ВМ-Т «Атлант» – единственный в своем роде

Единственный во всем мире образец уникального транспортного самолета ВМ-Т «Атлант» был представлен на прошедшем авиасалоне МАКС-2013. Данный самолет известен сегодня под многими прозвищами, наиболее интересными из которых являются «поджарый» и «летающая бочка». Такие прозвища транспортный самолет получил за свой фюзеляж, доставшийся ему от бомбардировщика, поверх которого крепился округлый грузовой контейнер. Самолет был разработан в ОКБ им. Мясищева в начале 1980-х годов. Его планировалось использовать для перевозки на космодром Байконур топлива и агрегатов ракетно-космических комплексов. За все время было построено лишь 3 экземпляра, один из которых изначально создавался не для полетов, а для проведения статических испытаний.

Сегодня в строю остается лишь один образец данной машины, он находится в Летно-Исследовательском институте им. Громова, именно этот самолет и демонстрировался на прошедшем авиасалоне. Именно этот самолет в свое время доставлял на космодром Байконур из Жуковского «Бураны». «В настоящее время самолет, который находился в очень плохом состоянии, очищен, подкрашен», – отметил представитель авиационно-спортивного клуба, взявшего шефство над уникальной машиной. По его словам, внутри самолета сохранилась компактная кабина. Но посетителей туда пока не пускают. «Во-первых, внутри очень тесно, а во-вторых, там до сих пор смонтированы пиропатроны, что небезопасно для людей».

Однако со временем внутрь самолета смогут попасть все желающие. В то же время первоочередной задачей является восстановление самолета до состояния музейного экспоната и устранение всех обнаруженных в его плоскостях повреждений. В настоящее время ВМ-Т «Атлант» представлен на статической экспозиции и уже сейчас вызывает большой интерес как у обывателей, так и у специалистов.


ВМ-Т «Атлант» – единственный в своем роде

История создания

Самолеты ВМ-Т эксплуатировались с 1982 по 1989 годы, этот транспортный самолет разработки ОКБ Мясищева является модификацией стратегического бомбардировщика 3М. Всего в СССР было собрано 3 таких самолета: один был передан для проведения испытаний в ЦАГИ, второй хранился в Дягилево, а третий – на территории ЛИИ. Свой первый полет машина совершила в 1980 году.

В разработке масштабной советской космической программы «Энергия-Буран» принимали участие сотни предприятий страны, которые были разбросаны по огромной территории. Все это создавало серьезные проблемы с определением конечного места сборки и доставки частей и агрегатов комплекса к месту старта – на Байконур. Сначала планировалось сосредоточить все главные технологические процессы сборки непосредственно возле космодрома, но данное решение быстро было признано нецелесообразным, так как оно требовало создания здесь очень развитой промышленной инфраструктуры и привлечения на Байконур огромного количества квалифицированных рабочих. В итоге было принято решение о проведении на месте лишь непосредственно сборки и всей предстартовой обработки, в то время как основной объем работ планировалось выполнять на головных предприятиях.

Так сборка планера «советского шаттла» была поручена Ташкентскому машиностроительному заводу. Для того чтобы доставить их на Байконур, изучались возможности воздушной и наземной транспортировки, которые продемонстрировали, что наземная доставка будет сопряжена с недопустимым уровнем финансовых затрат. Поэтому предпочтение было отдано доставке при помощи воздушных средств. При этом рассматривалось 2 основных варианта: использование самолетов и вертолетов.


Для доставки при помощи вертолетов собирались использовать Ми-26, который обладал грузоподъемностью в 26 тонн. По данному проекту к крупногабаритным грузам, обладающим большой массой (отсеки ракет, планер), планировалось присоединять тросами сразу 2 или 3 вертолета. Такая воздушная «связка» должна была доставить груз на место назначения, подобрав предварительно оптимальное значение скорости и высоты полета. При этом опыта полета такими «связками» в стране не было.

Проведенные с макетным грузом, имеющим конфигурацию бакового отсека ракеты, экспериментальные полеты наглядно продемонстрировали опасность и сложность такого вида транспортировки. Во время одного из экспериментальных полетов при внезапно возникшей слабой турбулентности была отмечена «маятниковая» раскачка груза на тросах, которая вызвала нарушение устойчивости вертолетов, из-за чего экипажи машин были вынуждены сбросить груз. Дальнейшие расчетные оценки доказали, что подобная ситуация может повториться и в будущем, что при более интенсивных возмущениях атмосферы может стать причиной катастрофы. Отказу от этого варианта транспортировки способствовала и его нерентабельность: небольшая дальность полета вертолетов с грузом на внешней подвеске вела к необходимости строительства многочисленных посадочных площадок с дозаправочными станциями вдоль всего пути следования.

Одновременно с этим для самолетной доставки крупногабаритных фрагментов космической системы «Энергия-Буран» планировалось использовать тяжелый транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Но в то время данная машина еще находилась на стадии постройки. Рассчитывать на его использование можно было лишь в отдаленной перспективе. Поэтому было принято решение прислушаться к инициативе генерального конструктора В. М. Мясищева, который предложил вариант переделки в грузовой самолет отслужившего свое стратегического бомбардировщика 3М. Данная машина обладала высоким запасом аэродинамических качеств, необходимых для совершения полетов на большую дальность, которыми можно было пожертвовать в процессе переоборудования в транспортный самолет.


Были рассмотрены 2 варианта возможной модификации самолета. Первый вариант предусматривал размещение грузов внутри увеличенного грузового отсека фюзеляжа (по типу самолета «Гэлакси»). Но такой вариант требовал разработки нового фюзеляжа большего диаметра (10 метров вместо 3 метров у самолета 3М). При этом планер «Бурана» должен был транспортироваться с отстыкованными крыльями (размах его крыльев составлял примерно 24 метра). Также при этом варианте планировалось заменить велосипедное шасси самолета 3М на обычное – трехколесное. В итоге масса самолета росла, что вело к уменьшению грузоподъемности машины. Но, главное, срок выпуска такого транспортника становился неприемлемым.

Второй вариант Мясищева предполагал гораздо меньший объем переделок, размещение груза планировалось вне конструкции планера – на «спине» фюзеляжа. Такое решение позволяло транспортировать грузы с минимальным изменением их конфигурации. При этом идея размещения транспортируемых грузов вне аэродинамических обводов летательного аппарата была на тот момент уже не нова. Такое решение сегодня достаточно широко используется в транспортной и боевой авиации многих государств. Новизна решения Мясищева заключалась в довольно необычных пропорциях между габаритами самолета-носителя и грузов (диаметр баковых отсеков ракеты составлял 8 метров, тогда как диаметр фюзеляжа самолета всего 3 метра).

Размещение грузов на спине бомбардировщика 3М стало возможным после удлинения его фюзеляжа на 4,7 метра, чего удалось добиться с помощью замены хвостового отсека, который был незначительно приподнят за счет «косой» вставки во избежание соударения с землей при взлете и посадке с большими углами атаки. Проведенные исследования управляемости и устойчивости продемонстрировали необходимость изменения формы и размерности всех поверхностей оперения самолета. По причине уменьшения скорости полета самолета стабилизатор стреловидного горизонтального оперения был заменен на прямой, обладающий большей площадью. Вместо однокилевого вертикального оперения на самолете ВМ-Т «Атлант» было установлено существенно увеличенное (до 26% площади крыла) двухкилевое оперение, изготовленное в виде 2-х шайб, которые были наклонно закреплены на концах стабилизатора, что в свою очередь способствовало уменьшению нагрузок на фюзеляж машины. При этом крыло самолета и остальная часть фюзеляжа, включая кабину пилотов, по форме и размерам не претерпели особых изменений, как и главная и носовая стойки шасси велосипедного шасси. В самолете можно было легко опознать старый стратегический бомбардировщик 3М.


Правильность выбранной концепции впоследствии была еще раз подтверждена при проектировании самого тяжело в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия», который мог перевозить по воздуху грузы массой до 200 тонн. Опыт эксплуатации самолетов ВМ-Т «Атлант», а затем и Ан-225 «Мрия» подтвердил правильность концепции разработки и эксплуатации сложных компоновок летательных аппаратов, включающих в себя различные крупногабаритные составные части, со значительно отличающимися массовыми, аэродинамическими, и жесткостными характеристиками.

На обоих летающих «Атлантах» в 80-е годы прошлого века было совершено более 150 полетов по доставке на космодром Байконур всех крупногабаритных элементов советского челнока «Буран» и ракеты-носителя «Энергия», однако после свертывания данной программы и появление «Русланов» и Ан-224 «Мрия» самолет оказался не нужен. На ЭМЗ им. Мясищева старались найти этим уникальным воздушным судам применение. В 1990-е годы рассматривались разнообразные проекты, одним из которых было использование самолета для испытаний в воздухе ракетного двигателя на криогенном топливе Д-57, заинтересованность в котором проявляла Индия. Также велись переговоры по разработке на базе ВМ-Т «Атлант» очень больших транспортных систем, предназначенных для перевозки по воздуху разнообразных негабаритных грузов. Также рассматривался вариант с созданием на его базе стартовой площадки для запуска перспективных ВКС, но все эти проекты так и остались на бумаге.

Летно-технические характеристики ВМ-Т «Атлант»:
Габариты: размах крыла – 53,14 м., длина – 58,7 м., высота – 14,0 м., площадь крыла – 320,0 м2.
Масса самолета взлетная – 210 000 кг., масса пустого – 74 500 кг.
Силовая установка – 4 ТРД ВД-7, тягой 4х11000 кгс
Максимальная скорость – 925 км/ч.
Практический потолок – 12 000 м.
Практическая дальность полета – 13 600 км.
Экипаж – 8 чел.
Полезная нагрузка – 40 000 кг груза.

Источники информации:
-http://www.buran.ru/htm/3m.htm
-http://ru-aviation.livejournal.com/2761188.html
-http://www.itar-tass.com/c134/859582.html
-http://www.webpark.ru/comment/27393
Автор:
Сергей Юферев
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. ben gun Офлайн
    ben gun 17 октября 2013 09:35
    +6
    Жаль что не используются ни Мрия, ни Атланты. Давно нравится затея описнаная на сайте Buran.ru запуска с Мрии ВКС. Там гдето нарыл даже экономическое обоснование с выкладками по расценкам стоимости вывода 1 кг грузов на Шатлах, Буране, Союзе и связке Мрия+ВКС.
    1. GastaClaus69
      GastaClaus69 18 октября 2013 01:04
      +2

      Только на старых фотографиях и в мечтах.
  2. AKuzenka Офлайн
    AKuzenka 17 октября 2013 10:24
    +12
    Про ВМ-Т, ещё в далёком 1985 году читал статью в "Юном технике", там же были обалденные фотографии с "Бураном" на борту. Тогда произвело очень сильное впечатление. Это ведь какой задел сделали в СССР по технике, что спустя почти 30 лет, вызывает восхищение!
    1. обыватель Офлайн
      обыватель 17 октября 2013 16:44
      -1
      Вы ничего не путаете? В 1985 г. в журнале фото Бурана? Он полетел в 1988 г.
  3. klimpopov Офлайн
    klimpopov 17 октября 2013 11:27
    +10
    Осталось гордиться только достижениями СССР. Их и выставляем на выставках...
    1. ПВОшник
      ПВОшник 17 октября 2013 12:03
      +8
      Куда ни ткнись, все советское, за попытку создать новое (суперджет) стыдно говорить, на 85% инос.ранные ( без буквы т) комплектующие.
      1. Dusk
        Dusk 17 октября 2013 17:12
        +2
        Ну причем тут иностранное. Ведь американцы свой лайнер мечты тоже не полностью сами разрабатывали...
        Кстати говоря про лайнер мечты, что не неделя так то обшивка отлетит то аккумуляторы дымятся...
  4. Starover_Z Офлайн
    Starover_Z 17 октября 2013 13:05
    +1
    Цитата: ПВОшник
    Куда ни ткнись, все советское, за попытку создать новое (суперджет) стыдно говорить, на 85% инос.ранные ( без буквы т) комплектующие.

    ... Из Российского сырья ! Уже писалось, я только повторяю, что "летающий" титан российского происхождения.
    А насчёт СуперДжета - была выдержка дневника бортпроводника с него - "сырой" самолёт ещё, долго ещё обрабатывать "напильником" надо, увы.
  5. Des10 Офлайн
    Des10 17 октября 2013 15:43
    +9
    Служил на Байконуре, видел и его - красавец, стройный, мощный! Тогда уже был рад, что самолётам КБ Мясищева удачно нашли применение. Спасибо за память.
    1. studentmati Офлайн
      studentmati 18 октября 2013 21:32
      0
      Цитата: Des10
      Служил на Байконуре, видел и его - красавец, стройный, мощный! Тогда уже был рад, что самолётам КБ Мясищева удачно нашли применение. Спасибо за память.


      Для Владимира Михайловича нерешаемых задач не было и не могло существовать по определению его незаурядного таланта! drinks
  6. норма
    норма 17 октября 2013 15:59
    +6
    Вообще-то восхищения заслуживает то что это переделанный самолёт 3М 1956 года выпуска.
  7. gregor6549 Офлайн
    gregor6549 17 октября 2013 17:21
    -3
    Рассуждая о "единственности" Атланта, неплохо бы вспомнить, что самолет аналогичного назначения был создан и на Западе да и появился он значительно ранее Атланта. Подробнее на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/Aero_Spacelines_Super_Guppy.
    А сейчас там в эксплуатации наследник Супер Гупии Айрбас Белуга http://ru.wikipedia.org/wiki/Airbus_Beluga.
    Тоже вполне вместительная, но более современная "рыбка".
    1. kotvov Офлайн
      kotvov 17 октября 2013 19:57
      +3
      вот и летайте на супергупиях,а мы как нибудь на своих.
  8. Технолог Офлайн
    Технолог 17 октября 2013 18:14
    +9
    Цитата: klimpopov
    Осталось гордиться только достижениями СССР.

    К сожалению это так. Всё что сейчас выдаётся за новое это ещё задел Советского Союза, та же самая картина и с кадрами, где современные Грязевы и Шипуновы, Лозино-Лозинские и Уткины ну и т.д. "Спасибо" господам Фурсенко и Ливанову, а так же им подобным, отдельное "спасибо" Горбачёву и ныне покойному Ельцину.
  9. e3tozy
    e3tozy 17 октября 2013 22:23
    +1
    Всегда восхищался этой машиной, грация. мощь и какая то своя особенная невозмутимость. Вообще 3М мне всегда кажется каким то одушевленным.Выруливает на взлетную, эти сопла, такая огромная птица, завораживает!
  10. Библиограф Офлайн
    Библиограф 18 октября 2013 00:35
    0
    За сколько еще "свершений и дел" нужно "поблагодарить" меченного? Сколько ж всего упущенного! В голове не укладывается!
    1. алекс 241
      алекс 241 18 октября 2013 04:45
      +3
      [img]https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS2tFJ9U_ZE_578sUA4BGg

      uiwqL8KtvOrDfaw7nGRZ9l9HzOJkO[/img]
      Постановлением ЦК КПСС и Совмина от 17 февраля 1976 г. советской промышленности было задано создание универсальной ракетно-космической транспортной системы (УРКТС) «Рассвет», которая в дальнейшем получила название «Энергия». Она должна была выводить на орбиту различные тяжелые аппараты, в т.ч. и ВКС «Буран». Отвечало за создание всей системы НПО «Энергия», а разработку советского космического «челнока» поручили НПО «Молния», в которое, кроме одноименного машиностроительного завода, вошли ОКБ «Буревестник» и мясищевский ЭМЗ.


      Разработчикам уникального космического комплекса пришлось решать множество самых разных задач, в т.ч. проблему транспортировки крупногабаритных блоков ракеты и самого ВКС с завода на космодром, а также с места посадки на завод для подготовки к следующему старту. Исследования показали, что лучшим способом является воздушный, и руководители «Энергии» обратились за помощью к О.К.Антонову. Специалисты его ОКБ рассмотрели возможность модернизации под эту задачу Ан-22 и пришли к выводу о ее нецелесообразности, планируя в дальнейшем получить специальный самолет на базе создаваемого Ан-124. Но решение требовалось найти быстро, хотя бы временное. В этих условиях как нельзя кстати пришлось предложение Мясищева использовать для создания необычного транспортного средства стратегический бомбардировщик ЗМ.


      На ЭМЗ тема получила шифр «3-35», а самолет обозначение ЗМ-Т («Т» — транспортный). На этапе эскизного проектирования рассматривалось несколько вариантов переделки бомбардировщика, и выбор сделали в пользу наиболее простого. Он предусматривал оснащение ЗМ новым двухкилевым оперением и узлами для перевозки грузов сверху фюзеляжа, что позволяло транспортировать изделия, длина которых была соизмерима с длиной носителя, а поперечные габариты значительно превышали его мидель. На эту тему в ОКБ шутили:


      Для перевозки этой тары
      Был непригоден метод старый.
      Сидели, думали, и вот:
      Вам двухэтажный самолет.
      Хотя дешевле во сто крат
      Большой-большой аэростат.


      Новому самолету предстояло перевозить 4 варианта груза: ОГТ — собственно ВКС, весивший более 50 т и ставший самой тяжелой ношей; 1ГТ — водородный бак ракеты-носителя с обтекателями общей длиной около 40 м и диаметром 7,78 м (размеры фюзеляжа «эмки» 51×3,5 м!); 2ГТ — носовой обтекатель, кислородный бак и два негерметичных отсека ракеты; ЗГТ — возвращаемые на завод носовой и хвостовой обтекатели от груза 1ГТ.