Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Близость моря создает совершенно другую атмосферу

Близость моря создает совершенно другую атмосферуМожно показать корабли и сосредоточиться исключительно на морской тематике, технологиях и оборудовании для судостроения

С 23 по 27 сентября в Индии, в порту города Кочина прошла первая международная военно-морская выставка NAMEXPO 2013. В прошлом номере еженедельник «ВПК» подробно рассказал об этом событии. Главный редактор газеты «ВПК» Михаил Ходаренок побеседовал с заместителем генерального директора по внешнеэкономической деятельности и военно-техническому сотрудничеству ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» Андреем Игоревичем Барановым, предприятие которого также участвовало в выставке.

«ВПК»: Андрей Игоревич, приняла ли Индия решение о втором ремонте подводных лодок проекта 877 ЭКМ? Где будут проводиться ремонт и модернизация?


– Пока идут переговоры, ждем решения индийской стороны. Если флот Индии хочет решить этот вопрос в короткие сроки и с гарантированным результатом, то, на наш взгляд, все надо делать на «Звездочке» (ОАО «Центр судоремонта «Звездочка». – Ред.), у которой значительный опыт выполнения подобных работ. Но решение за Индией. Российская сторона вышла с этим предложением исходя из нашего анализа состояния дизельных подводных лодок в Индии: на сегодня часть кораблей выработала свой ресурс и в принципе они должны были замещаться французскими «Скорпенами». Однако срок ввода в состав индийского флота «Скорпен» сдвинулся вправо, поэтому мы предлагаем второй ремонт и продление сроков службы подлодок 877ЭКМ. Возможно, у индийцев возникнет желание расширить перечень оборудования собственного производства, которое будет поставляться на лодки в рамках модернизации, например в части радиоэлектронного вооружения.

«ВПК»: В Индии не прошли первый ремонт и модернизацию три или четыре лодки проекта 877 ЭКМ. Цифры везде называют разные.

– На вооружении ВМС Индии есть несколько лодок, не прошедших модернизацию, которые страна была намерена ремонтировать своими силами. Сейчас, похоже, речь идет о том, что часть этих ПЛ все-таки будет отправлена в Россию для модернизации и продления срока службы. Но поскольку практически каждый год индийские подводные лодки проекта 877ЭКМ переходят в стадию завершения своего штатного жизненного цикла, вопрос продления срока службы все равно коснется большей части лодок класса «Кило» флота Индии.

«ВПК»: Про подлодку того же класса «Синдушастра», у которой тоже подходит срок модернизации и ремонта, что-нибудь индийская сторона говорила?

– К ней все, что я сказал, относится. Никого мы не можем здесь выделить.

«ВПК»: В равной степени получается?

– Да.

«ВПК»: Есть ли какая-нибудь свежая информация, может быть, новые версии относительно катастрофы с лодкой «Синдуракшак»?

– Мы знаем, что Индия планирует объявить тендер на подъем корабля. После подъема причины гибели лодки будут окончательно ясны, но эти выводы сделает индийский флот. Пока информация, которая к нам поступает, крайне ограниченна.

– Каковы ваши впечатления от NAMEXPO 2013?

– Мне кажется, что это прекрасная инициатива индийского флота – проводить военно-морские выставки около моря. Мы традиционно участвовали в Дели на Defexpo и в 2014 году тоже представим там свои проекты. Но Кочин – место более интересное, потому что близость моря создает совершенно другую атмосферу: можно показать корабли и сосредоточиться исключительно на морской тематике, технологиях и оборудовании для судостроения.

«ВПК»: Вопрос по другому тендеру. Многострадальный 75I. По нему подвижки есть?

– В основном на выставку NAMEXPO мы приехали именно из-за тендера Project 75I, потому что ситуация вокруг этого проекта активизировалась. Наше предложение известно: это «Амур» с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Детальные переговоры с Индией ведутся уже три года. Очень интенсивные переговоры имели место еще в начале 2000-х годов, но, к сожалению для нас, Дели на тот момент не объявил тендер, а стал работать по межправсоглашению с французами по «Скорпенам». Вопрос закупки второй партии современных лодок был индийской стороной законсервирован.

С того времени мы не стояли на месте: прототип «Амура-1650» – неатомная лодка четвертого поколения «Лада» за четыре года испытаний провела в море около года. По итогам испытаний «Рубин» выполнил модернизированный проект корабля, который был утвержден Министерством обороны РФ. Вы знаете, что российское военное ведомство приняло решение о продолжении строительства серии подлодок «Лада». Кроме того, мы учли новые пожелания индийской стороны в рамках тендера Project 75I. Одним из требований Индии является наличие воздухонезависимой энергетической установки: мы создаем ВНЭУ по заказу нашего флота для второй партии лодок типа «Лада», поэтому на этой почве чувствуем себя уверенно. Индийцы говорят о намерении объявить RFP (Request for Proposal – запрос на предложение. – Ред.) с 2010 года, и с учетом острой необходимости обновления подводного флота, создания групп сопровождения для авианосцев «Викрамадитья» и «Викрант», вероятно, что в ближайшее время RFP будет объявлен.

«ВПК»: Относительно оснащения вооружением подлодок, которые Индия планирует приобретать в рамках тендера Project 75I, индийская сторона уже приняла решение, что это будут ракеты «БраМос»?

– Инициатива оснастить «БраМосом» исходит пока не от индийского флота. Это предложение фирмы «БраМос Аэроспейс», которую мы поддерживаем. Наша платформа – «Амур-1650» позволяет разместить эти ракеты вертикально в пусковых установках. Соответствующие проработки уже сделаны. Поскольку «БраМос» – совместное российско-индийское детище, то «БраМос» на нашей платформе – это реальность. А вот удастся ли установить эти ракеты на платформы третьих стран – большой вопрос. Я бы даже сказал, что не получится по целому ряду причин. Решение остается за индийским флотом и Министерством обороны Индии, но так или иначе, если они сочтут необходимым иметь «БраМос» с подводной платформой, им придется взаимодействовать с нами.

«ВПК»: «БраМос Аэроспейс» уже готова представить соответствующее изделие?

– Весной фирма провела успешные испытания ракеты с погружного стенда. Пуск прошел по плану, «БраМос Аэроспейс» продемонстрировала индийским Министерству обороны и флоту, что у компании есть ракета, которая может стартовать из-под воды. Сейчас с флотом Индии продолжаются консультации.

«ВПК»: Выставку NAMEXPO посетили многие высокопоставленные индийские моряки. Есть что обсуждать?

– Да, на стенде Рособоронэкспорта велись очень интенсивные переговоры как по вопросам подводного сегмента, так и касающиеся передачи индийскому флоту авианосца «Викрамадитья», а также проектов в сфере надводного кораблестроения. Индия делает определенные шаги по развертыванию проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации, то есть всего жизненного цикла корабля, у себя. Мы сегодня видим, что Индийская Республика очень быстро развивается в этом направлении, наработала хорошую техническую составляющую по верфям и компаниям – поставщикам комплектующих. Но одновременно видим, что возникают трудности, сроки уходят вправо, поскольку объективно очень сложно, не имея достаточного исторического опыта, с нуля создать новую технику. Это огромная школа для промышленности и науки Индии. Если индийцы хотят получить самую современную технику в приемлемые сроки и с надлежащим качеством, мне представляется, что на первых этапах необходимо работать с партнером, у которого есть необходимый опыт. Конструкторское бюро «Рубин», к примеру, обладает 110-летним опытом, поэтому мы давно исключили многие ошибки и умеем быстро находить нужные решения.

– В Индии приняты новые процедуры закупки вооружения и военной техники. Что вы можете о них сказать?

– Да, весной этого года вышла очередная редакция в сторону еще большего ужесточения требований при подписании контрактов поставщиками. Безусловно, Индия вправе формулировать свои правила при закупке вооружений, но нас беспокоит громоздкость процедуры, которая приводит к неоправданному увеличению сроков оформления контрактных документов. Индия провела ряд международных тендеров в последнее время, часть из них, к сожалению, Россия не выиграла, а проиграла, но итоги тендеров тем не менее увязли в бюрократической кухне и до сих пор не вышли на контракты. Значит, есть трудности в реализации этой политики по закупке вооружений.

«ВПК»: Если не сложится с Индией, есть другие претенденты на покупку «Амура»?

– Мы чувствуем себя уверенно, поскольку опираемся прежде всего на позиции Военно-морского флота РФ, который заказывает для себя российские корабли «Лада». Так как я не могу комментировать переговоры, которые сейчас идут, скажу осторожно: на международных выставках к «Амуру-1650» интерес проявляли Венесуэла, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, ЮАР. Хотя, безусловно, при этом Индия остается нашим стратегическим партнером и участие в Project 75I – наша приоритетная задача.

«ВПК»: Адмиралтейские верфи строят серию подлодок для инозаказчика (Вьетнама). В этом году им должна быть передана вторая пара подводных лодок?

– В конце этого года будет передана первая пара. Переход в страну-заказчика – вопрос начала будущего года. Заказчиком утвержден график поставки этих кораблей, контракт выполняется четко всеми сторонами. В конце августа на Адмиралтейских верфях спустили на воду третью лодку и стороны выразили взаимное удовлетворение ходом работ.

«ВПК»: Когда по плану этот контракт должен быть закрыт окончательно?

– Если вы имеете в виду, когда заключительную лодку серии передадут заказчику, то это 2015 год. Но дальше будет интересная новая тема, когда эти лодки поступят на вооружение флота заказчика и начнут действовать в регионе.

«ВПК»: Переговоры о поставке второй партии этих подлодок с инозаказчиком ведутся?

– Скажем так: возможно обсуждение этого вопроса.

«ВПК»: Все зависит от опыта эксплуатации первой партии?

– Конечно, потому что заказчику необходимо, чтобы его экипажи самостоятельно вышли в море, выполнили боевые задачи, опробовали технику. Полагаю, что продолжение строительства серии будет обсуждаться не раньше 2015 года, когда также протестируется и береговое оборудование: центр подготовки экипажей и инфраструктура для сервисного обслуживания и ремонта.

«ВПК»: В сферу наиболее проблемных вопросов что бы вы выделили?

– Послепродажное обслуживание в части создания современной логистики. Я считаю, что это самое слабое звено в нашем ВТС в отношении подводных лодок. Завод-строитель, конструкторское бюро, комплектаторы способны обеспечить короткие сроки поставок, но все усугубляет определенное, скажем так, многоглавие этой системы, поскольку вопросы курируют как Рособоронэкспорт и Рособоронсервис, так и ОСК.

«ВПК»: Как говорят иногда в армии, если нет единоличной ответственности, нет результата.

– Где-то так, да.

«ВПК»: А строительство сервисных центров по обслуживанию подлодок в других странах сейчас ведется?

– В Индии военными и отраслью уже построены свои базы и логистика. У Алжира есть база, созданная с помощью Адмиралтейских верфей.

«ВПК»: Когда будет завершено строительство сервисного центра во Вьетнаме?

– Думаю, в этом году все должно быть готово. Поставлена задача, чтобы к концу 2013-го центр смог принять лодку.

«ВПК»: Этот центр сможет обслуживать другие корабли, не только проекта 636?

– Сможет. Тем более что рядом базируются надводные корабли – ракетные катера.

«ВПК»: По проекту S1000 есть новости?

– S1000 была продемонстрирована на ряде выставок: в ЮАР, Индонезии, Сингапуре. Совместно с итальянской компанией Fincantieri нам удалось сформировать технически проработанное предложение, которое за счет удачного сочетания наиболее современного европейского оборудования и российского опыта проектирования позволило предложить компактную современную лодку небольшого водоизмещения. Это, по нашему мнению, представляет интерес для стран, которые еще не имеют опыта эксплуатации субмарин, но хотели бы его приобрести. В прошлом году мы с итальянскими партнерами приняли решение отказаться от оснащения подлодки проекта S1000 серьезным, но более дорогим вооружением – это еще больше упростит управление кораблем, а также снизит цену.

«ВПК»: Эта подлодка ни Италией, ни Россией к закупке не планируется, а предполагается ее поставка в третьи страны. Известно уже в какие? Кто-то проявлял интерес к этому проекту?

– Интерес к лодкам среднего диапазона, водоизмещением примерно 1000 тонн, достаточно большой: регион Ближнего Востока, я имею в виду Арабские Эмираты, Африка южнее Сахары, страны Юго-Восточной Азии. Желание иметь подводный флот есть у многих, мы правильно выбрали нишу. S1000 проста в эксплуатации и недорога в обслуживании, рассчитана на эксплуатацию в тропических условиях, среди островов, главным образом на мелководье. Мы заронили информацию, что такая лодка существует и может быть предложена в целый ряд государств в регионах, которые я перечислил. Однако взаимное приближение – это достаточно длинный цикл, особенно для стран, не имеющих сейчас своего подводного флота.

«ВПК»: Что вы скажете потребителям, которые ориентированы на «Амур-950». Вроде «Амур» посерьезнее лодка, хотя и сопоставимого класса.

– Если S1000 ориентирована на «начинающих пользователей», то «Амур-950» – лодка, более насыщенная вооружением и более сложная в эксплуатации. Ее изюминка – вертикальные пусковые установки с возможностью применения ракетного оружия из-под воды. То есть это лодка ограниченного водоизмещения, но с очень большим ударным потенциалом. Ракетный комплекс Club пока не превзойден основными конкурентами. С «Амура-950» мы начали освоение небольшого водоизмещения еще до сотрудничества с итальянцами. Однако «Амур-950» имеется в разных модификациях, можно вообще реализовать вариант без вертикальных пусковых установок и тогда он максимально сблизится с S1000 по архитектуре и возможностям.

«ВПК»: На появление первого «Амура» с воздухонезависимой энергетической установкой когда вы рассчитываете?

– Первая воздухонезависимая установка появится на «Ладе», построенной для нашего флота. Подробнее комментировать не имею права, потому что это уже внесено в Государственную программу вооружения.
Автор: Андрей Баранов, Михаил Ходаренок
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. kaktus 18 октября 2013 15:50
    Первая воздухонезависимая установка появится на «Ладе», построенной для нашего флота. Подробнее комментировать не имею права, потому что это уже внесено в Государственную программу вооружения.
    Правильно! О своих интересах надо заботиться в первую очередь! good
    kaktus
    1. Арберес 18 октября 2013 16:06
      Цитата: kaktus
      Правильно! О своих интересах надо заботиться в первую очередь!

      Вот если мы лодки с ВНЭУ успеем вовремя довести до ума и занять с этим продуктом приличное место на рынке морских вооружений, ВОТ ЭТО И БУДЕТ главный интерес нашей РОДИНЫ! О престиже и говорить не буду!
    2. Разумный,2,3 18 октября 2013 17:29
      А какого фига Минобороны заказывает на ЧФ 6 подлодок проекта 667,аргументируя тем,что они"себя зарекомендовали".И насколько я знаю-"Лада",идёт как опытный образец.
      Разумный,2,3
      1. 10kAzAk01 18 октября 2013 17:51
        667???? на чёрное море????? вы представляете что это за проект? belay
        10kAzAk01
      2. Misantrop 18 октября 2013 17:55
        Цитата: Разумный,2,3
        А какого фига Минобороны заказывает на ЧФ 6 подлодок проекта 667
        Это всю бывшую 13-ю дивизию на ЧФ перегнать? А где базировать планируют? Обязательно приду гляну, столько лет на них отслужил...
        Misantrop
        1. olp 19 октября 2013 12:35
          кстати про Верхотурье недавно вышла программа Полигон.
          на удивление адекватная и интересная серия с этим ведущим + высокое качество видео



          olp
  2. shpuntik 18 октября 2013 16:04
    – Инициатива оснастить «БраМосом» исходит пока не от индийского флота. Это предложение фирмы «БраМос Аэроспейс», которую мы поддерживаем.

    Всё новейшее отдаём на продажу. Главное, что бы экспортный "Амур", с ВНЭУ, раньше "Лады" не пошёл.
    "Ладу" приняли в ВМФ с грехом пополам, емнп как учебную. Как в кино получается: "Где та "Лада""?
    shpuntik
  3. avg 18 октября 2013 16:10
    Пока все что то не так с этой многострадальной "Ладой". Причем, первые три ПЛ проекта "Лада" для нашего ВМФ имеют классическую дизель-электрическую энергетическую установку, и только к 2016 г. они обещали сделать первую, воздухонезависимую установку, а теперь и сроки называть отказываются. Может их хоть участие в индийском конкурсе, где наличие такой установки жестко прописано, подтолкнет, как Су-30 МКИ, подтолкнул авиастроителей. winked
    avg
    1. clidon 19 октября 2013 10:16
      Су-30МКИ "подтолкнул" потому, что индусы его проплатили. А без денег всё может тянуться долго и уныло.
  4. rugor 18 октября 2013 16:21
    Индусы держали наш ВПК на плаву, теперь держат в тонусе. Своих заказов теперь хватает, но про индусов забывать тоже не хорошо. Сотрудничество нужно продолжать, взаимовыгодное.
  5. сашка 18 октября 2013 17:42
    Близость моря создает совершенно другую атмосферу
    -------------------------------------------------
    Атмосферу спокойствия и расслабленности. Всё хорошо чуваки , чё вы дёргаетесь. Мы тут "рулим" а вы куда лезете. Распилим и поделим , не переживайте.
    сашка
  6. AVV 18 октября 2013 21:07
    Лодки нужны и в России в больших количествах!
    AVV
  7. Мирный военный 19 октября 2013 06:47
    Всё лучшее детя..., ой, оговорился, загранице angry
    Мирный военный

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня