ЮАР начала испытания сухопутной версии ЗРК Umkhonto

Как сообщает издание Jane’s Defense Weekly, в первые дни октября южноафриканская компания Denel Dynamics (подразделение концерна Denel) провела испытания своей новой разработки – сухопутного варианта зенитного ракетного комплекса Umkhonto. Последние несколько лет специалисты компании работали над доработкой корабельного ЗРК в соответствии с нуждами сухопутных войск. Результатом работ стало создание прототипа перспективного сухопутного зенитного комплекса, первые испытания которого были проведены с 1 по 3 октября на полигоне рядом с городом Оверберг.

ЮАР начала испытания сухопутной версии ЗРК Umkhonto


В ходе испытаний проверялись возможности новой самоходной пусковой установки. В качестве боеприпаса на испытаниях применялись зенитные управляемые ракеты Umkhonto-IR Block 2. По имеющимся данным, испытатели фирмы Denel Dynamics произвели три пуска ракет по радиоуправляемым мишеням BAE Systems LOCATS. Две мишени были уничтожены на дальности около 15 километров от пусковой установки, третья – на максимально возможном удалении около 20 км. Интересной чертой всех трех запусков зенитных ракет стал способ наведения. На первых этапах полета ракеты применялось управление с земли по радиоканалу. После приближения к цели на достаточное расстояние ракеты включали собственные инфракрасные головки самонаведения. Все три запуска ракет из прототипа наземной пусковой установки были признаны успешными.


В испытаниях нового зенитного ракетного комплекса для сухопутных войск использовалась самоходная пусковая установка на базе четырехосного колесного шасси, а также отдельный модуль с радиолокационной станцией, предназначенной для поиска целей и наведения ракет на маршевом участке полета. В качестве универсальной РЛС зенитного комплекса используется система Reutech Radar Systems RSR-320. Примечательно, что во время испытаний модуль радиолокационной станции не был смонтирован на каком-либо шасси и располагался на земле недалеко от пусковой установки. Однако и в таком виде все элементы перспективного сухопутного ЗРК показали свои возможности по обнаружению и уничтожению воздушных целей.

Создание сухопутной версии зенитного комплекса Umkhonto ведется в рамках программы GBADS, результатом которой должно стать оснащение сухопутных войск ЮАР новыми ЗРК, способными эффективно бороться с авиацией и высокоточным вооружением противника. В качестве основы для нового сухопутного ЗРК был выбран комплекс аналогичного назначения, изначально созданный для оснащения кораблей военно-морских сил. Корабельный ЗРК Umkhonto (в переводе с языка зулу «Копье») разрабатывался с 1993 года в качестве основного средства противовоздушной обороны кораблей военно-морских сил ЮАР. Разработка и предварительные испытания отдельных систем заняли более десяти лет. Первый успешный перехват учебной цели состоялся лишь в 2005 году. Вскоре после этого новый зенитный комплекс был принят на вооружение. В настоящее время ЗРК Umkhonto эксплуатируется на четырех южноафриканских фрегатах типа Valour. Кроме того, компания Denel Dynamics смогла продать некоторое количество комплексов Финляндии, где они используются на ракетных катерах Hamina и минных заградителях Hämeenmaa. В течение ближайшего времени начнутся поставки корабельных ЗРК Алжиру.

ЮАР начала испытания сухопутной версии ЗРК Umkhonto


Выбор существующего комплекса корабельного базирования в качестве основы для перспективной сухопутной системы имеет ряд плюсов. В первую очередь, это отсутствие необходимости в разработке некоторых систем, в том числе и управляемой ракеты. Все необходимые узлы и агрегаты при минимальных доработках или без них могут быть заимствованы с корабельного варианта комплекса Umkhonto. Так, ракеты Umkhonto-IR Block 2, использовавшиеся в ходе испытаний, создавались для корабельного зенитного комплекса и для их применения в сухопутной системе не требуются какие-либо серьезные изменения.

В настоящее время существует несколько типов ракет для комплекса Umkhonto. Базовым вариантом зенитной управляемой ракеты является Umkhonto-IR Block 1 (также встречается обозначение Mk1) с инфракрасной головкой самонаведения. Боеприпас длиной около 3,3 метра со стартовым весом 130 кг оснащается твердотопливным двигателем и способен разгоняться до скорости, примерно в два раза превышающей скорость звука. Характеристики базового варианта зенитной ракеты позволяют ему поражать цели на дальности около 12 км и высотах до 8 км. Ракета Umkhonto-IR Block 1 имеет оригинальную систему наведения. В предполагаемый район нахождения цели боеприпас выходит при помощи инерциальной навигационной системы, в которую перед запуском закладывается необходимая информация. Далее включается инфракрасная головка самонаведения, которая обеспечивает поиск, захват и поражение цели. Для уничтожения летательных аппаратов противника используется 23-килограммовая боевая часть осколочно-фугасного типа.

Вторая модификация ракеты под названием Umkhonto-IR Block 2 (Mk2) создавалась в соответствии с требованиями военно-морских сил Финляндии. Модернизированная зенитная ракета получила новый двигатель, обеспечивающий дальность поражения целей не менее 15 км. Кроме того, высота перехвата увеличилась до 10 километров. Большому обновлению подверглось электронное оснащение ракеты, что позволило повысить надежность работы систем и, как следствие, положительно сказалось на характеристиках зенитного комплекса. По имеющимся данным, в настоящее время завершаются работы по очередной модернизации ракеты Umkhonto-IR. Их результатом должно стать дополнительное увеличение максимальной дальности и высоты перехвата.

Некоторое увеличение максимальной дальности и высоты полета ракеты предполагается достичь в ходе проекта Umkhonto-R. Эта ракета будет тяжелее и крупнее базового варианта, а также получит радиолокационную головку самонаведения. Утверждается, что Umkhonto-R сможет доставлять боевую часть на дальность до 25 километров и высоту до 12 км.

ЮАР начала испытания сухопутной версии ЗРК UmkhontoДля обнаружения целей и управления ракетами на начальных участках полета наземный вариант ЗРК Umkhonto в настоящее время использует радиолокационную станцию Reutech Radar Systems RSR-320. Эта система является дальнейшим развитием станции Thutlwa ESR 220, сейчас активно используемой в вооруженных силах ЮАР. Новая РЛС способна находить цели, в том числе низковысотные, и определять их государственную принадлежность при помощи системы «свой-чужой». Как утверждается, станция RSR-320 имеет некоторые возможности по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы.

Самоходная пусковая установка сухопутного комплекса была разработана на основе соответствующих агрегатов ЗРК корабельного базирования. Боевая машина на колесном шасси оснащается вертикальной пусковой установкой, транспортируемой в горизонтальном положении. Применение вертикальной пусковой установки позволило унифицировать оснащение боевой машины сухопутного ЗРК с оборудованием корабельной системы. Кроме того, такая пусковая установка позволила упростить некоторые элементы комплекса, а также облегчить и ускорить выведение ракеты на цель. После вертикального старта ракета разворачивается в направлении цели при помощи бортовой системы управления вектором тяги двигателя. Поворот пусковой установки в сторону цели при этом не требуется.

Несмотря на тот факт, что разработка сухопутного зенитного ракетного комплекса Umkhonto ведется по заказу южноафриканского военного ведомства, дальнейшая судьба этого проекта до конца не ясна. В последнее время военные ЮАР испытывают определенные трудности с финансированием, что заставляет их экономить, в том числе и на перспективных проектах. Из-за этого работы по проекту нового ЗРК для сухопутных войск могут затянуться или вовсе не привести к ожидаемым результатам. В связи с этим компании Denel Systems приходится учитывать не только требования основного заказчика в лице Минобороны ЮАР, но и текущие тенденции на международном рынке сухопутных зенитных систем. Сейчас всерьез рассматривается возможность предложения ЗРК Umkhonto третьим странам.

Исходный корабельный вариант южноафриканского зенитного комплекса уже смог заинтересовать зарубежных заказчиков в лице Финляндии и Алжира. Это может говорить о некоторых экспортных перспективах системы Umkhonto. Вполне возможно, что сухопутный вариант этого ЗРК тоже будет интересен некоторым третьим странам. При этом необходимо учитывать особенности международного рынка вооружений и военной техники. Для получения экспортных контрактов компании Denel Systems придется приложить большие усилия, поскольку этот сектор рынка уже поделен несколькими крупными компаниями из ведущих стран мира.


По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://deneldynamics.co.za/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. xetai9977 14 октября 2013 09:00
    ЮАРовцы в состоянии выпускать и выпускают первоклассную технику. Другой вопрос, что страну лихорадит при неграх. Некогда процветавшая страна превратилась в рассадник беззакония и бандитизма. ВПК пожалуй единственная отрасль, где белые ещё задают тон и держится пока на мировом уровне. Правда, негры потешаются хоть тем,что машины,сконструированные белыми называются негритянскими именами-"умконто", "мбамбе" и т.д.
    1. RUSSIA 2013 14 октября 2013 12:06
      просто там амеро кратия.негров вобще из власти гнать надо,они просто страну заведут в тупик,кароче обезьяна она есть обезьяна.
      RUSSIA 2013
    2. jasorgho 15 октября 2013 13:59
      вы что расист?) прежде чем писать такую чушь узнали бы состав разработчиков Umkhonto!
      Уверяю черных среди них значительная часть, и уж больше чем азербайджанцев в советское время среди разработчиков с-75, с-125 и т.д.
      и кстати, во что превратился Азербайджан? В высоко технологичного экспортера шаурмы?) Или Вам привести примеры азербайджанцев которые являются далеко не рассадником законности и законопослушности?
      Советую Вам сосредоточиться на обсуждении характеристик комплекса, а не на оскорблениях людей и страны в которой вы ни разу не были.

      ПС
      По работе довелось быть в Оверберге Йоханесбурге. Был у них в лаборатории и с делегацией. Там работают и белые и черные. Белые в основном среднего возраста и старше. Много черных и смешанных среди молодых сотрудников, студентов. К сожалению белая молодежь стремится уехать, но уже идет и обратный процесс, многие возвращаются. Все очень образованные и спокойные люди, очень веселые. Одно из мест которых расизм мало коснется и это хорошо.
  2. Akim 14 октября 2013 10:39
    Нормальная ракета. И то что к ней проявляют заинтересованность другие ( богатые) страны делает ей честь.
    Akim
  3. Максимус-22 16 октября 2013 16:17
    Насчёт ракетного комплекса ничего конкретного сказать не могу, данных маловато. Но вот то что белое население уезжает из ЮАР а те кто уехал назад не торопятся это ЧИСТАЯ ПРАВДА.
    Максимус-22

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня