Military Review

AERO X10A gun / launcher for Douglas AD Skyraider attack aircraft

2
During the Second World War, some warring countries actively used unmanaged aviation rockets. it weapon well established itself in the destruction of manpower, equipment and fortifications of the enemy. By the end of the war, all new aircraft destined for strikes against ground targets were initially armed with unguided rockets of various types. The main similar munitions of the US Air Force at the time of the end of the war was the HVAR (High Velocity Aircraft Rocket), also known as Holy Moses. 61-kilogram ammunition with a charge of about 3,5 kg of explosive allowed to effectively solve a number of tactical tasks. However, the HVAR rocket had some flaws that needed to be fixed.




In 1946, the US Air Force adopted the Douglas AD Skyraider attack aircraft. This plane was created taking into account the experience of the Second World War and in fact absorbed all the best ideas of the American aircraft industry of that time. If necessary, Skyraider attack aircraft could carry and use unguided HVAR missiles. However, a large number of such ammunition on the external sling, under the wing, led to some unpleasant consequences. The missiles worsened the flow around the aircraft, because of which the drag was increased, and vibrations were observed at certain flight conditions. To get rid of these phenomena had to sacrifice ammunition and hang a smaller number of missiles.

The views of American strategists on the role of attack aircraft in a hypothetical war, the possibility of unguided HVAR missiles, as well as the ambiguous situation with the AD Skyraider's ammunition charge, led to the appearance of an original solution. It was proposed to create a new aviation weapon capable of combining all the best qualities of existing missiles and guns. The project called AERO X10A was unusual for the American and world arms industry, which may cause some problems with its classification. In the aviation weapons complex X10A, technical solutions borrowed from receiver and rocket artillery were simultaneously used. In this regard, in some sources AERO X10A is referred to as a recoilless weapon with an active-projectile projectile, and in others - a launcher of unguided rockets.

Douglas company specialists involved in the X10A project decided to bring together all the best features of the existing systems. To this end, it was suggested that the AD Skyraider aircraft be equipped with two guns / launchers placed in wing consoles. These units were smooth-bore systems caliber 127 mm with ammunition mechanisms. To reduce the huge impact of large-caliber shells of the original design, the AERO X10A gun was executed recoilless. The exhaust pipe was supposed to bring on the lower surface of the wing. Inside the wing was the breech of the original system, as well as mechanisms for the supply of ammunition.

Remembering the high power of the HVAR missile warhead, the designers of the Douglas company used it in new ammunition. The active-projectile projectile of the AERO X10A complex was the head of a basic unguided missile with a body attached to it. Inside the latter was placed a propellant charge, as well as a solid propellant sustainer engine. In some sources it is mentioned that the engine had one main and several additional nozzles. The latter at the same time gave the projectile rotation and were used to stabilize it in flight.

AERO X10A gun / launcher for Douglas AD Skyraider attack aircraft


By the end of the 1946 of the year, a Skyraider with serial number 09094 was converted into a carrier of the advanced AERO X10A artillery system at one of the plants of the Douglas company. Two guns / launchers placed at the junction of the center section and wing consoles. Next to them were installed ammunition boxes with a system for feeding projectiles into the guns. An interesting fact is that when the aircraft was refitted, its weight and centering almost did not change. Each X10A system weighed only 73 kilograms. Another about 380 kg accounted for ammunition. The masses of guns / launchers with ammunition fully fit into the permissible weight of the payload, and the problem of alignment was solved by the correct placement of all components of the artillery complex.

The prototype aircraft received the designation XBT2B-D1 and went to the Naval Artillery Station in the city of Ainiokern (California). The very first firing of the aircraft, attached to a special restraint system, showed the high capabilities of the AERO X10A complex. Active-missiles had a fairly high accuracy, comparable to the unguided HVAR missiles. In addition, the size and weight of the new ammunition made it possible to place large ammunition in the wing - 19 shells for each gun / launcher. One X10A projectile weighed about 10 kilograms, i.e. was six times lighter than the HVAR missile, but had the same explosive charge.

One Douglas AD Skyraider aircraft equipped with the AERO X10A system could, in theory, perform such a combat mission, which required several attack aircraft with unguided HVAR missiles. It was expected that the rate of fire would have a positive effect on the combat qualities of the re-equipped aircraft: the X10A system fired at tests at a rate of up to three rounds per second. It is easy to calculate that all ammunition could be shot in 6-7 seconds, i.e. in one run. It remains only to guess what would be with the goal after such a strike only one aircraft.

However, the advantages of the AERO X10A artillery complex were leveled by only one drawback. In the small dimensions of the new 127-mm projectile could not manage to enter a sufficient propelling charge and a solid-fuel engine with the required characteristics. Because of this, the effective firing range of the new aviation artillery complex did not exceed 800-900 meters. For comparison, the HVAR rocket could hit targets at distances up to 4-5 km (excluding dispersion, etc., of the features of firing unmanaged ammunition). Because of this, in the event of a hypothetical war, attackers with X10A guns / launchers would have to approach the target for a dangerous distance and risk falling under the fire of small-caliber anti-aircraft artillery. The second complaint of the military related to the composition of the weapons of the prototype aircraft XBT2B-D1. To install recoilless guns, automatic X-gun caliber 20 mm was removed from it. Probably, further serial attack aircraft with the AERO X10A complex also risked losing automatic guns, and with them a considerable part of firepower.



Employees of Douglas, seeing the benefits of the new artillery system, continued its improvement. Trimming and testing of the revised versions of the gun / launcher continued, with varying success, until the 1950 year. Accurate information about the essence of improvements at a particular stage of the project is missing. Perhaps the authors of the project managed to get rid of some technical and technological problems, but the result was predetermined. The design of the active-projectile did not allow to increase the firing range to acceptable values, since it was impossible to fit a more powerful solid-propellant engine or a propelling charge into the housing of the available size.

It is not known whether the HBT2B-D1 aircraft flew into the air and fired while flying. The last mention of this prototype attack aircraft with the original artillery system refers to the 1950 year. After several years of unsuccessful improvements, the customer in the person of the American military department refused financial and administrative support for the AERO X10A project. For four years, Douglas has not been able to rid its design of the major flaws that caused claims from the military. Due to the absence of any noticeable progress, the project was closed as unpromising. In the future, attempts to create an artillery system of such an architecture were not undertaken. The emergence of new technologies in the fields of aircraft manufacturing, weapons and engine building has allowed us to return to the usual weapons: automatic small-caliber guns and unguided rockets, which are still used today.


On the materials of the sites:
http://alternathistory.org.ua/
http://airwar.ru/
http://secretprojects.co.uk/
http://raigap.livejournal.com/
Author:
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Su-9
    Su-9 15 October 2013 07: 53
    0
    Interesting. But as I understand it, dynamo-guns were never used anywhere in combat aviation, despite numerous attempts (including our Gorokhovsky).
  2. Taoist
    Taoist 15 October 2013 11: 52
    +3
    Well, the DRP by its very scheme is vicious especially for aviation. Compensating for recoil by the outflow of a gas jet, by definition, it is impossible to obtain high initial velocities of the projectile, which is still tolerable for cumulative anti-tank devices (where the DRP itself took root in the form of "no recoil") but is absolutely meaningless for aviation. not to mention the difficulties with automation and low resistance to overload. An attempt to increase the caliber and effectiveness of aircraft weapons, taking into account the impossibility of perceiving a large recoil for such an unstable weapon platform as an aircraft, actually led to the emergence of RS and weapons for their use. Unfortunately, PCs have their "fatal drawback" - large dispersion - which in itself requires their massive use in a salvo. Hence, a number of developments that tried to solve this problem without completely ruining the aerodynamics of the carrier aircraft.
    If at the beginning of evolution (when the speeds were relatively low) it was quite sufficient to use guides of the "flute" type, then with an increase in speed such "cities" began to more and more affect the aerobatic properties and controllability of the carrier vehicles. Moreover, such launchers continued to reduce the flight data of the carrier aircraft even after the launch of the RS. The Germans were the first to fight this by creating tubular guides for their "hose" missiles under the discarded fairings ... (Me 262, Nutter), post-war designers tried to create a hybrid of guns and RS (one of the options is described in this article) in particular, Soviet designers created a number of ARO (aircraft jet guns) with a single guide barrel and a drum reloading system - which theoretically gave a gain in aerodynamics. Unfortunately, the rise in price, weighting and complication of the design turned out to be inequivalent to the benefits obtained. In addition, such placement of the RS deprived them of their main task - the possibility of salvo firing. As a result, all such exercises ended up in the "dead-end branches" collection. And the use and application of the RS finally became the prerogative of UB (universal blocks), which not only solved the issue of aerodynamic resistance (especially with the possibility of dropping them after using missiles) but also made it possible to develop maximum fire performance. (For example, the same Su 25 can shoot all of its ammunition - 160 S8 missiles in a couple of seconds. That is guaranteed to ensure the destruction of the target in one run)

Орудие/пусковая установка AERO X10A для штурмовика Douglas AD Skyraider

В ходе Второй мировой войны некоторые воюющие страны активно использовали неуправляемые авиационные ракеты. Это оружие хорошо зарекомендовало себя в деле уничтожения живой силы, техники и укреплений противника. К концу войны все новые самолеты, предназначавшиеся для нанесения ударов по наземным объектам, изначально вооружались неуправляемыми ракетами разных типов. Основным подобным боеприпасом ВВС США на момент завершения войны стала ракета HVAR (High Velocity Aircraft Rocket – «Высокоскоростная авиационная ракета»), также известная под названием Holy Moses. 61-килограммовый боеприпас с зарядом около 3,5 кг взрывчатого вещества позволял эффективно решать ряд тактических задач. Однако ракета HVAR имела некоторые недостатки, которые требовалось исправить.

Орудие/пусковая установка AERO X10A для штурмовика Douglas AD Skyraider


В 1946 году на вооружение ВВС США был принят штурмовик Douglas AD Skyraider. Этот самолет создавался с учетом опыта Второй мировой войны и фактически вобрал в себя все лучшие идеи американского авиастроения того времени. При необходимости штурмовик Skyraider мог нести и применять неуправляемые ракеты HVAR. Однако большое количество таких боеприпасов на внешней подвеске, под крылом, приводило к некоторым неприятным последствиям. Ракеты ухудшали обтекание самолета, из-за чего увеличивалось лобовое сопротивление, а на определенных режимах полета наблюдались вибрации. Для избавления от этих явлений приходилось жертвовать боекомплектом и подвешивать меньшее число ракет.


Воззрения американских стратегов на роль штурмовой авиации в гипотетической войне, возможности неуправляемых ракет HVAR, а также неоднозначная ситуация с боекомплектом самолета AD Skyraider привела к появлению оригинального решения. Предлагалось создать новое авиационное оружие, способное совместить в себе все лучшие качества имеющихся ракет и пушек. Проект под названием AERO X10A был необычным для американской и мировой оружейной промышленности, из-за чего могут возникать некоторые проблемы с его классификацией. В авиационном комплексе вооружений X10A одновременно применялись технические решения, заимствованные из ствольной и реактивной артиллерии. В связи с этим в некоторых источниках AERO X10A именуется безоткатным орудием с активно-реактивным снарядом, а в других – пусковой установкой неуправляемых ракет.

Специалисты компании Douglas, занимавшиеся проектом X10A, решили собрать воедино все лучшие черты имевшихся систем. Для этого было предложено оборудовать самолет AD Skyraider двумя орудиями/пусковыми установками, размещенными в консолях крыла. Эти агрегаты представляли собой гладкоствольные системы калибра 127 мм с механизмами подачи боеприпасов. Для снижения огромной отдачи крупнокалиберных снарядов оригинальной конструкции орудие AERO X10A выполнили безоткатным. Выхлопной патрубок предполагалось вывести на нижней поверхности крыла. Внутри крыла располагалась казенная часть оригинальной системы, а также механизмы подачи боеприпасов.

Помня достаточно высокое могущество боевой части ракет HVAR, конструкторы фирмы Douglas применили ее в новых боеприпасах. Активно-реактивный снаряд комплекса AERO X10A представлял собой головную часть базовой неуправляемой ракеты с прикрепленным к ней корпусом. Внутри последнего размещался метательный заряд, а также твердотопливный маршевый двигатель. В некоторых источниках упоминается, что двигатель имел одно основное и несколько дополнительных сопел. Последние при этом придавали снаряду вращение и использовались для его стабилизации в полете.

Орудие/пусковая установка AERO X10A для штурмовика Douglas AD Skyraider


К концу 1946 года на одном из заводов компании Douglas самолет Skyraider с заводским номером 09094 был переоборудован в носитель перспективной артиллерийской системы AERO X10A. Две пушки/пусковые установки поместили на стыке центроплана и консолей крыла. Рядом с ними установили ящики боекомплекта с системой подачи снарядов в орудия. Интересен тот факт, что при переоборудовании самолета его вес и центровка почти не изменились. Каждая из систем X10A весила всего лишь 73 килограмма. Еще около 380 кг приходилось на боекомплект. Массы орудий/пусковых установок с боекомплектом полностью укладывались в допустимый вес полезной нагрузки, а проблема центровки была решена правильным размещением всех компонентов артиллерийского комплекса.

Опытный самолет получил обозначение ХВТ2В-D1 и отправился на Морскую артиллерийскую станцию в городе Айниокерн (штат Калифорния). Первые же стрельбы самолета, закрепленного на специальной удерживающей системе, показали высокие возможности комплекса AERO X10A. Активно-реактивные снаряды имели достаточно высокую точность, сравнимую с неуправляемыми ракетами HVAR. Кроме того, габариты и вес новых боеприпасов позволили разместить в крыле большой боекомплект – по 19 снарядов на каждую пушку/пусковую установку. Один снаряд системы X10A весил около 10 килограммов, т.е. был в шесть раз легче ракеты HVAR, но имел такой же заряд взрывчатого вещества.

Один самолет Douglas AD Skyraider, оборудованный системой AERO X10A, в теории мог выполнить такую боевую задачу, для решения которой требовалось несколько штурмовиков с неуправляемыми ракетами модели HVAR. Ожидалось, что на боевых качествах переоборудованного самолета положительно скажется и скорострельность: на испытаниях система X10A вела огонь с темпом до трех выстрелов в секунду. Нетрудно подсчитать, что весь боекомплект можно было расстрелять за 6-7 секунд, т.е. за один заход. Остается только догадываться, что было бы с целью после такого удара лишь одного самолета.

Однако преимущества артиллерийского комплекса AERO X10A нивелировались всего одним недостатком. В небольшие габариты нового 127-мм снаряда никак не удавалось вписать достаточный метательный заряд и твердотопливный двигатель с требуемыми характеристиками. Из-за этого эффективная дальность стрельбы нового авиационного артиллерийского комплекса не превышала 800-900 метров. Для сравнения, ракета HVAR могла поражать цели на дистанциях до 4-5 км (без учета рассеивания и т.п. особенностей стрельбы неуправляемыми боеприпасами). Из-за этого в случае гипотетической войны штурмовикам с орудиями/пусковыми установками X10A пришлось бы подходить к цели на опасное расстояние и рисковать попасть под огонь малокалиберной зенитной артиллерии. Вторая претензия военных касалась состава вооружения самолета-прототипа ХВТ2В-D1. Для установки безоткатных орудий с него сняли автоматические пушки калибра 20 мм. Вероятно, в дальнейшем серийные штурмовики с комплексом AERO X10A тоже рисковали лишиться автоматических пушек, а вместе с ними немалой части огневой мощи.

Орудие/пусковая установка AERO X10A для штурмовика Douglas AD Skyraider


Сотрудники компании Douglas, видя преимущества новой артиллерийской системы, продолжили ее совершенствование. Доводка и испытания переработанных вариантов орудия/пусковой установки с переменным успехом продолжались до 1950 года. Точная информация о сути доработок на том или ином этапе проекта отсутствует. Возможно, авторам проекта удалось избавиться от некоторых проблем технического и технологического характера, но итог был предрешен. Конструкция активно-реактивного снаряда не позволяла увеличить дальность стрельбы до приемлемых значений, поскольку в корпус имевшегося размера нельзя было вписать более мощный твердотопливный двигатель или метательный заряд.

Неизвестно, поднимался ли самолет ХВТ2В-D1 в воздух и вел ли стрельбу в полете. Последнее упоминание об этом прототипе штурмовика с оригинальной артиллерийской системой относится к 1950 году. После нескольких лет безуспешных доработок заказчик в лице американского военного ведомства отказался от финансовой и административной поддержки проекта AERO X10A. За четыре года фирма Douglas не смогла избавить свою разработку от основных недостатков, вызывавших претензии со стороны военных. Из-за отсутствия каких-либо заметных подвижек проект закрыли как бесперспективный. В дальнейшем попытки создать артиллерийскую систему подобной архитектуры не предпринимались. Появление новых технологий в областях авиастроения, оружейного дела и моторостроения позволило вернуться к привычным вооружениям: автоматическим малокалиберным пушкам и неуправляемым ракетам, которые используются по сей день.


По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://airwar.ru/
http://secretprojects.co.uk/
http://raigap.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Su-9 15 октября 2013 07:53
    Интересно. Но я так понимаю что динамореактивные пушки так нигде и не применялись в строевой авиации, несмотря на многочисленные попытки (включая нашего ГОроховского).
    Su-9
  2. Даос 15 октября 2013 11:52
    Ну ДРП по самой своей схеме порочна особенно для авиации. Компенсируя отдачу истечением газовой струи по определению невозможно получить высоких начальных скоростей снаряда что ещё терпимо для кумулятивных ПТО (где собственно ДРП и прижились в виде "безоткаток") но абсолютно бессмысленно для авиации. не говоря уже про сложности с автоматикой и низкой устойчивости к перегрузке. Попытка повысить калибр и действенность авиационного вооружения с учётом невозможности воспринимать большую отдачу для такой неустойчивой орудийной платформы как самолёт собственно и привела к появлению РС и орудий для их использования. К сожалению у РС имеется свой "неустранимый недостаток" - большое рассеивание - что само по себе требует использования их массировано в залпе. Отсюда и целый ряд разработок который пытался решить эту задачу не испохабив окончательно аэродинамику самолёта носителя.
    Если в начале эволюции (когад скорости были относительно невелики) вполне достаточным было применение направляющих типа "флейта" то с ростом скорости такие "городушки" стали всё больше влиять на пилотажные свойства и управляемость машин носителей. Более того - подобные ПУ продолжали снижать лётные данные самолёта носителя даже после пуска РС. Первыми с этим начали бороться немцы создав для своих ракет "шланге" трубчатые направляющие под сбрасываемыми обтекателями... (Ме 262, Наттер), послевоенные конструкторы попытались создать гибрид пушек и РС (один из вариантов описан в данной статье) в частности советские конструкторы создали ряд АРО (авиационных реактивных орудий) с единым стволом-направляющей и барабанной сисетмой перезарядки - что теоретически давало выигрыш в аэродинамике. К сожалению удорожание, утяжеление и усложнение конструкции оказалось неэквивалентным получаемой выгоде. Кроме того такое размещение РС лишало их главной задачи - возможности залповой стрельбы. В итоге все подобные экзерсисы оказались в копилке "тупиковых ветвей". А использование и применение РС окончательно стало прерогативой УБ (универсальных блоков) которые не только решали вопрос аэродинаммического сопротивления (тем более с возможностью их сброса после использования ракет) но и позволяло развивать максимальную огневую производительность. (Например тот же Су 25 может отстрелять весь свой БК - 160 ракет С8 за пару секунд. Что гарантировано обеспечивает поражение цели в одном заходе)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня