Military Review

Leipzig battle

7
4 - 7 (16 - 19) October 1813, in the region of Leipzig (Saxony), a decisive battle took place between the allied army of Russia, Austria, Prussia, Sweden and the army of the French Emperor Napoleon. It was the largest battle in the series of the Napoleonic wars and in the world stories before the First World War, up to half a million soldiers took part in it. On the side of France, in this battle, the troops of the Duchy of Warsaw, Italy, Saxony and several states of the Rhine Union fought. Therefore, in the literature, the Battle of Leipzig is often called the “Battle of the Nations”. The battle ended the 1813 campaign of the year. Napoleon was defeated, lost his allies and was forced to retreat from Central Europe to France. The 1813 campaign of the year was lost.


prehistory

The military-strategic situation preceding the “Battle of the Nations” was favorable for the allies. France was exhausted by the continuous wars that lasted from the 1791 year, especially the Napoleon’s Empire suffered a great deal in the 1812 campaign of the year when almost the entire Great Army died or was captured in Russia. France had limited capacity to replenish the army with reinforcements, their quality plummeted (they had to drive older men, young men, there was no time to train them), failed to restore full-fledged cavalry killed in Russia, the industry could not cope with the task of replenishing the artillery fleet . And the allies of Napoleon, although they put up troops, but they were few in number and for the most part fought poorly (except for the Poles).

The sixth anti-French coalition, which included Russia, Prussia, Austria, England, Sweden, Spain, Portugal and a number of small German states, surpassed Napoleon’s empire in all parameters - the number of bayonets and sabers, tools, demographic resources, financial opportunities and economic potential. For the time being, Napoleon could restrain the enemy only at the expense of his commanding talent (in the ranks of his opponents, after Kutuzov's death, the commander, equal to the French emperor, did not appear), some indecision and poor interaction of the allied forces. Napoleon won several serious victories - the battles of Lutzen (2 in May), in Bautzen (21 of May) and Dresden (26 — 27 of August), but they did not lead to the collapse of the anti-French coalition, as he hoped, but only consolidated it. The losses of the Allied armies were easily replenished, the Allies even increased the number of their troops. In turn, the defeats of Napoleon’s marshals and generals weakened his army. 29 — 30 August defeated the corps of Vandam near Kulm in Bohemia, 6 of September Nei corps were defeated at Dennewitz in southwestern Prussia, and on September 28 on the banks of the Elbe at Vartenburg (Saxony) the corps of General Bertrand was defeated. France could not make up for these losses. The numerical advantage of the Allied armies was becoming increasingly tangible.

The Allied command, having received fresh reinforcements, decided to launch an offensive in early October in order to surround and destroy the French army. Napoleon at this time held a defense around Dresden in the east of Saxony. Under the command of Field Marshal Gebhard Blucher, the Silesian army overtook Dresden from the north and forced the Elbe River north of Leipzig. The Northern Army, under the leadership of the Swedish crown prince Jean Bernadot, also joined up with it. The Bohemian army, commanded by Field Marshal Karl Schwarzenberg, drove Murat's troops, bypassed Dresden from the south and also headed towards Leipzig, to the rear of Napoleon's army. Prussian troops marched north from Wartenburg, Swedish troops also from the north, but in the second echelon after the Prussians, Russians and Austrians from the south and west.

The French emperor left a strong garrison in Dresden and also moved to Leipzig, planning to crush the enemy troops piece by piece — first defeating Blucher and Bernadot, and then Schwarzenberg. Napoleon himself wanted a decisive battle, hoping to win the campaign with one blow. However, he overestimated his forces, exhausted by previous battles and marches, underestimated the strength of the allied forces and did not have complete data on the disposition of the enemy forces. Napoleon Bonaparte mistakenly believed that the Russian-Prussian Silesian army was located far to the north, further from Leipzig, and he doubted the rapid arrival of the Bohemian army.

Forces of the parties. Disposition

By the beginning of the battle, the Bohemian Austro-Russian-Prussian Army — 133 thousand people, 578 guns and the Silesian Russian-Prussian Army — 60 thousand soldiers, 315 guns, reached Leipzig. Thus, at the beginning of the battle, the Allied forces numbered about 200 thousand people. Already in the battle tightened Northern Prussian-Russian-Swedish army - 58 thousand people, 256 guns, Polish Russian army under the command of General Leonty Benningsen -. 46 thousand soldiers, 162 guns and 1-th Austrian corps under the command of Jerome Colloredo-Mansfeld. - 8 thousand people, 24 guns. By the beginning of the battle, the northern army of Bernadot was located in Halle (in 30 km north of Leipzig), and the Polish army of Bennigsen in Waldheim (in 40 km east of Leipzig). During the battle, the strength of the Allied army increased to 310 thousand people (according to other sources, to 350 thousand) with almost 1400 guns. As part of the allied army, there were 127 thousand Russians, 89 thousand Austrian nationals - Austrians, Hungarians, Slavs, 72 thousand Prussians, 18 thousand Swedes, etc. Austrian Field Marshal Prince Karl Schwarzenberg was the Allied Commander. However, his power was limited to monarchs, as the Russian Emperor Alexander I constantly intervened in the operational management. In addition, the commanders of individual armies and even corps had greater autonomy in decision-making. In particular, in the Northern Army, Prussian commanders submitted to Bernadotte only formally.

Napoleon's army numbered about 200 thousand soldiers (according to other sources, about 150 thousand people) and 700 guns. Leipzig the French had 9 infantry corps - more than 120 thousand soldiers, Guard -. 3 infantry corps, a cavalry corps and the artillery reserve, up to 42 thousand fighters, 5 cavalry corps -. 24 thousand people, plus a garrison Leipzig -. About 4 thousand . person. Most of the army were French, but there were many different kinds of Germans, Poles, Italians, Belgians, Dutch.

3 (15) October Napoleon deployed his troops around Leipzig. The main part of the army covered the city from the south along the River Pleisse, from Konnewitz to the village of Markkleyberg, then further east through the villages of Wachau, Libertovolkwitz and to Holzhausen. The road from the western direction was covered by the corps of General Bertrand (12 thousand people), which was located at Lindenau. From the north, Leipzig was defended by the troops of Marshals Marmont and Ney - 2 infantry and 1 cavalry corps (up to 50 thousand soldiers). Napoleon, realizing the numerical superiority of the enemy forces, wanted to strike 4 (16) in October against the Bohemian army, and, before approaching the rest of the enemy’s forces, defeat it or at least seriously weaken it. For the offensive, an assault grouping of 5 infantry, 4 cavalry corps and 6 guard divisions was created, about 110-120 thousand soldiers in total. It was headed by Marshal Joachim Murat.

The allied command, under the pressure of the three monarchs Alexander I, Friedrich Wilhelm III and Franz I, also planned to conduct attacking actions, fearing that Napoleon, using his central position, could separately break the Northern army, holding back the Bohemian army with a strong barrier. In addition, there was a desire to break up the enemy troops in parts, preventing the concentration of enemy forces. Schwarzenberg decided in the morning to strike from the southern direction with the forces of the Bohemian army. Initially, the Austrian field marshal suggested that the main army forces should be thrown into Konnewitz, piercing the enemy defenses in the marshy lowland of the Plais and Weisse-Elster rivers, bypassing the enemy’s right flank and taking the shortest western road to Leipzig. However, the Russian emperor Alexander Pavlovich criticized the plan, pointing to the complexity of the area.

The Bohemian army was divided into three groups and reserves. The first (main) group, under the general command of the General of Infantry Barclay de Tolly, included the 4 Austrian Corps of Klenau, the Russian troops of General Wittgenstein, and the Prussian Corps of Field Marshal Kleist, total 84 thousand, 404 guns. The grouping of Barclay was to hit the French army on the front Kreburn - Wachau - Liebertvolkwitz, in effect attacking the enemy head-on, from the southeast. The second group was commanded by Austrian General Maximilian von Merfeld. It consisted of the 2 Austrian Corps and Austrian reserves, all in all 30-35 thousand people with 114 guns. He was to advance between the rivers of the Place and the Weisse-Elster, seize the crossings and strike the right flank of the French army. The third detachment under the command of Ignats Gyulai (Giulai) was to attack from the west, on Lindenau, and seize the crossing through Weiss-Elster west of Leipzig. The group was supposed to block the escape route to the west. The basis of the detachment of Gyulai was the 3 Austrian Corps - about 20 thousand people. The Russian-Prussian Guard made up a reserve. Bluchera’s Silesian army was to launch an offensive from the north on the Mekkerk-Videritz front.



Battle

The course of the battle 4 (16) October. The day was overcast. Before dawn, Russian-Prussian troops began their advance and opened artillery fire around 8 in the morning. The advance units began to approach the enemy. The battle was reduced to a series of stubborn battles for Markkleberg, the Wachau, the Libertroverkwitz, as well as the crossing at Konnevitz. Russian-Prussian troops under the general command of Kleist - 14-division of General Helfreichai, 12-I Prussian brigade and 4 battalion of the 9-brigade, near 9.30 captured the village Markkleberg. Here the French-Polish forces under the command of the marshals of Augereau and Poniatowski kept the defense. Four times Napoleon's troops fought off the village and four times the Russians and the Prussians again took Markkleberg by storm.

The Wachau village was also captured by Russian-Prussian troops under the command of Duke Yevgeny of Württemberg — the 2 Infantry Corps, the Russian cavalry of General Palen — the hussars, lancers and Cossacks, and the 9-I Prussian Brigade. However, due to the strong fire of the French artillery, the village was left by noon. Liebertvolkvits stormed the Russian-Prussian troops under the general command of Lieutenant-General A.I. Gorchakova - 5-I Russian division of General Mezentsev, 10-I Prussian Brigade of Major-General Pirch and 11-I Prussian Brigade of Lieutenant-General Tsiten, as well as 4-nd Austrian Corps of General Mapan. The defense kept the corps of General Loriston and Marshal Macdonald. After a fierce battle, when I had to fight for every street and house, the village was captured. Both sides suffered heavy losses. But after the French received reinforcements - the 36 Division, the Allied forces were forced to withdraw. The offensive of 2 of the Austrian corps did not bring success, and in the afternoon, when the French counteroffensive began, Commander-in-Chief Schwarzenberg sent Austrian troops to help General Barclay de Tolly. The blow of 3 of the Austrian corps Gyulai on Lidenau also did not bring success.

The Bohemian army exhausted its forces and lost its offensive outburst. Her strength now only enough for defense. In this situation, the French emperor decided to strike at the center of the enemy positions in the general direction of the Wachau - Guldengossa. At 15 hours, the French cavalry under Murat (about 10 thousand horsemen), with the support of a strong artillery group - 160 guns of General A. Drouot, dealt a powerful blow. French cuirassiers and dragoons, with the support of infantry and artillery, broke through the Russian-French line. The Allied monarchs and Schwarzenberg were threatened, the enemy's cavalry broke through to the hill, where they watched the battle. The French were already a few hundred meters away, chasing the runners. They were saved by a counterattack of the Life Guard Cossack regiment under the command of Ivan Efremov. Cossacks and a company of Russian artillery restrained the onslaught of the enemy until reinforcements arrived. Against the French cavalry, the cavalry detachment of Palen, the Grenadier Division from the Raevsky corps and the Prussian brigade from the Kleist corps were abandoned. The reinforcements finally stopped the enemy and closed the gap in the front.


Hood Behlin. Attack of the Cossack Life Guard at Leipzig.

Napoleon, determined to win at any cost before the approach of the new armies of the enemy, gave the order to attack the weakened center of the Bohemian army with foot and horse guards. However, the strike of the Austrian troops on the right flank of the French troops changed his plans. The emperor was forced to send part of the guard to help the troops Poniatowski. After a stubborn battle, Austrian troops were driven back, and Merfeld himself was captured by the French.

Leipzig battle

Battle on Vakhautsky heights. V.I. Moshkov (1815).

Blücher’s Silesian Army delivered a strike in the Videritz and Mökkern areas. Blucher did not wait for the approach of the northern army of Bernadotte and went on the offensive. The village of Videritz was defended by Polish General Dombrovsky, who held back the onslaught of Russian troops by General Lanzheron all day. The Marmona Corps defended positions in the village of Mykern. Marmont was ordered to move south to the Wachau to take part in the battle. However, having received news of the approaching forces of the enemy, he stopped and sent a request for help to Marshal Ney. The Prussian corps of York, after numerous attacks, took the village, suffering heavy losses. Marmont's corps was crushed. Thus, the Silesian army broke through the French defense in the north of Leipzig, and the forces of Marmont and Nei could not take part in the key battle of the Wachau.

At nightfall, the battle ended. Most of the battlefield was left to the French army. The French pushed the Allied forces back from the Wachau to Güldengossa and from the Libertyachkwitz to the University Forest, but could not break through the front and achieve a decisive victory. In general, the first day of the battle did not meet the expectations of either the French or the allies, although both sides suffered huge losses - up to 60-70 thousand people. The places of the most stubborn fights were simply overwhelmed with corpses. Prussian soldiers from the army of Blucher made obstructions of corpses, determined to hold their positions. On the night of October 5 (17), fresh Northern and Polish armies approached. Now the allied army had a serious superiority over the enemy.


Brandenburg Hussars near Möckern, Leipzig, October 16 1813. Artist Richard Knotel.

Action 5 (17) October. The French emperor was aware of the danger, but did not leave the position at Leipzig. He hoped to conclude a truce and begin peace negotiations. Napoleon, through Austrian General Merfeld, sent a letter to all the Allied monarchs with a proposal to cease fire and start peace talks. Napoleon was ready for decisive concessions. He agreed to give up the already lost Warsaw duchy, as well as Holland and Hanseatic cities, was ready to restore the independence of Italy, and even abandon the Union of Rhine and Spain. Napoleon made the only demand - England had to return the captured French colonies.

However, the Allied monarchs did not respond. Apparently, the proposal of Napoleon considered the recognition of weakness. In general, the day passed quietly, both sides were looking for the wounded, they were burying the dead. Only in the northern direction, the troops of Blucher continued the offensive and, seizing the villages of Eitrich (Oitritsh) and Golis, came close to Leipzig itself. At 2 in the afternoon, a military meeting was held in the village of Zestewitz. Commander-in-Chief Schwarzenberg suggested resuming the battle immediately. But Bennigsen said that his army was tired of a long march, she needed rest. It was decided to resume the offensive the next morning. The army of Bennigsen was to attack on the right flank, together with the Austrian 4 corps.

Napoleon, realizing that the previous positions could not be held, and on the night of October 6 (18) regrouped. The old positions, which were unreasonable to defend because of a lack of strength, left. Troops retreated about 1 an hour from the city. By morning, the French troops took up positions on the Lindenau - Konnevitz - Holzhausen - Schonefeld line. New positions defended to 150 thousand soldiers with 630 guns.

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
Leipzig battle
Leipzig battle. Part of 2
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Vladimirets
    Vladimirets 10 October 2013 09: 35
    +3
    "Well, always, in the most interesting place ..." (c)smile
  2. predator.3
    predator.3 10 October 2013 10: 42
    +3
    as they say, the score is 0-0, but not in favor of Napoleon Karlych!
  3. The comment was deleted.
  4. fklj
    fklj 10 October 2013 12: 14
    +1
    We look forward to continuing
  5. gusar007
    gusar007 10 October 2013 14: 25
    +1
    It is so interesting to wait for the continuation
  6. ultra
    ultra 10 October 2013 15: 00
    +1
    Alexander, as always, a huge respect !!! good hi We look forward to continuing!
  7. GDP
    GDP 10 October 2013 16: 14
    +1
    Interestingly, the most numerous army was Russian, and why then did the Austrian lead the allied armies?
  8. drop
    drop 10 October 2013 16: 15
    +1
    Alexander, I would very much ask you to reflect in the Overseas Campaign the role of the outstanding military figure M. Miloradovich You have undeservedly forgotten it. In my stories and tales, I assigned him the special role that this great commander deserved. respectfully
  9. Ramadan
    Ramadan 10 October 2013 23: 11
    0
    In the "foreign" company, the Russian troops behaved as bravely and valiantly as always, but not as proactive and bold as at home. This was recognized by everyone, and when they tried to present it to our commanders, ours justified to them that excuse me, but we are not fighting for our Motherland.
    But seriously, our European company was mistaken, and almost all historians seriously involved in this era speak about this .... We did not have to go beyond our borders, but it was in this war and at this time.

Лейпцигское сражение

4 – 7 (16 – 19) октября 1813 года в районе Лейпцига (Саксония) произошло решающее сражение между союзной армией России, Австрии, Пруссии, Швеции и армией французского императора Наполеона. Это была крупнейшая битва в череде Наполеоновских войн и в мировой истории до Первой мировой войны, в ней приняло участие до полумиллиона солдат. На стороне Франции в этой битве сражались войска Варшавского Герцогства, Италии, Саксонии и нескольких государств Рейнского союза. Поэтому в литературе битву под Лейпцигом часто называют «Битвой народов». Сражение завершило кампанию 1813 года. Наполеон потерпел поражение, потерял союзников и вынужден был отступить из Центральной Европы во Францию. Кампания 1813 года была проиграна.

Предыстория

Военно-стратегическая обстановка, предшествующая «битве народов», была благоприятной для союзников. Франция была истощена непрерывными войнами, которые длились с 1791 года, особенно большой урон империя Наполеона понесла в кампании 1812 года, когда почти вся «Великая армия» погибла или была пленена в России. Франция имела ограниченные возможности для пополнения армии подкреплениями, их качество резко упало (приходилось гнать в бой пожилых людей, юношей, не было времени на их обучение), не удалось восстановить полноценную кавалерию, погибшую в России, промышленность не могла справиться с задачей пополнения артиллерийского парка. А союзники Наполеона, хоть и выставляли войска, но они были малочисленны и по большей части воевали плохо (кроме поляков).


Шестая антифранцузская коалиция, в которую входили Россия, Пруссия, Австрия, Англия, Швеция, Испания, Португалия и ряд мелких германских государств, превосходила империю Наполеона по всем параметрам – числу штыков и сабель, орудий, демографическим ресурсам, финансовым возможностям и экономическому потенциалу. До поры до времени Наполеон мог сдерживать противника только за счёт своего полководческого таланта (в рядах его противников, после смерти Кутузова, так и не появилось полководца, равного французскому императору), некоторой нерешительности и плохому взаимодействию союзных войск. Наполеон одержал несколько серьёзных побед – сражения при Лютцене (2 мая), при Бауцене (21 мая) и Дрездене (26—27 августа), но они не привели к развалу антифранцузской коалиции, как он надеялся, а только её сплотили. Потери союзных армий легко восполнялись, союзники даже увеличивали численность своих войск. В свою очередь поражения маршалов и генералов Наполеона ослабляли его армию. 29—30 августа был разгромлен корпус Вандама под Кульмом в Богемии, 6 сентября корпуса Нея потерпели поражение при Денневице в юго-западной Пруссии, 28 сентября на берегу Эльбы у местечка Вартенбург (Саксония) был разбит корпус генерала Бертрана. Франция не могла восполнить эти потери. Численное преимущество союзных армий становилось все более ощутимым.

Союзное командование, получив свежие подкрепления, в начале октября решило перейти в наступление, чтобы окружить и уничтожить французскую армию. Наполеон в это время держал оборону вокруг Дрездена на востоке Саксонии. Силезская армия под началом фельдмаршала Гебхарда Блюхера обошла Дрезден с севера и форсировала реку Эльбу севернее Лейпцига. С неё соединилась и Северная армия под началом шведского кронпринца Жана Бернадота. Богемская армия под командованием фельдмаршала Карла Шварценберга, оттеснив войска Мюрата, обошла Дрезден с юга и тоже направилась в сторону Лейпцига, в тыл армии Наполеона. Прусские войска шли с северного направления от Вартенбурга, шведские также с севера, но во втором эшелоне после пруссаков, русские и австрийские — с южного и западного.

Французский император оставил в Дрездене сильный гарнизон и также двинулся к Лейпцигу, планируя разгромить вражеские войска по частям - сначала разбить Блюхера и Бернадота, а затем Шварценберга. Наполеон сам хотел решительного сражения, надеясь одним ударом выиграть кампанию. Однако он переоценил свои силы, измотанные предшествующими боями, маршами, недооценил силу союзных войск и не располагал полными данными о расположении сил противника. Наполеон Бонапарт ошибочно считал, что русско-прусская Силезская армия находится значительно севернее, дальше от Лейпцига и сомневался в быстром приходе Богемской армии.

Силы сторон. Диспозиция

К началу сражения к Лейпцигу вышли Богемская австро-русско-прусская армия- 133 тыс. человек, 578 орудий и Силезская русско-прусская армия - 60 тыс. солдат, 315 орудий. Таким образом, в начале сражения союзные войска насчитывали около 200 тыс. человек. Уже в ходе сражения подтянулась Северная прусско-русско-шведская армия - 58 тыс. человек, 256 орудий, Польская русская армия под командованием генерала Леонтия Беннигсена - 46 тыс. солдат, 162 орудия и 1-й австрийский корпус под началом Иеронима Коллоредо-Мансфельда - 8 тыс. человек, 24 орудия. К началу битвы Северная армия Бернадота находилась в Галле (в 30 км севернее Лейпцига), а Польская армия Беннигсена – в Вальдхайме (в 40 км восточнее Лейпцига). В ходе сражения численность союзной армии возросла до 310 тыс. человек (по другим данным, до 350 тыс.) при почти 1400 орудиях. В составе союзной армии было 127 тыс. русских, 89 тыс. подданных Австрии - австрийцы, венгры, славяне, 72 тыс. пруссаков, 18 тыс. шведов и т. д. Главнокомандующим союзными войсками был австрийский фельдмаршал князь Карл Шварценберг. Однако его власть была ограничена монархами, так российский император Александр I постоянно вмешивался в оперативное руководство. К тому же командующие отдельными армиями и даже корпусами имели большую самостоятельность в принятии решений. В частности, в Северной армии, прусские командиры подчинялись Бернадоту только формально.

Армия Наполеона насчитывала около 200 тыс. солдат (по другим данным, около 150 тыс. человек) и 700 орудий. Под Лейпцигом у французов было 9 пехотных корпусов - более 120 тыс. солдат, Гвардия - 3 пехотных корпуса, кавалерийский корпус и артиллерийский резерв, всего до 42 тыс. бойцов, 5 кавалерийских корпусов – 24 тыс. человек, плюс гарнизон Лейпцига – около 4 тыс. человек. Большую часть армии составляли французы, но было много разного рода немцев, поляки, итальянцы, бельгийцы, голландцы.

3 (15) октября Наполеон расположил свои войска вокруг Лейпцига. Основная часть армии прикрыла город с южного направления вдоль реки Плайсе, от Конневитца до деревни Маркклейберг, затем далее на восток через деревни Вахау, Либертвольквиц и до Хольцхаузена. Дорогу с западного направления прикрывал корпус генерала Бертрана (12 тыс. человек), который разместился у Линденау. С северного направления Лейпциг защищали войска маршалов Мармона и Нея - 2 пехотных и 1 кавалерийский корпус (до 50 тыс. солдат). Наполеон, осознавая численное превосходство сил противника, хотел 4(16) октября ударить по Богемской армии, и до подхода остальных сил врага, разгромить её или по крайней мере серьёзно ослабить. Для наступления была создана ударная группировка 5 пехотных, 4 кавалерийских корпуса и 6 дивизий гвардии, всего около 110-120 тыс. солдат. Её возглавил маршал Иоахим Мюрат.

Союзное командование, под давлением трёх монархов Александра I, Фридриха Вильгельма III и Франца I, также планировало вести атакующие действия, опасаясь, что Наполеон, пользуясь своим центральным положением, может отдельно разбить Северную армию, сдерживая Богемскую армию сильным заслоном. К тому же было желание разбить войска противника частями, предотвратив сосредоточение сил противника. Шварценберг решил утром ударить с южного направления силами Богемской армии. Первоначально австрийский фельдмаршал предлагал бросить главные силы армии в район Конневитца, пробить оборону противника в болотистой низменности рек Плайсе и Вайсе-Эльстер, обойти правый фланг противника и занять кратчайшую западную дорогу на Лейпциг. Однако российский император Александр Павлович подверг план критике, указав на сложность местности.

Богемская армия была разделена на три группировки и резерв. Первая (главная) группировка под общим командованием генерала от инфантерии Барклая де Толли – в неё вошли 4-й австрийский корпус Кленау, русские войска генерала Витгенштейна и прусский корпус фельдмаршала Клейста, всего 84 тыс. человек, 404 орудия. Группировка Барклая должна была ударить по французской армии на фронте Креберн – Вахау – Либертвольквиц, фактически атакуя противника в лоб, с юго-востока. Второй группировкой командовал австрийский генерал Максимилиан фон Мерфельд. В неё входили 2-й австрийский корпус и австрийские резервы, всего 30-35 тыс. человек при 114 орудиях. Он должен был наступать между реками Плайсе и Вайсе-Эльстер, захватить переправы и ударить по правому флангу французской армии. Третий отряд под началом Игнаца Дьюлаи (Гиулая) должен был атаковать с запада, на Линденау и захватить переправу через Вайсе-Эльстер западнее Лейпцига. Группировка должна была блокировать пути отхода на запад. Основой отряда Дьюлаи был 3-й австрийский корпус – около 20 тыс. человек. Русско-прусская гвардия составляла резерв. Силезская армия Блюхера должна была начать наступление с севера на фронте Мёккерк – Видериц.

Лейпцигское сражение


Сражение

Ход боя 4 (16) октября. День выдался пасмурным. Ещё до рассвета русско-прусские войска начали выдвижение и около 8 часов утра открыли артиллерийский огонь. Передовые части начали сближение с противником. Сражение свелось к ряду упорных боёв за Маркклеберг, Вахау, Либертвольквиц, а также переправу у Конневица. Русско-прусские войска под общим командованием Клейста - 14-я дивизия генерала Хельфрайхаи, 12-я прусская бригада и 4 батальона 9-й бригады, около 9.30 захватили селение Маркклеберг. Здесь держали оборону французско-польские войска под началом маршалов Ожеро и Понятовского. Четырежды войска Наполеона отбивали деревню и четырежды русские и пруссаки вновь брали Маркклеберг штурмом.

Деревню Вахау также захватили русско-прусские войска под началом герцога Евгения Вюртембергского - 2-й пехотный корпус, русская кавалерия генерала Палена — гусары, уланы и казаки, и 9-я прусская бригада. Однако из-за сильного огня французской артиллерии, селение к полудню оставили. Либертвольквитц штурмовали русско-прусские войска под общим командованием генерал-лейтенанта А.И. Горчакова - 5-я русская дивизия генерала Мезенцева, 10-я прусская бригада генерал-майора Пирха и 11-я прусская бригада генерал-лейтенанта Цитена, а также 4-й австрийский корпус генерала Кленау. Оборону держали корпуса генерала Лористона и маршала Макдональда. После ожесточённого боя, когда пришлось драться за каждую улицу и дом, селение захватили. Обе стороны понесли большие потери. Но после того как французы получили подкрепления – 36-ю дивизию, союзные войска были вынуждены отойти. Наступление 2-го австрийского корпуса не принесло успеха, и после полудня, когда началось французское контрнаступление, главнокомандующий Шварценберг направил австрийские войска на помощь генералу Барклаю-де-Толли. Удар 3-го австрийского корпуса Дьюлаи на Лиденау также не принес успеха.

Богемская армия истощила свои силы и утратила наступательный порыв. Её сил теперь хватало только на оборону. В сложившейся обстановке французский император решил ударить по центру вражеских позиций в общем направлении Вахау - Гюльденгосса. В 15 часов французская кавалерия под началом Мюрата (около 10 тыс. всадников) при поддержке сильной артиллерийской группы - 160 орудий генерала А. Друо, нанесла мощный удар. Французские кирасиры и драгуны, при поддержке пехоты и артиллерии, прорвали русско-французскую линию. Под угрозой оказались союзные монархи и Шварценберг, конница противника прорвалась к холму, где они наблюдали за боем. Французы были уже в нескольких сотнях метров, преследуя бегущих. Их спасла контратака лейб-гвардии Казачьего полка под началом Ивана Ефремова. Казаки и рота русской артиллерии сдержали натиск противника до подхода подкреплений. Против французской конницы бросили кавалерийский отряд Палена, гренадерскую дивизию из корпуса Раевского и прусскую бригаду из корпуса Клейста. Подкрепления окончательно остановили противника и закрыли брешь во фронте.

Лейпцигское сражение

Худ. Бехлин. Атака казачьей лейб-гвардии под Лейпцигом.

Наполеон, полный решимости одержать победу любой ценой до подхода новых армий противника, отдал приказ наступать на ослабленный центр Богемской армии силами пешей и конной гвардии. Однако удар австрийских войск по правому флангу французских войск изменил его планы. Император был вынужден направить часть гвардии на помощь войскам Понятовского. После упорного боя австрийские войска были отброшены, а сам Мерфельд был захвачен французами в плен.

Лейпцигское сражение

Сражение на Вахаутских высотах. В. И. Мошков (1815).

Силезская армия Блюхера нанесла удар в районе Видериц и Мёккерна. Блюхер не стал дожидаться подхода Северной армии Бернадота и перешел в наступление. Деревню Видериц оборонял польский генерал Домбровский, который целый день сдерживал натиск русских войск генерала Ланжерона. Корпус Мармона защищал позиции в районе деревни Мёкерн. Мармон получил приказ выдвигаться на южном направлении к Вахау, чтобы принять участие в сражении. Однако получив известие о приближении сил противника, он остановился и послал к маршалу Нею просьбу о помощи. Прусский корпус Йорка после многочисленных атак взял селение, понеся большие потери. Корпус Мармона был разгромлен. Таким образом, Силезская армия прорвала французскую оборону на севере от Лейпцига, и силы Мармона и Нея не смогли принять участие в ключевой битве при Вахау.

С наступлением темноты, сражение завершилось. Большая часть поля боя осталась за французской армией. Французы оттеснили союзные войска от Вахау до Гюльденгоссы и от Либертвольквитца до Университетского леса, но не смогли прорвать фронт и добиться решительной победы. В целом первый день сражения не оправдал надежд ни французов, ни союзников, хотя обе стороны понесли огромные потери – до 60-70 тыс. человек. Места наиболее упорных схваток были просто завалены трупами. Прусские солдаты из армии Блюхера сделали завалы из трупов, полные решимости удержать захваченные позиции. В ночь на 5 (17) октября подошли свежие Северная и Польская армии. Теперь союзная армия имела серьёзное превосходство над противником.

Лейпцигское сражение

Бранденбургские гусары под Мёккерном, Лейпциг, 16 октября 1813. Художник Рихард Кнотель.

Действия 5 (17) октября. Французский император осознавал опасность, но не покинул позиции у Лейпцига. Он надеялся заключить перемирие и начать мирные переговоры. Наполеон посредством австрийского генерала Мерфельда направил письмо всем союзным монархам с предложением о прекращении огня и начала мирных переговоров. Наполеон был готов к решительным уступкам. Он соглашался отдать уже потерянное Варшавское герцогство, а также Голландию и ганзейские города, был готов восстановить независимость Италии, и даже отказаться от Рейнского Союза и Испании. Наполеон предъявил единственное требование – Англия должна была вернуть захваченные французские колонии.

Однако союзные монархи не ответили. Видимо, предложение Наполеона посчитали признанием слабости. В целом день прошел спокойно, обе стороны искали раненых, хоронили убитых. Только на северном направлении войска Блюхера продолжили наступление и, захватив селения Эйтрич (Ойтрицш) и Голис, вплотную подошли к самому Лейпцигу. В 2 часа дня в деревне Зестевиц прошло военное совещание. Главнокомандующий Шварценберг предлагал немедленно возобновить бой. Но Беннигсен заявил, что его армия утомлена долгим маршем, ей нужен отдых. Было принято решение возобновить наступление утром следующего дня. Армия Беннигсена должна была наступать на правом фланге, вместе с 4-м австрийским корпусом.

Наполеон, понимая, что прежние позиции не удержать, и в ночь на 6 (18) октября провел перегруппировку сил. Старые позиции, которые из-за недостатка сил оборонять было неразумно, покинули. Войска отступили на расстояние примерно 1 часа пути от города. К утру французские войска заняли позиции на линии Линденау - Конневиц – Хольцхаузен - Шёнефельд. Новые позиции обороняло до 150 тыс. солдат при 630 орудиях.

Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Лейпцигское сражение
Лейпцигское сражение. Часть 2

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Владимирец 10 октября 2013 09:35
    "Ну так всегда, на самом интересном месте..." (с)smile
  2. predator.3 10 октября 2013 10:42
    как говорится, счет 0:0 ,но уже не в пользу Наполеона Карлыча !
    predator.3
  3. Комментарий был удален.
  4. fklj 10 октября 2013 12:14
    Ждёмс продолжения
    fklj
  5. gusar007 10 октября 2013 14:25
    Так интересно дождаться продолжения
    gusar007
  6. ultra 10 октября 2013 15:00
    Александру,как всегда,огромный респект!!! good hi Ждём продолжения!
  7. ВВП 10 октября 2013 16:14
    Интересно, наиболее многочисленной армией была русская, а почему тогда союзными армиями руковоил австриец?
  8. Каплей 10 октября 2013 16:15
    Александр, очень просил бы Вас, отразить в Заграничном походе роль выдающегося военного деятеля Милорадовича М.А. Вы его незаслуженно забыли. В своих рассказах и повести я отводил ему особую роль, которую этот великий полководец заслужил. С уважением
  9. Ramazan 10 октября 2013 23:11
    В "зарубежной" компании русские войска вели себя так же отважно и доблестно как всегда, но уже не так инициативно и дерзко как у себя дома. Это было признано всеми и когда нашим полководцам это пытались предъявить, то наши им обосновали, что извините, но мы не за свою Родину сражаемся.
    А если серьезно, то наша европейская компания была ошибочна и об этом говорят практически все историки серьезно занимающиеся этой эпохой.... Не надо было нам идти дальше своих границ, но именно в данной войне и в данное время.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня