Обновление ВВС Южной Кореи: F-15SE или F-35A?

На последней неделе сентября Южная Корея приняла решение о несоответствии необходимым требованиям многоцелевого истребителя F-15SE компании Boeing. Из-за этого решения снова поднялся вопрос, который совсем недавно казался окончательно решенным.

На вооружении Южной Кореи находится 460 истребителей, из которых 48% – это фронтовые истребители F-15K и F-16, а 30% — устаревшие F-4 и F-5, требующие замены в ближайшие годы. Если эта замена не будет произведена, количество истребителей в ВВС страны может сократиться примерно на 140 машин в 2019 г., когда все F-4 и F-5 будут сняты с вооружения.


Нужды ВВС заставили Сеул в 2012 г. объявить о тендере на 60 истребителей, первые поставки которых должны были бы начаться в 2016 г. (позже эта дата была сдвинута на 2017 г.) Предполагалось, что это будет первый контракт на истребители, которые составят основу ВВС страны на период с 2020 по 2060 гг. На данный тендер Южная Корея была готова выделить 7,7 млрд долл. Изначально рассматривались три претендента: 1) Boeing с истребителем F-15SE; 2) Lockheed Martin с F-35A; 3) EADS с Eurofighter Typhoon. Однако последние две корпорации не вписывались в бюджет, предложенный Сеулом.

Третий претендент также не соответствовал ряду технических требований. Кроме того, будучи европейской корпорацией EADS имел меньше шансов, чем американские Boeing и Lockheed Martin, поскольку, как сказал один из корейских экспертов, «вряд ли политически приемлемым будет приобретение нашего следующего парка военных самолетов у кого-либо еще кроме Соединенных Штатов». Очевидно, Сеул не может не оказывать преференций стране, которая держит на его территории войска численностью 28,5 тыс. чел. и военно-воздушную группировку, состоящую из 90 истребителей.

Когда в июле 2013 г., было объявлено, что бюджет контракта не будет пересматриваться, единственным участником тендера осталась Boeing, предложение которой не выходило за рамки этого бюджета. Поэтому корпорация ожидала, что на расширенном заседании Комитета по обороне 24 сентября ее фактическая победа будет подтверждена, а F-15SE — одобрен. Однако, надежды Boeing, выигравшей два предыдущих тендера в Южной Кореи, в этот раз были посрамлены.

Решение Комитета по обороне о пересмотре бюджета и технических требований тендера было прокомментировано официальным представителем корейского министерства обороны следующим образом: «Большинство членов комитета согласились отказаться от F-15 и снова начать проект (по приобретению новых истребителей – П.Т.), который должен учитывать угрозы со стороны Северной Кореи, включая ядерное оружие, а также последние разработки в области аэрокосмических технологий. Они согласились с тем, что в соответствии с последними тенденциями и с целью борьбы с провокациями Северной Кореи военно-воздушным силам нужен ударный истребитель пятого поколения».

Обновление ВВС Южной Кореи: F-15SE или F-35A?

Определенное влияние на исход расширенного заседания Комитета по обороне оказало обращение бывших генералов ВВС, разосланное в государственные ведомства за месяц до этого. В нем утверждалось, что стране нужны истребители, действительно построенные по технологии Stealth, для того чтобы «незаметно проникнуть в Северную Корею и избавиться от ядерной угрозы с ее стороны».

Пересмотр тендера открывает возможности для Lockheed Martin и ее F-35A, который в правительственных документах Южной Кореи характеризуется как «истребитель пятого поколения». В Сеуле надеются, что рост продаж этой машины, заказы на которую уже сделали Австралия, Великобритания, Голландия, Израиль, Италия, Норвегия и Япония, позволит несколько снизить ее стоимость, составляющую сейчас около 120 млн долл. за один истребитель.

В настоящее время обсуждается альтернативный вариант, предполагающий партию в 60 самолетов разделить между F-15SE (33%) и F-35A (67%). Вряд ли такой вариант будет реализован Сеулом, поскольку, во-первых, он, все равно, не позволит сохранить бюджет тендера на ранее заявленном уровне, и, во-вторых, заставит Сеул потратить часть этого бюджета на F-15SE, в основе которых разработки 70-х годов прошлого века.

В соответствии с заверениями представителей корейского Агентства оборонных закупок, новый тендер будет проведен в течение года. Очевидно, в этот раз фаворитом будет F-35A. Если Сеул примет решение в его пользу, контракт с Lockheed Martin может подразумевать поставку меньше 60 машин в более поздние сроки. Какие перспективы в новом тендере видятся руководителям Boeing и EADS, можно будет увидеть по участию этих корпораций в Сеульской аэрокосмической выставке, которая пройдет 29 октября – 3 ноября 2013 г.
Автор:
Петр Топычканов
Первоисточник:
http://periscope2.ru/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти