Military Review

"Fights" in the foothills of the Alagyaz

63
To serve and comprehend the "science of victory" by servicemen of the 102 Russian military base stationed in the Republic of Armenia falls in the highlands.


Here you are not plain ...

The Gyumrinsky station of permanent dislocation "Big Fortress" with a number of adjacent military camps is located at an altitude of one and a half thousand meters above sea level. In the 12 kilometers west of the FPD, there is a “lower” Kamhud training complex with a drop in mountain heights to 1.840 meters. The “upper” training complex “Alagyaz” is located in 70 kilometers north-west of Gyumri. Its working heights for motorized infantry units reach the 2.280 mark of meters.

However, this is not the limit. By appropriate agreement, Russian military intelligence officers and snipers improve their skills, including at the Pambak high-altitude training ground of Armenia, where they have to hone their skills at altitudes up to 2.800 meters above sea level.

But the Alagyaz training complex is considered the main component for the training of the RSV contingent. Large areas of it allow, without inconvenience for the local population, to use dozens of weapons and combat equipment in the process of combat training, from the Kalashnikov assault rifle to the gun rocket installations.

Judging by the responses of our soldiers and officers, for mountain training and in the interests of developing professional skills in the conditions of the extreme terrain of the foothills of the Alagyaz is the best area. There is no other such on the territory of the Central Russian Upland, from which, in fact, the main contingent of Russian servicemen arrives, cannot be found. Therefore, sharing impressions about the conditions of combat training, my interlocutors involuntarily turned to the experience of combat work at Russian training grounds that they had involuntarily. At the same time, they added that the skill acquired in Alagyaz in their further service in the territory of Russia would be really expensive ...

According to the commander of the tank platoon of Senior Lieutenant Andrei Nikishin, here, in the conditions of the Armenian mountains, experienced commanders perceive the level of training of the contingent arriving in the RVB structure, if tactfully expressed, to be condescending. And this is despite the fact that not new recruits are sent to the staff of the 102 military base, but variable military personnel who had not only received proper military education in training centers, but after graduation served to serve a month or two in linear units of combat units.

“All this in no way detracts from the professional skills that were obtained by soldiers of military service before arriving at us,” makes addition the first lieutenant Nikishin. - Just gained in the mountains the experience of performing maneuvers, finding targets, conducting combat, etc. It differs significantly from similar tasks that are worked out on flat terrain.

In confirmation of his words, the officer gave the following example:
- Take the simplest - the stage of landing crews in combat vehicles. On an ordinary Russian director, this element does not cause excessive physical exertion, for example, among tankers. But in the conditions of the highlands, the servicemen reach the fighting vehicles and feel: that’s all, there is not enough breath. And then a new team: “To battle!” I managed to catch my breath, no, but I had to mobilize again, overcoming fatigue, getting up on armor, taking a place in the fighting compartment and starting working out the combat training task. It is clear that such a tension of forces affects the emotional state of military personnel. And from what it will be at the time of entry into the "battle", directly depends on the result of the fire mission, training exercises for driving.

It’s hard to disagree. Especially when the training exercise just mentioned is carried out nearby tank crews. However, referring to the platoon commander, I note that the faces of his subordinates "do not talk" about the experienced overloads.

“You just observe the stage of training the personnel at the final stage of the training period,” explains Andrei Nikishin. - These crews served in the highlands for five months. They have already adapted. In addition, months of active training, as they say, are not in vain. Not only that physical training for us is one of the main academic disciplines. My tankers get dosed physical exertion during the whole working day: running, catching up on the crossbar, doing a series of push-ups when moving to the next place of employment is already the norm for them. The path to the dining room runs through the horizontal bar. Throw a bullet-proof vest over sportswear during the period of mass sports work - as a matter of course. It is in such conditions that endurance appears in those who serve in the mountains ...

To this, it is worth adding that a competent combination of physical exertion with intense combat training ultimately gives the very desired result. As it turned out, tankers devote practical classes in Alagyaz to two weeks per month. 50 percent of the tasks being worked out falls on the dark time of the day. Every second lesson - with elements of fire training.

Plus, the subordinates of Senior Lieutenant Nikishin, by the end of their service life as part of the RVB, the assigned combat vehicles already know, according to the interlocutor, "fifty to sixty percent."

“That's because,” the officer says, “that we have no one to rely on.” Routine maintenance of tanks, elimination of problems arising in conditions of mountainous terrain, have to be performed by ourselves. We do not take care of technical outsourcing. Representatives of manufacturers of military equipment to us, abroad, do not come. As a result, we are accustomed to be guided by the words: “If not yourself, then who?”

When the soil is like sandpaper

By the way, a little about the use of technology in the very conditions of the highlands. The head of the technical support department of the 102 military base, Lieutenant Colonel Vyacheslav Panov, notes:

- One of the most serious problems is the operational wear of equipment. On landfills - the hardest soil. Solid skalnik. Take the same driving route for combat vehicles. The length of the route - 5 kilometers. Along all the broken track in this "soil" - stones, fragments of rocky soil and boulders. And the rut itself is like a stone sandpaper. Caterpillars, skating rinks, and torsion bars of combat vehicles undergo tremendous dynamic loads while moving on it ...

Lieutenant Colonel Panov did not exaggerate at all. For the sake of a couple of shots from the driving route, it was possible to personally experience the entire rigidity of the five-kilometer Alagyaz distance. On the particularly stony sections of the driving route, there was a feeling that the BMP chassis had now and then stumbled upon poles concreted into the ground.

I could not resist at the finish, asked the motorized riflemen the question that arose during the trip: “You didn’t think to clear the stone driving route at least once?” The answer was discouraged by its sense of purpose: “Why? To simplify your own task ?! ”

But the stones on the track, as it turned out, were still half the problem. The driving route is laid out in such a way that it is not possible to find an analogue for him at Russian polygons either. Not only that here rises alternately alternate with descents, so right in the process of climbing skyscrapers you have to make sharp turns, on unexpectedly opening descents almost immediately turn left or right at ninety or even more degrees! And where practically next there are obstacles of “breakdown” - a passage in a mine-explosive barrier and a track-bridge. Similar route elements are in the chain of any standard route for practical driving instruction. But just like that, right on the way down ...

Moreover, on Alagyaz, restrictive landmarks are often not the usual poles with flags, but natural boulders, which, having failed to cope with the control of a multi-ton combat vehicle, will not go off.

According to the officers - commanders of the motorized rifle and tank units of the 102 military base, on the Alagyaz highway especially goes to those driver mechanics whose service falls on the winter months. As it is known, in cold weather, the contact of the caterpillars with the ground is already fragile, and on the slippery stone “substrate” it is completely insignificant. Heads at the training places are forced every time to remind the participants of the race to keep the distance during the descents in case of a possible skid.

But what is surprising. Drivers, who had a chance to talk with, argued that the mountain driving route is much more interesting than the plains. In turn, the unit commanders note that by the end of their service in Armenia, the majority of conscripts perform a test driving exercise with a very decent result. Moreover, there are frequent examples when drivers ask for passing the exam for the next grade level exactly on the Alagyaz highway. In such cases, the commanders try not to refuse, regretting only that such trained specialists in Russia are not waiting for the continuation of their work activities and the transfer of practical experience to young servicemen, but to transfer to the reserve after the conscription period ...

Yourself a mechanic

However, the subject of increased wear of the undercarriage is, according to Lieutenant Colonel Panov, only part of the issue.

“In the conditions of Russian polygons, one practically does not have to deal with such, for example, a problem as prolonged loads on the power plants of combat vehicles due to the complexity of the terrain,” the source develops the theme. - But in the mountains - it is an integral "option." At altitudes, the vehicle suffocates from lack of oxygen. Engines work with a large overload, in fact, for wear.

The officer gave this example. During the multi-kilometer march at the Alagyaz UTK armored columns climb the mountain almost 1.000 additional meters. Not only that their way to the place of upcoming classes runs in the range of heights from 2.300 to 2.700 meters, there is another area where a long climb stretches for two dozen kilometers. It remains only to note the endurance of domestic combat vehicles, operated in the mode of such extreme overloads.

Not surprisingly, in such conditions, the command of the 102 military base pays close attention to the professional training of the remrota specialists and the battalion technical support units, which have all the necessary repair facilities available to provide technical assistance even on the ground, when in conditions of mountains the evacuation of a combat vehicle does not appear possible. Vyacheslav Panov explains that having technical assistance units equipped with small repair and recovery complexes as part of the base is a forced measure. After all, the majority of driver-mechanics are conscripts with little experience in the practical use and maintenance of combat vehicles by military standards. At the same time, the training program for specialists in combat specialties as part of the 102 th RSB is too concise and intensive to take their attention “on the full program” to ensure the combat-training process.

And yet a positive point in the technical training of the driver’s staff is definitely present. The rotational system of the personnel of the Armed Forces has developed so that the stages of transfer of weapons and equipment to the seasonal mode of operation occur with the participation of both compositions: the decreasing and the new arrivals. This allows you to maintain the principle of continuity of generations and the transfer of experience. Especially in the part concerning the operation and maintenance of engineering equipment. Its wear on the rocky-stony soils of Alagyaz and Kamhud is enormous. And not only in the summer.

“In winter, without preliminary work of engineering vehicles on firing directions, driving routes there is nothing to do,” the officers of the divisions explained. - There is so much snow that, sometimes, the BMP will not break through.

In confirmation, they paid attention to the two-meter concrete fence of the field camp. The thickness of the snow cover, they say, is such that along it, through the fence of the path, they tread ...

However, the complexity of the mountain soil professional impulse of engineers of the military troops of the military base does not hold back. With their participation at the Alagyaz training center, in the interests of the process of combat training of motorized riflemen, a battalion fortification point was equipped. On Kamhud - two more strong points. But the unit commanders do not rush to create “entirely civilized conditions for battle” at landfills, bearing in mind that in a real situation the operational equipment in the stony layers of good-quality trench galleries is unlikely to be time. Therefore, within the framework of tactical training, the themes of the active use of the so-called natural resource have become part of the practice - when numerous folds of erection made of stone parastrokes are used as shelters for personnel. In the midst of personnel, it is quickly becoming the norm to perfectly know the rules of disguise in open territory.
Not only.

Attacking mountains

"If you want to leave the battlefield the winner, learn to shoot straight." This rule has been heard more than once in Alagyaz from motorized riflemen, tankers, mortar gunners, and even "Reactants." It would seem a hackneyed interpretation. But not for those who study combat in mountain conditions.

“Everything is different here,” notes the commander of a motorized rifle company, Senior Lieutenant Mikhail Khaliman. - It seems, here it is, the goal in front of you. But without proper practice, you will not get from the first shot. You'll miss it from the fifth. Because in the mountains, not only distance is deceptive. The whole list of accompanying factors makes its adjustments to the shooting calculations: gusty wind, atmospheric pressure of high mountains, ascending heat fluxes. And our goals are located where the enemy can actually be - at the very foot of the heights, on the ascending mountain slopes. In the crevices, among the stones. In tactical terms, working out the tasks of countering the enemy is cultivated both from the bottom up, from the foot up the mountain, and from the top down. If possible, we work on rocky terrain, mastering the basics of climbing. Moreover, in our business, the study of success theory alone will not be achieved. In fire training, we train motorized infantry. In a few days, we give a capacious theoretical part in the RPM, and spend the rest of the time in the firing camp. Rifle - practice day and night. Then again in the PDP, a brief analysis of actions, the repetition of the theory, and back to the test site ...

“Plus, active physical training,” adds the commander of the grenade launcher platoon, Senior Lieutenant Andrei Zyuzik. - Without this, we can not do. For the grenade launcher, endurance is comparable to the level of training in fire training. Especially here in the mountains. Moving with AGS-17 on the shoulders at high altitudes is quite difficult. Therefore, seven-kilometer marches on foot, with full armament, are already for us as a training norm ... When I return to my duty station in Russia, I will definitely keep the principle of additional physical training for my rocket launchers. Even in the program of training specialists I will pay more attention to such moments as the firing of a hinged trajectory at closed firing positions. Only here, “attacking” the mountains, I realized the importance of comprehensive preparation of our profile fighter: if the current situation does not require skills in particular elements today, this does not mean that the conditions of the battle will not create a precedent tomorrow.

... here the climate is different

“Add to this the skills of moving in a very rough terrain, operational deployment of firing positions and target reconnaissance in conditions of unpredictable weather behavior in the mountains,” notes Lieutenant Roman Shkinyov, commander of an artillery battery control platoon of the jet-artillery battalion. - And a special emphasis should be placed on the last moment. On the mountainside it is quite difficult to choose landmarks. It is necessary either to look carefully and for a long time for what the eye can “catch on”, or to show imagination, endowing certain elements of the relief with images that everyone can understand - the hill “striped”, “the hump of a whale”, “cat's tail”. In this case, it is necessary to have time to choose the points of aiming of weapons. Slightly delayed, and all the “bindings” will hide nowhere the fog that came from, the rain that broke out, the twilight quickly gathering in the mountains, or the heat-induced haze, when the target “floats” even in observation devices. If you didn’t have time - waste time moving towards the depth of the range, closer to the target, or change the firing position, moving along the front.

Roman Shkinev teaches subordinates to act in just such a temporary “context”, teaches to have time to solve combat training tasks during periods of initially falling weather corridors. In this case, the officer emotionally notes:

- Surprisingly, the staff liked such cocky conditions of service. They rush to practice in the mountains. More and more often they are witty in the field, more intuitively approach the process of combat training ...

To the question to the interlocutors: “What is missing here in the mountains in terms of combat training?”, Only the commander of a tank company, captain Artem Danchin, thought, recalled:

- It’s a pity there is no possibility to organize classes in underwater driving of tanks in the mountains. Because of this, we have to assume that the training of the combat training program is not fully in progress. But we are more than compensating for the missing topic of training with practical driving and fire training, which in the end does not allow us to doubt the excellent skills of tank crews returning to Russia.
Author:
Originator:
http://redstar.ru/

«Бои» в предгорьях Алагяза

«Бои» в предгорьях АлагязаНести службу и постигать «науку побеждать» военнослужащим дислоцирующейся в Республике Армения 102-й российской военной базы (РВБ) приходится в высокогорье.

Здесь вам не равнина...

Гюмринский пункт постоянной дислокации «Большая крепость» с рядом прилегающих военных городков расположен на высоте полторы тысячи метров над уровнем моря. В 12 километрах западнее ППД находится «нижний» учебно-тренировочный комплекс «Камхуд» с перепадом горных высот до 1.840 метров. В 70 километрах северо-западнее Гюмри разместился «верхний» учебно-тренировочный комплекс «Алагяз». Его рабочие высоты для мотострелков доходят до отметки 2.280 метров.


Однако и это не предел. По соответствующему согласованию российские войсковые разведчики и снайперы совершенствуют мастерство в том числе на высокогорном полигоне вооружённых сил Армении Памбак, где им приходится оттачивать навыки на высотах до 2.800 метров над уровнем моря.

Но основным для профильной подготовки контингента РВБ считается учебно-тренировочный комплекс «Алагяз», большие площади которого позволяют без неудобств для местного населения задействовать в процессе боевой учёбы десятки типов вооружения и боевой техники – от автомата Калашникова до установок ствольной реактивной артиллерии.

Судя по откликам наших солдат и офицеров, для горной подготовки и в интересах наработки профессиональных навыков в условиях экстремальной местности предгорья Алагяза – лучший район. Другого такого на территории Среднерусской возвышенности, откуда, собственно, прибывает основной контингент российских военнослужащих, не сыскать. Поэтому, делясь впечатлениями об условиях боевой подготовки, мои собеседники всякий раз невольно обращались к ранее полученному опыту боевой работы на российских полигонах. При этом они добавляли, что приобретённое на Алагязе мастерство в их дальнейшей службе на территории России будет по-настоящему дорогого стоить…

По словам командира танкового взвода старшего лейтенанта Андрея Никишина, здесь, в условиях армянских гор, бывалыми командирами уровень подготовки прибывающего в состав РВБ контингента воспринимается, если тактично выражаться, снисходительно. И это при том, что в штат 102-й военной базы направляются не новобранцы, а военнослужащие из числа переменного состава, успевшие не только получить должное войсковое образование в учебных центрах, но и после выпуска послужить месяц-другой в линейных подразделениях боевых частей.

– Всё это ни в коем случае не умаляет тех профессиональных навыков, которые были получены солдатами срочной службы до прибытия к нам, – делает дополнение старший лейтенант Никишин. – Просто наработанный в горах опыт выполнения манёвров, поиска целей, ведения боя и т.д. существенно отличается от аналогичных задач, отрабатываемых на равнинной местности.

В подтверждение своих слов офицер привёл такой пример:
– Возьмите самое простое — этап посадки экипажей в боевые машины. На обычной российской директрисе этот элемент не вызывает чрезмерных физических нагрузок, например, у танкистов. Но в условиях высокогорья военнослужащие добегают до боевых машин и чувствуют: всё, дыхания уже не хватает. А следом новая команда: «К бою!» Успел перевести дыхание, нет, но надо вновь мобилизоваться, преодолевая усталость подняться на броню, занять место в боевом отделении и приступить к отработке учебно-боевой задачи. Понятно, что такое напряжение сил сказывается на эмоциональном состоянии военнослужащих. А от того, какое оно будет на момент вступления в «бой», напрямую зависит результат выполнения огневой задачи, учебного упражнения по вождению.

С этим трудно не согласиться. Тем более когда только что упомянутое учебное упражнение рядом выполняют те самые танковые экипажи. Однако, обращаясь к командиру взвода, отмечаю, что лица его подчинённых «не говорят» об испытываемых перегрузках.

– Просто вы наблюдаете этап подготовки личного состава на финальной стадии периода обучения, – поясняет Андрей Никишин. – Эти экипажи отслужили в высокогорье пять месяцев. Они уже адаптировались. К тому же месяцы активных тренировок, что называется, даром не проходят. Мало того что физподготовка для нас — одна из основных учебных дисциплин. Дозированные физические нагрузки мои танкисты получают в течение всего служебного дня: пробежаться, подтянуться на перекладине, выполнить серию отжиманий при переходе к очередному месту занятий – это для них уже норма. Путь в столовую пролегает через турник. Накинуть в период спортивно-массовой работы поверх спортивной формы бронежилет – как само собой разумеющееся. Именно в таких условиях появляется выносливость у тех, кто служит в горах…

К сказанному стоит добавить, что грамотное сочетание физических нагрузок с насыщенной боевой подготовкой в итоге дают тот самый желаемый результат. Как оказалось, практическим занятиям на Алагязе танкисты уделяют две недели в месяц. 50 процентов отрабатываемых задач приходится на тёмное время суток. Каждое второе занятие – с элементами огневой подготовки.

Плюс ко всему подчинённые старшего лейтенанта Никишина к концу срока службы в составе РВБ вверенные боевые машины уже знают, по словам собеседника, «процентов на пятьдесят-шестьдесят».

– Всё потому, – рассказывает офицер, – что полагаться нам не на кого. Текущее обслуживание танков, устранение возникающих в условиях горной местности неполадок приходится выполнять самим. Нас не опекает технический аутсорсинг. Представители заводов-изготовителей боевой техники к нам, за рубеж, не приезжают. В итоге мы привыкли во всём руководствоваться словами: «Если не сами, то кто?»

Когда почва – как наждак

«Бои» в предгорьях АлагязаКстати, немного об эксплуатации техники в тех самых условиях горной местности. Начальник отделения технического обеспечения 102-й военной базы подполковник Вячеслав Панов отмечает:

– Одна из серьёзнейших проблем – это эксплуатационный износ техники. На полигонах – тяжелейший грунт. Сплошной скальник. Взять тот же маршрут вождения боевых машин. Протяжённость трассы – 5 километров. Вдоль всей пробитой колеи в этой «почве» – камни, обломки скального грунта и валуны. Да и сама колея — как каменный наждак. В движении по ней гусеницы, катки, торсионы боевых машин испытывают колоссальные динамические нагрузки...

Подполковник Панов ничуть не сгущал краски. Ради пары кадров с трассы вождения довелось лично испытать всю жёсткость пятикилометровой дистанции Алагяза. На особо каменистых участках маршрута вождения возникало ощущение, будто ходовая база БМП то и дело натыкалась на забетонированные в грунт столбы.

На финише не удержался, задал мотострелкам сам собой возникший в ходе поездки вопрос: «Вы не думали хотя бы раз расчистить трассу вождения от камней?» Ответ обескуражил своей целеустремлённостью: «А зачем? Самим себе задачу упрощать?!»

Но камни на трассе, как оказалось, ещё полбеды. Маршрут вождения проложен так, что аналога ему на российских полигонах, пожалуй, тоже не найти. Мало того что здесь подъёмы то и дело чередуются со спусками, так прямо в процессе восхождения на высотки приходится выполнять крутые повороты, на неожиданно открывающихся спусках чуть ли не сразу сворачивать вправо-влево под девяносто, а то и больше градусов! И где практически следом возникают препятствия «срыва» – проход в минно-взрывном заграждении и колейный мост. Аналогичные трассовые элементы есть в цепи любого стандартного маршрута для практического обучения вождению. Но чтобы вот так, сразу на спуске...

При этом на Алагязе зачастую ограничительные вешки – это не привычные всем шесты с флажками, а природные валуны, которые, не справившись с управлением многотонной боевой машиной, накатом не пройдёшь.

По словам офицеров — командиров мотострелковых и танковых подразделений 102-й военной базы, на алагязской трассе особенно достаётся тем механикам-водителям, чья служба выпадает на зимние месяцы. Как известно, в морозы контакт гусениц с грунтом и так непрочен, а на скользкой каменной «подложке» он вовсе ничтожен. Руководители на учебных местах вынуждены всякий раз напоминать участникам заезда о сохранении при спусках дистанционного зазора на случай возможного скольжения юзом.

Но вот что удивительно. Механики-водители, с кем довелось пообщаться, утверждали, что горный маршрут вождения намного интереснее равнинных. В свою очередь командиры подразделений отмечают, что к концу службы в Армении большинство солдат-срочников выполняют зачётное упражнение по вождению с весьма достойным результатом. Более того, нередки примеры, когда механики-водители обращаются с просьбой о сдаче экзамена на очередную ступень классности именно на алагязской трассе. В таких случаях командиры стараются не отказывать, сожалея лишь о том, что столь подготовленных специалистов в России ждёт не продолжение служебной деятельности и передача молодым военнослужащим практического опыта, а увольнение в запас по истечении срока службы по призыву...

Сам себе механик

Впрочем, тема повышенного износа ходовой части – это, по словам подполковника Панова, лишь часть вопроса.

– В условиях российских полигонов практически не приходится сталкиваться с такой, к примеру, проблемой, как затяжные нагрузки на силовые установки боевых машин из-за сложности рельефа местности, – развивает тему собеседник. – Но в горах – это неотъемлемая «опция». На высотах техника задыхается от недостатка кислорода. Двигатели работают с большой перегрузкой, по сути, на износ.

Офицер привёл такой пример. В ходе многокилометрового марша на УТК «Алагяз» бронеколонны поднимаются в гору почти на 1.000 дополнительных метров. Мало того что их путь к месту предстоящих занятий проходит в диапазоне высот от 2.300 до 2.700 метров, есть ещё один участок, где затяжной подъём тянется два десятка километров. Остаётся только отметить выносливость отечественных боевых машин, эксплуатируемых в режиме столь экстремальных перегрузок.

Неудивительно, что в таких условиях командование 102-й военной базы уделяет пристальное внимание профессиональной подготовке специалистов ремроты и батальонных отделений технического обеспечения, в чьём распоряжении есть все необходимые ремонтные средства, позволяющие оказывать техпомощь даже на местности, когда в условиях гор эвакуация боевой машины не представляется возможной. Вячеслав Панов поясняет, что иметь в составе базы подразделения техпомощи, оснащённые небольшими ремонтно-восстановительными комплексами, — мера вынужденная. Ведь большинство механиков-водителей – солдаты срочной службы с небольшим по войсковым меркам опытом практической эксплуатации и обслуживания боевых машин. В то же время программа обучения специалистов боевых специальностей в составе 102-й РВБ слишком сжатая и насыщенная, чтобы «по полной программе» занимать их внимание вопросами обеспечения учебно-боевого процесса.

И всё же положительный момент в техподготовке водительского состава определённо присутствует. Система ротации личного состава РВБ сложилась так, что этапы перевода вооружения и техники на сезонный режим эксплуатации происходят при участии обоих составов: и убывающих, и вновь прибывших. Это позволяет поддерживать принцип преемственности поколений и передачи опыта. Особенно в части, касающейся эксплуатации и обслуживания техники инженерного назначения. Её износ на скально-каменистых почвах Алагяза и Камхуда колоссален. Причём не только в летнее время.

– Зимой без предварительной работы инженерных машин на огневых направлениях, трассах вождения делать нечего, – поясняли офицеры подразделений. – Снега выпадает столько, что, бывает, БМП вперёд не пробиться.

В подтверждение они обращали внимание на двухметровое бетонное ограждение полевого лагеря. Толщина снежного покрова, говорят, бывает такой, что по нему через забор тропинки протаптывают…

Однако сложность горного грунта профессиональный порыв специалистов инженерных войск РВБ не сдерживает. При их участии на УТК «Алагяз» в интересах процесса боевой подготовки мотострелков был оборудован батальонный фортификационный пункт. На Камхуде – ещё два аналогичных опорных пункта. Но создавать на полигонах «сплошь цивильные условия для боя» командиры подразделений не спешат, памятуя о том, что в реальной обстановке на оперативное оборудование в каменистых слоях добротных окопных галерей вряд ли будет время. Поэтому в рамках тактической подготовки вошли в практику темы активного использования так называемого природного ресурса — когда в качестве укрытий личному составу служат многочисленные складки местности, возводимые из камней брустверы. В среде личного состава быстро становится нормой в совершенстве знать правила маскировки на открытой территории.
И не только.

Атакуя горы

«Бои» в предгорьях Алагяза«Хочешь уйти с поля боя победителем — учись метко стрелять». Это правило не раз доводилось слышать на Алагязе от мотострелков, танкистов, миномётчиков и даже «реактивщиков». Казалось бы, избитая трактовка. Но только не для тех, кто учится бою в горных условиях.

– Здесь всё по-иному, – отмечает командир мотострелковой роты старший лейтенант Михаил Халиман. – Кажется, вот она, цель, перед тобой. Но без должной практики, с первого выстрела не попадёшь. Промажешь и с пятого. Потому что в горах не только расстояние обманчиво. Свои коррективы в расчёты на стрельбу вносит целый перечень сопутствующих факторов: порывистый ветер, атмосферное давление высокогорья, восходящие тепловые потоки. Да и цели у нас располагаются там, где реально может быть противник — у самого подножия высот, на восходящих горных склонах. В расщелинах, среди камней. В тактическом плане культивируется отработка задач противодействия противнику как снизу вверх, от подножия — в гору, так и сверху вниз. При возможности работаем на скальных участках местности, осваивая азы скалолазания. К тому же в нашем деле штудированием одной лишь теории успеха не добьёшься. В огневой подготовке мы натаскиваем мотострелков. В считаные дни даём ёмкую теоретическую часть в ППД, всё остальное время проводим в огневом городке. Стрелковая – практика днём и ночью. Затем вновь в ППД, краткий разбор действий, повторение теории, и назад, на полигон…

– Плюс ко всему активная физподготовка, – дополняет затронутую тему командир гранатомётного взвода старший лейтенант Андрей Зюзик. – Без этого у нас не обойтись. Для гранатомётчика выносливость сопоставима с уровнем выучки в огневой подготовке. Особенно здесь, в горах. Перемещаться с АГС-17 на плечах в условиях высокогорья довольно сложно. Поэтому семикилометровые марши в пешем порядке при полном вооружении для нас уже как норма обучения... Когда вернусь к месту службы в России, обязательно сохраню принцип дополнительной физподготовки для своих гранатомётчиков. Ещё в программе обучения специалистов буду больше уделять внимания таким моментам, как ведение стрельбы навесной траекторией, по закрытым огневым позициям. Только здесь, «атакуя» горы, я понял важность всесторонней подготовки огневиков нашего профиля: если текущая обстановка не требует сегодня навыков в особых элементах, это не значит, что условия боя не создадут прецедент завтра.

...Здесь климат иной

– Добавьте к сказанному навыки в перемещении на сильно пересечённой местности, оперативном развёртывании огневых позиций и разведке целей в условиях непредсказуемого в горах поведения погоды, – отмечает командир взвода управления артиллерийской батареи реактивно-артиллерийского дивизиона старший лейтенант Роман Шкинёв. – Причём особый акцент стоит делать на последнем моменте. На горном склоне достаточно сложно выбирать ориентиры. Надо либо тщательно и долго выискивать то, за что глаз может «зацепиться», либо проявлять фантазию, наделяя отдельные элементы рельефа понятными для всех образами – холм «полосатый», «горб кита», «кошачий хвост». При этом надо успеть выбрать точки наводки вооружения. Чуть промедлил, и все «привязки» скроют невесть откуда взявшийся туман, разразившийся дождь, быстро сгущающиеся в горах сумерки или вызванное жарой марево, когда цель «плывёт» даже в приборах наблюдения. Не успел — теряй время на продвижение вглубь полигона, ближе к цели, либо меняй огневую позицию, перемещаясь по фронту.

Роман Шкинёв натаскивает подчинённых на действия именно в таком временном «контексте», учит успевать решать учебно-боевые задачи в периоды изначально выпадающих погодных коридоров. При этом офицер эмоционально замечает:

– Удивительно, но личному составу такие задиристые условия службы пришлись по душе. Они рвутся на практику в горы. Всё чаще проявляют в поле смекалку, интуитивнее подходят к процессу боевой подготовки...

На вопрос к собеседникам: «Чего здесь, в горах, вам недостаёт в плане боевой подготовки?», лишь командир танковой роты капитан Артём Даньчин, подумав, припомнил:

– Жаль, нет возможности организовать в горах занятия по подводному вождению танков. Из-за этого приходится считать, что отработка программы боевой подготовки идёт не в полном объёме. Зато отсутствующую тему обучения мы с лихвой компенсируем практическим вождением, огневой подготовкой, что в конечном итоге не позволяет усомниться в отличной выучке возвращающихся в Россию танковых экипажей.
Автор: Юрий Белоусов
Первоисточник: http://redstar.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 63
Картина дня