Military Review

Training aircraft and attack aircraft Embraer Tucano: 30 years in the ranks

12
At the end of September, 30 years have passed since the adoption of the Brazilian Embraer T-27 Tucano training aircraft. Over the years, the aircraft was built in a large series, delivered to the armed forces of Brazil and other states. In addition to its original function of training pilots, this aircraft mastered the “profession” of an attack aircraft and eventually became one of the most famous representatives of the Brazilian aviation.


Embraer EMB-314 Super Tucano


EMB-312 Tucano

Training T-27 was developed as a specialized aircraft based on the platform EMB-312 Tucano ("Toucan)". The EMB-312 project started at the very beginning of 1978. It was supposed to create several types of aircraft for various purposes on the basis of a single design. From the outset, it was planned to develop and put in a series of training aircraft and light attack aircraft. Thus, one project could provide the solution of two tasks that arose before the Brazilian air forces.

Development of the new aircraft took relatively little time. Already in mid-August 1980, the first prototype of the EMB-312 aircraft took off for the first time. In December of the same year, a second prototype joined the flight tests. From August 1982, the third prototype was used in tests, which later became the benchmark for serial machines. At the end of September 83, Brazil adopted the first model of an aircraft based on EMB-312, the T-27 Tucano training aircraft, for its air force.



Taking into account the requirements for flight characteristics and special capabilities, the designers of Embraer performed the EMB-312 aircraft in a normal aerodynamic configuration with a straight low-wing. The power elements of the fuselage and the wing were made of aluminum alloys. The semi-monocoque fuselage had a length of 9,86 m and was divided into several parts. A Pratt Whitney Canada PT6A-25C hp 750 turboprop engine was placed in the forward part of it. The engine was equipped with a three-bladed propeller Hartzell HC-B3TN-3C / T10178-8R with an automatic system for changing the pitch and the possibility of reverse.

Immediately behind the engine compartment in the fuselage is located a relatively large two-seater cabin with a common lantern of a characteristic shape that flips to the right. To save the crew, the EMB-312 aircraft is equipped with two ejection seats Martin-Baker BR8LC. Behind the cockpit provides a small luggage compartment for the transport of necessary equipment. The volume of the compartment - 0,17 cube. meter

To the middle part of the fuselage, next to the cockpit, is attached a wing with a span of about 11,1 meters and an area of ​​19,4 square. The wing has a two-spar design. Power elements and plating are made of aluminum alloys. To increase the bearing characteristics of the wing profiles in the root and end parts are different. The wing mechanization consists of single-section flaps and ailerons with an electric control system. Inside the wing consoles are two fuel tanks with a total capacity of 694 liters. The fuel system of these tanks allows the aircraft to fly upside down for about 30 seconds.

The tail of the aircraft EMB-312 is made on a two-spar scheme with a caisson. All rudders have threshold compensation and are equipped with electric trimmers.



The aircraft is equipped with a three-bearing landing gear with a nose strut. All landing gear have one wheel each. The system of cleaning and release is hydraulic; if necessary, the crew can use a back-up mechanical one. The nose landing gear retracts into the fuselage by turning back, the main ones - into the wing, by turning in the direction of the fuselage. The main landing gear is equipped with hydraulic brakes, and the front is equipped with a vibration damper.

For the convenience of the crew, the aircraft is equipped with a freon air-conditioning system driven by an engine. In addition, there is a heated cabin and blowing windshield with air drawn from the engine. The oxygen system provides individual gas supply to both pilots. The supply of oxygen is stored in six tanks. For communication with the earth and flights in adverse weather conditions, EMB-312 received radio stations and a set of navigation equipment.

The EMB-312 aircraft turned out pretty light - its dry weight does not exceed 1870 kg. The normal take-off weight of a training aircraft is equal to 2550 kg, and with the maximum amount of fuel and full combat load, the take-off weight increases to 3200 kg. The 750-strong turboprop engine provides the aircraft with the characteristics necessary to perform the assigned tasks. The EMB-312 can accelerate to 448 km / h and has a cruising speed of 400-410 kilometers per hour. Such indicators of speed allow you to safely use the aircraft for the training of pilots, and are also suitable for solving problems of finding and destroying ground targets. The practical ceiling of the aircraft in both versions is equal to 9150 m, the practical range - over 1800 kilometers. With full refueling and outboard tanks, the fermentation range exceeds 3300 km.

The issue of using the EMB-312 as a light attack aircraft was resolved in an interesting way. To convert a training machine into a shock and vice versa, it is necessary to suspend or remove the necessary armament and carry out small preparatory work. So, the plane is equipped with a simple collimator sight in the cockpit. The combat load is placed on the four winged units, the normal load of each is 250 kg. EMB-312 aircraft in the attack version can use machine-gun containers, unguided rockets and bombs.



The first training version of the EMB-312 aircraft, called T-27, was launched. The Brazilian Air Force ordered 1983 aircraft of this modification in 133 year. Soon after, the first export contracts appeared. The T-27 Tucano aircraft got interested in Iraq and Egypt, which purchased 80 and 40 machines, respectively. In the future, Egypt placed an additional order for 14 aircraft. Due to the geographical and logistic features of the first export contracts, aircraft for Middle Eastern countries were built by the Egyptian firm AOI under a license with the support of Embraer.

In 1984, aircraft of the EMB-312 family were ordered by Venezuela and Honduras. The contracts included the delivery of an 31 aircraft for the Venezuelan Air Force and 12 vehicles for the Honduran military. Some Venezuelan Tucano aircraft received a new designation. Thus, the training was still called T-27, and the light attack aircraft were renamed A-27. In the future, EMB-312 aircraft of various modifications were built for Argentina, Iran, Colombia and other countries.

Of great interest is the contract signed in the mid-eighties. This agreement between Brazil and the United Kingdom implied licensed construction of Tucano aircraft on British manufacturing facilities owned by Short. Before signing the contract, Embraer and Short finalized the initial draft in accordance with the requirements of the customer represented by the British Air Force. First of all, a new Garrett TPE331-12B HP turboprop engine was installed. Due to this, the maximum speed of the aircraft reached 820 km / h, while cruising increased to 610 km / h. Other flight characteristics have changed slightly. The resulting S.510 Tucano, also known as Tucano TI, was put into service in the 312 year. 1988 machines of this type were built.

In the future, the Short company independently created two versions of an aircraft produced under a license. The first of these, the Tucano Mk.51, was intended for the Kenyan Air Force. This version differed from the basic aircraft in that it was possible to train pilots in the use of barrel weapons, unguided rockets and bombs. The Kenyan military ordered 12 aircraft of this type. Soon after them, Kuwait expressed its desire to purchase such training machines. The 16 airplanes of the Tucano Mk.52 version differed from the Kenyan equipment in the composition of the equipment.

We should also mention the contract 1993 of the year, according to which France received 50 aircraft in the version of EMB-312F. At the request of the customer, Embraer modified the aircraft, increasing the life of the airframe to 10 in thousands of hours and installing new radio-electronic equipment. The French side provided a number of systems that replaced the previously used ones. EMB-312F aircraft served in the French Air Force until the end of the last decade.



EMB-314 Super Tucano

In the early nineties, Embraer attempted to improve the EMB-312 aircraft and unlock its modernization potential. The EMB-312H Super Tucano project implied a number of important changes in the design and equipment of the aircraft, designed to significantly improve its flight and combat characteristics. In 1993, two prototypes of the new aircraft were built, which further demonstrated the correctness of the applied technical solutions.

The upgraded trainer or strike aircraft received a Pratt & Whitney Canada PT6A-68C turboprop engine with a capacity of 1600 hp. with a five-blade propeller, designed to provide higher performance for a heavier machine. The airframe design was significantly strengthened, its service life increased to 12-18 thousand hours. The cockpit received Kevlar protection and a number of new electronic equipment, including LCD screens. After such a re-equipment, the aircraft became longer by about one and a half meters longer (total length was 11,4 m), and also became much heavier. The empty weight of the Super Tucano aircraft is 3200 kilograms. The maximum take-off weight has grown to 5400 kg.

The maximum speed of the aircraft EMB-312H reached 590 km / h, cruising - 520 km / h. During normal refueling, the aircraft is able to travel over 1500 km, the fermentation range is about 2800 km.

With the modernization significantly improved the fighting qualities of the shock version of the aircraft. First of all, it should be noted that Super Tucano received two built-in FN M3P machine guns of 12,7 mm caliber in the wing root. The ammunition of each of them - 200 cartridges. On five nodes of the suspension (four underwing pylons and one node under the fuselage) a combat load with a total weight up to 1550 kg can be placed. The nomenclature of weapons suitable for use by the aircraft EMB-312H includes machine gun and cannon containers with weapons caliber from 7,62 to mm 20, guided and unmanaged bomb and missile weapons. For self-defense attack aircraft can carry guided air-to-air missiles. Thus, the new light attack aircraft, unlike the previous model Tucano, is capable of striking not only with unguided weapons, but also can destroy a wide range of targets, including fortifications, armored vehicles and front-line enemy aircraft.



By the time of the first orders, the EMB-312H project was renamed to EMB-314. In addition, by this time, two versions of the attack aircraft had been developed, differing from each other in some elements of the appearance. So, the A-29A aircraft is equipped with only one pilot's workplace and carries an extra fuel tank per 400 liters. Modification A-29B, like the previous aircraft of the Tucano family, has two pilot workstations, and in addition is equipped with various electronic equipment necessary to control the battlefield.

In 2001, Brazil was the starting customer for the Super Tucano aircraft. From the end of 2003 to the middle of 2012, 99 aircraft of the A-29A and A-29B versions were delivered to her. The Brazilian Air Force uses these aircraft to search for and, if necessary, destroy the drug cartels' vehicles. Quite often attack aircraft have to assume the functions of fighters and force aircraft to land with illegal cargo. In addition, the pilots of Super Tucano aircraft at the legislative level are entitled to shoot down smugglers.

In the mid-2000s, Colombia ordered the A-25B 29 aircraft. Machines were delivered in the coming years. The first case of the Colombian Super Tucano’s combat work occurred in January 2007, when the planes launched a missile-bombing attack on the “Revolutionary Armed Forces of Colombia” formation camp. In the future, the Colombian air force regularly used new attack aircraft to fight the rebels and drug trafficking.



To date, EMB-314 Super Tucano aircraft serve in the air forces of Angola, Brazil, Burkina Faso, Chile, Colombia, the Dominican Republic, Ecuador, Guatemala, etc. Of particular interest are the supply of these aircraft in the United States. In the middle of the last decade, a private military company, Blackwater Worldwide, acquired a Brazilian attack aircraft in a slightly modified configuration. In particular, it lacked built-in weapons. According to some reports, this aircraft was used in recent local conflicts. In 2008, another EMB-314 was acquired by the US Special Operations Command to explore its capabilities. After lengthy negotiations and disputes in February 2013, the United States and Embraer signed a contract according to which A-29 aircraft will be built under license in one of the American enterprises. The existing contract involves the construction of 20 attack aircraft, which in the future will be supported from the air by special units.

Currently, the Brazilian company Embraer is negotiating with several potential buyers. Aircraft EMB-314 Super Tucano interested in the Air Force of Afghanistan, Honduras, Paraguay and other countries. All these states intend to improve the capabilities of their strike aircraft through new relatively cheap Brazilian-made aircraft.

***

For three decades, during which Brazil and other countries built various planes of the Tucano family, almost a thousand cars of various modifications were produced. The total number of aircraft EMB-312 exceeded 650 units. British aircraft manufacturers built around Short Tucano training 150. Finally, over the past 10-12 years, Embraer has built and delivered Super Tucano aircraft to customers around 160-170. Most of the aircraft built is still in operation in several countries. In addition, the possible signing of new contracts allows us to talk about the imminent increase in the number of built aircraft of various modifications of the same family. Thus, the EMB-312 Tucano project is rightfully one of the most successful in stories Brazilian aircraft industry.


On the materials of the sites:
http://airwar.ru/
http://embraer.com.br/
http://flightglobal.com/
http://airforce-technology.com/
http://globalsecurity.org/
http://defense-update.com/
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Su-9
    Su-9 15 October 2013 07: 49 New
    +9
    Cyril, a good selection, thank you. The airplane Embraer did very well. I managed to fly on it (not super) - an excellent aerobatics, as for me, it is so easier than the 18th. Well, of course, the attack aircraft from it - this is for poverty, only for the Papuans.
    1. xetai9977
      xetai9977 15 October 2013 09: 14 New
      +4
      The plane is really good, as a training one is quite on the level. Brazilians know how to make airplanes. In the summer, I flew the Embraer, albeit in a large one. No chatter.
      1. Apollo
        Apollo 15 October 2013 09: 20 New
        +1
        Quote: xetai9977
        The plane is really good, as a training one is quite on the level. Brazilians know how to make airplanes. In the summer, I flew the Embraer, albeit in a large one. No chatter.




        There are no equal to Yaku-130 !!!

        1. 0255
          0255 15 October 2013 22: 18 New
          0
          There are no equal to Yaku-130 !!!

          not everyone has money for a computerized Yak-130.
    2. The comment was deleted.
  2. Akim
    Akim 15 October 2013 10: 11 New
    +5
    And recently, someone criticized the Polish Orlik for being a turboprop.
    1. alone
      alone 15 October 2013 11: 38 New
      +6
      laughing so he’s Polish, he would be Brazilian, everyone would praise)))
  3. Doctor Evil
    Doctor Evil 15 October 2013 11: 43 New
    +6
    Thanks to the author for the material. If I am not mistaken, only two countries in Latin America have their own aircraft industries - Brazil and Argentina. Moreover, the Argentine light attack aircraft IA-58 "Pukara" is also worthy of a separate article.
  4. catapractic
    catapractic 15 October 2013 13: 43 New
    +2
    a good aircraft is a modern IL-10, I think that soon we will need them or their analogues for anti-partisan actions somewhere in Central Asia. Cheap and cheerful
  5. vkrav
    vkrav 15 October 2013 14: 52 New
    +3
    In the 60s, we developed a piston attack aircraft - the military really asked-- the jet speed was too big for an effective attack ... But there was Khrushchev, and the project didn’t go further ... There was a gorgeous article in Youth Technique - I’ll try to find it. ..
  6. vkrav
    vkrav 15 October 2013 15: 53 New
    +1
    In the process of searching, I came across SOMETHING - an allegedly designed screw Su25 :)
    http://alternathistory.org.ua/vintovoi-su-25-sssr
  7. Grandson of Veteran
    Grandson of Veteran 15 October 2013 16: 19 New
    +2
    A very beautiful plane! I am sure that something like this will be in demand in our Air Force to solve problems against the Basmachi. I am far from an expert, but I will assume that MANPADS against him are practically useless.
  8. USNik
    USNik 15 October 2013 16: 53 New
    +3
    Quote: Grandson of Veteran
    A very beautiful plane! I am sure that something like this will be in demand in our Air Force to solve problems against the Basmachi. I am far from an expert, but I will assume that MANPADS against him are practically useless.

    Unfortunately, our Basmachis are armed to the teeth with both MZA and MANPADS. The same Stinger or Igla, IMHO, will easily capture the hot exhaust and allow the rocket to be launched, 12.7 and even more so 23mm will tear this toucan to pieces. The only application, in addition to non-combat, is to quietly go to the target area, suddenly destroy it and try to escape without getting a burst of grains ...
  9. ICT
    ICT 15 October 2013 21: 07 New
    +3
    We have been discussing this aircraft for a long time, for its class at the moment it is the best (in my opinion),
    It would be interesting to know his military service in the Brazilian Air Force.
  10. kafa
    kafa 15 October 2013 22: 33 New
    +1
    the machine is recognizable tenacious and not expensive in the service team (and nigerians also buy albinos). and we only have hard core only dry winked

Учебно-тренировочные самолеты и штурмовики Embraer Tucano: 30 лет в строю

В конце сентября исполнилось 30 лет со дня принятия на вооружение ВВС Бразилии учебно-тренировочного самолета Embraer T-27 Tucano. За эти годы самолет строился большой серией, поставлялся в вооруженные силы Бразилии и других государств. Помимо своей первоначальной функции подготовки летчиков этот самолет освоил «профессию» штурмовика и в итоге стал одним из самых известных представителей бразильской авиации.

Учебно-тренировочные самолеты и штурмовики Embraer Tucano: 30 лет в строю
Embraer EMB-314 Super Tucano


EMB-312 Tucano


Учебно-тренировочный T-27 был разработан в качестве специализированного самолета на базе платформы EMB-312 Tucano («Тукан)». Работы по проекту EMB-312 стартовали в самом начале 1978 года. Предполагалось создать несколько типов самолетов различного назначения на основе единой конструкции. С самого начала планировалось разработать и поставить в серию учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик. Таким образом, один проект мог обеспечить решение сразу двух задач, возникавших перед военно-воздушными силами Бразилии.

Разработка нового самолета заняла сравнительно немного времени. Уже в середине августа 1980 года первый прототип самолета EMB-312 впервые поднялся в воздух. В декабре того же года к летным испытаниям присоединился второй опытный образец. С августа 1982 года в испытаниях использовался третий прототип, в дальнейшем ставший эталоном для серийных машин. В конце сентября 83-го Бразилия приняла на вооружение своих военно-воздушных сил первую модель самолета на базе EMB-312 – учебно-тренировочный самолет T-27 Tucano.

Учебно-тренировочные самолеты и штурмовики Embraer Tucano: 30 лет в строю


С учетом требований относительно летных характеристик и специальных возможностей конструкторы фирмы Embraer выполнили самолет EMB-312 по нормальной аэродинамической схеме с прямым низкорасположенным крылом. Силовые элементы фюзеляжа и крыла изготавливались из алюминиевых сплавов. Фюзеляж типа полумонокок имел длину 9,86 м и был разделен на несколько частей. В носовой его части разместили турбовинтовой двигатель Pratt Whitney Canada PT6A-25C мощностью 750 л.с. Двигатель оснащался трехлопастным воздушным винтом Hartzell HC-B3TN-3C/T10178-8R с автоматической системой изменения шага и возможностью реверса.

Сразу за моторным отсеком в фюзеляже размещается сравнительно крупная двухместная кабина с откидывающимся вправо общим фонарем характерной формы. Для спасения экипажа самолет EMB-312 оснащен двумя катапультными креслами Martin-Baker BR8LC. Позади кабины экипажа предусмотрен небольшой багажный отсек для перевозки необходимого оборудования. Объем отсека – 0,17 куб. метра.

К средней части фюзеляжа, рядом с кабиной экипажа, крепится крыло с размахом около 11,1 метра и площадью 19,4 кв. м. Крыло имеет двухлонжеронную конструкцию. Силовые элементы и обшивка изготовлены из алюминиевых сплавов. Для увеличения несущих характеристик профили крыла в корневой и концевой частях отличаются. Механизация крыла состоит из односекционных закрылков и элеронов с электрической системой управления. Внутри консолей крыла находятся два топливных бака общей емкостью 694 литра. Топливная система этих баков позволяет самолету лететь в перевернутом положении около 30 секунд.

Хвостовое оперение самолета EMB-312 выполнено по двухлонжеронной схеме с кессоном. Все рули оперения имеют пороговую компенсацию и оснащаются триммерами с электрическими приводами.

Учебно-тренировочные самолеты и штурмовики Embraer Tucano: 30 лет в строю


Самолет оборудован трехопорным шасси с носовой стойкой. Все стойки шасси имеют по одному колесу. Система уборки и выпуска – гидравлическая, при необходимости экипаж может использовать резервную механическую. Носовая стойка шасси убирается в фюзеляж поворотом назад, основные – в крыло, поворотом в сторону фюзеляжа. Основные стойки шасси оснащаются гидравлическими тормозами, а передняя оборудована демпфером колебаний.

Для удобства работы экипажа самолет оснащен фреонной системой кондиционирования воздуха с приводом от двигателя. Кроме того, имеется подогрев кабины и обдув лобового стекла воздухом, отбираемым от двигателя. Кислородная система обеспечивает индивидуальную подачу газа обоим летчикам. Запас кислорода хранится в шести емкостях. Для связи с землей и полетов в сложных метеоусловиях EMB-312 получил радиостанции и комплекс навигационного оборудования.

Самолет EMB-312 получился довольно легким – его сухой вес не превышает 1870 кг. Нормальная взлетная масса учебно-тренировочного самолета равняется 2550 кг, а с максимальным количеством топлива и полной боевой нагрузкой взлетный вес возрастает до 3200 кг. 750-сильный турбовинтовой двигатель обеспечивает самолету характеристики на уровне, необходимом для выполнения возлагаемых задач. EMB-312 может разгоняться до 448 км/ч и имеет крейсерскую скорость на уровне 400-410 километров в час. Такие показатели скорости позволяют безопасно использовать самолет для подготовки летчиков, а также подходят для решения задач по поиску и уничтожению наземных целей. Практический потолок самолета в обоих вариантах равняется 9150 м, практическая дальность – свыше 1800 километров. При полной заправке и с подвесными баками перегоночная дальность превышает 3300 км.

Интересным образом был решен вопрос применения самолета EMB-312 в качестве легкого штурмовика. Для переоборудования учебно-тренировочной машины в ударную и наоборот требуется подвесить или снять необходимое вооружение и провести небольшие подготовительные работы. Так, самолет оснащается простым коллиматорным прицелом в кабине. Боевая нагрузка размещается на четырех подкрыльевых узлах, нормальная нагрузка каждого составляет 250 кг. Самолет EMB-312 в варианте штурмовика может использовать пулеметные контейнеры, неуправляемые ракеты и бомбы.

Учебно-тренировочные самолеты и штурмовики Embraer Tucano: 30 лет в строю


Первой в серийное производство была запущена учебно-тренировочная версия самолета EMB-312 под названием T-27. Военно-воздушные силы Бразилии в 1983 году заказали 133 самолета этой модификации. Вскоре после этого появились первые экспортные контракты. Самолет T-27 Tucano заинтересовал Ирак и Египет, которые приобрели 80 и 40 машин соответственно. В дальнейшем Египет разместил дополнительный заказ на 14 самолетов. В силу географических и логистических особенностей первых экспортных контрактов самолеты для ближневосточных стран строились египетской фирмой AOI по лицензии при поддержке компании Embraer.

В 1984 году самолеты семейства EMB-312 были заказаны Венесуэлой и Гондурасом. Контракты подразумевали поставку 31 самолета для венесуэльских ВВС и 12 машин для вооруженных сил Гондураса. Некоторые венесуэльские самолеты Tucano получили новое обозначение. Так, учебно-тренировочные по-прежнему именовались T-27, а легкие штурмовики были переименованы в A-27. В дальнейшем самолеты EMB-312 разных модификаций строились для Аргентины, Ирана, Колумбии и других стран.

Большой интерес представляет контракт, подписанный в середине восьмидесятых годов. Это соглашение между Бразилией и Великобританией подразумевало лицензионное строительство самолетов Tucano на британских производственных мощностях, принадлежащих фирме Short. Перед подписанием контракта Embraer и Short доработали исходный проект в соответствии с требованиями заказчика в лице английских ВВС. В первую очередь, был установлен новый турбовинтовой двигатель Garrett TPE331-12B мощностью 820 л.с. Благодаря этому максимальная скорость самолета достигла 610 км/ч, а крейсерская увеличилась до 510 км/ч. Прочие летные характеристики изменились незначительно. Получившийся самолет S.312 Tucano, также известный под обозначением Tucano T.I, был принят на вооружение в 1988 году. Было построено 130 машин этого типа.

В дальнейшем компания Short самостоятельно создала две модификации самолета, производимого по лицензии. Первая из них, Tucano Mk.51, предназначалась для ВВС Кении. От базового самолета эта версия отличалась возможностью обучения пилотов применению ствольного вооружения, неуправляемых ракет и бомб. Кенийские военные заказали 12 самолетов этого типа. Вскоре после них свое желание приобрести подобные учебные машины выразил Кувейт. 16 самолетов модификации Tucano Mk.52 отличались от техники для Кении составом оборудования.

Отдельно стоит отметить контракт 1993 года, в соответствии с которым Франция получила 50 самолетов в версии EMB-312F. По желанию заказчика компания Embraer доработала самолет, увеличив ресурс планера до 10 тыс. часов и установив новое радиоэлектронное оборудование. Французская сторона предоставила ряд систем, которые пришли на смену использовавшимся ранее. Самолеты EMB-312F служили в ВВС Франции до конца прошлого десятилетия.

Учебно-тренировочные самолеты и штурмовики Embraer Tucano: 30 лет в строю


EMB-314 Super Tucano

В начале девяностых годов компания Embraer предприняла попытку усовершенствовать самолет EMB-312 и раскрыть его модернизационный потенциал. Проект EMB-312H Super Tucano подразумевал ряд важных изменений в конструкции и оснащении самолета, призванный значительно улучшить его летные и боевые характеристики. В 1993 году были построены два прототипа нового самолета, которые в дальнейшем продемонстрировали правильность примененных технических решений.

Модернизированный учебно-тренировочный или ударный самолет получил турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-68C мощностью 1600 л.с. с пятилопастным винтом, призванный обеспечить более высокие характеристики потяжелевшей машины. Конструкция планера была значительно усилена, ее ресурс увеличился до 12-18 тыс. часов. Кабина пилотов получила кевларовую защиту и ряд нового радиоэлектронного оборудования, в том числе и жидкокристаллические экраны. После такого переоснащения самолет стал длиннее примерно на полтора метра длиннее (общая длина составила 11,4 м), а также значительно потяжелел. Вес пустого самолета Super Tucano равняется 3200 килограммам. Максимальная взлетная масса выросла до 5400 кг.

Максимальная скорость самолета EMB-312H достигла 590 км/ч, крейсерская – 520 км/ч. При нормальной заправке самолет способен преодолеть свыше 1500 км, перегоночная дальность – около 2800 км.

При модернизации значительно улучшились боевые качества ударной версии самолета. В первую очередь нужно отметить, что Super Tucano получил два встроенных пулемета FN M3P калибра 12,7 мм в корневой части крыла. Боезапас каждого из них – 200 патронов. На пяти узлах подвески (четыре подкрыльевых пилона и один узел под фюзеляжем) может размещаться боевая нагрузка общим весом до 1550 кг. В номенклатуру вооружений, пригодных для применения самолетом EMB-312H, включены пулеметные и пушечные контейнеры с оружием калибра от 7,62 до 20 мм, управляемое и неуправляемое бомбовое и ракетное вооружение. Для самообороны штурмовик может нести управляемые ракеты «воздух-воздух». Таким образом, новый легкий штурмовик, в отличие от предыдущей модели Tucano, способен наносить удары не только неуправляемым оружием, а также может уничтожать широкий спектр целей, в том числе укрепления, бронетехнику и фронтовую авиацию противника.

Учебно-тренировочные самолеты и штурмовики Embraer Tucano: 30 лет в строю


К моменту первых заказов проект EMB-312H был переименован в EMB-314. Кроме того, к этому времени было разработано две версии штурмовика, отличающиеся друг от друга некоторыми элементами облика. Так, самолет A-29A оснащается лишь одним рабочим местом пилота и несет дополнительный топливный бак на 400 литров. Модификация A-29B, подобно предыдущим самолетам семейства Tucano, имеет два рабочих места пилотов, а кроме того оснащается различным радиоэлектронным оборудованием, необходимым для контроля за полем боя.

В 2001 году стартовым заказчиком самолетов Super Tucano стала Бразилия. С конца 2003 года до середины 2012-го ей были поставлены 99 самолетов версий A-29A и A-29B. Военно-воздушные силы Бразилии используют эти самолеты для поиска и, при необходимости, уничтожения транспортных средств наркокартелей. Нередко штурмовикам приходится брать на себя функции истребителей и принуждать к посадке самолеты с незаконным грузом. Кроме того, пилоты самолетов Super Tucano на законодательном уровне наделены правом сбивать контрабандистов.

В середине двухтысячных годов Колумбия заказала 25 самолетов A-29B. Машины были поставлены в течение ближайших лет. Первый случай боевой работы колумбийских Super Tucano произошел в январе 2007 года, когда самолеты нанесли ракетно-бомбовый удар по лагерю формирования «Революционные вооруженные силы Колумбии». В дальнейшем колумбийские ВВС регулярно использовали новые штурмовики для борьбы с повстанцами и наркотрафиком.

Учебно-тренировочные самолеты и штурмовики Embraer Tucano: 30 лет в строю


К настоящему времени самолеты EMB-314 Super Tucano служат в военно-воздушных силах Анголы, Бразилии, Буркина-Фасо, Чили, Колумбии, Доминиканской Республики, Эквадора, Гватемалы и т.д. Особый интерес представляют поставки этих самолетов в США. В середине прошлого десятилетия частная военная компания Blackwater Worldwide приобрела один бразильский штурмовик в немного измененной комплектации. В частности, на нем отсутствовали встроенные вооружения. По некоторым данным, этот самолет использовался в локальных конфликтах последнего времени. В 2008 году еще один самолет EMB-314 был приобретен Командованием специальных операций США с целью изучения его возможностей. После длительных переговоров и споров в феврале 2013 года США и Embraer подписали контракт, в соответствии с которым самолеты A-29 будут строиться по лицензии на одном из американских предприятий. Имеющийся контракт подразумевает строительство 20 штурмовиков, которые в будущем будут поддерживать с воздуха специальные подразделения.

В настоящее время бразильская компания Embraer ведет переговоры сразу с несколькими потенциальными покупателями. Самолеты EMB-314 Super Tucano заинтересовали ВВС Афганистана, Гондураса, Парагвая и других стран. Все эти государства намерены улучшить возможности своей ударной авиации за счет новых сравнительно дешевых самолетов бразильского производства.

***

За три десятилетия, в течение которых Бразилия и другие страны строят различные самолеты семейства Tucano, в общей сложности была выпущена почти тысяча машин разных модификаций. Общая численность самолетов EMB-312 превысила 650 единиц. Британские авиастроители построили около 150 учебно-тренировочных Short Tucano. Наконец, за последние 10-12 лет компания Embraer построила и передала заказчикам около 160-170 самолетов Super Tucano. Большая часть построенных самолетов до сих пор эксплуатируется в нескольких странах. Кроме того, возможное подписание новых контрактов позволяет говорить о скором увеличении числа построенных самолетов различных модификаций одного семейства. Таким образом, проект EMB-312 Tucano по праву является одним из самых удачных в истории бразильского авиастроения.


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://embraer.com.br/
http://flightglobal.com/
http://airforce-technology.com/
http://globalsecurity.org/
http://defense-update.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. Su-9 15 октября 2013 07:49
    Кирилл, хорошая подборка, спасибо. Самолётик Эмбраер сделал очень неплохой. Удалось на нём (не супере) полетать - отличный пилотажник, как по мне, так легче чем 18й. Ну а конечно штурмовик из него - это по бедности, только по папуасам.
    Su-9
    1. xetai9977 15 октября 2013 09:14
      Самолёт действительно хороший, в качестве учебного вполне на уровне. Бразильцы умеют делать самолёты.Летом полетал на "Эмбраере",правда, в большом. Никакой болтанки.
      1. Apollon 15 октября 2013 09:20
        Цитата: xetai9977
        Самолёт действительно хороший, в качестве учебного вполне на уровне. Бразильцы умеют делать самолёты.Летом полетал на "Эмбраере",правда, в большом. Никакой болтанки.




        равных ЯКу-130 нет!!!

        1. 0255 15 октября 2013 22:18
          равных ЯКу-130 нет!!!

          не у всех есть деньги на компьютеризованный Як-130.
    2. Комментарий был удален.
  2. Akim 15 октября 2013 10:11
    А недавно кто-то критиковал польский "Орлик", за то что он турбовинтовой.
    Akim
    1. одинокий 15 октября 2013 11:38
      laughing так ведь он же польский,был бы бразильским все хвалили бы)))
  3. Доктор Зло 15 октября 2013 11:43
    Автору спасибо за материал. Если не ошибаюсь,только две страны в Латинской Америке имеют собственную авиапромышленность,- это Бразилия и Аргентина. Причём аргентинский лёгкий штурмовик IA-58 "Пукара" тоже достоин отдельной статьи.
  4. катафрактарий 15 октября 2013 13:43
    хороший самолет -современный ил-10 ,думаю что скоро они или их аналоги нам понадобятся для антипартизанских действий где нибудь в Средней Азии. Дешево и сердито
    катафрактарий
  5. vkrav 15 октября 2013 14:52
    В 60-е у нас разрабатывали поршневой штурмовик--военные очень просили-- у реактивных скорость для эффективной штурмовки великовата была...Но был хрущев,и дальше проекта не пошло...Была шикарная статья в Технике Молодежи--постараюсь найти...
    vkrav
  6. vkrav 15 октября 2013 15:53
    В процессе поиска наткнулся на НЕЧТО--якобы разрабатывавшийся винтовой Су25:)
    http://alternathistory.org.ua/vintovoi-su-25-sssr
    vkrav
  7. Внук Ветерана 15 октября 2013 16:19
    Очень красивый самолёт! Уверен,что либо подобное будет востребовано в наших ВВС для решения задач против "басмачей". Я далеко не специалист,но предположу,что ПЗРК супротив него практически бесполезны.
  8. USNik 15 октября 2013 16:53
    Цитата: Внук Ветерана
    Очень красивый самолёт! Уверен,что либо подобное будет востребовано в наших ВВС для решения задач против "басмачей". Я далеко не специалист,но предположу,что ПЗРК супротив него практически бесполезны.

    У нас, к сожалению, "басмачи" вооружены до зубов как МЗА так и ПЗРК. Тот же Стингер или Игла, имхо, без всякого труда захватят горячий выхлоп и позволят выполнить пуск ракеты, 12.7 и тем более 23мм растерзают этого тукана в лоскуты. Единственное применение, помимо не боевого, это незаметно выйти в район цели, внезапно уничтожить её и попытаться удрать не схлопотав очередь из крупняка....
    USNik
  9. TIT 15 октября 2013 21:07
    давно обсуждаем этот самолёт , для своего класса на данный момент он лучший( на мой взгляд ),
    интересно было бы узнаать его боевую службу в Бразильских ВВС .
    TIT
  10. kafa 15 октября 2013 22:33
    машинка узнаваемая живучая и в обслуге не дорогая ( и нигерры покупают и альбиносы) . а у нас только хард-кор только сухой winked

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня