Любимая лётчица товарища Сталина

16 октября на сайте была опубликована статья о Ханне Райч. В комментариях справедливо возник вопрос: «А в СССР были женщины такого масштаба?» Были, и очень много. Одна из них — Валентина Гризодубова, обладавшая в СССР гораздо более значимым статусом, чем Ханна Рейч в Германии. Да и летала Гризодубова и выше, и дальше!

Любимая лётчица товарища Сталина


Первый полет — в 2,5 года!


Валентина Степановна Гризодубова родилась в Харькове в 1910 году. Ее отец, талантливый самоучка, одержимый страстью к небу, купил в синематографе несколько кадров из фильма о братьях Райт и на их основе начал строить копию аэроплана американцев. Трудно представить, как строились отношения в семье, глава которой все заработанные деньги тратил на постройку «летающей этажерки». Удивительно, но жена всецело поддерживала мужа в его увлечении. В 1912 году третий (!) аппарат, построенный Степаном Гризодубовым, полетел. С самого раннего детства Валя слышала: «мотор», «фюзеляж», «шасси», «консоль». Когда ей было 2,5 года, отец, привязав дочку к себе ремнями, вместе с ней взлетел в воздух на своем аппарате. Так маленькая Валя впервые «коснулась неба».

Любимая лётчица товарища Сталина


Летчик Гризодубова

Шло время. Валя Гризодубова окончила школу и училище по классу рояля. Подала документы в Харьковский технологический институт, одновременно в консерваторию — и становится студенткой сразу двух высших заведений. Валентина могла стать инженером, могла стать музыкантом, но она стала пилотом.

В 1928 году в Харькове создается аэроклуб. Вся молодежь столицы Украины стремится попасть в первый набор. Берут лучших из лучших — и только парней. Валентина пробилась на прием к Орджоникидзе и при его содействии добилась зачисления в первую группу. Годичный курс она проходит за три месяца. Как одного из лучших авиаторов ее направляют Тульскую летно-спортивную школу и далее — в Первую пензенскую авиашколу летчиков-инструкторов. С 1930 года Гризодубова — летчик-инструктор, и уже сама «ставит на крыло» будущих сталинских соколов.

Любимая лётчица товарища Сталина


С 1934 года Гризодубова — летчик агитэскадрильи. Под крылом ее самолета проплывают Украина, Белоруссия, Башкирия, Киргизия, Закавказье, Памир, Кабардино-Балкария. Фергана. Вы только представьте себе эффект от появления в заштатном городке, поселке, деревне, ауле (где и паровоза-то не видели!) самолета! Да еще управляемого девушкой! Ну кого тут еще надо агитировать за советскую власть?

Год рекордов

Но Гризодубова стремится не просто летать, а летать быстрее всех, выше всех, дальше всех. В 1937 году она решила, что уже «созрела» для того, чтобы ставить рекорды. Пересаживаясь на различные типы самолетов, она в течение одного 1937 года ставит 5 мировых рекордов по высоте, скорости и дальности полета, намного перекрывая предыдущие. (Перелет Москва — Актюбинск: 1443 км по прямой, предыдущий рекорд — 800 км.) Но главный рекорд еще впереди.

Весной 1938 года отважная французская летчица Дюпейрон без посадки пролетела 4360 км. Услышав об этом рекорде, Гризодубова решила: «Побью!»

Легендарный перелет

24 сентября 1938 года со Щелковского аэродрома взлетел двухмоторный АНТ-37 с гордым именем «Родина». Командир экипажа — Гризодубова, второй пилот — Осипенко, штурман — Раскова. Конечный пункт — Дальний Восток, Хабаровск. Цель — установление мирового рекорда дальности беспосадочного перелета.

Первые 10 часов прошли без происшествий. Над Сибирью самолет попал в зону сплошных облаков, начал обледеневать. Температура в АНТе, не имевшем отопления, упала до -35 градусов. Покрывшаяся льдом и сосульками радиостанция вышла из строя. Самолет оглох и ослеп. Экипаж вел машину по солнцу и звездам. Через 22 часа полета летчицы увидели берег Охотского моря. Гризодубова развернула самолет и взяла курс на Комсомольск-на-Амуре, до которого было еще 5 часов лета. Но уже через 4 тревожно замигала красная лампочка, сигнализируя, что топлива осталось на 30 минут. Ясно, что садиться придется в тайге, «на брюхо». Валентина приказывает Расковой покинуть самолет: кабина штурмана находится в носовой части, которая примет на себя первый и самый сильный удар при посадке. Раскова выбросилась с парашютом. (Только через 10 дней блуждания по тайге, 5 октября она выйдет к месту посадки самолета.) Вопреки опасениям, Гризодубова умудрилась мастерски посадить самолет на высохшее болото, только чуть погнув лопасти винтов. (Впоследствии АНТ эвакуировали, и он еще несколько лет летал на внутренних авиалиниях.)

Любимая лётчица товарища Сталина


Как только истекло расчетное время полета, летчиц начали искать. Искали самолет от Читы до Сахалина, и нашли только 3 октября, а 27-го Гризодубова, Осипенко и Раскова были в Москве. За 26 часов и 29 минут ведомый женским экипажем АНТ пролетел 6450 км (5947 по прямой), перекрыв рекорд француженки более чем на 1500 км. 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова стали первыми женщинами — Героями Советского Союза. Валентине вручили Золотую Звезду под №104.

Командир авиаполка Гризодубова

Рапорт с просьбой направить ее на фронт начальник Управления международных авиалиний ГВФ В. С. Гризодубова подала 22 июня. Но попала на фронт Валентина только в апреле 1942 года. Огромные людские и материальные потери заставляли изыскивать любые средства для борьбы с врагом. В начале 1942 года командование ВВС приняло решение переоборудовать и использовать в качестве бомбардировщика дальней авиации пассажирский самолет ПС-81. Был сформирован 101-й авиаполк, командир — подполковник Гризодубова, личный состав — из летчиков гражданской авиации.

Когда гражданские пилоты увидели Ли-2 (переоборудованный ПС-81), среди них пошли тревожные разговоры: «ПС-81 — отличный гражданский самолет, но подходит ли он для военного использования? Сможет ли он подняться с грузом бомб на недосягаемую для орудий ПВО высоту, совершить противозенитный маневр, уйти от истребителя? Не станут ли летчики и Ли-2 легкой добычей для врага?» Валентина собрала пилотов и предложила высказываться начистоту. Когда закончил последний, на нее устремились десятки глаз: какие контраргументы найдет командир полка? Что она могла сказать? Повторить, что идет война? Что Родина в беде? Что других самолетов все равно не будет? «Я полечу первая », — сказала Гризодубова.

Любимая лётчица товарища Сталина


Вместе с тем Валентина понимала, что личного примера мало. Совместно с другими летчиками разрабатывается особая воздушная тактика пересечения линии фронта, бомбометания, ухода от огня зенитной артиллерии, ведения боя с преследующим бомбардировщик истребителем. Не безудержная смелость, чреватая потерями, а точный расчет должен лежать в основе действий летчиков полка.

Партизанская медаль

В сентябре 1942 года 101-й авиационный полк передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Начались бесчисленные ночные полеты вглубь захваченной немцами территории. Туда — оружие, взрывчатка, инструкторы-подрывники, обратно — раненые, дети и бесчисленные просьбы прилетать как можно чаще. Что такое для партизан прилет самолета с Большой земли? Это не только материальная поддержка, это символ единения с Родиной. За десятки километров приходили люди, чтобы только увидеть советский самолет. Не случайно партизанские командиры просят доставлять журналы, газеты, листовки.

Благодарность Гризодубовой неоднократно высказывали Ковпак, Федоров, Сабуров. По ходатайству партизан командир 101-го авиаполка Гризодубова была награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». Следует отметить, что Валентина была «летающим» комполка: на ее счету более 200 боевых вылетов (из них 132 — ночные) на бомбардировку и в партизанские края. И свою партизанскую медаль Гризодубова получала не в штабе, а в лесу, на партизанской базе под Житомиром из рук Сабурова.

Любимая лётчица товарища Сталина


Гитлеровцам было известно имя Гризодубовой. Зная, что она часто вылетает на боевые задания, они назначили награду за ее голову, надеясь, что какой-нибудь ас люфтваффе или нелепый случай подстерегут «грозную фрау». Но небеса хранили Валентину, она продолжала летать.

Закрытый НИИ-17

В мае 1945 полковник Гризодубова уволилась из армии, заявив, что с окончанием войны окончилась и ее военная служба. С 1946 года ее имя уходит в тень. Мало кто знал, что прославленная летчица, командир авиаполка, стала заместителем закрытого НИИ-17, разрабатывающего радиолокационное оборудование. С 1963 года она — начальник летно-испытательного центра института, с 1972 года — зам. начальника НИИ приборостроения по летной части. Имя Гризодубовой становится «закрытым», и только Золотая Звезда Героя Социалистического Труда (1986 год) дает нам робкий намек на ее вклад в создание радиолокационных комплексов авиационного и наземного базирования.

Любимая лётчица товарища Сталина


Защитница угнетенных

Наверное, некоторые зададутся вопросом: «А как же уживалась Валентина Гризодубова со страшным сталинским режимом?» Нет, она не была бездумным винтиком государственного механизма, многое видела, многое знала и не стремилась от всего этого оградиться. Будучи депутатом Верховного Совета первого созыва (1937 — 1946), Гризодубова неоднократно использовала свое имя, чтобы помочь попавшим под каток репрессий. Ее помощница Виноградова просто обмирала от страха, отправляя в разные инстанции письма и запросы, подписанные Гризодубовой: «Валентина Степановна! Ведь арестуют!»

Неоднократно Валентина обращалась за помощью к Буденному, Ворошилову, Молотову. Ходила в высокие инстанции, вызывая своими просьбами-требованиями ужас у отдельных чиновников: «Вам-то хорошо! Вы — известная личность, Вас не тронут, а мне-то каково?» Но мы знаем, что ни высокое звание Героя Советского Союза, ни известное имя не были «охранной грамотой». Когда арестовали летчика ее полка, Гризодубова явилась к Берии и заявила: «Пока не увижу в окно, как он садится в мою машину — из кабинета не выйду!» Узнав, что вывезенных от партизан сбитых летчиков допрашивают, заявила грозному наркому: «Если хоть одного арестуют — лично отвезу всех обратно к партизанам!»

Конечно, возможности ее были не безграничны, но это она совместно с другим летчиком-героем Громовым вытащили Королева из лагеря и перевели его в «шарашку» к Туполеву. Да, это была не свобода, но это была спасенная жизнь и возможность работать. Только с 1948 по 1951 год она приняла участие в судьбе 4767 человек. Может, именно поэтому и была она депутатом только один срок — слишком много беспокойства доставляла.

Человек с большой буквы

Гризодубова дожила до перестроечных лет и увидела развал державы, которой так долго и верно служила. Она порывалась подать голос в защиту великой страны, но радио, ТВ, страницы центральных газет были для нее закрыты: мнение знаменитой летчицы, гордости СССР о Горбачеве, Ельцине явно не соответствовало демократическим канонам. Гризодубова никогда не отзывалась плохо о Сталине, но очень не любила Берию.

Умерла Валентина Степановна 28.04.1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище. Если судьба занесет вас на Новодевичье — постойте несколько минут у ее могилы, отдайте должное отважной летчице, боевому офицеру — Человеку с большой буквы.

Любимая лётчица товарища Сталина
Автор: Klim Podkova


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 24
  1. Apollon 22 октября 2013 07:54
    цитата-16 октября на сайте была опубликована статья о Ханне Райч. В комментариях справедливо возник вопрос: «А в СССР были женщины такого масштаба?» Были, и очень много. Одна из них — Валентина Гризодубова, обладавшая в СССР гораздо более значимым статусом, чем Ханна Рейч в Германии. Да и летала Гризодубова и выше, и дальше!

    Светлая память Героине и низкий поклон Вам Валентина Степановна.


  2. Rinat 1 22 октября 2013 09:04
    Светлая ВАМ память!!! ЧЕЛОВЕКУ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ!!!
  3. Вадим2013 22 октября 2013 09:24
    Валентина Степановна Гризодубова жила в Москве на Ленинградском проспекте, моя жена с родителями жила на Ленинградском шоссе. Номера домов и квартиры совпадали. К различным праздникам и датам семья моей жены вынимали из почтового ящик множество приглашений и поздравлений в адрес Валентины Степановы Гризодубовой со всех краев СССР
    Валентина Степановна Гризодубова была очень популярна в СССР.
  4. Незнайка 22 октября 2013 09:45
    Полгода назад уже была статья http://topwar.ru/27379-valentina-grizodubova-zolotaya-zvezda-otechestvennoy-avia
    cii.html

    А тут Голованов А.Е. рассказывает о моральном облике товарища Грузодубовой http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/31.html

    — Мне поручено объявить решение Политбюро по вашей жалобе, Гризодубова, — сказал Маленков. — За клевету в корыстных целях на своих непосредственных командиров, за попытку оклеветать маршала Голованова — командующего Авиацией дальнего действия, которому вверена партией и руководством страны ответственнейшая работа, за попытку дискредитировать в глазах руководства преданного Родине и партии полководца принято решение передать дело о вас в военный трибунал для привлечения к судебной ответственности, куда и передать имеющиеся материалы. А сейчас идите к товарищу Шкирятову - председателю Комиссии партийного контроля, там будет решен вопрос о вашей партийной принадлежности.

    Я не хочу описывать здесь, что последовало за объявлением этого решения. На коленях, в слезах молила Гризодубова о прощении, почему-то больше обращаясь ко мне, чем к секретарю ЦК... Я невольно думал, сколько еще людей, невинных людей на белом свете страдает от всяких наговоров! Как может человек, которому были предоставлены все возможности принять участие непосредственно в войне, в разгроме ненавистного для всех врага, на что сейчас направлены все силы, все помыслы советских людей, вместо этого направить свою энергию, силы на достижение личных, корыстных целей, не останавливаясь ни перед чем, даже перед заведомым оговором и преднамеренной клеветой на старших своих товарищей, зная, что эти оговоры, эта клевета могут привести ни в чем не повинных людей и к печальному концу, но зато откроют ей путь к своим, заветным для нее, целям. Ослепленная открывшимися было перед ней возможностями, командир полка Гризодубова ни на минуту не задумывалась о возможной судьбе оговариваемых ею лиц. Вместо этого она уже видела себя первой в стране женщиной в мундире генерала... И вот теперь я должен буду предстать перед правосудием, хотя и в качестве потерпевшего, рядом с этим человеком?!

    — Я не желаю связываться с этой женщиной! Я не желаю, чтобы моя фамилия, мое имя по любому, даже по такому случаю, упоминалось рядом с фамилией и именем этой женщины, товарищ секретарь ЦК! Избавьте меня от этого. Однако дальнейшее пребывание в коллективе воинов, честных воинов Авиации дальнего действия, ведущих войну с ненавистным врагом, нередко и жертвующих своей жизнью для разгрома этого врага, пребывание в коллективе человека, который вместо разгрома врага ставит перед собой корыстные цели, для достижения которых не останавливается даже перед оговором и клеветой, пребывание такого лица среди воинов АДД, считаю невозможным.

    — Идите отсюда! — обращаясь к Гризодубовой, сказал секретарь ЦК. Повторять эти слова не пришлось.
    1. Вадим2013 22 октября 2013 14:00
      Спасибо за ссылку http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/31.html
      Если Валентина Степановна Гризодубова написала такое на Голованова А.Е. и других, следовательно, в те времена это делали многие с различными целями.
      1. Ded_smerch 22 октября 2013 14:50
        это делают всегда, в любое время и конечно с разными целями, кто то возмущен, а кому то местечко нужно по теплей.
      2. BBM 23 октября 2013 02:02
        а голованов . позорное. я читал в мемуарах Жукова что он как то при личной встрече так недобро ему сообщил - хозяин вызывает, на что Жуков тому ответил - что он не собачка вроде некоторых(имея очевидно ввиду как раз голованова) а присягал Советкому Союзу и хозяев у него нет. После чего в довольно грубой форме попросил голованова уточнить кто именно его вызвает и по какому поводу(хотя конечно сразу же обо всем догадался)
        BBM
        1. Ded_smerch 23 октября 2013 08:32
          типичное выпячивание себя и принижение других. Если документ подтверждающий этот разговор или это личное отношение Жукова к Голованову выплеснулось на страницы?
      3. BBM 23 октября 2013 03:01
        а вот как этот кадр хвалит Жукова, а так вежливо что к моменту опубликования этих "мемоарий" Жуков был все (икона) а голованов никто и звать никак.
        Дело в том, что Г. К. Жуков стал полководцем, и не просто полководцем, а выдающимся полководцем, не имея, по сути дела, ни военного образования, ни общего. Все, что имелось в его, если можно так выразиться, активе — это два класса городского училища. Никаких академий он не кончал и никакого законченного образования не имел.

        http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/42.html
        BBM
    2. Ded_smerch 22 октября 2013 15:26
      минус наверно поставил любитель сказок про съеденных младенцев.
  5. ranger 22 октября 2013 10:07
    Маршал авиации Голованов пришел в ВВС из гражданской авиации, стоял у истоков создания Дальней авиации и успешно командовал ею в годы войны.
    Для меня мнение Голованова представляется более весомым, чем некоторые пассажи в статье (4767 человек ею спасенных после войны,в т.ч.Королев),
    откуда такая точность? Королева спасли другие люди, но это совсем другая история...А разговор в кабинете Берии - это из области фантастики, такие вещи не позволяли себе люди и более заслуженные... У Гризодубовой были свои заслуги перед страной, она внесла свой вклад в дело Победы и Гризодубова не нуждается в том чтобы ей приписывли лишнее...
    1. Ded_smerch 22 октября 2013 14:24
      Спасибо камрад, думал я один так отреагировал на взброс про спасительницу судеб. Информация смахивает на бахвальство из мемуаров (этим страдали и более великие, например Георгий Константинович). Писалось явно уже после смерти вождя и если Валентина Степановна сама приложила руку к этому то становиться печально.

      Кстати гражданин Королев сидел за дело и никак уж не попадал под статус невинной жертвы.
      1. Spstas1 22 октября 2013 22:26
        У С.Кремлёва в книге о Берии приведены выдержки из Журнала посещений кабинета Сталина датированные осенью 1938 года, где говориться о неоднократном посещении С.П.Королёвым этого кабинета. Хотя по современным источникам он в это время мыл золотишко на Колыме ... Загадки во тьме ...
        Spstas1
        1. Ded_smerch 23 октября 2013 08:29
          Одно другому не мешает, в смысле посещать и сидеть. Хотя копать надо глубже, спасибо за инфу.
      2. BBM 23 октября 2013 02:08
        Цитата: Ded_smerch
        Информация смахивает на бахвальство из мемуаров (этим страдали и более великие, например Георгий Константинович).

        упоротым джугашвилистам бесполезно что либо обьяснять. А Г.К. хоть конешно не сахар но человек который всегда рубил правду-матку. Почитав его мемуары я понял почему многие его так не любят. Не укладываются его истории ни в одну модную канву.
        BBM
        1. Ded_smerch 23 октября 2013 08:28
          упоротым клоунам могу пояснить, что Г.К. никакой правды матки не рубил, но тем клоунам которые опираются в изучении истории на мемуары человека этого не понять, при чем Г.К. имел такую слабину как любовь к приукрашиванию самого себя за, что периодически получал выговоры и слетал с должностей. Но тебе то пофигу, Г.К. для тебя последняя инстанция. Кстати мемуары какой редакции читаем? Так для общего понимания картины задаю вопрос.
  6. вакса 22 октября 2013 12:54
    А вот здесь - ложка дегтя
    http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/31.html
    Вот так: путь к славе начинается с реальных подвигов, а заканчивается - любой ценой..., в том числе и через наветы на других героев. Загадка психологии?
    1. BBM 23 октября 2013 02:12
      загадка вашей бронелобости. Если на стене написано ... это не значит что он там есть. А вобще некоторые мужики(это не про вас) умеют так ртом что любая лярва позавидует. Обосрать человека проще всего. Я вобще когда читаю какую либо негативную информацию всегда на автомате недоверяю - вдруг звиздят(часто между прочем)
      BBM
      1. Larus 23 октября 2013 18:23
        Вы же только что про мемуары писали что это истина и тут же пишите что ..на стене написано....)))))
        Larus
  7. Shkodnik65 22 октября 2013 13:05
    Говоря откровенно - статья зацепила. Спасибо.
  8. a.s.zzz888 22 октября 2013 14:07
    Наш прекрасный пол в лютую годину не дрогнул, и воевали девушки наравне с мужиками.
    Герои и поступки их Геройские!
  9. gleb49 22 октября 2013 14:15
    Очень жалко,что не сохранил письмо Валентины Степановны директору МТАТ Автоношкину о восстановлении.Я немного задержался на испытаниях первых в СССР маловысотных высотомеров в г.Тикси в 1968 году.Добрейшей души был человек.Царство ей небесное.
    Инженер-испытатель НИЛИЦ-Взлёт.
  10. Rambiaka 22 октября 2013 14:34
    А ведь какой-то ГАД сминусовал.
  11. Fuerte 22 октября 2013 20:19
    //С 1930 года Гризодубова — летчик-инструктор, и уже сама «ставит на крыло» будущих сталинских соколов.//

    И среди них - первый дважды Герой, блестящий летчик и командир, командир 72 САП Борис Сафонов. Достойный ученик своего учителя.
    Fuerte
  12. катафрактарий 23 октября 2013 01:34
    Человек с большой буквы-больше и в правду сказать нечего
    катафрактарий
  13. Вадим2013 23 октября 2013 07:17
    Дело в том, что Г. К. Жуков стал полководцем, и не просто полководцем, а выдающимся полководцем, не имея, по сути дела, ни военного образования, ни общего. Все, что имелось в его, если можно так выразиться, активе — это два класса городского училища. Никаких академий он не кончал и никакого законченного образования не имел.


    Г. К. Жуков после окончания Рязанских кавалерийских курсов осенью 1920 года назначен командиром взвода. В 1929 году окончил курсы высшего начальствующего состава РККА.
    1. BBM 23 октября 2013 20:14
      Цитата: Вадим2013
      Г. К. Жуков после окончания Рязанских кавалерийских курсов осенью 1920 года назначен командиром взвода. В 1929 году окончил курсы высшего начальствующего состава РККА.

      вот именно, а этот .идор врет и не краснеет. И главное преподносит свою гнилую лжу типа как похвалу.
      BBM
  14. BBM 23 октября 2013 20:19
    Цитата: Ded_smerch
    Так для общего понимания картины задаю вопрос.

    1965 год первая редакция бумажная версия естественно.
    BBM
  15. SAG64 23 октября 2013 22:28
    Интересная статья.
  16. OPTR 25 октября 2013 01:40
    Похоже, что как только начнут некоторые "историки" писать книгу про кого-либо, так чтобы его превознести побольше, начинают других с грязью мешать. И всем им очевидцы рассказывали. Только каждому разное.
    В итоге выходит, что с грязью, по очереди, смешивают всех.
    Ну и конечно все теперь умнее и порядочнее и Гризодубовой, и Голованова, и многих других.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня