Перспективная ракета «воздух-воздух» Lockheed Martin CUDA

США ведет серийное производство новейших истребителей Lockheed Martin F-35 Lightning II, которые, как нередко утверждается, по своим боевым характеристикам превосходят все существующие самолеты. При этом на данный момент F-35 не могут в полной мере раскрыть свой потенциал, используя лишь существующие типы вооружения. Специально для расширения возможностей новейших истребителей компания Lockheed Martin в настоящее время разрабатывает новую управляемую ракету малой дальности класса «воздух-воздух». Результатом проекта под названием CUDA должно стать создание авиационной ракеты, имеющей более высокие характеристики в сравнении с имеющимися боеприпасами.




Работы по проекту CUDA стартовали, ориентировочно, в 2010-11 годах. Насколько известно, компания Lockheed Martin в 2011 году зарегистрировала название своего нового проекта в качестве торговой марки. Вероятно, к этому времени разработка авиационного боеприпаса вышла из стадии предварительной проработки облика. В сентябре прошлого года в Вашингтоне прошла конференция Air & Space Conference and Technology Exposition 2012, организованная Ассоциацией ВВС США. Спустя некоторое время журнал Air Force Magazine опубликовал фотографии с этого мероприятия. На одном из фото был запечатлен макет истребителя F-35 с некими новыми ракетами в грузоотсеках. Вскоре представители компании Lockheed Martin рассказали о существовании нового проекта под названием CUDA, а в рамках конференции состоялась первая его демонстрация ограниченному кругу лиц.

По данным компании-разработчика, на тот момент проект находился в стадии согласования технических требований с заказчиком в лице военно-воздушных сил Соединенных Штатов. Основной целью создания ракеты CUDA называлось увеличение боекомплекта новейших истребителей в два-три раза. При этом, рассказывая о новой ракете широкой общественности, представители компании Lockheed Martin отмечали, что ввиду секретности проекта пока нельзя оглашать большинство его подробностей. В связи с этим все имеющиеся в общем доступе сведения о ракете CUDA несут оценочный характер. Оценки делаются на основе оглашенных сведений и опубликованных изображений перспективного авиационного боеприпаса.



Несмотря на дефицит информации, можно представить примерный облик ракеты CUDA и попытаться угадать ее перспективы. Из фотографий макета с выставки можно сделать некоторые выводы о габаритах ракеты. По своим размерам она похожа на малогабаритную бомбу GBU-39 SDB (Small Diameter Bomb – «Бомба малого диаметра»). Напомним, боеприпас GBU-39 имеет общую длину 1,8 метра и диаметр 19 см. Таким образом, ракета CUDA примерно вдвое короче основной американской авиационной ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM. Именно габариты новой ракеты позволят в будущем значительно увеличить боекомплект истребителей. Стартовый вес ракеты CUDA неизвестен. Сравнение с AIM-120 позволяет предполагать, что этот параметр новой ракеты будет находиться в пределах 70-80 кг.

Судя по имеющимся данным, ракета CUDA будет иметь оригинальную силовую установку, напоминающую использованные на некоторых ракетах других классов. В хвостовой части корпуса будет размещен твердотопливный маршевый двигатель. Кроме того, на изображениях ракеты, в передней части корпуса, заметна характерная перфорация. Вероятно, в дополнение к аэродинамическим рулям перспективный авиационный боеприпас получит большое количество газовых рулей. Такая система управления способна обеспечить высокую маневренность. Возможность активного маневрирования необходима ракете CUDA ввиду оригинального способа поражения цели.

Представители компании-разработчика уже рассказали, что ракета CUDA не будет нести боевую часть в обычном понимании. Предполагается, что этот боеприпас будет осуществлять т.н. кинетический перехват. Это значит, что система наведения ракеты должна навести ее точно на цель. Движущийся с большой скоростью боеприпас способен нанести цели серьезные повреждения только при помощи своей энергии. Подобный способ атаки цели имеет как преимущества, так и недостатки. Несомненным плюсом кинетического перехвата является возможность облегчения ракеты, поскольку ей не нужна отдельная боевая часть с зарядом взрывчатого вещества и осколочной рубашкой либо готовыми осколками. Главный недостаток подобного метода уничтожения целей – необходимость системы наведения, способной обеспечить столкновение ракеты с целью на высоких скоростях полета.

Перспективная ракета «воздух-воздух» Lockheed Martin CUDA


На данный момент известно, что ракета CUDA будет оснащаться активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГСН). Это даст возможность ведения ракетного боя по методу «запустил-забыл». Однако подобная головка самонаведения вызывает некоторые вопросы, ответов на которые пока нет. Так, существующие кинетические перехватчики, используемые в американских системах противоракетной обороны, оснащаются инфракрасными головками самонаведения (ИКГСН). После оглашение информации о некоторых подробностях облика ракеты CUDA в среде специалистов и интересующейся общественности появились сомнения в жизнеспособности и перспективах использования активной радиолокационной ГСН. Тем не менее, не стоит забывать, что проект CUDA дойдет до стадии испытаний только через несколько лет. Поэтому у конструкторов фирмы Lockheed Martin есть достаточно времени для создания и доводки работоспособной системы с требуемой точностью наведения.

В контексте системы наведения перспективной ракеты также необходимо вспомнить предположения относительно причин, по которым CUDA получит АРГСН. Головка самонаведения этого типа может быть более пригодной для эксплуатации с новейшими американскими истребителями, оснащенными внутренними отсеками для боеприпасов. Ракета с активной радиолокационной головкой способна быстро и надежно находить цель после выхода их грузоотсека самолета. В случае с использованием инфракрасной головки самонаведения запуск из внутреннего отсека истребителя может уменьшать эффективность. Дело в том, что перед запуском современные ракеты с ИКГСН нуждаются в предварительном захвате цели. Проведение этой операции после запуска в настоящее время не обеспечивает требуемую надежность поиска и захвата цели.

Габаритные размеры CUDA на фоне AMRAAM




Летные качества новой авиационной ракеты «воздух-воздух» пока засекречены. Исходя из имеющихся сведений о способе перехвата целей, можно сделать приблизительные предположения. Для уничтожения современных и перспективных аэродинамических целей ракета CUDA должна разгоняться до скорости не менее 2М. Кроме того, кинетический перехват предполагает высокую маневренность с большой устойчивостью к продольным перегрузкам.


Принятие на вооружение новой ракеты CUDA, несомненно, заметно поднимет боевой потенциал американских военно-воздушных сил в ближнем ракетном бою. Так, на фотографии из журнала Air Force Magazine макет истребителя F-35 «нес» сразу 12 ракет CUDA. Пока рано говорить, как именно можно будет комбинировать вооружение этих самолетов, но ничто не мешает строить предположения на этот счет. К примеру, самолет F-35 только во внутренних отсеках сможет нести по четыре ракеты AIM-120 AMRAAM и CUDA. Такой состав вооружения позволит истребителю с достаточной эффективностью осуществлять перехват целей на малых и средних дистанциях. Кроме того, при необходимости, возможно использование внешних узлов подвески, что увеличивает количество готовых к применению ракет нескольких типов.

Основной боевой работой ракет CUDA станет атака аэродинамических целей, находящихся на малой дальности от истребителя. При этом, согласно некоторым слухам, самолеты-носители этих ракет получат инструмент для уничтожения чужих боеприпасов. Существует версия, согласно которой ракета CUDA сможет атаковать и уничтожать боеприпасы «земля-воздух». Вряд ли подобное применение ракет целесообразно и имеет смысл. Скорость современных зенитных боеприпасов такова, что CUDA может просто не успеть совершить необходимый маневр и уничтожить вражескую ракету, столкнувшись с ней. Тем не менее, нельзя исключать, что специалисты Lockheed Martin не прорабатывали вопрос подобного использования перспективной ракеты.



Как видим, несмотря на немногословность компании-разработчика, уже есть возможность составить представление о новой ракете для современных американских истребителей. Не стоит забывать, что все это лишь предположения и реальный облик ракеты CUDA может значительно отличаться от них. Вне зависимости от правильности тех или иных предположений уверенно можно говорить о том, что новый проект, по причине некоторых заявленных особенностей будущей ракеты, может стать одним из самых сложных в истории фирмы Lockheed Martin. Для достижения высоких характеристик ракеты необходимо создать сразу несколько сложнейших систем, которые по своим возможностям будут превосходить современное оборудование. Если проект CUDA увенчается успехом, то ВВС США в обозримой перспективе смогут расширить номенклатуру своих вооружений и увеличить боевой потенциал, как минимум в отношении количественных аспектов боекомплекта истребителей.


По материалам сайтов:
http://flightglobal.com/
http://militaryparitet.com/
http://airforcemag.com/
http://nvo.ng.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти