Неизвестный космос. Легкий космический самолет (ЛКС) Челомея

Тема освоения космоса в СССР всегда являлась сверхсекретной. К счастью, сегодня завеса таинственности приподнимается... Например, подобная таинственность витала над работами выдающегося конструктора Владимира Челомея. Главным образом его имя связывают с разработкой легендарной ракеты-носителя «Протон». На протяжении 22 лет данная ракета-носитель являлась в Советском Союзе самой мощной, выводившей на орбиту 20 тонн полезного груза. Даже сегодня, несмотря на наличие более мощной ракеты «Энергия», «Протон» остается космическим транспортом в выполнении настоящих и перспективных российских космических программ. В 2001 году в первый полет отправилась ракета «Протон-М», которая является модификацией «Протона», разработанной академиком Челомеем В.Н.

Неизвестный космос. Легкий космический самолет (ЛКС) Челомея


Однако существовало и другое направление деятельности конструктора, о которой знал лишь очень узкий круг специалистов. Данное направление связано с разработкой собственного варианта космического «челнока».


Владимир Николаевич никогда не прекращал заниматься конструированием ракетопланов. В 1960 году Королев С.П., мотивируя успешными полетами МБР, предложил закрыть в СССР проектирование крылатых ракет. Брежнев Л.И., отвечавший за оборонную технику, сразу же его поддержал, и тематика была прикрыта.

Однако в ОКБ Челомея В.Н. тема продолжалась, до логического конца доводилась почти подпольно. В 1960-е годы в конструкторском бюро Челомея (ОКБ-52) был начат проект перспективного крылатого орбитального многоразового пилотируемого космического корабля с запуском на ракете-носителе «Протон». В эти годы разрабатывались проекты ракетопланов «МП-1», «М-12», «Р-1» и «Р-2». В качестве базы для проекта использовались наработки по теме космического ракетоплана Цыбина для ракеты-носителя «Восток». Уже 21 марта 1963 г. с космодрома Байконур на ракете Р-12 был осуществлен суборбитальный запуск прототипа легкого космического самолета Р-1. На высоте 200 км ракетоплан отделился от носителя и при помощи бортовых двигателей набрал высоту 400 км, после чего начал спуск. Ракетоплан Р-1 вошел в атмосферу Земли на скорости 4 км/с, пролетел 1900 км и приземлился при помощи парашюта.

В 1964 году уже реально проступил облик ЛКС. Пилот данной сигарообразной машины с изменяющимся круговым оперением хвоста и боковыми килями при соответствующем оснащении мог производить срочную детальную разведку или перехват целей. Однако работу завершить не позволили.

После событий 1964 г., когда в ОКБ-52 с проверкой нагрянула проверочная комиссия, перспективные проекты были забыты. Проект легкого космического корабля приостановили. Причиной остановки послужила концентрация ресурсов на лунной программе СССР и создании кораблей «Союз», а также авиационно-космической системы «Спираль». В 1966 году материалы по данной разработке передали в ОКБ Микояна.

Неизвестный космос. Легкий космический самолет (ЛКС) Челомея


В 1976 году в СССР принимается правительственное решение о создании МТКС, которая во многом дублирует разработанную в США: советская партийная номенклатура к тому времени начинает воспринимать Запад в качестве эталона. Для этой программы нужно было разработать ракетный носитель «Энергия» (генеральный конструктор Глушко) и космический корабль «Буран» (генеральный конструктор Лозино-Лозинский).

Челомея также пригласили поучаствовать в программе. Однако конструктор отказался, так как являлся сторонником несимметричных решений, которые позволяют достичь желаемых результатов меньшими усилиями. Он доказывал, что разработка МТКС для СССР экономически невыгодна, и предложил проект легкого космического самолета, запускаемого ракетоносителем «Протон». В результате смета разработки транспортно-космической системы уменьшалась на порядок. Тогда же были возобновлены проектные работы.

После придирчивого анализа различных вариантов Челомеем был выбран проект, в котором ЛКС выводил бы на орбиту 4-5 тонн полезного груза. В самолете предусматривалось максимально применить результаты летно-конструкторских испытаний моделей ракетопланов 1960-х годов.

Для выведения ЛКС на орбиту предлагалось использовать готовую ракету-носитель «Протон К» («УР500К»). Использование готовой ракеты-носителя существенно снижало время и затраты на создание ЛСК. Внешне аппарат очень напоминал «Буран» в миниатюре. При этом их аэродинамические и эксплуатационные характеристики были весьма похожи. Для ускорения создания на самолете предлагалось использовать отработанные системы, агрегаты и узлы с ОПС «Алмаз» и ТКС. Полет ЛКС в пилотируемом варианте должен был длиться до 10 суток и в беспилотном – 1 год. Масса 19-метрового легкого космического самолета составляла 20 тонн при полезной нагрузке 4 тонны. Экипаж ЛКС состоял из двух человек.

Легкий космический самолет изначально разрабатывался как аппарат многоцелевого назначения, который позволяет решать широкий круг задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны. На нем также предполагалось отработать технику полета космического самолета. Легкий космический самолет предназначался для транспортировки полезных космических грузов, а также для сборки орбитальных поселений, наподобие советского "Мира" и американской Международной космической станции, или для поражения крупных стратегических пунктов и нейтрализации межконтинентальных баллистических ракет.

Неизвестный космос. Легкий космический самолет (ЛКС) Челомея
На фото - натурный макет легкого космического самолета конструкции Челомея. Один из памятников советской космонавтики был спешно разобран и уничтожен в целях сохранения секретности.


Особенностью легкого космического самолета стало использование теплозащитного покрытия, применявшегося на многоразовом возвращаемом аппарате комплекса «Алмаз». Данная теплозащита обеспечивала сто циклов возврата из космического пространства. Кроме этого, она была гораздо дешевле и надежнее плиточного покрытия «Бурана» и «Спейс Шаттла». Также от «Алмаза» должны были «перекочевать» системы обеспечения жизнедеятельности экипажа, управления и тому подобное.

К сожалению, среди наших ведомств и министерств заказчика на гражданский транспорт не нашлось, тогда Челомей В.Н. развернул программу, которую Велихов Е.П., всемирно известный академик, назвал «Звездные войны». Проект был весьма смелым и ошеломляющим. Были выпущены тех. предложения по ЛКС в 25 томах, а также техническое предложение по созданию космического флота из легких космических самолетов в 15 томов. Сам ЛКС предлагалось создать в течение четырех лет. Данные предложения поддержки у руководства Минобороны и отрасли не нашли. Несмотря на это, Челомей В.Н. в инициативном порядке разработал эскизный проект космического самолета. Основное внимание в проекте уделялось военному применению легкого космического самолета. В качестве основной задачи было обозначено выведение на околоземную орбиту лазерного оружия для предотвращения ядерного нападения. При этом на орбиту необходимо вывести было 360 орбитальных самолетов с лазерным оружием на борту. При этой «скорострельности» собирались довести до 90 запусков «Протонов» в год. Естественно, чтобы обеспечить дежурство легких космических самолетов на орбите в течение продолжительного времени, запускаться должны были беспилотные аппараты. В то же время, в случае снижения до безопасных пределов уровня военного противостояния, лазерное оружие возвращалось на Землю. Фактически данное предложения было «челомеевским» ответом на американскую СОИ (стратегическая оборонная инициатива).

В 1980 году на основании результатов эскизного проектирования изготовили полноразмерный макет легкого космического самолета.

Такое предложение, естественно, заинтересовало и военных, и руководителей СССР, которые были обеспокоены развертыванием СОИ. В сентябре 1983 года создали государственную комиссию по защите проекта легкого космического самолета. В состав комиссии вошли представители Минобороны, электронной промышленности, общего машиностроения, Александров А.П., Президент Академии наук СССР, и другие. Главным оппонентом на защите выступил Кисунько Г.В., генеральный конструктор систем ПРО, поскольку создание флота легких космических самолетов с лазерным оружием обесценивало наземные средства противоракетной обороны. По сути, Кисунько отстаивал собственные узковедомственные интересы. Тем не менее, он смог привлечь военных на свою сторону, и правительственная комиссия решила прекратить работы по ЛКС.

Дальнейшие работы были прекращены в пользу многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран», а силы КБ были направлены на работы по космическому комплексу станции и корабля «Алмаз». В интересах секретности изготовленный макет ЛКС был разобран, а техническая документация засекречена. До настоящего времени сохранилось несколько фотографий макета легкого космического самолета Челомея.

Возможно, если бы работы по легкому космическому кораблю не прикрыли, сейчас в России имелся бы мобильный и сравнительно дешевый многоразовый транспортный корабль, который бы не постигла судьба «Бурана» (стоит на приколе). Однако трудно представить, чтобы Глушко В.П. позволил использовать ЛКС Челомея для снабжения своих орбитальных станций.

Технические характеристики:
Разработчик – МКБ Машиностроения (КБ Челомея В.Н.), 1980 год;
Длина ЛКС – 18,75 м;
Высота – 6,7 м;
Размах крыла - 11,6 м;
Длина отсека полезной нагрузки – 6,5 м;
Диаметр отсека полезной нагрузки – 2,5 м;
Масса полезной нагрузки – 4,0 тонны;
Масса самолета с АДУ САС – 25,75 тонны;
Контрольная масса на орбите (при наклонении 51,65 градуса на высоте 220-259 км) – 19,95 тонны;
Масса на посадке – 18,5 тонны;
Запас топлива для маневрирования – 2,0 тонны;
Максимальная продолжительность полета в пилотируемом варианте – 1 месяц;
Максимальная продолжительность полета в беспилотном варианте – 1 год;
Боковой маневр при снижении в атмосфере +/- 2000 км;
Максимальная скорость при посадке – 300 км/ч;

Подготовлено по материалам:
http://galspace.spb.ru
http://old.novosti-astronavtiki.ru
http://www.nkau.gov.ua
http://epizodsspace.no-ip.org
http://www.buran.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 59
  1. andrey-tse 7 октября 2013 09:41
    Новому всегда тяжело пробивать себе дорогу к жизни.
    andrey-tse
  2. tronin.maxim 7 октября 2013 09:45
    Эта разработка даже сейчас выглядит фантастикой, а ведь она раньше была!
  3. pahom54 7 октября 2013 10:15
    Все это знакомо... И таких зарубленных проектов в СССР-России хватало и хватает...
    Если бы идеи Челомея были претворены в жизнь, у нас бы (у России) сейчас было бы огромное преимущество перед Штатами и их союзниками - шутка ли, иметь собственный космический флот для ведения так называемых звездных войн!!! Эти легкие кораблики также смогли бы решить и бОльшую часть противокосмической обороны, а также послужили бы активным ядром средств стратегического нападения (Ох! Я же забыл о том, что мы - самые миролюбивые в мире! Однако я и не забыл о том, что всякое добро должно быть сильным...).
    В общем, как всегда, сработали закулисные и подковерные министерские и псевдонаучные интриги, и в результате такой многообещающий, перспективный проект был загублен. Жаль, очень жаль...
    pahom54
  4. Космос-1869 7 октября 2013 10:23
    Что мешает восстановить этот проект сейчас? "Протоны" летают, документация осталась, "старики" ещё работают (не все, конечно).
    1. avt 7 октября 2013 11:20
      Цитата: Космос-1869
      Что мешает восстановить этот проект сейчас? "Протоны" летают, документация осталась, "старики" ещё работают (не все, конечно).

      Вы в Реутове когда последний раз были ,вот что бы так бравурно заявлять ?
      avt
    2. Сашкессс 7 октября 2013 17:31
      1.Америка и прочее сообщество будет очень очень очень очень много говорить по этому поводу в прессе, если мы начнем летать в космос на подобном, так как вы сами видите - это прямая угроза из космоса для их нации. Загрузи на подобный челнок ракету и выпусти ее из космоса небольшим импульсом в сторону Соединенных Штатов Америки - и ее фиг остановишь, она влетит огромным огненным шаром в землю и взорвется.
      2.Деньги. У нас может при обсуждении финансирования случится ситуация, подобная опять же исключительной нации. Ну не сможет кабинет министров за так отдать РосКосмосу несколько миллиардов, осознавая, что эти деньги точно никто не сможет взять.
      3.У нас в стране до сих пор многие люди голодают, старики не получают лекарства, с бесплатной медициной тоже не ахти. Вот они точно поднимут срач - "Кто-то в космос летает, а мы голодаем".
      4.Проблем в стране хватает за глаза, эти ЛКС могут не полететь и тогда точно будет подорван весь имидж космической нации
    3. Straus_zloy 8 октября 2013 07:22
      Что мешает восстановить этот проект сейчас?

      А зачем? Сейчас совершенно другой уровень технологий, теплозащита, электроника, материалы. Можно сделать гораздо лучше. Вопрос наличия политической воли и яиц в кремле.

      К тому же, cо всем уважением к отечественной космонавтике, вынужден заметить, что поместить боевой лазер в 4 тонны полезной нагрузки не было реально тогда и не будет реально в ближайшем будущем
  5. rotor 7 октября 2013 10:25
    Действительно трудно представить, чтобы ЛКС Челомея использовались для снабжения орбитальных станций.

    Так Спейс Шаттл выводил 30 тонн на орбиту за 800 млн долларов.
    А ракета Протон выводит 20 тонн на орбиту за 60 млн долларов. Стоит ли тут говорить об эффективности шаттла для доставки грузов в космос.
    1. ben gun 7 октября 2013 12:58
      Я не спец. в чем причина:
      "..Однако трудно представить, чтобы Глушко В.П. позволил использовать ЛКС Челомея для снабжения своих орбитальных станций."
      Почему нельзя было бы использовать этот орбитальный самолет для снабжения орбитальных станций?
      1. rotor 7 октября 2013 13:36
        Челомей на первое место при проектировании ЛКС ставил боевые задачи. Среди них наблюдение за стартующими баллистическими ракетами и их уничтожение, ведение боевых действий против ВМС противника, уничтожение наземных стационарных целей, ведение стратегической разведки.

        Челомей также понимал, что Буран – система с дорогим тяжелым стартом – едва ли подойдет для насущных военных задач. Для посещения и обслуживания орбитальных станций корабль также окажется слишком громоздким и дорогим.

        Таким образом ЛКС был заточен под военные цели и цена доставки грузов на орбиту в расчёт не особо принималась.
      2. Petrix 7 октября 2013 13:46
        Цитата: ben gun
        Почему нельзя было бы использовать этот орбитальный самолет для снабжения орбитальных станций?

        Потому что для снабжения станций Глушко, нужно использовать челноки Глушко. Конкуренция за место у кормушки.
    2. почтальон 7 октября 2013 13:58
      Цитата: rotor
      Так Спейс Шаттл выводил 30 тонн на орбиту за 800 млн долларов.

      1.На НОО не 30,00тн , а 24,5 тн
      2. К концу 2010 года общие затраты достигли $200 млрд (включая убытки от 2х катастроф, в четыре раза превысив первоначальные планы.Всего 135 пусков.
      $200/135=$1,481 млрд. за пуск(с УЧЕТОМ АБСОЛЮТНО ВСЕГО)
      OV-102 (первый)12 апреля 1981 года:стоимость пуска — $240 млн
      Средняя стоимости техобслуживания "Шаттла", 450 миллионов долларов(без учета НИОКР,АВАРИЙ и тд)
      Справочно: цена одной ракеты "Энергия"(только ее без Бурана) - 750 миллионов долларов.
      Цитата: rotor
      А ракета Протон выводит 20 тонн на орбиту за 60 млн долларов

      ЛУКАВО!!
      Сколько страна потратила на разработку РН ?
      Получите другие цифры, мы просто пользуемся наследием предков...
      Ну как Миллер и Потанин,"топ- менеджеры-гении",вдруг создавшие(или получившие за копьё) одни из богатейших предприятий мира
      почтальон
      1. rotor 7 октября 2013 15:43
        Согласно опубликованным данным по первым 91 полетам, среднестатистический полетный вес полезного груза составлял 12722,8 кг, т.е. средняя загрузка шаттла в первой сотне полетов (9 из которых выполнялись по нуждам Министерства обороны США и весовые данные полезной нагрузки остались засекречены) не превышала 43,5%. Максимальная нагрузка 22776 кг была выведена на орбиту 20 июля 1999 года на ВКС "Колумбия", что было всего лишь 77,2% от максимально возможной. Другими словами, шаттлу так ни разу и не удалось серьезно "обставить" наш "Протон" (УР-500К).
        1. почтальон 7 октября 2013 16:06
          Цитата: rotor
          Согласно опубликованным данным

          спрос-рождает предложение
          Цитата: rotor
          шаттлу так ни разу и не удалось серьезно "обставить" наш "Протон" (УР-500К).

          вы путаете,"ПротоН" и УР-500К
          Протон-пн=8,4 тн на НОО

          УР-500К- пн=была способна вывести до 20,7 т полезной нагрузки
          и цифра 21 тн- это вывод на НОО( опорную,кратковременную): разгонного БЛОКА Д (11С824), а не КА
          Сухая масса разгонного блок "ДМ" — 3420 кг,
          Масса отделяемых в полёте элементов — 1090 кг;
          Массу КА, выводимых на ГСО, — до 2600 кг;
          Заправляемый запас компонентов топлива — 15050 кг;

          + + + + = до 21 тн
          Низкая орбита (LEO), hкр=200 км, i=51.6°
          "Протон-К" , тн 19.76..20.7
          "Протон-М",тн 21.0..22.0

          ===========
          Другими словами Шаттл-ОБСТАВИЛ,по числу неудачных пусков : то же 9лучше чем РН "Протон"
          почтальон
          1. rotor 7 октября 2013 16:46
            УР-500К , родоначальница современного семейства "Протонов".

            "Протон-К" УР-500К способна выводить полезный груз массой 20.7 т на орбиту высотой 200 км или 2.3 т на геостационарную орбиту.
            1. почтальон 7 октября 2013 18:49
              ну а я о чем?
              Вы писали:
              Цитата: rotor
              Другими словами, шаттлу так ни разу и не удалось серьезно "обставить" наш "Протон" (УР-500К).

              ?
              а я писал:
              Цитата: почтальон
              вы путаете,"ПротоН" и УР-500К
              почтальон
              1. rotor 7 октября 2013 19:17
                Я разве в скобках не уточнил о каком Протоне идёт речь?
  6. rotor 7 октября 2013 10:52
    Использование ЛКС Челомея в качестве космического робота для обслуживания спутников, тоже вызывает сомнения. Зачем робота возвращать на Землю, если его можно отремонтировать в космосе, на космической станции.
  7. velikoros-88 7 октября 2013 11:36
    так как являлся сторонником несимметричных решений

    У России не может быть симметричных ответов(при всём желании не потянем, надорвёмся), пора бы нашему руководству это понять и претворять в жизнь на деле, а не на словах.
  8. nod739 7 октября 2013 11:49
    Цитата: Космос-1869
    Что мешает восстановить этот проект сейчас? "Протоны" летают, документация осталась, "старики" ещё работают (не все, конечно).


    при этом и новых мозгов хватает, а также новых технологий, материалов, возможностей проектирования и т.д. - по идее если возродить - то можно лучше сделать,
    и если он действительно нужен
    то нужна только воля, политическая воля
    1. Petrix 7 октября 2013 13:50
      Да, мешает отсутствие политической воли. Или мы не знаем того, что знает руководство.
  9. kartalovkolya 7 октября 2013 12:05
    Все как обычно:прежде всего интересы ведомства и свои,а потом можно подумать и о стране.Мне довелось послужить в г.Узин Киевской области (родина П.Р.Поповича).Во-время встречи кто-то из офицеров спросил о том,что мы отстаем от американцев по шаттлам,на что Павел Романович заметил,и у нас есть кое-что о чем янки и не мечтали.Но одно дело разработать,а другое-внедрить!А жаль!
  10. alefa 7 октября 2013 12:59
    Давно уже пора отказаться от "ракетного" направления доставки объектов нв орбиту. Пора использовать иные известные технологии, Об этом еще Конюхов в ЮКБ говорил. Будущее за безпламенными системами.
    alefa
  11. Космос-1869 7 октября 2013 15:41
    Цитата: avt
    Цитата: Космос-1869
    Что мешает восстановить этот проект сейчас? "Протоны" летают, документация осталась, "старики" ещё работают (не все, конечно).

    Вы в Реутове когда последний раз были ,вот что бы так бравурно заявлять ?

    Давненько, в начале 90-х. Вы хотите сказать, что там всё умерло?
  12. shvindin2012 7 октября 2013 16:18
    Ещё раз акцентирую что сейчас идёт продолжение гонки между государствами по разработке космопланов космолётов. Стоит упомянуть американский проект DreamChaser ("охотник за мечтой") который запустят уже в 2015 году на околоземную орбиту. Корабль способен выводить на орбиту до 7 человек и полезную нагрузку в виде тех же спутников. В 3-4 раза меньше системы прошлого поколения SpaceShattle. Разработчик- ЧАСТНАЯ компания Sierra Nevada Corporation. А на сёт "звёздного флота" скажу следующее: холодная война закончилась, поэтому данный космоплан повторил бы судьбу челноков США и , в конце концов, был бы списан за ненадобностью. Необходимо подключать частные компании, как это делается в США по программе Барака Обаммы по развитию частной космонавтики.
    shvindin2012
  13. lpd1 7 октября 2013 16:51
    Кто скажет - "Энергия" будет жить?
    1. rotor 7 октября 2013 17:17
      Что вы будете, массой 105 тонн, нам ней выводить в космос? Даже блоки МКС легче 30 тонн.

      Будет Ангара с выводимой массой ПН 2-50 тонн.
  14. rotor 7 октября 2013 17:22
    В России проходят испытания космического робота-андроид.

    Специалисты Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Гагарина (НИИ ЦПК) приступили к испытаниям первого российского робота-андроида SAR-400, который в перспективе станет помощником космонавтов на Международной космической станции.



    Если испытания пройдут удачно, в течение двух ближайших лет SAR-400 отправится на МКС, а потом, вероятно, полетит на Луну или на Марс. В целом, специалисты считают очень перспективным использование роботов в пилотируемой космонавтике и намерены сосредоточить усилия в этой области в ближайшие годы.
    1. rotor 7 октября 2013 17:49
      http://www.itar-tass.com/c19/899610.html
  15. andrei332809 7 октября 2013 17:37
    Челомей гений.советская школа конструкторской мысли. мало того,что почти все советские-российские пкр его разработки,так ещё исов у него кучка была,спутник-шпион "алмаз". ну и своя теория(кстати,очень жизненная)покорения дальнего космоса. но тогда своим авторитетом Королёв его программу зарубил.
  16. studentmati 7 октября 2013 20:55
    Читая статью и возникает аналогия с Х37В. По крайней мере идея проекта очень похожа. Вот только один летает, а другой в небытие.
    1. rotor 7 октября 2013 22:04
      X-37C - пилотируемый шаттл
      1. studentmati 7 октября 2013 22:15
        Цитата: rotor
        X-37C - пилотируемый шаттл


        Если можно, то хотелось бы поподробнее узнать про вариант "С".
        1. Комментарий был удален.
          1. studentmati 7 октября 2013 22:23
            Цитата: алекс 241
            Цитата: studentmati
            X-37C - пилотируемый шаттл
            Как раз непилотируемый.


            Непилотируемый "В", который в настоящее время совершает третий полёт. "А" -это первые наработки. По логике после А и В следует С. Вот почему и возник мой вопрос.
            1. алекс 241 7 октября 2013 22:28
              Извини Сань буквы попутал,внизу ссылка,по ней перейди.
              алекс 241
              1. studentmati 7 октября 2013 22:33
                Цитата: алекс 241
                Извини Сань буквы попутал,внизу ссылка,по ней перейди.

                Я так и понял. Прочёл. Для меня паразительно то, что уже третий длительный полёт. И всё по маслу. Неужели такой скачок в технологиях?
                1. алекс 241 7 октября 2013 22:36
                  Не думаю что как по маслу,пресс-служба поработала,не зря такая завеса секретности.
                  алекс 241
                  1. studentmati 7 октября 2013 22:39
                    Цитата: алекс 241
                    Не думаю что как по маслу,пресс-служба поработала,не зря такая завеса секретности.


                    Согласен, что не всё так клёво.

                    Но согласись, что ПЕРВЫЙ полёт любого изделия никогда не был столь продолжительным,как у Х37В и с весьма успешной посадкой? А одно это уже громадный успех.
                    1. алекс 241 7 октября 2013 22:42
                      Неполетевшие космонавты — драма, но не трагедия космоса. Очередь тех, кто ждал своего старта, растягивалась на годы... Но история иных "нестартов" заставляет задуматься о злой воле. Ломая судьбы, эта всемогущая воля сопротивлялась не только их желанию полететь. Люди менее всего занимали ее.
                      Это было сопротивление взлету новейшей отечественной космической техники.
                      Мы ничего не знали о «реутовской группе» — космонавтах Владимира Николаевича Челомея. Не знали двадцать лет. Точнее — двадцать четыре года. Никогда не рассказывали о них. И слухи в народе не ходили. http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/ogonek/1993/ogonek93-4.html
                      алекс 241
                      1. studentmati 7 октября 2013 22:48
                        Даже возьми первый полёт Бурана. Говоря объективно это был интуитивный фарс Лозино-Лозинского (отсупать некуда, позади Москва). Фарс успешный, честь и слава!!!
                      2. vignat21 10 октября 2013 19:15
                        Не правда! см тут http://abbreviator.ru/?p=768
          2. rotor 7 октября 2013 22:36
            X-37С сможет в автоматическом режиме выполнять маневры сближения, стыковки, спуска с орбиты и посадки. При необходимости все эти операции пилот сможет выполнить вручную, для этого предусмотрен вариант шаттла с привычной пилотской кабиной.

            1. rotor 7 октября 2013 22:42
              Из беспилотника X-37B сделают пилотируемый шаттл
              http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/10/13/459996
              1. rotor 7 октября 2013 22:49
                Надо отметить, что Dream Chaser похож на X-37С по габаритам и возможностям и способен оставаться в космосе 210 дней. Компания-разработчик SpaceDev планирует совершить первый полет к МКС в 2016 году.
                1. алекс 241 7 октября 2013 22:53
                  Dream Chaser очень похож на Советский проект Спираль.
                  алекс 241
                  1. studentmati 7 октября 2013 22:55
                    Цитата: алекс 241
                    Dream Chaser очень похож на Советский проект Спираль.


                    У нас с тобой Саш мысли сходятся. Неужели мы ..... laughing
                  2. rotor 7 октября 2013 23:01
                    Проект «Спираль», начатый в 1960-х гг, был ответом на программу создания США космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar».
                    1. алекс 241 7 октября 2013 23:05
                      X-20 «Dyna Soar».Но она так и осталась программой.Ни одного полета этот аппарат не совершил.
                      алекс 241
                    2. studentmati 7 октября 2013 23:12
                      Цитата: rotor
                      Проект «Спираль», начатый в 1960-х гг, был ответом на программу создания США космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar».


                      Может и был ответом, но ответом вполне внятным и громким. Лозино-Лозинский делал свое дело и твёрдо придерживался своей концепции.

                      Со дня на день у руля стратегических отраслей станут "оптимизаторы". Мне грустно об этом даже и думать, но на мой взгляд "листопад" Протонов уже скоро только усилится. Не дай Бог "Союзов".
                      1. алекс 241 7 октября 2013 23:18
                        Саш,сегодня в Москве премьера очередного американского шедевра Гравитация.Сценарий аппокалиптический.
                        алекс 241
                      2. studentmati 7 октября 2013 23:30
                        Цитата: алекс 241
                        Саш,сегодня в Москве премьера очередного американского шедевра Гравитация.Сценарий аппокалиптический.


                        Спасибо, Саш. Будет время посмотрю. К сожалению катастрофически не хватает времени даже на рассекреченную документалистику.
                      3. алекс 241 7 октября 2013 23:33
                        Сань,аналогично,здесь душу отвожу.
                        алекс 241
                  3. rotor 7 октября 2013 23:08
                    «Спираль» должна была выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.

                    Гиперзвуковой самолёт-разгонщик до сих пор построить не могут. am
                    1. алекс 241 7 октября 2013 23:10
                      ...............
                      алекс 241
                      1. алекс 241 7 октября 2013 23:15
                        ....................
                        алекс 241
                      2. studentmati 7 октября 2013 23:43
                        Может находил, Саш видео как он взлетал по арбузным коркам? Интересно было бы? Если оно есть конечно?
                      3. алекс 241 7 октября 2013 23:53
                        Поищу Саш.....................
                        алекс 241
                      4. алекс 241 8 октября 2013 00:02
                        Саш вот материал,но там только комментарии,сейчас еще порою.
                        алекс 241
                    2. studentmati 7 октября 2013 23:16
                      Цитата: rotor
                      «Спираль» должна была выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.

                      Гиперзвуковой самолёт-разгонщик до сих пор построить не могут. am


                      А для чего тогда Лозино-Лозинский заказал Антонову АН-225? Для транспортировки Бурана уж слишком большой избыток грузоподъёмности
                      1. rotor 8 октября 2013 11:53
                        Причиной постройки Ан-225 была необходимость перевозки различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля Буран от места производства и сборки к месту старта.

                        Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС), что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн.

                        Разработка проекта МАКС велась в НПО «Молния» с начала 1980-х годов под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского.
                2. studentmati 7 октября 2013 22:54
                  Цитата: rotor
                  Надо отметить, что Dream Chaser похож на X-37С


                  А по мне он на Спираль похож. Технологический шпионаж короче говоря.
                  1. алекс 241 7 октября 2013 22:55
                    Саш у людей определенного склада ума,мысли сходятся laughing good
                    алекс 241
                    1. алекс 241 7 октября 2013 22:57
                      Это был первый полет орбитального самолета. Запуск был произведен с космодрома Капустин Яр. Для технической поддержки полета “Космос-1374” были привлечены корабли-исследователи “Космонавт Виктор Пацаев” и “Космонавт Георгий Добровольский”, которые в обычных условиях обеспечивали связь со станцией “Салют”. После выполнения одного витка “Космолет” приводнился в Индийском океане. Космический аппарат выполнил маневр снижения протяженностью около 600 км. Приводнение проводилось на парашюте 560 км южнее Кокосовых островов. В предполагаемом районе приводнения находилось 7 кораблей ВМС СССР, которые обеспечивали встречу и эвакуацию аппарата. При проведении работ по эвакуации аппарата советскими кораблями за ними наблюдал самолет-разведчик австралийских ВВС “Орион”, экипаж которого сфотографировал “Космолет” и работы с ним. Исследования фотографий показали, что в носовой части “Космолета” имеются небольшие иллюминаторы, как на пилотируемом аппарате, а теплозащитное покрытие носового кока, как и на американском шаттле, состоит из маленьких кусочков.
                      алекс 241
                      1. studentmati 7 октября 2013 23:02
                        Цитата: алекс 241
                        Это был первый полет орбитального самолета. Запуск был произведен с космодрома Капустин Яр. Для технической поддержки полета “Космос-1374” были привлечены корабли-исследователи “Космонавт Виктор Пацаев” и “Космонавт Георгий Добровольский”, которые в обычных условиях обеспечивали связь со станцией “Салют”. После выполнения одного витка “Космолет” приводнился в Индийском океане. Космический аппарат выполнил маневр снижения протяженностью около 600 км. Приводнение проводилось на парашюте 560 км южнее Кокосовых островов. В предполагаемом районе приводнения находилось 7 кораблей ВМС СССР, которые обеспечивали встречу и эвакуацию аппарата. При проведении работ по эвакуации аппарата советскими кораблями за ними наблюдал самолет-разведчик австралийских ВВС “Орион”, экипаж которого сфотографировал “Космолет” и работы с ним. Исследования фотографий показали, что в носовой части “Космолета” имеются небольшие иллюминаторы, как на пилотируемом аппарате, а теплозащитное покрытие носового кока, как и на американском шаттле, состоит из маленьких кусочков.



                        Помню, что первая информация об испытаниях и первые фото были в русском издании "Мир Науки", дефицитный был журнальчик помнится, но до обморока интересный.
                    2. studentmati 7 октября 2013 22:58
                      Цитата: алекс 241
                      Саш у людей определенного склада ума,мысли сходятся laughing good


                      Пять баллов!!! good
                      Мы с тобой в одно и тоже время генерируем одни и те же мысли! А говорят что чудес не бывает.
                      1. алекс 241 7 октября 2013 22:59
                        Саш школу не проколбасишь,как говорил один киногерой. laughing
                        алекс 241
                      2. studentmati 7 октября 2013 23:05
                        Цитата: алекс 241
                        Саш школу не проколбасишь,как говорил один киногерой. laughing

                        Ответ


                        Школу не проколбасишь, мастерство непропьёшь.
        2. алекс 241 7 октября 2013 22:21
          Секретный пентагоновский беспилотный шаттл X-37B станет прототипом для разработки пилотируемого космического корабля с большой продолжительностью полета.


          Руководитель программ компании Boeing Арт Грантц сделал сенсационное заявление: на базе беспилотного военного шаттла X-37B будет построен более крупный пилотируемый многоразовый космический корабль X-37C.

          В настоящее время X-37B выполняет вторую секретную 8-месячную миссию на околоземной орбите. Первый полет длился 244 дня – рекордная длительность полета, превышающая аналогичные показатели любых многоразовых космических аппаратов, когда-либо созданных человеком. http://rnd.cnews.ru/news/top/index_science.shtml?2011/10/13/459996
          алекс 241
          1. studentmati 7 октября 2013 22:28
            Спасибо, Саш.
            Читая статью первое что пришло в голову - ЛКС Челомея и послужил прототипом Х37В.
            1. алекс 241 7 октября 2013 22:34
              Аналогичного мнения Саш!!!!!!!!!
              алекс 241
  17. Петрович 12 ноября 2013 22:06
    Браво Саш!
    Третьим Саш примете?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня