Military Review

Strike from the stratosphere

6
Renaissance airships



Airships after a series of high-profile catastrophes in the 1930s seemed to be a thing of the past, completely supplanted by airplanes and then helicopters. but история again went in a spiral. Technical progress has not killed the airships. On the contrary, it gives them a chance to be reborn, helping to uncover the best qualities of these aircraft. For Russia, they can be extremely useful.

Indeed, airships are extremely environmentally friendly, not only in terms of air pollution, but also in the fact that they are very quiet. They are very economical and can be extremely load-carrying, significantly load-carrying the largest transport aircraft. Airships do not require large and expensive runways and can land on virtually any relatively flat surface. They can fly very far and very long (day and week, sometimes even months and years). In addition, they can hang in one place, and also very long. The airship is little noticeable in the infrared and radar ranges, and it is much easier to prepare the airship pilot than the pilot of the aircraft or helicopter.

The main drawback of the airship is low speed, about 100 km / h. But this is quite comparable with the speeds of cars and trains, and, unlike them, the airships are not tied to the roads.

The non-combustible inert helium became the carrier gas of the current airships instead of the extremely explosive hydrogen (in fact, it was he who destroyed the airships of the first half of the twentieth century). The fabric sheath, sealed by rubber, was replaced by new synthetic materials (Kevlar, polyurethane, Mylar, Dacron, etc.), which several times reduced the weight of the shell and two orders of magnitude - the diffusion of gas through it (this is very important due to helium - its high fluidity). The shell is made by computer-aided design using laser cutting machines. Gondolas and cargo compartments of airships are now made of composites, which also significantly reduces their weight.

In addition to the classic airships, the lift of which creates a carrier gas, hybrid airships have appeared, where either the carrying surfaces (wings) or helicopter-type screws provide additional lift. And hybrids can be very outlandish. For example, in the United States, the Megalifter airship was created, which actually was a C-5 transport aircraft, but the middle part of the fuselage was replaced by a semi-rigid airship shell. Another American airship, Heli-Stat, was a shell with four SH-34J helicopters attached to it. One of them was controlled by a pilot, the rest - remotely. Hybrids are harder and more expensive than classic airships, but they have a higher speed (up to 400 km / h) and maneuverability.

On small airships, piston engines are used as the most economical and providing high maneuverability. On larger devices, gas turbine engines are used. At the same time, various exotic projects such as solar-powered engines or the use of nuclear energy are considered.

The main military tasks that can solve airships are obvious and determined by their merits. First of all, it is transportation of troops and cargo over long distances. No less obvious is the use of these devices for long-range radar detection (DRLO), and here we are not talking about tethered unmanned aerostats, which have long been used in the United States, Italy, and Israel to protect borders, namely, autonomous airships (which, however, can also be unmanned). In addition, airships can be successfully used in the fight against submarines. Finally, these devices can become effective repeaters, partly replacing communication satellites in this quality, being several times cheaper.

The efficiency of the airship is determined by the fact that it has specific fuel consumption 3 ― 4 times less than that of the aircraft, and 14 15 times - than the helicopter. True, there is the problem of helium, which is quite expensive. However, the more airships there are and the larger they are, the more profitable will be the production of helium.

Size matters for other reasons. One cubic meter of helium at normal atmospheric pressure provides a lift of one kilogram of cargo. To lift one ton of payload (taking into account the weight of the airship) you need to fill the shell 20 thousand cubic meters. m helium. Cost-effective cargo airship, by definition, must be large (with a higher carrying capacity below the cost of transportation). Moreover, as today's practice shows (for example, the well-known airline Volga-Dnepr), air transportation of oversized heavy loads is a service that is very much in demand in the market, it is not affected by any crisis.

In addition, the larger the aircraft, the less it is exposed to the wind: the force of the wind pressure on the shell is proportional to the square of the linear dimensions, and the resistance to the wind is proportional to their cube. This makes it possible to build airships with a carrying capacity of up to 2000 tons, which is almost 20 times larger than that of the largest transport aircraft.

On the other hand, for very large airships, very large hangars and a lot of fuel are needed. For example, the airship with a carrying capacity of 2000 tons for flight over a distance of 4000 km must carry around 1000 tons of kerosene. The situation with the development of airships is described by the well-known expression “I want, and it hurts”. The advantages are obvious, the problems too.

Today, the largest airship in the world is a semi-rigid German-made Zeppelin NT LZ 07, which operates tourist flights, taking on passengers and two crew members on board the 12. The airship Skyship-600, which is also used for tourist flights, carries 10 passengers and two crew members. In addition, there are lots of experimental devices and even more ambitious plans.

In 1996, a special unit was formed in the United States called JAPO (Joint Aerostat Project Office). It was engaged in the development of reconnaissance systems placed on aerostats. In 1997, he was tasked with creating a JLENS (Joint Land attack cruise missile defense Elevated Netted Sensor system) system. It was intended for over-the-horizon detection of air targets (primarily cruise missiles) and the issuance of data to air defense / anti-missile defense systems (anti-aircraft missile systems and fighters) for their destruction. The radars of the system were located in 70-meter unmanned airships gondolas capable of being in the air for up to 30 days. During the tests, it turned out that the airship is very resistant to damage, even when an anti-aircraft missile hits it, it does not fall, but slowly sinks to the ground, which ensures the safety of the equipment.

The North American air defense system NORAD considered the possibility of adopting DRLO airships (they should have patrolled at an altitude of 24 km) for detecting cruise missiles at a distance of up to 740 km.

The possibility of using unmanned airships for aerial reconnaissance. For example, an unmanned aerial vehicle MaXflyer of ellipsoidal shape with a diameter of 80 m is being developed in the USA. Having various reconnaissance equipment on board, it can fly in a given area at an altitude of 30 km for several weeks. The main protection of the device will be its extremely low radar visibility.

Of course, transport vehicles were not forgotten. For example, the American airship of the hybrid type Aerocraft (length 307 m, height 77 m) was supposed to deliver cargo weighing up to 1000 tons (18 Apache attack helicopters, or 8 tanks Abrams, or 16 BMP Bradley) at a distance of 9300 km. The British company ATG developed the SkyCat 1000 airship-catamaran also 307 m long. With its own weight, it is able to deliver a payload of 1000 tons per 7400 km or 600 tons per 16000 km.

In the USA, such exotic variants of the use of airships were also considered, such as launching intercontinental MX ballistic missiles from them. Such launchers would become completely invulnerable to the enemy.

In Russia, which has good traditions of airship construction, there are also a number of experimental samples and even more - projects. For example, Avgur develops the Berkut stratospheric airship, 250 m in length, which can be an alternative to geostationary communications satellites. It can hang at an altitude of 20 ― 22 km, and two are enough for a review of the European part of Russia.

Note that helium reserves in Russia are 9,2 billion cubic meters. m (one third of world volume and second place after the USA with their 13 billion cubic meters). The main thing is that airships can be useful to us like no one else.

First, as a vehicle. For delivery of military and civilian goods to the eastern regions of the country, airships simply do not have a price, only they can save us from critical dependence on Transsib and the Northern Sea Route. It is so obvious that it does not require comments.

Airships can be the most important means of air defense. In this case, perhaps, it is not necessary to limit its use only to the role of an intelligence observer. Nothing prevents the airship from being loaded not only with a powerful radar station (which should effectively detect both “invisible airplanes” and cruise missiles), but also air-to-air missiles to hit targets it detected. Airships can hang at an altitude of 20 ― 30 km above the ground, which will provide rockets with very large potential energy at launch, which translates well into additional kinetic energy. On the other hand, the enemy fighters to get to the airship, hanging in the stratosphere, it will be extremely difficult, if not impossible. In addition, as mentioned above, the hit of one or two missiles is not fatal for the dirigible; it just sinks slowly to the ground. Several dozen airship airships may well become a powerful "wandering barrier" on Russia's air borders, complementing, and to a large extent, replacing fighters and air defense systems. Perhaps, by the criterion of cost / efficiency, it is such an air defense system that will be the most suitable option for Russia.

The airship can be the carrier of long-range air-based cruise missiles (several dozens, if not hundreds), as well as intercontinental ballistic missiles, ideally fitting into the concept of "elusive nuclear deterrence forces" (SNF). An apparatus with a pair of missiles on board, hanging over the Krasnoyarsk Territory or Yakutia, will be completely invulnerable to any enemy (at least until the appearance of space weapons). He can also “ship” an entire flock of cruise missiles from his airspace to destroy ground and surface targets.

Due to the large carrying capacity and the stratospheric altitude, the airship can carry a powerful electronic warfare complex, which allows the enemy to "crush" the electronics over a large area. In the future, airships could become carriers and laser weapons (a combat laser, if it is created, will probably be large and heavy).

Finally, airships, as has already been said, can wonderfully replace communication satellites, being much cheaper and much less vulnerable.

In general, it makes sense to try.
Author:
Originator:
http://www.chaskor.ru"rel =" nofollow ">http://www.chaskor.ru
6 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vladimir
    Vladimir April 22 2011 17: 09
    -1
    The American military-industrial complex has been generating delusional ideas non-stop for over 60 years. Only a "thinking bullet" is worth it. Research, development of prototypes and testing took about $ 300 million. However, it did not come to dryness. The money drank, the project was closed. You can give examples for every please, it will take a long time. Now here is the airship "from the stratosphere".
    1. kesa1111
      kesa1111 17 October 2011 04: 34
      +2
      You can not respect the amers, but they have the LAW with a capital letter. As for sawing, we are ahead of the rest of the planet.
    2. Igor Vladimirovich
      Igor Vladimirovich 1 February 2012 23: 40
      0
      In vain you are so much about a bullet. You don’t even have to strain. The helicopter, as it walked, took shape at Leonardo Da Vinci. And realized as opportunities became available. This happens to many, if not to say that, all ideas. The idea is damp, but ...
  2. Vega
    Vega 6 June 2011 14: 34
    0
    Everything would be fine if it were not for the expensive helium that literally seeps through any shell
  3. suharev-52
    suharev-52 1 February 2012 23: 55
    0
    AU, chemists! An alternative to helium is urgently needed. Who can solve the problem?
    The idea is good, if memory serves, then in the 60s in the magazines "Young Technician" and "Tekhnika-Molodyozhi" there was a whole series of articles on this topic. There were so many options to go crazy. Isn't it time to return to this topic and work it out thoroughly?
  4. Basarev
    Basarev 1 November 2013 09: 30
    0
    There is also a project of the grandiose all-metal airship Tsiolkovsky.

Удар из стратосферы

Ренессанс дирижаблей

Удар из стратосферы


Дирижабли после ряда громких катастроф в 1930-е годы, казалось, навсегда ушли в прошлое, полностью вытесненные самолётами, а затем и вертолётами. Однако история опять пошла по спирали. Технический прогресс отнюдь не убил дирижабли. Наоборот, он даёт им шанс возродиться, помогая раскрыть лучшие качества этих летательных аппаратов. Для России они могут оказаться крайне полезными.


Действительно, дирижабли чрезвычайно экологичны, причём не только в плане загрязнения воздуха, но и в том, что они очень тихие. Они весьма экономичны и могут быть чрезвычайно грузоподъёмными, значительно грузоподъёмнее самых больших транспортных самолётов. Дирижабли не требуют больших и дорогостоящих взлётно-посадочных полос и могут садиться практически на любую относительно ровную поверхность. Они могут летать очень далеко и очень долго (сутки и недели, иногда даже месяцы и годы). Кроме того, они могут висеть на одном месте, причём тоже очень долго. Дирижабль мало заметен в инфракрасном и радиолокационном диапазонах, а подготовить пилота дирижабля гораздо проще, чем пилота самолёта или вертолёта.

Основной недостаток дирижабля — низкая скорость, около 100 км/ч. Но это вполне сопоставимо со скоростями автомобилей и поездов, и, в отличие от них, дирижабли не привязаны к дорогам.

Несущим газом нынешних дирижаблей вместо чрезвычайно взрывоопасного водорода (собственно, именно он и погубил дирижабли первой половины ХХ века) стал негорючий инертный гелий. Тканевую оболочку, герметизируемую каучуком, заменили новые синтетические материалы (кевлар, полиуретан, майлар, дакрон и т.д.), что в несколько раз снизило массу оболочки и на два порядка — диффузию газа сквозь неё (это очень важно в связи с главным недостатком гелия — его высокой текучестью). Оболочка изготавливается методом компьютерного проектирования с помощью лазерных раскроечных машин. Гондолы и грузовые отсеки дирижаблей теперь изготовляют из композитов, что также значительно снижает их массу.

Помимо классических дирижаблей, подъёмную силу которых создаёт несущий газ, появились гибридные дирижабли, где дополнительную подъёмную силу обеспечивают либо несущие поверхности (крылья), либо винты вертолётного типа. Причём гибриды могут быть очень диковинными. Например, в США был создан дирижабль Megalifter, который фактически представлял собой транспортный самолёт С-5, но средняя часть фюзеляжа у него была заменена полужёсткой оболочкой дирижабля. Другой американский дирижабль Heli-Stat представлял собой оболочку, к которой были прикреплены четыре вертолёта SH-34J. Один из них управлялся пилотом, остальные — дистанционно. Гибриды сложнее и дороже классических дирижаблей, зато у них выше скорость (до 400 км/ч) и манёвренность.

На небольших дирижаблях используются поршневые двигатели как наиболее экономичные и обеспечивающие высокую манёвренность. На более крупных аппаратах применяются газотурбинные двигатели. При этом рассматриваются разного рода экзотические проекты типа двигателей на солнечной энергии или использование ядерной энергии.

Основные военные задачи, которые могут решать дирижабли, очевидны и определяются их достоинствами. В первую очередь, это перевозка войск и грузов на большие расстояния. Не менее очевидно использование этих аппаратов для дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), причём здесь речь идёт не о привязных беспилотных аэростатах, которые давно используются в США, Италии, Израиле для охраны границ, а именно об автономных дирижаблях (которые, впрочем, тоже могут быть беспилотными). Кроме того, дирижабли могут успешно использоваться в борьбе с подлодками. Наконец, эти аппараты могут стать эффективными ретрансляторами, отчасти заменяя в этом качестве спутники связи, будучи в разы их дешевле.

Экономичность дирижабля определяется тем, что у него удельный расход топлива в 3―4 раза меньше, чем у самолёта, и в 14―15 раз — чем у вертолёта. Правда, есть проблема гелия, который достаточно дорог. Впрочем, чем больше будет дирижаблей и чем крупнее будут они, тем рентабельнее станет производство гелия.

Размер имеет значение и по другим причинам. Один кубометр гелия при обычном атмосферном давлении обеспечивает подъём одного килограмма груза. Для подъёма одной тонны полезной нагрузки (с учётом веса дирижабля) требуется наполнить оболочку 20 тыс. куб. м гелия. Рентабельный грузовой дирижабль по определению должен быть крупным (при более высокой грузоподъёмности ниже стоимость перевозок). Причём, как показывает сегодняшняя практика (например, известной авиакомпании «Волга-Днепр»), воздушные перевозки крупногабаритных тяжёлых грузов — сервис, очень востребованный на рынке, на него не влияет никакой кризис.

Кроме того, чем крупнее летательный аппарат, тем меньше он подвержен действию ветра: сила давления ветра на оболочку пропорциональна квадрату линейных размеров, а сопротивление ветру пропорционально их кубу. Это даёт возможность строить дирижабли грузоподъёмностью до 2000 тонн, что почти в 20 раз больше, чем у крупнейших транспортных самолётов.

С другой стороны, для очень больших дирижаблей нужны очень большие ангары и много горючего. Например, дирижабль грузоподъёмностью 2000 тонн для полёта на расстояние 4000 км должен нести на борту около 1000 тонн керосина. Ситуация с развитием дирижаблей описывается известным выражением «и хочется, и колется». Преимущества очевидны, проблемы тоже.

Сегодня самый крупный дирижабль в мире — полужёсткий аппарат немецкого производства Zeppelin NT LZ 07, который осуществляет туристические рейсы, беря на борт 12 пассажиров и двух членов экипажа. Дирижабль Skyship-600, который также используется для туристических полётов, перевозит 10 пассажиров и двух членов экипажа. Кроме того, есть масса экспериментальных аппаратов и ещё больше грандиозных замыслов.

В 1996 году в США было сформировано специальное подразделение под названием JAPO (Joint Aerostat Project Office). Оно занималось разработкой разведывательных систем, размещаемых на аэростатах. В 1997 году ему была поставлена задача создать систему JLENS (Joint Land attack cruise missile defense Elevated Netted Sensor system). Она предназначалась для загоризонтного обнаружения воздушных целей (в первую очередь крылатых ракет) и выдачи данных средствам ПВО/ПРО (зенитно-ракетным комплексам и истребителям) для их уничтожения. РЛС системы размещались в гондолах 70-метровых беспилотных дирижаблей, способных находиться в воздухе до 30 суток. В ходе испытаний оказалось, что дирижабль очень устойчив к повреждениям, даже при попадании в него зенитной ракеты он не падает, а медленно опускается на землю, что обеспечивает сохранность оборудования.

Система ПВО Северной Америки NORAD рассматривала возможность принятия на вооружение дирижаблей ДРЛО (они должны были барражировать на высоте 24 км) для обнаружения крылатых ракет на дальности до 740 км.

Рассматривается возможность использования беспилотных дирижаблей для ведения воздушной разведки. Например, в США разрабатывается беспилотный летательный аппарат MaXflyer эллипсоидальной формы диаметром 80 м. Имея на борту различное разведывательное оборудование, он может летать в заданном районе на высоте 30 км несколько недель. Главной защитой аппарата станет его крайне низкая радиолокационная заметность.

Разумеется, не были забыты транспортные аппараты. Например, американский дирижабль гибридного типа «Аэрокрафт» (длина 307 м, высота 77 м) должен был доставлять груз массой до 1000 тонн (18 ударных вертолётов «Апач», или 8 танков «Абрамс», или 16 БМП «Брэдли») на расстояние 9300 км. Британская фирма ATG разрабатывала дирижабль-катамаран SkyCat 1000 длиной также 307 м. При собственной массе он способен доставить полезную нагрузку в 1000 тонн на 7400 км или 600 тонн на 16000 км.

В США рассматривались и такие экзотические варианты использования дирижаблей, как запуск с них межконтинентальных баллистических ракет МХ. Подобные пусковые установки стали бы совершенно неуязвимы для противника.

В России, имеющей хорошие традиции дирижаблестроения, также есть целый ряд экспериментальных образцов и ещё больше — проектов. Например, компания «Авгуръ» разрабатывает стратосферный дирижабль «Беркут» длиной 250 м, который может стать альтернативой геостационарных спутников связи. Он может висеть на высоте 20―22 км, а для обзора европейской части России достаточно двух.

Отметим, что запасы гелия в России составляют 9,2 млрд куб. м (треть мирового объёма и второе место после США с их 13 млрд куб. м). Главное же в том, что нам дирижабли могут быть полезны, как никому другому.

Во-первых, как транспортное средство. Для доставки грузов военного и гражданского назначения в восточные регионы страны дирижаблям просто нет цены, только они могут избавить нас от критической зависимости от Транссиба и Севморпути. Это настолько очевидно, что не требует комментариев.

Дирижабли могут стать важнейшим средством противовоздушной обороны. При этом, пожалуй, необязательно ограничивать его применение только ролью разведчика-наблюдателя. Ничто не мешает загрузить дирижабль не только мощной радиолокационной станцией (которая должна эффективно обнаруживать и «самолёты-невидимки», и крылатые ракеты), но и ракетами «воздух — воздух» для поражения обнаруженных им целей. Дирижабли могут висеть на высоте 20―30 км над землёй, что обеспечит ракетам при запуске очень большую потенциальную энергию, которая хорошо переводится в дополнительную кинетическую. С другой стороны, истребителям противника достать до дирижабля, висящего в стратосфере, будет крайне сложно, если вообще возможно. К тому же, как было сказано выше, попадание одной-двух ракет не является для дирижабля фатальным, он просто медленно опускается на землю. Несколько десятков дирижаблей ПВО вполне могут стать мощным «кочующим барьером» на воздушных рубежах России, дополняя, а в значительной степени и заменяя истребители и ЗРС. Возможно, по критерию стоимость/эффективность именно такая система ПВО станет для России наиболее подходящим вариантом.

Дирижабль может быть носителем крылатых ракет воздушного базирования большой дальности (нескольких десятков, если не сотен), а также межконтинентальных баллистических ракет, идеально вписываясь в концепцию «неуловимых сил ядерного сдерживания» (СЯС). Аппарат с парой ракет на борту, висящий над Красноярским краем или Якутией, будет абсолютно неуязвим для любого противника (по крайней мере, до появления космического оружия). Также из своего воздушного пространства он может «отгрузить» целую стаю крылатых ракет для поражения наземных и надводных целей.

Благодаря большой грузоподъёмности и стратосферной высоте полёта, дирижабль может нести мощный комплекс радиоэлектронной борьбы, позволяющий «задавить» электронику противника на большой территории. В будущем дирижабли могли бы стать носителями и лазерного оружия (боевой лазер, если его создадут, будет, видимо, большим и тяжёлым).

Наконец, дирижабли, как уже было сказано, могут замечательно заменить спутники связи, будучи гораздо более дешёвыми и гораздо менее уязвимыми.

В общем, есть смысл попробовать.
Автор: Александр Храмчихин
Первоисточник: http://www.chaskor.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.chaskor.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Владимир 22 апреля 2011 17:09
    Американский ВПК генерирует бредовые идеи безостановочно вот уже свыше 60 лет.Только "думающая пуля" чего стоит. На исследования, разработку опытных образцов и испытания ушло около 300 миллионов долларов. Впрочем, до испятания не дошло. Бабки попилили, проект закрыли.Можно привести примеры по каждом угоду, долго получится. Теперь вот дирижабль "из стратосферы".
    Владимир
    1. kesa1111 17 октября 2011 04:34
      Можно не уважать амеров, но ЗАКОН у них с большой буквы. Насчет распилить -мы впереди планеты всей.
      kesa1111
    2. Игорь Владимирович 1 февраля 2012 23:40
      Зря Вы так насчет пули. Тут даже напрягаться не надо. Вертолет как идя оформился у Леонардо Да Винчи. А реализовался по мере появления возможностей. Так происходит со многими, если не сказать что, со всеми идеями. Идея сыровата, но...
      Игорь Владимирович
  2. Vega 6 июня 2011 14:34
    Все бы ничего, если б не дорогостоящий гелий, буквально просачивающийся через любую оболочку
    Vega
  3. suharev - 52 1 февраля 2012 23:55
    АУ, химики ! Срочно нужна альтернатива гелию. Кто сможет решить проблему?
    Идея хорошая, если память не изменяет то в 60-х в журналах "Юный техник" и "Техника-молодёжи" был целый цикл статей по этой тематике. Там было столько вариантов, что с ума сойти. Не настало ли время вернутся к данной теме и тщательно её проработать.
    suharev - 52
  4. Басарев 1 ноября 2013 09:30
    Есть ещё проект грандиозного цельнометаллического дирижабля Циолковского.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня