Госчиновники получат по первое число…
Казалось бы, ну для чего обсуждать этот указ – вышел он и вышел – «гарантированным чиновникам» остаётся лишь «завидовать молча». Но поводы для обсуждения всё-таки есть. Причём именно поводЫ, так как их сразу несколько.
Первое, что бросается глаза – указ выходит в последний день сентября, но при этом в одном из его приложений размеры денежного довольствия почему-то регламентируются с 1 сентября текущего года. Получается, что подписание проходит задним числом, что как-то странно характеризует саму работу по подготовке этого указа.
Второе: 17 сентября 2013 года, то есть примерно за пару недель до выхода президентского указа, министерством финансов была распространена информация, касающаяся того, что правительство может «заморозить» повышение заработных плат государственных чиновников в 2014 году. Такую информацию подтвердила Татьяна Нестеренко, работающая в должности одного из многочисленных заместителей министра финансов. Помимо этого уже глава Минфина сообщил о возможности почти двукратного сокращения числа чиновников. Эта информация произвела если не эффект разорвавшейся бомбы, то уж точно привлекла к себе повышенное внимание. Однако затем Антон Силуанов отметил, что увольнять чиновников не станут, а просто переведут в несколько иной статус – лишат статуса государственных служащих. И действительно: зачем плодить безработных?.. Эта мера, по данным всё того же Минфина, позволит сэкономить только за 2014 год свыше 30 миллиардов рублей.
В общем, история с сокращением без сокращения достаточно путаная… Однако всю возникшую после выступлений представителей главного финансового ведомства путаницу, по всей видимости, решил прояснить президент. Ко всё тому же 742 указу он добавляет второе приложение, в котором говорится, что повышение заработных плат представителей чиновничьего аппарата в 2014 году всё же состоится, причём, если учитывать данные этого приложения, повышение будет весьма существенным.
Выходит, что если Минфин не собирается повышать заработную плату чиновникам (к которым, кстати, его представители имеют самое непосредственное отношение), то Силуанов пойдёт на нарушение президентского закона… Нет, конечно, многим прекрасно известны ситуации, когда президентские законы в нашей стране «спускаются на тормозах», но так закон №742 по определению не из тех, которые чиновники захотят проигнорировать. Как говорится, своя рубаха…
В качестве примера рассмотрим несколько чиновничьих должностей, работу которых переоценят в форме увеличения оплаты. К примеру, первый замглавы кабинета министров в России с 1 сентября 2013 года получает 61998 рублей, а с 1 сентября следующего года будет получать за ту же работу 97221 рубль (увеличение почти на 57%). Член ЦИК РФ с 1 сентября 2013 года – 53927 рублей, с 1 сентября 2014 года – 88266 рублей (увеличение на 63,6%). Уполномоченный по правам человека в РФ с сентября текущего года – 55176 рублей, с сентября следующего года – 85294 рубля (рост на 54,5%).
Примечательно, что денежное вознаграждение (именно такой термин используется в приложениях к указу) из числа рассмотренных должностей в 2014 году не изменится лишь в отношении секретаря Совбеза РФ. Уровень «денежного вознаграждения» секретаря Совбеза остаётся на уровне 102570 рублей. Ну вот, понимаешь, и экономия… Значит, слова руководителей министерства финансов о том, что чиновникам повышать заработные платы в будущем году не будут – кристальная правда… Только вот в ведомстве Антона Силуанова (а его «денежное вознаграждение» «подрастёт» в будущем году на 57%) забыли озвучить, что это будет один чиновник… И если собираются более 30 миллиардов в год сэкономить на одном секретаре Совета безопасности, то сколько ж тогда можно сэкономить на всей чиновничьей армии…
Конечно, найдутся читатели, которые непременно скажут: ну а разве заработная плата того же первого замглавы правительства на уровне 97 тысяч рублей – много? Ведь сложность его работы – вон, понимаешь, какая! А ещё ответственность! Куча обязательств! Тьма документов!
Всё правильно – работа не из лёгких, работа выматывающая, портящая нервы, но только декларации о доходах говорят, что чиновничьи оклады для многих – это так… на бедность… К примеру, Игорь Шувалов, который как раз первым заместителем главы кабмина и работает, в декларации о доходах сообщает о доходе в 226,39 млн. рублей (за 2012 год). Если учесть, что «денежное вознаграждение» на основном рабочем месте составило не более 7 млн. рублей (конечно, без учёта возможных дополнительных премий, компенсаций, поощрений и прочего), то выходит, что зарплата Игоря Шувалова в качестве федерального чиновника едва даёт 3% его доходов…
Министр промышленности и торговли заработал по итогам прошлого года 103,8 млн. рублей. Если и эту сумму сравнить с уровнем оплаты труда в качестве федерального министра, то выходит, что для Дениса Мантурова что его зарплата, что её повышение по 742-му указу как киту креветка…
Есть, конечно, и те чиновники, в декларациях о доходах по итогам прошлого которых указаны сугубо государственные финансовые притоки, но их, прямо скажем, немного… Но если доходы чиновников так разняться (что видно даже из деклараций), так почему же Минфину (правительству) не пойти по пути той самой дифференциации, о которой наши власти так часто любят говорить в отношении обычных граждан? Почему-то речь о возможных невыплатах материнского капитала тем матерям, доход которых «и так высок», в Минфине говорят; о возможном отказе в бесплатной медпомощи безработным гражданам в Минтруде тоже говорят, а вот о себе любимых всё как-то забывают… Равенство перед законом, оно такое?
Теперь стоит подождать выхода деклараций о доходах госчиновников за текущий год. Как говорится, будет интересно, ведь с бизнесом чиновники вроде как должны полностью «завязывать»… Наверное, именно на «компенсацию» отказа от ведения бизнеса и нацелено второе приложение к президентскому указу №742 – надо слуг народа поддержать, чтобы не обиделись, и не бросили вести страну к светлому будущему…
Информация