«The Guardian» под колпаком

На днях стало известно, что британский премьер-министр никак не может успокоиться из-за разоблачений Сноудена. И правда: разоблачения публикуются не где-нибудь там в Китае или России, а в газете «Гардиан». Недавно Кэмерон чуть ли не лично командовал уничтожением жёстких дисков в редакции газеты, что впоследствии было иронично высмеяно: мол, премьер не знает, какие технологии хранения информации существуют в сетевом XXI веке. Алан Расбриджер, главный редактор «Гардиан», объяснил, что материалы хранятся у американских партнёров — потому что в США традиции свободы слова покрепче британских. Все эти заявления, видимо, показались главному хранителю лондонских секретов крайне обидными. И он начал новую кампанию против Расбриджера, которую подхватили некоторые конкурирующие с «Гардиан» газеты — «Дэйли Мэйл» и «Миррор». Вот она, борьба за место под солнцем…

«The Guardian» под колпаком



На отыскание вреда от секретных утечек Дэвид Кэмерон науськал парламентариев, а именно — комитет по внутренним делам. Задача этого профильного комитета — доказать, что публикация в газете засекреченных сведений нанесла ущерб национальной безопасности Британии.

В общем, родина оказалась в опасности, а Расбриджер и Сноуден стали смахивать на врагов британского народа.

Тем временем в Бразилии, где живёт сотрудник «Гардиан» Гленн Гринвальд (точнее — бывший сотрудник), развивались другие события. Гринвальд, получивший когда-то первые материалы от Эдварда Сноудена, решил расстаться с газетой и открыть собственное информационное агентство. Есть и другая информация: журналист будто бы подвизался в сайтопроекте миллиардера и основателя «eBay» Пьера Омидьяра (сайт будет связан с журналистскими расследованиями). Однако, последний проект существует пока лишь в планах. В любом случае, решение Гринвальда покинуть «Гардиан» наталкивает на мысль о том, что прогрессивному британскому изданию светит не happy end, а что-то противоположное, вроде финала мрачного триллера. В конце концов, коллегу и близкого приятеля Гринвальда (тоже из Бразилии) по имени Дэвид Миранда английские спецслужбисты не так давно сцапали в аэропорту «Хитроу», унизительно обыскали — и затем мучили девятичасовым допросом с пристрастием, словно какого-нибудь заматерелого террориста-головореза. Носители информации у корреспондента отняли, но никаких обвинений ему не предъявили. Короче говоря, демократия, права человека, свобода слова и так далее.

В ответ на историю с Мирандой, а также с жёсткими дисками Гленн Гринвальд заявил, что отныне примется писать «агрессивнее», нежели раньше, о правительственной слежке. Особенно не поздоровится в этом смысле Британии, заявил из Бразилии журналист, добавив, что «они» о своих действиях «пожалеют».

Дело было в августе, и с тех пор публикации в «Гардиан» продолжались. Расбриджер тоже заявлял на сайте газеты, что от разоблачительных публикаций не откажется. Он уточнял при этом, что часть материалов будут публиковать и заокеанские партнёры газеты — «Нью-Йорк Таймс», к примеру.

Эти два упрямца, видимо, довели Кэмерона до белого каления.

Что же такое раскопал Сноуден про «владычицу морей»?

На «Военном обозрении» уже сообщалось об этом. Речь шла о секретной программе «Tempora», реализуемой так называемым «Центром правительственной связи». Программа позволяет прослушивать телефонные разговоры и отслеживать электронные сообщения и будто бы кормит 850000 сотрудников как в Британии, так и в США, то есть соответственно в «Центре правительственной связи» и АНБ. Число работников не покажется фантастическим, когда узнаёшь, что «Tempora» обрабатывает миллионы и миллионы звонков и посланий, пропускаемых примерно через две сотни специальных высокоскоростных линий.

Андрей Хабаров («Вести») указывает, что «Темпора» держит под колпаком два миллиарда пользователей Интернета и ежедневно перехватывает до 600 миллионов телефонных звонков. Рассказывая о попытках правительства Британии наказать «Гардиан», журналист проводит параллель с известными событиями 70-х годов прошлого века, когда Дункан Кэмпбелл сообщил соотечественникам о сверхсекретной службе электронной разведки, работающей в партнёрстве с АНБ США. Уже в то время эти спецслужбы перехватывали сообщения по всему миру. Кэмпбелл доказывал, что подслушивающие организации в Великобритании вели себя как государство в государстве, вне всякого контроля. Журналиста за такое прямолинейное заявление, разумеется, арестовали. Сам Кэмпбелл потом говорил:

«За то, что я впервые рассказал об их существовании, меня хотели упечь на 30 лет в тюрьму. Это было после моих первых разоблачений. Пятнадцать лет спустя, когда я готовил программу для «Би-би-си» о деталях тайной операции по выводу на орбиту британских спутников-шпионов, на «Би-би-си» пришли с обыском. Обыски были у меня дома и в редакции журнала, где я работал. А директор «Би-би-си» был отправлен в отставку».


Нынче подобное происходит и с «The Guardian», полагает А. Хабаров.

Надо предполагать, добавим к этому, что правительство не отвяжется от редакции. Трудно предполагать, какое в точности будет принято решение и как затем накажут непокорного Расбриджера. Один непокорный — американский товарищ Сноуден — уже прячется где-то в Москве. А может, и в Тобольске — кто знает!.. Как бы то ни было, а ясно одно: Кэмерон сегодня проявляет не меньше упорства, чем главред «Гардиан». А это значит, что газета наказана несомненно будет. Пресса Великобритании должна получить весьма и весьма показательный пример, а общество должно уяснить, кто в стаде бараны, а кто — пастух. К тому же «Темпору» никто не отменял, а новые Сноудены мировым секретчикам не нужны. А некоторым британским газетам, притворяющимся лояльным правительственным кругам, не нужны конкуренты. Такая вот простая и понятная история, товарищи-господа.


Тем временем сайт опального издания переехал на другую доменную зону: с guardian.co.uk на theguardian.com.

Закончим всё же хорошими новостями.

Ассоциация сетевых новостей 19 октября присудила «The Guardian» две награды («Gannett Foundation Award for Innovative Investigative Journalism, Large» и «Gannett Foundation Award for Watchdog Journalism») за серию разоблачительных статей о деятельности АНБ США, написанных по материалам Э. Сноудена. Об этом сказано на сайте journalists.org.

«Военное обозрение» обещает следить за историей британской газеты, притесняемой душителями свободы слова.
Автор:
Олег Чувакин
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти