«Незаменимый Ирокез»

«Незаменимый Ирокез»

Белл UH-1 «Ирокез» (англ. Bell UH-1 Iroquois) — американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Это одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения.
История UH-1 началась в середине пятидесятых годов, когда был объявлен конкурс на создание многоцелевого вертолёта, который должен был заменить поршневой Sikorsky UH-34 .

«Незаменимый Ирокез»

UH-34



Из предложенных проектов в 1955 г., была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204. На вертолете предполагалось установить новый турбовальный двигатель Lycoming T53. Первый из трех прототипов вертолета, с обозначением ХН-40, совершил полет 20 октября 1956 г. на заводском аэродроме в Форт-Уорт штат Техас.
В середине 1959 года первые серийные вертолёты модификации UH-1A оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л. с. начали поступать на вооружение армии США. В войсках они получили обозначение HU-1 Iroquois (с 1962 г. - UH-1). Часть вертолётов была вооружена двумя пулеметами калибра 7.62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70 мм.

«Незаменимый Ирокез»


В марте 1961 г. на вооружение был принят улучшенный вариант вертолета UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с.
Полезная нагрузка нового вертолета достигала 1360 кг., при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного сопровождающего. В варианте вертолета огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулеметы и НУР.

В начале 1965 г. UH-1B в серийном производстве был заменен новой модификацией UH-1C (Model 540) с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. На вертолете был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C . Он мог нести на наружной подвеске до 3000 кг груза при взлетном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259км/ч.

«Незаменимый Ирокез»


Вскоре после принятия на вооружение новые вертолёты были отправлены во Вьетнам. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты, сформированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла задача изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов по наземным целям и сопровождения транспортных вертолетов. Через год роту перебросили в Таиланд, где она приняла участие в маневрах блока SEATO, а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый боевой вылет на эскортирование транспортных вертолетов СН-21 "ирокезы" выполнили 3 августа.

«Незаменимый Ирокез»


5 января 1963 г. рота потеряла первую машину. В операции по высадке десанта в деревне Ап Бак принимали участие десять СН-21 и пять вооруженных "хью". Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южновьетнамскую пехоту. Первая волна достигла зоны высадки и разгрузилась без помех. Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на полтора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепятственно. Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины получили попадания пуль. У одного "Ирокеза" отстрелили лопасть несущего винта, он разбился, экипаж погиб.
«Незаменимый Ирокез»

По опыту боевых действий шло непрерывное совершенствование «Ирокеза», появлялись новые модификации, с улучшенным оборудованием и более мощными двигателями.
UH-1D отличался от всех своих предшественников увеличенным до 6.23 м.куб. объемом кабины. Полезная нагрузка достигала 1815 кг. Вертолет оснащался двигателем T53-L-11 мощностью на валу 820кВт.

«Незаменимый Ирокез»


Для Корпуса морской пехоты США (US Marine Corps) была создана модификация UH-1E. От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 г. новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 г. по лето 1968 г. Вертолет активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций.
По сравнению с армейской авиацией, Корпус морской пехоты имел относительно не много боевых вертолётов. Весной 1967 г. во Вьетнаме имелись только две эскадрильи UH-1E. Вначале это были не вооруженные поисково-спасательные машины. Но вскоре развитие тактики поисково-спасательных операций привело к появлению специальных вооруженных машин. "Ирокезы" Корпуса морской пехоты зачастую выполняли во Вьетнаме задачи, далекие от поиска и спасения. UH-1E использовались так же, как и армейские вертолеты. Пришлось на них устанавливать четыре пулемета М-60 и блоки НАР. В отличие от армейских машин, на морских "ирокезах" пулеметы монтировались неподвижно. В 1967 г. винтокрылые машины морской пехоты получили турели с двумя пулеметами М-60.

"Ирокезы" с июня 1963 г. стали поступать на вооружение легких аэромобильных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки.
Численность вертолетов, действовавших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 г. одних "ирокезов" там насчитывалось порядка 300 (из них примерно 100 — ударные UH-1 В), а в конце десятилетия американцы имели в Индокитае только "ирокезов" больше, чем состояло на вооружении армий всех остальных государств мира — порядка 2500.
Широкую известность получили эскадрильи "воздушной кавалерии". В эскадрилью входило три взвода: разведывательный, огневой поддержки и транспортный. На вооружении первого состояли легкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, второго — UH-1В, а третий летал на UH-1D. Очень часто разведывательные и ударные вертолеты действовали в единых боевых порядках.

Для повышения грузоподъемности с вертолётов зачастую демонтировались кресла и двери, а также вспомогательное оборудование, без которого можно было обойтись в полёте. Снималась также бронезащита, которую экипажи считали бесполезным балластом. По мнению пилотов, главной защитой являлись скорость и манёвренность вертолётов. Но повышение лётных характеристик не могло гарантировать неуязвимости.
О потерях вертолетов можно судить по воспоминаниям борттехника Р. Чиновиза, прибывшего во Вьетнам в январе 1967 г. Новичок обнаружил на авиабазе Тансоннят не менее 60 поврежденных и полностью разбитых "ирокезов". При этом больше всего пробоин имелось в средних частях фюзеляжей — стрелков и техников убивали и ранили гораздо чаще, чем летчиков.

Очень скоро «Ирокез» стал «рабочей лошадкой» аэромобильных подразделений, американцы перешли от использования винтокрылых машин в составе мелких подразделений (взвод — рота) к формированию вертолетной дивизии. В середине февраля 1963 г. началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах. На вооружении эскадрильи "воздушной кавалерии" полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, вооруженных ПТУР SS.11 или «ТОУ») и 18 транспортных UH-1D.

«Незаменимый Ирокез»


В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, вооруженных неуправляемыми ракетами. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота "следопытов". Доставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1B. Главной ударной силой дивизии являлись два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооруженных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона "воздушной кавалерии", UH-1B штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной техники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D. Обычная пропорция вооруженных вертолетов по отношению к транспортным в боевых вылетах составляла сначала 1:5, но по опыту войны количество боевых вертолетов пришлось увеличить: один UH-1B на три UH-1D.

«Незаменимый Ирокез»


Самой совершенной модификацией используемой во Вьетнаме стал UH-1H с двигателем Avco Lycoming T53-L-13 мощностью на валу 1044 кВт. Поставки его начались с сентября 1967 года.

Боевой опыт позволил выявить ряд недостатков "Хью". Из-за низкой скорости тяжелые вооруженные машины модификации UH-1B легко поражались из пулеметов, особенно крупнокалиберных, а самое главное — не успевали за более скоростными UH-1D. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой балки — при грубой посадке она от соприкосновения с землей ломалась, повреждалась от частых ударов о ветки деревьев при полетах на малых высотах. Мощности двигателя UH-1D хватало для перевозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем более, двенадцати. В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял установить на вертолеты серьёзную броню. Часто летчики в боевой обстановке загружали своих "коней" по принципу "лезь, пока есть место". В результате перегрузки заклинивало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. Еще одной причиной не боевых потерь стали рефлекторные движения. Известен случай, когда пилот резко дернул рукой при близком разрыве. Вертолет резко накренился, зацепив лопастью несущего винта телеграфный столб. Машина разбилась.
«Незаменимый Ирокез»

«Ирокез» стал, пожалуй, наряду с «Фантомом» и Б-52 наиболее узнаваемым символом Вьетнамской войны. Всего за 11 лет войны в Юго-Восточной Азии по официальным данным вертолеты армии США совершили 36 млн. вылетов, налетав 13,5 млн. часов, зенитным огнем была повреждена 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое отношение потерь к числу боевых вылетов уникально для летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий— 1:18 000. Впрочем, значительная часть боевых потерь попала в графу «лётные происшествия».
Например, если подбитый вертолёт садился на своём аэродроме, где благополучно сгорал, то он не учитывался как сбитый. То же происходило со списанными машинами, которые сумели вернуться, но не подлежали восстановлению.
«Незаменимый Ирокез»

Из-за уязвимости вертолётов огневой поддержки UH-1В, которые несли большие потери, была начата программа создания на его базе специализированного ударного АН-1 «Кобра», который имел гораздо лучшую защиту. «Ирокез» оказался слишком уязвим для огня стрелкового оружия и в особенности крупнокалиберных пулемётов, составляющих основу системы ПВО Вьет-Конга.

Несколько сотен вертолётов было передано Южному Вьетнаму, эти машины вплоть до самых последних дней активно использовались в боях. Когда крах сайгонского режима стал неотвратим, они использовались для бегства из страны.

«Незаменимый Ирокез»

Южновьетнамский «Хьюи» сталкивают за борт корабля, чтобы освободить место на палубе


Значительная часть вертолётов переданных американцами Южному Вьетнаму, досталась после падения Сайгона в качестве трофеев армии ДРВ. Где они активно использовались до конца восьмидесятых.

«Незаменимый Ирокез»


После успешного дебюта во Вьетнаме, «Ирокезы» очень широко распространились по всему миру. Часто бывшие в употреблении вертолёты передавались «проамерикански» ориентированным странам в рамках военной помощи. Было экспортировано более 10000 вертолётов. В Японии и Италии их выпускали по лицензии, в общей сложности построено около 700 машин.

«Незаменимый Ирокез»


В начале семидесятых, на базе UH-1D для ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) была создана двухдвигательная модификация UH-1N. Силовая установка вертолета PT6T Twin-Pac канадской компании Пратт & Уитни Эйркрафт Канада (PWAC) состояла из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и вращавших вал несущего винта через редуктор. Выходная мощность на валу у первых серийных экземпляров вертолета составляла 4,66 кВт/кг. В случае неисправности одной из двух турбин, датчики крутящего момента, расположенные в собирающем редукторе, передавали сигнал исправной турбине и она начинала вырабатывать мощность на валу в диапазоне от 764 кВт до 596 кВт, для аварийной или непрерывной работы соответственно.

«Незаменимый Ирокез»


Это техническое решение позволило повысить безопасность полёта и выживаемость машины в случае повреждения одного двигателя.
Примерно в тоже время была создана гражданская версия вертолёта. Она отличалась от военной модели обстановкой кабины и электронным оборудованием.
8 вертолетов Model 212 в 1979г. были поставлены Китаю. Вертолеты Model 212 под названием Agusta-Bell AB.212 производились также в Италии по лицензии компанией Agusta.

«Незаменимый Ирокез»


Вертолёты семейства UH-1 в армии США были постепенно вытеснены более грузоподъёмным и скоростным Sikorsky UH-60 Black Hawk.
Но КМП США не торопился отказываться от хорошо зарекомендовавшей себя машины.
На палубах универсальных десантных кораблей компактные «Ирокезы» занимали места гораздо меньше.
Для замены стареющих UH-1N на фирме Bell Helicopter Textron, в начале 2000-х были начаты работы по созданию новой модификации вертолёта. Программа модернизации вертолёта велась параллельно с работами по вертолёту AH-1Z King Cobra.
Новая модификация «Хью» получила обозначение UH-1Y Venom.

«Незаменимый Ирокез»


На вертолёте установлен четырёхлопастный несущий винт из композитных материалов, 2 ГТД General Electric T700-GE-401, увеличен размер фюзеляжа для дополнительного БРЭО, установлен новый комплект БРЭО, включающего GPS и систему цифровой картографии, установлены новые системы пассивного и активного радиотехнического противодействия. Значительно расширен диапазон применяемого вооружения. Пассажировместимость увеличилась до 18 человек, а максимальная скорость до 304 км/ч. Серийное производство UH-1Y начато в 2008 году.

«Незаменимый Ирокез»


Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен «Хью» и «Суперкобр», а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов. Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка UH-1Y на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися вертолетами огневой поддержки AH-1Z King Cobra, что значительно упростит техническое обслуживание.

«Незаменимый Ирокез»


Тенденция к вымыванию из боевого состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52 и военно-транспортный С-130. Простые, привычные и надежные «Хью» тоже стали таким оружием.

С начала серийного производства в 1960 году было выпущено более 16000 шт. UH-1 различных модификаций. Машины этого типа применялись более чем в 90 странах. Значительная их часть находится в лётном состоянии до сих пор. Учитывая запуск в производство новой модификации, нет никакого сомнения, что эти вертолёты будут подниматься в воздух ещё несколько десятилетий.

По материалам:
http://airspot.ru/catalogue/item/bell-uh-1y-iroquois
http://worldweapon.ru/vertuski/uh1.php
http://www.airwar.ru/enc/uh/uh1.html
Автор: Сергей Линник


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 26
  1. roial 7 октября 2013 09:40
    Неплохая статья, жаль что у нас легкие вертолеті были не в почете.
    roial
    1. xetai9977 7 октября 2013 09:50
      Сразу вспоминаешь вертолётную атаку из фильма "Апокалипсис сегодня"
      1. tforik 7 октября 2013 10:23
        А я вчера пересмотрел "Хищник", где шварца забрасывали в джунгли толи на ирокезе толи на кобре.
        1. Bongo 7 октября 2013 13:35
          На "Ирокезе" конечно, "Кобра"-это чисто ударная, двухместная машина, место для десанта там не предусмотрено.
          Статья про "Кобру":
          http://topwar.ru/27579-boevoy-vertolet-ah-1kobra.html
          1. tforik 7 октября 2013 19:13
            Да, конечно!
            http://www.youtube.com/watch?v=0zMPkGXZPUA

            Отличный фильм про вертолеты во время Вьетнамской войны. Про Хьюи (ирокез) почти пол фильма.
            1. Ингвар 72 8 октября 2013 10:59
              Машина очень удачная, особенно для того времени. «Хью», МИ-8,это легенды.
  2. Standard Oil 7 октября 2013 10:31
    Спасибо Игорю Ивановичу Сикорскому за наше счастливое детство!
    1. Nayhas 7 октября 2013 10:58
      Цитата: Standard Oil
      Спасибо Игорю Ивановичу Сикорскому за наше счастливое детство!

      Ужас просто... КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ КОМПАНИЯ СИКОРСКИЙ ИМЕЕТ К ДАННОМУ ВЕРТОЛЁТУ?
      Или вам что Хьюз, что Белл, что Сикорский один черт?
      1. Argon 7 октября 2013 14:21
        Без условно выдающийся аппарат.В статье не совсем четко освещенны предпосылки создания этого вертолета,основная цель,повысить тактическую подвижность пехоты наименьшими затратами,т.е.создание"летающего джипа".И спецы из "Бэлл"-"оригинальность-как фирменная черта"выполнили ее блестяще-мащина очень проста в управленнии,практически не выходит на критические режимы,а главное,достаточно удачно выбранна массо-габаритная конфигурация"Воздушного коня"для современной(на тот момент) кавалерии.Основную свою задачу машина выполнила-увеличив скорость пехотного подразделения со средней 45(на БТР)до 100-110км/ч,заодно показав всему миру,что"стрекоза"не просто забава,но еще и эффективное оружие,его простота,дешевизна и как следствие количество,делало его доступным средством для офицеров нижнего звена.К стати пилотировали их"срочники".Это уже потом стало выясняться,что каждая десантная операция в тактической зоне будет"десантно-штурмовой"и на смену концепции"летающего джипа" пришла концепция"летающей БМП".Но для этого потребовалось почти 7 лет.И совершенно не обесценело"Ирокез"как относительно дешевое транспортное средство высокой мобильности.
        1. Bongo 7 октября 2013 14:24
          Сомнительно, что на момент его создания кто-то особенно задумывался о концепции его применения. Тем более, что модельный ряд вертолётов в США огромен. Но в целом, я с вами согласен.
          1. Пеший 7 октября 2013 17:35
            Рабочая лошадка
      2. одинокий 7 октября 2013 23:13
        Цитата: Nayhas
        Ужас просто... КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ КОМПАНИЯ СИКОРСКИЙ ИМЕЕТ К ДАННОМУ ВЕРТОЛЁТУ?
        Или вам что Хьюз, что Белл, что Сикорский один черт?


        просто. кроме сикорского никого не знает. вот и ляпнул.без каких либо проверок информации. хотя элементарно можно было хотя бы погуглить)
  3. SrgSoap 7 октября 2013 10:51
    Что и говорить, легендарная вертушка, всеми узнаваемая. А двухлопастный винт создавал свой особый звук, который невозможно было спутать. Статье 5++++++++++++++++.
  4. cth;fyn 7 октября 2013 11:10
    Ми-8/17 американского разлива.
  5. Лес 7 октября 2013 11:20
    С одним двигателем и парой лопастей НВ ирокез был "летающий гроб" -американская рулетка laughing
    1. cdrt 7 октября 2013 11:49
      С одним двигателем и парой лопастей НВ ирокез был "летающий гроб" -американская рулетка

      Вы это пишете про вертолет, прошедший больше войн чем наш Ми-8...
      А самая воюющая часть ВС США (КМП) продолжает закупать именно его, а не любой из более современных аналогов.
      Ну и...с начала 80-х по-моему уже двух двигательный.
      Также рекомендую поинтересоваться - почему несущий винт был двух лопастной, а у наших больше было лопастей. В чем разница была между винтами, лопастями и чем она была вызвана - удивитесь ответам, если докопаетесь
      1. Лес 7 октября 2013 15:21
        Поверьте я о вертолетах знаю больше вашего ,по существу будут доводы или только вода : "А самая воюющая часть ВС США (КМП) продолжает закупать именно его" .Фраза "а у наших больше было лопастей" это с каким Вы сравниваете его с МИ-2 ? "разница была между винтами, лопастями" -очередной шедевр все равно , что сравнивать -редуктор с сателлитами редуктора laughing
    2. Prapor-527 7 октября 2013 12:38
      Однако этот, как Вы выразились'гроб',спас от реальных гробов тысячи солдат. Несомненно легендарная машина!
      1. Лес 7 октября 2013 15:33
        Убогая дешевая "мясорубка" ,хорошо дошло наконец-то до конструкторов , после стольких лет эксплуатации установить второй двигатель и увеличить количество лопастей НВ.
        1. mikkado31 8 октября 2013 19:42
          Я летал на нем и на Блэк Хоке. Жив, как видите.
          mikkado31
          1. Лес 9 октября 2013 08:14
            Я же писал рулетка ,и решение конструкторов поставить второй двигатель и еще две пары лопастей только подтверждает мои слова.
            А причем здесь блэк хоук у него 2 двигателя и тд ??? Вот как раз про блэк хок ничего плохого не скажу - достойная техника.
    3. одинокий 7 октября 2013 23:11
      Цитата: Лес
      С одним двигателем и парой лопастей НВ ирокез был "летающий гроб" -американская рулетка


      нормальное надо называть нормальным.называть его летающим гробом как то нелогично.вполне приличный многофункциональный боевой вертолет,который прослужил для своей страны.и до сих пор востребован
      1. Лес 8 октября 2013 08:08
        Для человека несвязанного с авиацией это убогость "нормальна" .Я же описал конкретные недостатки , которые исправили только через 20 лет эксплуатации ,хотя они были очевидны.Миль сразу (после МИ-4) ставил 2 двигателя на свои вертушки ,не экономил на жизнях авиаторов ,поэтому этому гениальному конструктору огромное спасибо.
    4. Лес 8 октября 2013 11:53
      Интересно из 8 минусов, хоть один был связан с авиацией ?
  6. ramin_serg 7 октября 2013 14:54
    Стоте респект good

    А вертушка великолепна учитывая историю применения и тираж
  7. Кавторанг 7 октября 2013 15:00
    Дааа!
    Я, отношения к авиации не имея, узнаю эту "вертушку" из всех. Три культовых ихних фильма : "Взвод", "Апокалипсис сегодня", "Бронежилет" - уже достаточно. Если техника, пусть с модификациями, состоит на вооружении с 1959 года - могу только аплодировать конструктору - вертолет-легенда.
    Кавторанг
    1. 505506 9 октября 2013 07:28
      Присоединяюсь!
      А то, Калашников-хорошо(при наличии всем известных недостатков), а Ирокез- отстой(он же мириканский, и любой недостаток раздувается)
  8. Сашкессс 7 октября 2013 17:43
    http://www.youtube.com/watch?v=lpfZNUo4VAc&list=PL10D8AD8BDB171DFE
    Сразу вспоминаю эту мелодию при виде "Ирокеза"
  9. moreman78 7 октября 2013 21:33
    Статье ПЛЮС +! Действительно легендарный вертолет, и очень удачный! Недаром он получил такое широкое распространение в мире.
  10. usatyi 8 октября 2013 00:39
    Хорошая машина ! Довелось посидеть ......
    usatyi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня