Пентагон заворачивает Джи-ай в рекламный постер

5
Пентагон заворачивает Джи-ай в рекламный постерРаспространенным явлением в информационно-пропагандистской деятельности PR-служб и подразделений вооруженных сил (ВС) западноевропейских стран – членов НАТО, США, Канады стало привлечение добровольцев для участия в специальных мероприятиях, направленных на формирование и продвижение позитивного имиджа вооруженных сил, на повышение статуса военнослужащих и престижа военной службы в обществе. Основной задачей специалистов по связям с общественностью является информационное воздействие на гражданскую и военную аудиторию внутри страны и за ее пределами с целью формирования доброжелательного отношения к национальным вооруженным силам и проводимой в стране военной политике. «Говоря об общественности, – отмечал директор информационной службы МО США (American Forces Information Service – AFIS) Клиффорд Бернат, – мы подразумеваем как обеспечение информацией гражданских СМИ, так и информирование самих военнослужащих – через военные издания». Мы стремимся, заверил он, «максимально открыто и оперативно информировать общество о деятельности армии и стараемся делать это на высоком профессиональном уровне».

В США становление военных структур, занимающихся связями с общественностью и представляющих собой систему специальных органов, подразделений и должностных лиц, восходит к президентству Томаса Вудро Вильсона, учредившего Гражданский комитет по связи с общественностью для обеспечения народной поддержки военной политики правительства. Сегодня общая численность специалистов по связям с общественностью в ВС США составляет более 7 тыс. человек. Для работы в этой сфере активно привлекаются гражданские служащие в первую очередь, журналисты, психологи, лингвисты, рекламисты и т.д. «Армейские руководители всех уровней должны быть связаны с общественностью», – указывается в полевом руководстве FM 46-1. На знаках отличия специалистов по связям с общественностью Public Affairs (журналистов, пресс-атташе, пропагандистов, вербовщиков и др.) изображен вертикально поднятый меч, уложенный на пересеченные перо и молнию. Фоном служит золотой диск диаметром один дюйм.

Информационно-воспитательная работа в ВС США и стран – членов НАТО характеризуется наличием в войсках разветвленной структуры информационного аппарата, функционирующего до батальона включительно. PR-отделы существуют в армиях Нидерландов, Канады, Австралии, Люксембурга, Индии, Пакистана и других стран. Усилению деятельности отделов по связям с общественностью послужило решение МО США о создании информационно-пропагандистской группы оперативного реагирования. Задачей формируемой из лучших PR-специалистов структуры, уже получившей название «информационного спецназа Пентагона», будет немедленное (в течение 48 часов) прибытие на место предполагаемой военной операции для создания благоприятного идеологического фона в ее освещении СМИ.

ШЕРШАВЫМ ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА

Потребности рекрутских кампаний, постоянное стремление сделать «людей в форме» любимцами всего народа побуждают офицеров PR-служб к поиску новых форм взаимодействия с различными социальными слоями населения. И в этом им помогает богатейший опыт их предшественников, сумевших наладить плодотворное сотрудничество с гражданскими лицами на добровольной основе.

Практически сразу после вступления США во Вторую мировую войну Музей современного искусства в Нью-Йорке объявил о начале конкурса на лучший плакат «Плакат на службе обеспечения национальной обороны». Администрация музея стала добровольным помощником ВС США в организации патриотического воспитания в стране. В чрезвычайных обстоятельствах, заявил ее представитель, «художники являются столь же важным активом, как и специалисты в других областях, а уникальный талант должен быть использован правительством для достижения генеральной цели». Через месяц на стендах музея уже экспонировались лучшие плакаты, отобранные пропагандистами Министерства обороны по результатам конкурса. Вскоре «Бюллетень Музея современного искусства» констатировал: «Результаты были удивительно хороши; они показали серьезное намерение изобразить армию с неприкрашенным реализмом. Гражданские любительские и профессиональные художники преобразовались в солдат-художников».

По предложению бригадного генерала Фредерика Осборна была разработана программа, предусматривающая «использование талантливых художников для украшения комнат отдыха, столовых и других общественных помещений». Цель программы состояла в улучшении и эстетизации окружающей среды, повышении стандарта армейской жизни. Успех превзошел все ожидания. Стали поступать многочисленные заявки в места расположения войсковых частей с просьбой подключения к реализации программы. Многие художники добровольно предлагали участвовать в создании фресок в комнатах отдыха и клубах, разбивке и оформлению скверов и ландшафтных участков близлежащей территории. За работой каждого художника наблюдали сотни военнослужащих, выражавших желание участвовать в занятиях классов живописи, скульптуры и фотографии. Преподаватели из числа гражданских лиц и местные сообщества помогали удовлетворить эту культурную потребность.

Директором программы художественного обслуживания вооруженных сил был назначен James Soby, видевший свою задачу «в проведении выставок и действий, направленных на укрепление морального состояния военнослужащих». Его стараниями в Музее современного искусства стала работать фотовыставка. В мае 1942 года Soby открыл продажу художественных работ, пожертвованных участниками выставок. На предложение Soby откликнулись многие коллекционеры и художники, жертвовавшие картины, скульптуры, акварели, гуаши, рисунки, гравюры литографии.

Часто волонтерами PR-акций вооруженных сил становились известные мастера искусств и звезды шоу-бизнеса. В Голливуде действовала специальная «столовая», в которой солдат и офицеров обслуживали и развлекали популярные кинозвезды: Лана Тернер, Хеди Ламарр, Бетти Грейбл, Дороти Ламур и другие. Гастрольные поездки в войска были организованы для Пола Дугласа, Джона Рассела, Дональда О`Коннора, Дебби Рейнольдс, Эррол Флинн, Терри Мур. Перед солдатами американской армии выступали популярные певцы и актеры Бинг Кросби, Бет Дэвис, Дюк Эллингтон, Хэмфри Богарт, несравненная Марлен Дитрих, Джуди Гарланд, Анн Шеридан, Джеймс Стюарт, Глен Миллер и многие другие. Видными волонтерами прошлых лет были актеры Боб Хоуп, Марта Рей, Джонни Грант, Микки Руни и другие.

СЛУГИ МУЗ В УСЛУЖЕНИИ У МАРСА

Традиция привлечения выдающихся и популярных деятелей искусства к участию в пропагандистских PR-кампаниях сохраняется и сегодня. Для укрепления патриотических чувств и снятия боевой усталости у военнослужащих огромное значение имеет организация непосредственного личного общения военнослужащих с всеобщими любимцами – деятелями кино, театра, эстрады.

Известный американский актер Бен Афлек провел рождественские и новогодние праздники в странах Персидского залива, где были расквартированы подразделения армии США, участвовавшие в военной операции в Ираке. По словам очевидцев, Афлек встретился с американскими солдатами и показал им новый фильм Джона Ву «Paycheck», в котором он сыграл главную роль. Для выступлений перед американскими солдатами в Ирак приезжали Джессика Симпсон и легенда панк-рока Генри Роллинз. Комик Робин Уильямс приезжал в Ирак четыре раза.

Во время операций в Ираке к солдатам приезжал Брэд Питт. Для моральной поддержки американских войск, ведущих боевые действия в Ираке и Афганистане, самые яркие представители американского шоу-бизнеса считали своим долгом встретиться с воинами. Рокер из Детройта Тэд Наджент выходил на сцену с пистолетом на бедре, а с одной базы на другую перемещался на военном «Хаммере», стоя у пулемета.

С песней Ain't It Funny перед американскими солдатами выступила Дженнифер Лопес. Арнольд Шварценеггер, выполняя свой гражданский долг, принял решение порадовать своим появлением американских военнослужащих, находящихся в зоне Персидского залива, и представить им свой новый фильм. Хочет поехать в Ирак и выступить перед американскими войсками двадцатилетняя актриса Линдси Лохан, известная по фильмам «Чумовая пятница» и «Дрянные девчонки», а также снимающемуся фильму «Georgia Rule». «Я очень давно хотела поехать в Ирак», – сказала Лохан, заявившая журналу «Элль» о желании превзойти Мэрилин Монро, которая пела перед стотысячным войском, расположенным в Корее в 1954 году «Изумительно то, что одна женщина, кинозвезда, которой я всегда хотела стать, может туда поехать, – сказала Лохан, добавив, что она и ее телохранители намерены взять несколько уроков стрельбы, чтобы путешествие было более безопасным».

Волонтеры-мастера искусств выступают подчас в самых отдаленных частях и нередко в совершенно неподготовленных условиях – в кузове грузовиков, в багажном отсеке самолета, в военных палатках, в бункерах. В расположении американских войск в Баумхольдере (Германия) более 3000 военнослужащих ВС США, возвращающихся домой после 15 месяцев службы в Ираке, концертными выступлениями встречали знаменитые рок-группы Hinder и Ember, котирующиеся на современном рок-рынке в качестве одних из самых многообещающих коллективов. «Очень почетно участвовать в такой встрече. Мы несем нашим солдатам частицу Америки. И ничто так не напоминает о доме, как старый и добрый рок-н-ролл», – сказал полковник ВВС Edward Shock. «Наша песня «Американский герой» говорит о глубоком уважении к солдатам на передовой. Они и есть настоящие герои», – выразил мнение группы Ember вокалист Крис Мартинес.

Рок-группы Hinder и Ember в рамках гастрольного тура Freedom Rocks провели бесплатный концерт для военнослужащих и их семей на крупнейшей американской авиабазе в Германии «Рамштейн». «Мы помним о нашей свободе. Вы делаете свою работу далеко от дома. Вы защищаете нас», – с чувством сказал Deuce Wanier, гитарист группы Ember. Патриотично прозвучал и с воодушевлением был встречен публикой один из последних хитов группы American Hero. Большое впечатление на музыкантов группы Hinder, по словам бас-гитариста Майка Роддена, произвело посещение регионального медицинского центра (Regional Medical Center) в Ландштуле, где им пришлось выступать перед ранеными солдатами. Директор по связям с общественностью управления развлечений армии и флота (Armed Forces Entertainment and Navy Entertainment) Мелисса Уэлч поблагодарила музыкантов за их творчество, «повышающее моральный дух воинов».

АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ КРУПНЫМИ МАЗКАМИ

Существенную роль в формировании положительного образа военной службы играет популяризация произведений изобразительного искусства, посвященных военной тематике. Самую большую коллекцию оригинальных произведений военного искусства – от масштабных полотен до карандашных рисунков, предлагает британская корпорация Cranston arts-military print company. Эксклюзивный ассортимент содержит более 4000 наименований работ известных художников, и среди них картины Ивана Берримана, Рэя Хонисетта, Роберта Тэйлора, Теренса Т. Кунео, Дэвида Пентленда и других мастеров. Для интересующихся художественным творчеством военнослужащих особенно привлекательным обстоятельством являются прочные связи художников с вооруженными силами.

Комик Робин Уильямс в Багдаде от души смешил бойцов армии США во время войны в Ираке.

Профессиональный художник Стэн Стокес завершил несколько фресок для Аэрокосмического музея в Палм Спрингс, среди которых одни из самых знаменитых его работ «Corsair» на подходе» размером 19 х 55 футов, «Неустрашимый» у Мидуэя» размером 12 x 34 футов и более 50 оригинальных изображений летчиков. Стэну Стокесу довелось встречаться и работать со многими героями авиации, и в том числе с генералом Джимми Дулиттлом , Пэппи Боингтоном, Чаком Йегером и другими. Более 20 картин было написано художником для Музея авиации на Филиппинах. Более 15 картин было создано по заказу НАСА, начиная с космических кораблей SR-71 Blackbird. Картина «Авианосец Джордж Буш следует своим курсом» находится на постоянной экспозиции в президентской библиотеке Джорджа Буша-старшего в Колледж Стейшн (штат Техас). Его работа также украшает президентскую библиотеку Рональда Рейгана в Simi Valley (штат Калифорния). Произведения Стокеса экспонируются в художественных коллекциях ВВС, Пентагона, Аэрокосмическом музее Сан-Диего, Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.

Художник-иллюстратор Теренс Кунео прославился изображением батальных сцен и портретами крупных военоначальников, включая портрет фельдмаршала Монтгомери. Его работы, посвященные Королевской артиллерии, стрелковой бригаде, очистке минных полей в Северной Африке, экспонируются во многих музеях и галереях.

Американский художник Иван Берриман – мастер изображения кульминационных эпизодов воздушных боев. Одна из его работ посвящена легендарному летчику-асу лейтенанту Яну Уиджи Глиду, одержавшему множество побед в воздушных схватках с фашистами и погибшему на своем Spitfire Vc в апреле 1943 года. На полотне изображен момент воздушного боя, происшедшего 15 августа 1940 года, когда лейтенанту Яну Глиду удалось сбить немецкий Messerschmitt Bf. 110. Подвигам пилотов военно-морской авиации США в годы Второй мировой войны посвящены картины Берримана «Невидимый враг» и «Два «Файрфлайя Mk.5» из 810-й эскадрильи FAA над легким авианосцем «Тезей».

Известными художниками, видное место в творчестве которых занимает отражение героических будней военно-морских летчиков в годы Второй мировой войны и войны в Корее, являются Дэвид Пентленд с его знаменитыми работами «Боевая группа «Пайпер» – 16–26 декабря 1944» и «Схватка на Котлисе», Рэй Хонисетт и его картина «Авианосец «Сидней» во время тайфуна «Рут», Роберт Тэйлор и его работы «Затишье перед бурей», «JG-52».

Галерею эпизодов, событий, сцен, посвященных войне на море, создал «самый знаменитый морской живописец ХХ столетия» почетный член самых престижных художественных сообществ Великобритании Монтегю Доусон, внук известного художника-мариниста Генри Доусона. Его работы находятся в музеях, корпоративных и частных коллекциях по обе стороны Атлантики.

Художником с мировым именем, посвятившим себя военно-морской тематике, стал художник-самоучка из Мельбурна Рэндалл Уилсон – автор коллекции картин с изображением английских, американских, немецких, австралийских и японских линкоров, авианосцев и крейсеров. Рэндалл не обошел также вниманием и легендарную военную технику времен Второй мировой войны. Картины «Ночной охотник – HE219s» и «Мустанг P51-D» особо ценимы почитателями его таланта.

АМЕРИКАНСКАЯ МЕДИАРАТЬ

Работа с волонтерами в ВС США осуществляется на серьезной организационной основе. К ней привлекаются не только отдельные, пусть и именитые граждане, но и целые организации, задекларировавшие своей миссией добровольное сотрудничество с вооруженными силами. По инициативе американской некоммерческой дипломированной частной организации (United Service Organizations – USO) в США на постоянной основе проводится широкая медиакампания, в рамках которой ведущие электронные и печатные СМИ бесплатно предоставляют эфир и страницы для «общественно-значимой рекламы», призывающей население страны всемерно поддерживать американские вооруженные силы.

Американские СМИ оказывают ежегодную поддержку Вооруженным силам США на сумму в десятки миллионов долларов, а в целом объем медиаподдержки давно превысил 100 млн. «Наша медиакампания обеспечила нам возможность действовать вне политики для того, чтобы активизировать общественную поддержку нашим войскам, и мы безмерно благодарны СМИ за оказанное нам содействие», – подчеркивается в заявлении президента и исполнительного директора этой общественной организации Эдварда Пауэлла. Объемы бесплатной рекламы в поддержку Вооруженных сил США в короткий срок выросли на 27%. Такая реклама в течение года прошла на более чем 1 тыс. телеканалов и радиостанций свыше 230 тыс. раз. Бесплатная реклама в поддержку Вооруженных сил США размещалась на страницах ведущих газет и журналов, в Интернете, на рекламных щитах в аэропортах и других местах.

На протяжении всех лет существования миссия USO неизменно заключалась в моральной и материальной поддержке американской армии, в создании привлекательных условий для полноценного отдыха личного состава. USO, по мнению ее руководства, является «мостом между американской публикой и американскими войсками». Будучи, по сути, благотворительной организацией, USO «полагается на великодушие простых людей и корпораций». Оказывая USO материальную поддержку, «американцы наряду с доверием к самой Службе выражают искреннюю благодарность мужчинам и женщинам в военной форме». USO – это та национальная ценность, которая «позволяет американцам выразить их признательность, беспокойство и поддержку вооруженным силам». Не являясь правительственным учреждением, USO всегда находила понимание государства и государственных деятелей. Каждый президент США становится почетным председателем USO.

Для установления прямых контактов с представителями различных слоев населения эффективно используются высокотехнологичные возможности PR-службы МО США. В департаменте по связям с общественностью Центрального командования США (U.S. Central Command – CENTCOM) успешно функционирует «группа по связям с электронными СМИ» (Electronic media engagement team – EMET). Состоявшая вначале из трех офицеров группа стала анонимно публиковать в интернет-дневниках информацию об операциях в Ираке и Афганистане. Сегодня в обязанности сотрудников подразделения входит ежедневный просмотр сообщений и размещение комментариев к ним на различных сайтах. В случае появления в блогах некорректных высказываний или неточной информации о действиях частей американской армии, сотрудники EMET предоставляют автору прямую ссылку на сайт CENTCOM, содержащий официальные разъяснения армейского руководства. CENTCOM оценил этот способ связи с общественностью как один из самых эффективных. На сегодняшний день деятельность группы обеспечивает официальной информацией в общей сложности не менее 17 млн. пользователей Интернета.

С КРЕСТОМ И МЕЧОМ

При реализации мероприятий по поддержанию позитивного имиджа военной службы специалисты Службы PR взаимодействуют со Службой капелланов при координирующем участии командиров всех степеней и содействии таких служб, как военно-музыкальная, военно-социологическая, военно-юридическая, и других. В целях эффективного организационного и идейного сплочения Вооруженных сил стран НАТО армейским командованием активно используются возможности и успешно зарекомендовавшие себя методы деятельности военных священников. Консолидирующая роль христианских пастырей, стремящихся закрепить «братство по оружию» «братством по вере», представляется здесь просто незаменимой. Священники бундесвера широко практикуют привлечение к богослужениям солдат армий стран НАТО, расквартированных на территории Германии. На торжественных церковных службах и церемониях в частях и гарнизонах всегда присутствуют военнослужащие американских, британских, бельгийских, голландских войск. Руководство Объединенных вооруженных сил стран НАТО, возлагая большие надежды на привлекательность христианских идей среди солдат разных национальностей и разных государств, планирует и проводит совместные мероприятия религиозного характера. Наиболее известными из совместных натовских акций Христианской церкви являются торжественно организованные ежегодные паломничества военнослужащих в священное для каждого христианина французское местечко Лурд департамента Верхние Пиренеи. Жителям этого маленького городка на юго-западе Франции, называемого «французским Иерусалимом», в 1858 году 18 раз являлась Дева Мария, указавшая место в гроте, откуда забил источник с чудодейственной целебной водой. Сегодня здесь сооружена подземная церковь на 30 тыс. мест, богослужения проходят на шести языках, а вечером совершаются факельные шествия. За 50 лет, прошедших со дня первого паломничества солдат стран НАТО в 1958 году, мероприятие претерпело существенные изменения.

Сама процедура паломничества тщательно и до мельчайших деталей продумывается руководителями церкви, заблаговременно приглашаются опытные режиссеры, художники-дизайнеры, оформители, психологи, специалисты в области PR-технологий, выделяются необходимые финансовые и материальные средства. Поэтому паломничества представляют собой красочно оформленные торжества, праздничные шествия, в которых принимают участие почти 20 тыс. военнослужащих (в том числе и около 4 тыс. солдат и офицеров бундесвера). На 47-е международное паломничество военнослужащих в Лурде итальянские солдаты девять дней шли пешком от площади Св. Петра в Ватикане. Мощное морально-психологическое воздействие на всех участников паломничества оказывают послания и обращения Папы Римского и других высших церковных иерархов. В период подготовки и реализации паломнической акции среди военнослужащих различных стран наряду с религиозными взглядами интенсивно распространяются идеи дружбы и единства солдат армий стран блока НАТО, подчеркивается их решимость встать на защиту веры и своих религиозных идеалов. Иными словами, решая специфические задачи присущими им средствами, военные священники при содействии офицеров PR-служб объективно способствуют повышению боеспособности личного состава войск, укреплению морального духа солдат и офицеров, воспитанию у них готовности сражаться за веру и государство.

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПЕРО ПРИРАВНЯЛИ К ШТЫКУ

Одним из основных направлений деятельности PR-служб и подразделений ВС иностранных государств является установление продуктивных отношений с гражданскими СМИ, многие из которых весьма критически относятся к военной политике собственных правительств. Только пресс-релизы, брифинги и даже регулярные пресс-конференции зачастую оказываются не в состоянии изменить тональность публикаций этих печатных органов. Применением новых разработок информационного обеспечения, позволивших добиться существенной поддержки общественностью стран коалиции боевых действий в Афганистане и Ираке, следует считать внедрение журналистов, представляющих СМИ США и Великобритании, в боевые подразделения.

Для журналистов, направлявшихся в зону военных действий в Ираке, военным ведомством США был организован курс начальной военной подготовки. К обучению сотрудников СМИ были привлечены лучшие специалисты по ведению психологических операций, ненавязчиво указывавшие слушателям на необходимость завоевания поддержки военно-политического курса США. Назначенный куратором занятий пресс-секретарь МО США Брайан Уитмен, призвал не рассматривать курс военной подготовки в качестве предпосылки для зачисления журналистов в состав действующих армейских подразделений или попыток давления на прессу. Эксклюзивные права на освещение боевых действий были предоставлены CNN и BBC.

Профессиональные журналисты интегрировались в подразделения, участвующие в боевых операциях. 662 журналиста были прикреплены к американской армии и 95 – к ВС Великобритании. Каждый из крупнейших телеканалов США ABC, NBC, CBS, CNN, Fox был представлен в войсках 26 журналистами. Солидным печатным изданиям «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс», «Тайм», «Ньюсуик» и другим была предоставлена возможность направить в войска по 10 журналистов. Вместе с наступающими частями на линии фронта оказались самые известные американские репортеры Оливер Норт, Вульф Блицер, Скотт Пели, Тед Коннел. «Вживленные журналисты» (embedded journalists), как их называли, оправдали надежды, размещая в Интернете в режиме реального времени видео- и фотоматериалы, сделанные с американских танков в ходе наступления коалиционных войск.

Опираясь на поддержку волонтеров – отдельных гражданских лиц и целых общественных коммерческих и некоммерческих организаций, привлекая к добровольному сотрудничеству широко известных деятелей науки и искусства, PR-службы ВС иностранных государств преуспевают в создании и продвижении позитивного имиджа национальных вооруженных сил и военной политики собственных правительств.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AVV
    0
    15 октября 2013 12:52
    Янки всеми путями хотят обелить деятельность своих войск,и те преступления по всему миру!А так же набрать новое пушечное мясо!Для этого все средства хороши!Политика Пентагона в действии,неважно ,что за армией тянется огромный шлейф убийств людей по всему миру!!!
  2. AVV
    0
    15 октября 2013 12:52
    Янки всеми путями хотят обелить деятельность своих войск,и те преступления по всему миру!А так же набрать новое пушечное мясо!Для этого все средства хороши!Политика Пентагона в действии,неважно ,что за армией тянется огромный шлейф убийств людей по всему миру!!!
  3. +6
    15 октября 2013 13:04
    Читал воспоминания одного нашего бойца ( или офицера ) , воевавшего в Афгане .
    Рассказывал о выступлении Эдиты Пьехи . Выступала на сцене , и рядом , при заходе на посадку разбился и сгорел подбитый духами вертолёт . Это произошло у неё на глазах , после она пела и плакала . Плакали и солдаты .
  4. 0
    15 октября 2013 21:30
    В США задействован мощнейший ресурс СМИ что бы представить войну "легкой прогулкой",где всегда показывают как это круто быть G.I.
  5. 0
    15 октября 2013 21:39
    И совсем не показывают что такое война

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»