Планирующая бомба Henschel Hs-294 (Германия)

Еще в конце тридцатых годов немецкая фирма Henschel начала работы по теме т.н. планирующих бомб. В рамках этой программы предполагалось решить сразу две проблемы: значительно повысить точность попадания авиационных боеприпасов, а также обезопасить самолеты от огня зенитной артиллерии. Первым проектом фирмы Henschel в этой области стала управляемая планирующая бомба Hs-293. Она представляла собой небольшой самолет с дистанционным управлением по радиоканалу (в дальнейшем была создана проводная система управления) и твердотопливными ускорителями. В качестве боевой части ракеты использовалась незначительно доработанная осколочно-фугасная бомба SC-500. С августа 1943 года по август 1944-го летчики Люфтваффе провели несколько десятков налетов на корабли союзников с использованием бомб Hs-293. Большое количество кораблей было потоплено или повреждено.

Планирующая бомба Henschel Hs-294 (Германия)
Hs-293


Необходимо отметить, что использование бомбы Hs-293 против кораблей представляло собой в определенном смысле вынужденную меру. Еще в 1941 году фирма Henschel начала разработку специальной модификации Hs-293, предназначенной для уничтожения кораблей противника. Предполагалось, что новая планирующая бомба Hs-294 будет поражать корабли в наиболее уязвимую часть – в корпус ниже ватерлинии. Нетрудно заметить, что при таком способе атаки планирующая бомба могла стать одним из самых эффективных противокорабельных средств Люфтваффе, поскольку крупная пробоина в подводной части в подавляющем большинстве случаев приводит к гибели корабля.


При разработке новой противокорабельной бомбы широко использовался опыт, полученный на ранних стадиях проекта Hs-293, что соответствующим образом сказалось на облике нового боеприпаса. Бомба Hs-294 была построена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным крылом и вертикальным оперением малой площади. В качестве фюзеляжа планирующей бомбы использовалась боевая часть характерной конусообразной формы. Боевая часть общим весом 650 кг могла пробивать борта кораблей и подрывать цель изнутри. Однако достаточно мощная боевая часть имела крупные размеры, что привело к необходимости конструирования новой хвостовой части бомбы. В результате длина боеприпаса Hs-294 составила 6,15 метра. Для сравнения, бомба предыдущей модели имела длину 3,8 м.

В средней части к фюзеляжу-боевой части диаметром около 0,6 метра крепились консоли трапециевидного крыла размахом 3,96 м. Для управления по крену крыло оснащалось элеронами. В ранних версиях проекта под фюзеляжем, в районе крыла, располагались два бака для топлива и окислителя жидкостных ракетных двигателей. Сами двигатели Walter HWK 109-507 помещались в хвостовой части бомбы, под горизонтальным оперением. Хвостовая часть фюзеляжа бомбы вмещала в себя аппаратуру управления, в том числе приемник радиокоманд. Система управления приводила в действие рулевые машинки элеронов и руля высоты. Руль направления отсутствовал из-за сравнительно небольшой площади киля и подфюзеляжного гребня. На хвостовом оперении предусмотрели пиротехнический трассер, предназначенный для отслеживания перемещений бомбы и облегчения ее наведения на цель.

Планирующая бомба Henschel Hs-294 (Германия)


Противокорабельная бомба получилась достаточно тяжелой – при боевой части весом 650 кг общая стартовая масса боеприпаса составила 2175 кг. Такая разница в весе была обусловлена сравнительно тяжелой конструкцией плоскостей и других агрегатов, а также массой горючего.

В ходе первых испытаний, прошедших в конце 1942 года, было доказано, что новая управляемая противокорабельная бомба Hs-294 при сбросе с высоты около 5400-5500 метров способна поразить цель на дальности до 13-14 километров. Способ применения боеприпаса выглядел следующим образом. Самолет носитель Heinkel He-177 должен был находить цель и выходить на боевой курс. На достаточном расстоянии от цели (более 14-15 км) штурману-бомбардиру следовало навести на цель специальный визир и произвести сброс бомбы. После отцепки боеприпаса должен был включать ракетные двигатели и разгоняться до скорости около 880-900 км/ч. Топлива для двигателей «Вальтер» HWK 109-507 хватало лишь на 10 секунд работы, в течение которых они развивали тягу по 590 кгс. Далее штурман при помощи пульта управления должен был правильным образом навести бомбу на цель по методике трех точек. При этом правильной считалась такая атака, в ходе которой бомба на расстоянии в несколько десятков метров от корабля входила в воду под небольшим углом к поверхности. После попадания бомбы в воду от нее отделялись плоскости, баки и хвост, а боевая часть по инерции продолжала движение. По расчетам немецких специалистов, в момент попадания в подводную часть корабля боевая часть, движущаяся подобно торпеде, должна была иметь скорость около 250-300 км/ч. При такой скорости боевая часть могла пробить корпус почти любого корабля начала сороковых годов. Мощный заряд взрывчатого вещества завершал атаку, уничтожая корабль изнутри.

В силу некоторых причин в начале сороковых годов больший приоритет получил проект Hs-293, в ходе которого создавалась планирующая бомба с осколочно-фугасной боевой частью. Работы по этому боеприпасу позволили исправить некоторые недочеты в обоих проектах. Так, в ходе испытаний бомбы Hs-293 стало ясно, что технический персонал частей Люфтваффе не сможет обеспечить все условия, необходимые для эксплуатации сложных и капризных жидкостных ракетных двигателей. В связи с этим сперва Hs-293, а затем и Hs-294 получила новые ускорители WASAG 109-512, использовавшие твердое топливо. Характеристики тяги ракетных двигателей остались на прежнем уровне, но их производство и эксплуатация стали проще и дешевле.

Планирующая бомба Henschel Hs-294 (Германия)


Обновление бомбы Hs-294 с учетом опыта, полученного при испытаниях другого управляемого боеприпаса, позволило значительно повысить ее характеристики. Испытания и доводка противокорабельной бомбы продолжались до 1944 года. По имеющимся данным, планирующая бомба Hs-294 была принята на вооружение Люфтваффе в 1944 году, тогда же началось ее серийное производства. Согласно различным источникам, промышленность Германии успела изготовить 120-170 бомб этого типа. Несмотря на сравнительно крупную серию, бомба Hs-294 ни разу не применялась в реальной боевой обстановке. Произведенные боеприпасы использовались лишь на испытаниях и для обучения экипажей бомбардировщиков.

Основным носителем противокорабельной планирующей бомбы Hs-294 должен был стать бомбардировщик He-177. Габариты и характеристики этого самолета позволяли перевозить бомбу на внешней подвеске. Также рассматривалась возможность использования бомбардировщика He-111. Однако самым интересным носителем новой бомбы мог стать самолет Arado Ar-234. Из-за своих сравнительно небольших габаритов этот самолет должен был буксировать бомбу при помощи специальной жесткой системы. Этот вариант применения бомбы Hs-294 так и остался на чертежах.

Управляемая бомба Henschel He-294 изготовлялась серийно, но ни разу не применялась в бою. После окончания Второй мировой войны документация по немецким проектам управляемых бомб попала в руки союзников. Часть немецких наработок в дальнейшем использовалась в проектах, созданных странами-победителями.

Планирующая бомба Henschel Hs-294 (Германия)


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://luftarchiv.de/
http://ausairpower.net/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. avt 23 октября 2013 09:36
    Вообще то по заголовку я думал речь пойдет об управляемой по проводам свободнопланирующей бомбе ,,Фриц" ,которой немцы хорошо итальянский линейный флот приложили и английский линкор ,ну и которой ,,Саванну " прошили через артпогреб главного калибра .А тут крылатая ракета хеншелевская ,радиоуправляемая.
    avt
  2. Даос 23 октября 2013 11:01
    немцы как всегда "перемудрили" - идея с подводным ходом боевой части была красива теоретически но требовала недостижимой в то время точности наведения. Наши после войны пытались воспроизвести эту идею в КР "Щука" - но из нескольких десятков испытательных пусков добиться устойчивого подводного хода БЧ так и не удалось.
  3. Дядька 23 октября 2013 16:24
    Интересно, как она наводилась? Я читал о теленаведении, но во время 2-й мировой это очень круто.
    1. Даос 23 октября 2013 20:47
      Ну термин "теленаведение" в то время не относился к "телевидению" - а всего лишь обозначал "дистанционное управление". Успешные опыты с радиоуправлением в том числе и "воздушных торпед"(планирующих бомб) проводились в том числе и в СССР (вспомнить работы Бекаури). Но практикак показала слишком низкую эффективность такого наведения. Все эти устройства наводились т.н. называемым методом "трёх точек" - т.е. оператор наведения совмещал линию прицеливания удерживая цель в видоискателе прицела с трассером встроенным в хвостовую часть бомбы. Естественно такое наведение имело очень много проблем. Это и необходимость самолёту носителю лежать на боевом курсе до момента попадания в цель (что его самого могло превратить в лёгкую мишень) и ограничения по погодным условиям и времени применения. Банальная дымовая завеса могла лишить возможности прицеливания в принципе. И отставание падающей бомбы от летящего самолёта (именно поэтому прежде всего немцы воткнули на свою бомбу ускоритель... В общем "вундервафли" как всегда не получилось.
    2. Andriuha077 23 октября 2013 22:02
      Первые успешные испытания были проведены в августе 1944 года, с использованием аппаратуры наведения Seedorf 3 и Tonne 4a. Немецкие источники утверждают, что 255 были построены, и по крайней мере один источник утверждает, военный корабль Королевского флота был сбит HS-293D.
      hs 293 d
  4. uzer 13 23 октября 2013 19:39
    [немцы как всегда "перемудрили"]
    как раз хотел написать то же самое.Надо бы было просто сбрасывать эту бомбу с самолета,высоты только набрать побольше.Пролетев 14 км со снижением ,она и так хорошо разгонится без всяких двигателей,а идея прохождения под водой последнего участка траектории-это полный идиотизм.
    1. Удав КАА 27 октября 2013 12:08
      Цитата: uzer 13
      идея прохождения под водой последнего участка траектории-это полный идиотизм.

      Это самый эффективный способ отправить на дно НК, лишив его плавучести. Кстати, великолепно реализован в наших образцах оружия.
  5. leonardo_1971 23 октября 2013 21:42
    вовремя наши деды задавили Германию.немцы умный народ много у них было наработок.
  6. Altona 23 октября 2013 21:56
    Ну вот еще один привет из Второй Мировой в виде прообраза крылатой ракеты, с развитием технологий все эти идеи получили мощное продолжение... Компьютеры, микросхемы из кремния, ракеты и реактивные двигатели, беспилотники, самолеты с треугольным крылом как прообраз Шаттла...Ядерное оружие конечно тоже оттуда...
    1. Даос 24 октября 2013 12:21
      Война вообще стимулирует технический прогресс - а уж такая большая война стимулировала его особенно сильно. Более того, то что в условиях мирного времени будет расценено как техническая авантюра в условиях войны может получить путёвку в жизнь. Но не стоит думать что это немцы оказались вдруг такие уникальные. У них просто ситуация такая оказалась - ни на что кроме вундервафли рассчитывать не приходилось. Да и не изобрели они собственно ничего нового. Они скорее довели до производства то что было изобретено до них. Радары и асдики британия. Те же крылатые ракеты и телеуправление - СССР. И так далее по списку...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня