18 октября 1947 года был осуществлен первый запуск в СССР баллистической ракеты

13 мая 1946 года свет увидело постановление Совета Министров о развитии в Советском Союзе ракетного вооружения, согласно данному постановлению в стране создавались КБ и НИИ по ракетной технике, был создан функционирующий по сей день государственный полигон «Капустин Яр». Для развертывания работ было поручено использовать в качестве задела опыт по созданию реактивного вооружения Германии, ставились задачи по восстановлению техдокументации и образцов управляемой ракеты дальнего радиуса действия Фау-2, а также зенитных управляемых ракет «Вассерфаль», «Рейнтохтер», «Шметтерлинг». 1 октября 1947 года полигон Капустин Яр был полностью готов для проведения первых испытательных пусков, собранных в СССР баллистических ракет.

18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут (по московскому времени) был осуществлен первый в СССР пуск баллистической ракеты, собранной на основе узлов и агрегатов немецкой ракеты А-4. Он закончился успешно, ракета смогла подняться на высоту в 86 км., и достигла земной поверхности в 247 км. от места пуска. Этим пуском было положено начало целой серии летных испытаний ракеты А-4. В октябре-ноябре того же года было проведено 11 запусков, 5 из которых были признаны полностью успешными. При расчетной дальности полета в 250 км., ракеты достигали дальности в 260-275 км. при боковом отклонении до 5 км. К испытаниям первых собранных в СССР ракет А-4 привлекались, хотя и в ограниченном составе, специалисты из Германии. Причиной аварийных запусков были отказы систем управления, двигателей, негерметичность топливных магистралей, а также неудачные конструктивные решения.

Стоит отметить, что ракета А-4 стала учебной для первых ракетчиков-практиков, а ее пуски осенью 1947 года – хорошей школой для будущей работы над созданием ракетного щита нашей страны. Результатом этих испытаний стала разработка в начале 1950-х годов первого поколения ракетных комплексов (Р-1, Р-2). Именно немецкая ракета Фау-2 (А-4) стала первым в истории искусственным объектом, совершившим еще в первой половине 1944 года суборбитальный космический полет. С запуска трофейных и модифицированных ракет «Фау-2» началась советская и американская космические программы. Даже первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1, также начались с советских ракет Р-2, разработанных на основе немецкой ракеты Вернера фон Брауна.


18 октября 1947 года был осуществлен первый запуск в СССР баллистической ракеты

Немецкие корни

В 20-30-х годах прошлого века несколько государств вели экспериментальные работы и научные исследования в области создания и проектирования ракетных технологий. Но благодаря экспериментам в области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), а также систем управления, лидером по разработке технологий баллистических ракет оказалась Германия, к власти в которой пришли нацисты. Работа немецкого конструктора Вернера фон Брауна позволила Германии создать и освоить полный технический цикл производства, который был необходим для выпуска баллистической ракеты А-4, которая получила широкую известность, как V-2 (ФАУ-2).

Работы по разработке данной ракеты были закончены к июню 1942 года, испытания ракет Германия проводила на закрытом ракетном полигоне в Пенемюнде. Крупносерийный выпуск баллистических ракет осуществлялся на предприятиях подземного завода «Миттельверк», который был построен в шахтах по добыче гипса недалеко от немецкого города Нордхаузен. На этих предприятиях трудились иностранные рабочие, заключенные концлагерей и военнопленные, их деятельность контролировали сотрудники СС и гестапо.

Одноступенчатая баллистическая ракета А-4 состояла из 4-х отсеков. Ее носовая часть представляла собой боеголовку весом порядка 1-й тонны, которая была выполнена из мягкой стали толщиной 6 мм и наполнялась взрывчатым веществом – аматолом. Под боеголовкой располагался приборный отсек, в котором вместе с аппаратурой размещалось несколько стальных цилиндров наполненных сжатым азотом. Они использовались главным образом для увеличения давления в баке с горючим. Под приборным находился топливный отсек – самая тяжелая и объемная часть ракеты. В случае полной заправки на него приходилось ¾ всего веса ракеты А-4. В ракете «Фау-2» применялись жидкостные компоненты топлива: сжиженный кислород (окислитель) и этиловый спирт (топливо). Наверху помещался бак со спиртом, из него через центр бака с кислородом шел трубопровод, который подавал горючее в камеру сгорания. Пространство между внешней обшивкой ракеты и топливными баками, а также полости между самими баками были заполнены стекловолокном. Заправка ракеты А-4 жидким кислородом выполнялась непосредственно перед запуском, так как потери кислорода за счет испарения составляли до 2 кг. в минуту.

18 октября 1947 года был осуществлен первый запуск в СССР баллистической ракеты

Общая длина ракеты составляла 14,3 метра, максимальный диаметр корпуса составлял 1,65 метра, стартовый вес ракеты – 12,7 тонн. Каждая ракета собиралась из более чем 30 тысяч деталей. Практическая дальность стрельбы данными ракетами составляла 250 км. Общее время полета до цели составляло до 5 минут, при этом на отдельных участках полета ракета развивала скорость до 1500 м/с.

Впервые немцы использовали свои баллистические ракеты для ударов по Лондону и Парижу в сентябре 1944 года. Проведенные обстрелы подтолкнули США, СССР и Великобританию к поиску материалов, которые позволили бы им воссоздать подобное оружие и определить все его ТТХ. Перед капитуляцией гитлеровской Германии немецкий инженер Вернер фон Браун совместно со своей командой специалистов сдался американским войскам, а завод, где осуществлялся выпуск ракет «Фау-2» оказался в зоне оккупации союзников. При этом уже через 2 месяца союзники отдали данную территорию под контроль советских войск в обмен на Западный Берлин. Однако к этому моменты все наиболее ценное с заводов, научных и испытательных центров уже было вывезено, включая несколько десятков готовых ракет. Почти вся документация и испытательное оборудование к тому моменту уже были на территории США.

Понимая важность немецких ракетных разработок, в Москве была создана специальная группа «Выстрел», возглавил которую известный конструктор ракетной техники Сергей Королев. Группа была отправлена в Германию с целью сбора информации и постройки хотя бы нескольких ракет «Фау-2» для проведения испытаний. Группа прибыла на завод по сборке ракет 1 августа 1945 года, когда завод в окрестностях Нордхаузена и все его оборудование было уже серьезно повреждено. Поэтому спецгруппе пришлось развернуть активный поиск людей, которые работали над созданием данных ракет. Поиск осуществляться по всей территории советской зоны оккупации.

18 октября 1947 года был осуществлен первый запуск в СССР баллистической ракеты

Группе Королева все же удалось найти достаточное количество различных материалов, для того чтобы удачно воспроизвести конструкцию немецкой баллистической ракеты. На территории советской зоны оккупации Германии было организовано несколько предприятий по восстановлению ракет, аппаратуры системы управления, двигателей, чертежей. Они были созданы совместно с оставшимися здесь немецкими специалистами-ракетчиками.

Как мы уже писали ранее, в мае 1946 года руководство СССР приняло постановление о развитии в стране ракетостроения. Согласно данному постановлению в Германии на подконтрольной территории создавался институт Нордхаузен, в котором под руководством Сергея Королева должен был быть реализован полный проект ракеты дальнего действия (РДД) А-4, а также подготовлены предложения по разработке ракет с большей дальностью полета и составлены специальные поезда для осуществления летных испытаний ракет в период до подготовки стационарного полигона. Этим же постановление оговаривалось создание ГЦП – Государственного центрального полигона в составе Минобороны СССР, который предназначался для проведения летных испытаний ракет А-4 и других будущих советских ракет дальнего радиуса действия.

Сборка ракет А-4 первой серии проводилась из захваченных в качестве трофеев комплектующих – так называемые изделия «Н». Их сборка велась на германской территории с привлечением сил и средств НИИ-88 и института Нордхаузен, работами руководил сам Королев. Параллельно с этим в Подмосковье в Подлипках на опытном заводе НИИ-88 из узлов и агрегатов, подготовленных в Германии, шла сборка ракет серии «Т». К окончанию 1946 года все задачи, которые стояли перед советскими специалистами в Восточной Германии, удалось выполнить, все они вернулись домой. Вместе с ними в СССР отправился и ряд немецких специалистов вместе со своими семьями. Институт Нордхаузен в марте 1947 года полностью прекратил свое существование.

18 октября 1947 года был осуществлен первый запуск в СССР баллистической ракеты

3 июня 1947 года вышло новое постановление Совмина СССР, которое определило место дислокации ГЦП, для полигона ракетной техники был выбран пустынный участок местности недалеко от поселка Капустин Яр на территории Астраханской области. Уже в августе на полигон начали прибывать военные строители, которые занялись возведением технических позиций, стартовых комплексов и измерительных пунктов с радиотехническими системами. К октябрю 1947 года полигон был полностью готов к проведению испытаний. 14 октября сюда прибыла первая партия ракет А-4, часть из которых была собрана в Подлипках, а часть в Германии.

Источники информации:
-http://ria.ru/spravka/20121018/902645405.html
-http://www.calend.ru/event/4193
-http://www.078.com.ua/blogs/rozhdenyi-v-sr/18-oktjabrja-godovshina-zapuska-pervoi-sovetskoi-balisticheskoi-rakety-a-4.html
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. T-100 18 октября 2013 09:33
    А хотя мы могли быть первыми и в этой области, в запуске баллистических ракет, если б прислушалсь к Циалковскому и дали бы ему возможность.
    1. Гражданский 18 октября 2013 13:12
      Грамотные действия позволили поднять ракетостроение в СССР на невиданную высоту, аж в космос!
    2. Иван Петрович 18 октября 2013 14:30
      во первых ЦиОлковский..
      а во вторых у нас не было еще такой промышленной базы в
      те года как у германии, а толковых инженеров и того меньше
      Иван Петрович
  2. Dazdranagon 18 октября 2013 09:34
    С Днем Рождения! drinks
  3. a.s.zzz888 18 октября 2013 09:34
    Фон Браун всех снабдил ракетами. И мерикатосов и нас.
    1. русс69 18 октября 2013 13:21
      Цитата: a.s.zzz888
      Фон Браун всех снабдил ракетами. И мерикатосов и нас.

      Только в результате , мы и его опередили. Несмотря на то , что сам Браун работал в США.
      1. rubin6286 1 ноября 2013 19:42
        Интересно,в чем наши конструкторы опередили Вернера фон Брауна? Он-немецкий главный конструктор, генератор идей.Были еще исполнители этих идей в вопросах создания двигателей,системы управления,наземного стартового и пускового-проверочного оборудования,транспортного,
        заправочного и проч. оборудования,устройств телеметрического контроля и анализа информации. Мы ничего о них не знаем и тем более о своих. Американцы первыми высадились на Луне, создали "Шаттл", первый марсоход и космический телескоп "Хаббл". Нужно больше читать,интересоваться и если есть желание стать гражданским специалистом в области ракетной техники, поступать в МВТУ, КУАИ,МАИ, а военным - в ВАКС им Можайского в С-Петербурге или в ВА им Петра Великого в Москве.
  4. Мирный военный 18 октября 2013 10:30
    БРАТЬЯМ РАКЕТЧИКАМ УВАЖУХАsoldier
    А то, что трофеем воспользовались так и американы также поступили.
    Мирный военный
  5. sub307 18 октября 2013 12:18
    Воспользоваться перспективными разработками побеждённого, и не только, противника - нормальная практика, экономящая "кучу" средств и времени.
  6. atos_kin 18 октября 2013 12:45
    Кроме фамилии Королев были бы уместны в статье и такие фамилии, как Сталин, Берия.
    1. русс69 18 октября 2013 13:18
      Цитата: atos_kin
      Кроме фамилии Королев были бы уместны в статье и такие фамилии, как Сталин, Берия.

      Список, еще долго можно продолжать. Сколько генеальных конструкторов и инженеров работало, с Королевым. Некоторые потом свои КБ возглавили.
  7. nazgul-ishe 18 октября 2013 17:55
    Начали с трофеев и при умелом руководстве достигли таких высот.
    Было чем гордится.
  8. GarySit 18 октября 2013 19:19
    Всем, кто интересуется становлением ракетно-космической области 4 книги Бориса Чертока, который был первым замом С.П.Королева "Ракеты и люди" узнаете все по дням и часам. Это были великие люди. Не чета нынешним рукамиводителям Роскосмоса типа Поповкина, (хорошо ,что уже бывшему)который только и может что заявить о том, что Королевы и Глушко нам не нужны. Не так!!!!Это поповкины и "птенцы гнезда Гайдара" нам не нужны, гнать их поганой метлой отовсюду, только тогда в России что-то будет хорошего!!!!!
    1. studentmati 18 октября 2013 22:11
      [quote=GarySit]...4 книги Бориса Чертока, который был первым замом С.П.Королева "Ракеты и люди" узнаете все по дням и часам...

      Дата действительно неафишируемая. Борис Евсеевич в своём 4-х томнике,согласен, шикарно и подробно разложил по полочкам историю становления ракетной отрасли!
  9. 73petia 19 октября 2013 05:32
    Да, "Ракеты и люди" отличная вещь!!
  10. rubin6286 1 ноября 2013 19:29
    Цитата: T-100
    А хотя мы могли быть первыми и в этой области, в запуске баллистических ракет, если б прислушалсь к Циалковскому и дали бы ему возможность.


    Сынок! Когда был жив Циолковский у нас в стране гвоздей не хватало, не то,что заводов для строительства ракет. Он был самоучка,мечтатель, пусть даже гениальный, но совершенно не представлял какой должна быть конструкция ракеты,двигателя и тех проблем.которые возникали при их создании. До того,как в руки не попали немецкие ФАУ-2 и их чертежи, пока не оказались в наших новых КБ немецкие специалисты у нас ничего не было.Наша "катюша" - неуправляемый реактивный снаряд, а немцы создали летательный аппарат с двигателем,системой управления, головной частью,ставший для конструкторов образцом,своего рода "классикой". Некоторые приборы,использовавшиеся на ФАУ-2, применялись позднее на многих советских ракетах. Наши копии ФАУ-2 назывались 8Ж38 и 8А11.
    У 8А11 головная часть была отделяемой.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня