Опытный «Буйвол» и САУ с 122-мм пушкой

В 1955 году на базе самоходной артиллерийской установки СУ-122 в конструкторском бюро завода 174 разработали два проекта: АПБНП «Буйвол» (артиллерийский подвижной бронированный наблюдательный пункт) и самоходной установки оснащенной 122-миллиметровой пушкой М-62С. Тактико-техническое задание на подвижной наблюдательный пункт заводом №174 было получено от Главного артиллерийского управления в январе 1955 года.

Основным предназначением машины было обеспечение управления огнем артиллерийских подразделений в боевой обстановке. В июле 1955 году тех. проект артиллерийского подвижного бронированного наблюдательного пункта «Буйвол», получившего на заводе обозначение «Объект 610», утвердили для изготовления опытных образцов. В этом же году на заводе 174 было изготовлено два опытных образца, прошедших заводские, а в дальнейшем полигонные и войсковые испытания.

Опытный «Буйвол» и САУ с 122-мм пушкой
Опытный АПБНП «Объект 610» «Буйвол»



В качестве базы для АПБНП «Объект 610» послужила самоходная артиллерийская установка СУ-122 в которой были использованы узлы и агрегаты танка Т-54. Полностью закрытый корпус сваривался из катаных броневых плит. Компоновка корпуса с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения сзади. В рубке спереди располагались органы управления и приборы наблюдения.

Силовая установка и ходовая часть остались без изменений. В моторно-трансмиссионном отделении размещался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-54 жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с. Поскольку боевая масса машины в связи с демонтажем орудия и изменением маски уменьшилась с 36 до 33 тонн, запас хода по шоссе увеличился до 490-515 км (запас хода СУ-122 – 400 км). Максимальная скорость по шоссе – 48 км/ч.

В состав экипажа машины входили шесть человек.

В качестве вооружения на АПБНП «Буйвол» использовался крупнокалиберный 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ, боекомплект которого состоял из 400 патронов. Пулемет устанавливался на лобовом листе рубки в броневой маске. Для маскировки АПБНП пулемет «прятался» в специальном кожухе, который имитировал ствол артиллерийской системы.

Специальное оборудование состояло из навигационной аппаратуры «Янтарь-Трасса» и приборов наблюдения. В составе последних: разведывательный теодолит РТ-2, танковый командирский дальномер ТКД, танковый командирский перископ ТЛКУ, перископ дальнего наблюдения ПДН-2, артиллерийская буссоль ПАБ-2 и стереодальномер ДС-09. Взаимодействия с артиллерийскими и танковыми подразделениями, а также внешняя связь в машине осуществлялась с помощью радиостанций Р-108 и 10РГ.

Технические характеристики опытного АПБНП «Буйвол»:
Боевая масса – 33 т;
Экипаж – 6 человек;
Годы производства – 1955;
Количество выпущенных машин – 2 шт.;
Вооружение:
Пулемет КПВТ калибра 14,5 мм;
Прицелы ПДН-2, РТ-2, ПАБ-2;
Двигатель: V-образный 12-цилиндровый дизельный четырёхтактный В-54 жидкостного охлаждения
Мощность двигателя – 520 л. с.;
Скорость по шоссе – 48 км/ч;
Запас хода по шоссе – 490..515 км;
Габариты (СУ-122-54):
Длина корпуса – 6000 мм;
Ширина корпуса – 3270 мм;
Высота по крышу рубки – 2060 мм;
База – 3840 мм;
Колея – 2640 мм;
Клиренс – 425..440 мм.

Одновременно с разработкой АПБНП «Объект 610» «Буйвол» велись работы по модернизации самоходной установки СУ-122-54. Проект модернизации предусматривал установку 122-миллиметровой пушки М-62С.

Опытный «Буйвол» и САУ с 122-мм пушкой
САУ СУ-122-54 - база создания АПБНП «Буйвол»


Разработка новой 122-миллиметровой нарезной танковой пушки М-62 была начата под руководством Цирульникова М.Ю. еще в 1940-е годы. Первый опытный образец был изготовлен к 1949 году. Заводские испытания на Горовецком артиллерийском полигоне пушка прошли летом 1953 года. 14.02.1955 г. Главное артиллерийское управление утвердило тех. проект модифицированного варианта М-62С для монтажа в самоходную артиллерийскую установку. 24.02.1955 г. постановлением Совмина СССР №347-205 начали разработку пушки М-62Т2 имеющей стабилизатор для монтажа в тяжелый танк.

Основными составляющими орудия являлись: ствол, состоящий из трубы, скрепленной с кожухом, казенник с направляющим штырем, дульный тормоз и эжектор. В орудие использовался горизонтально-клиновой затвор и копирный полуавтомат. Ударно-спусковой механизм – гальвано-ударный. Спуск бойка производился при помощи спускового механизма на ограждении или при помощи электромагнита который приводился в действие кнопкой на пульте прицела Т2С.

Для предотвращения несанкционированного спуска, на правой стороне ограждения устанавливался блокировочный механизм. Снятие блокировки осуществлялась заряжающим поворотом рукоятки привода блокировки. Ствольную группу крепили в цельнолитой люльке обойменного типа.

В специальных приливах в нижней части люльки закреплялись цилиндры противооткатных устройств. Цилиндр накатника находился справа, а цилиндр тормоза отката – слева.

30 октября 1955 г. создали три опытных образца, отправленных впоследствии на Кировский завод для монтажа в танк Т-10М. установочная партия (21 пушка) была выпущена в 1957 году. Крупносерийное производство было развернуто с 1958 года.

Опытный «Буйвол» и САУ с 122-мм пушкой
М-62 — советская нарезная танковая пушка. Разработана в конструкторском бюро Завода №172


Основные характеристики М-62:
Калибр – 122 мм;
Масса – 2785 кг;
Длина – 6393 мм;
Длина ствола – 5610 мм;
Затвор – горизонтально-клиновой, гидравлический;
Противооткатное устройство – гидропневматический игольчатый накатник;
Угол возвышения – от -5 до +20 градусов;
Скорострельность – 5 выстрелов/мин;
Начальная скорость снаряда – 950 м/с;
Прицельная дальность – 1130 м;
Максимальная дальность – 16500 м;
Вид боепитания - раздельно-гильзовое.

Проект САУ СУ-122 и макет самоходки в натуральную величину с 122-миллиметровой пушкой М-62С были готовы к 1956 году. Разработкой машины руководил Сулин А.Е., который после ухода Бушнева И.О. в 1955 году возглавил конструкторское бюро завода №174. Серийное производство самоходной установки планировалось развернуть в 1960 году. Однако после окончания серийного производства самоходной установки СУ-122 с орудием Д-49 дальнейшие работы были прекращены.

Подготовлено по материалам
http://www.dogswar.ru
http://vadimvswar.narod.ru
http://www.arms-expo.ru
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 17
  1. Крэнг 9 октября 2013 09:15
    Кстати эта 122мм нарезная пушка М-62Т2С (2А17) танка Т-10М мощнее и точнее чем 125мм 2А46М устанавливаемая на танки Т-64, Т-72 и Т-82. Когда на танке Т-10М испытывали лазерный дальномер (т.е. СУО получилась примерно как у танка Т-64А и Т-72А)он спокойно поражал первым выстрелом цели на расстоянии 3-3,5км.
    Крэнг
    1. ramsi 9 октября 2013 09:24
      у гладкоствольной выше начальная скорость снарядов
      ramsi
      1. the47th 9 октября 2013 11:11
        А ещё при одинаковой массе пушки, гладкоствольная будет больше калибром, а это значит ОФ снаряд будет мощнее.
        1. Емеля 9 октября 2013 21:33
          ЕМНИП, 122-мм нарезная Д-83 и 125-мм гладкоствольная Д-81 были примерно одинаковыми по массе и отличались только стволами.

          При равных калибрах ОФ-снаряд нарезной мощнее в 2 раза.
          Емеля
      2. svp67 9 октября 2013 13:27
        Цитата: ramsi
        у гладкоствольной

        А еще она долговечнее...
        1. алекс 241 9 октября 2013 18:49
          Основным оружием машины являлась 122-мм нарезная пушка Д-49, вспомогательным – два 14,5-мм пулемета Владимирова (КПВТ). Пушка Д-49 представляла собой модернизированный вариант пушки Д-25Т, устанавливавшейся на тяжелом танке ИС-3. В отличие от пушки Д-25Т пушка Д-49 была оснащена механизмом досылания снаряда и гильзы, эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела. Труба-моноблок ствола пушки имела длину 5497 мм. Пушка с клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором устанавливалась на горизонтальных цапфах рамки. Сама рамка устанавливалась на двух вертикальных цапфах в неподвижной бронировке, закрепленной на лобовом листе корпуса машины с помощью клиньев и болтов. Вращение рамки в горизонтальной плоскости осуществлялось вместе с пушкой в секторе 16° с помощью поворотного механизма винтового типа. Вертикальная наводка пушки в диапазоне от –4° до +16° осуществлялась с помощью подъемного механизма секторного типа со сдающим звеном. Подъемный механизм располагался с левой стороны люльки пушки на щеке рамки. Вылет ствола пушки составлял около 4 м. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Штоки тормоза отката и накатника были закреплены в казеннике и откатывались вместе со стволом. Нормальная длина отката составляла 490–560 мм, предельная – 570 мм.Для обеспечения получения боевой скорострельности 4–5 выстр./мин. и облегчения условий работы заряжающих на откидном ограждении пушки был установлен электромеханический механизм досылания. Каретка с лотком и цепью досылателя устанавливалась в направляющих откидного ограждения пушки и перемещалась по ним в горизонтальной плоскости в направлении перпендикулярном оси канала ствола
          алекс 241
        2. Емеля 9 октября 2013 21:37
          Цитата: svp67
          Цитата: ramsi
          у гладкоствольной
          А еще она долговечнее...


          ...а не наоборот ли?
          Емеля
    2. EvgAn 13 декабря 2013 20:36
      Не забывайте про возможность пускать из гладкоствольной пушки ПТУРы
      EvgAn
  2. ramsi 9 октября 2013 12:46
    интересно, а как мехвод сидит, особенно у второго образца?
    ramsi
  3. AlexVas44 9 октября 2013 14:00
    Место мехвода на СУ-122-54 в рубке справа, перед командиром.
    1. ramsi 9 октября 2013 14:36
      то есть на уровне маски пушки?! А поворот орудия: градусов по 10 в обе стороны?..
      ramsi
      1. Денис 9 октября 2013 18:19
        Цитата: ramsi
        градусов по 10 в обе стороны?..
        Поправлю,по СУ-122,углы наведения:
        горизонтальый-16*
        возвышения-плюс 16*
        склонения-минус 4*

        Удачное шасси говорит само за себя.Помимо ЗСУ-57-2 и огнемётного ОТ-54 что только не делали на его базе.Инженерные БТС-2,мостоукладчик МТУ,плавающий ПТС-54
        1. Комментарий был удален.
  4. Tan4ik 9 октября 2013 16:40
    Таак любители WOT,говорите все плюсы и минусы машины.
    1. SrgSoap 9 октября 2013 17:39
      Отлично, 5 баллов!!! good
    2. Денис 9 октября 2013 18:26
      Цитата: Tan4ik
      Таак любители WOT,говорите все плюсы и минусы машины
      Тихо знаю что есть WOT,а вот в №79 много о технике на шасси Т-54,дельный журнал
      1. алекс 241 9 октября 2013 18:53
        Су-122-54 в Афгане.Переделанный в БМР да еще довооруженный башенкой с КПВТ
        алекс 241
    3. StolzSS 9 октября 2013 21:09
      НУ очевидно если она на 3 км уверенно берет противника 1 вым снарядом то это крутая машина. Низкий силуэт и устойчивая база тоже добавят точности и упростят маскировку.
      Что касается фугасного снаряда то разницы у 122 и 125 минимальна. Вопрос в прицелах и стабилизаторах и прочем оборудовании остаётся открытым...
      StolzSS
  5. xAskoldx 9 октября 2013 20:14
    К сожалению время появления данной САУ было неудачно БРДМ с шмелем был дешевле и мобильней (хотя и для такой машины можно найти достойное применение)
    xAskoldx
  6. ПРИЗРАК 9 октября 2013 23:02
    хорошая статья интересная
    ПРИЗРАК

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня