Military Review

Multilateral self-propelled mortar NORICUM SM-4 (Austria)

7
One of the main problems of mortars is their relatively low rate of fire. To increase the rate of shooting, various ideas are regularly offered that are related to the use of special loading mechanisms, etc. systems. However, such equipment leads to the complexity and cost of construction, which may not suit the potential customer. In the mid-eighties of the last century, the Austrian company NORICUM Maschinenbau und Handel GmbH proposed a new way to increase the rate of fire of the mortar.


Multilateral self-propelled mortar NORICUM SM-4 (Austria)


The original project was called SM-4. The title reflected the main feature of the project: SM letters were decoded as Salvo Mortar (“salvo fire mortar”), and the number indicated the number of barrels. The project was supposed to increase the rate of fire by using a block of several trunks. Using this approach to architecture weapons it was planned to significantly increase its combat effectiveness.

During the SM-4 project, it was intended not only to achieve high combat performance, but also to reduce the price of the finished combat vehicle. Therefore, it was decided to make a self-propelled mortar on the basis of a truck Unimog U1700L. For the equipment of the base chassis they created a special platform to which all elements of the artillery unit were fastened, as well as hydraulic outriggers. The latter were used to stabilize the combat vehicle during firing.

On the platform were mounted constructions of the original mast, driven by hydraulic cylinders. The system of beams, cylinders and cylinders allowed for a short time to bring a multi-barreled mortar into a combat or marching position. To do this, the hydraulics lowered the block of trunks with breeches to the ground or raised them up to the platform. To transfer the recoil energy to the ground, a block of trunks was equipped with a base plate of 2 square. m with advanced coulter. Mortar attachment mechanisms made it possible to rotate a block of barrels in a horizontal plane within a sector of width 28 °. The elevation angle was adjustable from 45 ° to 79 °.



The fighting machine NORICUM SM-4 carried four mortar barrels of 120 mm caliber, which had no rifling. While awaiting export orders, the development company ensured that the mortar was compatible with all relevant ammunition manufactured to NATO standards. In the breech of all four trunks housed a percussion mechanism with a pneumatic drive. In this case, the breech had no means for loading, since the multi-barreled mortar was executed by muzzle-loading. In the future, this feature was one of the factors that determined the fate of the entire project.

In the mid-eighties, the first prototype SM-4 self-propelled mortar was built based on the Unimog wheeled chassis. A combat vehicle with a total weight of about 7 tons showed fairly good characteristics of mobility and firepower. The Austrian designers managed to make a relatively light artillery system, the dimensions and weight of which completely fit into the capabilities of the base chassis. In addition, the combat vehicle could be transported by military transport aircraft C-130 or CH-47 helicopters (on the external load).

Test shooting confirmed the stated characteristics. Four barrels with a length of 25 calibers made it possible to mine mines at an initial speed of about 510-520 m / s. During the tests, the maximum firing range was identified - 11,5 km. Depending on the task, the SM-4 mortar could fully justify its name and fire two or four shots at a volley (four shots took about one second). In addition, it was possible to fire a series, with a small interval between shots. The pneumatic percussion mechanism and fire control system allowed the calculation to choose the most suitable mode of fire. The ammunition of the combat vehicle was 60 min. The calculation of the mortar consisted of three people.





During the tests, the self-propelled mortar NORICUM SM-4 showed not only the positive side. Test shooting allowed to reveal a number of flaws. First of all, the claims were caused by the not very successful lafter construction. The hydraulically-driven frame design did not provide the required stability of the barrels when firing. For this reason, the second prototype mortar SM-4 received an updated carriage. Its design was noticeably simplified, several large parts were removed from it. In addition, the hydraulic cylinders were transferred to the middle part of the barrel mounting system. The changes have a beneficial effect on the rigidity of the structure and, consequently, on the stability of the machine and the accuracy of shooting.

However, such changes could not fix the most important problem of the mortar identified during the tests. The combat vehicle did not have any mechanized means for supplying mines to the barrels, due to which they had to be manually charged. Due to the specific design of the mortar and its mast, under certain conditions, such an operation turned into a rather complicated task, since the loader had not only to lift heavy ammunition, but also to reach out to place it in the barrel. To solve this problem, it was supposed to create an automatic loader.

SM-4 based on MT-LB


The original architecture of multi-mortar did not allow to achieve a significant increase in the rate of fire in comparison with existing systems of similar purpose, equipped with only one barrel. The rate of fire in firing a volley or a line really looked promising. However, it took time to recharge all four barrels. Due to the nature of the barrel and the convenience of the crew, the loading process leveled all the advantages over single-barrel mortars of the same caliber. Thus, in practical rate of fire, the SM-4 mortar was no different from other weapons of its class.

According to some reports, the original project NORICUM SM-4 was intended for the Austrian armed forces. It was assumed that the new self-propelled mortars will replace the obsolete towed howitzers M101. The Austrian military is really interested in a promising project. However, no contracts followed. For a number of reasons, the Austrian Ministry of Defense refused to purchase. There is every reason to believe that the refusal of the Austrian military was primarily due to the lack of loading mechanisms, as well as the delay in work in this direction without any visible success.



Wanting to interest potential customers in the face of foreign countries, the company NORICUM Maschinenbau und Handel GmbH has developed a new version of the self-propelled mortar SM-4, different from the base chassis and a number of structural elements. The American-made M4A113 armored personnel carrier was chosen as the base for the SM-2. However, in this case, the interest of potential buyers was limited to the inspection of exhibition samples and familiarization with promotional materials.

According to official data, the Austrian company NORICUM has built only a few prototypes of self-propelled mortar SM-4. Serial production of combat vehicles with a four-barreled artillery system caliber 120 mm did not start. However, shortly after the end of hostilities in Iraq, information appeared on weapons and military equipment that had been taken up by NATO troops as trophies. Among the samples shown was an armored tractor MT-LB of Soviet production, equipped with a strange artillery unit with four barrels and a characteristic base plate. Whether this sample has anything to do with the Austrian mortar SM-4 and, if so, how exactly it appeared in Iraq is unknown.


On the materials of the sites:
http://jedsite.info/
http://army-guide.com/
http://raigap.livejournal.com/
http://strangernn.livejournal.com/
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Lopatov
    Lopatov 22 October 2013 09: 21 New
    +3
    They had to make the barrels break for loading, as on the "Nona-M1". Well, definitely on a tracked chassis to facilitate changing the firing sector.

    The apparatus was not brought to mind. Well, for today's realities, it is already out of date.
  2. Akim
    Akim 22 October 2013 09: 23 New
    +2
    Thanks to the author for the enlightenment. But really such a system is garbage.
    1. cdrt
      cdrt 22 October 2013 11: 34 New
      +2
      Thanks to the author for the enlightenment. But really such a system is garbage.я

      I do not quite agree.
      For the RA, the US Army, the World War II, Israel, and the like, the armies of developed countries, yes, of course, but as a concept for a rebellion war (a war of carts with appropriate tactics, beat-and-run) is quite so-so
      1. Akim
        Akim 22 October 2013 15: 04 New
        +2
        Quote: cdrt
        but as a concept for a rebellion war (a war of carts with the appropriate tactics of beat-run) is quite so-so

        So there and the drainpipe as a launch for NURS fit.
  3. Lesnik
    Lesnik 22 October 2013 11: 12 New
    +3
    Very interesting device. He is not able to fire, of course, but as part of a platoon battery he must be very effective, the total salvo is impressive, a cheap analogue of MLRS.
  4. Fotoceva62
    Fotoceva62 22 October 2013 12: 00 New
    +6
    Nothing is new under the moon, but the Germans solved the problem better. 16min suddenly fell on my head is worse than 4. Presenting this craft without solving the loading problem was possible as a concept, as well as a good idea. Some analogue of MLRS only without unmasking signs peculiar to it. There were other solutions, for example, an 82mm cassette-loading mortar that was produced in besieged Sevastopol.
  5. The comment was deleted.
  6. Russ69
    Russ69 22 October 2013 12: 06 New
    +2
    Without an automatic loader, no sense whatsoever.
  7. Fotoceva62
    Fotoceva62 22 October 2013 12: 17 New
    +1
    German version. Nowadays, developers could think about charging automation. During the Second World War there were other solutions: 1. 82 mm mortar with cassette loading, produced in besieged Sevastopol or another version with 82 mm mortars installed in the back of the truck.
  8. Drosselmeyer
    Drosselmeyer 22 October 2013 13: 32 New
    +3
    The Unimog truck would be picked up, and left the pipes to the Austrians.
  9. Siberian
    Siberian 22 October 2013 14: 47 New
    -2
    I read the article. A plus. But are they there that they want to modernize our "KATYUSHA", during the Second World War?
  10. makarov
    makarov 23 October 2013 03: 34 New
    0
    hello uv. comments and users. I am a new person on the site, although even in my youth the printed version of the magazine was interesting and instructive to me. now, with age and experience, but I can not agree with the conclusions of a number of authors of the material, such as "One of the main problems of mortars is their relatively low rate of fire ....". the specified "problem" has long been solved by complicating the design and limiting its mobility. After all, it MISSES - he MAYS even in Africa.
  11. warriordima
    warriordima 17 January 2016 00: 53 New
    0
    It would be better to think of a variant of the drum type and state-loading automatic loading., Mortars are still in service and in modern wars, but I think it's time to move away from a single hand-held portable one, at least to militarily strong countries)).

Многоствольный самоходный миномет NORICUM SM-4 (Австрия)

Одной из главных проблем минометов является их сравнительно низкая скорострельность. Для повышения темпа стрельбы регулярно предлагаются различные идеи, связанные с применением специальных механизмов заряжания и т.п. систем. Однако подобное оборудование приводит к усложнению и удорожанию конструкции, что может не устраивать потенциального заказчика. В середине восьмидесятых годов прошлого века австрийская компания NORICUM Maschinenbau und Handel GmbH предложила новый способ повышения скорострельности миномета.

Многоствольный самоходный миномет NORICUM SM-4 (Австрия)


Оригинальный проект получил название SM-4. В названии была отражена главная особенность проекта: литеры SM расшифровывались как Salvo Mortar («Миномет залпового огня»), а цифра обозначала количество стволов. В ходе проекта предполагалось увеличить темп стрельбы путем использования блока из нескольких стволов. При помощи такого подхода к архитектуре оружия планировалось значительно поднять его боевую эффективность.


В ходе проекта SM-4 предполагалось не только достичь высоких боевых характеристик, но и уменьшить цену готовой боевой машины. Поэтому было решено делать самоходный миномет на базе грузового автомобиля Unimog U1700L. Для оборудования базового шасси создали специальную платформу, к которой крепились все элементы артиллерийской части, а также гидравлические аутригеры. Последние применялись для стабилизации боевой машины во время стрельбы.

На платформе были смонтированы конструкции оригинального лафета, приводимые в движение гидроцилиндрами. Система балок, тяг и цилиндров позволяла в течение небольшого времени приводить многоствольный миномет в боевое или походное положение. Для этого гидравлика опускала блок стволов казенниками на землю или поднимала наверх, на платформу. Для передачи энергии отдачи земле блок стволов оснастили опорной плитой площадью 2 кв. м с развитым сошником. Механизмы крепления миномета позволяли поворачивать блок стволов в горизонтальной плоскости в пределах сектора шириной 28°. Угол возвышения регулировался от 45° до 79°.

Многоствольный самоходный миномет NORICUM SM-4 (Австрия)


Боевая машина NORICUM SM-4 несла сразу четыре минометных ствола калибра 120 мм, не имевших нарезы. В ожидании экспортных заказов компания-разработчик обеспечила совместимость миномета со всеми соответствующими боеприпасами, изготовленными по стандартам НАТО. В казенной части всех четырех стволов размещался ударный механизм с пневматическим приводом. При этом казенники не имели никаких средств для заряжания, поскольку многоствольный миномет выполнили дульнозарядным. В дальнейшем эта особенность стала одним из факторов, определивших судьбу всего проекта.

В середине восьмидесятых годов был построен первый прототип самоходного миномета SM-4 на базе колесного шасси Unimog. Боевая машина с общей массой около 7 тонн показала достаточно хорошие характеристики подвижности и огневой мощи. Австрийским конструкторам удалось сделать сравнительно легкую артиллерийскую систему, габариты и вес которой полностью укладывались в возможности базового шасси. Кроме того, боевую машину можно было перевозить военно-транспортными самолетами C-130 или вертолетами CH-47 (на внешней подвеске).

Тестовые стрельбы подтвердили заявленные характеристики. Четыре ствола длиной 25 калибров позволяли выстреливать мины с начальной скоростью около 510-520 м/с. В ходе испытаний была выявлена максимальная дальность стрельбы – 11,5 км. В зависимости от поставленной задачи миномет SM-4 мог полностью оправдывать свое название и стрелять залпом из двух или четырех выстрелов (на четыре выстрела уходило около одной секунды). Кроме того, можно было вести огонь серией, с небольшим промежутком между выстрелами. Пневматический ударный механизм и система управления огнем позволяли расчету выбирать наиболее подходящий режим огня. Возимый боекомплект боевой машины составлял 60 мин. В расчет миномета входили три человека.

Многоствольный самоходный миномет NORICUM SM-4 (Австрия)
Многоствольный самоходный миномет NORICUM SM-4 (Австрия)
Многоствольный самоходный миномет NORICUM SM-4 (Австрия)


В ходе испытаний самоходный миномет NORICUM SM-4 показал не только положительные стороны. Пробные стрельбы позволили выявить ряд недостатков. В первую очередь претензии вызвала не слишком удачная конструкция лафета. Рамочная конструкция с гидроприводом не обеспечивала требуемую устойчивость стволов при стрельбе. По этой причине второй прототип миномета SM-4 получил обновленный лафет. Его конструкция была заметно упрощена, из нее убрали несколько крупных деталей. Кроме того, гидравлические цилиндры были перенесены к средней части системы крепления стволов. Проведенные изменения благотворно сказались на жесткости конструкции и, как следствие, на устойчивости машины и точности стрельбы.

Однако подобные изменения не могли исправить самую главную проблему миномета, выявленную в ходе испытаний. Боевая машина не имела никаких механизированных средств для подачи мин в стволы, из-за чего их приходилось заряжать вручную. Ввиду специфической конструкции миномета и его лафета при некоторых условиях такая операция превращалась в достаточно сложную задачу, поскольку заряжающим приходилось не только поднимать тяжелый боеприпас, но и тянуться, чтобы поместить его в ствол. Для решения этой проблемы предполагалось создать автомат заряжания.

Многоствольный самоходный миномет NORICUM SM-4 (Австрия)
SM-4 на базе МТ-ЛБ


Оригинальная архитектура многоствольного миномета не позволила добиться серьезного повышения скорострельности в сравнении с существующими системами аналогичного назначения, оснащенными только одним стволом. Темп стрельбы при ведении огня залпом или очередью действительно выглядел многообещающе. Однако на перезарядку всех четырех стволов требовалось время. Из-за особенностей расположения стволов и удобства работы экипажа процесс заряжания нивелировал все преимущества перед одноствольными минометами того же калибра. Таким образом, по практической скорострельности миномет SM-4 ничем не отличался от прочего вооружения своего класса.

По некоторым данным, первоначально проект NORICUM SM-4 предназначался для австрийских вооруженных сил. Предполагалось, что новые самоходные минометы придут на смену устаревающим буксируемым гаубицам M101. Австрийские военные действительно заинтересовались перспективным проектом. Однако никаких контрактов не последовало. По ряду причин министерство обороны Австрии отказалось от закупок. Есть все основания полагать, что отказ австрийских военных в первую очередь был обусловлен отсутствием механизмов заряжания, а также затягиванием работ в этом направлении без каких-либо видимых успехов.

Многоствольный самоходный миномет NORICUM SM-4 (Австрия)


Желая заинтересовать потенциальных заказчиков в лице зарубежных государств, компания NORICUM Maschinenbau und Handel GmbH разработала новый вариант самоходного миномета SM-4, отличавшийся от базового применяемым шасси и рядом элементов конструкции. В качестве базы для нового варианта SM-4 был выбран бронетранспортер M113A2 американского производства. Однако и в этом случае интерес потенциальных покупателей ограничился осмотром выставочных образцов и ознакомлением с рекламными материалами.

По официальным данным, австрийская компания NORICUM построила лишь несколько прототипов самоходного миномета SM-4. Серийное производство боевых машин с четырехствольной артиллерийской системой калибра 120 мм не начиналось. Тем не менее, вскоре после окончания боевых действий в Ираке появились сведения о вооружении и военной технике, доставшихся войскам НАТО в качестве трофеев. Среди показанных образцов был замечен бронированный тягач МТ-ЛБ советского производства, оснащенный странной артиллерийской установкой с четырьмя стволами и характерной опорной плитой. Имеет ли этот образец какое-либо отношение к австрийскому миномету SM-4 и, если имеет, то как именно появился в Ираке – неизвестно.


По материалам сайтов:
http://jedsite.info/
http://army-guide.com/
http://raigap.livejournal.com/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Лопатов 22 октября 2013 09:21
    Им надо было выполнить стволы переламывающимися для заряжания, как на "Ноне-М1". Ну и однозначно на гусеничном шасси для облегчения изменения сектора стрельбы.

    Не довели до ума аппарат. Ну а для сегодняшних реалий он уже устарел.
  2. Akim 22 октября 2013 09:23
    Спасибо автору за просвещение. Но действительно такая система - фигня.
    Akim
    1. cdrt 22 октября 2013 11:34
      Спасибо автору за просвещение. Но действительно такая система - фигня.я

      Не совсем согласен.
      Для РА, армии США, ВБ, Израиля и т.п.армий развитых стран да - фигня конечно, а как концепция для мятеж-войны (войны тачанок с соответствующей тактикой бей-беги) вполне так себе
      1. Akim 22 октября 2013 15:04
        Цитата: cdrt
        а как концепция для мятеж-войны (войны тачанок с соответствующей тактикой бей-беги) вполне так себе

        Так там и водосточная труба как пусковая для НУРСа сгодиться.
        Akim
  3. Lесник 22 октября 2013 11:12
    Очень интересный аппарат. Беглый огонь конечно он вести не в состоянии но в составе взвода-батареи должен быть очень эффективен, суммарный залп впечатляет, дешевый аналог РСЗО.
    Lесник
  4. Fotoceva62 22 октября 2013 12:00
    Ничто не ново под луной ,но немцы проблему решили лучше.16мин внезапно упавших на голову всяко страшнее 4-х.Выставлять в наше время эту поделку не решив проблемы заряжания можно было как концепт,а так идея неплохая.Некий аналог РСЗО только без демаскирующих признаков свойственных оной.Были и другие решения-например 82мм миномет с кассетным заряжанием который выпускался в осажденном Севастополе.
  5. Комментарий был удален.
  6. русс69 22 октября 2013 12:06
    Без автомата заряжания, ни какого толка, от сего девайся.
  7. Fotoceva62 22 октября 2013 12:17
    Немецкий вариант. В наше время разработчики могли бы и об автоматизации заряжания подумать. Во время ВОВ были и другие решения:1. 82 мм миномет с кассетным заряжанием,выпускался в осажденном Севастополе или другой вариант с установленными в кузове грузовика темя 82мм минометами.
  8. Drosselmeyer 22 октября 2013 13:32
    Грузовичок Unimog забрал бы, а трубы оставил австрийцам.
    Drosselmeyer
  9. Сибиряк 22 октября 2013 14:47
    Статью прочитал. Плюс. Но они там что нашу "КАТЮШУ" хотят модернизировать, времён второй мировой?
  10. makarov 23 октября 2013 03:34
    здравствуйте ув. коменты и пользователи. я человек на сайте новый, хотя еще во времена молодости печатная версия журнала была для меня интересна и поучительна. сейчас, с возрастом и опытом но не могу согласится с выводами ряда авторов материала, как например "Одной из главных проблем минометов является их сравнительно низкая скорострельность....". указанная "проблема" давно решена усложнением конструкции и ограничением ее мобильности. Ведь МИНОМЕТ, - он и в Африке МИНОМЕТ.
    makarov
  11. warriordima 17 января 2016 00:53
    Лучше думается был бы вариант барабанного типа и казённого заряжания автоматического.,миномёты по прежнему в строю и в современных войнах,но от одиночного ручного переносного,думаю уже давно пора отходить,как минимум сильным в военном отношении странам)).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня