Тайная война Великобритании против России в 1904-1905 гг.

История Русско-японской войны 1904-1905 гг. довольно хорошо освещена, но мало кто из простых граждан России знает, что именно действия Англии (и США) в этой войне стали одним из главных факторов того, почему Россия потерпела формальное поражение. Военного поражения не было, Россия могла продолжать войну и одержать победу на сухопутном театре военных действий. Однако русское правительство поддалось на давление «миротворцев», главным образом США, и согласилось на мирные переговоры.

Союз Англии и Японии

Англия была в русско-японской войне формально нейтральна, но сделала буквально всё, чтобы Япония победила. 17 (30 января) 1902 года был подписан англо-японский договор, имевший антирусскую направленность. Договор давал Токио возможность начать войну с Российской империей при уверенности в том, что ни одна держава (к примеру, Франция, с которой Россия с 1891 года состояла в союзе) не окажет России вооружённой поддержки из опасения войны уже не с одной Японией, но и с Британской империей. Лондон обезопасил тыл Японии, она могла сосредоточить все силы для борьбы с Россией. Тыловую поддержку Японии обеспечивала мощная английская эскадра, дислоцированная в Вэйхайвэе. С 1900 года в её состав входило не менее 5 новейших броненосцев, а также крейсеры, миноносцы и другие суда. Интересен тот факт, что почти сразу после Цусимского поражения русского флота все пять британских броненосцев ушли с Дальнего Востока в метрополию. Эти корабли нужны были для сдерживания России.


Ещё до союза 1880-х годов британцы стали помогать строить японский флот. Япония должна была стать «тараном» Англии против Китая и России. В 1895 году японские правительство приняло первую обширную программу усиления своего военно-морского флота. Японцы собирались начать постройку боевых кораблей всех классов, в первую очередь основных кораблей тогдашнего флота — эскадренных броненосцев, броненосных крейсеров и эскадренных миноносцев, предназначенных для активных наступательных действий. Однако японская промышленность, и особенно судостроение, была ещё недостаточно развита, чтобы самостоятельно реализовать эту программу. Поэтому заказы на постройку кораблей разместили за границей. Англия стала главным помощником в создании ядра флота. За границей построили 4 эскадренных броненосца — все в Англии, 6 броненосных крейсеров 1-го ранга — в Англии и Франции, 5 крейсеров 2-го ранга — в Англии и США, 11 эсминцев — в Англии.

В 1896 году японские правительство, считая кораблестроительную программу 1895 года недостаточной, приняла дополнительную программу, рассчитанную на 10 лет. Она предусматривала главным образом строительство крейсеров и большого количества эскадренных миноносцев. Кроме того, запланировали сооружение и оборудование военно-морских баз и портов, которые должны были обеспечить боевую деятельность японского военно-морского флота в Желтом и Японском морях.

В июне 1903 года на специальном заседании японского парламента была утверждена третья кораблестроительная программа. 2 февраля 1904 года японские правительство заключило в Лондоне контракты с фирмами Виккерса и Армстронга на поставку двух эскадренных броненосцев «Касима» и «Катори» водоизмещением 16400 тонн каждый. За основу проекта были взяты английские броненосцы типа «Кинг Эдуард VII». Вооружение броненосцев было следующим: четыре 305-мм пушки, четыре — 254-мм, двенадцать пушек — 152-мм, ещё двенадцать — 80-мм. Эскадренные броненосцы заложили уже в феврале-апреле 1904 года, а в мае 1906 года они вступили в строй. Мощнейшие корабли были построены в очень короткие сроки.

Тайная война Великобритании против России в 1904-1905 гг.

Крейсер «Касуга».

Крейсеры

В предвоенный период Англия оказала Японии всестороннюю материально-техническую и военную помощь. Беспрецедентным в истории военного морского права стал провод английскими моряками под конвоем корабля королевского флота двух броненосных крейсеров из Италии в Японскую империю. В 1902 году итальянская фирма «Ансальдо» получила от Аргентины заказ на строительство двух броненосных крейсеров типа «Джузеппе Гарибальди». Головной крейсер типа «Джузеппе Гарибальди» был заложен 1894 году на верфи фирмы «Ансальдо» в Генуе для Аргентины. Для этой страны было построено 4 корабля. Один купила Испания, три вошли в состав итальянского флота. Первоначально аргентинские крейсера назывались «Митре» и «Рока», затем «Бернардино Ривадавия» и «Маонано Морено». Крейсеры имели водоизмещение в 7 628 т, максимальную скорость — 20 узлов и были хорошо вооружены. Они имели неплохие боевые качества при умеренной стоимости (порядка 700 тыс. фунтов) и быстрых темпах строительства, что делало их привлекательными для экспортных продаж, особенно если заказчик стоял на пороге войны.

За время постройки броненосных крейсеров произошли важные политические изменения: пограничный спор между Аргентиной и Чили разрешился мирным путем. Обе латиноамериканские страны обязались в 1902 году установить равновесие военно-морских сил. Ранее заказанные корабли подлежали перепродаже. Аргентина отказывалась от крейсеров, а Чили от двух заказанных в Англии эскадренных броненосцев типа «Суифтшюр» (они были сравнительно слабо вооружены, поэтому были приняты на вооружение английского флота как броненосцы II ранга).

К этому времени аргентинские корабли уже находились в высокой степени готовности, а в начале 1903 года были спущены на воду и чилийские броненосцы. Представители Чили и Аргентины, действуя через посредников, срочно стали искать покупателей. С учётом того, что русско-японские отношения к этому времени мало у кого вызывали сомнения о неизбежности скорой войны, Россия и Япония казались идеальными кандидатами на покупку боевых кораблей. Обе державы, особенно Япония, ускоренными темпами наращивали военно-морскую мощь. 28 ноября 1902 года вице-адмирал итальянского флота Кандиани направил личное письмо своему старому знакомому по службе в Средиземном море вице-адмиралу Николаю Скрыдлову (он с начала 1903 года возглавит Черноморский флот) с предложением фирмы «Орландо» продать заложенный для Аргентины броненосец водоизмещением в 12600 тонн. Скрыдлов доложил об этом начальнику Главного морского штаба вице-адмиралу Фёдору Авелану. Тот сообщил мнение управляющего морским министерством адмирала Павла Тыртова о том, что есть указание императора Николая II — строить корабли только на русских верфях.

В январе 1903 года Россия отказалась от приобретения уже спущенных на воду в Англии броненосцев. Они были предложены Петербургу чилийским правительством через торговый дом Ротшильдов. Чтобы в России не успели передумать, англичане приобрели корабли для собственного флота. В апреле 1903 года министр иностранных дел Владимир Ламсдорф направил управляющему Морским министерством Авелану донесение посольства в Риме: представители фирмы «Ансальдо» конфиденциально предложили русскому послу купить два чилийских броненосца. В начале августа фирма «Ансальдо» передала в Главный морской штаб предложение купить два броненосных крейсера. Однако начальник Главного морского штаба Зиновий Рожественский решил действовать на основании ранее принятых решений и сообщил, что Россия не намерена приобретать корабли. Рожественский был уверен, что достаточно обеспечить равенство сил русского флота с японским, полагая, что превосходство ни к чему и что достаточно плановых мероприятий (чрезвычайные меры не нужны). Русская кораблестроительная программа шла обычным порядком, войны в России особо не опасались. На Дальний Восток отправили только два очередных броненосца и два крейсера, из которых, несмотря на спешку, к началу войны в Порт-Артур успели прийти только эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян».

В ноябре Япония мобилизовала свой флот. В декабре 1903 года Главный морской штаб снова отклонил предложение уже аргентинского консула продать строившиеся в Италии крейсеры с полным боевым запасом. В результате практически уже готовые броненосные крейсера были куплены японцами. Япония не упустила своего шанса, в отличие от русского военно-морского ведомства. Оба корабля — в Японии их назвали «Касуга» и «Нисин» (броненосные крейсеры типа «Касуга») — стали наиболее современными броненосными крейсерами японского флота к началу Русско-японской войны и приняли в ней активное участие.

Что интересно, Россия могла перехватить новые японские крейсеры, но и здесь упустила свой шанс. К этому моменту на пути на Дальний Восток находился отряд русских кораблей под руководством контр-адмирала Андрея Вирениуса. В состав отряда входили: эскадренный броненосец «Ослябя», крейсера 1-го ранга «Дмитрий Донской» и «Аврора», крейсер «Алмаз», эскадренные миноносцы «Буйный», «Блестящий», «Быстрый», «Безупречный», «Бедовый», «Бодрый» и «Бравый», миноносцев №212, №213, №221, №222, три парохода Добровольного флота: «Орёл», «Саратов» и «Смоленск». Отряд отправился из Кронштадта на Дальний Восток. Броненосец «Ослябя» вышел из Кронштадта ещё вместе с крейсером «Баян». Крейсер благополучно добрался до Порт-Артура, а эскадренный броненосец из-за повреждений днища, полученных в Гибралтарском проливе, задержался и ремонтировался в Италии. В пути ряд кораблей не раз меняли направления, их гоняли по Средиземному морю. Только в конце декабря 1903 года отряд прибыл в Порт-Саид.

А между тем новые японские крейсера утром 27 января 1904 года покинули Геную и двинулись в Порт-Саид. Спешка была такая, что на «Ниссине» не завершили работы и не погрузили всё оборудование. Броненосные крейсеры шли под торговым флагом Англии, ими командовали английские офицеры резерва флота Пейнтер и Ли. Экипажи были в основном составлены из английских моряков и итальянских механиков, всего около 240 человек. Вирениус имел возможность перехватить японские крейсеры, которые не были боеспособны. Война как раз началась 27 января. Оба крейсера могли стать призом одной «Авроры» или «Дмитрия Донского». Россия имела возможность усилиться двумя крейсерами и ослабить военную мощь Японии. Конвоировавший японские крейсера английский броненосный крейсер «Кинг Альфред» (крейсер типа «Дрейк») был существенно слабее «Осляби». Английский крейсер водоизмещением 14 376 т, был вооружен 2 — 234-мм, 16 — 152-мм и 14 х 76-мм орудиями. А «Ослябя» имел на вооружении 4 — 254-мм, 11 — 152-мм, 20 х 75-мм орудий. Самое главное, Лондон ни под каким видом не собирался открыто воевать против России, а особенно за Японию, из-за каких-то крейсеров. Британские политики любили загребать жар чужими руками, а не вступать в открытый бой, который мог привести к плачевным результатам. Шансы на перехват японских крейсеров были, но их не использовали.

31 января 1904 года отряд Вирениуса наконец-то добрался до Джибути, где получил приказ из Петербурга возвращаться назад. Командующий Тихоокеанской эскадрой Степан Макаров решительно протестовал против этого решения, понимая, что Россия упускает отличную возможность усилить русский флот на Дальнем Востоке, но его мнение в расчёт не приняли. Задержка отряда и последующее возвращение на Балтийское море имели довольно серьёзные последствия для хода войны. Во-первых, была упущена возможность провести корабли во Владивосток. Японский флот весной 1904 года не мог уйти из Желтого моря и искать отряд Вирениуса по проливам — Сангарскому, Лаперуза, Татарскому и другим. К тому же по пути отряд мог вести крейсерскую войну, нарушая судоходство у Японских островов. Во-вторых, Тихоокеанская эскадра не получила необходимого ей усиления, и была упущена возможность начать крейсерскую войну. Япония — островная держава, и уже в то время она зависела от поставок ресурсов. Русские крейсеры могли нанести очень серьёзный удар по японской экономике.

В 1902 году из собственного сырья японцы выплавляли 240 тыс. тонн чугуна и добывали всего 10 млн. литров нефти. А потребность империи в этом же году составила 1850 тыс. тонн чугуна и 236 млн. литров нефти. Стоимость импорта черных металлов и металлоизделий в 1901 году составила 24,4 млн. иен, нефти и нефтепродуктов — 15 млн. иен, машин и оборудования для промышленности — 16,6 млн. иен, шерсти и шерстяных изделий — 12 млн. иен. Эти четыре группы товаров составляли более 54% всей стоимости японского импорта в 1901 году. Во время войны Япония получила почти всё тяжелые орудия из-за границы. В 1904-1905 гг. в Японию ввезли огромное количество различного вооружения, в том числе военно-морского, включая торпеды и даже подводные лодки. Крейсерская война могла серьёзно подорвать боеспособность Японии и даже вынудить её искать мира.

Тайная война Великобритании против России в 1904-1905 гг.

Эскадренный броненосец «Ослябя» покидает Бизерту, 27 декабря 1903 года.

Продолжение следует…

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 59
  1. FlyEngine 24 октября 2013 08:54
    Ну не сказал бы, что эта война тайная, даже в учебниках по истории современных пишут, что Великобритания активно поддерживала Японию в то время.
    1. Walker1975 24 октября 2013 15:32
      Вот и плакат в тему... Ничего не было тайным

      Под ним подпись:
      Посидим у моря, подождем погоды!
      Вишь, – какие страшные
      виднеются из-за японской спины;
      Должно-быть, это – его опекуны?..
      Заморские покровители!..
      Покурить, господа, не хотите-ли -
      нашей русской махорочки,
      что виднеется на горочке!..
      А это – тебе, Японец, игрушка - наша Российская пушка!..
      Ну, скорей – чтоль начинай,
      к нам на сушу вылезай!
      Сойдемся, – брат, по чести;
      а все-таки я посижу на этом месте!
      Докажу желтолицым врагам,
      что Бог на помощь нам!..
      Заступником!!!
      Соч. Д.Гусевъ

      А вот на счет "формальности" поражения тут можно поспорить. Ничего себе формальное поражение - 1 и 2 Тихоокеанская эскадра перестали существовать, Россия потеряла статус одной из мощнейших морских держав. Порт Артур пал. Японцы высадились на Сахалине.

      Что же тогда неформальное поражение? Потеря всей территории?
      Walker1975
    2. Benzin 24 октября 2013 16:34
      думаю.... что решающий этап сделала англия (бриты-без бороды) в части внедрения служившего при царском дворе тибетским врачом Жамсарана Бадмаева полковника японской разведки он очень умело использовал способности гришки распутина
    3. cdrt 24 октября 2013 22:31
      Цитата: FlyEngine
      Ну не сказал бы, что эта война тайная, даже в учебниках по истории современных пишут, что Великобритания активно поддерживала Японию в то время.


      Какая ж это тайная война - просто поддержка союзника Британии. Вполне публичная.
      Россия сама отказалась от кораблей, когда предлагали. Как обычно по причине благих намерений...
  2. demon ada 24 октября 2013 09:16
    Политика - это грязь
    demon ada
  3. 0255 24 октября 2013 09:22
    жаль, что Россия упустила свой шанс.
  4. Владимирец 24 октября 2013 09:31
    Если бы не башня главного калибра, "Ослябю" можно принять за круизный теплоход.
    1. Trapper7 24 октября 2013 10:28
      Ну да, его же специально высокобортным строили - для действий в любую погоду. Вспомните Коронель, когда "правильные" британские корабли даже не могли вести стрельбу из-за волн.
      1. УВБ 24 октября 2013 11:23
        В серии броненосцев типа "Пересвет" вооружение и бронирование было принесено в жертву большей автономности и дальности плавания. Им бы скорость повыше на 2-3 узла и были бы сильнейшими броненосными крейсерами в мире на то время.
        1. Yarik 24 октября 2013 19:14
          А "Победа"(не помню точно, может "Пересвет")еще и самым "дальнобойным" броненосцем 1-й эскадры.Ирония судьбы-японские "Ниссин" и "Кассуга",так и не приобретенные Россией,тоже.Их Того в линию ЭБР ставил.
    2. Sturm 24 октября 2013 11:25
      Это скорее всего из-за викторианской окраски, принятой в то время для кораблей РИФ находящихся в заграничном плавании.
      Sturm
    3. Комментарий был удален.
  5. Коляныч 24 октября 2013 09:46
    Тут надо иметь в виду,что в то время премьер-министром был Граф Витте - являвшийся агентом мировой финансовой закулисы. Это же он убедил Николая II ввести так называемый "золотой рубль", т ем самым привязав оценку русской национальной валюты к спекуляциям на Лондонской золотой бирже. Это он впоследдствии полписывал Сан-Франциский мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин отходиля Японии. за что получил прозвище "Граф Полусахалинский".
    Так что вот такие странные и нелогичные,казалось бы, приказы.исходящие для русских кораблей накануне нападения Японии - вовсе неудивительны. "Пятая" колоонна в высших эшелонах власти поланомерно готовила поражение России в предстоящей войне
    Коляныч
    1. nov_tech.vrn 24 октября 2013 12:58
      ну западники в России пятая колонна с незапамятных времен, особенно если учитывать родственные связи правящей семьи
    2. cdrt 24 октября 2013 22:39
      Цитата: Коляныч
      Тут надо иметь в виду,что в то время премьер-министром был Граф Витте - являвшийся агентом мировой финансовой закулисы. Это же он убедил Николая II ввести так называемый "золотой рубль", т ем самым привязав оценку русской национальной валюты к спекуляциям на Лондонской золотой бирже. Это он впоследдствии полписывал Сан-Франциский мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин отходиля Японии. за что получил прозвище "Граф Полусахалинский".
      Так что вот такие странные и нелогичные,казалось бы, приказы.исходящие для русских кораблей накануне нападения Японии - вовсе неудивительны. "Пятая" колоонна в высших эшелонах власти поланомерно готовила поражение России в предстоящей войне


      Хм...а доказательства?
      В виде ссылок на уважаемые источники, например академические.
      Ну и так, в виде деталей ЕМНИП - военный министр не подчинился председателю комитета министров.

      Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью.
      Бритва Хэнлона однако
  6. Sturm 24 октября 2013 11:23
    Очень интересная статья, ждем продолжения
    Sturm
  7. Dimon-chik-79 24 октября 2013 12:02
    Ох уж этот Николай II, накосячил по полной и... стал святым
  8. Максимус-22 24 октября 2013 12:51
    Цитата : Военного поражения не было, Россия могла продолжать войну и одержать победу на сухопутном театре военных действий. Однако русское правительство поддалось на давление «миротворцев», главным образом США, и согласилось на мирные переговоры.
    Было нечто более ужасное для страны чем военное поражение. Правительство пошло на переговоры в связи с Первой русской революцией. Это мне напоминиет классическую ситуацию с Германией в 1918-м году. Там тоже военного поражения небыло. Войска нахадились во Франции и Бельгии . Заключён БРЕСТ-ЛИТОВСКИЙ мирный договор. Россия из войны выпала окончательно. Больше ничего Германии в востока не угражает. Более того , ресурсы Украины , Белоруссии и Прибалтики усиливают немецкую экономику. Но внутрение проблемы заставили немцев подписать Версальский мирный договор...
    Максимус-22
  9. DDHAL 24 октября 2013 12:56
    На эту тему много уже опубликовано, включая этот сайт.
    Совершенно очевидно, что войну проиграла не Россия, а недальновидность ( или умысел) назначенцев, игнорировавших очевидные возможности для изменения хода событий. Что касается царя - один человек всегда получает субъективную информацию от окружения и ему можно вменить то, что он окружил себя односторонними интерпретаторами, а следовательно совершал ошибки одну за другой.
    Нашу страну всегда на протяжении истории подводил хреновый менеджмент, к счастью компенсируемый талантом полководцев, но всегда оплаченный человеческими жизнями......
    DDHAL
  10. УВБ 24 октября 2013 13:34
    Цитата: Sturm
    Это скорее всего из-за викторианской окраски, принятой в то время для кораблей РИФ находящихся в заграничном плавании.

    Викторианская окраска- это черный корпус, белые надстройки и башни и желтые трубы. А для загранплавания (естественно, в мирное время) корабли окрашивались полностью в белый цвет с желтыми трубами.
    1. Sturm 24 октября 2013 14:54
      Все правильно, согласен. Ошибся.
      Sturm
  11. УВБ 24 октября 2013 14:13
    В июне 1903 года на специальном заседании японского парламента была утверждена третья кораблестроительная программа. 2 февраля 1904 года японские правительство заключило в Лондоне контракты с фирмами Виккерса и Армстронга на поставку двух эскадренных броненосцев «Касима» и «Катори» водоизмещением 16400 тонн каждый. За основу проекта были взяты английские броненосцы типа «Кинг Эдуард VII». Вооружение броненосцев было следующим: четыре 305-мм пушки, четыре — 254-мм, двенадцать пушек — 152-мм, ещё двенадцать — 80-мм. Эскадренные броненосцы заложили уже в феврале-апреле 1904 года, а в мае 1906 года они вступили в строй. Мощнейшие корабли были построены в очень короткие сроки.
    Еще во время русско-японской войны в С-Петербурге было начато строительство еще более мощных, последних российских броненосцев- "Андрей Первозванный" и Имп. Павел I" водоизмещением 18590 т, вооружение 4-305мм, 14(!)-203 и 12-120мм. Это были первые корабли, имевшие полностью(!) бронированные борта без единого иллюминатора. К сожалению, это были корабли уже для прошедшей войны, наступила эра дредноутов.
    1. УВБ 24 октября 2013 14:32
      Это вдогонку к моему комментарию, сразу забыл добавить. (Можно увеличить)
      1. Sturm 24 октября 2013 15:00
        Корабли были мощные для своего времени, но несколько опоздали со своим появлением. Уже подпирали дредноуты. Да и недостатков хватало - например с условиями обитаемости экипажа на них было плоховато (непродуманность системы вентиляции).
        Sturm
    2. Yarik 24 октября 2013 20:09
      Скорее так:это были корабли,неплохо защищенные от ФУГАСНЫХ снарядов прошлой войны, а возможно и первой мировой.Бронебойные их пояс в любом месте прошивали бы в 14-м году.Ну, может не со всех дистанций, но начиная с 305-мм точно!Не этот ли факт стал основополагающим при выборе "Слава" при Моонзунде вместо "Павла"?Канал-то при желании могли заранее подуглубить, если уж говорить о сравнительной осадке?
      1. Sturm 25 октября 2013 14:23
        Насчет Моонзунда все проще- банально берегли новые корабли. "Слава" и "Гражданин" считались устаревшими, их потеря не была так страшна, как потеря новых, которых по сравнению с немецким флотом и так было мало.
        Sturm
      2. Комментарий был удален.
  12. BledOne2012 24 октября 2013 15:57
    Может хватит винить в своих проблемах других?
    BledOne2012
    1. cdrt 24 октября 2013 22:42
      Цитата: BledOne2012
      Может хватит винить в своих проблемах других?


      Искать причины проблем в себе - не наш метод laughing
  13. alekseyal 24 октября 2013 17:18
    Этой теме посвящена одна из глав книги Н.Старикова «Кто финансирует развал России. От декабристов до моджахедов»
    Любителям конспирологических схем и поклонникам теории заговора читать ее не рекомендуется. Потому, что на этих страницах можно найти только факты.
    http://nstarikov.ru/books/154

    Глава 9. Почему революционеры очень любили японцев, а потом стали грабить банки.

    Очень часто можно слышать о том, что неудачный ход русско-японской войны вызвал в России революционный взрыв. И этот штамп стал настолько расхожим, что в его смысл мы уже перестали вдумываться. А действительно, что же такого страшного принесла русско-японская война населению нашей страны? Каким образом выстрелы японских пушек под Мукденом сделали невыносимой жизнь петербургских и одесских рабочих?

    Эта глава выложена в свободном доступе
    http://nstarikov.ru/old/dm09.htm
    alekseyal
    1. Walker1975 24 октября 2013 22:52
      Цитата: alekseyal
      А действительно, что же такого страшного принесла русско-японская война населению нашей страны? Каким образом выстрелы японских пушек под Мукденом сделали невыносимой жизнь петербургских и одесских рабочих?


      Да ладно. Тут переживают из-за поражения команды, люди скорбят, когда погибло 10 человек в теракте, а 100 - шок, 1000 - трагедия и желание покарать виновных. В Афгане всего погибло до 15 тысяч, а какой эффект, а вспомните у Американцев какие были протесты против Вьетнамской войны. А тут только под Мугденом 75 тысяч полегло, а сколько еще погибло за войну, а раненые... И они чьи то друзья, родственники, соседи.
      Walker1975
  14. Motors1991 24 октября 2013 17:54
    Я думаю,Россию подвела самоуверенность,ведь еще 50-т лет назад у японцев флота не было,были парусные кораблики для рыболовли и каботажного плавания.Посему бытовало мнение,что мы макакам надаем,пусть только сунутся.Но в реальности получилось наоборот:макаки надавали коекакам.
    1. Улан 24 октября 2013 18:19
      Это несомненно имело место.
      Улан
    2. cdrt 24 октября 2013 22:45
      Цитата: Motors1991
      Я думаю,Россию подвела самоуверенность,ведь еще 50-т лет назад у японцев флота не было,были парусные кораблики для рыболовли и каботажного плавания.Посему бытовало мнение,что мы макакам надаем,пусть только сунутся.Но в реальности получилось наоборот:макаки надавали коекакам.


      И нас в 1904-1905 и британцев в ВМВ подвел примитивный тупой расизм.
      Где это видано, что желтые макаки победят наследников суворовских чудо-богатырей и потомков солдат Веллингтона...
      Оказалось, что и на море макаки воюют лучше русских, на суше - не хуже наших и британцев.
  15. Улан 24 октября 2013 18:03
    Если не ошибаюсь переговоры о покупке итальянских броненосных крейсеров велись.Однако ведший их адмирал Абаза запросил у итальянцев лично для себя большую "комиссию". По нынешнему "откат". Итальянцы отказали.Однако дело было обставлено так будто эти корабли для нашего флота не подходят.
    Кроме того была совершена ошибка в сроках готовности японского флота и следовательно в начале войны, которое полагали не ранее 1905 года.Отсюда и неготовность броненосцев типа "Бородино" .Пятый из них "Слава" вообще достроили после войны.
    Несомненно негативнейшую роль в течении войны сыграла гибель командующего Первой Тихоокеанской эскадрой адмирала Макарова на броненосце "Петропавловск".
    Из-за неправильного определения сроков войны, не смогли вовремя построить крупнотоннажный док в Порт-Артуре для ремонта броненосцев и крейсеров и провести дноуглубительные работы в проходе между внешним и внутренним рейдом в Порт-Артуре.В результате эскадра могла выходить в море всего два раза в сутки во время приливов.
    О подлости англичан говорит и случай с "Варягом". Чемульпо был нейтральный порт и неприкосновенность в нем кораблей охранялась международным законодательством.
    Японцы пошли на грубейшее нарушение международного права, пытаясь заставить Руднева сдаться.Грозя при этом атаковать русские корабли прямо в порту.
    Старшим на рейде был командир английского крейсера "Тэлбот".
    Тот вместо того чтобы поставить японского адмирала Уриу на место, вызвал Руднева и предупредил что ,если русские корабли не уйдут, то все иностранные военные корабли покинут порт, чтобы не подвергать себя опасности во время японской атаки.
    Руднев был вынужден вывести корабли в море и принять бой в невыгодных условиях в стесненном фарватере, где возможность маневра и скорость были ограничены.
    Руднев просил, чтобы английский крейсер сопроводил его до нейтральных вод.Однако англичанин отказал.
    Кстати английский крейсер был единственным , который не принял на борт после боя , раненых русских моряков.Англичане не оказали никакой помощи, они были весьма раздасадованы что "Варяг" не достался японцам целехоньким.
    Улан
    1. Motors1991 24 октября 2013 19:08
      На момент японского ультиматума ,Чемульпо уже фактически был захвачен японцами,а Рудневу надо было не бегать по иностранным кораблям за помощью о поддержке,а вырываться ночью,как только вернувшийся Кореец доложил о враждебных действиях японского флота.Именно так поступил в начале Крымской войны капитан Авроры Изыльметьев,когда за несколько часов до объявления боевых действий ночью ускользнул из под надзора анго-французской эскадры.
      1. Yarik 24 октября 2013 19:28
        Надо было,конечно,ночью для прорыва воспользоваться,да вот вопрос, сумели бы пройти достаточно узким и извилистым фарватером?Думается, в качестве стационера надо просто было посылать что-нибудь менее ценное.У американцев там канонерка,вроде,была?Вот какого-нибудь "Гиляка"там и держали бы....
        1. Motors1991 24 октября 2013 20:24
          Японский крейсер,Ниитака по-моему сумел ночью выйти в море,на Варяге и не заметили,что мешало русским морякам сделать тоже самое,только одно безынициативность Руднева.Вообще в этом плане русско-японская война показательна,практически на каждом ее этапе японцы владели инициативой,что на суше ,что на море.Единственный случай,когда подорвались на минах японские броненосцы и то не сумели воспользоваться.
          1. Pancho 24 октября 2013 22:40
            Где—то читал (не смог потом найти) как японская кав.дивизия имела боестолкновение с казаками,скорее всего уссурийскими,в результате чего была напрочь вырезана.Император после этого издал указ,чтобы впредь меньше чем 2к 1 с казаками не связывались.Да,забыл упомянуть,что наших было численно гораздо меньше,но навешали знаменитым самураям по самое не балуйся.
            1. Walker1975 24 октября 2013 22:55
              Казаки всегда считались прекрасной легкой кавалерией. Если бы война решалась только кавалерией...
              Walker1975
          2. Yarik 25 октября 2013 19:57
            Не воспользовались случаем,да.Но тут 2 момента(на мой взгляд, возможно ошибаюсь).Во-первых,безынициативность Витгефта(назначенного,между прочим Алексеевым-"за наших мест гения,Алексеева Евгения!"),во-вторых разводить пары и готовиться к выходу на внешний рейд при наличии тьмы шпионов?Да япы просто не подходили бы,как обыкновенно делали, к Артуру для бомбардировки.
      2. Улан 25 октября 2013 15:42
        Легко сегодня давать советы. А война еще не была объявлена. Командующий эскадрой Старк запретил Рудневу уходить из Чемульпо. Кроме этого Руднев был подчинен российскому консулу, который тоже долго не давал добро на выход.
        Давайте теперь поливать грязью этого достойнейшего человека и моряка.
        Руднев так же был обязан сообщать о своих действиях старшему на рейде.
        Не забывайте что войны еще не было, а "Варяг" исполнял дипломатическую миссию.
        Улан
        1. Cristall 25 октября 2013 22:36
          Руднев подчинен был Павлову(русскому консулу в Корее)
          Японцы ничего не выдвинули русскому консулу, но заблокировали связь. Руднев не мог самостоятельно уйти--оставив консула, отряд охраны и вверенных ему Корейца и Сунгари! Консул тоже был в неведении приказов Петербурга.
          О чем речь вообще? Руднев капитан стационера--они все подчинены консулам и начальству. Самостоятельный шаг по прорыву он мог принять только после официального ультиматума Уриу! Напомню что японцы еще и войну странно обьвили...так сказать в своем традиционном стиле--внезапно напав(Китай, Россия, ЮВ Азия и под конец-США потом припомнили в Перл Харборе)
          Рудневу можно было пенять на нерешительные действия по международному праву. Но разве русские начинают прикрываться договорами и бумажками которые ничего не стоят против грубой силы?* Он поступил правильно.
  16. Слава333 24 октября 2013 18:38
    В статье ничего не сказано об огромных суммах потраченных Англией и США на организацию в России революции 1905 года.
    Если кто не знает революции 1917 года тоже в основном финансировали не немцы а наши союзнички - Англия, США и Франция.
    Слава333
    1. Cristall 25 октября 2013 23:25
      в декабре 1904 года военный министр США Уильям Тафт обещал дать Японии кредит
      какие точно суммы-история умалчивает, но как только перекрыли кредитную линию-Японцы вести войну не могли. Забавно что Рузвельт настоял на перемирии зная что бесконечно кредитовать Японию не мог. Поэтому настойчиво уговаривал Россию на перемирие чтобы банально не кредитовать.
  17. chenia 24 октября 2013 18:45
    Цитата: Максимус-22
    Но внутрение проблемы заставили немцев подписать Версальский мирный договор...


    Ну это в смысле, Ленин вернул долг Германского ГШ (ровно через год), надо же до конца договаривать.
  18. voliador 24 октября 2013 19:17
    Эти крысы островные во все века нам подляны делали. Буду очень рад, если сможем им как-нибудь хвост прижать, а лучше вообще - пенделя под зад отвесить.
    1. Yarik 24 октября 2013 19:33
      Аксиома-"англичанка всегда гадит".
  19. Guilty 24 октября 2013 20:56
    никогда не мог понять-а где Варяг подвиг-то совершил? Вышел один против эскадры? Так мы всю жизнь таким макаром воюем, то одно орудие колонну сдерживает, то 28 человек Москву спасают. Корабль утопили, чтобы врагу не достался? Так ведь достался.Командир экипаж спас от потерь? Небогатов 2000 жизней спас, в плен сдавшись. Правда, 10 лет каторги получил и всеобщее презрение за малодушие. Короче-неувязочка с подвигом. Рядовой боевой эпизод-соглашусь. Но подвиг? А многие ли, воспевающие "Варяга", знают о "Рюрике"?
    1. olviko 25 октября 2013 08:34
      " никогда не мог понять-а где Варяг подвиг-то совершил? "

      Да , тайна сия велика есть ! Не расстраивайтесь , не Вы один . Весь Запад уже сколько веков понять не может , все о загадочной русской душе толкуют . Наверное есть что то в таких понятиях как патриотизм , честь , воинский долг .Хотя в наше время в ходу другие понятия ...
      olviko
      1. Guilty 25 октября 2013 14:43
        Да дело не русской душе, которую никто понять не может, тем более сами русские. Дело в возвеличивании того, что великим даже с натяжкой не назовешь. Руднев утверждал, что крейсер сильно поврежден. 7-11 пробоин-сильные повреждения? Потери 31 ч. убиты, более 100 ранены из 700 членов экипажа. Для корабля подобного класса это не повод выходить из боя. Двигатель хреновый? А как же тогда крейсер от Владика до Мурманска дошел в 1916? Так что подвигом то как то и не пахнет, вот я о чем. Кстати, хочу изучить эпизод с Варягом более подробно, со всех сторон. От закладки до последней буксировки. Если кто поможет с материалами, буду очень благодарен drinks
        1. Улан 25 октября 2013 15:49
          Нда...ну что тут скажешь.Действительно подумаешь что практически вся артиллерия вышла из строя, что почти не осталось снарядов,крейсер почти потерял ход, но это не повод выйти из боя.Вот вояки липовые, нет бы на таран.Как дали по всей макакиной эскадре. Я так понимаю что Вы лично совершили какой-нибудь супер героический поступок, сняли кошку со шкафа и на этом основании теперь судите кто совершил подвиг а кто нет.
          Вот давайте изучите подробно со всех сторон, чтобы не выносить подобных поспешных и необъективных суждений.
          А потом поделитесь с нами.А то не изучал но что-то слышал, а потому на подвиг это не тянет.
          Улан
  20. Мирный военный 24 октября 2013 23:53
    Меня заминусуют, но острейшей бедой РИ стали боеприпасы.
    Не понятно почему, но, как МО, как Адмиралтейство, как лично контр-адмирал Макаров (далеко не наивысшие звание и должность) были за облегченные снаряды вообще (ВВ значительно меньше, чем у всех остальных), да и их качество, в отличии от японской "шимозы", было, гораздо хуже.
    Мирный военный
    1. Улан 25 октября 2013 15:52
      Почему же минусовать? Я читал что кроме этого какой-то чиновник морского ведомства додумался в снарядах для Второй эскадры иметь влажность пороха в три раза выше, на том основании что эскадра пройдет в тропических широтах и могут быть возгорания.
      Утверждается что из-за этого значительная часть снарядов при попадании не взрывалась.
      В Первой Тихоокеанской эскадре таких проблем не было.
      Улан
      1. Guilty 25 октября 2013 17:07
        В "Цусиме"
  21. Мирный военный 25 октября 2013 00:18
    P.S.
    Коллеги, сравните британский/японский "Асахи", британский/японский "Асахи" и т.д.
    И наш "Ослябя"...
    Мирный военный
    1. shurup 25 октября 2013 02:11
      А что тут сравнивать? На такой дистанции "Ослябя" из "Асахи" дуршлаг сделает.
      Сравните лучше с "Цесаревичем" или неперегруженным углём "Бородино".
    2. Trapper7 25 октября 2013 10:36
      А что "наш Ослябя"? Наш Ослябя изначально рассматривался как корабль-рейдер с большой дальностью плавания и прекрасными мореходными характеристиками. И почему именно с Асахи? Давайте лучше сравним с Фудзи! Вот этот шедевр - 152мм. артиллерия - открытая, броня башен - картонная. Что за трюки - сравнивать сильнейшее со слабейшим? Тип Асахи был лучшим японским кораблем, тип Ослябя - слабейшим русским броненосцем. Даже Петропавловск вполне выдерживал дуэль с Асахи, не говоря уже про Цесаревич или Ретвизан. Ваши методы сравнения - никудышны.
    3. Sturm 25 октября 2013 14:35
      Так это- "Микаса", Но один фих
      Sturm
  22. Мирный военный 25 октября 2013 00:31
    P.P.S.
    Лыко в строку:
    Мирный военный
  23. Максимус-22 25 октября 2013 03:05
    Цитата: Мирный военный
    Меня заминусуют, но острейшей бедой РИ стали боеприпасы

    Почему заминусуют ? Это известный факт.
    Максимус-22
  24. Jellyfish 25 октября 2013 07:21
    Варяг, если не ошибаюсь, был потоплен командой после после того как расстрелял все боеприпасы, во время сражения с превосходящими силами японцев в Порт-Артуре, современный Китай город Люйшунь. Сам город был сдан после продолжительный боев.
    Навално-чириково-новодворские сто летней давности слали поздравительные телеграммы с победой японскому послу.
    Jellyfish
    1. Walker1975 25 октября 2013 13:43
      Цитата: Jellyfish
      Варяг, если не ошибаюсь, был потоплен...


      Потом поднят японцами, переименован и поставлен в строй, потом выкуплен Российской империей и отправлен на модернизацию, но... грянула революция, деньги на содержание и модернизацию корабля не перечисляли и, в конце концов, корабль порезали на металлолом.

      Кстати, во время 1 мировой войны Япония была на стороне Антанты. И Россия выкупала по завышенным ценам свои же корабли, поднятые японцами.
      Walker1975
      1. Улан 25 октября 2013 15:59
        Поднят.Но крейсер был в таком плачевном состоянии, что даже продолжительный ремонт не мог возвратить его боевых качеств.
        В результате японцы все же включили его в состав своего флота под названием "Соя", но не как боевую единицу, а как учебный корабль с другим составом вооружения.
        Улан
    2. Улан 25 октября 2013 15:56
      Корабль потерял практически всю артиллерию.Если не ошибаюсь и 12-ти шестидюймовок осталась только одна.Имел сильный крен, массу пробоин, потерял ход, периодически возникали пожары.
      Улан
    3. murriou 3 августа 2016 00:37
      Цитата: Jellyfish
      Варяг, если не ошибаюсь, был потоплен командой после после того как расстрелял все боеприпасы, во время сражения с превосходящими силами японцев в Порт-Артуре

      Ошибаетесь, и даже много в чем laughing
      1. Бой "Варяга" и "Корейца" был при Чемульпо, в Корее.
      2. Расстрел боеприпасов - вранье Руднева, одно из многих.
      Реально, было израсходовано всего 160 снарядов 152 мм вместо 500+, приписанных Рудневым в его рапорте, и примерно такое же число снарядов противоминного калибра 75мм и 47мм вместо опять же приписанной другой полутысячи.
  25. Ols76 25 октября 2013 07:53
    Очень интересная статья, автору зачет.
  26. казак23 25 октября 2013 22:35
    Ту войну проиграли не моряки с солдатами а командование которое сдавало корабли направо и налево очень редки случаи когда корабль до последнего вел бой а напоследок ещё мог и на рифы выкинуться. Мой прадед (капитан 2 ранга)во избежания позора плена покончил собой на палубе хотя командованию была гарантированна жизнь чего не скажешь о моряках и солдатах. Вот тогда и произошла первая революция на броненосце "ПОТЁМКИН". А тем кто говорит что мы проиграли ту войну советую почитать "порт Артур" японцы там прозрели а в маньчжурии их заключённые рвали и метали . Русско-японскую войну проиграли как всегда командующие которые живут ради себя а не ради Отечества так что СЛАВА морякам, солдатам и зекам )))!!!
    казак23
  27. Cristall 25 октября 2013 23:40
    После того как Турция и Швеция были полностью истощенны и больше не угрожали интересам Петербурга, Лондон взялся за молодую поросль-Японию
    Впрочем Вашингтон и Лондон обоюдно вскормили кредитами поддержкой, специалистами и прочим Токио.
    Японцы без зазрения совести попрали нормы международного права и никто им ничего не сказал...
    Жаль что нельзя было топить все американские и английские корабли--из за опасности объявления войны. Да и крейсерской войны из за этого не получалось. Как можно вести войну-если столько врагов внутри и снаружи?
    Хотя повторюсь--на конец 1905 людские ресурсы и материалы для войны подходили к концу. Японцы не могли продолжать войну. Банально не с тем связались РИ могла выдержать долгую войну а ЯИ не могла...да и кредиты закончились.
    Вашингтон подсуетился ну и революция и внутренние враги одолели общее настроение было вовсе не как в Отечественную
  28. Guilty 26 октября 2013 07:50
    Цитата: Улан
    Почему же минусовать? Я читал что кроме этого какой-то чиновник морского ведомства додумался в снарядах для Второй эскадры иметь влажность пороха в три раза выше, на том основании что эскадра пройдет в тропических широтах и могут быть возгорания.
    Утверждается что из-за этого значительная часть снарядов при попадании не взрывалась.
    В Первой Тихоокеанской эскадре таких проблем не было.

    Речь шла о пироксилине, а не порохе. На самом деле, такое было.
  29. ignoto 26 октября 2013 17:51
    Пироксилин по фугасности превосходил так называемую шимозу,а заодно лидит и менилит в 1,45 раза
    По влажности пироксилина полной ясности нет.
    К тому же, большая часть снарядов для второй эскадры пришла из Германии.
    Информация эта не новая, содержится в нескольких монографиях посвященных отдельным кораблям второй эскадры.
    Почему из Германии? Потому, что только Германия и Россия снаряжали снаряды пироксилином, остальные не смогли разработать и освоить такую технологию.
    Про подвиг Варяга ,как и про сам крейсер написано уже очень много.
    Руднев потерял корабль бездарно, не использовав его возможностей.
  30. murriou 3 августа 2016 00:31
    Цитата: Улан
    Кстати английский крейсер был единственным , который не принял на борт после боя раненых русских моряков.

    Вы все напутали. Как раз на "Тэлботе" было размещено 273 русских моряка - больше, чем на любом другом из иностранных кораблей.

    Отказалась принимать русских моряков американская канлодка. При этом, без каких-либо политических причин: 1. у них было мало места 2. Они запросили разрешение руководства и не успели получить ответ.

    Цитата: Улан
    Англичане не оказали никакой помощи, они были весьма раздасадованы что "Варяг" не достался японцам целехоньким.

    Вообще-то он как раз достался японцам целехоньким, и даже с корабельной документацией. Руднев затопил корабли на самом мелком месте, в отлив корпус почти полностью выходил из-под воды. Фотографии есть в избытке.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня