Битва за Индию: электромагнитным катапультам США надо противопоставить наши

Битва за Индию: электромагнитным катапультам США надо противопоставить нашиСША продолжают свои попытки вбить клин в российско-индийское сотрудничество в военной сфере. Американцы готовы делиться с Индией самыми передовыми военными технологиями, чтобы в будущем занять место России в долгосрочных программах модернизации индийских вооружённых сил. С одной стороны, это может помочь американцам поправить не самое радужное положение в своих передовых военных программах. С другой стороны, это затруднит развитие российских военных программ, многие из которых опираются на теснейшее сотрудничество с Индией.

В конце сентября Индию посетил Эштон Картер (первый заместитель министра обороны США). Он озвучил некоторые предложения, которые могут заинтересовать индийцев. Так, он предложил совместную разработку электромагнитной катапульты для авианосцев. О том, что это за штука и почему она так важна — попробуем рассказать подробней.

В настоящее время создание действующей системы электромагнитного разгона летательных аппаратов — это технологический «хай-тек». Сегодня только некоторые страны, такие как США, Япония, Китай и Россия, способны развивать это направление. И развивают, за исключением США, не особо афишируя такую работу. Однако в будущем она окажет огромное влияние на развитие вооружений. И не только вооружений. В принципе этот способ запуска имеет широкие перспективы. Ускорение объектов с помощью электромагнитных сил — это качественная альтернатива взлёту с помощью двигателей и топлива, которые находятся на самом объекте. Такой способ запуска, без сомнения, со временем будет использоваться в аэрокосмических системах (например, проработки ведёт NASA по программе Maglifter). А в отдалённой перспективе подобные системы будут использоваться для доставки грузов со спутников планет или с планет с разрежённой атмосферой. Всё это пока, конечно, больше похоже на фантастику. Однако чем больше будут развиваться подобные системы для более «приземлённых» задач, тем более реальным станет их применение в любой другой области. И как всегда, двигателем технического прогресса станут военные.


Первым кораблём, оснащённым электромагнитной катапультой, должен стать американский авианосец «Джеральд Р. Форд» (CVN-78), окончание строительства которого всё ещё планируется в 2016 году. По сравнению с паровой катапультой у электромагнитной ряд неоспоримых преимуществ. Она имеет меньший объём и массу, использует меньше энергии, позволяет регулировать ускорение в широком диапазоне (что даст возможность взлетать с палубы как небольшим беспилотным аппаратам, так и крупным самолётам различного назначения массой до 45 тонн), летательные аппараты и пилоты будут испытывать меньшие нагрузки. И наконец, в перспективе, она сделает авианосец носителем любых аппаратов, вплоть до стратегических бомбардировщиков и аэрокосмических систем.

Сейчас США является единственной страной, открыто показывающей свой действующий наземный испытательный стенд, который в дальнейшем должен стать корабельной электромагнитной катапультой (Electromagnetic Aircraft Launch System – EMALS). Он расположен в испытательном центре NASC в Лейкхёрсте, шт. Нью-Джерси. Последний успешный запуск со стенда состоялся 18 ноября 2011 года. Однако доводка этой системы до ума идёт с катастрофическими задержками и требует дополнительных финансовых и интеллектуальных вливаний (США испытывает серьёзный дефицит квалифицированных научных кадров). С 2008 года расходы на EMALS выросли на 133,7%. Но несмотря на это, по состоянию на март 2013 года программа отставала от графика более чем на два года. А каждый из 2–3 испытательных циклов заканчивался неудачным результатом. Уже сейчас понятно, что даже если общекорабельные системы «Форда» не потребуют очередного перепроектирования и он будет готов к 2016 году, — то на ходовые испытания он выйдет без катапульт.

В этом одна из главных причин американского предложения. Американцам очень трудно в одиночку удерживать статус военного и технологического лидера. Привычные геополитические партнёры/сателлиты, либо мало на что способны, либо испытывают аналогичные финансовые и интеллектуальные трудности. А Индия имеет хорошую финансовую базу и активно наращиваемый научный потенциал. Она укрепляет свою обороноспособность и нуждается в современных вооружениях. Так почему бы не использовать всё это для своей пользы? Мы уже писали о визите в Индию госсекретаря США Джона Керри в июне. Тогда глава американского внешнеполитического ведомства пытался соблазнить Индию так называемой «эволюцией региональной архитектуры Азии». Нынешний визит Эштона Картера стал продолжением соблазнения. Но уже с конкретной приманкой.

К слову. Одна из приманок не сработала. Индия не стала отказываться от создания собственной противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) «Наг», несмотря на то что американцы предложили совместно производить американскую ПТУР «Джавелин».

Вторая причина необыкновенно-щедрого предложения американцев в том, что военно-техническое сотрудничество с Индией укрепляет Россию. США с ревностью наблюдают, как Россия использует финансовый и научный потенциал Индии для совместных оборонных программ. Здесь можно вспомнить и самолёт пятого поколения ПАК ФА (и его индийскую версию FGFA), и совместную программу по сверхзвуковым ракетам Яхонт/БраМос, и программу по гиперзвуковым средствам поражения, и создание общего среднего военно-транспортного самолёта MRTA, и многое другое. Да к тому же почти весь боеспособный индийский флот построен у нас или с нашим участием. Это не только укрепило военный потенциал Индии, но и позволило России восстановить и развить свою кораблестроительную отрасль. А уж модернизация авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» до полноценного авианосца «Викрамадитья» — вообще подарила России утраченный после распада Союза опыт создания авианосцев. Совместными усилиями мы реализуем те оборонные программы, которые не осилили бы поодиночке.

Вот и ещё один отечественный оборонный проект, который уже длительное время испытывает трудности с реализацией, имеет шанс получить хороший толчок от индийского заказчика. Речь о неатомных подводных лодках проекта 677 «Лада». Головная лодка этого проекта Б-585 «Санкт-Петербург» по объективным причинам (о которых мы подробно рассказывали) не смогла подтвердить заявленных характеристик. Полностью все недостатки будут исправлены только на третьей лодке этого проекта. Но экспортная версия этой лодки (проект 677Э, иначе называется «Амур-1650») участвует в индийском тендере на постройку и поставку шести боевых единиц за 12 млрд долл. В конкурсе у ЦКБ «Рубин» и наших лодок есть конкуренты. Французская компания DCNS с ПЛ типа Scorpène. Три «Скорпены» французы уже строят для Индии с 2006 года и, вероятно, завершат первую спустя 10 лет после закладки. Испанская Navantia предлагает ПЛ типа S-80. Для себя Испания заказала четыре таких лодки, первую из которых получит не раньше 2015 года… если, конечно, удастся исправить конструкторские ошибки (лишний вес, который составит 75–100 тонн). Немецкая HDW выставила на тендер отличные лодки Type 212/214, которые уже освоены в серии и прекрасно себя зарекомендовали.

Все три наших конкурента имеют воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ). А для «Амура-1650» и «Лад», предназначенных для нашего ВМФ, такую установку ещё только предстоит создать. И индийский тендер очень способствует ускорению этой работы. Особенно учитывая то обстоятельство, что вероятность выбора именно наших лодок — очень высока. Недавно министерство обороны Индии даже изменило требования к новым кораблям, добавив в качестве условия размещение на лодках российско-индийских ракет «БраМос». Естественно, выполнить это требование сможем только мы. То есть победить в этом тендере поможет успешное сотрудничество в другом проекте.

Примерно так же хотят видеть своё сотрудничество с Индией и американцы. Например, предлагая совместно разрабатывать электромагнитную катапульту, американцы сразу оговорили необходимость заморозить проектирование нового авианосца (имеется в виду INS Vishal, постройка которого начнётся не ранее 2020 года). Естественно, проект может измениться только таким образом, чтобы вместо российских самолётов с борта могли взлетать исключительно американские. Так и выглядит стратегическое партнёрство, в котором США мечтают занять место России. В ближайшее время, напомним, Индия получит от нас авианосец «Викрамадитья», авиагруппа которого состоит из самолётов МиГ-29К. Авианосец «Викрант», корпус которого спущен на воду два месяца назад, также создаётся с участием наших специалистов. По словам Виктора Комардина (заместитель генерального директора Рособоронэкспорта), в сферу ответственности российских специалистов входит всё, что касается авиации и авиационного оборудования. Естественно, самолёты на борту «Викранта» тоже будут наши. И третий индийский авианосец, который станет значительно крупнее, тоже будет в значительной степени совместным детищем. Если, конечно, в его проектирование не вмешаются американцы.

Надо сказать, что относительно американского предложения по электромагнитным катапультам индийцы должны будут крепко задуматься. Ещё в 2010 году, когда адмирал Нирмал Кумар Верма обрисовал в общих чертах облик третьего индийского авианосца, он сообщил, что «Вишал» должен будет кроме истребителей принимать и более тяжёлые самолёты (дальнего радиолокационного обнаружения и воздушные заправщики). А без катапульт это практически невозможно.

Кроме этого, создание электромагнитных катапульт необходимо и нам. Причём ровно по тем же причинам, что и индийцам, и американцам, а также китайцам и японцам, которые прорабатывают собственные программы строительства авианосцев и создают свои электромагнитные катапульты. Наличие электромагнитных катапульт и самолётов дальнего радиолокационного дозора (ДРЛД) — это обязательное требование флота к перспективному русскому авианосцу (проект носит общее название МАК — морской авиационный комплекс). Без этого, по большому счёту, такой корабль не станет качественным шагом вперёд, способным серьёзно увеличить нашу морскую мощь. Но поскольку объём предстоящей работы пугающе велик — мы предпочитаем откладывать детальную проработку проекта на потом (пока до 2025 года).

А ведь могли бы поступить как американцы — предложить Индии совместную разработку. Тогда и американское заманчивое предложение, грозящее нам ущербом по многим сопутствующим направлениям, оказалось бы лишённым всякого смысла. И полноценный авианосец и мы, и индийцы получили бы значительно раньше. В конце концов, это именно та работа, которую будет очень трудно осилить поодиночке.
Автор: Александр Горбенко
Первоисточник: http://www.odnako.org/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Кибальчиш 11 октября 2013 08:58
    Чтобы противопоставить нужно их сначала для себя разработать.
    1. atalef 11 октября 2013 15:40
      Цитата: Кибальчиш
      Чтобы противопоставить нужно их сначала для себя разработать.

      Вообще в СССР не смогли разработать даже паровую катапульту , поэтому с авиансца ( как и с объекта Нитка ) старт был трамплинный. т.к. служил рядом и офицеры с Нитки были частенько у нас , на мой вопрос почему ни сделать катапульту -- получил ответ не решили проблемы корозийного износа направляющих полозьев. Хотя попытки были и многочисленные.
      Сейчас идёт разговор о электромагнитной --- наверное шутка.
  2. krpmlws 11 октября 2013 09:02
    Странно,что Россия и Индия не сотрудничают по созданию электромагнитной катапульты и перспективного авианосца.
    1. xetai9977 11 октября 2013 09:11
      Создание и внедрение любой техники схожи с гонками- кто создаст первый и внедрит хотя бы у себя ,тому и флаг в руки.
    2. cdrt 11 октября 2013 15:39
      Странно,что Россия и Индия не сотрудничают по созданию электромагнитной катапульты и перспективного авианосца.

      А что странного?
      У нас разве есть опыт применения хотя бы одного катапультного аваиносца?
      Даже паровая была в опытном экземпляре.
      Естественно к США в этом вопросе технически и доверия будет больше.
      Хотя...если не пойдут на серьезную передачу технологий индусам - те могут и нас выбрать, чтобы совместно разрабатывать (точнее, чтобы мы разрабатывали на их деньги).
    3. AVV 11 октября 2013 15:55
      Чтобы сотрудничать,надо сначала предложить,вот в чем сыр бор!!!
      AVV
  3. saag 11 октября 2013 09:07
    будущее - взлет на электромагнитной подушке и на нее же посадка и торможение
    1. Папакико 11 октября 2013 09:51
      Цитата: saag
      взлет на электромагнитной подушке и на нее же посадка и торможение

      Это переходное состояние к использованию естественного магнитного поля земли. wink
  4. Nayhas 11 октября 2013 09:49
    Автор "однако" всё проспал и откровенно не видит, что сотрудничество Россия-Индия протекает по инерции постепенно сбавляя ход. Все перечисленные им контракты согласовывались во времена, когда США был союзником Пакистана и соответственно не мог сотрудничать с Индией. Как только Китай выдавил США из Пакистана, тот срочно начал налаживать связи с Индией, чему индусы были просто рады и кинулись в их объятия. После этого у России не было ни одного удачного контракта с Индией, только скандалы с Викрамадитьей и FGFA по поводу бесконечного затягивания сроков и бесконечном росте стоимости. И если несчастную Викрамадитью индусы всё таки примут и будут эксплуатировать, то прогноз по FGFA нехороший. Индусы сократили количество закупаемых машин до 144 с 200, выразили крайнее недовольство выросшими на порядок расходами, недовольны отсталостью отечественной промышленности в производстве композитных материалов. На этом фоне проявляемый интерес Индии к F-35 выглядит крайне опасным.
    С США же у Индии особых проблем нет, Индия заинтересована в снятии ограничений миграции в США, заинтересована в их технологиях. Индия закупила уже ряд вооружения и техники транспортники C-17, противолодочные самолеты P-8I, вертолёты AH-64E, орудия M777, ПТУР FGM-148...
    При этом Индия проявляет интерес к БПЛА RQ-4 Global Hawk MQ-4C и Triton, к самолётам ДРЛО E-2D. Конгресс США со своей стороны снял все ограничения на продажу оружия в Индию, на сколько знаю такими привилегиями не много стран похвастаться могут.
    Поэтому никакой "Битвы за Индию" нет, Индии Россия более не интересна, в блоке США-Индия направленном откровенно против Китая, Россия лишняя, ибо является союзником Китая, а это самое главное...
    1. русс69 11 октября 2013 10:27
      Цитата: Nayhas
      Поэтому никакой "Битвы за Индию" нет, Индии Россия более не интересна

      И с чего такие выводы... smile
      Задержки по проектам и прочие вещи, к сожалению обыденная вещь стала. Все последние проекты, во всех странах идут не по плану и всегда увеличиваются в цене.
      Сокращение закупок FGFA, произошло в практически в начальной стадии проекта, по сему не стоит пинать в данном случае.
      И по чему Индия обязана все покупать у нас, она выбирает то, что ей нравится, тем более многое, мы просто и предложить не можем...
      МиГ-35 , в свое время продул конкурс и где этот контракт с победителем. Уже два года не могут согласовать...
      1. Nayhas 11 октября 2013 11:00
        Цитата: русс69
        И с чего такие выводы...

        США появились на рынке Индии относительно недавно но объёмы контрактов и та легкость с которой они заключаются несколько обескураживает.США продаёт Индии не просто оружие, они продают самое современное, даже то, чего толком нет у самих. На пример Посейдон начал поступать в ВМС США параллельно с поставкой в Индию. Это на настоящее время самый современный самолёт ПЛО с возможностью управления БПЛА Тритон до трёх штук, их нет ни у одного союзника США по НАТО. Продажа вооружений такого уровня обычно проходит долгие обсуждения в конгрессе даже если это касается союзников по НАТО. В отношении Индии были сняты вообще все ограничения, хотя Индия в НАТО не входит и в союзниках числится совсем недавно, кроме того имеет обширные связи с Россией с которой у США далеко не идеальные отношения и вероятность утечки конфиденциальной информации учитывая уровень коррупции в Индии очень высокий.
        Цитата: русс69
        тем более многое, мы просто и предложить не можем...

        Это конечно же так, но и политическая составляющая не менее важна.
        Цитата: русс69
        МиГ-35 , в свое время продул конкурс и где этот контракт с победителем. Уже два года не могут согласовать..

        Таки можно задаться вопросом, почему французы победившие в конкурсе до сих пор не могут реализовать свой выигрыш. Есть ли в этом влияние США, конспирология конечно, нужно посмотреть что будет дальше. В любом случае у МиГ-35 всё равно нет шансов.
        1. русс69 11 октября 2013 11:11
          Цитата: Nayhas
          На пример Посейдон начал поступать в ВМС США параллельно с поставкой в Индию

          А что мы могли предложить, в этом плане?
          Это конечно же так, но и политическая составляющая не менее важна.

          Индия прежде всего , хочет защитить себя и сделать это сейчас. Вот ее политика...
          Есть ли в этом влияние США,

          США, здесь не причем. Со своим Ф-18, они так же в пролете оказались...
          А, что будет поглядим. Нафиг заранее, все хаить.
          1. Nayhas 11 октября 2013 12:19
            Цитата: русс69
            А что мы могли предложить, в этом плане?

            Дело не в этом, а в том как легко на это согласились США. Они не продают оружие налево и направо всем желающим.
            Цитата: русс69
            Индия прежде всего , хочет защитить себя и сделать это сейчас. Вот ее политика...

            Да ладно вам, Индия никогда не будет покупать оружие у Китая как бы это не было выгодно. На пример.
            1. Ka-52 11 октября 2013 13:00
              Дело не в этом, а в том как легко на это согласились США. Они не продают оружие налево и направо всем желающим.


              Вооружая Индию, США ослабляет Китай. Это геополитика, в том числе с помощью продажи оружия.

              Да ладно вам, Индия никогда не будет покупать оружие у Китая как бы это не было выгодно. На пример.


              Смеетесь ?! Китай и Индия естественные геополитические противники в том регионе, как по морским ресурсам, так и земным границам. Хрена с два он будет вооружать своего противника!

              Вот интересная ссылка, для анализа ситуации по продаже оружия в Юго-Восточной Азии.
              http://periscope2.ru/2011/01/18/2761/
              Что интересно
              Во всем регионе только Филиппины, Вьетнам и Бруней не являются получателями китайского оружия
              с этими странами у Китая жесткие территориальные споры.

              Смешная ссылка, но видно откуда ноги растут ))
              http://news.online.ua/ukr/121551/
    2. ботан.su 12 октября 2013 00:11
      Цитата: Nayhas
      в блоке США-Индия направленном откровенно против Китая

      Вы серьёзно считаете, что США так сильно против Китая? Что они могут иметь против своего сборочного цеха?
  5. iwind 11 октября 2013 10:44
    Что то автор не изучил тему...
    «Джеральд Р. Форд» в 2015 будут принят флотом,а сегодня он первый раз пробует воду,док CVN-78 будет заполнен водой . А в ноябре спущен в воду, да я не слышал что бы у него были какие то глобальные проблемы с эм. катапультой.
  6. svskor80 11 октября 2013 11:49
    Индийцы просто хотят разнести яйца по разным корзинам и не зависеть ни от России, ни от США или еще кого нибудь в плане оснащения армии. Вряд ли здесь можно усматривать какое то недовольство Россией.
  7. Арчибальд 11 октября 2013 13:13
    Может предложить с резиновым жгутом?
    Арчибальд
  8. Su-9 11 октября 2013 16:50
    Не совсем в тему катапульт, но по статье:
    "в качестве условия размещение на лодках российско-индийских ракет «БраМос». Естественно, выполнить это требование сможем только мы."
    Мне это не совсем понятно. Требование интеграции системы вооружения (любой) может в принципе любой производитель. Я уверен что на те же Лады можно поставить Гарпуны если заказчик захочет. Так что с этим утверждением не согласен.
    Su-9
  9. Библиограф 12 октября 2013 00:48
    Для того что бы понять почему в Советском Союзе не напрягались с разработкой паровых катапульт для авианосцев, а предпочли катапультный запуск нужно вспомнить что Россия вообще то северная страна. И зимой обеспечена такая головная боль как намораживание льда на этой самой катапульте. А значит невозможность или затрудненный запуск. Чего избавлен трамплинный запуск. Как альтернатива - только электромагнитный запуск. Но все авианосцы советской/российской постройки разрабатывались в годы когда последняя была, в лучшем случае, только в проектах - у всех! Даже у американцев!
  10. Growler 12 октября 2013 00:55
    Цитата: Библиограф
    Битва за Индию: электромагнитным катапультам США надо противопоставить наши

    наши портянки?
    Growler
  11. kavad 12 октября 2013 09:55
    "сделает авианосец носителем любых аппаратов, вплоть до стратегических бомбардировщиков"

    Хотел бы я посмотреть на стратегический бомбардировщик верхом на авианосце!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня