Опытный «Буйвол» и САУ с 122-мм пушкой
Основным предназначением машины было обеспечение управления огнем артиллерийских подразделений в боевой обстановке. В июле 1955 году тех. проект артиллерийского подвижного бронированного наблюдательного пункта «Буйвол», получившего на заводе обозначение «Объект 610», утвердили для изготовления опытных образцов. В этом же году на заводе 174 было изготовлено два опытных образца, прошедших заводские, а в дальнейшем полигонные и войсковые испытания.

В качестве базы для АПБНП «Объект 610» послужила самоходная артиллерийская установка СУ-122 в которой были использованы узлы и агрегаты танка Т-54. Полностью закрытый корпус сваривался из катаных броневых плит. Компоновка корпуса с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения сзади. В рубке спереди располагались органы управления и приборы наблюдения.
Силовая установка и ходовая часть остались без изменений. В моторно-трансмиссионном отделении размещался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-54 жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с. Поскольку боевая масса машины в связи с демонтажем орудия и изменением маски уменьшилась с 36 до 33 тонн, запас хода по шоссе увеличился до 490-515 км (запас хода СУ-122 – 400 км). Максимальная скорость по шоссе – 48 км/ч.
В состав экипажа машины входили шесть человек.
В качестве вооружения на АПБНП «Буйвол» использовался крупнокалиберный 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ, боекомплект которого состоял из 400 патронов. Пулемет устанавливался на лобовом листе рубки в броневой маске. Для маскировки АПБНП пулемет «прятался» в специальном кожухе, который имитировал ствол артиллерийской системы.
Специальное оборудование состояло из навигационной аппаратуры «Янтарь-Трасса» и приборов наблюдения. В составе последних: разведывательный теодолит РТ-2, танковый командирский дальномер ТКД, танковый командирский перископ ТЛКУ, перископ дальнего наблюдения ПДН-2, артиллерийская буссоль ПАБ-2 и стереодальномер ДС-09. Взаимодействия с артиллерийскими и танковыми подразделениями, а также внешняя связь в машине осуществлялась с помощью радиостанций Р-108 и 10РГ.
Технические характеристики опытного АПБНП «Буйвол»:
Боевая масса – 33 т;
Экипаж – 6 человек;
Годы производства – 1955;
Количество выпущенных машин – 2 шт.;
Вооружение:
Пулемет КПВТ калибра 14,5 мм;
Прицелы ПДН-2, РТ-2, ПАБ-2;
Двигатель: V-образный 12-цилиндровый дизельный четырёхтактный В-54 жидкостного охлаждения
Мощность двигателя – 520 л. с.;
Скорость по шоссе – 48 км/ч;
Запас хода по шоссе – 490..515 км;
Габариты (СУ-122-54):
Длина корпуса – 6000 мм;
Ширина корпуса – 3270 мм;
Высота по крышу рубки – 2060 мм;
База – 3840 мм;
Колея – 2640 мм;
Клиренс – 425..440 мм.
Одновременно с разработкой АПБНП «Объект 610» «Буйвол» велись работы по модернизации самоходной установки СУ-122-54. Проект модернизации предусматривал установку 122-миллиметровой пушки М-62С.

Разработка новой 122-миллиметровой нарезной танковой пушки М-62 была начата под руководством Цирульникова М.Ю. еще в 1940-е годы. Первый опытный образец был изготовлен к 1949 году. Заводские испытания на Горовецком артиллерийском полигоне пушка прошли летом 1953 года. 14.02.1955 г. Главное артиллерийское управление утвердило тех. проект модифицированного варианта М-62С для монтажа в самоходную артиллерийскую установку. 24.02.1955 г. постановлением Совмина СССР №347-205 начали разработку пушки М-62Т2 имеющей стабилизатор для монтажа в тяжелый танк.
Основными составляющими орудия являлись: ствол, состоящий из трубы, скрепленной с кожухом, казенник с направляющим штырем, дульный тормоз и эжектор. В орудие использовался горизонтально-клиновой затвор и копирный полуавтомат. Ударно-спусковой механизм – гальвано-ударный. Спуск бойка производился при помощи спускового механизма на ограждении или при помощи электромагнита который приводился в действие кнопкой на пульте прицела Т2С.
Для предотвращения несанкционированного спуска, на правой стороне ограждения устанавливался блокировочный механизм. Снятие блокировки осуществлялась заряжающим поворотом рукоятки привода блокировки. Ствольную группу крепили в цельнолитой люльке обойменного типа.
В специальных приливах в нижней части люльки закреплялись цилиндры противооткатных устройств. Цилиндр накатника находился справа, а цилиндр тормоза отката – слева.
30 октября 1955 г. создали три опытных образца, отправленных впоследствии на Кировский завод для монтажа в танк Т-10М. установочная партия (21 пушка) была выпущена в 1957 году. Крупносерийное производство было развернуто с 1958 года.

Основные характеристики М-62:
Калибр – 122 мм;
Масса – 2785 кг;
Длина – 6393 мм;
Длина ствола – 5610 мм;
Затвор – горизонтально-клиновой, гидравлический;
Противооткатное устройство – гидропневматический игольчатый накатник;
Угол возвышения – от -5 до +20 градусов;
Скорострельность – 5 выстрелов/мин;
Начальная скорость снаряда – 950 м/с;
Прицельная дальность – 1130 м;
Максимальная дальность – 16500 м;
Вид боепитания - раздельно-гильзовое.
Проект САУ СУ-122 и макет самоходки в натуральную величину с 122-миллиметровой пушкой М-62С были готовы к 1956 году. Разработкой машины руководил Сулин А.Е., который после ухода Бушнева И.О. в 1955 году возглавил конструкторское бюро завода №174. Серийное производство самоходной установки планировалось развернуть в 1960 году. Однако после окончания серийного производства самоходной установки СУ-122 с орудием Д-49 дальнейшие работы были прекращены.
Подготовлено по материалам
http://www.dogswar.ru
http://vadimvswar.narod.ru
http://www.arms-expo.ru
Информация