Орудие/пусковая установка AERO X10A для штурмовика Douglas AD Skyraider

2
В ходе Второй мировой войны некоторые воюющие страны активно использовали неуправляемые авиационные ракеты. Это оружие хорошо зарекомендовало себя в деле уничтожения живой силы, техники и укреплений противника. К концу войны все новые самолеты, предназначавшиеся для нанесения ударов по наземным объектам, изначально вооружались неуправляемыми ракетами разных типов. Основным подобным боеприпасом ВВС США на момент завершения войны стала ракета HVAR (High Velocity Aircraft Rocket – «Высокоскоростная авиационная ракета»), также известная под названием Holy Moses. 61-килограммовый боеприпас с зарядом около 3,5 кг взрывчатого вещества позволял эффективно решать ряд тактических задач. Однако ракета HVAR имела некоторые недостатки, которые требовалось исправить.



В 1946 году на вооружение ВВС США был принят штурмовик Douglas AD Skyraider. Этот самолет создавался с учетом опыта Второй мировой войны и фактически вобрал в себя все лучшие идеи американского авиастроения того времени. При необходимости штурмовик Skyraider мог нести и применять неуправляемые ракеты HVAR. Однако большое количество таких боеприпасов на внешней подвеске, под крылом, приводило к некоторым неприятным последствиям. Ракеты ухудшали обтекание самолета, из-за чего увеличивалось лобовое сопротивление, а на определенных режимах полета наблюдались вибрации. Для избавления от этих явлений приходилось жертвовать боекомплектом и подвешивать меньшее число ракет.

Воззрения американских стратегов на роль штурмовой авиации в гипотетической войне, возможности неуправляемых ракет HVAR, а также неоднозначная ситуация с боекомплектом самолета AD Skyraider привела к появлению оригинального решения. Предлагалось создать новое авиационное оружие, способное совместить в себе все лучшие качества имеющихся ракет и пушек. Проект под названием AERO X10A был необычным для американской и мировой оружейной промышленности, из-за чего могут возникать некоторые проблемы с его классификацией. В авиационном комплексе вооружений X10A одновременно применялись технические решения, заимствованные из ствольной и реактивной артиллерии. В связи с этим в некоторых источниках AERO X10A именуется безоткатным орудием с активно-реактивным снарядом, а в других – пусковой установкой неуправляемых ракет.

Специалисты компании Douglas, занимавшиеся проектом X10A, решили собрать воедино все лучшие черты имевшихся систем. Для этого было предложено оборудовать самолет AD Skyraider двумя орудиями/пусковыми установками, размещенными в консолях крыла. Эти агрегаты представляли собой гладкоствольные системы калибра 127 мм с механизмами подачи боеприпасов. Для снижения огромной отдачи крупнокалиберных снарядов оригинальной конструкции орудие AERO X10A выполнили безоткатным. Выхлопной патрубок предполагалось вывести на нижней поверхности крыла. Внутри крыла располагалась казенная часть оригинальной системы, а также механизмы подачи боеприпасов.

Помня достаточно высокое могущество боевой части ракет HVAR, конструкторы фирмы Douglas применили ее в новых боеприпасах. Активно-реактивный снаряд комплекса AERO X10A представлял собой головную часть базовой неуправляемой ракеты с прикрепленным к ней корпусом. Внутри последнего размещался метательный заряд, а также твердотопливный маршевый двигатель. В некоторых источниках упоминается, что двигатель имел одно основное и несколько дополнительных сопел. Последние при этом придавали снаряду вращение и использовались для его стабилизации в полете.

Орудие/пусковая установка AERO X10A для штурмовика Douglas AD Skyraider


К концу 1946 года на одном из заводов компании Douglas самолет Skyraider с заводским номером 09094 был переоборудован в носитель перспективной артиллерийской системы AERO X10A. Две пушки/пусковые установки поместили на стыке центроплана и консолей крыла. Рядом с ними установили ящики боекомплекта с системой подачи снарядов в орудия. Интересен тот факт, что при переоборудовании самолета его вес и центровка почти не изменились. Каждая из систем X10A весила всего лишь 73 килограмма. Еще около 380 кг приходилось на боекомплект. Массы орудий/пусковых установок с боекомплектом полностью укладывались в допустимый вес полезной нагрузки, а проблема центровки была решена правильным размещением всех компонентов артиллерийского комплекса.

Опытный самолет получил обозначение ХВТ2В-D1 и отправился на Морскую артиллерийскую станцию в городе Айниокерн (штат Калифорния). Первые же стрельбы самолета, закрепленного на специальной удерживающей системе, показали высокие возможности комплекса AERO X10A. Активно-реактивные снаряды имели достаточно высокую точность, сравнимую с неуправляемыми ракетами HVAR. Кроме того, габариты и вес новых боеприпасов позволили разместить в крыле большой боекомплект – по 19 снарядов на каждую пушку/пусковую установку. Один снаряд системы X10A весил около 10 килограммов, т.е. был в шесть раз легче ракеты HVAR, но имел такой же заряд взрывчатого вещества.

Один самолет Douglas AD Skyraider, оборудованный системой AERO X10A, в теории мог выполнить такую боевую задачу, для решения которой требовалось несколько штурмовиков с неуправляемыми ракетами модели HVAR. Ожидалось, что на боевых качествах переоборудованного самолета положительно скажется и скорострельность: на испытаниях система X10A вела огонь с темпом до трех выстрелов в секунду. Нетрудно подсчитать, что весь боекомплект можно было расстрелять за 6-7 секунд, т.е. за один заход. Остается только догадываться, что было бы с целью после такого удара лишь одного самолета.

Однако преимущества артиллерийского комплекса AERO X10A нивелировались всего одним недостатком. В небольшие габариты нового 127-мм снаряда никак не удавалось вписать достаточный метательный заряд и твердотопливный двигатель с требуемыми характеристиками. Из-за этого эффективная дальность стрельбы нового авиационного артиллерийского комплекса не превышала 800-900 метров. Для сравнения, ракета HVAR могла поражать цели на дистанциях до 4-5 км (без учета рассеивания и т.п. особенностей стрельбы неуправляемыми боеприпасами). Из-за этого в случае гипотетической войны штурмовикам с орудиями/пусковыми установками X10A пришлось бы подходить к цели на опасное расстояние и рисковать попасть под огонь малокалиберной зенитной артиллерии. Вторая претензия военных касалась состава вооружения самолета-прототипа ХВТ2В-D1. Для установки безоткатных орудий с него сняли автоматические пушки калибра 20 мм. Вероятно, в дальнейшем серийные штурмовики с комплексом AERO X10A тоже рисковали лишиться автоматических пушек, а вместе с ними немалой части огневой мощи.



Сотрудники компании Douglas, видя преимущества новой артиллерийской системы, продолжили ее совершенствование. Доводка и испытания переработанных вариантов орудия/пусковой установки с переменным успехом продолжались до 1950 года. Точная информация о сути доработок на том или ином этапе проекта отсутствует. Возможно, авторам проекта удалось избавиться от некоторых проблем технического и технологического характера, но итог был предрешен. Конструкция активно-реактивного снаряда не позволяла увеличить дальность стрельбы до приемлемых значений, поскольку в корпус имевшегося размера нельзя было вписать более мощный твердотопливный двигатель или метательный заряд.

Неизвестно, поднимался ли самолет ХВТ2В-D1 в воздух и вел ли стрельбу в полете. Последнее упоминание об этом прототипе штурмовика с оригинальной артиллерийской системой относится к 1950 году. После нескольких лет безуспешных доработок заказчик в лице американского военного ведомства отказался от финансовой и административной поддержки проекта AERO X10A. За четыре года фирма Douglas не смогла избавить свою разработку от основных недостатков, вызывавших претензии со стороны военных. Из-за отсутствия каких-либо заметных подвижек проект закрыли как бесперспективный. В дальнейшем попытки создать артиллерийскую систему подобной архитектуры не предпринимались. Появление новых технологий в областях авиастроения, оружейного дела и моторостроения позволило вернуться к привычным вооружениям: автоматическим малокалиберным пушкам и неуправляемым ракетам, которые используются по сей день.


По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://airwar.ru/
http://secretprojects.co.uk/
http://raigap.livejournal.com/
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Su-9
    0
    15 октября 2013 07:53
    Интересно. Но я так понимаю что динамореактивные пушки так нигде и не применялись в строевой авиации, несмотря на многочисленные попытки (включая нашего ГОроховского).
  2. +3
    15 октября 2013 11:52
    Ну ДРП по самой своей схеме порочна особенно для авиации. Компенсируя отдачу истечением газовой струи по определению невозможно получить высоких начальных скоростей снаряда что ещё терпимо для кумулятивных ПТО (где собственно ДРП и прижились в виде "безоткаток") но абсолютно бессмысленно для авиации. не говоря уже про сложности с автоматикой и низкой устойчивости к перегрузке. Попытка повысить калибр и действенность авиационного вооружения с учётом невозможности воспринимать большую отдачу для такой неустойчивой орудийной платформы как самолёт собственно и привела к появлению РС и орудий для их использования. К сожалению у РС имеется свой "неустранимый недостаток" - большое рассеивание - что само по себе требует использования их массировано в залпе. Отсюда и целый ряд разработок который пытался решить эту задачу не испохабив окончательно аэродинамику самолёта носителя.
    Если в начале эволюции (когад скорости были относительно невелики) вполне достаточным было применение направляющих типа "флейта" то с ростом скорости такие "городушки" стали всё больше влиять на пилотажные свойства и управляемость машин носителей. Более того - подобные ПУ продолжали снижать лётные данные самолёта носителя даже после пуска РС. Первыми с этим начали бороться немцы создав для своих ракет "шланге" трубчатые направляющие под сбрасываемыми обтекателями... (Ме 262, Наттер), послевоенные конструкторы попытались создать гибрид пушек и РС (один из вариантов описан в данной статье) в частности советские конструкторы создали ряд АРО (авиационных реактивных орудий) с единым стволом-направляющей и барабанной сисетмой перезарядки - что теоретически давало выигрыш в аэродинамике. К сожалению удорожание, утяжеление и усложнение конструкции оказалось неэквивалентным получаемой выгоде. Кроме того такое размещение РС лишало их главной задачи - возможности залповой стрельбы. В итоге все подобные экзерсисы оказались в копилке "тупиковых ветвей". А использование и применение РС окончательно стало прерогативой УБ (универсальных блоков) которые не только решали вопрос аэродинаммического сопротивления (тем более с возможностью их сброса после использования ракет) но и позволяло развивать максимальную огневую производительность. (Например тот же Су 25 может отстрелять весь свой БК - 160 ракет С8 за пару секунд. Что гарантировано обеспечивает поражение цели в одном заходе)