российскую школу превращают в тупое подобие заокеанских штампов. Бедные ученики...
  14. Shumer
    +5
    3 октября 2013 22:06
    Надеюсь до такого уровня образования мы не докатимся.
    1. +1
      3 октября 2013 22:16
      Не было бы так смешно , что плакать хочется
  15. +2
    3 октября 2013 22:11
    Все просто, де.билами легче манипулировать. hi
  16. 0
    3 октября 2013 22:19
    Не смог прочитать на эту тему даже эту небольшую статью. Просто хочу о своём родном рассказать. Мне до сих пор снятся экзамены в УРГУ в нач. 80х. Просыпаюсь от ужаса, что не могу ответить преподу на билет. Каюсь. Подобная ситуация со мной бывала. Не часто, но бывала регулярно. Выгоняли нас безжалостно, но шансов стать людьми давали предостаточно. Чего стоят мои 5 пересдач матанализа в 1 семестре...Общался со многими выпускниками данного ВУЗа в последнее время. Да. В области компьютерной грамотности они конечно...Но ушло что-то важное, то, что имея мы, не подозревая об этом, эксплуатировали всю жизнь. А именно: исподволь вложенный в нас алгоритм получения знаний. Абсолютно в любой области при большом желании мы могли стать профессионалами. Сейчас это утрачено... Буду надеяться, что не навсегда. Хотя...21 век возможно будет веком узких спецов. Возможно, что и очень узких...И возможно это и правильно...
  17. vladsolo56
    0
    4 октября 2013 07:15
    Образование должно быть неразрывно связано с воспитанием. Не понимает этого только полный ноль. То что происходит сейчас с образованием и не только в России целенаправленная акция, на создание кастовых отношений в обществе. Должна быть элита, средний класс, обслуживающий элиту, и полурабы , малообразованная масса работяг. Работяги должны быть покорными и смирными. Для этого нужна идеология, лучше всего подходит ислам, вот его на сегодня поддерживают и проталкивают во всем мире, и не только как утверждается исламисты, финансируется теми у кого самые большие капиталы в мире и самые большие амбиции. Такое вот общество планируется создать во всемирном халифате. Где образование по сути вообще не нужно