Сверхтяжелый перехватчик ПВО Ту-4 Д-500, комплекс Г-310

В Советском Союзе угроза прорыва носителей ядерного оружия к важнейшим объектам страны в конце 1940-х — начале 1950-х годов стала одной из главных причин бурного развития управляемых ракет класса «воздух-воздух». Используя всего одну атомную бомбу, противник мог уничтожить практически любую цель. При этом бомбардировщик мог действовать в одиночку. Это больше отвечало возможностям использования управляемого оружия класса «воздух-воздух» для уничтожения носителей ядерного оружия до применения ими своего вооружения.

Разработка авиационного компонента системы противовоздушной обороны Москвы с самолетом дальнего радиолокационного дозора Г-310 (оснащался радиолокационным комплексом Д-500) и ракетами воздушного базирования Г-300 в 1950 году была начата КБ-1 совместно с ОКБ-301 Лавочкина С.А. Работа велись согласно Постановлению Совета Министров СССР от 23.09.1950 г. в рамках работ по разработке системы противовоздушной обороны С-25 (головной разработчик — КБ-1, главные конструкторы — Куксенко П.Н. и Берия С.Л., разработку вели по Постановлению Совмина СССР №3389-1426 от 09.08.1950 г.). КБ-1 планировало, что воздушный компонент системы противовоздушной обороны С-25 станет третьим эшелоном, предназначавшимся для уничтожения целей, в случае их прорыва через два наземных эшелона.

Сверхтяжелый перехватчик ПВО Ту-4 Д-500, комплекс Г-310
Самолет-перехватчик Ту-4-Д-500 / Г-310 с ракетами Г-300 © MilitaryRussia.Ru



В 1951 году Куксенко П.Н. и Берия С.Л., доложили Сталину И.В. о возможности разработки самолета радиолокационного дозора, после чего началась его проработка под обозначением Д-500. Самолет радиолокационного дозора мог увеличить дальность обнаружения средств воздушного нападения противника в разы. К началу 1951 года КБ-1 выдало тактико-техническое задание на создание ракеты и ОКБ-301 приступило к ее проектированию.

Одним из руководителей конструкторских бюро являлся С. Берия, сын Лаврения Павловича. Данное обстоятельство на ход выполнения работ произвело огромное влияние: на начальном этапе к проекту в срочном порядке стянули огромные мощности, но после ареста Лаврентия Берия проект свернули. Согласно техническому проекту, вес ракеты комплекса «Беркут» не должен был превышать одной тонны, однако по ходу работ стало понятно, что снизить массу ракеты менее 3 тонн технологически не получится. Все ранние наработки наземной ракеты использовались для легкой зенитной ракеты класса «воздух-воздух» для создаваемого авиационного комплекса.

Во время разработки авиационного управляемого вооружения Г-300 основным из требований являлось длительное продолжительное барражирование комплекса и максимальная независимость самолета-носителя от наземных радиолокационных средств. Именно эти условия стали определяющими в выборе в качестве базы для будущего «истребителя» самого тяжелого отечественного серийного военного самолета того времени — тяжелого бомбардировщика Ту-4. Носителю присвоили индекс Г-310.

Системой Г-300 в новом самолете объединялись функции самолета дальнего радиолокационного дозора и истребителя-перехватчика. Самолет оснащался четырьмя радиолокационными станциями системы "Тайфун" Д-500. Дальность обнаружения станциями составляла 80-100 км. Обзор обеспечивался в задней, передней, нижней и верхней полусферах. Главным конструктором радиолокационной станции стал Тихомиров В.В., возглавлявший НИИ-17.

Сверхтяжелый перехватчик ПВО Ту-4 Д-500, комплекс Г-310
Самолет — летающая лаборатория Ту-2 для отработки системы наведения ракет Г-300 (http://www.sergib.agava.ru)


Кроме радиолокационных средств, Ту-4 должен был нести четыре ракеты дальностью 40…50 км. Для новых ракет были изготовлены балочные держатели, имеющие параллелограммные механизмы. Так как головным разработчиком Г-300 стали электронщики КБ-1, а не самолетчики, они хорошо представляли, что может произойти при использовании полуактивной радиолокационной ГСН, поскольку подобное устройство было установлено на их первенце — «Комете». В связи с этим конструкторами был выбран более простой путь: они использовали систему наведения по лучу.

Использование в качестве носителя могучего Ту-4 позволило упростить конструкторскую задачу создания ракет класса «воздух-воздух». К новым ракетам не предъявлялось жестких массово-габаритных ограничений, применяемых к вооружению истребителей. Прославленный создатель самолетов военного времени, ставший в начале 1950-х годов главным конструкторам ЗУР В-300 («изделие 205») для системы «Беркут», Лавочкин С.А. решил спроектировать «изделие 210», предназначенное для перехватчика Ту-4, как уменьшенную копию зенитной ракеты. При работе использовались проработки по более раннему, легкому варианту ракеты. Диаметр ракеты был уменьшен до 530 мм, длина — до 8,3 м. При этом основные особенности В-300 — жидкостная двигательная установка с вытеснительной системой подачи топливных компонентов (триэтиламинкислидина и азотной кислоты), аэродинамическая компоновка по схеме «утка» с установкой элеронов в одной плоскости — были сохранены. Для наведения ракет самолетом-перехватчиком в носовой части оборудовался специальной аппаратурой ввода ракеты в луч радиолокационной станции.

Сверхтяжелый перехватчик ПВО Ту-4 Д-500, комплекс Г-310
Испытательный пуск "изделия 211" с носителя Г-310, 1952 г. (Серов Г., Фомичёв А. С-25. Как создавалась первая отечественная ЗРС. // Аэрокосмическое обозрение. №2 / 2006 г. ).


Для первого варианта ракеты класса «воздух-воздух» приняли комплектацию с двумя твердотопливными стартовыми ускорителями, размещенными по «пакетной» схеме в горизонтальной плоскости посередине длины ракеты. Данное устройство позволило осуществлять старт при отработке ракет с наземных пусковых установок. На следующих этапах работы от стартовых двигателей отказались. Доработанная ракета получила наименование «изделие 211».

В мае-июне 1952 года комплекс Г-310 осуществил 10 полетов, включая полеты с макетами ракет Г-300.

ОКБ-301 в январе-июне 1953 года осуществило ряд мероприятий по устранению недостатков, которые были выявлены в ходе испытаний. Провели замену автопилота АПГ-301р на АПГ-301с, доработали двигатель. В это же время в ЦАГИ выполнили продувки модели М121 изделия «211» и модели крыла Ту-4 на аэродинамическую совместимость. Велась подготовка к проведению запусков с системой радиоуправления. 4-19 августа 1953 г. на Государственном центральном полигоне после наземных отработок провели испытания второй партии изделий в автономном варианте (с новым АП, без системы наведения) с носителя Ту-4.

Запуски осуществлялись на высотах от 5 до 9 тыс. м. В ходе пусков проверялись баллистические характеристики, работа двигателя и качество стабилизации. Всего в течение года подготовили и осуществили 7 запусков. Показан нормальный старт и удовлетворительная стабилизация по тангажу и крену. Получены принципиальные выводы и ценные характеристики по возможностям системы «воздух-воздух». В 3 квартале 1954 г. планировалось осуществить испытательные пуски с использованием аппаратуры радиоуправления. Проектировался вариант изделия «211» с системой радиолокационного самонаведения (разрабатывалась под руководством главного конструктора Малахи В.А., в ОКБ-339). Однако в связи с бесперспективностью носителя снаряд на комплексные испытания с системой радиоуправления Д-500 так и не передали. Приказом МАП №507сс от 14.08.53 года работы прекратили.

Тактико-технические характеристики изделия «210»:
Самолет-носитель — Ту-4.
Боевая часть — осколочная с неконтактным взрывателем, массой более 100 кг.
Система управления — радиокомандная, работающая по принципу удержания в равносигнальной зоне радиолокационной станции самолета.
Управление — аэродинамические рули.
Старта — с самолета-носителя.
Длина ракеты — 8340 мм.
Максимальный диаметр корпуса — 530 мм.
Размах крыльев — 2290 мм.
Стартовая масса — белее 1000 кг.
Дальность поражения — 10-15 тыс. м.
Максимальная высота поражаемой цели — 20 тыс. м.
Число ступеней — 1 (2 — по проекту).
Тип маршевого двигателя — жидкостный ракетный двигатель.
Самолетная радиолокационная станция — Д-500.

С началом разработки согласно постановлению Правительства от 20 ноября 1953 года № 2837-1200 комплекса К-15 на базе сверхзвукового Ла-250 и ракет класса «воздух — воздух» «275» было решено продолжить дальнейшую отработку изделия «211». При этом работы ограничивались объемами, необходимыми для обеспечения создания нового комплекса. Все работы по изделию «211» прекратили по приказу Министерства авиационной промышленности от 16 августа 1954 года.

Однако спустя некоторое время по заказам «211-75» и «275-50» провели доработки и испытательные запуски изделий. Целями пуска стали получение материалов по динамике полета, а также управляемости по программе более перспективной системы перехвата из УР К-15.

Сейчас однозначно оценить оправданность данного решения трудно. С одной стороны, опытно-конструкторские работы по самолету дальнего радиолокационного обнаружения в СССР прервались до конца десятилетия и возобновились на Ту-126 практически с чистого листа. И только спустя много лет идея объединения авиационного комплекса радиообнаружения и наведения и истребителя, заложенная в систему Г-300, наконец была реализована в комплексе на базе МиГ-31 с радиолокационной станцией «Заслон» и ракет К-33.

Подготовлено по материалам:
http://alternathistory.org.ua
http://militaryrussia.ru
http://www.laspace.ru
http://www.arms-expo.ru
http://www.dogswar.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Гражданский 21 октября 2013 08:10
    Интересно, а что у нас на замену МиГ 31? Время то идет, пора что то начинать.
    1. Dmitriy1975 21 октября 2013 08:42
      Там ПАК ФА мастером на все руки будет, судя по всему.
      Dmitriy1975
      1. LaGlobal 21 октября 2013 09:26
        Перспективный Авиа Комплекс Фронтовой Авиации - для ликвидации неугодных нам!
    2. ЛЕВА 21 октября 2013 14:11
      Скорость полета МиГ 31 ограниченна на уровне 2800 км\ч. Потому что лобовое стекло кабины на большую скорость не рассчитана. Но двигатели могут. Источник "мутный" - Мировая Авиация, но приятно.
    3. viruskvartirus 21 октября 2013 16:15
      Говорят что ресурс планера у 31 такой что они еще долго будут летать.
      1. Dmitriy1975 21 октября 2013 17:34
        В точку, ресурс дичайший, ни один 31 еще не был списан по проблемам с планером
        Dmitriy1975
  2. Strashila 21 октября 2013 08:15
    Идея актуально и сегодня, учитывая бреши в обороне ПВО, особенно на Севере.Упор можно сделать на дальний перехват в комплексе ДРЛО и МИГ-31 или среднего радиуса второй линией обороны.За основу можно взять и ТУ-95 и ИЛ-18, нести эти машины могут значительно больше ракет чем простой перехватчик.Основной целью таких перехватчиков могут быть крылатые ракеты противника, которые массово применяются при первом ударе по средствам ПВО.
    1. 0255 21 октября 2013 09:28
      не знаю, правда это или нет, но существует проект сверхтяжёлого перехватчика на базе Ту-160 (Ту-160П). И врядли он пойдёт в серию.
      1. cdrt 21 октября 2013 13:43
        не знаю, правда это или нет, но существует проект сверхтяжёлого перехватчика на базе Ту-160 (Ту-160П). И врядли он пойдёт в серию.

        Вот подобные проекты были с появления ДА.
        По-моему еще Илью Муромца кто-то предлагал использовать как истребитель.
        Потом были на базе B-17, В-29, Ту-4 (он же Ту-4).
        Теперь вот предлагают на Ту-95, Ту-160.

        Живет идея то... laughing
        Хотя то, что ни разу не начали использовать почти за сто лет возможно неспроста laughing
  3. pahom54 21 октября 2013 10:10
    Вот читаешь не только эту статью, а вообще историю развития отечественной авиации и вооружений, и диву даешься: сколько было решений, намного предвосхитивших науку и технику на годы - десятилетия вперед, сколько умных людей работало над проектами, претворяло их в жизнь... И сколько таких проектов было отвергнуто, закрыто, прекращено... Скорее всего главная причина закрытия этих проектов заключалась в том, что "наверху" не могли осознать их прорыва в будущее... А жаль...
    Статье - плюс.
    pahom54
  4. УВБ 21 октября 2013 10:49
    Да, Сколько еще неизвестных страниц в истории! Ту-4 перехватчик! Такое и в голову не могло прийти. Статье большой + !
  5. xomaNN 21 октября 2013 16:41
    Сталин даже на излёте своей жизни старался вникать в важные авиапроекты. При остальных его мизантропских замашках многим нынешним руководителям это было бы не лишним перенять.
  6. Технолог 21 октября 2013 17:39
    Цитата: viruskvartirus
    Говорят что ресурс планера у 31 такой что они еще долго будут летать.

    Так помимо ресурса есть ещё такая характеристика как предел модернизации.
  7. uzer 13 21 октября 2013 19:45
    Угроза уничтожения Москвы одним бомбардировщиком была вполне реальной,особенно с появление водородной бомбы.Времени на создание новых систем ПВО не было,и приходилось использовать то,что имелось в наличии.Средства обнаружения и перехвата пришлось ставить на один самолет,т.к. не было системы управления барражирующими перехватчиками.В наше время идею создания аналогичных средств защиты от нападения с воздуха можно смело ставить на повестку дня. Миролюбивые заявления наших новых "друзей и партнеров"как-то не вызывают особого доверия.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня